Введение
С давних времен философы задумывались над связью звука и мыслей, звука и цвета, звука и того, что мы видим и чувствуем в целом. Отметим, однако, что на особую роль звука в составе поэтического слова указывали давно (Аристотель, Платон, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня). Тем не менее, научная постановка вопроса относится лишь к началу XX в., когда были, наконец, сформулированы основные характеристики и особенности звукосмысловой организации стихотворного художественного произведения [1]. Многовековое изучение проблемы соотношения звука и смысла привело к возникновению в языкознании новой научной отрасли – фоносемантики, основоположником которой по праву считается С. В. Воронин[2].
Однако даже сегодня доказательств существования связи между звучанием слова и его семантикой приведено не так много. Одни учёные считают это утопией, фантазией, другие (Журавлев А.П., Иванова-Лукьянова Г.Н., Прокофьева Л.П.) доказывают, что между звуком и цветом, звуком и смыслом есть связь. По этой причине вопрос о соотношении звука со значением остается актуальным до сих пор. Этот вопрос сегодня волнует не только лингвистов, писателей и поэтов – специалистов, работающих со словом, но и людей, казалось бы, далеких от творчества и лингвистики: маркетологов, специалистов по рекламе, психологов и т.д.
Меня же заинтересовал вопрос взаимосвязи звука и смысла, так как я люблю поэзию и хочу понять, в чем заключается магия поэтического текста. Волшебство стихотворения особенно ясно ощущается, когда его мастерски читают, поэтому я подумала, что начинать исследование нужно с фонетики, ведь именно она изучает звуки, которые мы слышим.
Поэтому объектом моего исследования будет стихотворение М.И. Цветаевой, а предметом – звук.
Цель: в этой работе на основе научных знаний я попробую доказать существование связи между звучанием и смыслом текста, анализируя стихотворение М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили…».
Гипотеза: исследуя звуковой состав стихотворения, можно составить эмоциональную картину произведения и понять его основную идею.
Для подтверждения этой гипотезы я поставила перед собой следующие задачи:
изучить точки зрения известных исследователей на вопрос связи звуковой оболочки слова и его лексического значения;
изучить звуковые способы создания стихотворения;
познакомиться с теорией профессора А.П. Журавлева о соответствии цветового и смыслового наполнения звукобукв;
на основе теоретических знаний провести исследование стихотворения М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили…», оформив полученные результаты в виде таблиц и соответствующих выводов;
доказать, что на основе анализа звуков можно не только составить эмоциональную картину стихотворения, но и понять его идейное содержание.
В основе исследования текста следующие методы анализа:
фоносемантический анализ, позволяющий установить текстовые смыслы, базируется на многочисленных фактах звукоизобразительности, накопленных в ходе развития лингвистики: 1) определение наличия звукоизобразительности в слове; 2) определение эмоциональности (экспрессивности слова); 3) акустико-артикуляторный анализ; 4) типологические обобщения;
статистический метод, позволяющий определить количество звукобукв в тексте;
метод психолингвистического эксперимента А.П. Журавлева, позволяющий конкретизировать символические и ассоциативные значения, закрепленные в сознании носителей данного языка (каждая звукобуква имеет свою «визитную карточку»);
литературоведческий анализ, позволяющий интерпретировать поэтический текст.
Практическая значимость исследования указывает на ее прикладной характер. Материалы данной работы будут интересны учителям при проведении уроков-мастерских; ученикам – при анализе стихотворения или написании сочинения, а также людям, желающим понять тайны стихосложения. Подобный разбор, в котором интерпретация употребления звуковых средств опирается на смысл текста, может иметь практическую ценность и при устном исполнении стихотворения: интонационное и артикуляционное подчеркивание слов, содержащих значимые звуковые особенности, сделает более ярким восприятие и мелодики текста, и его содержания.
II. Звук и смысл: теория вопроса
Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум…
А.С. Пушкин
Поэзия – такой вид искусства, в котором автор стремить отобразить действительность путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств [3]. В этом она схожа с музыкой, которая с помощью чарующих звуков воздействует на душу человека. Поэтому для поэтов тоже очень важна звуковая сторона произведения. Еще М.В. Ломоносов писал в "Кратком руководстве к красноречию": «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени «А» способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины… Через «Я» показывать можно приятность, увеселение, нежность; через «О», «У», «Ы» - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, печаль». «Запахи, краски и звуки соответствуют друг другу», - говорил Бодлер в своем стихотворении "Соответствия". Рембо написал сонет о гласных, где каждому звуку соответствовал определенный цвет [4] . К. Бальмонт называл звук «колдующим гномом», волшебством. Велемир Хлебников мечтал оживить в людях давно забытое чувство осмысленности звуков.
