Секреты орфоэпии

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты орфоэпии

Манто М.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (МБОУ СОШ №7 г.Туймазы РБ)
Тимирбулатова А.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (МБОУ СОШ №7 г.Туймазы РБ)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великий и могучий русский язык, один из красивейших и богатейших языков мира. Мы гордимся, что можем разговаривать на языке великих писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского… И наша главная задача сохранить это богатство и красоту родного языка. А как это сделать?

Актуальность работы заключается в том, что мы должны научиться соблюдать орфоэпические нормы и говорить правильно, без ошибок. К сожалению, мы не часто слышим правильную речь. Всё чаще в средствах массовой информации: на телевидении, радио, Интернет-вещании, в газетах и журналах встречаются речевые ошибки, которые так легко запоминаются. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий на всероссийской проверочной работе в конце 4 класса, а в будущем – на экзаменах после 9 и 11 классов. Нам стало интересно, а как соблюдаются нормы ударения, и какие ошибки допускаются учащимися чаще? Как предупредить появление орфоэпических ошибок?

Цель: изучить состояние норм ударения, исследовать появление орфоэпических ошибок в речи учащихся начальной школы.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

Познакомиться с понятием орфоэпические нормы произношения.

Изучить особенности ударения в русском языке.

Выявить пути исправления орфоэпических ошибок.

Узнать о системе работы по формированию орфоэпических норм.

Провести исследование о состоянии норм ударения в речи школьников через анкетирование по проблеме правильного произношения слов.

Провести экспериментальную работу по соблюдению орфоэпических норм ударения.

Объект исследования: устная речь.

Предмет исследования: орфоэпические ошибки.

Гипотеза: для успешной сдачи всероссийской проверочной работы по русскому языку в начальной школе необходимо уделять большое внимание орфоэпическим нормам ударения.

Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: результаты помогут ребятам следить за грамотностью своей речи, могут быть использованы на классных часах, уроках русского языка, внеклассных мероприятиях.

Методы исследования: изучение теоретической литературы;анализ материалов в сети Интернет;опрос;анкетирование, обработка результатов, обобщение, систематизация.

База исследования: учащиеся 3 и 4 классов ФМБОУ СОШ №7 г. Туймазы – «ООШ №9 г. Туймазы».

Глава I. Нормы ударения в русском языке

I.1. Орфоэпия. Нормы произношения слов

Чтобы хорошо говорить, необходимо говорить правильно, то есть соблюдать языковые нормы. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать?

По толковому словарю С.И. Ожегова «Норма (нормы) [лат. norma] – общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо), образец поведения или действия» [4]. Значит «нормы ударения» – это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме. Чтобы понять, о чем идет речь, мы познакомились с понятием «орфоэпия».

По толковому словарю С.И. Ожегова термин «орфоэпия» имеет два основных значения: 1) «Совокупность норм литературного языка, связанные со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных фонем) и нормы фонетики (ударения и интонация; 2) раздел языкознания, изучающий правила устной речи» [4]. Объём понятия «орфоэпия» не является вполне установленным: одни лингвисты понимают орфоэпию сужено – как совокупность не только специфических норм устной речи (т.е. норм произношения и ударения), но и правила образования грамматических форм слова: свечей – свеч, колыхается – колышется. Мы будем понимать орфоэпию как совокупность правил произношения и ударения.

Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

В основе современного литературного произношения лежит московское произношение, потому что литературный язык сложился на основе московского говора (в XV-XVII вв) [2, с. 83].

Орфоэпия для устной речи имеет такое же значение, как орфография для письменной. Неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания речи и тем самым затрудняет общение, а иногда приводит к совершенно неправильному пониманию услышанного. Поэтому так важно овладеть орфоэпическими нормами.

Отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствуют об общем уровне носителе языка. Устная речь обслуживает не только бытовое общение, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, многократно усилена средствами массовой информации – телевидением и радио.

В русском ударении существует большое количество вариантов произношения слова, так как оно свободное, и может стоять в слове на любом из слогов. Причем при изменении слова оно может двигаться, а может оставаться на одной и той же части слова. «Сложные» слова, которые вызывают трудности в постановки ударения, могут встретиться в проверочных работах по русскому языку. Поэтому мы должны научиться правильно применять орфоэпические нормы к таким словам.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, т.к. они обслуживают литературный язык, т.е. язык на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски. Поэтому существуют общие произносительные нормы. Все эти нормы создают произносительную систему языка. Например, в русском языке согласные перед звуком Е произносятся мягко (лето, дело, тётя, цвет, сердце и т.д.) [7, с. 14].

В современном русском языке вытеснено произношение твёрдых согласных перед е и в большинстве иностранных слов (картотека, фильмотека, тема, театр, академия и др.). Однако в таких словах, как антенна, партер и других, подобным им, сохранено твёрдое произношение согласных (антэнна, партэр) [7, с. 19].

