Математика в русском

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в русском

Публичко А.А. 1
1МБОУ "СОШ № 12" МО г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа
Тютюнникова Т.А. 1
1МБОУ "СОШ № 12" МО г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великий немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс, живший в 18 веке, сказал: «Математика – царица всех наук», - и дал первые строгие доказательства тому, что в цифрах можно считать всё. Именно математическое исчисление, по его мнению, лежит в основе всех наук. Мы всё стараемся посчитать: сколько ступенек нам следует пройти, чтобы забраться наверх, сколько облаков плывёт по небу, какое расстояние преодолеть, чтобы не попасть под машину, сколько соли положить в суп, чтобы он был не пересолен. Этому всему дает начало МАТЕМАТИКА. Действительно, математика является основой многих наук. Без неё не обходятся ни физика, ни химия, ни та же информатика. Однако главным соперником арифметики в школьном образовании является русский язык. Интересно, оказывает ли математика влияние и на этот предмет школьно курса и какова роль сухой науки цифр в великом и могучем русском языке? Давайте попробуем в этом разобраться.

Актуальность. Подростки часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробую в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.

Гипотеза: в русском языке широко используются математические термины, алгоритмические способы решения лингвистических задач, если тексты разных типов речи представить в виде математических моделей, это повлияет на развитие речи и умение строить письменные высказывания.

Цель работы: изучить взаимосвязь математики и русского языка, создать математическую модель построения текстов разных типов речи.

Задачи:

1. Изучить необходимую информацию по теме.

2. Выяснить, как математика помогает строить письменные высказывания.

3. Выяснить, как в разных разделах языкознания используется математика.

4. Вывести математическую формулу для проверки написанного сочинения по русскому языку.

Объектом исследования являются тексты разных типов речи, а предметом — математическая модель построения текста.

Методы исследования: наблюдение, анализ, индукция, дедукция, эксперимент, синтез, математические методы построения моделей, метод визуализации данных, метод аналогии.

Характеристика работы: данная работа относится к теоретическому исследованию. Но нами была предпринята попытка представить её прикладную значимость: выступление с данной темой среди сверстников заставляет их задуматься над взаимосвязью наук, научиться применять математические способы описания самых разнообразных явлений реального мира, использовать математические методы изучения и познания окружающего мира, которые позволят решить как теоретические, так и практические проблемы.

Характеристика источников: проблема, которая была затронута, недостаточно описана в научной литературе, поэтому были использованы ресурсы Интернета и Концепция развития математического образования в ЯНАО.

Глава 1. Связь математики и лингвистики

Связь между математикой и другими науками, например, физикой, химией, биологией, географией, историей очевидна. (Приложение 1.) Есть ли связь между математикой и лингвистикой? В каких разделах науки о языке она прослеживается? Какие термины и понятия используются в обеих науках и совпадают ли их значения? На эти вопросы мы решили найти ответы на первом этапе проведённого исследования.

1.1. Фонетика. Фонетика изучает звуки речи. При выполнении фонетического разбора слова указывается количество слогов, букв и звуков. Это необходимо для того, чтобы сформировать у учащегося представление о том, что количество произносимых звуков безгранично, но количество фонем в каждом языке можно точно подсчитать (так же, как и количество букв в алфавите). Фонетическая система языка должна быть стройной и чёткой: в русском языке 42 фонемы (шесть гласных и тридцать шесть согласных), фонемы – это лингвистические знаки, которые в процессе коммуникации служат для образования (при помощи речевого аппарата) и различения слов.

1.2.Морфемика. Морфемика изучает части слова. При этом каждая часть слова выделяется графически и имеет своё название. Например, главная часть слова – это корень. Корень - общая часть родственных слов, своего рода основание. Откуда же взялось это понятие? Термин «корень» имеет долгую и сложную историю. Извлечение квадратного корня древние греки понимали строго геометрически: как нахождение стороны квадрата по известной его площади. После перевода на санскрит греческое слово «сторона» превратилась в «мула» (основание). Слово «мула» имело также значение «корень», поэтому при переводе индийских сиддхант на арабский использовался термин «джизр» (корень растения). Впоследствии аналогичное по смыслу слово «radix» закрепилось в латинских переводах с арабского, а через них математическая величина перешла и в лингвистику. Итак, приходим к выводу, что корень слова, который мы всегда находим в словах на уроках русского языка, - величина изначально математическая и переводится как «основание».

1.3.Словообразование. Одним из способов образования слов является сложение. Сложение – это арифметическое действие, предполагающее соединение, слияние чего-либо с чем-либо. Это одна из четырёх элементарныхматематических операций арифметики, вместе с вычитанием, умножением и делением. А в лингвистике есть такой способ образования сложных слов – сложение.

