Современный школьный жаргон на материале анкетного опроса учеников гимназии 71 «Радуга» г. Кемерово

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современный школьный жаргон на материале анкетного опроса учеников гимназии 71 «Радуга» г. Кемерово

Поздеева В.Е. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №71″ («Радуга»)
Петрова  Н.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №71″ («Радуга»)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык – важнейшее из средств коммуникации людей. А задумывались ли вы над тем, что любой язык, на котором говорит большая группа людей – это живой организм, в котором естественным образом появляются и исчезают слова, термины, понятия – так же, как появляются и исчезают те предметы и явления, которые они описывают? Эта мысль пришла ко мне, когда я начала изучать проблему существования и использования жаргонных, или сленговых слов в школьной среде. И каким бы неоднозначным не было Ваше отношение к жаргону, невозможно не согласиться, что жаргонная речь – неотъемлемая часть нашего родного языка.

Почему именно эта проблема выбрана мною для исследования?

Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, состоит в том, что жаргонная речь все больше и чаще звучит не только из уст молодых людей или внутри определенной социальной группы, а прорывается к нам с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, книг и Интернет-ресурсов. И без знания (пусть и пассивного) молодежного жаргона уже нельзя представить себе ни русскую прессу, ни современную литературу, ни школы и вузы.

Объектом данного исследования является жаргонная речь, ее появление и развитие.

Предмет исследования – жаргонная речь учебной тематики, используемая учениками гимназии № 71 «Радуга».

Цель исследования: понять, оценить жаргонную речь как явление, сформировать отношение к ней.

Задачи исследования:

Изучить значение термина «жаргон», историю его появления и развития, виды и способы образования.

На материале анкетирования учеников гимназии № 71 г. Кемерово провести анализ использования ими жаргонных слов.

Провести анализ результатов анкетирования.

Исследование является теоретическим с элементами прикладного (используется анкетирование учащихся).

Значение термина «жаргон»,

специфические черты школьного жаргона

Итак, в рамках данной работы автор исходит из следующего определения термина «жаргон»: «Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)».

Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому его часто заменяют терминами сленг, арго. («Лингвистический энциклопедический словарь», 1990 г).

Таким образом, из общей массы жаргонной речи выделяется жаргон школьников. Он, как и весь молодежный жаргон, имеет свою специфику: раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Молодежь привлекает в жаргонизмах необычность звучания, эмоциональная окраска. Он резкий, громкий, дерзкий. Это результат своеобразного желания переделать мир на иной манер, а также знак «я свой».

Носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) и приблизительно до 35 лет. Конечно, в речи самых юных носителей количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.

Подобно людям, владеющим профессиональными жаргонами, носители молодежного, школьного жаргона «двуязычны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык. Хотя в последнее время мы уже не замечаем, что выражаемся далеко не литературным языком даже на уроках.

История возникновения жаргонной речи

Предположительно, жаргон как таковой существовал очень давно. Изучение древнерусских памятников литературы заставляет придти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон – так, профессиональный жаргон использовался ремесленниками для сокрытия секретов производства (История жаргонной лексики в России, http://allrefs.net/c18/1tqtw/p4). А первая попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого (Микуцкий С. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря русского языка и других славянских наречий. - СПБ, 1832). Но не вызывает никаких сомнений, что и лицеисты Царскосельского лицея, и воспитанницы пансиона благородных девиц 80-х годов XIX столетия использовали специальную, жаргонную лексику. Так, в произведении Лидии Чарской «Записках институтки» читаем: «– Кого вы называете синявками? – полюбопытствовала я.– Классных дам, потому что они все носят синие платья». У Чарской же употребляется слово силюльки – маленькие комнатки для музыкальных упражнений. На сленге тех времен слова сливки и парфетки обозначали лучших учениц, а слово мовешки – худших по поведению. Здесь любопытно то, что сленг воспитанниц отражал их дворянское происхождение, последние слова заимствованы из французского языка. (Лидия Чарская «Записки институтки» http://e-libra.ru/read/178009-zapiski-institutki.html ).

Без сомнения, и лучшие писатели дореволюционной России использовали жаргонные слова – если не в своих произведениях, то, например, в частной переписке. Так, в письме А.П. Чехова издателю А.С. Суворину мы читаем: «Вам хочется кутнуть? А мне ужасно хочется. Тянет к морю адски. Пожить в Ялте или Феодосии одну неделю для меня было бы истинным наслаждением. Дома хорошо, но на пароходе, кажется, было бы в 1000 раз лучше. Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы. Не поедете ли Вы в сентябре на юг? Ваш А. Чехов». (Чехов А. П. — Суворину А. С., 28 июля 1893).

