Введение
Мы встречаем музыку на каждом шагу. Слышим повсюду. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.
Каждый из нах хоть немного любит музыку. Но мы не задумываемся, почему она так влияет на нас. Почему можно танцевать под ритм, например, удара капель об стекольную раму. Почему послушав музыку можно изменить не только настроение, но и взгляд на мир. Возникает вопрос: Как музыка влияет на человека?
В наше время появляются различные новые жанры и направления в музыке. Рок, рэп, электронная музыка… А приносят ли они пользу? И даёт ли музыка эмоциональный подъём, энергию, влияет ли на креативность? А может ли музыка повлиять на работу нашего мозга? Если да, то какая это музыка? Все эти вопросы натолкнули меня на это исследование. В связи с этими вопросами возникла проблема: выяснить влияние музыки на умственные способности человека.
Данная тема достаточно актуальна, ведь в наше время многие полезные для человека музыкальные произведения заменяют на грубую музыку. Тема моего исследования: «Влияние музыки на мозг человека». Гипотеза: классическая музыка положительно влияет на человека и поможет в написании ВПР по русскому языку.
Цель: выяснить, поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку учащимся 5 класса? Для выполнения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Изучить, обобщить и систематизировать материал по данной теме.
Провести анкетирование, в ходе которого выяснить, как ученики относятся к музыке, какую музыку предпочитают.
Провести эксперименты, в ходе которых выяснить, какую работу лучше всего написали учащиеся 5 «А» класса (без музыки, под классическую музыку, под рок-музыку).
Взять интервью у учителя музыкальной литературы.
Скомпоновать диск с музыкальными произведениями, улучшающими работу мозга.
Продукт проекта: диск с музыкальными произведениями, улучшающими работу мозга. Данный проект можно применять как средство улучшения работы учащихся и их сосредоточенности на различных уроках.
В ходе работы мы использовали Интернет – источники: статьи по теме «Музыка и мозг», «Учебная деятельность и музыка», «Классическая музыка и ее влияние на мозговые функции ребенка». В процессе изучения материалов мы заметили, что авторы данных текстов не рассматривают возможность влияния музыки на учащихся в процессе написания Всероссийских Проверочных Работ. Таким образом, мы являемся первооткрывателями в этой области.
Глава 1. Теоретическая часть
Музыка в жизни человека
С самого рождения человека окружают различные музыкальные ритмы. При этом многие совершено не задумываются о влиянии музыки на человека. Между тем, различные мелодии служат своеобразным камертоном для организма, способным настроить его на самоисцеление [4].
Можно уверенно сказать, что музыка ведет свою историю от самых истоков происхождения человечества. До появления связной речи древние люди общались с помощью отдельных звуков, были способны различать тональности, а впоследствии упорядочивать их. Вполне возможно, что данные «ветки» доисторического общения развивались параллельно: одни сочетания звуков трансформировались в речь, а другие — в мелодии, песни и музыку [3].
Историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует, по крайней мере, 50 тыс. лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете. Развитие человечества, в частности появление письменности, дало возможность не просто передавать песни и напевы «из уст в уста», а записывать музыку и слова [6].
Таким образом, музыка - это неотъемлемая часть нашей жизни. То, что живёт внутри нас, вершина искусства, нечто прекрасное и непостижимое. Музыка сопровождает нас с самого рождения, мы слышим её на каждом шагу и невозможно было бы представить мир без музыки.
Влияние классической музыки на мозг человека
Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания [3].
«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - утверждали древние мудрецы. Современные исследователи доказали: музыка влияет на растения, животных и людей! В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма, гармонии, нотного состава это влияние может быть положительным или отрицательным [7].
Cогласно квантовой физике, всё, что есть в этом мире, способно проявлять так называемые, волновые свойства, то есть у всего на свете есть своя частота колебаний. Разумеется, эта частота зависит от условий, в которых находится объект. В нашем случае, человеческий мозг — это объект, а музыка, которая на него воздействует посредством слухового аппарата — условия. Это первое. Второе — большое значение имеет степень чувствительности и слухового аппарата, и эмоциональная чувствительность конкретной личности в целом. И первое, и второе в большинстве случаев поддаётся развитию и даже некоторой регулировке [6].
Классическая музыка укрепляет нейроны головного мозга, формирует крепкую связь между правым и левым полушариями мозга, тем самым способствуя развитию умственных способностей и овладению иностранными языками. Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи. [1].
Влияние рок музыки на мозг человека
Научно обоснован тот факт, что не каждое направление в музыке благотворным образом влияет на организм человека. Как пример негативного воздействия на психику часто приводится современная рок-музыка. Этому популярному стилю присущи свои особенные отличительные черты, а именно жёсткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффект. Они не самым лучшим образом влияют на наш мозг. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до неистовства.