1.4. Лексикология и фразеология. Лексика – совокупность слов того или иного языка. Предметом изучения в лексикологии является слово, оно принадлежит к числу фундаментальных (т.е. основных, слово – это основная значимая единица языка) научных понятий, как число в математике. Кроме этого, русский язык богат многозначными словами, каждое значение многозначного слова пронумеровано в статье словаря.

Фразеология -  раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения. Существует множество фразеологизмов в русском языке, где одним из компонентов образного выражения является число. В Приложении 2 дан ряд фразеологизмов в порядке возрастания числового значения (от нуля – «ничтожества» и единицы – «очень малого и незначительного» к мифической тройке и семерке, выражающим неисчислимо большое множество, и так далее… до ста).

1.5. Морфология. Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Ни одна часть речи не обходится без математики. Например, среди существительных есть такие слова, как: тройка, пятёрка, двойка, двойник. Среди прилагательных – двойной, тройной. Глаголы – утроить, удвоить. Наречие – вдвойне, причастие – удваиваемый. Всё это – математические термины. Что уж говорить о такой части речи, как числительное! Математические примеры с числительными заняли несколько страниц учебника по русскому языку. Кроме того, у многих частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, причастия - есть такой морфологический признак, как число. Прямое влияние математики!

1.6. Синтаксис. Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений. На уроках мы выполняем синтаксический разбор предложений. При этом каждый член предложения необходимо подчёркивать определённой чертой. Это пошло из русской школьной синтаксической традиции начала ХХ века. Сплошные прямые линии выделяют главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Прямые линии значат, что эти слова - самые важные в предложении.  Почему сказуемое подчеркнуто двумя линиями, а подлежащее одной? В русской школьной синтаксической традиции глагол считается самым главным членом предложения, приверженцы этой теории полагают, что без глагола предложения быть не может, а все остальные слова от него зависят. При этом в математике основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая линия. В синтаксисе точка – самый частотный знак, она отделяет одну законченную мысль от другой.  В свою очередь Прямая линия - это бесконечное множество точек. Из всего сказанного следует, что даже подчёркивание членов предложения основано на математических знаниях о том, что прямая линия выделяет самое основное и существенное. А второстепенным членам, без которых предложение может обойтись, придумали менее заметные линии - пунктир, волнистую линию и точку-тире.

1.7. Стилистика.Стилистика – раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, а также средства языковой выразительности и условия их использования в речи. В русском языке есть такие стилистические фигуры, которые явно заимствованы из математики.

Параллельность в математике - свойство параллельности прямых и плоскостей. Параллелизм в стилистике - риторическая фигура, расположение идентичных или похожих элементов речи в смежных частях текста. Например:

Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?

Если обозначим части речи или подчеркнём члены предложения, увидим, что они расположены параллельно друг другу.

Следующая стилистическая фигура, заимствованная из математики, – гипербола.

Термин «гипербола»  (избыток) был введён Аполлонием Пергским, поскольку задача о построении точки гиперболы сводится к задаче о приложении с избытком. Аполло́ний Пергский - древнегреческий математик, один из трёх (наряду с Евклидом и Архимедом) великих геометров античности, живших в III веке до н. э.

Гипе́рбола  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Итак, выяснили, что в русском языке используется множество математических понятий и терминов.

Глава 2. Математическая формула для проверки текстов

На втором этапе исследования решили выяснить, подчиняются ли математическим законам правила построения текста. Например, есть ли закономерность в соотношении разных частей речи в текстах разных типов. Если это соотношение существует, значит можно создать математическую формулу, которая поможет пишущему проверить соответствие написанного заданному типу речи.

Одним из основных умений при изучении русского языка – является умение составлять письменное высказывание, т.е. умение писать сочинение или изложение. В концепции развития математического образования говорится, что процесс занятия математикой способствует развитию интуиции и воображения, следовательно, способствует творческому развитию, поскольку в основе любого творчества лежит воображение и интуиция. Каким же образом математика может помочь в формировании умения писать сочинения? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмём для исследования три типа текста: описание, повествование и рассуждение. Именно с такими текстами нам чаще всего приходится работать на уроках.

Текст-рассуждение. (Текст взят с сайтаhttp://www.fipi.ru/)

В чём польза чтения?