Октябрьская революция и гражданская война резко увеличили долю сленга в языке школьников. Объясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, революция и война привели к общему падению нравов, что не могло не сказаться на языке общества в целом. А во-вторых, в школу пришли новые ученики – дети рабочих и крестьян, беспризорники, подростки, прошедшие через все трудности того времени. Также, по-видимому, именно в это время школьный сленг значительно пополнился воровской лексикой.

Вторая волна бурного развития сленга приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды.

В 80-90 годы, как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. На сленге 80-90 годов изъяснялись наши родители, часть слов перешла к нам, мы ими пользуемся, значит, они живут долго в языке.

Современный сленг формируется преимущественно из Интернет-источников – основного ресурса для получения информации, общения, знакомства и пр.; активно происходит пополнение молодёжного сленга за счёт электронного «новояза» - языка Интернет-форумов. Характерные его особенности — нарочито неправильное написание русских слов. Этот жаргон постепенно отделился от его создателей и стал основополагающей частью современного сетевого сленга в целом.

Речь современного подростка обогатилась такими фразами, как «аффтар жжот» (одобрение в адрес сочинителя), «дайте две!» (крайнее одобрение в адрес того же текста), «в топку!» (крайне негативная оценка написанного), «готично» (мило), «гламурненько» (очень мило), «жесть» (из ряда вон выходящее).

Сквозь «паутину» сетевой сленг пробирается и в реальную жизнь. Раньше сложно было услышать какой-либо оборот сетевого языка в живой речи. Сейчас «аффтары», «дайте две» и тем более «жесть» звучат повсюду: на улице, из радиоприёмников и телевизоров.

Виды жаргонной лексики

Жаргон может возникать в любом устойчивом и более-менее замкнутом коллективе. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая заканчивается с выходом человека из данного коллектива (например, ученик, который заканчивает школу и поступает в университет, перестает употреблять школьный жаргон, зато начинает активно использовать студенческий).

Существуют школьный жаргон, студенческий жаргон, армейский жаргон, жаргон музыкантов, жаргон спортсменов, жаргон торговцев, компьютерный жаргон, жаргон наркоманов и т. д.

Наиболее чётко выраженными являются:

1. Сленг - молодёжный жаргон (например, «блин», «препод»).

2. Арго - засекреченный язык деклассированных групп общества - воров, бродяг и нищих (Л.И.Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. с. 223.)

3. Профессиональные жаргоны (профессиональные языки) - характеризуются сильно развитой и довольно точной терминологией того или иного ремесла, отрасли и т.п.

Кроме жаргонов, возникающих на базе общенародного языка, существуют жаргоны, появляющиеся в результате общения разноязычного населения в пограничных областях (например, в морских портах).

Также учёные выделяют такой вид жаргона, как интержаргон. Он объединяет слова, входящие в разные жаргоны. Этот жаргон - принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго -- скрывать добычу, потом -- «хитрить (на допросе)», в современном молодёжном жаргоне -- говорить неясно, увиливать от ответа.

Способы образования жаргонной лексики

Каким же способом идёт образование жаргона (сленга)? Ответ на этот вопрос мы нашли в трудах Э.М. Береговской. Э.М.Береговская выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга: иностранные заимствования, в большей части англоязычные.

Наиболее продуктивный способ словообразования - аффиксация, то есть образование слов с помощью суффикса:

-ух используется для образования слов с налетом пренебрежительности: кличка – кликуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха, презентация – презентуха;

-га суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;

-ра образует существительные, имеющие грубовато-шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра;

-он, с помощью которого от основ глаголов образуются существительные, относящиеся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон.

-л производит от глагольных основ грубовато-уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);
-щик, -ник, -ач активны в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач и другие.

Результаты анкетирования учеников

Ученикам была предложена анкета со школьными терминами и заданием подобрать к ним синонимы. Результаты анкетирования приведены ниже:

Девочки (возрастная группа 9-10 лет):

Перемена

Звонок, отдых, веселуха, перемена, переменка, рай.

Пятёрка (оценка отлично)

Отлично, пять, ура, класс, пяточок, пятюня, пятёрочка, пятьсот, радость.

Четвёрка (оценка хорошо)

Хорошо, четвёрка, нормально, четыре, четвертюня, четвёрочка, четвертак, ну вот, четыресто, плоховато.

