Звук и смысл (на основе анализа стихотворения М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили…»)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Звук и смысл (на основе анализа стихотворения М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили…»)

Шопина  В.Р. 1
1МБОУ Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
Троян  Е.В. 1
1МБОУ Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С давних времен философы задумывались над связью звука и мыслей, звука и цвета, звука и того, что мы видим и чувствуем в целом. Отметим, однако, что на особую роль звука в составе поэтического слова указывали давно (Аристотель, Платон, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня). Тем не менее, научная постановка вопроса относится лишь к началу XX в., когда были, наконец, сформулированы основные характеристики и особенности звукосмысловой организации стихотворного художественного произведения [1]. Многовековое изучение проблемы соотношения звука и смысла привело к возникновению в языкознании новой научной отрасли – фоносемантики, основоположником которой по праву считается С. В. Воронин[2].

Однако даже сегодня доказательств существования связи между звучанием слова и его семантикой приведено не так много. Одни учёные считают это утопией, фантазией, другие (Журавлев А.П., Иванова-Лукьянова Г.Н., Прокофьева Л.П.) доказывают, что между звуком и цветом, звуком и смыслом есть связь. По этой причине вопрос о соотношении звука со значением остается актуальным до сих пор. Этот вопрос сегодня волнует не только лингвистов, писателей и поэтов – специалистов, работающих со словом, но и людей, казалось бы, далеких от творчества и лингвистики: маркетологов, специалистов по рекламе, психологов и т.д.

Меня же заинтересовал вопрос взаимосвязи звука и смысла, так как я люблю поэзию и хочу понять, в чем заключается магия поэтического текста. Волшебство стихотворения особенно ясно ощущается, когда его мастерски читают, поэтому я подумала, что начинать исследование нужно с фонетики, ведь именно она изучает звуки, которые мы слышим.

Поэтому объектом моего исследования будет стихотворение М.И. Цветаевой, а предметом – звук.

Цель: в этой работе на основе научных знаний я попробую доказать существование связи между звучанием и смыслом текста, анализируя стихотворение М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили…».

Гипотеза: исследуя звуковой состав стихотворения, можно составить эмоциональную картину произведения и понять его основную идею.

Для подтверждения этой гипотезы я поставила перед собой следующие задачи:

изучить точки зрения известных исследователей на вопрос связи звуковой оболочки слова и его лексического значения;

изучить звуковые способы создания стихотворения;

познакомиться с теорией профессора А.П. Журавлева о соответствии цветового и смыслового наполнения звукобукв;

на основе теоретических знаний провести исследование стихотворения М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили…», оформив полученные результаты в виде таблиц и соответствующих выводов;

доказать, что на основе анализа звуков можно не только составить эмоциональную картину стихотворения, но и понять его идейное содержание.

В основе исследования текста следующие методы анализа:

фоносемантический анализ, позволяющий установить текстовые смыслы, базируется на многочисленных фактах звукоизобразительности, накопленных в ходе развития лингвистики: 1) определение наличия звукоизобразительности в слове; 2) определение эмоциональности (экспрессивности слова); 3) акустико-артикуляторный анализ; 4) типологические обобщения;

статистический метод, позволяющий определить количество звукобукв в тексте;

метод психолингвистического эксперимента А.П. Журавлева, позволяющий конкретизировать символические и ассоциативные значения, закрепленные в сознании носителей данного языка (каждая звукобуква имеет свою «визитную карточку»);

литературоведческий анализ, позволяющий интерпретировать поэтический текст.

Практическая значимость исследования указывает на ее прикладной характер. Материалы данной работы будут интересны учителям при проведении уроков-мастерских; ученикам – при анализе стихотворения или написании сочинения, а также людям, желающим понять тайны стихосложения. Подобный разбор, в котором интерпретация употребления звуковых средств опирается на смысл текста, может иметь практическую ценность и при устном исполнении стихотворения: интонационное и артикуляционное подчеркивание слов, содержащих значимые звуковые особенности, сделает более ярким восприятие и мелодики текста, и его содержания.