Пользачтениякнигочевидна. Книгирасширяюткругозорчеловека, обогащаютеговнутренниймир, делаютумнее. А ещёважночитать, потому что чтениеувеличиваетсловарныйзапас, вырабатываетчёткое и ясноемышление. Убедиться в этомкаждыйможет на собственномпримере. Стоит только вдумчивопрочестькакое-нибудьклассическоепроизведение, и вызаметите, что сталопроще с помощьюречивыражатьсобственныемысли, подбиратьнужныеслова. Читающийчеловекграмотнееговорит. Чтениесерьёзныхпроизведенийзаставляетнаспостояннодумать, оноразвиваетлогическоемышление. Не верите? А выпрочитайтечто-нибудь из классикидетективногожанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. Послепрочтениявыбудетесоображатьбыстрее, вашумстанетострее, и выпоймёте, что читатьполезно и выгодно

В данном тексте 105 слов. Глаголов и глагольных форм – 27, существительных – 29, прилагательных и местоимений-прилагательных – 17, наречий – 10, местоимений-существительных– 9. Остальные слова – служебные части речи.

Используя эти данные можно составить математическую формулу данного текста:

ТР = 0,25Г + 0,28С + 0,09Н + 0,16П + 0,08М + ХСЛ (погрешность на 10 слов может составлять 2)

Поясним используемые обозначения:

ТР – текст-рассуждение

Г – глаголы и глагольные формы

С – существительные

П – прилагательные

М – местоимения

Н - наречия

Х – икс (название неизвестной величины в математике)

СЛ – служебные части речи

Каждая часть речи для удобства подсчёта была выделена определённым цветом.

Подставим числовые значения в данную формулу. Например, нам необходимо написать рассуждение из 100-90 слов. Тогда формула будет выглядеть так: 95 = 23+26+8+15+8+Х, при Х = 10

Следовательно, в тексте-рассуждении из ста слов согласно данной математической формуле должно быть примерно 23 глагола и глагольных формы, 26 существительных, 15 прилагательных и местоимений-прилагательных, 8-9 – местоимений-существительных, 8-9 наречий и 10 служебных слов.

Напишем сочинение-рассуждение на тему «Почему полезно заниматься спортом?»

Спорт  есть средствосаморазвития и самовоспитания, и никогданельзя забывать об этом. Каждомунеобходимозаниматьсяспортом!

Физкультура делает человека сильнее и духовно, и физически. При этом физическая сила не менее важна для жизни, чем духовная. Физически сильный человек большего добьется, он сможет противостоять жесткому давлению обстоятельств, да и просто врагу. Он защитит не только себя, но и других людей, своих близких, поможет выжить своему роду, а это самое главное.

И, наконец, спорт дает здоровье. Весь организм работает лучше, если мы поддерживаем разнообразную двигательную активность. Это позволяет не болеть, а успешно работать и радоваться жизни.

В тексте 95 слов. Считаем глаголы и глагольные формы – 19, существительные – 23, прилагательные и местоимения-прилагательные – 15, наречия – 8, местоимения – существительные – 8

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

23

19

существительные

26

23

прилагательные и местоимения-прилагательные

15

15

наречия

8

7

местоимения – существительные

9

8

Итак, количество слов в данном сочинении практически соответствует формуле. Только глаголов получилось меньше на 4, что соответствует допустимой норме погрешности. Отметка учителя за сочинение – «5».

Приходим к выводу, что если написать сочинение-рассуждение, а затем к тексту применить выведенную нами формулу, можно, проверив сочинение, рассчитывать на высокий балл и на то, что творческая работа будет вполне соответствовать требованиям, предъявляемым к сочинению-рассуждению.

Текст-описание. (Владимир Солоухин. «Третья охота»)

Березовый лес хорош во всякую пору. В марте белоствольные березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые березы, сначала редкие, отделенные друг от дружки, вдали становятся для глаза все более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В березовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. Светлее в нем и в теплыйполдень, когда неизвестно что белеесамиберезы или кудрявыеоблака, проплывающие над ними, светлее и в луннуюночь.

В данном тексте 104 слова. Из них глаголов и глагольных форм – 10. Существительных – 24, прилагательных и местоимений-прилагательных – 27, местоимений-существительных – 4, наречий – 9. Остальные слова – служебные части речи.

Следовательно, формула выглядит следующим образом:

ТО = 0,09Г + 0,23С + 0,26П + 0,04М + 0,08Н + ХСЛ

Проведём тот же эксперимент. Напишем сочинение-описание по теме «Зимний лес»

Моёлюбимоевремягодазима. Мнеоченьнравитсягулять в зимнемлесу. Когда ходишь по лесу, настроениесразуподнимается!

В зимнемлесутыможешьувидетьоченьмногоинтересного и красивого. Деревья, укутанные в снежныешубы, выглядятмягко и нежно. Можноувидетьживотных, например, белок. Онивеселоскачут по веткам и радуютглаз.

