1. Введение.
В прошлом учебном году я принимал участие во Всероссийской акции "Пушкинский диктант". Учительница, обратившись к ученикам с приветственной речью, сказала такие слова: "Сегодня, 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, ровно год назад ушел из жизни большой поэт современности Николай Колычев. Он написал пред смертью такие строки: "... Я знаю - дата моего ухода с рожденьем чьим-то совпадет". И теперь навечно дата его ухода будет совпадать с датой рождения его великого предшественника". Эти слова произвели на меня огромное впечатление. Мне захотелось узнать о Николае Колычеве побольше.
... Николай Колычев не имел профессионального литературного образования. "Он говорил душой".
Актуальность моей работы определена тем, что в 2018 году исполнилось 80 лет со дня основания Мурманской области. Николай Колычев - поэт, который "как никто другой мог воспеть красоту родной земли, его сердце болело за Родину и живо откликалось поэтическими строками на всё происходящее в стране".
Объект исследования:
- стихотворения Николая Колычева, помещённые в сборнике "Звонаря зрачок" (1993).
Методы исследования:
- поисковый;
-чтение и анализ стихотворений Николая Колычева;
-обобщение и систематизация информации.
При написании работы были использованы следующие источники и литература: анализ стихов Н. Колычева мы проводили, обращаясь к книге "Колычев Н. В. Звонаря зрачок - Перевод на финский Мартти Хюнюнена. Параллельные тексты. - Мурманск: Фонд культуры, 1995"; знакомство с биографией поэта состоялось благодаря статьям " Как я был крестьянином в России и Норвегии, очерк. - Ж. "Север", 1995", " https://ru.wikipedia.org/wiki/ Колычев,_Николай_Владимирович" и сообщениям в группе социальной сети "В Контакте" "Поэт Николай Колычев"; приложение "Средства выразительности в стихотворениях сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок"" создано на основе информации, взятой из "Школьного поэтического словаря" А. П. Квятковского.
2. Основная часть. Своеобразие поэтического сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок".
2.1. Биография Николая Владимировича Колычева.
На моей домашней книжной полке стоит тоненькая книжечка - "Звонаря зрачок". В нем - стихи Николая Колычева. Пронзительные… Настоящие духовные стихи. Заинтересовался, стал искать информацию. Николай Владимирович Колычев является одним из самых известных мурманских поэтов. А в одном из сообщений в группе социальной сети "В Контакте" "Поэт Николай Колычев" прочел, что "он является одним из читаемых поэтов современной России".
Николай Колычев родился в Мурманске 24 октября в 1959 году. Учился в музыкальной школе. Долго искал себя, поступил в мореходное училище, где проучился 3 года, сменил несколько профессий, стал первым свободным мурманским фермером, но хозяйство разорилось. Работал в Норвегии, а Кандалакша стала местом, где Николай родился как поэт.
Первые же поэтические публикации Николая Колычева, появившиеся в периодических изданиях в 1982 году, вызвали интерес специалистов.
Творчество Николая Колычева условно можно разделить на два периода:
1) первый период (до 2012) — следование лучшим традициям классической русской поэзии; 2) второй период (с 2013) — поиск новых поэтических форм. В это время "в поэзию Колычева добавляются врубелевские нотки — резкие, несколько рваные. Стихи второго периода несут в себе мощный эмоциональный заряд, однако литературные критики отмечают излишнюю
публицистичность поэзии Николая Колычева позднего периода". (Переяслов Н. Поэт не может оставаться равнодушным.Предисловие (рус.) // Колычев Н.В. Весна грядущая : Сборник стихотворений.. — 2016. — С. 5-8.)
Писал поэт и для детей разного возраста. (Поэтические сборники «Мурманчанка», «Мурманские ступеньки», «Косолапые ботинки», «Детские стихи», сказочная повесть «Нюфоцей Бэч» по оригинальной идее Александра Хмеля).
Музыкальность стихов Н. Колычева способствовала тому, что многие из них стали песнями, и исполняются профессиональными и самодеятельными певцами. Н. Колычев — автор песни, ставшей гимном Кандалакши.
Николай Колычев — автор исторического романа «Феодорит», посвященной святому русского Севера Феодориту Кольскому, юмористической повести «Завтра вылетаем!», рассказов и публицистических очерков, неоконченной пьесы о святом русского Севера Трифоне Печенгском.
