ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в обществе возрастает интерес к интеллектуальной литературе. Все более популярной становится литература нон-фикшн, публикуется большое количество книг, проводятся международные форумы. Вновь возрождается и научная фантастика как жанр, основанный на победе человеческого разума и науки.
На волне интереса общества к научной деятельности в 2008 году появляется и «Астровитянка», первый роман из серии Николая Николаевича Горькавого (псевдоним Ник. Горькавый), сразу ставший очень популярным. «Астровитянка» имеет в общем 5 переизданий, ее тираж варьируется от 2500 до 3000 экземпляров. В 2009 году она получила премию «Странник» в номинации «Образ будущего». Кроме того, входила в список финалистов первого сезона национальной детской литературной премии «Заветная мечта» в номинации «За лучшее произведение в жанре научной фантастики или фэнтэзи», шорт-лист премии «Бронзовый Икар» в номинации «Лучшее художественное НФ-произведение». В 2010 году вся трилогия получила премию «Бегущая по волнам» за лучший женский образ в фантастическом произведении. Примечательно, что сам автор относит «Астровитянку» к жанру подростковой научной фантастики, который долгое время был утрачен в нашей стране.
Мы хотим изучить, что именно привлекает подростков в данном произведении и какие ценностные установки оно транслирует, как формирует мировоззрение читателей.
Многие учёные обращались к жанру научной фантастики. В свободном доступе имеются известнейшие монографии о научной фантастике В. Л. Гопмана и Ц. Тодорова. О научной фантастике в аспекте социальной сферы написаны диссертации Е.В. Цветкова и Т. В. Тимошенко. Нельзя не отметить и раздел про научную фантастику в учебном пособии Е. Н. Ковтун «Художественный вымысел в литературе ХХ века». Н. М. Твердынин в одной из своих научных статей сравнивал влияние научной фантастики на научное и обыденное сознание. Т. Е. Беньковская на конференции «50 лет космической эры: человек, Земля, Вселенная» предоставила статью о важности научной фантастике в чтении подростков и рассмотрела её с точки зрения современных школьных программ по литературе. Однако исследований, посвящённых подростковой научной фантастике не так много, среди них статьи Н.М. Свириной «Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ», Н.Е. Кутейниковой «Развитие личности подростка и формирование интереса к чтению в процессе изучения современной детско-подростковой литературы», раздел в учебном пособии Т. О. Бобиной «Современная детско-подростковая литература: жанрово-тематические поиски». Роман Горькавого «Астровитянка» не изучалась отдельно, но нашла свое упоминание в статьях «Нужна ли нам познавательная фантастика» Н. Горькавого, «Идеал человека и служения социуму в современной фантастической литературе» С. А. Цикавого и О. В. Павловской, «О современных проблемах и тенденциях в литературно-художественном репертуаре и чтении подростков второго десятилетия XXI века» Т.В. Суняйкиной, «Формирование читательского интереса у школьников, или как приучить подростка к книге» Т.Е. Жембровской. Таким образом, новизна нашей работы заключается в комплексном описании яркого представителя жанра подростковой научной фантастики.
Цель нашей работы – определить особенности произведения Н. Горькавого «Астровитянка» с точки зрения подростковой научной фантастики.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- определить особенности научной фантастики в целом;
- проанализировать сюжет и композицию произведения;
- описать образ главного героя;
- определить круг тем произведения;
- смоделировать картину мира, предлагаемую в произведении.
В работе были использованы общенаучные методы анализа и сравнения. Полученные результаты могут быть использованы на уроках литературы и обществознания в школах.
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАКСТИКА
1.1. Особенности научной фантастики
По определению, данному Е. Н. Ковтун, фантастика – это специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ, в котором элементы реальности сочетаются не свойственным ей в принципе способом. Привычный термин «фантастика» парадоксальным образом является ныне ограниченным по значению [4].