Тройка (оценка удовлетворительно)

Нормально, тройбан, трояк, плохо, слёзы, троешник, ужас, три, ненавижу школу, тройняга.

Двойка (оценка неудовлетворительно)

Ужас, полный ужас, два, двойняга, двояк, плохая оценка, капец, двоешник, истерика, жуть, слёзы, плохо.

Учитель / учительница

Училка, мучитель, преподаватель.

Техничка

Уборщица, вахтёрша, работница, поломойка.

Урок

Ад, русский, мучение, матека, о нет, урок, ф-ра Дмитрий Владимирович, занятие, знания.

Столовая

Столовка, перекус, еда, еда!!!.

Актовый зал

Ад, мероприятие, концертный зал, зал, зал для праздников, акт, круть, актзал, меропреятельный зал, акта.

Дискотека

Музыка, диско, дискач, вечеринка, дискотека века, данс, туса, танцы.

Отличник

Хорошист, пятерочник, везуха, отличница, крутой, круглый, молодец, пятёрочник, зубрила, крутяга.

Двоечник

Двойка, невезуха, глупец, плохо, дохлик, дурак, плохой, нормальный, глупый.

Физкультура

Ф-ра, мучение, физра, спорт, бегалки, физруха, бег, физрук.

Учиться

Уроки, учиться блин!!!, ад, мучение, дохнуть, лень, получать знания, учёба.

Журнал

Дневник, палила, дневник учителя, оценки, журнал, чтение, двойки, классный журнал, оценка.

Директор

Директор, глава, дирек, директ, директриса, добрый, супер.

Тетрадь

Ад, писать, книжка, тетрадка, тет, тетра, результат, буква, записи.

Учебник

Уч, знание, книжка, ад, учеб, слова, учебница, слёзы, капец, решать.

Шпаргалка

Подсказка, шпора, запись на листочке, пятёрка, помощь, шпоргуха, круть, шпаргалка.

Школа

Ад, знания, учёба, загон для куриц, уроки, школа, о нет, мучение.

Завуч

Страх, завуч, работник школы, учитель, хороший, директор №2, директ.

Мальчики (возрастная группа 9-10 лет):

Перемена

Рай, отдых, мне как то всё равно-урок или перемена, звонок.

Пятёрка (оценка отлично)

Радость, норм, отличненько, пять, лучшая оценка, йесс, ангел.

Четвёрка (оценка хорошо)

Нормально, норм, четр, нормалёк, плохо.

Тройка (оценка удовлетворительно)

Ужасно, норм, презрение, плохо, так себе, ужас.

Двойка (оценка неудовлетворительно)

Ад, плохо, норм, ужас, ужас!!!, ремень, наказание, сожжение на костре.

Учитель / учительница

Училка, преподаватель, ангел или демон.

Техничка

Уборщица, сторож, техна, машинка по уборке.

Урок

Ужас, ад, странность, скука, ну блин ад, время учиться, как перемена, контролька.

Столовая

Столовка, еда, удовлетворение.

Актовый зал

Зал, зал танцев, большой зал, танцы, только на игру, так себе.

Дискотека

Дискач, рай, класс, диск, диско, рай2, не люблю и не надо.

Отличник

Пять, супер, молодец, пацан или шестёрка, хороший ребёнок, крутой, норм.

Двоечник

Ужас, плохо, очень плохо, не, чё, низость, овощ.

Физкультура

Физруха, ф-ра, физра , класс, мышцы.

Учиться

Ужас, полезно, ад, ум, становиться умнее, очиститься.

Журнал

Оценки, ад, книга, класс, склад оценок, гробик.

Директор

Генерал, шеф, глава, главный человек в школе, бог, помогите.

Тетрадь

Тетрадка, зло, норм, запись, полный ад.

Учебник

Учебка, знание, ад, книжечка.

Шпаргалка

Шпора, норм, ужас, отлично.

Школа

Ад, школа, рай перемен, учение.

Завуч

Норм, завуч, друг, ад, первый перед богом.

Девочки (возрастная группа 13-14 лет):

Перемена

Пауза, отдых.

Пятёрка (оценка отлично)

Пять, пятак, супер, класс, клёво, нереально, праздник, есссс.

Четвёрка (оценка хорошо)

Норм, хорошо, четыре, нормально, оценка норм, ок, всё хорошо, идеально

Тройка (оценка удовлетворительно)

Три, трояк, пипец, ок (физика слёзы), фигня, нейтральность, тройбанчик, тройбан.