Николай Колычев — составитель ряда поэтических сборников.
Интересно проявил себя поэт и в качестве переводчика. По подстрочнику делал поэтические переводы с сербского, удмуртского, казахского, украинского языков. В 2011 году вышла в свет книга поэтических переводов с финского языка: Хюнюнен М. Безымянный остров камней / пер с фин. Колычев Н. В., худож. оформл. А. Сергиенко.. — Мурманск: Доброхот, 2011..
С 1991 года Николай Владимирович Колычев являлся членом Союза писателей России. Он автор многих книг, изданных в Мурманске и России. Пел песни на свои стихи. Николай Колычев – лауреат Большой литературной премии Союза писателей России, Всероссийских премий «Ладога» им.А.Прокофьева, “Неизбывный вертоград” им. Н.Тряпкина, Баева-Подстаницкого, библиотечной премии “Открытая книга». Он дважды стал обладателем звания «Золотое перо России».
В последние годы работал в содружестве с заслуженным художником России Анатолием Сергиенко.
В 2001 году на творческом вечере Николая Колычева еще один большой русский писатель, человек, возродивший в России День славянской письменности и культуры, Виталий Семенович Маслов, человек, которому был подарен болгарами первый в России памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, стоящий сегодня у здания Мурманской областной научной библиотеки на площади Первоучителей, произнес слово о поэзии Николая Колычева, сказав о возрастании поэта в православной вере в его творчестве.
Вскоре после этого Маслов скоропостижно умирает. Скорбит вся Мурманская область, вся Россия. Он завещал похоронить себя в родном селе Семжа Мезенского района Архангельской области, которое к тому времени считалось умершим – всех жителей переселили, так как признали село экономически нецелесообразным. Виталий Семенович приложил много сил, чтобы этого не случилось – поэтому и написал такое завещание.
Теперь его родной дом, дом его родителей, музей, который он создал о поколениях семжан, погибших на войнах, а также огромный крест на могиле Маслова красного цвета, являются местом посещения писателей, школьников, почитателей его таланта. В 2008 году состоялся Славянский Поморский ход на родину Маслова, в составе которого был и Николай Колычев.
Вскоре Николай Колычев встретил Веру, свою будущую супругу, на которой женился. А еще они повенчались. Как сказал поэт Виктор Тимофеев на его свадьбе, "сегодня Коля обрел Веру". В семье у них были лад, согласие и любовь. Вера хорошо воспитывала Колиных детей и внуков. Колычевы всегда были рады друзьям, у них собирались поэты, композиторы, художники, творческие люди. В центре таких встреч всегда был Николай, а на столе – выращенная поэтом на даче под Кандалакшей картошка, соленые хрустящие грузди, собранные в лесу – желанное лакомство для гостей. Он стал гораздо
5
спокойнее, жизнь стала налаженной в бытовом отношении, что позволяло ему больше времени уделять творчеству. У Николая Колычева вышло более 20 книг – и книг сильнейших. Очень важно подчеркнуть, что он был действительно православным поэтом. Много лет Николай писал исторический роман «Феодорит Кольский», который к сожалению, так и остался незавершенным.
С целью сбора материала для романа Николай Колычев отправляется вместе с семьей писательницы Ирины Поливцевой в поездку в Александро-Свирский монастырь на машине. "Мы прокладывали туда паломнический маршрут. Он как раз писал тогда об этом – как Феодорит Кольский пришел на послушание к Александру Свирскому в 15 веке. Это была незабываемая поездка. Так долго и так близко мы никогда ни до, ни после этого не общались с Николаем. Он был весел, шутил всю дорогу, готовил и подавал нам с мужем бутерброды – я никогда не думала, что он такой заботливый. Мы поговорили о многих важных вещах – о поэтах и поэзии, о мастерстве и способах написания крупных произведений, об истории русского Севера. Всю дорогу ехали с молитвой перед и после еды, молитвенное правило муж поручал читать Николаю, но стал делать замечания по ударению в церковно-славянских словах. Николай обиделся: "Читай, - говорит, - сам…".
В Петрозаводске ночью стали искать ночлег. Николай звонил друзьям-писателям, приняла нас Раечка Мустунен. В доме был ремонт. Мы с мужем спали, они всю ночь проговорили на кухне. Мы подружились с ней. Она писательница, автор сценария к сериалу "Улица разбитых фонарей" и многих книг.