Однако, по мнению Цветкова Е. В. не существует общепринятого определения термина «научная фантастика», так как феномен очень многообразен. Сам термин «научная фантастика» условен и лишь указывает на проблематику произведения. Но есть предложенное определение с точки зрения социальной философии: научная фантастика - вид художественного творчества и вид социального предвидения, как и наука, выполняющий прогностические функции. Писатель-фантаст и учёный, предвосхищают научные и интеллектуальные достижения общества, и конструирует новую социальную реальность [11].
Как предполагает Н. М. Твердынин любое фантастическое произведение предлагает либо модель взаимодействия человека с техногенным окружением, либо модель взаимоотношений людей в обществе с изменившимися техногенными (природными) параметрами [8].
Научная фантастика обращена в будущее и сориентирована на представления о техническом прогрессе. Писатель-фантаст старается прогнозировать ситуацию, исходя из существующей реальности, предполагая, что могло бы быть при определенном уровне развития науки и техники.
С полным правом можно утверждать, что научно-художественная литература - это разновидность научно-познавательной литературы для детей и подростков, вводящая читателей в мир науки при помощи фантастики и средств художественной образности. Ее целью является формирование воссоздающего воображения, фантазии и познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений, что актуально в процессе воспитания ребенка и формирования его читательской культуры [5].
Что можно сказать о самой трилогии «Астровитянка» Ника. Горькавого и о её значении для читателя? Под руководством журнала «Химия и жизнь» и газеты «Троицкий вариант» прошёл круглый стол про российскую научную фантастику. Отталкиваясь от выступлений на круглом столе, известный учёный Ник. Горькавый, автор популярного НФ-романа «Астровитянка», высказал интересные соображения о современной отечественной фантастике.
В первую очередь, речь идёт о том, что научной фантастике нужен упор на познавательность, в частности это важно для подрастающего поколения. Также не стоит и забывать о том, что научная фантастика намного глубже, чем просто «литература крылатой мечты» или «литература о замечательных достижениях науки и техники», если цитировать братьев Стругацких.
Ник. Горькавый в своей статье отмечает, что первое издание «Астровитянки» вышло восемь лет назад и за это время тиражи фантастов-новичков упали ещё в два раза. «Астровитянка» же вышла уже пятым изданием, и общий тираж первой книги — свыше 30 тысяч — намного превзошёл средний уровень тиражей отечественной научной фантастики. Автор своим литературным примером предлагает читателям не следовать трендам, а создавать их. Но всё же мы возвращаемся к тому, что познавательная фантастика — это литература крылатой мечты для любознательных подростков, увлекающихся замечательными достижениями науки и техники. В такой фантастике есть место захватывающему сюжету и приключениям, но до 20% объёма книги составляет научная информация, способная увлечь умных подростков. Познавательная фантастика рисует будущее в реалистичных, но светлых красках, зовёт молодёжь в университеты, помогает им развивать интеллект и выигрывать в жёстком жизненном соревновании. Такие книги непременно привлекут внимание образованных родителей, которые не упустят шанс помочь интеллектуальной эволюции своих детей. Познавательная фантастика не направлена на всеобщий охват подростков. Она целится в верхний слой российской молодёжи, в несколько процентов умников в возрасте от 12 до 18 лет — ведь это сотни тысяч юных читателей [2].
В статье Цикавого С.А. и Павловской О.В. «Идеал человека и служения социуму в современной фантастической литературе» говорится о том, что реалистические тенденции проникли в фантастику. Однако в фантастическом мире герой не может вести себя с той же степенью обыденности, что и в реалистичной литературе. Такая обыденность, узнаваемость действий тоже наличествует в фантастической литературе, но в вымышленном антураже нередко создает иллюзию сказочности, «детскости» [12].