Каждаяснежинкаоченькрасива, увидевеё, тыдумаешь: «Как прекрасно

Яоченьлюблюгулять в зимнемлесу. Мнеоченьнравитсякрасотаснега. Онблестит как огни или звёзды. Только гуляя по зимнемулесу, тыполучишьтакиеэмоции.

Яоченьсильнолюблюзимнийлес!

За данное сочинение поставлена отметка «3». Предлагаю проверить, соответствует ли оно выведенной формуле?

В данном сочинении 95 слов. Следовательно, согласно формуле глаголов и глагольных форм должно быть – 9, существительных – 22, прилагательных – 25, местоимений – 4, наречий 8. Остальные слова – служебные части речи.

В написанном сочинении: глаголов и глагольных форм – 20, существительных – 24, прилагательных и местоимений-прилагательных – 11, местоимений-существительных – 10, наречий – 13. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

9

20

существительные

22

24

прилагательные и местоимения-прилагательные

25

11

наречия

8

13

местоимения – существительные

4

10

Выделим несоответствия.

Приходим к выводу: соотношение частей речи в данном тексте не соответствовало формуле, и отметка, поставленная учителем, тоже была невысокой. В данном сочинении-описании имеются элементы повествования, следовательно, нарушается тип речи.

Текст–повествование. (А.С. Пушкин. «Выстрел»)

Этобыло на рассвете.Ястоял на назначенномместе с моимитремясекундантами. С неизъяснимымнетерпениеможидалямоегоприятеля. Яувиделегоиздали.Оншёлпешком, с мундиром на сабле, сопровождаемыйоднимсекундантом. Мыпошли к немунавстречу. Онприближался, держафуражку, наполненнуючерешнями.Секундантыотмерилинамдвенадцать шагов. Мнедолжнобылострелятьпервому: но волнениезлобы во мнебылостольсильно, что я не понадеялся на верностьруки и, чтобы датьсебевремяостыть, уступалемупервыйвыстрел; противникмой не соглашался. Положилиброситьжребий: первыйнумердосталсяему, вечномулюбимцусчастия.Онприцелился и прострелилмнефуражку. Очередьбыла за мною.

В данном тексте 104 слова. Из них глаголов и глагольных форм – 27, существительных - 22, количественных числительных - 3, местоимений-существительных – 19, местоимений-прилагательных и прилагательных, порядковых числительных – 9, наречий – 4. Остальные служебные части речи. (Порядковые и количественные числительные не всегда встречаются в тексте, поэтому не включены в формулу.)

Итак, формула выглядит следующим образом:

ТП = 0,26Г + (0,21С + 0,18М) +0,08П + 0,04Н + ХСЛ (Пояснение: сумму существительных и местоимений-существительных взяли в скобки, так как это взаимозаменяемые части речи и необходимо, чтобы в тексте–повествовании их количество составляло 0,40-0,39)

Напишем сочинение-повествование на тему «Как я делаю уроки».

После школы я прихожу домой, ужинаю, отдыхаю полчаса и сажусь за уроки. Сначала включаю компьютер и открываю дневник. Смотрю расписание и нахожу задание на следующий день.

Начинаю выполнять самые трудные уроки: алгебру, геометрию, физику, русский язык. Затем читаю произведения по литературе и отвечаю на вопросы. После этого составляю таблицы по истории и биологии. Самый любимый предмет – география. Её я делаю в последнюю очередь. Готовлю сообщения о климате и животном мире определённого континента или выполняю презентации, в которых рассказываю о первооткрывателях, путешественниках, мореплавателях. Люблю делать задания по искусству. Мне нравится готовить мини-исследования по этому предмету.

После того, как сделаю всё, собираю рюкзак и ложусь спать.

За данное сочинение была поставлена отметка «5». В данном сочинении 104 слова. Глаголов и глагольных форм – 25, существительных - 34, местоимений-существительных – 7, местоимений-прилагательных и прилагательных – 9, наречий – 6.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

27

25

Существительные, местоимения – существительные

41

41

Прилагательные и местоимения-прилагательные

9

9

Наречия

4

6

Итак, количество слов в данном сочинении практически соответствует формуле.

Приходим к выводу: если написать сочинение, которое бы соответствовало предложенной алгебраической формуле, то оно будет правильным, соответствующим заявленному типу речи.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что все тексты можно представить в виде математических моделей соотношения частей речи, и более точного определения пределов погрешности количества определённых частей речи были проанализированы аналогичным образом 30 текстов. (Приложение 3).