II. Звук и смысл: теория вопроса

Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум…

А.С. Пушкин

Поэзия – такой вид искусства, в котором автор стремить отобразить действительность путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств [3]. В этом она схожа с музыкой, которая с помощью чарующих звуков воздействует на душу человека. Поэтому для поэтов тоже очень важна звуковая сторона произведения. Еще М.В. Ломоносов писал в "Кратком руководстве к красноречию": «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени «А» способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины… Через «Я» показывать можно приятность, увеселение, нежность; через «О», «У», «Ы» - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, печаль». «Запахи, краски и звуки соответствуют друг другу», - говорил Бодлер в своем стихотворении "Соответствия". Рембо написал сонет о гласных, где каждому звуку соответствовал определенный цвет [4] . К. Бальмонт называл звук «колдующим гномом», волшебством. Велемир Хлебников мечтал оживить в людях давно забытое чувство осмысленности звуков.

Исследования ученых-лингвистов по вопросу связи звуковой оболочки слова и его лексического значения

Настоящие исследователи этого вопроса – ученые-лингвисты – спорят до сих пор: действительно ли существует объяснимая связь между звуком и смыслом и в чем эта связь выражается.

В Древней Руси вопрос о фонетическом значении впервые рассматривался в XII веке, когда монах Ефимий предложил описание и классификацию явлений звуковой семантики. В предложенной им классификации указываются качественные характеристики звуков и их оценочная функция, положительная, нейтральная и отрицательная коннотации. Все звуки Ефимий разделил на шесть групп: «грусни», «грубы», «громны», «натужны», «немы», «шепетливы». В первую группу входят гласные звуки, во вторую группу – [б], [в], [г], [д] – как грубые; в третью – [к], [п], [р], [т] – как «грохочущие» и «шумные»; в четвертую – [л], [м], [н] – как косноязычные, трудные для понимания; в пятую – [с], [з] – как звуки, связанные с наговором, сплетнями, доносом.

В разное время исследователями вопроса о «значении звука» занимались известные философы и ученые: Святой Августин Аврелий, Вильгельм фон Гумбольдт, Леонард Блумфилд, Сандерс Пирс, Ф. Де Соссюр. В России фоносемантическое значение слова исследовалось в трудах Ф.Ф. Фортунатова («Значение звуковой стороны в языке») и А.А. Реформатского («Введение в языковедение») [6].

Калининградские ученые считают: «Фонетическая значимость звуков речи основана на их физических характеристиках: твердости – мягкости, звонкости – глухости, способах образования; в общем фонетическая значимость звуков «старше» значения слов, она в каких-то аспектах отприродна, изначальна. Поэтому в любом языке твердые и звонкие согласные будут оцениваться как сильные, грубые, мужественные, громкие, а мягкие и глухие – как слабые, нежные, женственные, тихие» [4].

И.Н. Горелов начал свое изучение этого вопроса так. Он нарисовал несколько картинок, на которых были изображены разные фантастические существа. Одно добродушное, кругленькое, толстенькое; другое - угловатое, колючее, злое и т.д. Потом придумал разные названия этих существ: "мамлына", "жаваруга" и др. Ответов было много. Но все почти единодушно решили, что мамлына - добродушная, толстенькая, а колючая и злая - жаваруга. Очевидно, что сами звуки М, Л, Н вызывают у нас представление о чем - то округлом, мягком, приятном, а звуки Ж, Р, Г - наоборот, ассоциируются с чем - то угловатым, страшным.

С.В. Воронин считает, что подобные ассоциации звука связаны с артикуляцией и классификацией звуков в русском языке: например, Л, М, Н – сонорные (долгие, певучие), смычные (преграда при образовании звуков возникает ненадолго); А – гласный, открытый, широкий звук. Поэтому «мамлына» и кажется нежной, доброй. А в слове «жаваруга» согласные (Ж – звонкий, переднеязычный, Р – сонорный, дрожащий, Г – взрывной) вызывают ассоциации с чем-то непостоянным, взрывным, колючим, продирающимся сквозь преграды, да и гласныйУ – узкий, задний – связан в нашем сознании с чувством тоски и грусти. По мнению ученого, «фоносемантическое понимание текста на бессознательном уровне влияет на ход восприятия смысла. Наиболее ярко фонетическая значимость слова ощущается в звукоподражательных словах» [1].

