Введение
На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с не проверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Такие слова мы называем «словарными».
Учителя начальной школы предлагают своим ученикам эти слова запомнить. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Как же запомнить столько слов? Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая.
Слов много, и это вызывает затруднения у учащихся. И я решила узнать, можно ли запомнить и проверить эти слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.
Думаю, что работа актуальна, так как некоторым учащимся начальных классов трудно запомнить большое количество «словарных» слов.
Цель моей работы: доказать, что «словарные» слова можно проверять используя этимологический словарь.
Перед собой я поставила такие задачи:
1. Узнать, что такое этимология.
2. Познакомиться с этимологическим словарем русского языка и научиться пользоваться им.
3. Выяснить, как знание этимологии помогает запоминать словарные слова.
4. Провести эксперимент по написанию словарных слов во вторых классах нашей школы и показать, как можно запоминать словарные слова используя этимологический словарь.
Гипотеза: «Словарные» слова можно проверить с помощью этимологического словаря.
Объект исследования: словарные слова.
2. Методы исследования:
Наблюдение, изучение, сравнение, обобщение, анализ.
Этимологический анализ.
Лингвистический эксперимент.
3. Результаты исследования
3.1. Что такое этимология?
Задумывались ли вы над тем, что такое язык и как возникают слова? Мы часто даже и не замечаем, что, например, один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Или то, что мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В русском языке огромное количество слов! В самом большом словаре «Словаре русского литературного языка» их более 130 тысяч! А ведь не все слова записывают в словари. Так кто же их придумывает? Ведь не могли слова сами собой возникнуть? Все эти вопросы изучает специальная наука – этимология. Ее задача - выяснение истоков слова, его зарождения: почему мы называем что-либо так, а не иначе. Еще в 1806 году Н. Яновский дал следующее определение этимологии: «Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла».
В современной языковедческой практике термин «этимология» употребляется в следующих значениях:
- раздел языкознания, изучающий происхождение слов;
- совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;
- происхождение слова.
Этимология возникла в Древней Греции (здесь появился и сам термин étymologia, étymon - истина и logos - слово, что значит учение об истинном значении слова). Уже тогда многих ученых интересовало происхождение различных слов. В более поздние античные времена этимология считалась одной из частей грамматики, а значит, занимались ею исключительно грамматисты.
Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно. В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия — это искаженная форма от слова Наверхия (потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере). А Италия объяснялась им как Удалия, так как она удалена от России.
Но наука развивалась, и языкознание в свете многих учений продвигалось вперед. Появившаяся в конце XVIII века работа Гердера «Исследование о происхождении языка» выступила против бытующего тогда мнения о божественном возникновении и неизменяемости языка.
В XIX веке утвердился сравнительно-исторический метод (совокупность приёмов, которые позволяют доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории, сравнивая фонетику и грамматику). Этот метод дал возможность подходить к происхождению слов с научной точки зрения. Было бы интересно узнать, откуда появились некоторые слова? Кто их придумывает? Вот несколько интересных фактов ...
Учёные редко сочиняют новые слова, но иногда им приходится это делать, когда они изобретают что-то новое! Ведь надо же это как-то назвать?
Скажем, синтетические материалы появились в текстильной промышленности сравнительно недавно. Пока не было нейлона, естественно, не было и слова для обозначения этого вида искусственного волокна. Но вот одна английская фирма стала производить новое синтетическое волокно, у которого пока ещё не было никакого названия. Как же назвать этот новый вид продукции? И вот фирма объявляет… конкурс на лучшее название для выпускаемого ею волокна. На конкурс было представлено 350 слов. Победа была присуждена слову nylon [нáйлэн] ‘нейлон’'. С тех пор (конец 20-х годов XX века) это слово вместе с новым синтетическим материалом быстро распространилось по всему земному шару. В ряду таких современных «синтетических» названий, как нейлон, капрон, поролон и т. п., вполне в духе эпохи звучит и слово лавсан. История возникновения этого слова совсем особая. Название этому новому виду синтетического волокна было дано по имени той лаборатории, где это волокно было впервые получено. Слово лавсан представляет собой сокращение от названия: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук (СССР).
