Введение
Имена, имена, имена
В нашей жизни звучат не случайно
Как загадочна эта страна
Так и имя загадка и тайна
Александр Бобров
На свете существует огромное количество имен. Меня зовут Камиллой, моя учительница – Лариса, моя мама – Альбина, бабушка – Миляуша. Каждый из нас свое имя получил при рождении.
Имя, данное человеку при его рождении, – это своеобразный знак, отличающий его от других. И на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.
Сами мы имена не выбираем, это за нас сделали родители. Но вопрос «Почему же меня назвали именно так, а не иначе», наверное, задавал каждый из нас. Ведь каждому хочется знать значение собственного имени, его происхождение и насколько оно популярно среди его ровесников.
Мы задумались, как выбирают имена. После того, как 1 сентября на классном часе познакомились с одноклассниками, оказалось, что в нашем классе, кроме меня, есть еще одна девочка по имени «Камила», но в ее имени только одна буква «Л», также среди моих одноклассников есть мальчик Самир и девочка Самира. Почему же так? Нам захотелось больше узнать об именах, а особенно показалось интересным выяснить, какие необычные имена есть вокруг нас и откуда они берутся.
Актуальность работы заключается в поиске необычных имен и попытке разгадать тайну их предпосылок.
Цель исследования: изучить тайну необычных имен
Задачи исследования:
1. Узнать, что такое имя.
2. Изучить информацию о необычных и редких именах.
3. Провести анкетирование среди первоклассников, их родителей, дедушек и бабушек.
4. Проанализировать результаты анкетирования, выявить самые необычные имена трех поколений.
5. Выпустить альбом «Азбука имен нашего класса».
Объект исследования: имена людей.
Предмет исследования: популярность и редкость имён.
Методы исследования:изучение литературы, анкетирование, интервьюирование, обработка результатов, качественный анализ полученных данных, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.
Практическая значимость: результаты могут быть использованы на классных часах, уроках русского языка, внеклассных мероприятиях.
База исследования: учащиеся 1 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы, их родители, бабушки и дедушки.
Глава I. Такие разные имена
I.1. Что такое имя?
Первым делом мы обратились к Толковому словарю В.И. Даля, где имя это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность» [1, с. 526].
А в Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефримова имя-наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других [2, с. 453].
Из Интернет-источников мы выяснили, что «Имена – это слово, но особые». Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет [9].
На первый взгляд, кажется, что в именах нет ничего таинственного. Все они привычны и понятны. Это то, что отличает нас от других, и то, что нас объединяет. Оно нам может либо нравится, либо не нравится, но быть без имени мы не можем.
Существует даже наука изучающая имена собственные живых существ. Называется она Ономастикой. Этот термин связан с греческим словом onyam – «имя» [3, с. 3].
Имя – едва ли не самый удивительный дар, который человеческая природа сама себе преподнесла. В имени человека скрыта мудрость многих поколений. Каждое имя имеет свою историю, свое происхождение, свои традиции, свое звучание. Но кроме всех этих чудес, имя – это самое дорогое и желанное слово в жизни каждого человека [4, с.3].
Роль имени в жизни человека очень высока. Наши имена связывают нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Имя связывает нас с малой и большой Родиной. Имя это – часть истории. В именах отражается быт, фантазия народа, его исторические связи. Каждый человек должен быть патриотом своей родины, а для этого нужно знать ее историю, традиции, особенности жизни народа, проявлять интерес к неисчерпаемым богатствам и тайнам великого русского народа [4 с. 4].
I.2. Необычные имена в разные времена
В библиотеке (Приложение 1) мы выяснили, что происхождение имен уходит своими корнями в глубокую древность и точного времени, когда начали выделять группу «имена собственные», не известно [6, с. 3].
Поэтому в истории происхождении имен выделяют 4 этапа:
1) дохристианский,
2) период после крещения Руси,
3) новый (после Октябрьской эволюции),
4) современный.
Первые имена не были придуманы специально для обозначения конкретного человека, люди использовали для этого различные слова: животных, растений, времен года, богов. Имена людей в дохристианском этапе больше были похожи на прозвища. Их давали исходя:
- из внешнего признака (Кудряш, Чернова, Силач);
- из поведения Молчун, Добрыня, Молчун);
- из очереди рождения (Вторуня, Пятой);
- из природных явлений (Метелица, Снегурочка);
- из времени и места появления (Суббота, Дорога).