Теория профессора А.П. Журавлева

о соответствии цветового и смыслового содержания звукобукв

Свои эксперименты по изучению соответствия цветового и смыслового содержания звукобукв А.П. Журавлев описал в книге «Звук и смысл». В основу исследований положено изучение реакций испытуемых на определенный звук и статистическая обработка полученного материала. Техника проведения экспериментов разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи – требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки – требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. «Многие такие эксперименты с тысячами информантов показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо [4].

Используя так называемую прямую методику психолингвистики – ассоциативный эксперимент, А.П. Журавлев получил шкалу цветовых соответствий гласных и с группой ученых пришёл к выводу, что все звуки имеют свой цвет, форму, значение, оформив результаты эксперимента в виде таблицы «Преобладающие ассоциации «звукобуква — цвет» для русскоязычных людей» (Таблица 1).

А.П. Журавлёв считает, что подобные цветовые соответствия должны проявляться в поэзии, так как «поэтический талант включает в себя поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи» [4].

Звукоизобразительные средства поэзии

А.А. Блок писал: «Три дела возможны для него (поэта): во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир». В художественном произведении звуковая сторона речи становится средством создания образности, выразительности.

Какие звуковые инструменты есть у поэта? Красота и благозвучие стихотворных строк связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с мягкостью согласных звуков, которые для слуха приятны, с активностью гласных, которые постоянно сопутствуют согласным, не допуская их большого стечения.Основную смысловую нагрузку выполняет звукопись – художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира. Часто встречающимися приемами звукописи являются аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).

Особую роль выполняют звуковые повторы в начале или в конце стихотворной строки – анафора и эпифора. Они не только организуют ритм, но и помогают слушателю обратить внимание на самые главные слова в произведении. Опыт великих поэтов убеждает в том, что повторение звуков влияет на ритм и музыку стиха, на его силу, выразительность.

Очень важна роль рифмы в смысловой организации стихотворения: «Объединяя одинаковым созвучием два разных слова в конце строк рифма выдвигает эти слова, … делает их центром внимания…»[5].

Ритм – это упорядоченное чередование имеющихся ударных и безударных слогов в строке. Очень важно найти точный ритм для каждого стихотворения.Обычно это подсказывает содержание, сюжет, идея стихотворения. Ритм первой строфы – суть души стихотворения. Это как первая ударная буква, указывающая смысловой окрас стихотворения.

Все составные части стихотворения: и звуки, и рифма, и ритм – создают чарующую мелодию, которая и выражает основную мысль стихотворения.

III. Лингвистическое исследование:

фонетический анализ стихотворений М.И. Цветаевой

Теоретические выкладки всегда вызывают сомнение, если они не подтверждены практическими исследованиями. Поэтому попробую применить полученные знания, анализируя фонетическую структуру стихотворения М.И. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили…», посвященное Б. Пастернаку. Я прослушала не только стихотворение в исполнении А. Фрейндлих, но и песню – в исполнении Ольги Кузнецовой и, используя методы и приемы литературоведческого анализа стихотворения, выявила фонетические особенности композиционного построения произведения.

Первое, на что я сразу обратила внимание, - сбивчивый ритм. Паузы смещены, поэтому ты каждый раз как будто «спотыкаешься» об это РАС-. Строка рвется, и единицей речи становится не предложение, а слог, звук, который невольно вырывается из груди, несмотря на преграды. Поэтому сразу догадываешься, что это произведение о расставании, о горе, которое героиня пытается удержать в себе (отсюда и большое количество пауз), и лишь в самом конце слышишь крик отчаяния (два восклицательных предложения).

Неровный ритм подчеркивает и стихотворный размер.Когда я составила схему стихотворного размера, то поняла, что это дольник:

U X U XX U X U X

U X U XX U X U X

X X U XX U X U

X X U XX U X U

Дольник — иначе паузник — вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать. Общая формула X  Ú  X  Ú  X  Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2, 3...). Этот ритмический рисунок более всего подходит для стихотворения-жалобы, исповеди, плача[5].