Подводя итоги, можно сказать, что познавательная, или научная, фантастика – это литература для любознательных подростков, увлекающихся достижениями науки и техники.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОМАНА «АСТРОВИТЯНКА» НИКА ГОРЬКАВОГО
2.1. Образ главного героя
В данной главе мы подробно рассмотрим основные критерии, по которым можно описать роман «Астровитянка» Ника. Горькавого как успешный образец жанра подростковой научной фантастики. Как нам удалось выяснить в теоретической части исследования, важными для нас будут являться критерии как научно-фантастической литературы, так и подростковой, определяющие жанровое своеобразие произведения. Для этого нам необходимо, во-первых, проанализировать образ главной героини Никки Гринвич, на чью долю выпадают проблемы действительно фантастических масштабов. Во-вторых, изучить композицию произведения и его основной сюжет, ибо это обязательная составляющая любого произведения. В-третьих, систематизировать ценностные установки, задаваемые в произведении: семья, труд, творчество, наука, искусство, литература и человечество. В-четвёртых, конечно же, необходимо описание модели будущего в романе с научной точки зрения. На наш взгляд, ключевым критерием является образ главной героини.
Главную героиню романа зовут Николь Гринвич, или сокращенно Никки. Она «Космический Маугли», так как осталась одна после трагической гибели родителей на астероиде, прожила там 10 лет, похоронив родителей и обзаведясь хозяйством. Она сама выращивала фрукты и овощи, создала искусственный водоем с рыбами и даже производила оливковое масло, синтезировав его с помощью биохимического реактора. Во всем этом ей помогал экспериментальный компьютер класса А10. Никки было 13 лет, когда её забрали с астероида, и так девочка оказалась в незнакомом ей современном мире, тем не менее туда она попала со своим набором ценностных установок и представлений о жизни. Сама она называет себя астровитянкой (человеком, выросшим в одиночестве на астероиде).
Личность главной героини раскрывается в разнообразных ситуациях, где ей приходится делать выбор. Рассмотрим ее основные черты характера.
В первую очередь, это ее ум. Она смогла за 3 месяца подготовиться ко вступлению в самую престижную школу Вселенной, набрав самое большое количество очков при поступлении за всю историю. Никки невероятно рассудительна, она всегда все планирует даже в экстренных ситуациях. Главная героиня очень находчива и сообразительна, благодаря своему интеллекту, она всегда добивается желаемого
Также одной из ключевых характеристик главной героини является ее любовь к независимости и свободе. Девочка не терпит никаких ограничений и предрассудков, всегда отстаивает свою позицию.
Несмотря на то, что Никки явно выделяется среди своих сверстников, благодаря интеллекту, она остается обычным подростком, остро реагирующим на происходящее вокруг.
Никки любит классическую и детективную литературу. В книге часто приводятся фрагменты или названия произведений, которые она цитирует или упоминает в своей речи. К примеру, главная героиня декламирует стихотворение «Это было у моря» Игоря Северянина. А всё потому, что Робби во время аварии потерял большинство своих фильмов и книг, но, к счастью для Никки, сумел сохранить античные тексты и книги девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них числятся Марк Твен, Михаил Булгаков, Жюль Верн, Конан Дойл (приключения Шерлока Холмса), Эрл Стернер Гарднер (истории адвоката Перри Мейсона) и Рекс Стаут (про сыщиков Ниро Вульфа и Арчи Гудвина). Она много мечтала, пока жила на астероиде, особенно о настоящих замках и принцах.
Никки Гринвич, как и всех тринадцатилетних девочек, беспокоят вопросы первой любви и ревности, взаимоотношений в коллективе, наличие друзей, одежда. Несмотря на свою гениальность, она остается обычной девушкой, переживающей, в каком же платье пойти на бал и комплексующей из-за необычных волос.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ключевыми чертами Никки Гринвич, которой и посвящен роман, являются высокий уровень интеллекта, образованность и начитанность, самостоятельность, что свойственно героям научно-фантастической литературы, а также дерзость, независимость, отзывчивость, эмоциональность, любознательность, что делает ее похожей на героев популярных подростковых книг.
2.2. Сюжет и композиция
Роман начинается с эпизода, в котором ее родители еще живы. Происходит авария. Следующее, что мы узнаем - ребенок остался жив и научился выживать в условиях астероида. Спустя 10 лет ее находят.
