Н.В. Гоголь - словесный кулинар

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Н.В. Гоголь - словесный кулинар

Окунева А.А. 1
1МОБУ ООШ № 27
Окунева Н.Ф. 1
1МОБУ ООШ № 27
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема исследовательской работы: «Гоголь - словесный кулинар»

Вид работы: исследовательская - поисковая

Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. Стоит произнести имя Гоголя, как сразу вспоминаются и «чудный Днепр», и «пренеприятнейшее известие», и камин, в котором сгорает рукопись второго тома «Мертвых душ». И еще печальные слухи о сумасшествии великого писателя. А вот о том, что Николай Васильевич был среди русских классиков наипервейшим гурманом, мало кто знает. Исследование темы «Гоголь и кулинария на страницах его произведений» проводится в рамках изучения по литературе в 5- 9 классах художественных произведений Н.В.Гоголя.

Данная исследовательская работа позволяет нам по- новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание роли «еды», так как кулинария занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Н. В. Гоголь наполняет страницы своих книг образами еды и питья. Среди друзей и знакомых он слыл большим лакомкой, любителем вкусно и плотно покушать, знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. Также выполнение данной исследовательской работы помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность учащихся, учит видеть необыкновенное в обыденном.

Цели исследовательской работы

-развивать умения определить художественную функцию «еды» в произведениях Н.В. Гоголя;

-воспитание интереса к изучению литературных произведений;

Задачи исследовательской работ

-получение общих сведений о роли кулинарии в творчестве Н.В. Гоголя;

-определить роль еды в произведениях Н.В.Гоголя;

- сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя;

Объект и предмет работы: стали художественные произведения Н.В. Гоголя. Я также обращалась к информационным источникам, словарям, энциклопедической и специальной литературе.

Практическая ценность исследовательской работы на сегодняшний день состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовке к олимпиадам, при поступлении в ВУЗ, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с комплексным анализом текста.

ОКУНЕВА Алёна Александровна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9 класс

Н.В. ГОГОЛЬ – СЛОВЕСНЫЙ КУЛИНАР

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы, МОБУ «ООШ № 27»

Основная часть

….В любом высоком движении есть пошлые

моменты, как, с другой стороны,

в низкой стороне человеческой жизни есть

притягательные моменты для высокого.

Ю.Манн. Поэтика Гоголя [10, с. 132].

2.Общие сведения.

Человек в современном мире живет на бегу, куда-то опаздывает, спешит. На бегу и перекусывает – тем, что подвернется под руку. Но и в этой суматошной жизни рано или поздно хочется ему сесть за накрытый стол и отведать вкусных и обильных угощений. Грибочков соленых, картошечки, щедро политой маслом, румяных расстегаев, пирожков с пылу с жару… И, чтобы за этим столом сидели рядом родственники или друзья и вели разговор. А то и песню бы затянули – протяжную, душевную.

И это не просто тяга поесть или отдохнуть. Это традиция наших предков. Она, заложенная в генетической памяти, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Традиция – собраться за столом, устроить пир горой.

Отголоски этой традиции слышны в старых русских сказках. В них пир олицетворяет собой счастливый конец дела, осуществление мечты, достижение желаемого. Потому часто сказки так и заканчивались – словами про пир. Например, сказка про Ивана-царевича и Кощея Бессмертного: «Приехал Иван-царевич домой и устроил пир горой». Или вот концовка сказки про Емелю: «А по приезде заделали пир на весь мир». Любима сказочниками и такая забавная присказка: «И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

В русских пословицах как в зеркале отражается щедрость русской души, ее хлебосольство и гостеприимство.

Что есть в печи, все на стол мечи.

Не красна изба углами, красна пирогами.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Ехал было мимо, да завернул по дыму.

Хлеб-соль в воротах, так не своротишь.

Нет сомнения, что в обычаях кухни любого народа отражаются и его быт, и его история, и его духовная культура.

На Руси хлеб – всему голова! Этой поговоркой многое сказано. Да и могло ли быть иначе, ведь предки наши были в основном мирными земледельцами? Хлеб у русского человека всегда был наравне со святыней, относились к нему с благоговением. Ронять его или выбрасывать считалось немалым грехом.