Погрешность измерения — отклонение измеренного значения величины от её истинного (действительного) значения. Погрешность измерения является характеристикой точности измерения. Выяснить с абсолютной точностью истинное значение измеряемой величины, как правило, невозможно. При этом было выявлено, что пределы погрешности увеличиваются примерно на 1, если в тексте есть диалог или прямая речь.

Чтобы ещё раз проверить данные предположения, было проанализировано таким же образом ещё шесть сочинений учащихся 6 и 7 классов. (Приложение 3.) Для исследования были взяты тексты-рассуждения, так как именно такие сочинения придётся учащимся писать на ОГЭ в 9 классе и на ЕГЭ в 11 классе. Три сочинения написаны на отметку «5», другие три на отметку «3», как раз в этих работах рассуждение поверхностное, допущено много неточностей. В одной работе добавлен элемент повествования, а в другой нарушается тип речи: в рассуждении большую часть занимает описание. Проанализировав, составили сводную сравнительную таблицу:

Части речи

Эта-лон

Сочи-нение

1 на «5»

Сочи-нение

2 на «5»

Сочи-нение

3 на «5»

Эталон (91-95 слов)

Сочи-нение

1 на «3»

Сочи-нение №2 на «3»

Сочи-нение

3 на «3»

Глаголы и глагольные формы

22

20

21

22

23

6

15

14

Существительные

25

26

26

29

25

40

28

24

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

11

12

13

14

11

12

13

Наречия

8

4

7

6

7

0

4

12

Местоимения – существительные

7

8

9

7

8

10

9

8

(Тексты работ в цветовой гамме и сравнительные таблицы находятся в Приложении 3).

Итак, проанализировав данные проведённого исследования, пришли к выводу, что следование точным математическим формулам поможет научиться правильно писать сочинения определённых типов, а формирование элементарных математических представлений, способствует совершенствованию грамматического строя связной речи.

Конечно, написание сочинения – это сложная работа, требующая знаний орфографии и пунктуации, культуры речи и грамматики. Однако выведенная математическая формула, несомненно, поможет создать текст требуемого типа речи и не перепутать, к примеру, тест-описание с повествованием или рассуждением).

Заключение

В результате проделанной работы:

было выяснено, какие понятия и термины пришли в лингвистику из математики;

были выявлены закономерности построения текстов разных типов через соотношение частей речи;

были выведены формулы для проверки соответствия написанных сочинений разным типам речи;

были применены созданные математические формулы для проверки качества написания текстов разных типов речи;

были улучшены навыки работы с научной и учебной литературой;

была изучена технология проведения исследовательской работы.

Выводы:

1. Математика играет важную роль в развитии и становлении различных наук, в том числе и лингвистики. В русском языке и математике есть много общего.

2. Использование математической формулы поможет определять, соответствует ли написанный текст требованиям определённого типа речи.

3. При написании сочинения определённого типа речи можно использовать выведенную математическую формулу для того, чтобы провести отбор языкового материала с ориентацией на принадлежность слов к определённой части речи.

4. Результаты исследования выявили прямую взаимосвязь математики и русского языка.

Список использованных источников

Что такое синтаксический параллелизм. http://infoogle.ru/chto_takoe_sintaksicheskij_parallelizm.html Дата обращения 27. 01.2017

Фразеологизмы с числительными. http://www.liveinternet.ru/users/non-fiction/post179143647 Дата обращения 27. 01.2017

Ваш репетитор. http://repetitors.info/otvet/?t=37359 Дата обращения 28. 01.2017

Электронная библиотека. http://kursak.net/chto-takoe-matematika-istoriya-matematiki/ Дата обращения 28. 01.2017

Научно-практические конференции ученых и студентов.Публикации Scopus и Web of Science.Авторские и коллективные монографии. https://sibac.info/shcoolconf/natur/vii/32693 Дата обращения 28. 01.2017

Хронология. Люди мира. http://pandia.ru/text/78/222/26456.php

Дата обращения 28. 01.2017

Математика и красота. http://studydoc.ru/doc/711919/matematika-i-krasota Дата обращения 28. 01.2017

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru/ Дата обращения 05. 02.2017

Электронная библиотека LIBOK.NET http://www.libok.net/writer/4265/kniga/17348/solouhin_vladimir_alekseevich/tretya_ohota/read Дата обращения 04. 02.2017

А.С. Пушкин. Сбор. Соч. в 10 тт. /т.5/ Повести Белкина http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0858.htm Дата обращения 04. 02.2017

Концепция развития математического образования в ЯНАО// http://www.yamaledu.org/news/6436-viktoriya-romanova-razvitie-matematicheskogo-obrazovaniya-i-koncepciya-matematicheskogo-obrazovaniya-v-yamalo-neneckom-avtonomnom-okruge.html Дата обращения: 17.02.2017

Приложение 1.