Космонавты устраивают Никки в госпиталь на курс реабилитации, чтобы девочка как можно дольше не попала в детский дом. В больнице она знакомится с Джерри Уолкером. Там на нее происходит первое покушение, после которого Никки предпринимает решение искать как можно более безопасное для себя место. Им оказывается школа Эйнштейна, в которую требуется, во-первых, тщательная подготовка к конкурсу, во-вторых, большая сумма денег на первый год обучения. Дело продвигается успешно, и они поступают, причем Никки набирает высший балл в истории школы. Благодаря школе Эйнштейна у Никки и Джерри появляются, как новые друзья, так и враги. Во время обучения Никки выясняет, что смерть ее родителей была подстроена, а следующей целью убийцы является она. В течение всего романа на нее не единожды были устроены неудачные покушения.
Конечно, нападения, расследования и постоянные приключения замечательны, но помимо этого не забыта и любовная линия. У Джерри были чувства к Никки почти с самого начала их знакомства.
Заканчивается первая серия цикла тем, что Никки собирается открыть Гринвич-центр и получить двести пятьдесят миллиардов на это. Об этом мы узнаем подробнее уже во второй книге.
Если говорить о композиции, то в ней присутствуют все элементы. Пролог – эпизод с ещё живыми родителями, затем авария. Экспозиция - Никки находят космонавты; она узнает, что авария была неслучайной; они забирают её с собой. Завязка – Никки попадает в госпиталь, там знакомится с Джерри; первое покушение; поиск безопасного места и способов туда попасть; поступление в Лунный Колледж. Развитие действия - жизнь в Лунном Колледже, новое покушение. Кульминация – выясняется, что смерть её родителей была кем-то подстроена, а следующей жертвой убийцы будет Никки, очередная попытка убить главную героиню. Развязка – победа главной героини над собой, поиск решения проблемы с неизвестным врагом. Эпилог – победа в Лунной Регате, получение денежных средств и полномочий внештатного работника СпейсСервис, идея открыть Гринвич-центр для научных исследований в области Космоса.
Итак, можно сделать вывод, что в сюжете присутствуют две основных линии: поиск неизвестного врага и любовь, что свойственно подростковой приключенческой литературе. По сюжету это типичное произведение о том, как подросток попадает в необычную школу, где заводит себе друзей и сражается против взрослого врага, как в книгах Д. Роулинг «Гарри Поттер», Д. Емца «Таня Гроттер», Л. Гроссмана «Волшебники» и так далее. Композиция в произведении линейная, все происходит последовательно, раскрывается постепенно.
2.3. Тематика и проблематика
Рассмотрим основные темы и проблемы, поднимаемые в романе «Астровитянка».
Во-первых, как уже описывалось нами на уровне сюжета и главного героя, автора, а особенно целевую аудиторию волнует тема любви. Никки впервые влюбляется в своего друга Джерри, развитие этого чувства вместе со всеми подводными камнями и показывается нам в романе. Приводится много рассуждений на эту тему. Во-вторых, тема дружбы и преданности. Не раз в тексте подчеркивается, что отношения гораздо важнее статуса и денег. В-третьих, тема семьи. Для любого ребенка наибольшую ценность в его жизни имеют родители. Никки потеряла их в 3 года, но сохранила на всю жизнь любовь к ним и боль разлуки.
Поднимается и проблема влияния родителей на жизнь подростков. Они зачастую манипулируют детьми до тех пор, пока те не станут достаточно взрослыми и мудрыми. Никки учится в школе, поэтому в первую очередь поднимаются вопросы школьного образования. Образование рассматривается в книге как необходимая для современного человека вещь: «Человек с мозгами — главная сила этого мира! Человек должен иметь смелость замахиваться на невозможное, думать о немыслимом и надеяться в одиночку спасти всю планету».
Много внимания уделяется социальным проблемам, связанным с образованием. Школы в будущем делятся на государственные и частные. Уровень и доступность образования между ними существенно различается. В государственных школах уровень обучения значительно ниже. Основная задача государственных школ – социально адаптировать детей, а не научить их наукам.