Помню, как попали в Тервенический женский монастырь, как навстречу нам вышла будто сошедшая с иконостаса девушка и на наш вопрос, как ее зовут, ответила: «Грешная Аполлинария». Каждый при этом подумал: "А кто же я?" Она провела нас по монастырю, на святой источник.
Вернулись в Мурманск мы уже близкими друзьями. Николай очень надежный человек в дружбе, всегда готов подставить свое плечо". (Из воспоминаний Ирины Поливцевой (сообщение в группе социальной сети "В Контакте" "Поэт Николай Колычев")).
У Николая Колычева был очень замечательный друг - поэт Иван Козлов, который организовал в Дубне фестиваль православной песни "Серебряная псалтирь". "Надо нам фестиваль перетянуть в Мурманск", – говорил Колычев. И в конце концов благодаря его стараниям в Мурманске был организован фестиваль "Под сенью Трифона". Фестиваль прошел трижды: в 2013 году, затем в 2015, и в 2017…
В журнале "Под сенью Трифона" Николай Колычев был членом редакционного совета, а его жена Вера входила в состав редколлегии.
Многие годы Николай Колычев поддерживал Паломнический духовно-культурный центр "Под сенью Трифона": выступал, вел литературный кружок для взрослых (он прививал любовь к родному языку, учил работать со Словом, давал ценные советы по написанию стихов), организовал группу "В контакте".
Благодаря Николаю Колычеву все писатели, участники Славянского Хода 2006 года, побывали в Ферапонтовом монастыре и увидели знаменитые на весь мир фрески Дионисия XII века. "Было утро, все спали в автобусе, который проскочил поворот на Ферапонтов монастырь. Один Николай бодрствовал. Он громко стал читать строки Николая Рубцова «Ферапонтово». Все проснулись, стали просить посетить монастырь. Водители вынуждены были повернуть назад и доставить нас. Это было событие на всю жизнь". (Из воспоминаний Ирины Поливцевой (сообщение в группе социальной сети "В Контакте" "Поэт Николай Колычев")).
Благодаря просьбам Николая была создана при Паломническом центре медиа-студия "Романов-на-Мурмане". Работникам студии запомнилась передача-беседа, которую Николай Колычев сам провел с солистом и руководителем московской группы "Ладони" Максимом Гавриленко, гусельником: поразила глубина познаний Николая Колычева в истории русской культуры, ее истоков, в истории народных инструментов и стилей, в традициях, его умение вести беседу.
Каждый год на все лето Николай Колычев уезжал на дачу недалеко от Кандалакши. Он был гостеприимный хозяином. Огород, цветник, банька – все было его руками сделано и выращено. У него даже была клубника, выращенная по финским технологиям...
Поэта не стало 6 июня 2017 года. Он был удостоен особой чести – с великой любовью Николая Колычева отпевал сам митрополит Мурманский и Мончегорский Симон, и даже священство не могло сдержать своих слез...
Николай Колычев многогранен как личность и, как следствие, это качество его души перетекло в само его творчество, сделало его еще более ярким, еще более наполненным, самобытным.
2.2. Своеобразие поэтического сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок".
А) Основные мотивы стихотворений сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок".
Расцвет поэтического таланта Николая Колычева пришелся на период перестройки и 90-е годы 20 века. В 1993 г. выходит третья книга стихов «Звонаря зрачок», на долгие годы ставшая знаковой для творчества поэта. В 1995 г. она переиздается в двуязычном (русско-финском) варианте, вызвавшем восторженные отзывы финских коллег поэта. В сборник вошли стихи фермерского периода жизни и творчества Николая Колычева (в 1990-м основал в селе Лувеньга, что неподалеку от Кандалакши, одно из первых в стране фермерских хозяйств; крестьянствовал шесть лет, два года из них – в Норвегии).
Сборник включает 41 стихотворение, в которых отражается боль поэта за разрушение России и деревни, человеческой личности, души.
Печалью о России, о разорении деревень наполнено стихотворение "Наливай, попутчик, вина":
За окном - родная страна,
Галерея грустных картин.
Усиливают это печальное, гнетущее настроение афоризмы ( "Безверье - верная смерть", "Плачущих не счесть на Руси") и анафора:
За окном - беда и вина.
За окном - убогость и грязь.
