Времена года в лирике А. С. Пушкина

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Времена года в лирике А. С. Пушкина

Дорохов Л.В. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Дорохова Е.А. 1
1МБОУ "Пятницкая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мир природы входит в душу человека с момента его рождения, вызывая восторг и изумление. С годами это восприятие становится более спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Все чаще мы восхищаемся красотой заграничных пейзажей, родители во что бы то ни стало стараются увезти на каникулы своих детей к морю, пренебрегая целительной силой родных рощ и озер. А когда человек теряет способность находить прелесть в том, что его окружает, он перестает быть патриотом своей родины.

Я тоже очень люблю родную природу с её неброской красотой. Люблю наблюдать за весенним пробуждением природы, люблю слушать шорох листьев в осеннем саду и веселые зимние забавы. Временам года посвящено немало произведений искусства. Но мне более близка и понятна литература и творчество А. С. Пушкина. В связи с этим в своей работе я ставлю следующие цели:

узнать, как относился к русской природе А. С. Пушкин;

выяснить, как Пушкин изобразил времена года в своём творчестве;

выявить особенности пушкинского описания времён года.

Глава 1.

Отношение А. С. Пушкина к родной природе.

Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.

Например, в стихотворении "Деревня" идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

В стихотворении "Погасло дневное светило..." морская стихия - символ свободы, достижение которой для поэта невозможно.

Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.

Хотя сам поэт так говорил о своей любви к простому русскому пейзажу:

Но, может быть, такого рода

Картинки вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

(«Евгений Онегин», глава 5)

Мне кажется, эти что слова о «низкой природе» давно уже опровергнуты, и, чтобы доказать это, я обращусь к конкретным примерам.

Глава 2.

Русская зима.

Принято считать, что Пушкин очень любил зиму. Вспомним хотя бы стихотворение «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Но утро прекрасно ещё и потому, что рядом «друг прелестный», и лирическому герою хочется мчаться на тройке, любуясь красотой божьего мира.

Но обратимся к стихотворению «Зима»:

…Вот вечер: вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;

По капле медленно глотаю скуки яд.

Читать хочу; глаза над буквами скользят…

Что же так угнетает: давящая ночная мгла или вынужденное бездействие? Скорее всего, именно одиночество и невозможность заняться любимым делом. Но все меняется, когда в тесных сенях раздаются шаги и на пороге появляются долгожданные гости:

Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за шашками сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль возке

Нежданная семья: старушка, две девицы

(Две белокурые, две стройные сестрицы),-

Как оживляется глухая сторона!

(«Зима», 1829)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(И. И. Пущину», 1826)

У Пушкина практически в каждом стихотворении, посвященном зиме, упоминается вьюга, метель. Возможно, эта стихия привлекала поэта потому, что сам он был бунтарем, очень эмоциональной и деятельной натурой. Он отличает малейшие оттенки звука в завывании ветра:

Вьюга злится, вьюга плачет…

(«Бесы», 1830)

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

(«Зимний вечер», 1825)

Картины русской природы у Пушкина – это не просто описание её в различные времена года. Природа сливается у него с жизнью народа, с его обычаями, обрядами, с сельскими работами:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

(«Евгений Онегин»)

Любовь к «русскому холоду» поэт передаёт и своим любимым героям в романе «Евгений Онегин». Так, Татьяна Ларина у него тоже любит русскую зиму и восхищается её красотой:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму…

Читая такие стихи, мы не просто воочию видим зимние картины, узнаем что-то о народной жизни – мы становимся душевно богаче, нравственно чище.

Глава 3.

«Утро года»

Перебирая сборники стихов Пушкина, к своему сожалению, я не нашла ни одного стихотворения под названием «Весна». «Утром года» называет поэт весну в романе «Евгений Онегин». Здесь же он выразил свое отношение к этому времени:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Кажется, как можно не любить приход весны? Может быть, эти строки написаны в минуты грусти, разочарования? Но нет, то же неприятие весны мы находим в стихотворении «Осень»:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Да, Пушкин не любил весну, но, наверное, он и не стал бы великим поэтом, если бы был таким, как все.

Глава 4.

«Лето красное» в творчестве поэта

Ещё с большей иронией отзывается Пушкин о лете:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя –

Иной в нас мысли нет… («Осень», 1833)

Видимо, поэтому в творчестве А. С. Пушкина описаниям этого времени года уделяется гораздо меньше внимания. С летними картинами мы встречаемся в романе «Евгений Онегин». Поэт признаётся:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнёт и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

Но даже в этих насмешливых жалобах на природу видна неизменная любовь к ней.

Глава 5.

«Унылая пора! очей очарованье!»

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

В этом стихотворении Пушкин сравнивает осень с нелюбимым ребенком в семье и с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение:

…И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.

Заключение

Хотя Пушкин не очень любил весну, мне бы хотелось сравнить поэта с соловьем. Как эта маленькая птичка серая птичка поет в тиши весенних садов, заставляя прохожих остановиться, вслушаться в этот дивный голос, так и стихи Пушкина – это соловьиная песня в разноголосом хоре русской литературы. Его стихи будят чувства, заставляют оглядеться вокруг и найти красоту в самом привычном и обыденном.

Использованная литература.

1. Гайворонская Людмила Васильевна. Семантика календаря в художественном мире Пушкина : (дни недели, времена года) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : специальность 10.01.01 <Русская литература> / Гайворонская Людмила Васильевна ; [Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2006. - 16 с. ; 21.

2. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев и др.- М.: Просвещение, 1989.

3. Лотман Ю. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1983.

4. Пушкин А. Сочинения. В 3-х т. – М.: Худож. лит., 1987.

5. Пушкин А. Стихотворения./Под ред. С. Бонди. – М.: Изд. «Детская литература», 1970.

6. Рез З. Изучение лирических произведений в школе (IV – VII классы). – Л.: Изд. «Просвещение», ленинградское отделение, 1968.

Просмотров работы: 183