Ржаной, черный хлеб, щи или похлебка – вот таков был и обед, к примеру, рабочего или крестьянина в XIX веке.

Кирилл Дацюк. Хлеб и молоко

Кислая квашеная капуста, кислый квас – без них не обходится русский стол. Вспомним присказку – «профессор кислых щей». А русские кислые щи – это вовсе не суп, а напиток. Был он одно время весьма распространен на Руси и делался достаточно просто. Так просто, что для этого вовсе не нужно становиться профессором.

Настоящие русские кисели тоже делались на кислой, квасной закваске. И варились они не из ягод, а из овса, пшеницы, ржи.

Но что же еще составляет своеобразие русской кухни? Обязательное наличие в ней жидких горячих и холодных блюд. То, что мы называем сегодня французским словом «супы» - вообще-то из нашей древней истории. Но раньше на Руси они назывались «хлебово» и было их огромное количество: щи, уха, калья, затируха, болтушка, похлебка. Позже сюда добавились борщи, рассольники, солянки.

Много на нашем столе овощных, рыбных, грибных «деликатесов». И это понятно, потому как большинство дней в году были постными. В нашей классической литературе мы сегодня встречаем столько забытых и полузабытых названий рыбных блюд: сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, лужина, белорыбица… Уха могла быть и окуневой, и ершовой, и налимьей, и стерляжьей…

2. Отношение Гоголя к пище.

Боже мой, если бы я был богат, я бы желал…чего бы я желал?» - так писал Н.В.Гоголь накануне нового 1839 года своему другу и однокашнику А.Данилевскому из Рима. И в этом то ли вопросе, то ли восклицания нет, пожалуй, ничего необычного. Ну, кроме разве что самого желания: «Чтоб остальные дни мои я провел с тобою вместе, чтоб приносить в одном храме жертвы..». А «храмами» Гоголь и Данилевский в шутку называли кафе и рестораны, в которые хаживали во время совместного путешествия по Европе. В шутку же обед у Гоголя получил название жертвоприношения, а содержатели ресторанов назывались жрецами. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. А правда заключается в том, что и принятие, и приготовление пищи было для Гоголя делом очень важным, можно сказать священным. И не только тогда в Риме, когда Гоголь лечился от желудочной болезни. И в пору его молодости, в первые годы жизни в Петербурге, он не относился к еде легкомысленно, как к чему–то низкому и внимания недостойному. Среди друзей и знакомых он слыл большим лакомкой, любителем вкусно и плотно покушать, знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. В Италии он полюбил макароны, и приготовлять их научился, специально для этого бегая на кухню. Одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни

простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: "Вечер накануне Ивана Купала", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба" и т.д. Чего стоят одни только галушки, которые, если помните, нырнув сначала в сметану, сами прыгали Пацюку в рот. Жуй да проглатывай – мечта!

Я узнала, что в России Гоголь всегда готовил еду сам, никому не доверяя. Не раз наблюдавший за этим процессом С.Т.Аксаков в своих воспоминаниях писал: «…он так от всей души занимался этим делом , как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал , что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом , то он был бы непременно артистом- поваром».

3.Функции «еды» в творчестве Н.В. Гоголя.

Еда занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой другой русский писатель, он наполняет страницы своих книг образами еды и питья. Истинный хлебосол, воспитанный щедрой землей полтавщины, любивший угощать и потчевать и сдерживаемый только обстоятельствами, в своих книгах писатель дает волю до отвала кормит читателя описаниями обедов и блюд, способных порой , как выразился сам Гоголь в том же письме Данилевскому, «произвести на три дня слюнотечение у самого отъявленного объедала». Образы эти проникают не только в содержание произведений, но и в язык и стиль, преломляются метафорически, способствуют созданию того контраста грустного и смешного, той зыбкой грани между высоким и низким, которая отличает художественную манеру писателя, его мастерство. С одной стороны - это чисто национальные блюда, что указывает на соблюдение автором народных традиций. С другой - их неординарный прием подчеркивает сказочность сюжета. С третьей - его красочное, живое описание не только заставляет нас поверить в реальность происходящего, но и вызывает интерес к этому блюду, желание его попробовать. Не зря Гоголя называют мастером детали, так как такими свойствами обладают все кулинарные реалии, и описанные им. Покажем, каковы функции кулинарных реалий в творчестве Гоголя. Во-первых, использование пищевых подробностей в качестве украшения текста.