Следует иметь в виду, что в именах собственных и географических названиях согласные перед звуком е часто произносятся твёрдо (Вольтер, Дельвиг, Тельман, Шопен, Дели и т.д.) [7, с. 21].

Откуда же мы знаем, как правильно произносить то или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей; публикации СМИ; общепринятое современное употребление; данные лингвистических словарей.

Среди орфоэпических словарей можно выделить словари Р.И. Аванесова, И.Л. Резниченко, Ф.Л. Агеенко, С.Н. Боруновой, В.Л. Воронцовой, С.А. Гостевой, Т.Ф. Ивановой, Н.А. Еськовой, В.В. Лопатина, В.В. Львова, К.С. Горбачевича. В республике Башкортостан известны словари Л.Г. Саяховой, Д.М. Хасановой, М. Морковкина.

Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия. Все нормы и правила – это результат, к которому приходит человек во время изучения им языка.

I.2. Что такое ударение и его роль в слове

Для того чтобы изучить нормы ударения и разобраться с причинами их нарушения, мы решили вспомнить: «Что такое ударение?», «Какова его роль в слове?». Ударение – это своеобразный «голосовой молоточек», который с большей силой ударяет на один из гласных звуков в слове. В орфоэпическом словаре русского языка Р.И. Аванесова даётся следующее понятие: «Ударение – это выделение слога в слове силой голоса или повышением тона» [1, с. 286]. Чтобы правильно поставить ударение в слове, необходимо знать его особенности [6, с. 95]:

1. Разноместность, т.е. ударение может падать на любую часть слова (например: французский язык – последний слог; английский – обычно первый слог; русский – на любой слог): тОрты, ворОта, досУг, кУхонный.

2. Подвижность, т.е. ударение перемещается с одного слога на другой, например, стенА – стЕну – стенАм.

3. Вариантность, т.е. в русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах: твОрог-творОг, кАмбала-камбалА.

4.Профессионализмы или слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли, например, прикУс (общее употребление) – прИкус (медиц.), кОмпас (общ.) – компАс (морской термин).

5. Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл, например, зАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть.

Ученые подсчитали, что большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением [10, с. 136]. Однако, оставшиеся 4%, и являются наиболее употребительными словами. Четких правил ударения в нашем языке нет, запомнить все особенности сложно, поэтому в данной ситуации необходимо обращаться к орфоэпическому словарю.

I.3. Пути исправления орфоэпических ошибок

По мнению Ю.Б. Юсупова, обогащение речи выразительными средствами может быть успешным, если человек постоянно повышает свой культурный уровень, читает художественную и публицистическую литературу, внимательно прислушивается к людям, хорошо владеющими литературной речью [9, с. 48].

Большую помощь в овладении культурой речи оказывают различные пособия. Говоря о пособиях по культуре речи, прежде всего надо указать на толковые словари русского языка. Постоянное обращение к толковым словарям принесёт огромную пользу, поможет расширить активный словарный запас, будет способствовать предупреждению и устранению ошибок в словоупотреблении, в произношении слов. Словари называют толковыми потому, что они толкуют, т.е. объясняют значения слов. Вот наиболее значительные из них.

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова – четырёхтомный словарь, включающий в себя боле 85 000 слов, – вышедший в 1934-1941 годах. В словаре представлена лексика русского языка тридцатых годов прошлого века. Не включены в словарь узкоспециальные термины, диалектизмы (за редкими исключениями), индивидуальные поэтические слова. Это нормативный словарь. Задача словаря – служить пособием для справок о правильном употреблении слов, образовании форм слов, о правильном произношении. Большое внимание словарь уделяет разграничению значений слов и их толкованию.

Имеется также многотомный Словарь современного русского литературного языка. В основу его положена общеупотребительная лексика, представленная в лучших произведениях художественной, публицистической и научной литературы от Пушкина до наших дней. В словарь не входят узкодиалектные слова и специальные термины, а также явно устаревшие слова (за исключением представленных лучших произведений XIX века).

Процесс устранения прочно укоренившихся привычек неправильного произношения – процесс трудный и сложный. В нем можно выделить следующие моменты [6, с. 113]:

1. Обнаружение, «открытие» того, что для обозначения словами известных с детства фактов, явлений, вещей существуют различные языковые способы.

2. Накопление новых фактов литературного языка (из области словаря, грамматического строя, произносительных норм, например, при сопоставлении литературного и своего привычного произношения.

3. Постепенное осмысливание новых фактов (слов, звуков, их сочетаний и т.д.), установление соотношений между значениями, связанными с привычными с детства словами, и значениями, вызываемыми в сознании вновь узнанными словами. Это могут быть соотношения тождества, сходства, причем степень сходства может быть различной («опять и обратно»; «аккурат и как раз»; «возют и возят»).