Исследования ученых-лингвистов по вопросу связи звуковой оболочки слова и его лексического значения
Настоящие исследователи этого вопроса – ученые-лингвисты – спорят до сих пор: действительно ли существует объяснимая связь между звуком и смыслом и в чем эта связь выражается.
В Древней Руси вопрос о фонетическом значении впервые рассматривался в XII веке, когда монах Ефимий предложил описание и классификацию явлений звуковой семантики. В предложенной им классификации указываются качественные характеристики звуков и их оценочная функция, положительная, нейтральная и отрицательная коннотации. Все звуки Ефимий разделил на шесть групп: «грусни», «грубы», «громны», «натужны», «немы», «шепетливы». В первую группу входят гласные звуки, во вторую группу – [б], [в], [г], [д] – как грубые; в третью – [к], [п], [р], [т] – как «грохочущие» и «шумные»; в четвертую – [л], [м], [н] – как косноязычные, трудные для понимания; в пятую – [с], [з] – как звуки, связанные с наговором, сплетнями, доносом.
В разное время исследователями вопроса о «значении звука» занимались известные философы и ученые: Святой Августин Аврелий, Вильгельм фон Гумбольдт, Леонард Блумфилд, Сандерс Пирс, Ф. Де Соссюр. В России фоносемантическое значение слова исследовалось в трудах Ф.Ф. Фортунатова («Значение звуковой стороны в языке») и А.А. Реформатского («Введение в языковедение») [6].
Калининградские ученые считают: «Фонетическая значимость звуков речи основана на их физических характеристиках: твердости – мягкости, звонкости – глухости, способах образования; в общем фонетическая значимость звуков «старше» значения слов, она в каких-то аспектах отприродна, изначальна. Поэтому в любом языке твердые и звонкие согласные будут оцениваться как сильные, грубые, мужественные, громкие, а мягкие и глухие – как слабые, нежные, женственные, тихие» [4].
И.Н. Горелов начал свое изучение этого вопроса так. Он нарисовал несколько картинок, на которых были изображены разные фантастические существа. Одно добродушное, кругленькое, толстенькое; другое - угловатое, колючее, злое и т.д. Потом придумал разные названия этих существ: "мамлына", "жаваруга" и др. Ответов было много. Но все почти единодушно решили, что мамлына - добродушная, толстенькая, а колючая и злая - жаваруга. Очевидно, что сами звуки М, Л, Н вызывают у нас представление о чем - то округлом, мягком, приятном, а звуки Ж, Р, Г - наоборот, ассоциируются с чем - то угловатым, страшным.
С.В. Воронин считает, что подобные ассоциации звука связаны с артикуляцией и классификацией звуков в русском языке: например, Л, М, Н – сонорные (долгие, певучие), смычные (преграда при образовании звуков возникает ненадолго); А – гласный, открытый, широкий звук. Поэтому «мамлына» и кажется нежной, доброй. А в слове «жаваруга» согласные (Ж – звонкий, переднеязычный, Р – сонорный, дрожащий, Г – взрывной) вызывают ассоциации с чем-то непостоянным, взрывным, колючим, продирающимся сквозь преграды, да и гласныйУ – узкий, задний – связан в нашем сознании с чувством тоски и грусти. По мнению ученого, «фоносемантическое понимание текста на бессознательном уровне влияет на ход восприятия смысла. Наиболее ярко фонетическая значимость слова ощущается в звукоподражательных словах» [1].
Теория профессора А.П. Журавлева
о соответствии цветового и смыслового содержания звукобукв
Свои эксперименты по изучению соответствия цветового и смыслового содержания звукобукв А.П. Журавлев описал в книге «Звук и смысл». В основу исследований положено изучение реакций испытуемых на определенный звук и статистическая обработка полученного материала. Техника проведения экспериментов разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи – требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки – требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. «Многие такие эксперименты с тысячами информантов показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо [4].