Связь математики с другими науками

Физика. О роли и значении математики в физике говорят уже несколько столетий. Нельзя не согласиться с тем, что без знания математики невозможно решить ни одну физическую задачу.

Химия. Химия широко использует в своих целях достижения других наук, в первую очередь, физики и математики. Химики обычно определяют математику упрощенно – как науку о числах.

География. Математика  и  география.  «Царица наук»  использовалась  для  вычисления  астрономических  и  геодезических  задач.

История. К математике историки стали обращаться, когда появилась потребность в летоисчислении и составлении календарей.

В музыке также немало математики. Мы используем западноевропейскую нотную систему, основа которой - две вполне строгие шкалы частоты и времени. Частоты звукоряда представляют собой геометрическую прогрессию с коэффициентом, а временная организация это звуки и паузы, находящиеся в кратных отношениях.

Изобразительное искусство и математика тесно связаны между собой. Многие известные художники использовали математические формулы для создания своих шедевров.

Биология. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы.

Приложение 2.

Использование чисел во фразеологизмах

0 – передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется).
Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
1 – означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство.
Один как перст – одинокий.
Один - одинешенек - одинокий.
Одним миром мазаны - с одинаковыми недостатками.
Одного поля ягода – совершенно похожи по духу, по своему поведению или положению
На один покрой - одинаковый, подобный.
На одну колодку - одинаковый, подобный.
На одно лицо - очень похожи друг на друга, лишены индивидуальных, существенных отличий; о ком-либо или о чем-либо.
Одним махом - сразу, за один прием.
Одной веревочкой связан – объединен чем-то общим, неразрывным.
Одним словом – заключая что-либо сказанное, «короче говоря».
В один голос – 1. все вместе, одновременно. 2. единодушно, единогласно.
Мерить на один аршин - подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т.п. одинаково, без учета индивидуальных особенностей.
На один зуб – об очень малом количестве еды.
Один черт – одно и то же, все равно.
Один к одному - один лучше другого.
Один конец - выражение отчаянной решимости: выбора нет, ждет печальный исход.
Один на один - без посторонних.
Один шаг до.. – совсем близко
Под одну гребенку  - уравнивать всех в каком-либо отношении.
Как одна минута – очень быстро.
Одна нога здесь, другая там – очень быстро.
Жить одним домом - вместе, сообща вести хозяйство.
Хоть одним глазком - мельком.
Одним махом; Одним духом - разом, быстро выпить или что-либо сделать
Одним росчерком пера - простой подписью под приказом, распоряжением и т.п., обычно не вникая в суть дела, мгновенно, быстро.
Все до одного - (все) без исключения, полностью.
Одной ногой в могиле - близок к смерти.
Первая ласточка – самый первый среди подобных .
Первый встречный – случайный человек.
2 - 1. мгновенность, быстрота, близость в расстоянии; 2. малое количество; 3. разделение (например: На два фронта)
Раз-два да и готово – о чем-то, что можно быстро сделать, приготовить и т.п.
Раз-два да и обчелся – так мало, что можно посчитать.
В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.
В двух шагах от... – очень близко.
Два сапога – пара – один другого не лучше.
Убить двух зайцев - сразу выполнить два нужных, важных дела.
Похожи как две капли воды - совершенно, очень сильно похож.
На два слова –коротко поговорить о чем-либо.
Черта с два – вовсе нет, этому не бывать.
От горшка два вершка – мал ростом или мал по возрасту, неопытен.
Из вторых рук - через посредников
Есть в два горла – очень много есть.
На два фронта – действовать в двух разных направлениях.
Между двух огней – быть в трудном, опасном положении.
Сидеть между двух стульев – находиться в неопределенном положении.
Ни два ни полтора – нечто неопределенное.
Палка о двух концах - о том, что может кончиться хорошо или плохо.
3 – несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия.
В три шеи – грубо, с побоями и руганью гнать.
С три короба – очень много наговорить неправды.
В три погибели  – гнуться очень низко.
В три ручья – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.
4 - В четырех стенах – жить, не выходя из дому
5 – вызывает ассоциации с чем-то лишним.
Пятое-десятое – употребляется при поверхностном перечислении чего-либо (неважного) вместо подробного перечисления.
Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге – об абсолютно ненужном.
7 – неисчислимо большое множество.
Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения.
Семь пядей во лбу – очень умный, способный.
Седьмое небо – состояние высшей радости, счастья, «как в раю».
Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник
Семеро по лавкам – очень много маленьких детей у кого-либо.
За семь верст киселя хлебать – далеко и попусту идти, ехать, тащиться и т.п. куда-либо.
Семь потов сошло – затрачено много усилий кем-либо для выполнения.
Работать до седьмого пота – очень много трудиться.
9 - Девятый вал – грозная, несокрушимая сила
10- Десятая вода на киселе – то есть дальний родственник.
Попасть в десятку – попасть точно в цель.
И другие фразеологизмы с числительными:
Опять двадцать пять – то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед – значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.
Тридевятое царство. Тридесятое царство – о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках – очень далекая страна, земля.
За тридевять земель – в отдалённой стороне, очень далеко (первонач. В сказках).