Михаил Васильевич Ломоносов - ученый-энциклопедист, который внес огромный вклад в развитие многих наук. Физика, химия, геология, астрономия, инженерное дело, и отдельный вклад в русский язык и литературу. Именно Ломоносовым была заложена основа того языка, на котором мы говорим сейчас с вами. Поэтому неудивительно, что благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем. Кто бы мог подумать?
Писатели тоже сочинили много слов. Многие слова, к которым мы привыкли и считаем их давно и самостоятельно образовавшимися в русском языке, в действительности появились не так давно и не сами по себе, а при помощи наших поэтов и писателей. Они эти слова придумали, а нам они так понравились, что остались в русском языке надолго. Например, историк, публицист, прозаик, поэт Николай Карамзин придумал слово «промышленность». Он образовал его от слова «промышлять», то есть производить. А придуманное слово прижилось, и мы его сейчас повседневно используем. Карамзин исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало. А теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Крайне впечатляющий набор, не правда ли?
Сегодня происхождение слов можно узнать с помощью специального словаря, который называется этимологический. Назначение этимологического словаря — дать информацию о происхождении (этимологии) слов. Знакомясь с этим словарем, можно выяснить, в каком языке появилось слово, как оно менялось на протяжении длительного времени, в каком языке зафиксировано.
Язык — общественное явление. Возникновение слова и его жизнь в языке — изменения его произношения (и написания), значения, форм (спряжения или склонения), сохранение его в течение многих веков или исчезновение, или замена другим словом — связаны. С одной стороны, с историей языка, а с другой стороны — с жизнью народа-носителя языка, с развитием его материальной и духовной культуры, с природными условиями его обитания, с его социальным развитием, контактами с другими народами.
Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. Этимология - наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия. Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет привлекать к себе тех, кто серьезно относится к слову, изучает его историю, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
3.2. Словарные слова и этимология.
Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется "врожденной грамотностью"). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).
Среди множества слов есть слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. Однако есть слова, усвоение правописания которых обычными способами затруднено, но может быть существенно облегчено с помощью этимологии.
Этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. В самом деле, казалось бы, какая может быть связь между компотом и композитором? Разве что некоторые композиторы любят компот больше, чем другие напитки? Однако оказывается, что латинский глагол ponere («класть, ставить») является этимологическим корнем обоих слов. Более того, и этимологическая приставка у них абсолютно одинаковая: тоже латинская приставка ком-, синонимичная русской со- в словах сотрудник, сочувствие. Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод). Факты интересны, но точку ставить рано. Оказывается, этимологическими родственниками композитора и компота (причем и со стороны корня, и со стороны приставки) являются также композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать. Вот так к увлекательному рассказу получаем весомое облегчение правописания: возможность проверить безударные гласные в таких сложных, серьезных словах с помощью обычного компота.
Как-то на уроке русского языка моя учительница Татьяна Николаевна рассказала нашему классу о происхождении слова "пирог". Пирог образовано от пирь-"пир" и имело первоначальное значение - "хлеб для праздничного застолья". Пирог- национальное русское кушанье, которое представляет собой хлеб с начинкой. Историки затрудняются точно сказать, когда именно на Руси появился первый пирог. В энциклопедии я как-то раз прочитала, что слово "пирог" много сотен лет назад произошло от древнерусского "пыро", что значило пшеница.
Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей природе, которые представляются нам таинственными и на которые хочется найти ответ. Например, я заинтересовалась, почему медведя назвали "медведем?" Оказывается, слово "медведь" образовано от слияния двух слов "мёд" и "ведать". Причём я слышала от взрослых, что слово ведать здесь может иметь не только значение знать, но и значение кушать, как в выражении "отведай-ка медку". Слово медведь появилось на Руси в 11 веке. Я в словаре прочитала, что слово медведь образовалось ещё в общеславянском языке, и "мёд" и "ед" со значением "медведь" для замены запретного имени этого зверя. Медведи в лесу часто находят дупла с мёдом диких пчёл, для них большой праздник, когда липовый мёд.