Сам сюжет для Н.В. Гоголя оказывается не так важен, так как он сводится к однообразным переездам главного героя от одного помещика к другому.

По моему мнению, предметная детализация текста занимает в произведении первое место, скрашивая сюжет. Она сводится не только к подробному описанию местности, дома помещика, но и к пышному, развернутому описанию кулинарных реалий. "За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось потом в желудке". Пищевые подробности, приведенные в тексте не всегда несут в себе какие-то важные, непосредственные значения.

ОКУНЕВА Алёна Александровна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9 класс

Н.В. ГОГОЛЬ – СЛОВЕСНЫЙ КУЛИНАР

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы, МОБУ «ООШ № 27»

5. Практическая часть

1. Популярность гастрономической лексики в творчестве Н.В. Гоголя. Кажется, гастрономическая метафора в русской литературе стала популярной, начиная именно с Гоголя. Потом такой метафорой стали пользоваться многие русские писатели, но ни у кого она не была столь часто употребляемой и многоплановой. У других она чаще всего – средство насмешки, пренебрежения или даже презрения, как будто бы все, что связано с пищей и пищеварением, грубо и бездуховно, а значит, в высоком смысле к литературе неприменимо. А в творчестве Гоголя образное использование гастрономической лексики играет роль более сложную и разнообразную. И развивается постепенно. Наблюдение над этим развитием дает интересную пищу для читательских размышлений.

2. Анализ художественных произведений Н.В. Гоголя.

Как я думаю, одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: "Вечер накануне Ивана Купала", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба" и т.д.

Так, размышляя о превратностях судьбы в повести «Невский проспект», Гоголь использует гастрономическое сравнение: «Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною с арку главного штаба ,но, увы! должен довольствоваться каким- нибудь немецким обедом из картофеля. Как странно играет нами судьба наша!».

Конечно, здесь много иронии, но вместе с тем, немало и грусти. А ведь в гастрономическом образе прячется философская мысль: не всегда в человеческой власти соизмерять свои желания со своими же возможностями.

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь сравнивает черта с кухмистером, который надевши колпак и встав перед очагом, «поджаривал грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу». Сравнение веселит и добавляет юмора и повесть. Кухмистерский колпак делает черта шутом , а не демоном. Но вместе с тем почему бы ему не быть похожим и на бабу, которая, как известно, тот же черт в юбке. Писатель озорничает, хотя все – таки в основе его сравнений лежат традиционные представления о бабах и о чертях. В повести напоминаются такие разновидности еды, как кутья - обрядовое кушанье из риса с изюмом, вареники - вареные пирожки с творогом и ягодами , галушки- кусочки варенного теста. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. С детства помню эту сцену из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» – толстый Пацюк волшебным образом поедает смачные вареники. Этот эпизод настолько мастерски сыгран, что вареников хочется сразу и много. А что же нам самим мешает их затеять? Сдается мне, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены. Шанишки - шанежки, скородумки, пирожки, блины, пряглы, лепешки с припеком от Коробочки и кулебяка с визигою для Чичикова. Такие разносолы.

Как я думаю, Н.В. Гоголь был отменным кулинаром. В деревнях Украины до сих пор готовят по старинным рецептам Н.В.Гоголя.

Цикл повестей «Миргород». Интересный материал для рассуждений на эту тему дает следующий цикл повестей «Миргород». Один из двух эпиграфов к циклу гласит: « Хотя в Миргороде пекутся бублики из черного теста, но довольны вкусны». (Из записок одного путешественника). В повести «Сорочинская ярмарка» есть такие строки: «горы дынь, арбузов и

тыкв казались вылитыми из золота и темной меди, благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам».

