Кто читает больше: мальчики или девочки?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кто читает больше: мальчики или девочки?

Саврасов  Т.Е. 1
1МБОУ гимназия №1 г. Туймазы
Миннибаева  Р.М. 1Хуснутдинова  Л.Д. 2
1МБОУ гимназия №1 г. Туймазы
2МБОУ гимназия №1 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В здании нашей гимназии находятся две библиотеки: одна из них – школьная, а другая Городская модельная библиотека №3. Большинство моих одноклассников и учеников других начальных классов чаще всего после уроков можно найти в городской библиотеке. И поэтому для многих библиотека стала уже родным домом. В нашей библиотеке живут не только книги. У нас несколько компьютеров, которые подключены к Интернету. Каждый, кто приходит в библиотеку может взять не только книгу, но и поработать за компьютером.

Я сам очень люблю читать. Мне любовь к чтению и книгам привили мои родители с раннего детства. Но вот в классе я иногда слышу от одноклассников, что читать любят не все. Мне стало интересно, кто и как относится к чтению. А находясь в библиотеке и наблюдая за детьми, мне стало любопытно, кто чаще приходит в библиотеку и для кого чтение любимое занятие – для мальчиков или для девочек. Мне показалось, что мальчики меньше любят читать, чем девочки. И захотелось узнать, так это или нет. Проводилось исследование с помощью анкетирования, интервью и анализа читательских формуляров. В анкетировании приняли активное участие ученики 2 а и 2 б класса нашей гимназии, а это 28 девочек и 18 мальчиков, всего 44 ученика.

Актуальность данной работы заключается в том, что от современных детей (а это - будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.

Цель исследования: изучить, кто больше читает мальчики или девочки, а также изучить их читательский интерес.

Объект исследования: читатели в возрасте 8-9 лет.

Предмет исследования: чтение младших школьников.

Гипотеза: девочки любят читать больше, чем мальчики и чаще посещают библиотеку.

Задачи:

- исследовать кто больше читает мальчики или девочки;

- изучить читательские интересы мальчиков и девочек;

- проанализировать – кто чаще посещает библиотеку мальчики или девочки.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы по теме исследования.

2. Наблюдение.

3. Анкетирование учащихся.

4. Интервью с библиотекарями.

5. Изучение читательских формуляров.

Г л а в а I

Роль книги в формировании личности младшего школьника

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или «литературные ресурсы» среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может «отложить» чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать. Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека.

Детское чтение — тема, которая, не может не волновать учителей и родителей. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости родителей, учителей и учащихся в этом вопросе, без знания круга чтения современных детей невозможно становление настоящего читателя. Существует прямая зависимость между такими категориями, как «любовь к чтению» и «возраст ребёнка». Как правило, те, кто любит читать, — это дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него свободное чтение и тем меньше он любит читать[2].

Оказывается, чтение делает нас моложе.    Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается. Французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Писатель Оноре Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

Что читают дети?

Для того чтобы говорить конкретно, что читают, нужно было вначале провести анкетирование — отдельно с детьми, отдельно с родителями — и в каждой группе выявить круг любимых авторов.

Блиц-опрос родителей включал два вопроса: «Любимые книги вашего детства» и «Любимые книги ваших детей». Выяснилось, что если много читают родители, достаточно читают и их дети. Дальше, естественно, выяснилось, что родители в детстве читали больше, чем нынешнее поколение. Однако эта особенность не является какой-то отличительной чертой одних только родителей обучающихся нашего класса.

Но вернёмся к кругу чтения. Он достаточно традиционен. Дети читают то, что им рекомендуют взрослые. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу «что вижу и слышу, то и читаю». И тогда был введён дополнительный вопрос: «Какую книгу ты читаешь сейчас?» — именно он даёт возможность увидеть картину реального чтения детей. Оказалось, что авторы и произведения почти не повторяются. Определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители.

Есть ли различия в чтении мальчиков и девочек? Пока дети малы, различия в их чтении не особенно значительны. По словам родителей и библиотекарей, читают больше девочки. Однако трудно не заметить и другого: все младшие школьники, безотносительно к полу, с одинаковым увлечением читают сказочные повести А.Волкова, Н.Носова, А.Линдгрен (может быть, девочки чуть больше, чем мальчики), «весёлые книжки» В.Драгунского, В.Голявкина, Э.Успенского, а также «ужастики», но в целом разница не так уж велика.

Казалось бы, книги – есть книги. Кому-то интересны одни, кому-то другие. И то, что именно человеку нравится читать, зависит исключительно от его характера, интеллекта и интересов, но никак не от пола. То есть и мальчикам и девочкам интересны примерно одни и те же книги, и особо задумываться, покупая детские книги, не стоит. В этих утверждениях, конечно, есть доля истины, однако существует и другое мнение о том, что у мальчиков и девочек есть свои, особые предпочтения в выборе книг, основанные на отличном усвоении информации [1].

Глава II. Результаты исследования

Как проводят свободное время дети 8-9 лет?

Я провел анкетирование. В анкетировании приняло участие 20 человек из 2а класса и 24 ученика из 2б класса.

Анкета для учащихся

Любите ли вы читать?

Какие книги есть в вашей домашней библиотеке?

Как часто вы читаете?

Какие книги вы любите читать больше всего?

Чем вы любите заниматься в свободное время?