Используя так называемую прямую методику психолингвистики – ассоциативный эксперимент, А.П. Журавлев получил шкалу цветовых соответствий гласных и с группой ученых пришёл к выводу, что все звуки имеют свой цвет, форму, значение, оформив результаты эксперимента в виде таблицы «Преобладающие ассоциации «звукобуква — цвет» для русскоязычных людей» (Таблица 1).
А.П. Журавлёв считает, что подобные цветовые соответствия должны проявляться в поэзии, так как «поэтический талант включает в себя поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи» [4].
Звукоизобразительные средства поэзии
А.А. Блок писал: «Три дела возможны для него (поэта): во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир». В художественном произведении звуковая сторона речи становится средством создания образности, выразительности.
Какие звуковые инструменты есть у поэта? Красота и благозвучие стихотворных строк связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с мягкостью согласных звуков, которые для слуха приятны, с активностью гласных, которые постоянно сопутствуют согласным, не допуская их большого стечения.Основную смысловую нагрузку выполняет звукопись – художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира. Часто встречающимися приемами звукописи являются аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).
Особую роль выполняют звуковые повторы в начале или в конце стихотворной строки – анафора и эпифора. Они не только организуют ритм, но и помогают слушателю обратить внимание на самые главные слова в произведении. Опыт великих поэтов убеждает в том, что повторение звуков влияет на ритм и музыку стиха, на его силу, выразительность.
Очень важна роль рифмы в смысловой организации стихотворения: «Объединяя одинаковым созвучием два разных слова в конце строк рифма выдвигает эти слова, … делает их центром внимания…»[5].
Ритм – это упорядоченное чередование имеющихся ударных и безударных слогов в строке. Очень важно найти точный ритм для каждого стихотворения.Обычно это подсказывает содержание, сюжет, идея стихотворения. Ритм первой строфы – суть души стихотворения. Это как первая ударная буква, указывающая смысловой окрас стихотворения.
Все составные части стихотворения: и звуки, и рифма, и ритм – создают чарующую мелодию, которая и выражает основную мысль стихотворения.
III. Лингвистическое исследование:
фонетический анализ стихотворений М.И. Цветаевой
Теоретические выкладки всегда вызывают сомнение, если они не подтверждены практическими исследованиями. Поэтому попробую применить полученные знания, анализируя фонетическую структуру стихотворения М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили…», посвященное Б. Пастернаку. Я прослушала не только стихотворение в исполнении А. Фрейндлих, но и песню – в исполнении Ольги Кузнецовой и, используя методы и приемы литературоведческого анализа стихотворения, выявила фонетические особенности композиционного построения произведения.
Первое, на что я сразу обратила внимание, - сбивчивый ритм. Паузы смещены, поэтому ты каждый раз как будто «спотыкаешься» об это РАС-. Строка рвется, и единицей речи становится не предложение, а слог, звук, который невольно вырывается из груди, несмотря на преграды. Поэтому сразу догадываешься, что это произведение о расставании, о горе, которое героиня пытается удержать в себе (отсюда и большое количество пауз), и лишь в самом конце слышишь крик отчаяния (два восклицательных предложения).
Неровный ритм подчеркивает и стихотворный размер.Когда я составила схему стихотворного размера, то поняла, что это дольник:
U X U XX U X U X
U X U XX U X U X
X X U XX U X U
X X U XX U X U
Дольник — иначе паузник — вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать. Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2, 3...). Этот ритмический рисунок более всего подходит для стихотворения-жалобы, исповеди, плача[5].
Тему разлуки поддерживает и особый способ рифмовки, который связывает звуковую организацию стиха, смысловую наполненность и композицию. Являясь звуковым повтором, рифма сближает по смыслу рифмующиеся слова. В этом стихотворении автор использует парную (или смежную) рифмовку – aabb, которая показывает нам, что мужчина и женщина существуют теперь отдельно, сами по себе, что пути их больше не пересекаются. В 4 строфах из 5 Цветаева использует попарное чередование мужских и женских рифм, символизирующих женское и мужское начало. Оторванность героев друг от друга подчеркивается использованием в 2-4 строфах закрытой мужской рифмы, олицетворяющей невозможность общения с любимым. Отсутствие надежды на встречу и безграничное одиночество героини подчеркивается в последней строфе – двустишии, где используется только женская рифма.