Как я думаю, гастрономический образ в данном цикле служит авторским предупреждением читателю: «Не судите по виду, попробуйте на вкус, вам понравится». А может быть, Гоголь вкладывал в этот эпиграф другой смысл?. Мол, и об этой стороне малороссийской жизни, о бытовой и на первый взгляд совсем не привлекательной вам тоже напишу. Похоже, что так. Ведь первая повесть «Старосветские помещики» наполнена бытовыми картинками, и особенно гастрономическими. Но, несмотря на это, она также полна поэзии, гармонии и высоких человеческих чувств, которые показаны автором не вопреки быту, а благодаря ему. Еды здесь так много, что еще и метафорические образы оказались бы лишними, они только испортили бы все дело, точно так же, как улыбка могла бы испортить и без того доброе лицо Пульхерии Ивановны : «вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица». Вкусовой образ чрезмерности, приторности в переносном значении используется в повести еще раз: « Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. Кажется, это единственные примеры образного использования гастрономической лексики в повести. Сравнения становятся все более развернутыми, усложняется их роль.

Повесть «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» гастрономический образ уже больше, что « следующей» она является только по композиции сборника, но не по времени написания. Известная современному читателю редакция повести была создана Гоголем два с лишним года спустя после выхода «Миргорода». Писатель тогда жил в Риме и работал над «Мертвыми душами» Параллельно редактировал «Тараса Бульбу» и ввел много новых персонажей, одним из которых стал куренной атаман Кукубенко. В повести есть еще сравнения, обращающие на себя внимание. В начале жизнь Сечи сравнивается с пиршеством: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Казаки любили хорошо погулять и крепко выпить, но все- таки Гоголь в этом сравнении в первую очередь видит необузданную свободу, веселое, легкомысленное отношением к жизни, существование по особым, не будничным законам, невиданный темперамент и удаль запорожцев. В повести «Тарас Бульба» есть такие строчки: «Путешественники раскладывали огонь, ставили на него котел, в котором варили себе кулиш (жидкая каша с салом); пар отделялся и косвенно дымился на воздухе». « У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран.» Удивительные вещи получаются у Гоголя. Помните обед Тараса с сыновьями? Его богатырский характер проявляется и в гастрономических вкусах: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние!»

Таким образом, гастрономической образностью Гоголь пользуется и для того, чтобы объяснить какое-то небывалое, редкое явление.

Итак, из приведенных произведений достаточно, чтобы увидеть: гастрономические образы – излюбленный художественный прием писателя, особенно в его зрелом творчестве. Это во – первых. Во- вторых, использование гастрономической, кулинарной лексики очень многопланово и помогает заглянуть в творческую «кухню» удивительного гоголевского текста. А в – третьих, наблюдение над использованием ярких гоголевских метафор открывает нам самого автора, грани его таланта, вызывает интерес к его личности. В языке Гоголя проявляются характер, привычки, особенности его художественной и бытовой жизни.

« Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения»,- писал художник, осознавая ответственность за каждое написанное им слово. Моя задача - внимательно вчитываться в эти слова.

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 .

Аксаков писал: “Если бы судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом – поваром”. 

Герои его произведений часто раскрывают свои кулинарные пристрастия, и упоминания различных блюд часто встречаются на страницах его книг, в них – пространные описания застолий, диалоги об истории того или иного блюда, споры о вкусовых преимуществах разных регионов и т.д. Само описание еды настолько рельефно и детализировано, что не просто служит дополнительной характеристикой персонажа, а создает если не само действие, то его добротную основу. Вот описание кулебяки, которую заказал Петр Петрович Петухов, персонаж «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:

" … сделай на четыре угла; в один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой каши, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да еще знаешь там этакого… Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал ее во рту – как снег растаяла".[12. С. 79]

Кстати, Гоголь здесь абсолютно точен в описании старинной московской кулебяки. Фарш в нее клали разный, располагали его клиньями, разделяя каждый вид блинчиками "на четыре угла" (чтобы тесто не отмокло из-за сочной начинки). Делали ее из пресного сдобного рассыпчатого теста. Особое искусство было в том, чтобы с таким сложным фаршем кулебяка хорошо пропеклась.

А вот что говоритСобакевич (Феодулии Ивановне). «Что ж, душа моя, если б я сам это делал, но я тебе прямо в глаза скажу, что я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа. (Чичикову) Возьмите барана. Это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все не то, это все выдумки, это все…» Перечень мясных блюд нашей старинной кухни очень широк и разнообразен. Характер их во многом определяли особенности русской печи: жарение крупными кусками и целыми тушками, запекание… Целиком жарили поросят, крупными кусками – баранину и свинину и лишь изредка говядину, тушками – домашнюю птицу и дичь. Приверженность к мясу, жаренному крупными кусками, сохранилась у русских людей с глубокой древности. Популярны были жареные мясные блюда: бараньи грудинка и лопатки, начиненные гречневой кашей с рублеными яйцами, утки и гуси с яблоками, куры, фаршированные рисом с изюмом или черносливом, фаршированные свиные ножки и т.д.)