Приложение 3.

Список произведений, выбранных для анализа:

1. 10 текстов-повествований следующих авторов:

А. Толстой «Золотой ключикили Необыкновенные приключения Буратино и его друзей».

А. Грин. «Алые паруса».

А.С. Пушкин «Повести Белкина».

К.И. Чуковский «Айболит».

А.Н. Толстой «Как ни в чём не бывало».

2. 10 текстов-описаний следующих авторов:

В. А. Солоухин «Владимирские поселки», «Третья охота».

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

К.Г. Паустовский «Осень Левитана».

А.И. Куприн «Ночлег».

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

3. Д.С. Лихачёв « Письма о добром и прекрасном» (10 текстов-рассуждений).

Приложение 4.

Сочинения-рассуждения, написанные на отметку «3».

Сочинения учащихся 6 класса.

(Авторский стиль, грамматика, пунктуация, орфография сохранены.)

Сочинение-рассуждение - 91 слово. Согласно формуле в каждом из данных текстов должно быть примерно 22-23 глагола, 25-26 существительных, 8 наречий, 7-8 местоимений-существительных, 14-15 прилагательных и местоимений прилагательных.

Сочинение №1

Почему тройка, пятёрка, миллион – существительные, а не числительные?

Я думаю, что слова тройка, пятёрка, миллион относятся к именам существительным, потому что они имеют признаки существительного.

А именно: каждые из этих слов имеют род. Тройка – она женский род. Пятёрка – она женский род. А миллион – он мужской род. Двойка – тоже женский. Все они изменяются по числам и падежам. Единственное число – тройка, пятёрка, миллион, а во множественном числе – тройки, пятёрки, миллионы. А в родительном – тройки, пятёрки, миллиона. И двойка также существительное. Это необычные существительные. Они пришли к нам из математики.

Вот поэтому слова тройка, пятёрка, миллион – это имена существительные, а не числительные.

В тексте 91 слово. Из них глаголов и глагольных форм – 6. Существительных – 40, прилагательных и местоимений-прилагательных – 11, местоимений-существительных - 10, наречий – 0. Остальные слова – служебные части речи.

Итак, составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

22

6

Существительные

25

40

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

11

Наречия

8

0

Местоимения – существительные

7

10

На таблице видны несоответствия. Следовательно, имеются нарушения в построении текста-рассуждения. Это видно также и цветовой гамме текста. Сравним сочинения по цветовой гамме и увидим, что в текст добавлен элемент повествования, что является ошибкой.

Сочинение № 2

Зачем нам нужны знаки препинания?

Зачем нам нужны различные знаки препинания? На мой взгляд, знаки препинания играют большую роль в тексте. Но что было бы, если бы их не было?

Начнём с того, что такое знаки препинания? Это элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции выделения или разделения смысловых отрезков. Получается, что если знаков препинания не будет, наша речь будет бессмысленной! Это так! Если у нас в речи не будет смысловых отрезков, то мы не поймём, что имеется в виду. Вопрос, восклицание или просто утверждение, будет непонятно.

Следовательно, знаки препинания в русском языке выполняют различные необходимые функции.

В тексте 90 слов. Из них глаголов и глагольных форм – 14. Существительных – 28, прилагательных и местоимений-прилагательных – 12, местоимений-существительных - 9, наречий – 5. Остальные слова – служебные части речи.

Итак, составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

22

14

Существительные

25

28

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

12

Наречия

8

5

Местоимения-существительные

7

9

Итак, видим, что по некоторым частям речи расхождения незначительные. Только в глаголах сильно превышается допустимая норма. Данный текст соответствует типу речи – рассуждение, однако выявленные расхождения всё-таки нарушают структуру рассуждения. Если поработать с данным текстом и добавить (заменить) количество определённых частей речи в соответствии с предложенной формулой, то отметка за сочинение будет выше.

Сочинение №3

Какие проблемы поднимает Леонид Андреев в рассказе «Кусака»?