Рок-музыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению мозговых функций и достижению состояния пассивности человека [7].
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование №1
12 января 2018 года мы провели анкетирование учащихся 5 «А» класса в количестве 23 человек. В результате анализа анкет мы выяснили, что ребята предпочитают слушать рок-музыку (34,18%) и живую, классическую музыку (26,02%). На основании этих данных мы решили провести эксперименты: написать ВПР без музыки, под классическую музыку и рок-музыку (Приложение №1, ответы учащихся на вопросы анкеты).
2.2. Эксперименты. Сравнивание написания и грамотности работ ВПР по русскому языку
Чтобы подтвердить или отвергнуть выдвинутую гипотезу, мы решили провести эксперименты, в ходе которых выяснить, как лучше писать ВПР по русскому языку: без музыки, под классическую музыку или прослушивая рок-музыку. В результате чего мы хотели бы получить целостную картину о том, какая музыка влияет на наш мозг и каким образом. Для проведения эксперимента мы нашли стандартные работы ВПР, подготовив их для учеников. Участниками данной работы были ученики 5 «А» класса школы №140 города Перми в количестве 25 человек. Критерии оценивания были стандартные.
2.2.1. Эксперимент №1. Работа без музыки
Первой нашей работой стало написание ВПР стандартным образом: без музыки. Эксперимент был проведен 20 ноября 2018 года. В этой работе принимали участие 23 человека. Время, отведенное для работы, было 60 минут. Именно поэтому, без влияния внешних факторов на мозг, результаты работы были вполне ожидаемы: Оценка «2»- 1 человек, «3»-9 учеников, «4»- 9 учеников, «5»-4 учеников. Лучший результат - 41 б. из 43 б. Худший результат-11 б. из 43 б. (Приложение №2, работы учащихся без музыки).
2.2.2. Эксперимент №2. Работа под классическую музыку
Вторым экспериментом стало написание ВПР под классическую музыку 5 декабря 2017 года. В этой работе принимали участие 25 человек. Время на работу было отведено такое же – 60 минут. Результаты оказались благоприятными: Оценка «2»- отсутствует, «3» - 4 ученика, «4» - 11 учеников, «5» - 8 учеников. Лучший результат - 43 б. из 43 б. Худший результат- 17 б. из 43 б. (Приложение №3, работы учащихся под классическую музыку).
2.2.3. Эксперимент №3. Работа под рок-музыку
Третьим экспериментом стало написание ВПР под рок-музыку (Приложение №4, работы учащихся под рок музыку). В этой работе принимали участие 25 человек. Время, отведенное на работу, было стандартным – 60 минут.
Следует отметить, что ученики с первых звуков начали испытывать неудобство. 2/3 класса не смогли сосредоточиться на работе. Несколько человек просто слушали, а не писали. Уже через 5 минут интерес к работе пропал. Начались различные просьбы усилить звук, включить другую песню, а некоторые ученики просили вернуть классическую музыку.
Работы учеников мы проверять на оценку не стали, так как из-за влияния рок-музыки многие не написали и одного абзаца из текста. Как потом говорили ребята, сосредоточиться было очень трудно, музыка «била по ушам», и мозг как будто отключался, отказываясь работать. Таким образом, мы выяснили, что классическая музыка положительно влияет на мозг человека и поможет в написании ВПР по русскому языку. Также мы убедились, что рок-музыка отрицательно влияет на мозг человека и разрушает его психику. К тому же, многое зависит от того, насколько человек воспринимает музыку, умеет ее слушать. Те ребята, кто занимается в музыкальной школе или просто достаточно часто слушает классическую музыку, написали ВПР значительно лучше. А те, кто предпочитают грубый рок, говорили, что под такую музыку писать было легче. Но именно эти ученики слушали музыку, а не выполняли работу.
2.4. Анкетирование №2
После проведения экспериментов мы решили провести повторное анкетирование, для того, чтобы убедится в правильности нашего вывода, а также узнать мнение учеников о проведённых экспериментах. Анкетирование было проведено 18 января 2018 года, в анкете принимали участие ученики 5 «А» класса в количестве 23 человек. Исходя из результата анализа анкет, мы сделали вывод: большинство учеников (47,19 %) считают, что классическая музыка помогает работе мозга. А комфортнее ребятам было выполнять работы под классическую музыку (51,3 %) (Приложение №5, ответы учащихся на вопросы анкеты).