Тему разлуки поддерживает и особый способ рифмовки, который связывает звуковую организацию стиха, смысловую наполненность и композицию. Являясь звуковым повтором, рифма сближает по смыслу рифмующиеся слова. В этом стихотворении автор использует парную (или смежную) рифмовку – aabb, которая показывает нам, что мужчина и женщина существуют теперь отдельно, сами по себе, что пути их больше не пересекаются. В 4 строфах из 5 Цветаева использует попарное чередование мужских и женских рифм, символизирующих женское и мужское начало. Оторванность героев друг от друга подчеркивается использованием в 2-4 строфах закрытой мужской рифмы, олицетворяющей невозможность общения с любимым. Отсутствие надежды на встречу и безграничное одиночество героини подчеркивается в последней строфе – двустишии, где используется только женская рифма.

Первое слово в стихотворении…Все поэты очень дорожат этим словом! Ведь именно в нем скрыто смутное видение того, о чем пойдет речь дальше. У Цветаевой первое слово – «рас-стояние», вернее, РАС- , которое выделено ею особо: она как будто разрывает первое слово на две части, с первых звуков давая понять, что речь пойдет о разлуке.

Я заметила, что слова, связанные звуковыми повторами выделяются из общего ряда по смыслу, при этом подчеркивается их эмоциональная выразительность и логическая значимость ключевых слов. Звуковой повтор первой части (РАС-, РАЗ-) рассыпан по всему стихотворению: он встречается 16 раз!, не давая слушателю возможности забыть об утраченном счастье, рождая ощущение безнадежности, утраты. ЗвукокомплексРАС- наглядно показывает, как работают законы фоносемантики в слове. Охарактеризую звуки, входящие в состав повтора, с точки зрения их образования: Р – согласный, сонорный, по месту образования – переднеязычный, по артикуляции – дрожащий; А – гласный, при образовании которого воздух совсем не встречает преград, его называют самым открытым звуком русского языка; С – согласный, глухой, по месту образования – переднеязычный, по артикуляции – свистящий. Попробую расшифровать, что у меня получилось: (Р) – звонкий крик, дрожащий, рвущийся наружу; (А) – открытый, свободный, как ветер; (С) – глухой свист. Разве не этот еле сдерживаемый крик, переходящий в глухой свист, свободного когда-то человека мы слышим во всем стихотворении?! Кстати, этот глухой свист похож на стон, так как в 9 случаях из 15 звукС долгий (рас-стояние, рас-ставили, рас-садили, рассорили, расслоили, расселили, расстроили, рассовали).

Стихотворение насыщено не только аллитерацией, но и ассонансом: гласные звуки (А), (О), (И) создают образ рыдающей от вынужденного одиночества женщины, но женщины гордой и несломленной, потому что обилие согласных рядом с гласными как бы заглушают этот плач.

Меня заинтересовало своей звучность слово «разбили». Это слово состоит только из звонких согласных, оно как колокол звучит в последней строке: звонкие согласные как будто подводят итог всем действиям, которые сотворили люди и судьба с двумя близкими людьми: Р-А-З-Б-И-Л-И… А дальше только звенящие осколки души…

Анализируя фонетические особенности стихотворения Цветаевой, я пришла к выводу, что звук и смысл неразрывно связаны. Поэты тщательно работают над звуковой организацией текста, с помощью звуков они не только достигают предельной выразительности, но и подчеркивают логически важные слова, образы, мотивы.

Лингвистический анализ подтверждает мою гипотезу о взаимосвязи звука и смысла. Сейчас я попробую подтвердить ее, используя результаты экспериментов соответствия цветового и смыслового наполнения звукобукв профессора А.П. Журавлева. Таблицы соответствий цвета и звуков я взяла из книги А.П. Журавлева «Звук и смысл», «Диалог с компьютером» (Таблицы 1, 4, 5).

Сначала я определила количество каждой гласной буквы в стихотворении (К1), удвоив ударный звук, затем – общее количество символов (К), подсчитала долю каждой гласной звукобуквы (Д) и нашла отношение долей звукобукв к норме (Р= Д/Н). Если Р=1, то отношение в норме, если Р>1, то отношение выше нормы. Основной звуковой фон создают звуки, имеющие отношение долей выше нормы.