Но в стихотворение " Как жадно осень пьет из неба свет!.." заканчивается верой поэта в будущее России:
Но верую: Россия не умрет
В лихие дни без правды и без власти.
В стихах этого сборника Николай Колычев много размышляет о душе, утверждая, что "... душа - источник непокоя". Поэт считал, что "... нынче люди очень прохладно живут, жадности не хватает до жизни", и поэтому спрашивает, создав афоризм удивительной меткости:
А может быть, по-русски это - счастье,
Когда болит и мается душа?
("О, русская душа... Она - причина...")
О вечности, о взаимоотношениях поколений читаем в стихотворении "От жизни - к жизни...":
Мы - вечность,
Хоть бессмертья нет на свете.
Мой мир - не тот, которым жил отец,
И мир не мой, иной узнают дети.
Но поэт верит, что не прервется связь времен:
Я верю в вечность русской красоты.
Вся в бабку внучка, только нет морщинок,
Поет: "рябина ... до самого тына...",
Уже не понимая слова "тын".
Но не только боль поэта за Россию, его плач по человеческой душе - в стихотворениях сборника "Звонаря зрачок". Так, например, в стихотворении
"На кухне" - вера поэта в человека, осмысление того, что спасение души - в любви и доме. Также Николай Колычев приходит к очень важному выводу:
Разубеждать - напрасно,
Жизнь удалась моя...
Два человечьих счастья:
Родина и семья.
Еще один важный мотив сборника - мотив веры. В стихотворении "Седой озноб росы в траве" поэт, используя лексический повтор, эпитеты, риторические восклицания, взывает к небу, видя спасение своей Родины, своего народа только в вере:
Воздай же за усталость рук,
За взгляд молящий: "Веры, дай!"
Воздай измученной земле!
Народу моему воздай!..
Вера – тихая пристань для русской души, ее упование, ее надежда на спасение, а "безверье - верная смерть" ("Наливай, попутчик, вина"). Эта же мысль звучит и в стихотворении "Звонарь", строчки из которого дали название всему сборнику. Стихотворение заканчивается строками, отсылающими нас к поэзии М. Ю. Лермонтова:
Во мгле веков звонит, звонит звонарь.
И смотрит в небеса. И видит Бога.
Сравните: у Лермонтова: "И в небесах я вижу бога" (стихотворение "Когда волнуется желтеющая Нива"). Говоря о вере, Колычев использует высокую лексику:
В нас воскресит родное что-то
Простой напев про ямщика...
("После бала")
И вновь эти строки отсылают нас к русской поэзии: вспоминаются строки из стихотворения А. Блока "Россия":
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
В стихотворении "Не много сделал я хорошего" Колычев говорит о том, что если в сердце человека есть "память прошлого", значит, в человеке есть душа и вера, в которой не дрогнет человек: "Россия - мой пречистый Спас" (сравните: у А. Блока: "О, Русь моя! Жена моя!.." (из цикла "На поле Куликовом")).
В стихотворении "До чего же утро-то хорошее!" Колычев, используя афоризм, утверждает, что человек в своей основе хороший, только надо относиться к нему по-доброму:
Люди щедро нежностью засеяны,
Их бы только добрым словом тронуть!
В стихах сборника находим и размышления о смысле человеческой жизни. Николай Колычев говорил: "Работать взахлеб, влюбленно в ремесло. Нормальный человек должен работать на износ..." (Из очерка Нины Антонян "Поэт в России больше, чем поэт", 2001). А в стихотворении "Свеча" есть такой афоризм: "Жить стыдно не жалея и не мучась". И неслучайно свое стихотворение "Мокрый снег. Какой ненастный вечер!" поэт заканчивает строчками, используя анафору:
Сколько в жизни я еще не сделал!
Сколько сделать я уже не смог!..
Как признавался сам Николай Колычев, "смысл жизни - в том, чтобы быть нужным людям, чтобы кто-то на тебя опирался", а если этого нет, то "стыло и ветрено" на душе и слышится "прощальное и безнадежное, не колыбельное, а погребальное" (антонимы) ("Стыло и ветрено...").