4. Период конкурирования в сознании старого и нового. Этот этап неодинаков на разных стадиях его протекания: вначале новое медленно пробивает себе путь и лишь в последствие окончательно вытесняет старые, привычные навыки. Да и само качество пользования новыми элементами может быть различным на разных этапах (легкость и правильность пользования ими, быстрота воспроизведения, отсутствие и наличие затормаживания и т.п.).

5. Период подлинного усвоения. Факт литературного языка откладывается в сознании в качестве полноценного эквивалента тому, что было вытеснено из языка как менее совершенное, как явление просторечное.

Итак, из всего этого следует, что учащимся и даже взрослым, можно избавиться от ошибок в речи путём чтения художественной литературы и обращения к различным словарям.

Выводы по главеІ

Таким образом, орфоэпия – это совокупность правил произношения и ударения. Поскольку неправильное произношение затрудняет понимание, необходимо следовать орфоэпическим нормам. Эти нормы обслуживают литературный язык, и от них зависит уровень культуры каждого человека.

Изучая тему, мы пришли к выводу, что орфоэпия – очень сложная тема школьного курса русского языка. Для того, чтобы мы меньше допускали ошибок в произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы, чаще работать с орфоэпическим словарем.

Неразборчивость произношения отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. В нашем удивительном русском языке ударение необычное, оно разноместное и подвижное. В одних словах фиксировано на определенном слоге, в других меняет свое место. Орфоэпия – важная ступенька к успеху при написании проверочной работы по русскому языку в конце 4 класса.

Отметим, что учащиеся и даже взрослые путём чтения художественной литературы и обращения к различным словарям смогут избавиться от ошибок в речи.

Глава II. Система методов и приёмов по формированию орфоэпических навыков

II.1. Работа по формированию орфоэпических норм

В начале нашего исследования нами были разработаны орфоэпические минутки, которые помогут лучше запомнить орфоэпические нормы и подготовиться к всероссийской проверочной работе по русскому языку. Работа предполагает подобрать рифмующееся слово к предложенному слову. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором (Приложение 1).

Ребята нашего класса очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на внеурочных занятиях, а сами рифмовки используем на уроках. Подобные стихотворения-«запоминалки» помогают запомнить правильное произношение слов (Приложение 2). Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление, что положительно влияет на речевую культуру.

На уроках литературного чтения мы проводим конкурс дикторов. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.

Система упражнений по речевому тренингу дополняется сообщениями о великих ораторах человечества, об их работе над исправлением недостатков речи, дикции на уроках светской этики.

Также мы выпустили орфоэпический словарь для подготовки к всероссийской проверочной работе по русскому языку в конце 4 класса (Приложение 3).

II.2. Исследование уровня орфоэпических ошибок в речи

На следующем этапе исследования нам стало интересно, а соблюдают ли мои сверстники орфоэпические нормы ударения и какие ошибки допускают? Для решения данного вопроса нами была разработана анкета «Орфоэпические нормы русского языка» (Приложение 4).

Обработав результаты, мы пришли к выводу, что 30 % учащихся выделяют в речи сверстников речевые ошибки, 23 % лишь иногда замечают ошибки, 47% в речи сверстников орфоэпических ошибок не наблюдают. 80 % ребят считают, что правильной, образцовой речью обладают учителя, 56,6 % – родители и 3 % – друзья, телеведущие. 66,6% опрошенных задумываются о том, как правильно поставить ударение в том или ином слове и 77 % уверенно ответили, что всегда и везде соблюдают правила постановки ударения в устной речи. На вопрос «Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?» утвердительно ответило 96,6%, иногда – 3 %.

Мы решили проверить, действительно ли правильно произносят слова учащиеся 3 и 4 классов. Изучив орфоэпический словарь по ВПР по русскому языку, нами были выбраны 15 слов разных частей речи. Учащимся 3 и 4 классов (54 учащихся) ФМБОУ СОШ №7 г. Туймазы было предложено расставить ударение. Результаты представили в виде таблицы и диаграммы (Приложение 5).

Таким образом, верных ответов, чем неверных, было при работе со словами вовремя, надолго, поняв. Наибольшее количество ошибок было в словах торты, согнутый, километр. Затруднения у 35 % (9 учащихся) вызвали слова кухонный, красивее, торты.

В целом, верно было выполнено 40 % работ, неверно – 60 %. В ходе проделанной работы выявился низкий показатель правильности произношения слов учащимися.

II.3. Опытно-экспериментальная работа

над орфоэпической грамотностью

Современные нормы русского литературного произношения и ударения нередко нарушаются, т.к. одни отступления отражают постепенное развитие языка, другие – попадают в разряд ошибок.

Итак, проведенное нами исследование, анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о несоблюдении орфоэпических норм. Что же делать, чтобы вернуть устной речи ее законные права? На следующем этапе мы решили организовать систему работы над орфоэпической грамотностью учащихся. Это ещё один путь к соблюдению орфоэпических норм учащимися.