Так, самый высокий человек в поселении мог зваться – Скала, а самый низкий – Мышь.
Но уже тогда выделяли самые необычные и загадочные имена. Самыми необычными считалось имя охранное. Давалось ребенку для оберега от злых духов (Дурак, Нелюб, Чужой) [5, с.5].
С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены, календарными именами. Церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности. Имя ребенку стали давать по календарю с именами святых (Алексей, Валентина, Ефим, Иван). Некоторые календарные имена так же выделялись из общей массы, самые короткие (Ив, Ор, Ия, Вар) и самые длинные (Никтополиан, Ексакустодиан, Аклипиодота) [5, с.6].
Все старые календарные имена, независимо от времени своего появления, в русском языке являются традиционными, и используются до сих пор.
После Великой Октябрьской революции в нашей стране произошло много изменений. Тогда общество пыталось покончить со старой жизнью и создать новое, в том числе и имена.
Граждане получили полную свободу в выборе имен: по нашим законам каждый человек стал вправе избирать для своего ребенка любое понравившееся ему слово в качестве имени. На этой почве возникли разные новые имена.
В новом этапе необычных имен было очень много, например Трактор, Энергия, Электростанция, Легенда, Искра, Интерн, эти имена не прижились.
Последний этап в истории происхождения имен – современный. В XX веке начинаются распространяться имена иностранные, заимствованные (Роза, Адольф, Жанна, Луиза). Это и понятно: началась новая жизнь. Родителям хотелось, чтоб судьба их детей, родившихся при Советской власти, была вовсе не похожа на трудные судьбы людей до революции. Хотелось, чтоб жизнь была красивой, и имена детям старались давать красивые, не похожие на старые, надоевшие из святцев [3, с.8].
Необычные имена современного мира, мы нашли на просторах интернета – Олимпиада, Луна, Прохлада, Галавиктория. В Москве есть мальчик, который уже 8 лет живет без свидетельства о рождении. Родители назвали его БОЧ (Биологический Объект Человека) [10].
Выводы по главе I
Каждый день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки имен наших друзей, родственников, одноклассников или совсем незнакомых людей.
Имя человека окутано тайной. Во все времена и у всех народов оно играло важную роль в общении людей. Оно с нами рождается. Оно умирает, чтобы возродиться вновь.
Наше исследование приоткрыло страницу истории России и познакомила с разными этапами именований русских людей: узнали, какой долгой и сложной жизнью жили имена, прежде, чем дошли до нас; как много тайн связано с происхождением и существованием; как история происхождения имен помогает в изучении истории нашей страны, истории русского языка.
Путешествуя от человека к человеку, из поколения в поколение, имена обогащались, приобретали новые значения и новое звучание. Выбранное имя становится покровителем человека и оберегает его на жизненном пути.
Глава II. Необычные имена вокруг нас
В рамках практической части исследования мы выделили следующие этапы:
Посещение Туймазинского ЗАГСа с целью поиска необычных имен вокруг нас.
Анализ результатов анкетирования.
Интервью с ученицей 1б класса МБОУ СОШ №7 с необычным именем Эвита.
Выпуск «Азбуки имен 1д класса».
II.1. Туймазинский отдел записи актов гражданского состояния
Свое исследование мы начали с поиска необычных имен в местном ЗАГСе нашего города, где оформляют свидетельства о рождении и вписывают в него имена (Приложение 2). Как выяснилось, у нас младенцам больше дают традиционные имена, однако все же средь многочисленного списка имен, мы нашли имена, которые нам показались необычными: Растар, Редаль, Гамид, Радий, Адика, Айдан, Аян, Доминика, Ассель, Юстина, Теона, Дамиян, Фекла, Сара, Ивангелина, Риана.
В ходе работы мы нашли очень интересный репортаж про необычные имена моего родного края. Оказывается у нас в Республике, в Дуванском районе есть деревня Улькунды с нестандарными именами. Энгельс, Мандат, Рюрик, Виноград, Паспорт – почти половина жителей носит такие имена [11].
II.2. Анализ результатов анкетирования
Далее с целью изучения выбранной темы нами было организовано исследование на базе МБОУ СОШ №7 г.Туймазы.
В ходе исследования, было проведено анкетирование среди первоклассников, их родителей, дедушек и бабушек, а так же среди друзей и родственников (Приложение 3). Полученные данные представлены в виде таблицы (Приложение 4).
II.3. Редкое и необычное имя.