В стихах этого сборника Николай Колычев обращается и к вопросам духовности. Поэт считает, что "уничтожение крестьянства на Руси — это убийство духа русского. Можно сохранить традиции, культуру, но без крестьянства на Руси она будет мёртвой, бездуховной" (очерк "Как я был крестьянином в России и Норвегии", журнал "Север", 1995). Пронзительно заканчивается стихотворение "...Мычит, как будто просит: "Пожалей!" (болью о Человеке пронизаны эти строки; поэт использует риторическое обращение и метафору):
Мычи, теленок! Города вдали
Скрипят вратами будущего века...
Но не любя скотины и земли,
Там полюбить не смогут Человека.
А в стихотворении "Мир осенен из глубины небес..." поэт обращается к земле:
Спаси меня, земля!...
Заканчивается это стихотворение строчками, в которых используются антитеза,
анафора и обращение, чтобы показать, что человек постигает любовь и согласие, живя на земле:
Не противостоянью, а согласью
Учи меня, земля,
Учи любви.
Не все стихи из сборника "Звонаря зрачок" пропитаны болью и грустью. Так, стихотворение "24 октября" (кстати, 24 октября - День рождения Николая Колычева) заканчивается такими строчками (в них поэт использует анафору и синтаксический параллелизм):
Я приемлю и эту жизнь,
Я восславлю и этот мир.
И весь сборник заканчивается жизнеутверждающим афоризмом из стихотворения "Не сравнивайте Родину свою":
Весь этот мир - большая красота.
"Глупо противопоставлять свою Родину чьей-то, - пишет Николай Колычев в своем эмоционально насыщенном очерке "Как я был крестьянином в России и Норвегии", опубликованном журналом "Север" в 1995 году и посвященном крестьянской теме, бедам российской деревни перестроечного и постперестроечного периода. - Для каждого человека Родина, как и мать, — самая любимая, самая желанная. Даже если бедная и несчастная — все равно самая, самая, самая... И потому, о какой бы стране ни писал русский человек, он всё равно напишет о России"...
Стихи Николая Колычева отличаются поэтической глубиной, "проникают в самую суть души человеческой, пробуждают самые лучшие и светлые чувства, заставляют оторваться от земли, приближая к Вечности" (из сообщения в группе социальной сети "В Контакте" "Поэт Николай Колычев"). Сам поэт в одном из своих стихотворений пророчески написал:
...Моих стихов какая-нибудь строчка
Хоть на денек переживет меня...
Таковы основные мотивы стихотворений Николая Колычева из сборника "Звонаря зрачок".
Б) Средства выразительности в стихотворениях сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок".
Во многих своих стихотворениях Николай Колычев создает удивительные по глубине и меткости афоризмы, например: "...великая мудрость подобна схожденью с ума" ("Ошибать не грех, только наши ошибки нам впрок ли"); "Суета от веку лжива" ("Теплый взгляд, лучистый, томный...").
Неповторимый облик стихотворениям Николая Колычева придают метафоры: "Там из клубка покоя вяжет жена уют" ("На кухне"), "ресницы
деревьев" ("Вот и земля сединой припорошена..."), "озноб росы", "мозоли судеб" ("Седой озноб росы в траве") и др.
Создает Николай Колычев эпитеты: "ласковый рай квартирный" ("На кухне"), "фонари бесстрастные" ("Дремлет дворик мой заснеженный...").
Нельзя не отметить и такую особенность стихотворений Николая Колычева, как использование аллюзий, например: "Россия - мой пречистый Спас" ("Не много сделал я хорошего") (сравните: у А. Блока: "О, Русь моя! Жена моя!.." (из цикла "На поле Куликовом")).
Николай Колычев в стихах сборника использует авторскую пунктуацию: "В прошлое кануло - разное, // Я вспоминаю - хорошее" ("Дремлет дворик мой заснеженный").
В приложении нами будет представлена таблица "Средства выразительности в стихотворениях сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок"".
3. Заключение.
В ходе нашей работы состоялось знакомство с биографией Николая Колычева, были проанализированы стихотворения поэта, помещённые в сборнике "Звонаря зрачок". Мы выделили основные мотивы этих стихотворений:
-печаль о России, о разорении деревень;
-размышления о душе;
-размышления о вечности, о взаимоотношениях поколений;
-вера в человека;
-спасение души;
-мотив веры;
- размышления о смысле человеческой жизни;
-размышления о духовности.
Также мы проанализировали, какие средства выразительности созданы Николаем Колычевым в стихотворениях сборника "Звонаря зрачок".