Учитывая вышесказанное, мы предлагаем следующую систему работы по орфоэпии. Учащихся 3 и 4 классов мы разделили на 2 группы по 11 учащихся 4 класса и 16 учащихся 3 класса: 1 группу мы взяли в качестве контрольного, 2 группу – в качестве экспериментального.

В экспериментальной группе мы проводили занятия и беседы. Во-первых, работали с рифмовками и стишками-«запоминалками», о которых мы говорили ранее. Рифмовки ребята списывали и учили дома наизусть. При использовании подобных рифмовок запоминание правильного произношения происходит неосознанно и ненавязчиво.

Ребята рисовали плакаты и делали интересные иллюстрации-аппликации для запоминания ударения: на месте ударной гласной рисунок или аппликация предмета.

Нами была разработана памятка «Говорите правильно!», над которой работали с учащимися и попросили соблюдать её положения (Приложение 6).

Через месяц было проведено повторное исследование. Слова для расстановки ударений остались прежние.

Повторный эксперимент показал, что учащиеся экспериментальной группы усвоили правильную норму произношения для приведённых выше слов. Причем усвоение материала происходило незаметно для самих учащихся, в игровой форме. В контрольной группе уровень выполнения работы оказался 43 %, при этом затруднения вызвали 5 слов; а в экспериментальной группе – 96 %. Результаты анализа работ после экспериментального обучения в 3 и 4 классах мы представили в виде диаграммы (Приложение 7).

Диаграмма наглядно показывает, что уровень знаний, умений и навыков учащихся экспериментальной группы по исследуемому вопросу значительно возрос.

Далее в экспериментальной группе мы провели ещё одну работу, вкоторую включили слова, содержащиеся в стихах, но не разбираемые учащимися. Результат работы показал, что 75 % детей верно расставили ударения в словах, что позволяет сделать вывод о том, что ребята запомнили правильное произношение слов на неосознанном уровне.

Таким образом, гипотеза о том, для успешной сдачи всероссийской проверочной работы по русскому языку в начальной школе необходимо уделять большое внимание орфоэпическим нормам ударения, подтвердилась. При систематической работе над правильностью постановки ударения мы добьёмся более осознанного результата в умении учащихся соблюдать орфоэпические нормы в области ударения.

Также считаем, что целесообразно каждому учителю-предметнику иметь по своим дисциплинам списки терминов, нуждающихся во внимании с точки зрения их произношения и ударения, поэтому для учителей-предметников мы разработали словарик специальных слов и слов-терминов (Приложение 8).

Кроме работы над произношением терминов, также рекомендуется в каждом предметном кабинете иметь стенды, на которых были бы записаны слова-термины.

Выводы по главе II

Итак, проведенное нами исследование, анализ полученных данных позволил нам сделать следующие выводы:

Во-первых, отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи.

Во-вторых, мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи.

В-третьих, проанализировав задания всероссийской проверочной работы по русскому языку, мы пришли к выводу, что знание орфоэпических норм языка, поможет успешно справиться при написании работы.

В-четвёртых, предложенная работа со стишками-«запоминалками», иллюстрации существенно повысят уровень орфоэпической грамотности, коммуникативной культуры.

Заключение

Изучая данную тему, мы узнали много нового и полезного для себя. Мы считаем, что важным средством общения между людьми является их речь. Речь должна быть чёткой, правильной, культурной. Для этого необходимо правильно применять ударение в словах и высказываниях.

Итак, орфоэпия – это совокупность правил произношения и ударения. В русском языке ударение разноместное и подвижное. Путём чтения художественной литературы и обращения к различным словарям можно избавиться от ошибок в речи. Отметим, что орфоэпия – важная ступенька к успеху при написании проверочной работы по русскому языку в конце 4 класса. Работа со стишками-«запоминалками» существенно повысит уровень орфоэпической грамотности.

Ребята рисовали плакаты и делали интересные иллюстрации-аппликации для запоминания ударения. Мы составили орфоэпический словарь для подготовки к всероссийской проверочной работе по русскому языку в конце 4 класса. Предлагаем в данной работе словарик специальных слов и слов-терминов для учителей-предметников. Нами была разработана памятка «Говорите правильно!». После проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению орфоэпической грамотности мы выявили, что уровень знаний, умений и навыков учащихся экспериментальной группы по исследуемому вопросу значительно возрос.

Таким образом, гипотеза о том, для успешной сдачи ВПР по русскому языку в начальной школе необходимо уделять большое внимание орфоэпическим нормам ударения, подтвердилась. Мы достигли поставленной цели и считаем, что при систематической работе над правильностью постановки ударения мы добьёмся более осознанного результата в умении учащихся соблюдать орфоэпические нормы в области ударения.

Список литературы

1.Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского язык. – М.: Академия, 2012. – 307 с.