Двойка (оценка неудовлетворительно)

Двойбан, двоечок, ок, плохо, ужасно, грустно, двояк, два, двойка, конец света.

Учитель / учительница

Училка, преподаватель, физичка, математичка, женщина, историчка-истеричка (Борисыч), учитель по имени и по прозвищу.

Техничка

Уборщица, техничка, кто ты?.

Урок

Урок, listening , занятие, предмет, хождение по мукам.

Столовая

Столовка, обед, место где едят.

Актовый зал

Актовый зал, зал, актовый.

Дискотека

Туса, вписка, пати, дискач, дискотека.

Отличник

Отличница, отличник, мозг, пятёрышник, вонючка, молодец, красавчек, умник.

Двоечник

Лентяй, глупец, недопень, деградант, двоеш, дебил, дуб, днище, лох, двоечница.

Физкультура

Физра, ф-ра, подвижность.

Учиться

Ходить в школу, маяться фигнёй, мучиться, пахать, трудиться, заниматься, бить баклуши.

Журнал

Бумажка №1.

Директор

Директорша, директриса, директриса-крыса, Наталья Александровна, варвар, «Ваша Светлость».

Тетрадь

Тетрадка, бумажка №2, тетр, cahier, тет.

Учебник

Книга, бумажка №3.

Шпаргалка

Шпора.

Школа

Шк., гимназия, ад, исчадие ада.

Завуч

Завуч, Ксения Алексеевна, Ксюша.

Мальчики (возрастная группа 13-14 лет):

Перемена

Отдых

Пятёрка (оценка отлично)

Пятюня

Четвёрка (оценка хорошо)

Нормуль

Тройка (оценка удовлетворительно)

Нужно подтянуть

Двойка (оценка неудовлетворительно)

Пипец

Учитель / учительница

-

Техничка

-

Урок

-

Столовая

Столовка

Актовый зал

Мучение

Дискотека

Это дискотека века

Отличник

-

Двоечник

Тупень

Физкультура

Физ-ра

Учиться

Мучение

Журнал

Записки сумасшедшего

Директор

-

Тетрадь

Тетрадь

Учебник

-

Шпаргалка

шпора

Школа

Колония одиннадцати лет стажа

Завуч

завуч

Анализ результатов анкетирования

Группа 1 (девочки 9-10 лет):

Деталь анализа

Слово

Синонимы

Слова, вызвавшие большое количество реакций

(10-12)

Двойка (оценка неудовлетворительно) -12

Ужас, полный ужас, два, двойняга, двояк, плохая оценка, капец, двоешник, истерика, жуть, слёзы, плохо.

Тройка (оценка удовлетворительно) - 10

Нормально, тройбан, трояк, плохо, слёзы, троешник, ужас, три, ненавижу школу, тройняга.

Четвёрка (оценка хорошо) - 10

Хорошо, четвёрка, нормально, четыре, четвертюня, четвёрочка, четвертак, ну вот, четыресто, плоховато.

Отличник -10

Хорошист, пятерочник, везуха, отличница, крутой, круглый, молодец, пятёрочник, зубрила, крутяга.

Актовый зал -10

Ад, мероприятие, концертный зал, зал, зал для праздников, акт, круть, актзал, меропреятельный зал, акта.

Учебник

Уч, знание, книжка, ад, учеб, слова, учебница, слёзы, капец, решать.

Слова, вызвавшие небольшое количество реакций

(3-6)

Учитель / учительница -3

Училка, мучитель, преподаватель.

Техничка - 4

Уборщица, вахтёрша, работница, поломойка.

Столовая - 4

Столовка, перекус, еда, еда!!!.

Перемена - 6

Звонок, отдых, веселуха, перемена, переменка, рай.

Положительные реакции

Перемена

Звонок, отдых, веселуха, перемена, переменка, рай.

Пятёрка

Отлично, пять, ура, класс, пяточок, пятюня, пятёрочка, пятьсот, радость.

Отрицательные

реакции

Двойка

Ужас, полный ужас, два, двойняга, двояк, плохая оценка, капец, двоешник, истерика, жуть, слёзы, плохо.

Нейтральные реакции

Техничка

Уборщица, вахтёрша, работница, поломойка.

Эмоциональные

реакции

Перемена

Веселуха, рай.

Пятёрка

Ура, класс, радость.

Двойка

Ужас, полный ужас, капец, истерика, жуть, слёзы, плохо.

Учиться

Учиться блин!!!, ад, мучение, дохнуть, лень.