Первое слово в стихотворении…Все поэты очень дорожат этим словом! Ведь именно в нем скрыто смутное видение того, о чем пойдет речь дальше. У Цветаевой первое слово – «рас-стояние», вернее, РАС- , которое выделено ею особо: она как будто разрывает первое слово на две части, с первых звуков давая понять, что речь пойдет о разлуке.
Я заметила, что слова, связанные звуковыми повторами выделяются из общего ряда по смыслу, при этом подчеркивается их эмоциональная выразительность и логическая значимость ключевых слов. Звуковой повтор первой части (РАС-, РАЗ-) рассыпан по всему стихотворению: он встречается 16 раз!, не давая слушателю возможности забыть об утраченном счастье, рождая ощущение безнадежности, утраты. ЗвукокомплексРАС- наглядно показывает, как работают законы фоносемантики в слове. Охарактеризую звуки, входящие в состав повтора, с точки зрения их образования: Р – согласный, сонорный, по месту образования – переднеязычный, по артикуляции – дрожащий; А – гласный, при образовании которого воздух совсем не встречает преград, его называют самым открытым звуком русского языка; С – согласный, глухой, по месту образования – переднеязычный, по артикуляции – свистящий. Попробую расшифровать, что у меня получилось: (Р) – звонкий крик, дрожащий, рвущийся наружу; (А) – открытый, свободный, как ветер; (С) – глухой свист. Разве не этот еле сдерживаемый крик, переходящий в глухой свист, свободного когда-то человека мы слышим во всем стихотворении?! Кстати, этот глухой свист похож на стон, так как в 9 случаях из 15 звукС долгий (рас-стояние, рас-ставили, рас-садили, рассорили, расслоили, расселили, расстроили, рассовали).
Стихотворение насыщено не только аллитерацией, но и ассонансом: гласные звуки (А), (О), (И) создают образ рыдающей от вынужденного одиночества женщины, но женщины гордой и несломленной, потому что обилие согласных рядом с гласными как бы заглушают этот плач.
Меня заинтересовало своей звучность слово «разбили». Это слово состоит только из звонких согласных, оно как колокол звучит в последней строке: звонкие согласные как будто подводят итог всем действиям, которые сотворили люди и судьба с двумя близкими людьми: Р-А-З-Б-И-Л-И… А дальше только звенящие осколки души…
Анализируя фонетические особенности стихотворения Цветаевой, я пришла к выводу, что звук и смысл неразрывно связаны. Поэты тщательно работают над звуковой организацией текста, с помощью звуков они не только достигают предельной выразительности, но и подчеркивают логически важные слова, образы, мотивы.
Лингвистический анализ подтверждает мою гипотезу о взаимосвязи звука и смысла. Сейчас я попробую подтвердить ее, используя результаты экспериментов соответствия цветового и смыслового наполнения звукобукв профессора А.П. Журавлева. Таблицы соответствий цвета и звуков я взяла из книги А.П. Журавлева «Звук и смысл», «Диалог с компьютером» (Таблицы 1, 4, 5).
Сначала я определила количество каждой гласной буквы в стихотворении (К1), удвоив ударный звук, затем – общее количество символов (К), подсчитала долю каждой гласной звукобуквы (Д) и нашла отношение долей звукобукв к норме (Р= Д/Н). Если Р=1, то отношение в норме, если Р>1, то отношение выше нормы. Основной звуковой фон создают звуки, имеющие отношение долей выше нормы.
Гласные
Звукобуква |
К1/К |
Доля звукобуквы |
Норма |
Р |
Цвет |
Прим. |
А, Я |
76/371 |
0,205 |
116/1000 |
1,8 |
красный |
|
О, Ё |
51/371 |
0,137 |
126/1000 |
1,09 |
бледно-желтый |
хамелеон |
И |
54/371 |
0,146 |
77/1000 |
1,9 |
синий |
|
Е |
20/371 |
0,054 |
102/1000 |
0,53 |
||
У |
8/371 |
0,022 |
40/1000 |
0,55 |
||
Ы |
10/371 |
0,027 |
24/1000 |
1,1 |
тёмно-коричневый или черный |
Согласные (доминантные)
Звукобуква |
К1/К |
Доля звукобуквы |
Норма |
Р |
Цвет |
Р |
35/371 |
0,094 |
24+14/1000 |
2,4 |
черно-красный |
С |
37/371 |
0,0997 |
32+17/1000 |
2 |
желтый |
Т |
20/371 |
0,054 |
55+20/1000 |
0,72 |
|
Н |
18/371 |
0,049 |
40+24/1000 |
0,77 |
|
В |
14/371 |
0,038 |
28+11/1000 |
0,94 |
|
К |
14/371 |
0,038 |
30+3/1000 |
1,2 |
красно-коричневый |
Л |
26/371 |
0,070 |
20+17/1000 |
1,9 |
синеватый |
Исходя из этих данных, можно сказать, что основной цветовой фон стихотворения М. Цветаевой – сочетание черного, красного, синего и желтого (эти цвета являются основными и в звуковом фоне гласных, и в звуковом фоне согласных).