Гласные

Звукобуква

К1/К

Доля звукобуквы

Норма

Р

Цвет

Прим.

А, Я

76/371

0,205

116/1000

1,8

красный

 

О, Ё

51/371

0,137

126/1000

1,09

бледно-желтый

хамелеон

И

54/371

0,146

77/1000

1,9

синий

 

Е

20/371

0,054

102/1000

0,53

   

У

8/371

0,022

40/1000

0,55

   

Ы

10/371

0,027

24/1000

1,1

тёмно-коричневый или черный

 

Согласные (доминантные)

Звукобуква

К1/К

Доля звукобуквы

Норма

Р

Цвет

Р

35/371

0,094

24+14/1000

2,4

черно-красный

С

37/371

0,0997

32+17/1000

2

желтый

Т

20/371

0,054

55+20/1000

0,72

 

Н

18/371

0,049

40+24/1000

0,77

 

В

14/371

0,038

28+11/1000

0,94

 

К

14/371

0,038

30+3/1000

1,2

красно-коричневый

Л

26/371

0,070

20+17/1000

1,9

синеватый

Исходя из этих данных, можно сказать, что основной цветовой фон стихотворения М. Цветаевой – сочетание черного, красного, синего и желтого (эти цвета являются основными и в звуковом фоне гласных, и в звуковом фоне согласных).

Пользуясь данными найденных в Интернете таблиц соответствия цветовой и смысловой окраски звукобукв (таблица 2) и цветовой символики (таблица 3), я определила смысловое значение цветного полотна стихотворения М. Цветаевой.

Гласный А (только ударный!) встречается в тексте 24 раза, значит красный цвет, который обозначает этот звук, доминирующий. Он означает «яркий, напористый, призывный, напряжённый, громкий», производит впечатление чего-то мужественного, активного, сильного, громкого, могучего, величественного. По мнению И. Якоби, для красного характерны выражения угрозы для жизни, опасности. По мнению Гёте, красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть. И эти образы действительно имеются в стихотворении: любовь к близкой, родственной душе и ненависть к судьбе и людям, которые их разъединили.

Это настроение поддерживает и звук Р. Вот что пишут о нем психолингвисты: «Тёмная, агрессивная, напористая, сильная, угрюмая, угловатая. Быстрая, могучая, холодная, мужественная, грубая звукобуква». Сочетание черного и красного цвета в одном звуке подчеркивает трагичность героини: ведь в них сочетается символ ночи, смерти, тишины, пустоты, зла и символ царственности, величия.

Отчаяние подчеркивают и звуки Ы, К, добавляя к красному цвету коричневые оттенки.

Гласный И и согласный Л окрашивают текст в синий цвет. Синий, как цвет неба и моря, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины, именно непреодолимое «рас-стояние», «два разных конца земли» стали причиной драмы двух влюбленных. Психолингвисты пишут об этих звуках, как о светлых, громких, величественных и нежных, как сама любовь. Ассонанс на ударныйИ (13 раз) – это гимн красоте, призыв к свету из мрака, вера и надежда. Но этот призыв останется неуслышанным.

Из книги Журавлева я узнала, что звукобуквы О и Н – хамелеоны: их значение зависит от того, с какими звукобуквами они находятся рядом (если со «светлыми», то они тоже обозначают «свет и тепло»; если с «темными», они меняют свое значение на противоположное). В стихотворении Цветаевой звукобуква О встречается после согласных С, Т, Ч, Р, К, П, большая часть этих согласных обозначает «темные цвета»: Т – серо-коричневый, Р – красно-черный, К – красно-коричневый, Ч – черно-коричневый. Поэтому я считаю, что О в этом стихотворении обозначает что-то страшное, темное, печальное. Недаром цвет О– бледно-желтый, цвет болезни.

Итак, какой же общий фон стихотворения? Исходя из цветовой характеристики, я считаю, что он напряженный, резкий, контрастный, основными образами произведения являются отчаяние, протест и разбитая любовь.