Урок

Ад, мучение, о нет.

Ассоциативные

реакции

Перемена

Отдых

Школа

Загон для куриц

Группа 2 (мальчики 9-10 лет):

Деталь анализа

Слово

Синонимы

Слова, вызвавшие большое количество реакций

(7-8))

Двойка (оценка неудовлетворительно) - 8

Ад, плохо, норм, ужас, ужас!!!, ремень, наказание, сожжение на костре.

Урок - 8

Ужас, ад, странность, скука, ну блин ад, время учиться, как перемена, контролька.

Пятёрка (оценка отлично) - 7

Радость, норм, отличненько, пять, лучшая оценка, йесс, ангел.

Дискотека – 7

Дискач, рай, класс, диск, диско, рай2, не люблю и не надо.

Отличник – 7

Пять, супер, молодец, пацан или шестёрка, хороший ребёнок, крутой, норм.

Двоечник – 7

Ужас, плохо, очень плохо, не, чё, низость, овощ.

Слова, вызвавшие небольшое количество реакций

(3-4)

Учитель / учительница – 3

Училка, преподаватель, ангел или демон.

Столовая – 3

Столовка, еда, удовлетворение.

Перемена – 4

Рай, отдых, мне как то всё равно-урок или перемена, звонок.

Техничка – 4

Уборщица, сторож, техна, машинка по уборке.

Учебник – 4

Учебка, знание, ад, книжечка.

Шпаргалка – 4

Шпора, норм, ужас, отлично.

Школа – 4

Ад, школа, рай перемен, учение.

Положительные реакции

Перемена

Рай, отдых.

Отличник

Супер, молодец, крутой.

Пятёрка

Радость, лучшая оценка.

Отрицательные

реакции

Двойка

Ад, плохо, норм, ужас, ужас!!!, ремень, наказание, сожжение на костре.

Урок

Ужас, ад, странность, скука, ну блин ад, время учиться, как перемена, контролька.

Нейтральные реакции

Физкультура

Физруха, ф-ра, физра , класс, мышцы.

Техничка

Уборщица, сторож, техна, машинка по уборке.

Эмоциональные

реакции

Двойка

Ужас!!!

Учиться

Ужас.

Урок

Ужас, ад.

Ассоциативные

реакции

Двойка

Сожжение на костре.

Урок

Странность

Столовая

Удовлетворение

Журнал

Гробик.

Директор

Бог.

Школа

Рай перемен.

Группа 3 (девочки 13-14 лет):

Деталь анализа

Слово

Синонимы

Слова, вызвавшие большое количество реакций

(8-10)

Двойка (оценка неудовлетворительно) – 10

Двойбан, двоечок, ок, плохо, ужасно, грустно, двояк, два, двойка, конец света.

Двоечник – 10

Лентяй, глупец, недопень, деградант, двоеш, дебил, дуб, днище, лох, двоечница.

Пятёрка (оценка отлично) – 8

Пять, пятак, супер, класс, клёво, нереально, праздник, есссс.

Четвёрка (оценка хорошо) – 8

Норм, хорошо, четыре, нормально, оценка норм, ок, всё хорошо, идеально

Тройка (оценка удовлетворительно) – 8

Три, трояк, пипец, ок (физика слёзы), фигня, нейтральность, тройбанчик, тройбан.

Учитель / учительница

-7

Училка, преподаватель, физичка, математичка, женщина, историчка-истеричка (Борисыч), учитель по имени и по прозвищу.

Отличник -8

Отличница, отличник, мозг, пятёрышник, вонючка, молодец, красавчек, умник.

Слова, вызвавшие небольшое количество реакций

(1-3)

Журнал – 1

Бумажка №1.

Шпаргалка – 1

Шпора.

Перемена – 2

Пауза, отдых.

Учебник – 2

Книга, бумажка №3.

Техничка – 3

Уборщица, техничка, кто ты?.

Столовая - 3

Столовка, обед, место где едят.

Актовый зал – 3

Актовый зал, зал, актовый.

Физкультура – 3

Физра, ф-ра, подвижность.

Завуч – 3

Завуч, Ксения Алексеевна, Ксюша.

Положительные реакции

Пятёрка

Супер, класс клёво,.

Четвёрка

Идеально, ок, всё хорошо.

Отрицательные

реакции

Двойка

Плохо, ужасно, грустно.

Нейтральные реакции

Тройка

Нейтральность.

Эмоциональные

реакции

Двойка

Грустно.

Пятёрка

Супер, класс.