Пользуясь данными найденных в Интернете таблиц соответствия цветовой и смысловой окраски звукобукв (таблица 2) и цветовой символики (таблица 3), я определила смысловое значение цветного полотна стихотворения М. Цветаевой.
Гласный А (только ударный!) встречается в тексте 24 раза, значит красный цвет, который обозначает этот звук, доминирующий. Он означает «яркий, напористый, призывный, напряжённый, громкий», производит впечатление чего-то мужественного, активного, сильного, громкого, могучего, величественного. По мнению И. Якоби, для красного характерны выражения угрозы для жизни, опасности. По мнению Гёте, красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть. И эти образы действительно имеются в стихотворении: любовь к близкой, родственной душе и ненависть к судьбе и людям, которые их разъединили.
Это настроение поддерживает и звук Р. Вот что пишут о нем психолингвисты: «Тёмная, агрессивная, напористая, сильная, угрюмая, угловатая. Быстрая, могучая, холодная, мужественная, грубая звукобуква». Сочетание черного и красного цвета в одном звуке подчеркивает трагичность героини: ведь в них сочетается символ ночи, смерти, тишины, пустоты, зла и символ царственности, величия.
Отчаяние подчеркивают и звуки Ы, К, добавляя к красному цвету коричневые оттенки.
Гласный И и согласный Л окрашивают текст в синий цвет. Синий, как цвет неба и моря, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины, именно непреодолимое «рас-стояние», «два разных конца земли» стали причиной драмы двух влюбленных. Психолингвисты пишут об этих звуках, как о светлых, громких, величественных и нежных, как сама любовь. Ассонанс на ударныйИ (13 раз) – это гимн красоте, призыв к свету из мрака, вера и надежда. Но этот призыв останется неуслышанным.
Из книги Журавлева я узнала, что звукобуквы О и Н – хамелеоны: их значение зависит от того, с какими звукобуквами они находятся рядом (если со «светлыми», то они тоже обозначают «свет и тепло»; если с «темными», они меняют свое значение на противоположное). В стихотворении Цветаевой звукобуква О встречается после согласных С, Т, Ч, Р, К, П, большая часть этих согласных обозначает «темные цвета»: Т – серо-коричневый, Р – красно-черный, К – красно-коричневый, Ч – черно-коричневый. Поэтому я считаю, что О в этом стихотворении обозначает что-то страшное, темное, печальное. Недаром цвет О– бледно-желтый, цвет болезни.
Итак, какой же общий фон стихотворения? Исходя из цветовой характеристики, я считаю, что он напряженный, резкий, контрастный, основными образами произведения являются отчаяние, протест и разбитая любовь.
IV. Заключение
Читаю: «Главная идея стихотворения М. Цветаевой заключается в том, что автор всеми силами пытается противостоять разобщенности любящих людей; в строках поэтессы - своеобразный вызов миру, который обрек близкие души на жизнь в изоляции, а потому обрек на страдания»[7]. Именно к такому выводу пришла и я, анализируя фонетические особенности произведения и цветовое и смысловое наполнение звукобукв. Поэтому считаю, что результаты проведенного лингвистического исследования позволяют подтвердить мою гипотезу: исследуя звуковой состав стихотворения, можно составить эмоциональную картину произведения и понять его основную идею.