На мой взгляд, Леонид Андреев в рассказе поднимет проблему ответственности людей за свои поступки. Так люди приехавшие на дачу сначала приблизили к себе никому не нужную собаку, а потом забыли о ней и уехали к себе в город.

В городе им было интереснее, а заниматься животными труднее.

Конечно, в городе нет свежего воздуха, но там много всего другого, например развлекательные центры. А Кусака осталась одна. Эта бездушная собачка, шерсть которой только стала выглядеть красиво, бесконечно громко лаяла. Её доверчивые маленькие глаза были полны слёз.

Нехорошо бросать бездомных животных, это жестоко.

В тексте 90 слов. Из них глаголов и глагольных форм – 14. Существительных – 24, прилагательных и местоимений-прилагательных – 13, местоимений-существительных - 8, наречий – 12. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

22

14

Существительные

22

24

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

13

Наречия

7

12

Местоимения – существительные

8

8

Итак, выдны расхождения в глаголах и в наречиях. В данном тексте, кроме речевых ошибок, имеется элемент повествования.

Сочинения-рассуждения, написанные на отметку «5»

Сочинения учащихся 7 класса. (Речевые, грамматические и пунктуационные ошибки не исправлены)

Сочинение №1

Почему необходимо выполнять домашнее задание?

Почему необходимо выполнять домашнее задание? Я считаю, что важно выполнять домашнее задание, так как это способствует саморазвитию.

Во-первых, выполнение уроков – обязательное условие для учащихся школы, ведь большинство отметок мы получаем за домашнее задание.

Во-вторых, домашнее задание нужно выполнять не только для того, чтобы сдать его учителю на проверку, но и для того, чтобы получить знания, научиться находить нужную информацию, закрепить учебный материал.

В-третьих, домашнее задание воспитывает у учащегося ответственность.

Итак, выполнять домашнее задание важно и необходимо, так как это развивает умственные способности, формирует особые качества характера: работоспособность и прилежание.

В тексте 90 слов. Из них глаголов и глагольных форм – 20. Существительных – 26, прилагательных и местоимений-прилагательных – 11, местоимений-существительных - 8, наречий – 4. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

22

20

Существительные

25

26

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

11

Наречия

8

4

Местоимения – существительные

7

8

Количество слов в данном сочинении соответствует формуле. Следовательно, отметка «5».

Сочинение №2

Почему необходимо правильно питаться?

Правильное питание является неотъемлемой частью жизни каждого человека. И дети, и взрослые должны правильно питаться.

От того, как мы питаемся, зависит многое: настроение, трудоспособность и сообразительность. Если человек питается правильно, у него значительно уменьшается риск возникновения различных заболеваний, чем у тех, кто не соблюдает режим дня, питается нерационально.

Взрослый человек обязан правильно питаться для того, чтобы подавать хороший пример подрастающему поколению. Ведь дети стараются быть такими же, как их родители.

Следовательно, я доказал, что правильное питание является важным фактором, влияющим на здоровье каждого человека. Все должны стараться сделать свою жизнь лучше.

В тексте 91 слово. Из них глаголов и глагольных форм – 21. Существительных – 26, прилагательных и местоимений-прилагательных – 12, местоимений-существительных - 9, наречий – 7. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

22

21

Существительные

25

26

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

12

Наречия

8

7

Местоимения – существительные

7

9

Итак, снова отмечаем соответствие данных. Отметка учителя «5».

Сочинение № 3

Почему необходимо правильно питаться?

Я считаю, что всем необходимо правильно питаться. Именно правильное питание является залогом нашего здоровья.

Во-первых, рациональное питание обеспечивает человеку нормальное развитие и рост, помогает сохранить организм здоровым и продлевает молодость.

Во-вторых, здоровое питание делает нашу жизнь лучше. Употребляя в пищу полезные продукты, человек может избежать различных заболеваний желудка, вызываемых фаст-фудом и другой вредной пищей.

В-третьих, мы должны подавать пример будущему поколению. Для этого необходимо ограничивать в своём рационе употребление соли, сахара, кофе и стремиться увеличивать количество фруктов, овощей, белков и углеводов.

Итак, я доказала, что правильно питаться необходимо всем!

В тесте 89 слов. Глаголов и глагольных форм: 22, существительных – 29, прилагательных и местоимений-прилагательных – 13, местоимений – существительных -7, наречий – 6.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

Глаголы и глагольные формы

22

22

Существительные

25

29

Прилагательные и местоимения-прилагательные

14

13

Наречия

8

6

Местоимения – существительные

7

7

Количество слов в данном сочинении соответствует формуле. Следовательно, отметка «5».

Просмотров работы: 9125