IV. Заключение

Читаю: «Главная идея стихотворения М. Цветаевой заключается в том, что автор всеми силами пытается противостоять разобщенности любящих людей; в строках поэтессы - своеобразный вызов миру, который обрек близкие души на жизнь в изоляции, а потому обрек на страдания»[7]. Именно к такому выводу пришла и я, анализируя фонетические особенности произведения и цветовое и смысловое наполнение звукобукв. Поэтому считаю, что результаты проведенного лингвистического исследования позволяют подтвердить мою гипотезу: исследуя звуковой состав стихотворения, можно составить эмоциональную картину произведения и понять его основную идею.

Занимаясь исследованием, я пришла к следующим выводам:

существует тесная взаимосвязь между смыслом текста и звуковой оболочкой слова;

существует связь между звуковой организацией стиха, его смысловой наполненностью и композицией;

подтверждается теория профессора А.П. Журавлева о соответствии цветового и смыслового содержания звукобукв; каждая звукобуква и цвет – это символ, знак, который надо только уметь читать, уметь расшифровывать;

наибольший эффект звукоцвета достигается, когда цвет гласных звуков стиха поддерживается цветом согласных;

поэты стремятся как можно полнее, ярче, живее выразить в произведении нужные впечатления, переживания, размышления, тщательно работая над звуковой организацией текста.С помощью звуков они не только достигают предельной выразительности, но и подчеркивают логически важные слова, образы, мотивы.

Исследование фонетических особенностей стихотворения поражает точным соответствием понятийного смысла и образного строя стихотворения. «Может быть и трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении, но мы убедились, что это так. Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает поэту не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи»[4].

Теперь я стала на один шаг ближе к разгадке тайн стихосложения. Впереди следующий шаг…

V. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Воронин. С. В. Основы фоносемантики. – СПб.: Ленанд, 2009. – 248 стр.

Братчикова Е. А. Некоторые аспекты теории и методологии современных фоносемантических исследований. - Молодой ученый. — 2011. — №12. https://moluch.ru/archive/35/4019/

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 стр.

Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., Просвещение, 1991. – 161 стр.

Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., Академия, 2004. – 192 стр.

Лукашин И.С., Долинина И.В. Фоносемантическое значение звуков речи. https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/2008/03/206

Приложения

Таблица 1

Преобладающие ассоциации «звукобуква — цвет» для русскоязычных людей

Звукобуква

Цвет, ассоциирующийся со звукобуквой

А

Красный, густо-красный

Б

Светло-голубой

В

Синий

Г

Серо-голубой

Д

Сине-зеленый

Е

Зеленый

Ё

Желто-зеленый

Ж

Желто-коричневый

З

Зеленый

И

Синий

Й

Голубой

К

Красно-коричневый

Л

Голубой, синеватый

М

Малиновый

Н

Синий

О

Бледно-желтый

П

Серый

Р

Черно-красный

С

Желтый

Т

Серо-коричневый

У

Сине-лиловый, тёмно-синий, тёмный, сине-зелёный, тёмно-лиловый

Ф

Фиолетовый

Х

Серо-кофейный

Ц

Ярко-желтый

Ч

Черно-коричневый

Ш

Серый

Щ

Желто-зеленый

Ы

Мрачный, тёмно-коричневый или черный

Э

Желто-зеленоватый

Ю

Сиреневый, голубоватый

Я

Ярко-красный, розовый

Таблица 2

Цветовая и смысловая окраска звукобукв

звукобуква

Цвет звукобуквы

характеристика звукобуквы

А

Красная, густо-красная

Светлая. Страстная, яркая, напористая, призывная, напряжённая, громкая. Производит впечатление чего-то доброго, хорошего, большого, светлого, лёгкого, простого, мужественного, активного, сильного, красивого, гладкого, громкого, безопасного, могучего, величественного, радостного.

Б

Светло-голубая

Светлая. Сильная звукобуква.

В

Синяя

Светлая, нежная, сильная звукобуква.

Г

Серо-голубая

Сильная, быстрая звукобуква, стремительная.

Д

Сине-зелёная

 

Е

зелёная

Светлая, лёгкая, добрая, медленная, безопасная, хорошая, нежная, мягкая.

Ж

Желто-коричневая

«Плохая» звукобуква: тёмная, тоскливая, угловатая, устрашающая.