Радостное слово "каникулы"! Нет на свете школьника, который не любит каникулы! Всем известно, каникулы - пора отдыха, но вот откуда произошло "каникулы" знают немногие. Оказывается есть такая звезда "Сириус", так вот по-латински она называется "каникула".
Название переводится примерно "собачка", "щенок". Эта звезда появлялась приблизительно с 22 июля по 23 августа в самые жаркие дни.
В это время римский сенат объявлял выходные дня. Школьникам давали передышку. Отсюда и название дошедшее до наших времен.
Это слово пришло в русский язык в 16 веке и означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. У нас бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Каникулами принято называть перерывы в учёбе школьников и студентов.
Само слово библиотека происходит от слова "Библия", которое означает "книга". Это слово греческое означает "книгохранилище": "библио"- книга, "тека"- хранилище. Библиотека - это не только хранилище книг, но и памяти народа, это центр познания, общения. Так было во все времена. Это волшебное место, где книгам не скучно, где книгам не тесно. На полках рассказы, стихи и романы, которые читают люди. Библиотека существует почти пять тысяч лет.
Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве в 1037 году. Её основателем был Ярослав Мудрый. Кстати 30 сентября считается Днём библиотек. Библиотека - это учреждение, в котором собираются и хранятся книги и другие печатные издания, например, газеты и журналы. Мир меняется, на смену бумажным изданиям пришли электронные. Так теперь есть и электронные книгохранилища. Очень много разных библиотек, например: публичная, научная, детская, домашняя, передвижная и электронная.
3.3. Этимология-помощник в проверке словарных слов.
Проведя этимологический анализ некоторых словарных слов, я выяснила происхождение, узнала об источнике и времени появления слова, способе образования слов и пришла к выводу: словарные слова можно проверить, зная их этимологию. Я решила провести небольшой эксперимент. Я составила словарный диктант для учеников второго класса.
Берёза. Это дерево мы считаем символом нашей страны, но имя его знакомо в разных вариантах большинству индоевропейских народов. От древнего слово бер -"белый","светлый", "белизна".
Берёза - это высокое дерево с белой корой и черными полосками. По цвету коры дерево и назвали берёзой.
Мали́на. Происхождение этого слова связывают с корнем «мал-»: малиновая ягода состоит из многих «малых» ягодок-зернышек. Другие видят в нем древний индоевропейский корень, означавший «синий» или «черный» (греческое «ме́лас» — «черный»), и считают, что ягода получила имя за свой темно-красный, «малиновый» цвет.
Пирог. Слово родилось от древнего слова пир. Так в старину называли праздничный обед, на который готовили много выпечки с начинкой.
Работа. Слово родилось от древнего слово раб. Так в старину называли людей, которых заставляли много работать их хозяева.
Медведь. Это большой и хищный зверь с бурой или белой шерстью. Бурые медведи любят есть мед, поэтому название зверя родилось от двух слов: мёд и ведать. Старинное слово ведать означает "знать": медведь знает, где искать мёд.
Каранда́ш. В этом слове тюркское «кара́» является в своем наиболее обычном значении — «черный». «Даш» тоже тюркское слово, значащее «камень». Слово «карандаш» понималось как «черный камень» — графит. Отсюда и наше слово.
Солда́т. Древнейшее значение здесь было: наемник, состоящий на жалованье. Слово связано с итальянским «со́льдо» — название монеты и «жалованье». Человек, получающий «со́льдо», назывался «coльда́тo».
Пена́л. По-английски «пен» — «писчее перо». Слово это в английский язык попало из латыни, где перо звалось «пе́нна». Там же существовало и слово «пенна́лэ» — «ящичек для перьев»; его потомком и является наше «пенал».
Портфе́ль. Целый ряд слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого «порт-»: «портсигар» ,«портмоне», «портфель», то есть «листоноска», для листов бумаги. «Порт-» (от глагола «портэ» — «носить»), а «фёй» («feuille») означает «лист». Все французские слова несут ударение на последнем слоге. Никогда не произносите «по́ртфель»: это грубая ошибка. Первоначально — «папка для бумаг».