Среди всего хорошего есть нотка грустного – детские приюты. Дети, находящиеся там генетически неполноценны и их образование имеет направление законопослушности и приобретения трудовых навыков. У них ничтожные шансы найти приемных родителей. Большинство детей, находящихся там, получают психотропные вещества, которые способствуют их социальной лояльности, но убивают в них абсолютно все человеческие чувства и эмоции.
В-пятых, тема социального устройства. Существуют разрешенные эйфорины, на которых сидит большинство наркосапиенсов. Детям их употреблять по закону запрещено, хотя, на самом деле, это мало кого пугает. Наркотики процветают, хотя официально с ними продолжают бороться, как и с педофилией.
Налицо сильное расслоение общества на богатых и бедных. «Сравнительное процветание мировой экономики, вероятно, ликвидирует проблему нищеты и опасных эпидемий, но не уберёт бедности — как материальной, так и духовной». Средний класс людей живет по принципу ПБГ – «Пиво-бейсбол-гамбургер». А большинство девушек имеют комплекс неидеальности из-за модных журналов, в котором изображают идеальных девушек. В свою очередь сексуальность правит миром рекламы автомобилей и яхт.
Социальный кризис – проблема Луны. Он родился из-за нехватки рабочих мест. Безработица в свою очередь рождает преступность, торговлю наркотиками и насилие. Чтобы решить эту проблему, пришлось устроить на работу даже людей, специальность которых вполне может заменяться работой роботов.
В-седьмых, тема иллюзий. Говоря о иллюзиях, следует помнить, что есть люди, которые способны самоутверждаться за счет других и их слабостей. Это дает им иллюзию собственной значимости. Абсолютно примитивная и всем известная компенсационная схема. Об их последствиях довольно сложно что-либо сказать. Например, человек, имеющий анонимность, воссоздает себе иллюзию безнаказанности, отчего люди становятся очень агрессивными, даже если до этого таковыми не являлись. Иллюзия истинности человеческих предубеждений заставляет людей не изучать новое, потому что те боятся усомниться в своей правоте.
В-восьмых, тема искусства. Искусство и его восприятие тоже можно принимать, как иллюзию. Люди, изображенные на портретах, не задумывались о смерти, они с надеждой смотрели в будущее. Та же Мона Лиза осталась бессмертной для нас, но по сути ее давно нет в живых. Это иллюзия бессмертия и остановки времени, если выражаться точнее.
Итак, мы можем сделать следующие выводы. Роман «Астровитянка» охватывает широкий круг тем, актуальных как для подростков, так и для взрослых читателей. В романе пропагандируются традиционные ценностные установки: любовь, семья, верность, дружба, искусство. Показаны проблемы выбора жизненного пути подростками, их взаимоотношений с родителями и сверстниками, противостояния несправедливому и жестокому миру взрослых. С другой стороны, поднимаются проблемы современности на примере устройства жизни в будущем: наркотики, социальное неравенство (очень богатые и очень бедные люди), трудоустройство, сиротство, педофилия, агрессия, приоритет материальных благ (общество потребления). Отдельным вопросом является тема иллюзий, в которых пребывает общество того времени, они и становятся главным препятствием на пути улучшения жизни.
2.4. Образ науки
Отдельного рассмотрения заслуживает образ науки в романе «Астровитянка». Именно наука является одной из основных тем произведения, что и позволяет его отнести к жанру научной фантастики.
Во-первых, в книге описывается устройство общества будущего, которого отличается от современного, прежде всего, развитием научных технологий, позволяющих изменить образ жизни как богатых, так и бедных людей.
Появились компьютеры высшего класса. Например, Робби. Он – компьютер класса А10, который способен максимально заботиться о жизнеобеспечении человека, что показано на примере жизни Никки, разговаривать и испытывать эмоции, как человек. То есть компьютер теперь может стать полноценным другом человека.