Гастрономические вкусы и наклонности гоголевских помещиков из “Мертвых душ” являются важной характеристикой, средством раскрытия характеров, одним из способов авторской оценки и “инструментом” символизации их образов. Но изображение обильной трапезы в “Мертвых душах” не сводится лишь к иронической трактовке и к изображению греха чревоугодия, ведь сытный и даже чрезмерный обед — проявление симпатичного Гоголю хлебосольства. А хлебосольством всегда славилась Русь.

ОКУНЕВА Алёна Александровна

Краснодарский край, Новокубанский район, станица Советская

МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 27», 9 класс

Н.В. ГОГОЛЬ – СЛОВЕСНЫЙ КУЛИНАР

Научный руководитель: Окунева Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы, МОБУ «ООШ № 27»

6. Заключение.

Таким образом, мы сделали попытку сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя. И в результате проведенных исследований пришли к следующим выводам:

-слова со значением «еда» в творчестве Н.В. Гоголя являются показателями одной из черт русского национального характера, средством усиления степени «реалистичности» текста, помогают автору при создании неповторимого, чисто русского уклада жизни.

-в гоголевском тексте слова с семантикой «еда» указывают на соблюдения автором народных традиций, на вид сюжета, используются в качестве украшения текста, комических деталей. Комические детали помогают при описании быта героев, их личных качеств, портретов и поступков, помогают раскрыть пародийный характер произведения.

-в прозе Гоголя деталь чаще всего оказывается самодостаточной, используемой ради удовольствия, чтобы насладиться ее фактурностью, вещностью, осязаемостью.

- я в целом убедилась в том, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены.

В национальной кухне отражается быт, история и духовная культура народа. Гостеприимный и открытый. Русский человек умел повеселиться, умел выразить свою приязнь к гостю тем, что вкладывал душу в то, что подавал на стол. Художественные произведения Н.В. Гоголя являются своеобразными учебниками истории народов.

7. Список используемой литературы

1.Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Москва. Художественная литература, 1982.

2.Н.В.Гоголь. Москва. Издательство «Вече».2002 г.

3.Гоголь Н.В.Собрание сочинений. В 7 т. Т. Письма, - М.,1978.

4.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 4.-М.,2001.

5.Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. – М.,1960.

6.Анненков П.В.Литературные воспоминания.- М., 1989.

7.Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: В 2 кн. - СПб.,1995.

8.Степанов Н.Л. Гоголь.(Серия «ЖЗЛ»).-М.,1961.

9.Золотусский И.П. Гоголь (Серия «ЖЗЛ»). - М.,1984.

10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.

11. Н.В. Гоголь Классический гурман http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post180140654

12. Н.В. Гоголь. Повести. Мертвые души.- М.; Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-688с.

Приложение№1

Словарь «еды» в произведениях Гоголя:

1.Буряк - свекла

2.Буханец - небольшой хлеб.

3.Бублик - круглый крендель, баранчик.

4.Книш - род печеного хлеба.

5.Коровай - свадебный хлеб.

6.Пампушки - кушанье из теста.

7.Путря - кушанье, род каши.

8.Сливянка - наливка из слив.

9.Шишка - небольщой хлеб, делаемый на свадьбах.

10.Варенуха - вареная водка с пряностями.

11.Гречаник - хлеб из гречневой муки.

12.Кавун - арбуз.

13.Корж - сухая лепешка из пшеничной муки, часто с салом.

14.Паляница - небольшой хлеб, несколько плоский.

15.Сыровец - хлебный квас.

16.Кутья - обрядовое кушанье из риса с изюмом.

17.Вареники - вареные пирожки с творогом или ягодами.

18. Галушки - кусочки сваренного теста.

19.Кулиш - жидкая каша с салом.

20.Весь харч - вся еда.

21.Саламата - мучная каша.

Просмотров работы: 300