2.4. Интервью с учителем музыкальной литературы Кузнецовой Э.П.
Для того чтобы расширить область знания по теме «Поможет ли музыка в написании ВПР по русскому языку учащимся 5 класса?», мы решили провести интервью с учителем музыкальной литературы Кузнецовой Э. П. в ДМШ №1 г. Перми. Интервью было проведено 21 февраля 2018 года.
Элеонора Петровна занимается музыкой с 7 лет, и сейчас в возрасте 65 лет с радостью согласилась помочь нам в этой работе. На протяжении многих лет Элеонора Петровна замечала, как меняются ученики музыкальной школы на протяжении обучения. Растёт их кругозор, улучшается память, повышается грамотность и аккуратность.
Учительница музыкальной литературы утверждает, что классическая музыка оказывает положительное влияние на ребят. «Я уверена, - комментирует Элеонора Петровна, - что музыка сможет помочь в написании учениками ВПР независимо от возраста ребенка. Наш мозг настроен на музыку. Исследования показали, что суточные младенцы реагируют на разные ритмы. Не случайно на всех культурах матери используют колыбельные с укачиванием, чтобы успокоить ребенка. Музыка как форма общения появилась раньше, чем язык. Я увлекалась музыкой с детства, что после переросло в профессию. Музыка действительно творит чудеса, её влияние на нас - безграничная возможность совершенствовать себя во многих направлениях».
Заключение
В процессе выполнения работы мы выяснили, что классическая музыка, действительно, положительно влияет на человека и поможет в написании ВПР по русскому языку. Также мы поняли, что существует и музыка, которая отрицательно влияет на нас – это рок-музыка. Такую музыку лучше всего избегать, хотя в наше время именно похожая музыка чаще всего включается.
В результате исследования цель была достигнута, а задачи выполнены. Мы провели эксперименты и выяснили на практике, как музыка влияет на мозг человека. Благодаря анкетированию, мы узнали отношение учеников к музыке, их предпочтения. Обогатить наши знания нам помог учитель музыкальной литературы Кузнецова Э. П.
Мы подтвердили гипотезу и убедились, что музыка может влиять на нас. И за своим «музыкальным рационом» нужно следить, заботясь о развитии своего мозга. Думаю, что музыка может помочь нам не только в сфере ВПР. При регулярном её прослушивании увеличиваются способности мозга, радиус возможностей, повысить уровень креативности. Теперь мы можем смело дать совет: слушайте классическую музыку как можно чаще и не увлекайтесь грубой современной музыкой. Продуктом работы стал диск с музыкальными произведениями, улучшающими работу мозга
Список литературы
Влияние музыки на мозг человека/www.aum.news/novosti/3213-znachenie-muzyki-dlya-mozga-sila-muzyki-sposoby-ee-vliyaniya-na-cheloveka
Жанры музыки/constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html
Классическая музыка и ее влияние на мозговые функции ребенка /nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/03/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka-s-tochki
Музыка и мозг/lpgenerator.ru/blog/2013/11/29/8-faktov-o-vliyanii-muzyki-na-rabotu-golovnogo-mozga/
Музыка и мы/ru.insider.pro/technologies/2016-10-22/kak-muzyka-vliyaet-na-mozg/
Роль музыки в жизни человека/estet-portal.com/statyi/ot-serdtsa-do-mozga-vliyanie-muzyki-na-cheloveka
Учебная деятельность и музыка /gopsy.ru/psihologija/kak-muzyka-vlijaet-na-cheloveka.html
Приложение №1
Ответы учащихся на вопросы анкеты
Диаграмма к вопросу:
1.) Напиши, какую музыку ты предпочитаешь слушать?
Приложение №2
Работы учащихся без музыки
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Приложение №3
Работы учащихся под классическую музыку
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Приложение №4
Работы учащихся под рок музыку
Фото 1
Фото 2
Приложение №5
Ответы учащихся на вопросы анкеты
Диаграммы к вопросам:
Как ты думаешь, помогает ли классическая музыка работе мозга?
Какую работу тебе было легче выполнять?
Приложение №6
Список музыкальных произведений, включенных в диск
В. А. Моцарт « Соната ре мажор для двух фортепиано»
П. И. Чайковский альбом «Времена года»
Л. Бетховен «Лунная соната»
Ф. Шопен «Мелодия рая»
П. И. Чайковский «Вальс цветов»
В. А. Моцарт «The Piano Sonata No 16»
В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
В. А. Моцарт «Rondo Alla Turca»
Э. Григ «Утро»
Э. Григ «Поэтические картинки»
Сен-Санс «Лебедь»
Л. Бетховен «piano trio, op.11»