Появились и компьютеры, заменяющие домашних животных. Практичнее и популярнее всех были собакоразмерные роботы-кентавры, которые с хозяйским имуществом на спине катались на ногах-колёсиках и быстро карабкались за владельцами по лестницам. Когда хозяева обедали, механические собаки, совы и игуаны тоже терпеливо пристраивались возле электрических розеток и подзаправлялись, не сводя внимательных сенсоров с любимых хозяев. Сенсоры — то есть глаза и уши роботов — варьировались чрезвычайно, следуя технологии и моде. Электронно-механические друзья человека ощупывали дорогу перед собой лазерными лучами, ультразвуковыми импульсами и чувствительными усами, распознавали препятствия и лицо хозяина по стереоскопическим фото с двух видеокамерных глаз или инфракрасным изображениям.
Сдать вступительные экзамены в школу можно из любой точки планеты, благодаря технологии онлайн-трансляции через специально арендованному компьютеру фирмы «Эйнштейн Электроникс». Его аренда стоит 90 долларов в час, учитывая, что длительность экзамена с зачётом по английскому составляет 5 часов. Итак, 450 долларов за аренду компьютера для сдачи экзамена.
Если говорить о базовых нуждах человека, то сразу следует отметить, что в будущем существуют биохимические реакторы, способные синтезировать, например, оливковое масло. Они могут создавать любые продукты, но, разумеется, еда различается по стоимости. Кроме того, богатые люди едят только свежие и натуральные продукты. С другой стороны, еда стала дешевле и доступнее всем.
Наука видна даже в мелочах. Заменой для шнурков станут пьезобелковые электрополимеры – короткие поперечные ленточки на обуви, которые с помощью нажатия на кнопку и слабого тока сокращаются до нужной длины.
Во-вторых, наука открывает новые перспективы в развитии цивилизации. Изучая новое, человечество все лучше осваивает Вселенную. С каждым годом люди все больше и больше будут продвигаться в Космосе, биологии и генетике, а также интеллектуальных киберсистемах. Появляются новые источники энергии, космические города и межпланетные корабли, а роботы становятся незаменимыми помощниками людей. Железо в крови родилось при взрыве далёких сверхновых звёзд и совершило длинное путешествие до Земли, так что в человеческих жилах течёт инозвёздная кровь… Атомы железа, делающие кровь красной, древнее не только пирамид, но и самого Солнца и прилетели из других частей нашей Галактики. Около восьмидесяти пяти процентов массы человеческого тела состоит из вещества с других звёзд.
В-третьих, у главной героини исключительно научный взгляд на мир, который постоянно в подробностях анализируется автором и выручает девочку изо всех сложных ситуаций. Например, финальный эпизод, в котором Никки рассказывает о своих планах на будущее Джерри: она собирается организовать научный Гринвич-центр и перед этим рассчитала все возможные средства для осуществления.
В-четвертых, сделан важный акцент на специфике школы, в которой обучается Никки. Это не магическая школа, показанная во многих фэнтезийных произведениях, а мощный научный институт, где воспитывают истинных ученых. Поэтому описание обычных школьных занятий превращается в интереснейшую дискуссию о многих отраслях знаний.
Даже история теперь изучается с полным погружением. Перед школьниками благодаря специальным голограммам появляются как исторические личности, так и простые люди в обстановке, аутентичной их времени и рассказывают о себе, им даже можно задать вопросы.
А на обычных занятиях физической культурой теперь можно даже летать с помощью специальных крыльев. «После сформирования команды начались интенсивные тренировки «Летающих Леопардов». Они включали пилотирование, фехтование и командные игры в виртуальной реальности».
В-пятых, присутствуют и рассуждения из философии науки. Например, один из методов обучения и познания истины – правильная постановка вопроса. Любую теорию, основанную на вопросе «Как?», можно запросто разгромить вопросом «Почему?». Главное – это понимать не то, каким образом что-либо происходит, а по какой причине и отчего это исходит.
