Введение
В здании нашей гимназии находятся две библиотеки: одна из них – школьная, а другая Городская модельная библиотека №3. Большинство моих одноклассников и учеников других начальных классов чаще всего после уроков можно найти в городской библиотеке. И поэтому для многих библиотека стала уже родным домом. В нашей библиотеке живут не только книги. У нас несколько компьютеров, которые подключены к Интернету. Каждый, кто приходит в библиотеку может взять не только книгу, но и поработать за компьютером.
Я сам очень люблю читать. Мне любовь к чтению и книгам привили мои родители с раннего детства. Но вот в классе я иногда слышу от одноклассников, что читать любят не все. Мне стало интересно, кто и как относится к чтению. А находясь в библиотеке и наблюдая за детьми, мне стало любопытно, кто чаще приходит в библиотеку и для кого чтение любимое занятие – для мальчиков или для девочек. Мне показалось, что мальчики меньше любят читать, чем девочки. И захотелось узнать, так это или нет. Проводилось исследование с помощью анкетирования, интервью и анализа читательских формуляров. В анкетировании приняли активное участие ученики 2 а и 2 б класса нашей гимназии, а это 28 девочек и 18 мальчиков, всего 44 ученика.
Актуальность данной работы заключается в том, что от современных детей (а это - будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.
Цель исследования: изучить, кто больше читает мальчики или девочки, а также изучить их читательский интерес.
Объект исследования: читатели в возрасте 8-9 лет.
Предмет исследования: чтение младших школьников.
Гипотеза: девочки любят читать больше, чем мальчики и чаще посещают библиотеку.
Задачи:
- исследовать кто больше читает мальчики или девочки;
- изучить читательские интересы мальчиков и девочек;
- проанализировать – кто чаще посещает библиотеку мальчики или девочки.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование учащихся.
4. Интервью с библиотекарями.
5. Изучение читательских формуляров.
Г л а в а I
Роль книги в формировании личности младшего школьника
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или «литературные ресурсы» среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может «отложить» чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать. Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека.
Детское чтение — тема, которая, не может не волновать учителей и родителей. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости родителей, учителей и учащихся в этом вопросе, без знания круга чтения современных детей невозможно становление настоящего читателя. Существует прямая зависимость между такими категориями, как «любовь к чтению» и «возраст ребёнка». Как правило, те, кто любит читать, — это дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него свободное чтение и тем меньше он любит читать[2].
Оказывается, чтение делает нас моложе. Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается. Французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Писатель Оноре Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Что читают дети?
Для того чтобы говорить конкретно, что читают, нужно было вначале провести анкетирование — отдельно с детьми, отдельно с родителями — и в каждой группе выявить круг любимых авторов.
Блиц-опрос родителей включал два вопроса: «Любимые книги вашего детства» и «Любимые книги ваших детей». Выяснилось, что если много читают родители, достаточно читают и их дети. Дальше, естественно, выяснилось, что родители в детстве читали больше, чем нынешнее поколение. Однако эта особенность не является какой-то отличительной чертой одних только родителей обучающихся нашего класса.
Но вернёмся к кругу чтения. Он достаточно традиционен. Дети читают то, что им рекомендуют взрослые. А сам выбор — это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу «что вижу и слышу, то и читаю». И тогда был введён дополнительный вопрос: «Какую книгу ты читаешь сейчас?» — именно он даёт возможность увидеть картину реального чтения детей. Оказалось, что авторы и произведения почти не повторяются. Определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители.
Есть ли различия в чтении мальчиков и девочек? Пока дети малы, различия в их чтении не особенно значительны. По словам родителей и библиотекарей, читают больше девочки. Однако трудно не заметить и другого: все младшие школьники, безотносительно к полу, с одинаковым увлечением читают сказочные повести А.Волкова, Н.Носова, А.Линдгрен (может быть, девочки чуть больше, чем мальчики), «весёлые книжки» В.Драгунского, В.Голявкина, Э.Успенского, а также «ужастики», но в целом разница не так уж велика.
Казалось бы, книги – есть книги. Кому-то интересны одни, кому-то другие. И то, что именно человеку нравится читать, зависит исключительно от его характера, интеллекта и интересов, но никак не от пола. То есть и мальчикам и девочкам интересны примерно одни и те же книги, и особо задумываться, покупая детские книги, не стоит. В этих утверждениях, конечно, есть доля истины, однако существует и другое мнение о том, что у мальчиков и девочек есть свои, особые предпочтения в выборе книг, основанные на отличном усвоении информации [1].
Глава II. Результаты исследования
Как проводят свободное время дети 8-9 лет?
Я провел анкетирование. В анкетировании приняло участие 20 человек из 2а класса и 24 ученика из 2б класса.
Анкета для учащихся
Любите ли вы читать?
Какие книги есть в вашей домашней библиотеке?
Как часто вы читаете?
Какие книги вы любите читать больше всего?
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Меня в первую очередь интересовало, какое место в ряду досуговых предпочтений школьников занимают библиотека и чтение.