Познакомившись со стихами Николая Колычева, я бы сказал, что у него не просто болит - мается и стонет душа за Россию, за Русь преданную и поруганную.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать предложенный материал на уроках и мероприятиях, посвящённых литературе Кольского Заполярья.
Список литературы:
1. Колычев Н. В. Звонаря зрачок - Перевод на финский Мартти Хюнюнена. Параллельные тексты. - Мурманск: Фонд культуры, 1995. - 96 с.
2. Как я был крестьянином в России и Норвегии, очерк. - Ж. "Север", 1995.
3. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000
4. Сообщения в группе социальной сети "В Контакте" "Поэт Николай Колычев".
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Колычев,_Николай_Владимирович
16
Приложение
Средства выразительности в стихотворениях сборника
Николая Колычева "Звонаря зрачок"
Тропы
Перечень тропов |
Значение термина |
Пример |
Гипербола |
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
-"В темноте снега колючие шуршат, / Словно по полю катают белый шар, / Шар, похожий на огромного ежа" ( "Ветер, ветер"). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ
|
-"Молитвой скорбной размыкает ветер /Холодные небесные уста" ("О русская душа! Она – причина..."); - "Так втянули головы дома, / Что видны остались только плечи" ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер"); - "Валятся снега моих ошибок / На листву невызревших заслуг" ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер"); -" Вот и земля сединой припорошена" ("Вот и земля сединой припорошена"); -"О небо, выплаканный глаз!.." ("Седой озноб росы в траве"); -" Седой озноб росы в траве..."("Седой озноб росы в траве"); -" Там, совсем по-человечьи / Грея берегов ладошки, / Полыньею дышит речка" ("Теплый взгляд, лучистый, томный"); -"С куполов небес береза / Протянула чуткий лучик, / Звонким языком мороза / Тронув колокол плакучий" ("Теплый взгляд, лучистый, томный" ); -"Там из клубка покоя вяжет жена уют" ("На кухне"); -"ресницы деревьев" ("Вот и земля сединой припорошена..."); - "мозоли судеб" ("Седой озноб росы в траве"); -"...Есть незабудка - память прошлого..." ("Не много сделал я хорошего..."); -"Коснись смычком скрипичной талии..." ("После бала"); -"Как жадно осень пьет из неба свет!.." (" Как жадно осень пьет из неба свет!.."); -"Мы на беседу осенью легки,/ Наверно, оттого, что замечали,/ Как умолкают листьев языки..." (" Как жадно осень пьет из неба свет!.."); -"...И мне знаком полночный плач дождя" (" Как жадно осень пьет из неба свет!.."). |
Олицетворение |
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать |
-"Дремлет мой дворик заснеженный, / Тихо луна улыбается" ("Дремлет мой дворик заснеженный"); -" ...Угрюм залив и берег пуст" ("Седой озноб росы в траве"); - "А в реке отразилось, ликуя, / Небо цвета доверчивых глаз" ("Родное"); -" Там, совсем по-человечьи / Грея берегов ладошки, / Полыньею дышит речка" ("Теплый взгляд, лучистый, томный"); -".Позади осталась Колвица, / Поворот на Выдру-ламбину. / Вдоль дороги сосны клонятся, / Снег удерживая лапами" ("Позади осталась Колвица"). |
Эпитет |
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства |
-"молитвой скорбной" ("О русская душа! Она – причина..."); -"А на поле – ветры свежие" (" Позади осталась Колвица"); -"ласковый рай квартирный" ("На кухне"), -"под фонарями бесстрастными" ("Дремлет дворик мой заснеженный..."); -"на листву невызревших заслуг" ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер"); -"То ли снег в окно стучится белый, / То ли пыль непройденных дорог" ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер!"); - "В темноте снега колючие шуршат, / Словно по полю катают белый шар, / Шар, похожий на огромного ежа" ( "Ветер, ветер"); -"Вот вывезут последнюю картошку, / И грянет смерть по имени Зима ( "Невмоготу – себя перетерпеть"); -"...Медная луна висит над городом" ("Голубые капли звезд дрожат"); -" Но горек наш любимый край земли..." ("Как жадно осень пьет из неба свет"); -"А в реке отразилось, ликуя, / Небо цвета доверчивых глаз" ("Родное"); -" И нежная листва берез / Влажней, чем губы у влюбленных" ("Есть радости на белом свете"); -" Побреду в снега, куда глядят глаза, / припаду плечом к вздыхающей сосне ("Ветер, ветер… Звезды кружатся, дрожа..."); -"За озябшими осинами / Тормозну на повороте я" ("Позади осталась Колвица"). |