Тетрадь. Слово «тетрадь» имеет в корне греческое «тетра» - четыре. А сама «тетрадь" дословно переводится как «блокнот». Почему четыре листа? Первое время для написания текстов из пергамента делали свитки, обрезая ненужные края выделанных шкур. И заметили, что слишком много получается отходов. Тогда и пришла кому-то в голову светлая мысль, складывать готовый лист пергамента, разрезая по верхним сгибам. Получалось что-то на подобии тонкой тетрадки из четырёх листов. Такое изделие называли – «тетрада». Если нужно было большее количество листов, то сшивали несколько тетрад, получая тетрадь, уже похожую по строению на современную.
Вместе со своей учительницей, Татьяной Николаевной, я провела словарный диктант в трех классах. Сначала я просто продиктовала слова второклассникам (Приложение 1). После диктанта я показала ребятам презентацию, где рассказала о происхождении всех слов из диктанта (Приложение 2). Позже в этих же классах я провела повторный диктант, куда вошли знакомые уже ребятам слова (Приложение 3). Результаты представлены в таблицах и диаграммах (Приложение 4). Из таблицы видно, как количество учащихся, не допустивших ошибок, увеличилось в каждом 2-ом классе. А количество учащихся, допустивших ошибки, уменьшилось. При проверке диктантов я выяснила, что больше всего ошибок учащиеся допустили в словах: пирог, солдат. Так же ученикам понравилась моя презентация, много нового они узнали о словах. Отметили следующие слова: портфель, солдат, тетрадь, пенал.
Мне удалось показать, как этимология помогает запоминать словарные слова. К некоторым словарным словам удалось найти слова-помощники для проверки словарных слов.
Выводы
В результате работы я узнала о том, что такое этимология и как она помогает при запоминании словарных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание.
Проведено исследование около 30 словарных слов по вопросу их значения, происхождения. Проведенный эксперимент показал, что словарные слова трудно запоминаются, а рассмотренный прием обращения к этимологии слова существенно облегчает их запоминание.
Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в том, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя этимологический словарь.
Заключение
Сергей Островой в своем стихотворении «Первородство» так рассказал об этимологическом анализе.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу: – Извини меня!
–Это значит: – Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу: – Обереги меня!
–Это значит: – Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под серым кустом.
И когда я слышу: – Защити меня!
–Это значит: – Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть
–Слово тебе сотворит добро.
Таким образом, этимология значительно упрощает написание некоторых трудных, словарных слов.
Список используемой литературы
Успенский Л.В. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника, Москва: АСТ; Владимир: Zebra E; 2009
Успенский Л.В. Слово о словах, М.: «Астрель», «Мир энциклопедий Аванта +» 2010 г.
Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка, М.:Просвящение,1976
Интернет-ресурсы:
http://headinsider.info/1x3aa1.html
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601401
Приложение 1
Ребята 2-ого класса пишут словарный диктант первый раз.
Приложение 2
Рассказываю о значении слов из словарного диктанта.
Приложение 3
Ребята пишут словарные слова второй раз.
Приложение 4
Результаты словарного диктанта 2 "А" класса (писало 24 ученика)
Не допустили ошибок |
Допустили 1 ошибку |
Допустили 2-3 ошибки |
Допустили 4 и более |
|
Диктант № 1 |
8 |
7 |
8 |
1 |
Диктант № 2 |
20 |
2 |
1 |
1 |
Результаты словарного диктанта 2 "В" класса (писало 22 ученика)
Не допустили ошибок |
Допустили 1 ошибку |
Допустили 2-3 ошибки |
Допустили 4 и более |
|
Диктант № 1 |
4 |
7 |
10 |
1 |
Диктант № 2 |
15 |
5 |
1 |
1 |
Результаты словарного диктанта 2 "Г" класса (писало 17 учеников)
Не допустили ошибок |
Допустили 1 ошибку |
Допустили 2-3 ошибки |
Допустили 4 и более |
|
Диктант № 1 |
2 |
4 |
8 |
3 |
Диктант № 2 |
9 |
3 |
4 |
1 |