2. Асеев, Н.Н. Жизнь слова. – М.: РАГС, 2017. – 101 с.

3. Голуб, И.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 2015. – 104 с.

4. Ожегов, С.И. Орфоэпический словарь русского языка онлайн. [Электронный ресурс http://slovarozhegova.ru]

5. Павлова, С.А. Методика подготовки к ВПР по русскому языку в конце 4 класса. – М.: Просвещение, 2017. – 165 с.

6. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2013. – 217 с.

7. Сулейманова, А.Ф. Речевой этикет и культура общения. – Уфа: Китап, 2013. – 35 с.

8. Тимофеев А.С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 162 с.

9. Юсупов, З.Б. Как научиться красиво и правильно говорить. – Уфа: Китап, 2016. – 110 с.

10. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 2012. – 302 с.

Интернет-ресурсы

11. http://www.gramota.ru

12. http://festival.1september.ru

13. http://nsportal.ru

14. http://yarusoved.ucoz.ru/load/podgotovka_k_vpr

Тезаурус

Культура речи – это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.

Кодификаторы орфоэпии – специалисты в области фонетики, которые взвешивают все «за» и «против» каждого из встречающихся вариантов, при этом принимая во внимание разные факторы: распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка (т.е. смотрят, какой вариант обречен, а у какого есть будущее). Они устанавливают относительную силу каждого довода за произносительный вариант.

Лексические нормы это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Литературное произношение умение выразительно и правильно оформить звучащую речь.

Орфоэпия (от греч. orthos «правильный» и epos «речь») 1) система единых норм произношения в литературном языке; 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Орфоэпические нормы – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Орфоэпическая разметка предваряющее чтение художественного произведения, расстановка ударения и обозначение звуков в словах для предупреждения орфоэпических ошибок или неточностей во время чтения.

Речевая культура – это отношение человека к знаниям о языке (и знаниям вообще), стремление (или его отсутствие) к их расширению, умение (или неумение) полученными знаниями пользоваться.

Ударение – выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: 1) слога в составе фонетического слова словесное ударение, 2) слова в составе синтагмы синтагменное ударение, 3) синтагмы в составе фразы фразовое ударение, 4) какого-либо слова для подчеркивания его особого значения логическое ударение.

Фиксированное ударение – явление, когда ударение всегда падает на определённый слог.

Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Приложение 1

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

1. Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгáн,

а танцóвщицы сбежали,

напугал их таракан.

Прим.: цыган, танцовщúца — ошибочное ударение

2. Раз лохматая горилла

крокодилу позвонúла.

Он с гориллой не дружил,

сразу трубку положúл.

Ему лучше не звонúть,

кто звонúт, тому водить.

1) полóжил — ошибочное ударение;

2) в словах звонúть, звонúт, звонят и т.д. ударение с одного слога на другой не переходит.

3. В яслях дети баловáлись,

воспитатели ругались:

«Не балýйтесь, ремешок

вас посадит на горшок».

Прим.: бáловались, не бáлуйся — ошибочное ударение

4. Восемь гýсениц цепóчкой

поднимались вверх по бочке.

Может быть, там дефицит,

раз народ валóм валúт?

Доползли, глядят тоскливо:

в бочке бóчковое пиво.

Прим.: гусенúца и гусéница, цéпочка, вáлом вáлит, бочковóе — ошибочное ударение.

5. Кукла Барби в воскресенье

отмечает день рожденья.

Ночью Барби не спалá

тóрты сладкие пекла.

Медвежонку было, видно,

и обидно, и завúдно.

Барби это понялá,

торт медовый отдала.

Прим.: Спáла, торты, зáвидно, пóняла — ошибочное ударение

6. Абы-кабы в баобабы

лúфты, мусоропровóд,

окна прорубить, тогда бы

можно в них селить народ.

Прим.: Лифты, мусоропрóвод — ошибочное ударение

7. Бáнты, франты, бьют куранты,

все откýпорить спешат

для детей бутыль с шампанским,

а для взрослых — лимонад.

Кто сумел всё переврать,

тот и будет нас искать.

Прим.: Банты, откупóрить — ошибочное ударение

8. Ай-яй-яй! Несчастный слýчай!

Я хотела сделать лучше,

красúвее, удóбнее,

а вышло несъедобное.

Прим.: Случáй, красивéе, удобнéе — ошибочное ударение.

Приложение 2

Стихотворения-«запоминалки»

1. (Свёкла- Фёкла)

Тётка Фёкла ела свёклу.

2. (ЦемЕнт- инструмент)

Я беру свой инструмент,

Быстро развожу цемЕнт.

3. (КвартАл - устал)

Брёл я долго и устал,

Перешёл седьмой квАртал.

4. Что за странный носорог

Ел и твОрог, и творОГ.

5. Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.

6. Детей не нужно баловАть,

Чтоб зубки не пломбировАть.