Занимаясь исследованием, я пришла к следующим выводам:
существует тесная взаимосвязь между смыслом текста и звуковой оболочкой слова;
существует связь между звуковой организацией стиха, его смысловой наполненностью и композицией;
подтверждается теория профессора А.П. Журавлева о соответствии цветового и смыслового содержания звукобукв; каждая звукобуква и цвет – это символ, знак, который надо только уметь читать, уметь расшифровывать;
наибольший эффект звукоцвета достигается, когда цвет гласных звуков стиха поддерживается цветом согласных;
поэты стремятся как можно полнее, ярче, живее выразить в произведении нужные впечатления, переживания, размышления, тщательно работая над звуковой организацией текста.С помощью звуков они не только достигают предельной выразительности, но и подчеркивают логически важные слова, образы, мотивы.
Исследование фонетических особенностей стихотворения поражает точным соответствием понятийного смысла и образного строя стихотворения. «Может быть и трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении, но мы убедились, что это так. Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает поэту не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи»[4].
Теперь я стала на один шаг ближе к разгадке тайн стихосложения. Впереди следующий шаг…
V. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
Воронин. С. В. Основы фоносемантики. – СПб.: Ленанд, 2009. – 248 стр.
Братчикова Е. А. Некоторые аспекты теории и методологии современных фоносемантических исследований. - Молодой ученый. — 2011. — №12. https://moluch.ru/archive/35/4019/
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 стр.
Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., Просвещение, 1991. – 161 стр.
Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., Академия, 2004. – 192 стр.
Лукашин И.С., Долинина И.В. Фоносемантическое значение звуков речи. https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/2008/03/206
Приложения
Таблица 1
Преобладающие ассоциации «звукобуква — цвет» для русскоязычных людей
Звукобуква |
Цвет, ассоциирующийся со звукобуквой |
А |
Красный, густо-красный |
Б |
Светло-голубой |
В |
Синий |
Г |
Серо-голубой |
Д |
Сине-зеленый |
Е |
Зеленый |
Ё |
Желто-зеленый |
Ж |
Желто-коричневый |
З |
Зеленый |
И |
Синий |
Й |
Голубой |
К |
Красно-коричневый |
Л |
Голубой, синеватый |
М |
Малиновый |
Н |
Синий |
О |
Бледно-желтый |
П |
Серый |
Р |
Черно-красный |
С |
Желтый |
Т |
Серо-коричневый |
У |
Сине-лиловый, тёмно-синий, тёмный, сине-зелёный, тёмно-лиловый |
Ф |
Фиолетовый |
Х |
Серо-кофейный |
Ц |
Ярко-желтый |
Ч |
Черно-коричневый |
Ш |
Серый |
Щ |
Желто-зеленый |
Ы |
Мрачный, тёмно-коричневый или черный |
Э |
Желто-зеленоватый |
Ю |
Сиреневый, голубоватый |
Я |
Ярко-красный, розовый |
Таблица 2
Цветовая и смысловая окраска звукобукв
звукобуква |
Цвет звукобуквы |
характеристика звукобуквы |
А |
Красная, густо-красная |
Светлая. Страстная, яркая, напористая, призывная, напряжённая, громкая. Производит впечатление чего-то доброго, хорошего, большого, светлого, лёгкого, простого, мужественного, активного, сильного, красивого, гладкого, громкого, безопасного, могучего, величественного, радостного. |
Б |
Светло-голубая |
Светлая. Сильная звукобуква. |
В |
Синяя |
Светлая, нежная, сильная звукобуква. |
Г |
Серо-голубая |
Сильная, быстрая звукобуква, стремительная. |
Д |
Сине-зелёная |
|
Е |
зелёная |
Светлая, лёгкая, добрая, медленная, безопасная, хорошая, нежная, мягкая. |
Ж |
Желто-коричневая |
«Плохая» звукобуква: тёмная, тоскливая, угловатая, устрашающая. |