Сравнение |
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением |
-"Мокрый снег. Какой ненастный вечер! / Как забвенье – опустилась тьма". ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер"); - "Сгубленным семенем веры в грядущее / падает снег на холодное олово" ("Вот и земля сединой припорошена"); -"В темноте снега колючие шуршат, / Словно по полю катают белый шар, / Шар, похожий на огромного ежа" ( "Ветер, ветер"); -"...И солоно, как слезы, наше море" -" Лес – как белый петух / С гребнем отмороженным" ("Вот это луна!.."); -" И нежная листва берез / Влажней, чем губы у влюбленных" ("Есть радости на белом свете"); -" Но глянь сквозь рощу – кисть рябины дальней / Покажется прикусом на губе / И звук болота – сдавленным рыданьем / О чьей-нибудь раздавленной судьбе ("О русская душа! Она – причина"); -" И на сосны, в небеса простертые, / Ранней лаской первый луч струится" |
Окказионализм |
Авторское слово. |
-"...Осень – шелестный мед берез" ("24 октября"). |
ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигура |
Значение термина |
Пример |
Анафора (или единоначатие) |
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. |
-"За окном - беда и вина./ За окном - убогость и грязь". ("Наливай, попутчик, вина..."); -" Сколько в жизни я еще не сделал!/ Сколько сделать я уже не смог!.." ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер!"); -"Я не верил во власть, а теперь я не верю в безвластье, /Я не верил в любовь, а теперь не могу без любви". ("Ошибаться не грех, только наши ошибки нам впрок ли?"); -"Все равно я выпью за жизнь./ Все равно я выпью за свет..." ("Наливай, попутчик, вина..."); -"Плачет луна над равниною голою,/ Плачет луна над оврагами впалыми..." (Вот и земля сединой припорошена...") |
Инверсия |
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи |
-"Становится понятней жизни суть..." ("Свеча") |
Лексический повтор
|
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова |
-"Сыграй на скрипке что-нибудь./Сыграй, сыграй..." ("После бала"); |
Оксюморон
|
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. |
- "Река. Луна. Серебряная мгла" ("Река. Луна. Серебряная мгла"); |
Риторический вопрос, восклицание, обращение |
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие |
-"Радость отцвела на земле?/ Или просто лето прошло? ("Наливай, попутчик, вина"); -"Сколько в жизни я еще не сделал!" ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер!"); -"О Родина!/Как хорошо.../Как горько..." ("Опять под слезным небом распростерты..."). |
Синтаксический параллелизм |
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. |
-"О небо, выплаканный глаз! / О море, алая вода!" ("Седой озноб росы в траве"); -" Вдоль дороги – сосны, / Вдоль дороги – ели. / В небе – тишь да звезды / По земле – метели ("Милая картина"); -"Плачет луна над равниною голою,/ Плачет луна над оврагами впалыми..." (Вот и земля сединой припорошена..."); - "Я приемлю и эту жизнь,/Я восславлю и этот мир". ("24 октября" ) |
Умолчание |
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. |
-"Тишина... Лишь ворча /Грузовик пробежит по шоссе.../ И никто не кричит..." (Онемели кусты"); |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины |
Значение |
Примеры |
Антонимы |
Слова, противоположные по значению. |
-" Вдоль дороги – сосны, / Вдоль дороги – ели. / В небе – тишь да звезды / По земле – метели ("Милая картина"); -"Жизнь гармошку растянет,/Смерть гармошку сожмет" ("Гармонист"); --"Я не верил во власть, а теперь я не верю в безвластье..." ("Ошибаться не грех, только наши ошибки нам впрок ли?"); |
Контекстные антонимы |
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. |
-" Загляжусь я в прозрачную речку, / В ясность вод, отвергающих муть" -"Нежный трепет запева,/Черный ужас конца" ("Гармонист"); -"прощальное и безнадежное, не колыбельное, а погребальное" ("Стыло и ветрено..."). |
Контекстные синонимы |
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется. |
