Игра - эффективное средство для подготовки к ВПР по русскому языку

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игра - эффективное средство для подготовки к ВПР по русскому языку

Шадрина М.С. 1
1МАОУ СОШ №140
Ширинкина Е.Н. 1
1МАОУ СОШ №140, г.Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Введение

Что такое игра? На мой взгляд, это великое изобретение человека. В любую историческую эпоху она привлекала к себе внимание. В ней заключена реальная возможность обучать ребенка в радости и воспитывать интерес к учению.

Каждый год перед учащимися встаёт проблема: написать Всероссийские Проверочные Работы на высоком уровне. К тому же, ребёнок, готовящийся к однообразным тестам, начинает терять интерес к предмету. Как выйти из сложившейся ситуации? Мы нашли подходящее решение: создание интеллектуальных настольных игр по русскому языку. Новизна работы заключается в том, что игр для подготовки к ВПР по русскому языку нет, поэтому мы являемся первооткрывателями в этой области.

Актуальность: важно сформировать у детей потребность в пополнении и корректировке своих знаний. Учащиеся должны понимать значимость самого процесса повторения и достижения высокого образовательного результата, а рассматривать ВПР в качестве формальной процедуры.

Гипотеза: настольные интеллектуальные игры по русскому языку помогут повысить интерес к предмету и подготовить учащихся к Всероссийской Проверочной Работе по предмету.

Цель работы: создание настольных игр для подготовки к ВПР по русскому языку.

Постановка цели предполагает решение следующих задач:

1. Узнать из каких типов заданий состоит ВПР по русскому языку.

2. Составить настольные игры интеллектуальные игры по видам разборов.

3. Собрать материал для создания игр.

4. Обобщить полученную информацию и представить результат

в виде комплекта настольных игр по русскому языку.

Продукт исследовательского проекта: комплект настольных интеллектуальных игр по русскому языку по теме «Виды разборов».

Аналитическим материалом проекта послужили различные информационные источники: разнообразная теоретическая литература, Интернет-ресурсы, результаты анкетирования учащихся. Разработанные игры можно применять на уроках русского языка, кружках и спецкурсах по подготовке к ВПР по русскому языку и на мероприятиях в рамках предметных недель.

Глава 1. Теоретическая часть

. История возникновения настольных и интеллектуальных игр

Многие философы и психологи различных времен рассуждали о роли игры в жизни человека. Большинство из них пришли к единому мнению, что человеческая жизнь представляет собой единый процесс игры и актерского мастерства.

На первый взгляд, игра – слово однозначное, однако уже одно только многообразие представленных энциклопедических определений, обращает на себя внимание и требует тщательного анализа этого феномена для дальнейшего формулирования основной его роли в научном процессе, культурной практике и жизнедеятельности человека. Поскольку одним из условий успешного развития общества является осмысление и усвоение молодым поколением предшествующего опыта, игра, являясь своеобразной формой отражения действительности, сопровождая людей с самого раннего детства, может служить важным средством как развития, воспитания, так и обучения, передачи накопленных жизненных знаний [5].

«Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих» [1]. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве и, вообще, в любом месте, где имеется стол. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. «Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет» [2]. В современных исследованиях настольных игр высказывается мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни [7].

Увлечение настольными играми, в которые, впрочем, играли не только на столе, но и на земле, и на полу, первоначально возникло как забава для элиты Римской империи, а затем распространились по всей Европе благодаря римским легионам. «Ну а голландский философ Йозеф Хайзенга эту теорию углубил. По мнению Хайзенги люди превращают в игру весь свет и человек только потому человек, что умеет играть. По этой теории вполне понятно, отчего настольные игры зародились так давно, что уже и не узнать, откуда произошла эта забава» [3].

Что такое ВПР?

Всероссийские проверочные работы (ВПР) — практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Первые ВПР российские школьники написали в 2015 году. С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным [4].

В работы ВПР для 5 классов по русскому языку входят однотипные задания:

1. Соблюдение основных языковых норм

2. Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический анализы

3. Орфоэпический анализ слова

4. Опознавание самостоятельных, служебных частей речи, междометий

5. Анализ различных видов словосочетаний и предложений

6. Анализ различных видов словосочетаний и предложений

7. Анализ различных видов словосочетаний и предложений

8-9. Анализ текста

10. Определение типа

11. Лексический анализ слова

12. Лексический анализ слова

Все эти задания выполняются учениками в течение 60 минут. Такой объём за этот отрезок времени не каждый в состоянии выполнить, если учесть аккуратность, грамотность и проверку. Из-за однотипности заданий часть учеников быстро теряют интерес и желание готовиться к ВПР. Именно поэтому мы решили попробовать совместить игру с учёбой, а конкретно с подготовкой к ВПР. Ведь дети любят играть, они могут познавать окружающий мир через игру. Возможно, тогда мы разбудим их интерес и к Всероссийским Проверочным Работам по русскому языку! [6].