Ассоциативные

реакции

Пятёрка

Праздник.

Двойка

Конец света.

Отличник

Вонючка.

Школа

Исчадие ада.

Дискотека

Вписка.

Группа 4 (мальчик, 14 лет):

Деталь анализа

Слово

Синонимы

Слова, вызвавшие большое количество реакций

-

-

Слова, вызвавшие небольшое количество реакций

-

-

Положительные

реакции

-

-

   

Отрицательные

реакции

Двойка

Пипец

Актовый зал

Мучение

Учиться

Мучение

Нейтральные реакции

Четвёрка

Нормуль

Столовая

Столовка

Шпаргалка

Шпора

Эмоциональные

реакции

Двойка

Пипец

Актовый зал

Мучение

Двоечник

Тупень

Учиться

Мучение

Ассоциативные

реакции

Перемена

Отдых

Тройка (оценка удовлетворительно)

Нужно подтянуть

Дискотека

Это дискотека века

Двоечник

Тупень

Журнал

Записки сумасшедшего

Школа

Колония одиннадцати лет стажа

По результатам анализа проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

Жаргонная речь активно используется школьниками младшего и среднего звена (капец, тройбан, веселуха, дискач, вписка, пипец и пр.).

Помимо жаргонизмов, для обозначения ряда понятий/явлений используются синонимы (двойка – двояк, двойняга), ассоциативные (двойка – сожжение на костре, столовая – удовлетворение, журнал - гробик) и эмоциональные (перемена – веселуха, двойка – капец, жуть, урок – о нет!!!) реакции.

Ряд анкет демонстрируют регулярность реакций (большинство ответов в анкете – «ад»), что говорит, по-видимому, о нелюбви к учебе вообще.

Реакции на ту или иную оценку (отлично, двойка, тройка) зависят, по-видимому, от уровня успеваемости ученика (четверка – нормалёк/плохо, тройка – ужасно,презрение/так себе, двойка – сожжение на костре/норм).

В целом в младшем звене количество реакций у девочек больше (более развитый словарный запас), при этом мальчики демонстрируют более развитое ассоциативное мышление.

В среднем звене реакций меньше, но при этом некоторые из них более персонифицированы (учитель – Борисыч, физичка, математичка; завуч - Ксения, директор – Наталья Александровна и пр.).

Заключение

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что подростковый жаргон существовал всегда, его развитие связано с развитием самого языка, а также общества в целом. Лингвисты занимаются составлением словарей жаргонных слов, следят за появлением или отмиранием тех или иных единиц сленга.

Нынешние взрослые, будучи подростками, в большей или меньшей степени пользовались сленговыми выражениями – точно так же, как ими пользуется современные молодые люди. Использование жаргона, сленга, на мой взгляд, неизбежно: для молодых людей – чтобы противопоставить себя взрослому миру, в среде профессионалов – как знак причастности к той или иной профессии, для представителей различный субкультур – для того, чтобы дать понять: «я свой». Современного подростка невозможно представить совсем не использующим сленг. Жаргонизмы кратки, ёмки, выразительны, их использование зачастую обогащает разговорную речь. Главное, от чего бы мне хотелось предостеречь современных молодых людей, да и саму себя в том числе – чтобы жаргонная речь не замещала литературную, не использовалась бездумно, бесконтрольно, а только лишь в тех ситуациях, где она уместна. Если мы будем внимательны к тому, как, где и что мы говорим, то сумеем сохранить и даже усовершенствовать наш прекрасный язык, - возможно, отчасти даже через его жаргонизацию.

Список литературы:

Алексеева И.В. Названия учителей и технического персонала в школьном жаргоне//Известия ПГПУ, № 3, 2007. – с. 144-145.

Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996, № 3, с. 32-41.

История жаргонной лексики в России [Электронный ресурс] http://allrefs.net/c18/1tqtw/p4).

Лидия Чарская «Записки институтки» [Электронный ресурс] http://e-libra.ru/read/178009-zapiski-institutki.html

Лингвистический энциклопедический словарь Главный редакторВ. Н. Ярцева. Москва«Советская энциклопедия» 1990 [Электронный ресурс] http://tapemark.narod.ru/les/151a.html

Микуцкий С. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря русского языка и других славянских наречий. - СПБ, 1832.

Переписка А.П. Чехова [Электронный ресурс] http://teatr-lib.ru/Library/Chehov_a/letters_1/

Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие.– М.: Из-дво МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997.– 480 с.

Просмотров работы: 43