-"Пахнет полем и машинами, / Лесом, сеном, снегом… / Родиной" ("Позади осталась Колвица"); |
Книжная (высокая) лексика |
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. |
-"Холодные небесные уста" (" О русская душа! Она – причина..."); - "Манны небесной сентябрь мне пожаловал" ("Вот и земля сединой припорошена"); - "Мокрый снег. Какой ненастный вечер! / Как забвенье – опустилась тьма. ("Мокрый снег. Какой ненастный вечер"); - "Сгубленным семенем веры в грядущее / падает снег на холодное олово" -"Вот вывезут последнюю картошку, / И грянет смерть по имени Зима ( "Невмоготу – себя перетерпеть"); -" И на сосны, в небеса простертые, / Ранней лаской первый луч струится" -" Осень – поздняя песнь осин..."("24 октября"); -"В нас воскресит родное что-то/Простой напев про ямщика..." ("После бала"); |
Просторечная лексика |
Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженностью характера. |
-"За озябшими осинами / Тормозну на повороте я" ("Позади осталась Колвица") |
ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Разговорная. |
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. |
-"Знать, не расслышал, о чем было прошено" ("Вот и земля сединой припорошена"); -"Вот вывезут последнюю картошку, / И грянет смерть по имени Зима ( "Невмоготу – себя перетерпеть"); -" Загляжусь я в прозрачную речку..." ("Родное"); -" Там, совсем по-человечьи / Грея берегов ладошки, / Полыньею дышит речка" ("Теплый взгляд, лучистый, томный"); -" Побреду в снега, куда глядят глаза, / припаду плечом к вздыхающей сосне ("Ветер, ветер… Звезды кружатся, дрожа..."); |
Слова с суффиксами эмоциональной оценки. |
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
|
- "С куполов небес береза / Протянула чуткий лучик..." ("Теплый взгляд, лучистый, томный" ); -" Там, совсем по-человечьи / Грея берегов ладошки, / Полыньею дышит речка" ("Теплый взгляд, лучистый, томный"); |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
Использование междометий, звукоподражательных слов. |
-"Ой, настигнет! Попаду под белый гнет./ Ой, близка моя бессонница, близка!" ("Ветер, ветер... Звезды кружатся, дрожа..."). |
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство |
Значение термина |
Пример |
Аллитерация |
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков |
-"В темноте снега колючие шуршат, / Словно по полю катают белый шар, / Шар, похожий на огромного ежа" ( "Ветер, ветер"); |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
1. Ряды однородных членов предложения. |
-"Красиво, молодо, беспутно веселый праздник отплясал..." ("После бала"). |
2. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. |
-"И вера есть. И в ней не дрогну я" ("Не много сделал я хорошего...")
|
3. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. |
-"Вернет нам с горестным упреком/И ширь, и даль, и грязь дорог..." ("После бала"); |
Афоризмы в стихотворениях сборника Николая Колычева "Звонаря зрачок"
1. "...великая мудрость подобна схожденью с ума". ("Ошибаться не грех, только наши ошибки нам впрок ли?").
2. "...по-русски ...- счастье,/когда болит и мается душа". ("О, русская душа... Она - причина...").
3. "Есть истины, каких не опровергнуть". (Друзья, давно я понял, что почем...").
4. "Два человечьих счастья:/Родина и семья". (На кухне").
5. "Безверье - верная смерть". ("Наливай, попутчик, вина").
6. "Плачущих не счесть на Руси". ("Наливай, попутчик, вина").
7. "Жить стыдно не жалея и не мучась". ("Свеча").
8. "...к добрым мир суровей". ("...Мычит, как будто просит: "Пожалей!"").
9. "Понять вину - нет горше наказанья". ("...Мычит, как будто просит: "Пожалей!"").
10. "...жить куда труднее, чем бороться!" ("Мир осенен из глубины небес").
11. "Мир жив не потому, что бури есть,/А потому, что утихают бури!" ("Мир осенен из глубины небес").
12. "Идущим по слезам и по крови/ Вовек не суждено дойти до счастья". ("Мир осенен из глубины небес").
13."Люди щедро нежностью засеяны..." ("До чего же утро-то хорошее!").
14. "У райских птиц - вороньи перья" . ("Прозрел...И некуда бежать...").
15. "В часы, когда невмоготу молчать, / Найдите силы выслушать друг друга!" (" Как жадно осень пьет из неба свет!..").
16."Суета от веку лжива". ("Теплый взгляд, лучистый, томный...").