Глава 2. Практическая часть

2.1. Стартовая ВПР по русскому языку

Первой нашей работой стало написание стартовой ВПР. Работа была проведена 21 ноября 2017 года. В ней принимали участие 23 человека. Для работы было отведено 45 минут.

Результаты учеников заставили нас задуматься о том, что ученики могут написать ВПР гораздо лучше. Оценка «2» - 1 человек, «3» - 9 учеников, «4» - 9 учеников, «5» - 4 учеников. Лучший результат - 41 б. из 43 б. Худший результат - 11 б. из 43 б.

2.2. Анкетирование (Приложение №1)

24 ноября 2017 года мы провели анкетирование среди учащихся 5 «А» класса. В опросе принимали участие 23 человека. Это обследование нам было необходимо для того, чтобы узнать, какое задание из ВПР по русскому зыку будет для учащихся 5 класса затруднительным.

Результаты анкетирования показали, что наибольшую трудность у учащихся вызывают виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический (62 %) – 2 задание в работе ВПР.

Таким образом, мы решили, что нам необходимо разработать игры по четырем видам разборов.

2.3. Что такое фонетический разбор?

«Фонетический разбор слова — учебное задание по анализу слоговой структуры и звукового состава слова. При проведении фонетического разбора слово произносится вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова» [1].

Схема фонетического разбора слова:

Орфографическая запись слова.

Деление слова на слоги и место ударения.

Возможность переноса.

Фонетическая транскрипция слова.

Характеристика всех звуков по порядку (мягкость звука обозначается апострофом ([_’]):

(буква) — звук [ ] — согласный, звонкий/глухой/сонорный (парный/непарный), твёрдый/мягкий (парный/непарный);

(буква) — звук [ ] — гласный, ударный/безударный.

(буква) – не имеет звука [-]

Количество звуков и букв.

Случаи несоответствия звука букве.

2.3.1. Технология создания игры «Звукарик»

Собрать все слова по фонетическому разбору, содержащиеся в ВПР.

Напечатать эти слова.

Выполнить фонетический разбор каждого слова.

Напечатать на карточки слова и символы, необходимые для разбора (ударение, скобки, черту, количество букв и звуков).

Разрезать все элементы, обклеить скотчем и сложить в файл (Приложение №2).

2.4. Что такое морфемный разбор?

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

План морфемного разбора

Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

Указать основу слова.

Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

2.4.1. Технология создания игры «Сморфики»

1. Собрать все слова по морфемному разбору, содержащиеся в ВПР.

2. Напечатать эти слова.

3. Выполнить морфемный разбор каждого слова.

4. Напечатать на карточки слова и символы, необходимые для разбора (корни, приставки, суффиксы, окончания).

5. Разрезать все элементы, обклеить скотчем и сложить в файл.

(Приложение №3)

2.5. Что такое морфологический разбор?

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове» [7]. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории [2].

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. При морфологическом разборе определяют у слова:

Часть речи;

Морфологические признаки;

Синтаксическую роль в предложении или словосочетании.

Морфологические признаки бывают постоянные и непостоянные. У неизменяемых частей речи непостоянные признаки отсутствуют.

2.5.1. Технология создания игры «Царство морфологии»

1. Собрать все слова по морфологическому разбору, содержащиеся в ВПР.

2. Напечатать эти слова.

3. Выполнить морфологический разбор каждого слова.

4. Напечатать на карточки слова и грамматические признаки, необходимые для разбора.

5. Разрезать все элементы, обклеить скотчем и сложить в файл

(Приложение №4).

2.6. Что такое синтаксический разбор?

Синтаксический разбор предложения – это разбор предложения по членам, при этом у слов определяются части речи и даётся характеристика предложения.

При характеристике предложения необходимо определить цель высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное предложение, эмоциональную окраску (предложение может быть восклицательным или невосклицательным). По наличию грамматических основ бывает простое или сложное. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное, строится дальнейший анализ предложения.

Если простое: необходимо охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, подчеркнуть главные члены предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. Если сложное: необходимо отметить, какая связь существует в предложении: союзная или бессоюзная. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. В скобках необходимо написать характеристику [3].

2.6.1. Технология создания игры «Древо синтаксиса»

1. Собрать все предложения для синтаксического разбору, содержащиеся в ВПР.