7.ДремОта и зевОта уходят за ворота. (Потягивание)

Если прикоснёшься к иве, станешь ты ещё красИвей. (Наклоны)

8. У меня в ушах звенит,

Телефон опять звонИт.

9. Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

10. Если есть всё время тОрты,

Не малы ли будут шорты.

11. Уважают человека

у туркмен, татар, узбеков,

у таджиков и армян,

у монголов и цыган,

у якутов и тунгусов,

у башкир и белорусов,

у киргизов и грузин,

у бурят и осетин (Б. Успенский).

12. В детской сказке колобок без чулок и без сапог,

Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

13. Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Приложение 3

Орфоэпический словарь для подготовки к ВПР

по русскому языку в конце 4 класса

А

агЕнт

агрЕссия

акрОполь

алкАть

алкогОль

алфавИт

аэропОрты

афЕра

анАлог

анестезИя

аннЕксия

анонИм

арАхис

агронОмия

Августовский

анАтом

антисЕптик

апОкриф

апострОф

апокАлипсис

астронОм

асфИксИя

Б

балОванный

баловАть

балУясь

баронЕсса

бАнты

бензопровОд

бесОвский

беспрецедЕнтный

безУдержный

безумОлчный

бомбардировАть

бОроду

бОчковый

боЯзнь

бралА

бралАсь

бутИк

бУдничный

бунтовщИк

бухгАлтеров

блАговестить

благовЕщение

бюрокрАтия

бытиЕ

В

валовОй

ваЯние

вЕрба

ветеринАрия

вернА

вероисповЕдание

взялА

взялАсь

включЁн

включЁнный

включИм

включИт

включИшь

влилАсь

всЕнощная

вОвремя

вОгнутый

ворвалАсь

ворОта

воспринЯть

воспринялА

вперегонкИ

вручИть

винтовОй

воссоздалА

вручИт

втрИдорога

вчистУю

Г

газирОванный

гналА

гналАсь

граждАнство

гЕнезис

гЕрбовый

гренкИ

грошОвый

грЕйпфрУт

гУбчатый

Д

давнИшний

двоежЕнец

дешевИзна

дефИс

диспансЕр

добелА

добралА

добралАсь

довезЁнный

дОверху

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дОсуха

дОчиста

дощАтый

дЫшащий

Е

еретИк

евАнгелие

единоврЕменный

Ж

жалюзИ

ждалА

жерлО

жестОко

жИжица

жилОсь

житиЕ

З

завИдно

зАгнутый

заИндеветь

закУпорив

закУпорить

зАнял

занялА

зАняло

занятА

зАнятый

заселЁн

запертА

зАтемно

звалА

звонИм

звонИт

звонИшь

знАчимость

знАчимый

знАхарка

зАсветло

И

Игрище

избалОванный

извЕка

Иконопись

Иксы

инАче

инсУльт

инстИнкт

исключИт

Исстари

иссУшенный

Исподволь

испокОн

исчЕрпать

иерОглиф

Издавна

идеОлог

К

каталО г

квартАл

киломЕтр

клАла

клЕить

кОнусы

кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

кремЕнь

кУхонный

Л

лгалА

легкоатлЕт

лЕкторы

лилА

лилАсь

ловкА

лыжнЯ

ломОта

ломОть

М

манЯщий

молЯщий

мусоропровОд

мАркетинг

мастерскИ

мЕльком

Н

навЕрх

навралА

наделИт

надОлго

надорвалАсь

нажИвший

нажитА

нажИлся

назвалАсь

налилА

налИвший

налитА

намЕрение

нанЯвшийся

нарвалА

нарОст

насорИт

нАчал

началА

нАчали

начАв

начАвший

начАвшись

нАчатый

начАть

нАчатые

нЕдруг

недУг

нЕнависть

ненадОлго

нОвости

новостЕй

нОгтя

О

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИт

облегчИть

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть

ободрЁнный

ободрЁн

ободренА

ободрИшься

обострЁнный

обострИть

одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИт

определЁн

оптОвый

отдалА

отдАв

отключЁнный

откУпорил

отозвалА

отозвалАсь

Отрочество

П

партЕр

перезвонИт

перелилА

плодоносИть

поделЁнный

поднЯв

позвалА

позвонИт

полилА

положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял,

понялА

портфЕль

пОручни

послАла

прибЫв

прИбыл

прибылА

прИбыло

придАное

призЫв

прИнял

прИняли

принУдить

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

Р

рвалА

развитОй

руднИк

С

сажЕнь

свЁкла

сверлИт

сверлИшь

сирОты

слИвовый

снялА

снятА

сОгнутый

создалА

созданА

сорИт

срЕдства

сосредотОчение

стАтуя

столЯр

созЫв

Т

танцОвщица

тошнотА

тУфля

тунИка

табУ

тАинство

тОтчас

тОрты

тамОжня

У

убралА

убыстрИть

увЕдомить

углубИть

укрепИт

украИнский

умЕрший

