Введение.
В современном мире все чаще в речи стали употребляться лишние слова, так называемые слова-паразиты Эти слова меняют нашу речь не в лучшую сторону. Лингвистические паразиты живут, проникают в нашу речь, нанося ей смысловой урон. Человеку, слушающему речь со словами-паразитами, трудно следить за ходом мысли. Почему это происходит? Можно ли бороться с этим? В своем исследовании я попытаюсь найти ответы на эти вопросы.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится невыразительной, неяркой. Общеизвестно, что проблема «чистоты» русского языка приобрела острый характер в наши дни и стала одной из главных в обществе.
Гипотеза: можно ли в школьной среде успешно бороться со словами-паразитами?
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
дать определение словам-паразитам;
выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
проанализировать часто употребляемые учениками слова-паразиты;
выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, конкретизация, синтез;
эмпирические: сбор фактического материала, его обработка, статистическая обработка результатов, проверка гипотезы.
База исследования: речь учащихся 5а класса МБОУ «СОШ№1» г. Протвино.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Практическое применение: в работе кружков и факультативов по русскому языку.
Глава 1. Определение термина
По правилам языка все слова в высказывании должны нести смысловую нагрузку. Слова, не несущие лексического значения, называются паразитами, их употребление нарушает существующие законы языка. Сами по себе такие слова нельзя назвать словами-паразитами, они становятся ими, если их употребляют в несвойственном им значении. Этот пласт слов изучен недостаточно хорошо.
С точки зрения биологии, паразит — организм, питающийся за счет другого организма. И в речи слова-паразиты питаются смыслом высказывания, как бы «съедают» его. Тяжело слушать человека, который употребляет слова-сорняки.
Слова-паразиты — это враги культурного человека. И их нужно знать, чтобы контролировать свою речь. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы (вот, ну, пожалуй, так, да, просто и прямо, как бы), вводные слова (вообще, в общем-то, в принципе, короче, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (это, это самое).
Глава 2. Причины употребления.
Каждый говорящий знает, что речь должна звучать. Но если человек в силу каких-то причин не находит слов? В лучшем случае мы услышим от него «нуу-у» или «ээээ-э». Лингвисты полагают, что употребление «слов-сорняков» связано с бедностью словарного запаса и возникающих из-за этого речевых заминок. Но плохо то, что в последнее время на эти слова возникает некая «мода». Поэтому и люди, не имеющие проблем с речью, к сожалению, используют их.
Иной раз «слова-паразиты» применяются для того, чтобы подумать над заданным вопросом и поэтому порой могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом. В этом случае слова-паразиты выполняют тактическую роль.
Часто люди употребляют слова-паразиты, когда волнуются. И тогда слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о неустойчивом психологическом типе нервной системы.
Проанализировав литературу по данной теме, могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи.
Итак, причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
довольно бедный словарный запас говорящего;
намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
быстрая, спонтанная речь;
мода на некоторые слова.
Глава 3. Характеристика человека через призму употребления им слов-паразитов.
Ученые-лингвисты считают, что слова-паразиты, занимающие определенное место в лексиконе человека, могут рассказать о его типе мышления и мировоззрении. В этом с ними согласны психологи. Например, слово «короче» могут использовать неуравновешенные люди, обладающие холерическим темпераментом. А порой это слово является свидетельством болтливости. «Так сказать» - это ещё одно «сорное» слово, характерное для экспрессивных людей. Мысли у них не всегда поспевают за словами, и «так сказать» выступает в роли паузы и дает возможность синхронизировать речь и мышление. Слово «смотри» часто использует человек-визуал, желающий, чтобы его точнее поняли. Аналогично себя ведет аудиал, говорящий «послушай», призывая собеседника быть более внимательным к его сказанному. «Ладненько» нередко употребляют фамильярные люди, ощущающие превосходство над собеседником, но не желающие его показать. «Это…», «ну…», «э…», «это самое»… Вы слышите эти слова и понимаете, что перед вами малообразованный или медленно соображающий человек, которому связно говорить сложно. Многие в сильном волнении начинают часто использовать частицу «ну» в своей речи. В этом случае вы можете понять, что человека что-то беспокоит. Словечки «вот» или «вот так вот» говорят в конце предложения те, кто не знает, что бы еще сказать, или кому разговор наскучил. Очень распространенное в наши дни «как бы» может свидетельствовать о том, что говорящий ищет своеобразную лазейку, оставляющую возможность маневрирования. Выражение «на самом деле» присуще самоуверенным занудам, которые любят читать нотации и только свое мнение считают верным. «Кстати» любят говорить робкие люди, им не хотелось бы выглядеть молчунами, но и в центре внимания оказаться не хочется. И слова «сами понимаете» говорят чаще люди робкие, неуверенные в себе. Вот такие интересные наблюдения сделали психологи, занимаясь употреблением слов-паразитов.
Глава 4. Способы избавления от слов-паразитов.
На сайте «Ораторского клуба» я нашел несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
Осознать абсурдность. Каждое слово несет смысл, чего не скажешь о словах-паразитах, которые абсолютно неинформативны.
Устранить причины возникновения, а именно: обогащать свой словарный запас, учиться формулировать мысль точнее и быстрее (немецкий философ 19-го века А. Шопенгауэр писал по этому поводу: «Кто ясно мыслит – ясно излагает»1 ).
Не бояться делать паузы: они тоже могут помогать донести свою мысль.
Не волноваться во время речи!
Нечего сказать – молчи!
Больше читайте признанных мастеров слова. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.
