Введение.
Мир природы входит в душу человека с момента его рождения, вызывая восторг и изумление. С годами это восприятие становится более спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.
Все чаще мы восхищаемся красотой заграничных пейзажей, родители во что бы то ни стало стараются увезти на каникулы своих детей к морю, пренебрегая целительной силой родных рощ и озер. А когда человек теряет способность находить прелесть в том, что его окружает, он перестает быть патриотом своей родины.
Я тоже очень люблю родную природу с её неброской красотой. Люблю наблюдать за весенним пробуждением природы, люблю слушать шорох листьев в осеннем саду и веселые зимние забавы. Временам года посвящено немало произведений искусства. Но мне более близка и понятна литература и творчество А. С. Пушкина. В связи с этим в своей работе я ставлю следующие цели:
узнать, как относился к русской природе А. С. Пушкин;
выяснить, как Пушкин изобразил времена года в своём творчестве;
выявить особенности пушкинского описания времён года.
Глава 1.
Отношение А. С. Пушкина к родной природе.
Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении "Деревня" идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
В стихотворении "Погасло дневное светило..." морская стихия - символ свободы, достижение которой для поэта невозможно.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Хотя сам поэт так говорил о своей любви к простому русскому пейзажу:
Но, может быть, такого рода
Картинки вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
(«Евгений Онегин», глава 5)
Мне кажется, эти что слова о «низкой природе» давно уже опровергнуты, и, чтобы доказать это, я обращусь к конкретным примерам.
Глава 2.
Русская зима.
Принято считать, что Пушкин очень любил зиму. Вспомним хотя бы стихотворение «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Но утро прекрасно ещё и потому, что рядом «друг прелестный», и лирическому герою хочется мчаться на тройке, любуясь красотой божьего мира.
Но обратимся к стихотворению «Зима»:
…Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят…
Что же так угнетает: давящая ночная мгла или вынужденное бездействие? Скорее всего, именно одиночество и невозможность заняться любимым делом. Но все меняется, когда в тесных сенях раздаются шаги и на пороге появляются долгожданные гости:
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы),-
Как оживляется глухая сторона!
(«Зима», 1829)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(И. И. Пущину», 1826)
У Пушкина практически в каждом стихотворении, посвященном зиме, упоминается вьюга, метель. Возможно, эта стихия привлекала поэта потому, что сам он был бунтарем, очень эмоциональной и деятельной натурой. Он отличает малейшие оттенки звука в завывании ветра:
Вьюга злится, вьюга плачет…
(«Бесы», 1830)
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
(«Зимний вечер», 1825)
Картины русской природы у Пушкина – это не просто описание её в различные времена года. Природа сливается у него с жизнью народа, с его обычаями, обрядами, с сельскими работами:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
(«Евгений Онегин»)
Любовь к «русскому холоду» поэт передаёт и своим любимым героям в романе «Евгений Онегин». Так, Татьяна Ларина у него тоже любит русскую зиму и восхищается её красотой:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму…
Читая такие стихи, мы не просто воочию видим зимние картины, узнаем что-то о народной жизни – мы становимся душевно богаче, нравственно чище.
Глава 3.
«Утро года»
Перебирая сборники стихов Пушкина, к своему сожалению, я не нашла ни одного стихотворения под названием «Весна». «Утром года» называет поэт весну в романе «Евгений Онегин». Здесь же он выразил свое отношение к этому времени:
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Кажется, как можно не любить приход весны? Может быть, эти строки написаны в минуты грусти, разочарования? Но нет, то же неприятие весны мы находим в стихотворении «Осень»:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Да, Пушкин не любил весну, но, наверное, он и не стал бы великим поэтом, если бы был таким, как все.
Глава 4.
«Лето красное» в творчестве поэта
Ещё с большей иронией отзывается Пушкин о лете:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет… («Осень», 1833)
Видимо, поэтому в творчестве А. С. Пушкина описаниям этого времени года уделяется гораздо меньше внимания. С летними картинами мы встречаемся в романе «Евгений Онегин». Поэт признаётся:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Но даже в этих насмешливых жалобах на природу видна неизменная любовь к ней.
Глава 5.
«Унылая пора! очей очарованье!»
Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
В этом стихотворении Пушкин сравнивает осень с нелюбимым ребенком в семье и с умирающей от чахотки девушкой:
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение:
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Заключение
Хотя Пушкин не очень любил весну, мне бы хотелось сравнить поэта с соловьем. Как эта маленькая птичка серая птичка поет в тиши весенних садов, заставляя прохожих остановиться, вслушаться в этот дивный голос, так и стихи Пушкина – это соловьиная песня в разноголосом хоре русской литературы. Его стихи будят чувства, заставляют оглядеться вокруг и найти красоту в самом привычном и обыденном.
Использованная литература.
1. Гайворонская Людмила Васильевна. Семантика календаря в художественном мире Пушкина : (дни недели, времена года) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : специальность 10.01.01 <Русская литература> / Гайворонская Людмила Васильевна ; [Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2006. - 16 с. ; 21.
2. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев и др.- М.: Просвещение, 1989.
3. Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1983.
4. Пушкин А. Сочинения. В 3-х т. – М.: Худож. лит., 1987.
5. Пушкин А. Стихотворения./Под ред. С. Бонди. – М.: Изд. «Детская литература», 1970.
6. Рез З. Изучение лирических произведений в школе (IV – VII классы). – Л.: Изд. «Просвещение», ленинградское отделение, 1968.