Получены следующие результаты:
Девочки |
Мальчики |
|
А) читать |
42 % |
40 % |
Б) смотреть телевизор |
15 % |
10 % |
В) гулять на улице |
25 % |
15% |
Г) заниматься чем-то другим (играть в компьютер) |
18% |
35% |
Из ответов я понял, что девочки больше любят гулять, читать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
А мальчики больше увлечены компьютерными играми, чтением, прогулками и просмотром телевизора. То есть чтение как любимое занятие стоит на втором месте, как у девочек, так и у мальчиков.
На вопрос «Любите ли вы читать?» ответили: «да» 95 % девочек и 60 % мальчиков, «нет», соответственно, ответили 5 % девочек и 40 % мальчиков. Значит, девочки больше любят читать, чем мальчики.
На вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» (Приложение 1) мальчики ответили, что они больше любят читать энциклопедии – 24%. На второе место мальчики поставили сказки (фэнтэзи) и приключения, «ужастики» – примерно 15-17 %. Чуть меньше их интересуют книги о природе и животных, о путешествиях - по12%. Около 9% отдано сказкам и детективам. Книги о ровесниках в ответах мальчиков оказались на последнем месте и набрали лишь 5%. Таким образом, мальчики больше любят читать различные энциклопедические издания.
При изучении анкет девочек сложилась совершенно другая картина. На первом месте, книги о природе и животных, о путешествиях – примерно 18%, второе место разделили три жанра, это сказки, стихи и приключения – в среднем по 12%. Фантастика, фентези лишь на третьем месте – 9%. Книги о ровесниках были помещены в ответах девочек и мальчиков на последнее четвертое место, но девочки так же поместили на четвертое место энциклопедическую литературу, эти ответы набрали лишь 10%.
На вопрос «Как ты выбираешь книги для чтения?» были даны следующие ответы:
А) По совету родителей |
26% |
Б) По рекомендации учителя |
30% |
В) По совету друзей |
22% |
Г) По рекомендации библиотекаря |
5% |
Большинство выбрало вариант Б) (по рекомендации учителя), так как 65% опрошенных интересны произведения школьной программы. Но 17% опрошенных написали свой вариант ответа – самостоятельно. Не удивительно. Нет на Земле двух одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и предпочтениями, поэтому для некоторых учащихся выбор книги для чтения - индивидуальный процесс.
Для изучения интересов ребят, были проведены анализы читательских формуляров совместно с библиотекарем школьной библиотеки Татьяной Геннадьевной Алтуховой и городской библиотеки Шаиховой Миляушей Галеевной.
Мы искали ответы на следующие вопросы:
Сколько человек из 2а и 2б классов записаны в какую - либо из библиотек?
Как часто они посещают библиотеку, и с какой целью?
Какими журналами интересуются?
Сколько книг из библиотек берут и читают мальчики и девочки в среднем в год?
Можно сделать следующие выводы:
И в школьную и в городскую библиотеку записаны и ходят все обучающиеся 2а и 2б классов (100%). Многие дети приходят туда после уроков за необходимым дополнительным материалом к урокам, некоторые сидят и читают в читальном зале, общаются с друзьями; есть и такие, кто играет на компьютере. 50% и мальчиков, и девочек интересуются периодическими изданиями. Дети выбирают журналы: «Дисней», «Винни и его друзья», «Свирель» - экологический журнал, «Юный эрудит», «Мурзилка», «Весёлые уроки», «Муравейник», журналы для девочек «Фея» и «Мир Прицесс», для мальчиков «А почему?» и другие. Мальчики и девочки в среднем за 6 месяцев этого учебного года из библиотек взяли и прочитали по 7-8 художественных книг. А около 20 % девочек и мальчиков вторых классов уже прочитали в среднем по 15 – 17 книг.
После проведенного анализа выяснилось, что процент посетивших библиотеку мальчиков и девочек примерно одинаков – 50%.
Заключение
После проведения исследования моя гипотеза подтвердилась. Оказалось, что девочки и мальчики посещают библиотеку и читают примерно одинаково. Выяснилось, что как для мальчиков, так и для девочек библиотека является любимым местом проведения свободного времени. Но девочки приходят больше для того, чтобы почитать книги и журналы, а мальчики больше для того, чтобы посидеть за компьютером или поиграть в настольные игры. Можно сделать следующий вывод – роль книги и чтения остается по-прежнему актуальной в жизни мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Известное высказывание А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!» актуально и в наше время. Во все времена книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость.
Итак, думаю, в пользу чтения приведено достаточно доводов, поэтому хотелось бы пожелать вам приятного чтения хороших произведений.
Литература
Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.
Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004. № 1. С. 68.
Олефир С.В. Мониторинг читательской активности. - М.: Чистые пруды, 2008.30с.
Приложение 1.
Рейтинг жанров и тем художественной литературы в младшем школьном возрасте
Тема, жанр |
Девочки(%) |
Мальчики(%) |
Энциклопедии |
24 |
|
Приключения, «ужастики» |
12,5 |
17,2 |
Фантастика, фентези |
10,7 |
15,2 |
О природе и животных |
21,6 |
12,0 |
О путешествиях |
14,2 |
12,2 |
Сказки |
17,1 |
8,7 |
Детективы |
5,5 |
8,2 |
О ребятах, сверстниках |
9,1 |
5 |
Весёлые книги |
8,5 |
3,4 |
Классика (стихи) |
6,3 |
3.8 |
Книги об истории |
2,8 |
4,5 |