Лингвист Ольга Игоревна Северская в книге «Говорим по-русски с Ольгой Северской» рекомендует заменить свои коротенькие, простецкие паразиты на развернутые вводные слова. Она пишет: «Вместо «ну», «вот», «типа», «эээ», «слышь», «значит» можно оснастить свою речь оборотами вроде «как и предполагалось», «после чего», «следовательно», «видите ли», «полагаю», «по моему мнению», «думаю, можно с определенной уверенностью сказать», «между тем»2.
Там же, на сайте «Ораторского клуба», я нашел любопытную информацию. В России ходит легенда об одном преподавателе с его особенной методикой. Когда его студенты произносили слова–паразиты, он заставлял их прокукарекать или помяукать. Поначалу все относились к этому с недоумением, а затем втянулись в игру и уже сами с удовольствием использовали метод в общении за пределами университета.
Глава 5. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.
На уроках истории, литературы, ботаники, географии в результате наблюдения мною было отмечено: каждый раз, начиная отвечать, учащиеся моего 5-го класса делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Теперь я понимаю, что многим моим одноклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования мною была составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи» и проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов в речи учеников 5а класса».
В анкетировании и устном опросе принимали участие 27 учащихся 5а класса МБОУ «СОШ №1» г.Протвино. (Приложение №1)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в нашей речи» показали:
15 опрошенных (55,6%) учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;
9 учащихся (33,3%) только иногда употребляют слова-паразиты в своей речи.
И лишь 3 учащихся – 11,1% полностью избегают слов-паразитов в разговоре. (Приложение №2)
На вопрос, как можно бороться со словами-паразитами, учащиеся ответили по-разному. Одни писали, что за замусоривание речи нужно «ругать» и «наказывать». Другие предлагали «меньше говорить». И только 2 учеников отметили, что нужно повышать культуру речи, а для этого больше читать. По результатам опроса я сделал вывод, что большинство учащихся в моем классе не знают, что такое слова-паразиты, в речи их не замечают и не догадываются, как с ними бороться.
На основании наблюдений на уроках и во внеурочное время я составил частотный словарь слов-паразитов. За единицу измерения я взял один учебный день.
В итоге выяснилось, что в моем 5-ом классе часто можно услышать такие слова-«паразиты», как «блин», «вот», «короче», «как бы», «ну», «это самое», «типа», «ваще», «чё…». Из них самые распространенные: «ну» (в течение рабочего дня его использовали 29 раз, что составило (21,8% от общего употребления сорных слов), на втором месте –«вот» (использовали 18 раз, что составило 13,5% от общего употребления сорных слов); далее следуют: «блин» (11,25%), «вот»(13,5%), «короче» (5,2%).
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил и другой эксперимент. Мною было записаны монологические высказывания на свободную тему трёх учащихся 5а класса, и в них выделены слова-паразиты. Из 312 слов – 39 слова-паразиты, что составляет 12,5% от общего количества сказанных слов. Слово «ну» употреблено 16 раз, слово «вот» - 10 раз, «короче» - 5 раз.
Используя результаты двух эксперимента, я составил частотный словарь употребления слов-паразитов. (См. приложение №3)
Я проанализировал слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и на перемене и пришел к выводу, что большая часть из них употребляется в качестве паузы во время составления устного высказывания. Например: «Няня Пушкина... это... любила его... ну... рассказывала ему сказки. Он... это... посвятил ей много произведений...
Заключение.
Изучив теоретический материал по проблеме бытования слов-паразитов в русском языке, проведя экспериментальные исследования употребления слов-«паразитов» учащимися моего класса, составив частотный словарь употребления слов-паразитов учащимися моего класса, считаю, что полученные данные позволяют на основании всего сказанного сделать некоторые
ВЫВОДЫ:
1) среди учеников моего класса существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов»;
2) слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания;
3) чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса, но иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью;
4) есть способы борьбы со словами-паразитами.
В результате исследования прихожу к выводу, что ГИПОТЕЗУ, выдвинутую мной в начале работы, следует ПОДТВЕРДИТЬ: без слов-паразитов человек может с успехом обходиться, если будет много читать, обогащать свой словарный запас и следить за своей речью.
Список литературы.
1. Дараган Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи. - М.: Слово, 1996.
2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. - Журнал «Русский язык в школе» №15, 2004.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997.
4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога - М.: Педагогика, 1984.
5. Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской - М.: Слово, 2004.
6.Сивачева Е.Н. Прощайте, слова-паразиты! - http://www.oratorclub.com/proshhajte-slova-parazity/
7. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - Минск, Поппури, 1997 – с.58.
Приложения.
Приложение №1.
Вопросы анкеты «Слова-паразиты в нашей речи»
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
5.Какие способы борьбы с этим явлением Вы можете предложить?
Приложение №2.
Результаты анкетирования "Слова-паразиты в нашей речи"
Приложение №3.
Частотный словарь слов-паразитов
(на материале наблюдений за речью учащихся 5а класса
МБОУ «СОШ №1» г.Протвино, Московской области)
№п/п |
Наименование слова-паразита |
Количество употреблений в течение одного учебного дня |
Количество употреблений в течение одного учебного дня в процентном отношении |
1 |
ну |
29 |
21,75% |
2 |
вот |
18 |
13,5% |
3 |
это |
16 |
12% |
4 |
как бы |
16 |
12% |
5 |
блин |
15 |
11,25% |
6 |
ваще |
11 |
8,25% |
7 |
чё |
9 |
6,75% |
8 |
типа |
9 |
6,75% |
9 |
короче |
7 |
5,25% |
10 |
это самое |
3 |
2,25% |
Итого |
133 |
100% |
1А.Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости.. - Минск, Поппури, 1997 – с.58.
2Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской - М.: Слово, 2004 – с.47.