уполномОчивать

упрОчение

усугубИть

Ф

фавОр

факсИмиле

феЕрия

фенОмен

Х

хАос

харАктЕрный

хлОпковый

ходАтайство

хозЯева

христианИн

Ц

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

Ч

чЕрпать

черствЕть

Ш

шАрфы

швеЯ

шелковИца

шофЁр

шрИфта

Щ

щавЕль

щЕбень

щемИт

щетИна

щЁлкать

щепОть

щИколотка

Э

экипировАть

экспЕрт

экстрасЕнс

эскОрт

Я

языковОй

языкОвый

Ясли, Яслей

Приложение 4

Анкета «Орфоэпические нормы русского языка»

1.Часто ли в настоящее время ваши друзья допускают ошибки в постановке ударения в устной речи?

2. Задумываетесь ли вы, как правильно поставить ударение в том или ином слове?

3. Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих?

4. Соблюдаете ли вы правила постановки ударения в устной речи?

5. Где вы чаще соблюдаете правила постановки ударения?

А) в школе Б) дома В) на улице Г) везде

6. Кто для вас является образцом речевого поведения?

А) друзья Б) телеведущие В) родители Г) учителя Д) никто

7. Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?

Приложение 5

Результаты анкетирования

Слова

Выполнено, верно

Ударение поставленоневерно

Слова, вызвавшие затруднения

1

Каталог

25

28

1

2

Свекла

17

36

1

3

Торты

13

39

2

4

Кухонный

25

26

3

5

Красивее

10

42

2

6

Вовремя

20

10

0

7

Надолго

30

24

0

8

Поняв

28

26

0

9

Согнутый

9

44

1

10

Занятый

24

28

2

11

Дозвониться

24

29

1

12

Началась

25

28

1

13

Километр

13

40

1

14

Клала

10

42

2

15

Баловать

8

44

2

Приложение 6

Памятка «Говорите правильно!»

Следи не только за тем, что сказать, но и как сказать.

Говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок.

Если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом.

Чаще произноси «трудные» слова вслух.

Тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких.

Помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.

Приложение 7

Результаты опытно-экспериментальной работы

Приложение 8

Словарик специальных слов и слов-терминов

для учителей-предметников

Литература

Аллего́рия, амфибра́хий [м], ана́пест, антите́за [тэ], были́на, гипе́рбола, гроте́ск [тэ́], да́ктиль, зачи́н, классици́зм [цы́зм], компози́ция [цы], мета́фора, мировоззре́ние, о́браз, па́уза, пейза́ж — пейза́жа, подте́кст [т'э́], [реали́зм [зм], ри́фма, романти́зм [зм], си́мвол, сине́кдоха, строфа́, сюже́т, хоре́й [рэ́] и [р'э], эзо́пов язы́к [э], [j’иэ], эпи́граф [э], эпи́тет [э], эсте́тика [э], [тэ́], Бальмо́нт, Анто́ша Чехонте́ [тэ́].

Математика

Абсци́сса [цы], ве́ктор, интегра́л [тыэ], компью́тер [т], ко́синус, масшта́б [маштап], мо́дуль, планиме́трия, пло́скость [с'т'], при́зма [зм], проце́нт, сфе́ра (нельзя свера), счисле́ние [щ’], Э́ВМ [э́-вэ́-э́м], симме́трия и симметри́я.

Физика

Ампе́р [п'э́], а́том, баро́метр, вольтме́тр, гидравли́ческий [в л'и], Гю́йгенс, дете́ктор [дыэ], [тэ́], динамо́метр, диспе́рсия [п'э́], дифра́кция [цы], заря́женные тел́а, ине́рция [нэ́], [цы], интерфере́нция [тъ], [цы], и́скра, кинем́атика, когере́нтность, конденса́тор [дыэ], ко́нтур — ко́нтуры, кпд [ка́-пэ́-дэ́], ла́зер [зъ], Ло́ренц [ръ], мано́метр, МГД-генера́тор [э́м-гэ́-дэ́], [н'иэ], Ньюто́н, Паска́ль, потенциа́льная эне́ргия [тъ], [цы], пре́сс [р'э́], реле́ [рыэл'э́], терморези́стор, термоя́дерный, ферромагне́тик [ф] и [ф'], электро́н [э], эми́ссия [э], эне́ргия [энэ́], эффе́кт [эф'э́].

Биология

Антропогене́з [нэ́], арте́рия [тэ́] и [т'э́], АТФ [а́-тэ́-э́ф], биосфе́ра [ф'э́], гене́тика [нэ́], гормо́н, Да́рвин, ДНК [дэ́-э́н-ка́], иммуните́т [т'э́], корнепло́ды — корнепло́дов, лиле́йные, ма́сличные культу́ры, ма́тричный, мембра́на [м'и м], млекопи́тающие (нельзя млекопита́ющиеся), не́рест, осетро́вые, популя́ция [цы], рибосо́ма, секрето́рный, селе́кция [цы], симбио́з, фено́лог [к], фотоси́нтез те — [тъ], эколо́гия [э], эпите́лий [э], [тэ́], эритроци́ты [э], [цы́].