Следует также отметить, что автор книги - Николай Николаевич Горькавый - является советским и российским астрофизиком, доктором физико-математических наук, лауреатом Государственной премии СССР (1989 г.), а в данный момент является директором частного научно-технологического института в США. Сфера его интересов - физика планетных колец, о которой он написал более ста научных работ и монографий. В его честь даже назван астероид 4654. Данные факты говорят о том, что автор произведения прекрасно разбирается в вопросах современной науки, особенно в изучении Космоса, поэтому и знакомит с ними в интересной форме подрастающее поколение.
Таким образом, можно сделать вывод, что произведение «Астровитянка», написанное заслуженным ученым, действительно на законных основаниях следует отнести к современной научной фантастике. Оно показывает, каким может стать наше будущее в плане технологий, однако ставит важные вопросы социального устройства и духовных ценностей. Кроме того, на фоне научного развития мира все больше внимания уделяется простым человеческим отношениям и вопросам экологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы проанализировали произведение Ника Горькавого «Астровитянка» с точки зрения его жанровой принадлежности на разных уровнях. Можно сделать следующие выводы.
Во-первых, на уровне главного героя роман принадлежит как к области научной фантастики, так и к области подростковой литературы. Главная героиня Никки Гринвич очень умна, находчива и сообразительна, образованна, смела и решительна, свободно ведет научные дискуссии, в том числе и по поводу своих научных открытий, постоянно применяет теоретические знания на практике. С другой стороны, она является обычным подростком со своими комплексами и проблемами, стремлением быть самостоятельной и независимой от чужого мнения.
Во-вторых, на уровне сюжета и композиции можно отметить, что роман будет интересен прежде всего подростковой аудитории, так как сюжет типичен для целых популярных серий книг. Девочка попадает в необычную школу, заводит новых друзей, влюбляется и сражается со взрослым, еще не известным ей врагом. Однако школа эта не магическая, а самая что ни на есть научная для избранных, которым предназначено стать великими исследователями.
В-третьих, тематика и проблематика произведения весьма обширна. Она включает в себя как типично подростковые проблемы самоопределения, формирования жизненных приоритетов, общения, отношений с родителями и другими взрослыми, так и совершенно взрослые проблемы установившегося общества потребления с социальным кризисом, расслоением по имущественному признаку, безработицей, образованием, наркотиками и т.д.
В-четвертых, наука в романе играет одну из главных ролей. В текст включены целые главы, посвященные отдельным современным научным проблемам и теориям, обсуждаемым в школе. Показано общество будущего с развитыми технологиями, упрощающими жизнь людей и позволяющими все дальше осваивать Космос.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что одной из причин успешности произведения «Астровитянка» является именно жанровое смешение романов для подростков и научной фантастики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобина Т. О. Современная детско-подростковая литература: жанрово-тематические поиски // От года литературу - к веку чтения. Челябинск: 2016. С. 520 - 563.
2. Горькавый Ник. Нужна ли нам познавательная фантастика? // Мир фантастики. 2017. № 166. С. 40 - 43
3. Ковтун Е. Н. Мир будущего в современной научной фантастике: специфика художественной модели // Проблемы исторической поэтики. 2016. Т. 4. С. 118 - 135.
4. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М.: Высшая школа, 2008. 408 с.
5. Кутейникова Н. Е. Развитие личности подростка и формирование интереса к чтению в процессе изучения современной детско-подростковой литературы //
6. Динамика языковых и культурных процессов в современной Росси. 2015. № 5. С. 901 - 905.
7. Свирина Н. М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. 2017. № 3. С. 64 - 72.
8. Твердынин Н. М. Влияние научной фантастики на научное и обыденное сознание: сходство и различия // Третьи Лемовские чтения. 2016. С. 534 - 546.
9. Тимошенко Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен: автореферат дис. канд. философ. н. Ростов-на-Дону, 2003. 22 с.
10. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.
11. Цветков Е. В. Научная фантастика и научное предвидение // Вестник Поморского университета: гуманитарные и социальные науки. 2008. № 1. С. 49 - 54.
12. Цикавый С. А., Павловская О. В. Идеал человека и служения социуму в современной фантастической литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6. С. 183 - 189.