Прошлое и настоящее печатной книги

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прошлое и настоящее печатной книги

Поздеев Н.А. 1
1МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами" г.Энгельс, Саратовская область
Лапунёва Е.Н. 1
1МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами" г.Энгельс, Саратовская область
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

2. Описание проекта

Наступило такое время, когда люди стали реже встречаться с книгой, проводя свободное время с экраном телевизора или компьютером. В чем же причина потери интереса к чтению и книгам?

Быстрый темп жизни, доступность развлечений, общение, не ограниченное пространством, - вот основные причины, снизившие потребность человека в книге. Современные технические устройства предоставляют человеку не только информацию, но и готовые выводы.

Актуальность выбранной темы:

Проект «Прошлое и настоящее печатной книги» является актуальным особенно сейчас, когда наши сверстники все свое свободное время проводят за компьютером, а не за чтением книг.

Проблема проекта:

Есть ли необходимость сегодня, в век информационных технологий, читать художественную литературу?

Работа над этим проектом поможет осознать роль книги в воспитании и развитии современной, коммуникабельной личности.

Книга может стать добрым другом и помощником во многих вопросах, возникающих у людей.

Цель проекта:

Проследить жизнь книги в соответствии с временными рамками «вчера, сегодня;

Определить роль и место книги сегодня (семья, класс, люди г.Энгельса возраст 45-50 лет);

Пробудить интерес к судьбе книги.

Привлечь внимание учащихся нашего класса к необходимости изучать творчество современных авторов.

Задачи, поставленные для реализации проекта:

Среди учащихся нашего класса провести исследование, которое поможет выяснить отношение и интерес к книгам.

Провести анкетирование учащихся 4 класса, их родителей и случайных людей г. Энгельса в возрасте 45-55 лет.

Обобщить результаты анкетирования, провести их анализ и представить свои выводы одноклассникам на классном часу.

Провести классный час, посвященный любимым авторам;

Пробудить интерес к чтению художественной литературы.

Вести пропаганду читательской культуры.

Вид проекта:

По содержанию – исследовательский проект;

По комплектности – монопредметный;

По количеству участников – индивидуальный;

По продолжительности краткосрочный – 2-3 недели.

Объект исследования:

Место и роль книги в семье учащихся 4 «Б» класса, МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»

Предмет исследования: судьба книги

Гипотеза:

Исследование ситуации определенной группы респондентов на определение места и роли книги в их жизни позволит выявить факторы, влияющие на снижение читательской активности, заставит задуматься над этой проблемой.

Этапы проекта и ожидаемый результат:

1 этап:

Анкетирование учащихся4 «Б» класса, МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»;

Анкетирование родителей;

Анкетирование людей проходящих по улице в возрасте 45-55 лет;

Проведение обобщенного классного часа по результатам проекта;

2 этап:

Как известно из истории, первые книги возникли еще в древние времена. Самым древним материалом для них можно назвать глину и ее производные. В Египте в этом качестве использовался папирус. Делались книги также из слоновой кости и других материалов. Наиболее обширным и богатым собранием книг в античные времена считалось Александрийская библиотека.

Вскоре большой популярностью начал пользоваться и материал пергамент, который изготавливался из шкур молодых животных. Он стоил дороже папируса, но отличался большей универсальностью и долговечностью.

У славян были распространены берестяные книги. Затем в Китае была изобретена бумага, попавшая оттуда в Европу. Это во многом способствовало началу эры книгопечатания в эпоху Возрождения.

На Руси первопечатником стал знаменитый Иван Федоров, напечатавший «Апостол» в 1564 году. «Апостол» стал первой, точно датированной русской книгой. По качеству она сильно превосходила все предшествующие книгопечатания.

Развитие человечества не стояло на месте. Черпая знания из книг, познавая новое, человек двигал науку вперед. Книг стало выходить все больше, увеличился круг читающих людей.

В прошлом веке хорошую книгу в нашей стране было тяжело достать. Она приравнивалась к дефициту некоторых продуктов питания. За книгой стояли очереди читателей, популярны были библиотеки. Самым хорошим подарком на любой праздник считалась книга. Тогда вместо 100 каналов кабельного телевидения было всего 3, и люди все свободное время посвящали двум занятиям: играм во дворе и чтению. Так что наша страна в то время была одной из самой читаемой страной в мире.

Не секрет, что в наши дни утрачен интерес к печатной книги, на её место приходит электронная книга. Было проведено небольшое исследование, помогающее определить роль и место книги среди учеников и членов их семьи.

3 этап:

Был проведен опрос учащихся, родителей и случайных прохожих в возрасте 45-55 лет.

Были предложены следующие вопросы:

Есть ли у Вас домашняя библиотека?

Вопрос.

Учащиеся

Родители

Случайные

прохожие

Да

18

28

30

Нет

2

2

0

Не знаю

10

0

0

Посещаете ли Вы городскую библиотеку?

Вопрос.

Учащиеся

Родители

Случайные

прохожие

Да

14

12

15

Нет

16

18

15

Какую книгу Вы предпочитаете читать?

Вопрос.

Учащиеся

Родители

Случайные

прохожие

Печатную

10

20

20

Электронную

12

8

10

Аудиокнигу

8

2

0

Опрошенные отметили, что читать стали меньше, хотя обычная книга предпочтительнее. Почему меньше читают?

Недостаток свободного времени, высокая загруженность.

Интернет с одной стороны экономит время, но с другой стороны отучает думать самостоятельно.

Выводы:

В 21 веке традиционная книга активно вытесняется электронными устройствами, Интернетом, аудио-визуальной продукцией. Современный подросток сегодня уделяет меньше времени чтению, реже посещает библиотеки, потому что появились альтернативные источники информации.Прежде всего, стоит обратить внимание на все те плюсы, которые может предоставить нам книга. При чтении мы пополняем словарный запас, улучшаем грамматику, что помогает в учебе и повышает культуру. Чтение развивает мышление, воспитывает личность. Книга заставляет мыслить, обращать внимание на мелкие детали, что делает чтение более увлекательным и полезным. Радует, что многие ребята положительно относятся к урокам литературы и в их жизни есть место книге. 

Рефлексия проектной деятельности:

Проведенное исследование помогло мне понять, что книга по- прежнему играет очень важную роль в жизни общества. Многие из моих одноклассников и знакомых читают. У каждого есть свои предпочтения в литературе. Классика и детективы, фантастика и фэнтези, биографии известных личностей и историческая литература – все это вливается в повседневный обиход и становится частью жизни. Да, современный подросток сегодня уделяет меньше времени чтению, реже посещает библиотеки, потому что появились альтернативные источники информации: Интернет, телевидение. Это способствует снижению читательского интереса. Но всё же радует, что в развивающейся среде есть место книге.

Конечно, трудно оторваться от телевизора или выйти из социальной сети. Но ум при этом дремлет, жизнь не развивается. Можно жить и так, если всё устраивает. Но если в жизни хочется многого достичь, стоит начать с хорошей книги. Классика, книги по психологии, истории в хорошем, грамотном изложении ничего, кроме большой пользы, принести не могут.

Книга была и остается хранителем духовного опыта человечества.

Информационно - методическое обеспечение.

Большая энциклопедия школьника - М.: «Росмэн», 2006

Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/История_книги

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000

Опрос

Есть ли у Вас домашняя библиотека?

1)Да

2) Нет

3)Не знаю

2.Посещаете ли Вы городскую библиотеку?

1) Да

2) Нет

3.Какую книгу Вы предпочитаете читать?

1.)Печатную

2.)Электронную

3.)Аудиокнигу

Просмотров работы: 47