2. Напечатать эти предложения.

3. Выполнить синтаксический разбор каждого предложения.

4. Напечатать на карточки предложения, характеристики предложения, части речи, необходимые для разбора.

5. Разрезать все элементы, обклеить скотчем и сложить в файл

(Приложение №5).

2.7. Итоговая ВПР по русскому языку

Для подтверждения нашей гипотезы после презентации игр и работы с ними мы провели итоговую ВПР по русскому языку 21 февраля 2018 года. В работе принимали участие ученики 5 «А» класса в количестве 23 человек. Время на работу было отведено такое же – 60 минут. Результаты оказались благоприятными: Оценка «2» отсутствует, «3» - 3 ученика, «4» - 11 учеников, «5» -9 учеников. Лучший результат - 43 б. из 43 б. Худший результат - 17 б. из 43 б. (Приложение №4)

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Игра, действительно, эффективное средство для подготовки ВПР по русскому языку.

Заключение

В процессе выполнения работы мы выяснили, что игры - это эффективное средство для подготовки к ВПР по русскому языку. После проведения игр ученики стали проявлять интерес к подготовке к ВПР, также повысился уровень знания и грамотности ребят.

В результате исследования цель была достигнута, а задачи выполнены. Также мы полностью подтвердили гипотезу. Мы провели эксперименты и выяснили на практике, как игры помогают подготовить ребёнка к Всероссийской Проверочной Работе по русскому языку.

Рассмотрев варианты игр по русскому языку, мы создали ряд игр по разборам слов и предложений, вызывающих затруднение у ребят.

Данная работа имеет большое значение, ведь её тема основана на подготовке учащихся к ВПР, обогащении и усовершенствовании их знаний в области русского языка. Мы надеемся, что эта работа поможет многим учителям и их ученикам, вызовет интерес ребят к оттачиванию знаний русского языка.

Список литературы

Фонетический разбор слова (книга)/foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/foneticheskiy-razbor-slova

Морфологический разбор слов (примеры) /wikiversity.org/wiki

Синтаксический разбор предложений/uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Для чего дети пишут ВПР, какие задания входят/drofa-ventana.ru/material/vpr-v-voprosakh-i-otvetakh/

Интеллектуальные игры /sportwiki.to/

Работы ВПР /rus5-vpr.sdamgia.ru/?redir=1

Игры по русскому языку /xn--i1abbnckbmcl9fb.xn

Приложение №1

Диаграмма по результатам анкетирования

Приложение №2

3Виноградных

3Слушаю

3Тяжелого

3Полярную

3Несутся

3Обману

3Давит

1Тишину

1Виноградных

1Слушаю

1Тяжелого

1Полярную

1Несутся

1Обману

1Давит

В Д.п. В В.п.

В Т.п В П.п.

Ж.р М.р С.р.

В Ж.р. В М.р.

В С.р.

Имя прилаг., т.к.

Имя сущ., т.к.

Глаг., т.к.

В прош.вр.

В буд.вр.

В наст.вр

В 1 л.

В 2 л.

В 3 л.

В 1 скл.

В 2 скл.

В 3 скл.

Нариц.

Собств.

Соверш.

Несоверш.

1 спр.

2 спр.

Приложение №3

Пролетит

Вырастает

Бескрайних

Расцветут

Северное

¬

¬ ¬ ¬

□ □ □

Приложение №4

1Тишину

1Виноградных

1Слушаю

3Тишину

3Виноградных

3Слушаю

3Тяжелого

Н.ф.

В ед.ч. В мн.ч.

В И.п В Р.п.

В Д.п. В В.п.

В Т.п В П.п.

Ж.р М.р С.р.

В Ж.р. В М.р.

В С.р.

Имя прилаг., т.к.

Имя сущ., т.к.

Глаг., т.к.

В прош.вр.

В буд.вр.

В наст.вр

В 1 л.

В 2 л.

В 3 л.

В 1 скл.

В 2 скл.

В 3 скл.

Нариц.

Собств.

Соверш.

Несоверш.

1 спр.

2 спр.

Приложение №5

Местные

жители

гордятся

этой

красотой,

берегут

её.

Повествовательное,

Простое,

Сложное,

Осложнено однородными сказуемыми,

Осложнено однородными подлежащими,

Осложнено однородными определениями,

Осложнено однородными обстоятельствами,

Осложнено однородными дополнениями,

Распространённое.

Нераспространённое.

Сущ.

Глаг.

Предл.

Союз

Прилаг.

Част.

Числ.

Местоимен.

Просмотров работы: 1690