После анкетирования среди первоклассников нам показалось имя Эвита самым необычным. Мы решили побольше узнать об ее имени и задали ей несколько вопросов (Приложение 5).
Эвита тоже считает свое имя редким и необычным, так как она ни разу не встречала девочек с таким же именем. Эвите очень нравится свое имя, ее так назвала мама.
– Мама, случайно услышала это имя, оно ей очень понравилась и она решила меня так назвать, – рассказала нам Эвита.
Эвита не знала значения своего имени. Мы решили вместе обратиться к словарю и узнать, как же переводится ее имя. Оно обозначает «дыхание», «жизнь». Благодаря нам Эвита узнала значение своего имени.
II.4. Выпуск «Азбуки имен 1д класса»
Мы решили создать азбуку личных имен учащихся 1д класса. Такую азбуку можно предложить школьникам для личного пользования. В нем можно найти толкования имен, а так же в азбуку добавлены фотографии моих одноклассников, обладателей данных имен.
После изготовления, он был предложен ребятам для ознакомления в классе (Приложение 6). Азбука привлекла внимание ребят. Рассмотрев изображения, дети с удовольствием читали собранные в азбуке наиболее точные толкования имен одноклассников.
Таким образом, узнать тайну своего имени теперь не составит труда.
Выводы по главе II
Работая над исследовательской работой, мы получили более полное представление о необычных именах, познакомились с редкими и интересными именами нашего края, узнали историю их происхождения. Научились работать с дополнительной литературой, вести интервью и пользоваться информацией из Интернета.
Мы пришли к выводу, что вокруг нас много необычных имен, и в наше время – это больше заимствованные имена. Они очень красиво звучат и привлекают внимание.
Имена нам дают родители, руководствуясь мнениями, своими чувствами и знаниями. Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени – часть личности. В руках каждого человека – создать добрую славу своему имени.
Заключение
Цель нашей исследовательской работы была достигнута. Задачи, которые были поставлены, решены.
Подводя итог нашего исследования, мы можем с уверенностью сказать, что смогли узнать много нового о необычных именах. Необычные имена были во все времена.
Причины выбора нестандартных имен были разные, но исходя из некоторых предпосылок, можно определить, откуда они появились:
- люди верили, что необычные имена могут уберечь от злых духов;
- в большинстве случаев взрослые пытались сохранить в памяти, какие-либо исторические, важные события для них;
- самое очевидное – это хорошо забытое старое, в современном мире вновь появляются имена, которыми называли много лет назад;
- очень креативные родители сами придумывали имена.
Итак, каждое имя человека – это важная часть его личности и его жизни. В каждом имени есть своя тайна.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Список литературы
1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: «Цетадель» , 1998.
2. Ефимова Т.Ф.Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
3. Исат Ю.А. Мужские и женские имена: Происхождение, значение, выбор. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006 – 544 с.
4. Никонов В.А. Ищем имя. – М.: Современная Россия, 1988.
5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Более 3000 единиц. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русские словари, Астрель, 2000. – 480 с.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991.
7. Хагир А. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.
8. Цембалова Л.И. 199 имен – 199 судеб: Как назвать вашего ребенка, Изд.2-е. – Эксмо, 2003. – 312 с.
Интернет – ресурсы
9. http://www.termin.ru
10. http://www.storyfox.ru
11. http://www.1tv.ru
Приложение 1
Городская библиотека
Приложение 2
ЗАГС г.Туймазы
Приложение 3
Анкета
Исследование необычных редких имен трех поколений
Меня зовут ____________________________________________
Мои родители
Мама______________________________________________
Папа________________________________________________
Мои Бабушки___________________________________________
Дедушки____________________________________________
Какие редкие имена встречаются среди Ваших друзей, родственников ____________________________________________
Приложение 4
Результаты анкетирования
Объект исследования |
Необычные имена |
I поколение -176 первоклассников |
Ассейль, Эвита, Назар, Айлин, Риана, Ридаль |
II поколение- мамы и папы |
Данат, Исланда, Вилора,Тамила Сибэль,Синара, Юламан, Эмин |
III поколение – бабушки и дедушки |
Алладин, Индус, Фикус, Нафик, Фархурий, Вирсавия,Муктадис, Бибиасма, Айзат, |
Друзья и родственники |
Мальвина, Мирабэлла, Макэла, Сайлана, Абубакир, Урсула, Анэль, Амрит, Данэль |
Приложение 5
Интервью ученицы 1 «Б» класса с необычным именам Эвита