Иностранные языки

Арти́кль [арт'и́кл'], дифто́нг [к], пре́фикс [рэ́], су́ффикс[ф'].

Химия

Аллотро́пия, альдеги́ды [дыэ], аммофо́с, амфоте́рность [тэ́], а́том, бензо́л, гексо́зы, гидро́лиз, дегидри́рование [дъ], изометри́я, ката́лиз, каучу́к, конве́ртер [тъ], корро́зия, кре́кинг [р'э́], мономе́р, мыла́ (мн.ч.), нейтро́н [н'иэ], нитрофо́ска, окси́ды, поликонденса́ция [дыэ], полиэтиле́н, при́нцип [цы], де Шателье́ [тыэ], синтети́ческие [тыэ] сре́дства, спирты́ — спирто́в, термохими́ческий [т'э], фено́л [ф'иэ], хлори́рование, щёлочь, электро́лиз [э], я́дохимика́ты — я́дохимика́тов.

История и обществознание

Ана́рхия, атеи́зм [ты3], [зм], бытие́ [jэ́], дворяни́н — дворяни́на, декре́т [д'иэ], демокра́тия [д'ь], де́мос [дэ́], де́ньги [г'] — денег [к] — деньга́м [г], диктату́ра, империали́зм [зм], инквизи́ция [цы], интенсифика́ция [тъ], [цы], интерве́нция [цы], интернационали́зм [зм], [цы], капитали́зм [зм], коллективиза́ция [цы], колониали́зм [зм], конкуре́нция [цы], конститу́ция [цы], марксизм-ленини́зм [зм], материали́зм [зм], милитари́зм [зм], мышле́ние, мэр [мэ], неофаши́зм [н'ь] и [нъ], [зм], нэп [нэп], обществе́нно-экономи́ческая форма́ция [э], [цы], о́бщина — о́бщины, но: русская крестьянская общи́на, патриоти́зм [зм], перехо́дный пери́од, приватиза́ция, прогре́сс [р'э́] и доп. [рэ́], развито́е о́бщество, ремесло́ — ремёсла, рента́бельность [р'иэ], РФ [э́р-э́ф], самодержа́вие, социали́зм [цы], [зм], средневеко́вый, СССР [э́с-э́с-э́с-э́р], субъе́кт федера́ции [д'], США [сэ́-шэ́-а́], филосо́фия, формирова́ние, ФРГ [фэ́-э́р-гэ́], хроноло́гия, эксплуата́ция [э], [цы].

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Алгори́тм, интегра́льная схе́ма [тыэ], клавиату́ра, компью́тер [т], ми́крокалькуля́тор, ми́кропроце́ссор [цэ́], ми́кроэлектро́ника, моде́м [дэ́], при́нтер [т], реги́стр, ска́нер [н], сумма́тор, экра́н [э].

География

Австра́лия, а́зимут, альтиме́тр, Антаркти́да, Анта́рктика, антицикло́н [цы], атмосфе́ра, баро́метр, бассе́йн [с'э́] и доп. [сэ́] (водный), вулкани́́зм [зм], грунтовы́е воды, Евра́зия []'иэ], кли́мат, ко́мпас, леднико́вый, литосфе́ра, масшт́аб [маштап], машинострое́ние, металлурги́я и доп. металлу́ргия, пасса́т, план — пла́на — пла́ны, релье́ф [р'иэ], развиты́е страны, РФ [э́р-э́ф], СССР [э́с-э́с-э́с-э́р], ту́ндра, цикло́н [цы], эколо́гия [э], энерге́тика [э], [н], эро́зия [э].

Черчение

Масшта́б [маштап], инструм́нт, план — пла́на — пл́аны, при́зма [зм], проеци́рование е — [э], [цы], форма́т, шрифт — шри́фта — шри́фты, штрихпункти́рная ли́ния, э́ллипс [э́], эски́з [э].

Изобразительное искусство

Акваре́ль, декорати́вно-прикладно́е иску́сство [д'ь], натюрмо́рт, орнамент́альная решетка, ти́тул книги, эскиз [э], фо́рзац — фо́рзаца.

Физическое воспитание

Акроба́тика, бадминто́н, баскетбо́л, волейбо́л, гигие́на е — [э́], гимна́стика, ко́мплекс, кро́ссовый, ла́занье, легкоатле́т [л'ь], [хк], рапорт — ра́порты и рапорта́, ритми́ческая гимна́стика, строево́й, те́ннис [тэ́], футбо́л, хокке́й.

Просмотров работы: 5220