З

зелёная

Светлая, сильная, звукобуква

И

синяя

Светлая, холодная, большая, громкая, храбрая, величественная, нежная.

Ассонанс на ударный [и] – это гимн красоте, призыв к свету из мрака, вера и надежда.

Й

голубая

Светлая. Самая быстрая и подвижная из всех звукобукв. Нагнетание звукобуквы

Й в поэтическом текстеусиливает стремительность.

К

Красно-коричневая

Тёмная, угрюмая, грустная, позволяющая услышать ноты тревоги.

Л

Голубая, синеватая

Светлая звукобуква: в ней слышна любовь, она льётся, льнёт, ластится.

М

Малиновая

Светлая, нежная звукобуква

Н

Синяя

Светлая, нежная, в то же время может быть и ночной, тёмной, тоскливой. Сдвоенная Н – буква ночная, тёмная.

О

Бледно-жёлтая

светло-жёлтая, или бледно-жёлтая, или белая.

В сочетании со светлымизвукобуквами – светлая звукобуква, буква света. Яркая. Сильная. Может быть грустной, страшной, тёмной, печальной, если рядом тёмные звукобуквы.

Р

Чёрно-красная

Тёмная, агрессивная, напористая, сильная, угрюмая, угловатая. Быстрая, могучая, холодная, мужественная, грубая звукобуква.

С

Жёлтая

Символ умиротворения, покоя, тишины.

Т

Серо-коричневая

Тёмная, угрюмая, выражающая грусть, тревогу.

У

Сине-лиловая, тёмно-синяя, сине-зелёная, темно-лиловая

Тёмная. Мужественная, колючая, тоскливая, звукобуква. В доминирующем положении вызывает грусть.

Ф

фиолетовая

Тёмная, плохая», грубая, пассивная, страшная, тусклая, печальная, тихая, трусливая, злая, медлительная звукобуква.

Х

Серо-кофейная

Тёмная, тоскливая, выражающая грусть, тревогу. Шершавая, отталкивающая, «плохая» звукобуква. Минорная.

Ц

Ярко-жёлтая звукобуква

 

Ш

Серая звукобуква

Тёмная, медленная, безрадостная, приглушающая свет звукобуква.

Щ

Жёлто-зелёная

Темная, горячая, безрадостная, приглушающая свет звукобуква

Ч

Чёрно-коричневая

Тёмная, тоскливая, безрадостная, как и все шипящие

Ы

Мрачная, чёрная или тёмно-коричневая

мрачная звукобуква.

Э

Жёлто-зеленоватая

Светлая, «добрая», «хорошая»,

безопасная звукобуква

Ю

Сиреневая, голубоватая

Светлая, нежная, мажорная, женственная.

Я

Ярко-красная, розовая

 

Таблица 3

Символика цвета

Цвет

Символика

Белый

Многозначный символ. Главное его значение – свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь. Символ покоя, безмятежности, тишины, мира, целомудрия.

Красный

Символ царственности, величия, власти.

По мнению И.Якоби, для красного характерны выражения: свежесть, жизненность, жизнеутверждающее начало…и угроза для жизни, опасность.

По мнению Гёте, красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение.

Розовый

Символ доброты

Красно-коричневый

Символ земли, дерева

Таблица 4

Нормы частотности употребления звукобукв

 

 

Звуко-буквы

Нормальная частотность звукобукв

1

2

В

0,028

С

0,032

Д

0,020

Р

0,024

Г

0,012

п

0,020

3

0,013

м

0,025

Б

0,013

X

0,008

К

0,030

Т

0,055

н

0,040

ф

0,002

л

0,020

В'

0,011

с'

0,017

Д'

0,017

р'

0,014

Г'

0,003

П'

0,006

3'

0,002

м'

0,007

Б'

0,005

X'

0,001

к'

0,003

т'

0,020

н'

0,024

ф.

0,001

Л'

0,017

А

0,093

Ж

0,008

Й

0,015

ш

0,012

ц

0,004

э

0,005

ы

0,018

У

0,029

ч

0,020

щ

0,003

о

0,102

Е

0,089

ю

0,006

я

0,024

и

0,056

Таблица 5

Образец расчета звукобукв по методике А.П.Журавлева

Просмотров работы: 159