Меня в первую очередь интересовало, какое место в ряду досуговых предпочтений школьников занимают библиотека и чтение.

Получены следующие результаты:

 

Девочки

Мальчики

А) читать

42 %

40 %

Б) смотреть телевизор

15 %

10 %

В) гулять на улице

25 %

15%

Г) заниматься чем-то другим (играть в компьютер)

18%

35%

Из ответов я понял, что девочки больше любят гулять, читать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

А мальчики больше увлечены компьютерными играми, чтением, прогулками и просмотром телевизора. То есть чтение как любимое занятие стоит на втором месте, как у девочек, так и у мальчиков.

На вопрос «Любите ли вы читать?» ответили: «да» 95 % девочек и 60 % мальчиков, «нет», соответственно, ответили 5 % девочек и 40 % мальчиков. Значит, девочки больше любят читать, чем мальчики.

На вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» (Приложение 1) мальчики ответили, что они больше любят читать энциклопедии – 24%. На второе место мальчики поставили сказки (фэнтэзи) и приключения, «ужастики» – примерно 15-17 %. Чуть меньше их интересуют книги о природе и животных, о путешествиях - по12%. Около 9% отдано сказкам и детективам. Книги о ровесниках в ответах мальчиков оказались на последнем месте и набрали лишь 5%. Таким образом, мальчики больше любят читать различные энциклопедические издания.

При изучении анкет девочек сложилась совершенно другая картина. На первом месте, книги о природе и животных, о путешествиях – примерно 18%, второе место разделили три жанра, это сказки, стихи и приключения – в среднем по 12%. Фантастика, фентези лишь на третьем месте – 9%. Книги о ровесниках были помещены в ответах девочек и мальчиков на последнее четвертое место, но девочки так же поместили на четвертое место энциклопедическую литературу, эти ответы набрали лишь 10%.

На вопрос «Как ты выбираешь книги для чтения?» были даны следующие ответы:

А) По совету родителей

26%

Б) По рекомендации учителя

30%

В) По совету друзей

22%

Г) По рекомендации библиотекаря

5%

Большинство выбрало вариант Б) (по рекомендации учителя), так как 65% опрошенных интересны произведения школьной программы. Но 17% опрошенных написали свой вариант ответа – самостоятельно. Не удивительно. Нет на Земле двух одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и предпочтениями, поэтому для некоторых учащихся выбор книги для чтения - индивидуальный процесс.

Для изучения интересов ребят, были проведены анализы читательских формуляров совместно с библиотекарем школьной библиотеки Татьяной Геннадьевной Алтуховой и городской библиотеки Шаиховой Миляушей Галеевной.

Мы искали ответы на следующие вопросы:

Сколько человек из 2а и 2б классов записаны в какую - либо из библиотек?

Как часто они посещают библиотеку, и с какой целью?

Какими журналами интересуются?

Сколько книг из библиотек берут и читают мальчики и девочки в среднем в год?

Можно сделать следующие выводы:

И в школьную и в городскую библиотеку записаны и ходят все обучающиеся 2а и 2б классов (100%). Многие дети приходят туда после уроков за необходимым дополнительным материалом к урокам, некоторые сидят и читают в читальном зале, общаются с друзьями; есть и такие, кто играет на компьютере. 50% и мальчиков, и девочек интересуются периодическими изданиями. Дети выбирают журналы: «Дисней», «Винни и его друзья», «Свирель» - экологический журнал, «Юный эрудит», «Мурзилка», «Весёлые уроки», «Муравейник», журналы для девочек «Фея» и «Мир Прицесс», для мальчиков «А почему?» и другие. Мальчики и девочки в среднем за 6 месяцев этого учебного года из библиотек взяли и прочитали по 7-8 художественных книг. А около 20 % девочек и мальчиков вторых классов уже прочитали в среднем по 15 – 17 книг.

После проведенного анализа выяснилось, что процент посетивших библиотеку мальчиков и девочек примерно одинаков – 50%.

Заключение

После проведения исследования моя гипотеза подтвердилась. Оказалось, что девочки и мальчики посещают библиотеку и читают примерно одинаково. Выяснилось, что как для мальчиков, так и для девочек библиотека является любимым местом проведения свободного времени. Но девочки приходят больше для того, чтобы почитать книги и журналы, а мальчики больше для того, чтобы посидеть за компьютером или поиграть в настольные игры. Можно сделать следующий вывод – роль книги и чтения остается по-прежнему актуальной в жизни мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Известное высказывание А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!» актуально и в наше время. Во все времена книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость.

Итак, думаю, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений.

Литература

Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.

Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004. № 1. С. 68.

Олефир С.В. Мониторинг читательской активности. - М.: Чистые пруды, 2008.30с.

Приложение 1.

Рейтинг жанров и тем художественной литературы в младшем школьном возрасте

Тема, жанр

Девочки(%)

Мальчики(%)

Энциклопедии

 

24

Приключения, «ужастики»

12,5

17,2

Фантастика, фентези

10,7

15,2

О природе и животных

21,6

12,0

О путешествиях

14,2

12,2

Сказки

17,1

8,7

Детективы

5,5

8,2

О ребятах, сверстниках

9,1

5

Весёлые книги

8,5

3,4

Классика (стихи)

6,3

3.8

Книги об истории

2,8

4,5

Просмотров работы: 52