З |
зелёная |
Светлая, сильная, звукобуква |
И |
синяя |
Светлая, холодная, большая, громкая, храбрая, величественная, нежная. Ассонанс на ударный [и] – это гимн красоте, призыв к свету из мрака, вера и надежда. |
Й |
голубая |
Светлая. Самая быстрая и подвижная из всех звукобукв. Нагнетание звукобуквы Й в поэтическом текстеусиливает стремительность. |
К |
Красно-коричневая |
Тёмная, угрюмая, грустная, позволяющая услышать ноты тревоги. |
Л |
Голубая, синеватая |
Светлая звукобуква: в ней слышна любовь, она льётся, льнёт, ластится. |
М |
Малиновая |
Светлая, нежная звукобуква |
Н |
Синяя |
Светлая, нежная, в то же время может быть и ночной, тёмной, тоскливой. Сдвоенная Н – буква ночная, тёмная. |
О |
Бледно-жёлтая светло-жёлтая, или бледно-жёлтая, или белая. |
В сочетании со светлымизвукобуквами – светлая звукобуква, буква света. Яркая. Сильная. Может быть грустной, страшной, тёмной, печальной, если рядом тёмные звукобуквы. |
Р |
Чёрно-красная |
Тёмная, агрессивная, напористая, сильная, угрюмая, угловатая. Быстрая, могучая, холодная, мужественная, грубая звукобуква. |
С |
Жёлтая |
Символ умиротворения, покоя, тишины. |
Т |
Серо-коричневая |
Тёмная, угрюмая, выражающая грусть, тревогу. |
У |
Сине-лиловая, тёмно-синяя, сине-зелёная, темно-лиловая |
Тёмная. Мужественная, колючая, тоскливая, звукобуква. В доминирующем положении вызывает грусть. |
Ф |
фиолетовая |
Тёмная, плохая», грубая, пассивная, страшная, тусклая, печальная, тихая, трусливая, злая, медлительная звукобуква. |
Х |
Серо-кофейная |
Тёмная, тоскливая, выражающая грусть, тревогу. Шершавая, отталкивающая, «плохая» звукобуква. Минорная. |
Ц |
Ярко-жёлтая звукобуква |
|
Ш |
Серая звукобуква |
Тёмная, медленная, безрадостная, приглушающая свет звукобуква. |
Щ |
Жёлто-зелёная |
Темная, горячая, безрадостная, приглушающая свет звукобуква |
Ч |
Чёрно-коричневая |
Тёмная, тоскливая, безрадостная, как и все шипящие |
Ы |
Мрачная, чёрная или тёмно-коричневая |
мрачная звукобуква. |
Э |
Жёлто-зеленоватая |
Светлая, «добрая», «хорошая», безопасная звукобуква |
Ю |
Сиреневая, голубоватая |
Светлая, нежная, мажорная, женственная. |
Я |
Ярко-красная, розовая |
Таблица 3
Символика цвета
Цвет |
Символика |
Белый |
Многозначный символ. Главное его значение – свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь. Символ покоя, безмятежности, тишины, мира, целомудрия. |
Красный |
Символ царственности, величия, власти. По мнению И.Якоби, для красного характерны выражения: свежесть, жизненность, жизнеутверждающее начало…и угроза для жизни, опасность. По мнению Гёте, красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение. |
Розовый |
Символ доброты |
Красно-коричневый |
Символ земли, дерева |
Таблица 4
Нормы частотности употребления звукобукв
|
||
Звуко-буквы |
Нормальная частотность звукобукв |
|
1 |
2 |
|
В |
0,028 |
|
С |
0,032 |
|
Д |
0,020 |
|
Р |
0,024 |
|
Г |
0,012 |
|
п |
0,020 |
|
3 |
0,013 |
|
м |
0,025 |
|
Б |
0,013 |
|
X |
0,008 |
|
К |
0,030 |
|
Т |
0,055 |
|
н |
0,040 |
|
ф |
0,002 |
|
л |
0,020 |
|
В' |
0,011 |
|
с' |
0,017 |
|
Д' |
0,017 |
|
р' |
0,014 |
|
Г' |
0,003 |
|
П' |
0,006 |
|
3' |
0,002 |
|
м' |
0,007 |
|
Б' |
0,005 |
|
X' |
0,001 |
|
к' |
0,003 |
|
т' |
0,020 |
|
н' |
0,024 |
|
ф. |
0,001 |
|
Л' |
0,017 |
|
А |
0,093 |
|
Ж |
0,008 |
|
Й |
0,015 |
|
ш |
0,012 |
|
ц |
0,004 |
|
э |
0,005 |
|
ы |
0,018 |
|
У |
0,029 |
|
ч |
0,020 |
|
щ |
0,003 |
|
о |
0,102 |
|
Е |
0,089 |
|
ю |
0,006 |
|
я |
0,024 |
|
и |
0,056 |
Таблица 5
Образец расчета звукобукв по методике А.П.Журавлева