Анафора и эпифора в поздней лирике С.А. Есенина (1922-1925 гг)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анафора и эпифора в поздней лирике С.А. Есенина (1922-1925 гг)

Кошелева Н.Д. 1
1МБОУ СОШ №19 г.Муром
Холодова М.Ю. 1
1МБОУ СОШ №19
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сергей Есенин является одной из самых ярких личностей в поэтическом мире начала 20 века. Раз познакомившись с его творчеством, забыть его уже нельзя. Его стихотворения яркие, красочные, наполненные различными средствами художественной выразительности. Именно их наличие привлекает внимание к тем проблемам, чувствам, переживаниям поэта, которые тот отразил в своих произведениях.

Чаще всего при анализе творчества С.А. Есенина рассматривают цвет, метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, но практически никто не рассматривает синтаксические средства художественной выразительности, хотя их в произведениях поэта очень много. К таким средствам относятся анафора, эпифора, градация, инверсия и др. Именно наличие данных средств художественной выразительности создает динамизм, привлекает своей необычностью, заставляет читателя или слушателя внимательнее вникать в то, о чем говорится.

При личном знакомстве с творчеством поэта я обратила внимание на частое использование таких средств как анафора и эпифора, но, изучив литературоведческую литературу по проблеме употребления Есениным этих фигур речи, я обнаружила, что этот вопрос практически не рассматривался, хотя анализ данных средств дает возможность глубже изучить и понять эмоциональный настрой и внутреннее содержание стихотворений поэта. Этим и обусловлена актуальность нашей исследовательской работы.

Цель нашего исследования – изучение особенностей и разновидностей анафоры и эпифоры и определение их значения в поздней лирике С.А. Есенина. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Рассмотреть сущность понятий «анафора» и «эпифора» и их разновидности;

Изучить особенности и основные направления позднего творчества С.А. Есенина;

Проанализировать разновидности анафоры и эпифоры, употребленные С. А. Есениным в поздний период его творчества;

Проанализировать значение употребления стилистических фигур в поздней лирике С.А. Есенина.

В связи с этим в качестве объекта исследования была определена поздняя лирика С. А. Есенина.

Предметом исследования явились средства художественной выразительности анафора и эпифора.

Для достижения поставленных целей и задач исследования применялись в комплексе следующие методы исследования:

Анализ понятийного аппарата;

Анализ художественной литературы по теме исследования;

Выборка стихотворений по теме исследования

Материалом для анализа послужили 124 стихотворения и 3 поэмы С. А. Есенина 1922-1925 годов создания. Теоретическую базу исследования составили работы ученых Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой и др. При изучении биографии и творчества С.А. Есенина использовались работы таких исследователей как Скороходова М. В., Юсова Н. Г., Юшкина Ю. Б. [1; 3]

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учащимися при изучении средств художественной выразительности, а также при анализе творчества С. А. Есенина в рамках школьной программы.

Исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы употребления стилистических фигур (анафоры и эпифоры) в произведениях С.А. Есенина

Стилистические фигуры анафора и эпифора и их значение в литературе.

Фигу́ра ре́чи (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, оборот речи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.[ 1; 4]

Фигуры речи также называют средствами художественной выразительности, которые служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе. Среди них выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов). Среди непосредственных фигур речи часто выделяют анафору и эпифору.

Анафора (греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). [1]

Выделяют разновидностей анафоры:

1.Анафора звуковая: представляет собой повторение звука или группы звуков в начале абзаца, если это проза, или стиха, если это стихотворение.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

(А.С.Пушкин «К морю»)

2.Лексическая анафора - это повторение лексической единицы, целого слова или частицы.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…

(К. Симонов «Жди меня»)

Синтаксическая - это частный случай лексической анафоры, когда повторяются целые синтаксические конструкции, например предложения или части предложения.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

( М.Ю. Лермонтов «Родина»)

Морфемная анафора в литературе подразумевает повторение какой-либо части слова – морфемы.

Черноглазую девицу,

Черногривого коня!.

(М.Ю. Лермонтов «Узник»)

Ритмическая анафора - это когда в начале стиха или строфы повторяется ритмический рисунок.

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

(Н. Гумилев «Мужик»)

Эпифора – это (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий) стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.) [1]

Разновидности эпифоры:

Грамматическая эпифора — этот вид основывается на повторении словоформ и звуковых рядов.

Зорок взгляд совиный,

Видит след звериный.

Тонок слух совиный,

Слышит писк мышиный

Лексическая эпифора заключается в повторении слов в завершении строк.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А. Блок)

Риторическая эпифора — представляет собой повторение восклицаний или риторических оборотов:

Первое слово ребенок сказал: — Мама!

Вырос. Солдатом пришел на вокзал. — Мама!

Главная задача и эпифоры, и анафоры (как и других средств художественной выразительности) состоит в том, чтобы привлечь внимание к волнующим поэта вопросам и проблемам и оказать на слушателя определенное эмоциональное и психологическое воздействие. Нейтральная, необразная речь, которую мы обычно используем, также способна оказывать воздействие, но она будет ограничиваться только содержательной стороной. Речь образная, необычная не только доставляет эстетическое наслаждение, но и привлекает внимание своей необычностью, заставляет слушателя более внимательно вникать в то, что говорится. Образная речь в силу своей усложненности всегда передает чуть больше информации, чем речь нейтральная, а потому способна «пробить» самые серьезные предубеждения и сомнения тех людей, к которым мы обращаемся.

1.2. Особенности и основные направления позднего творчества С.А. Есенина.

Творчество С.А. Есенина волнует сердца многих людей. Его стихотворения красочны, чувственны, наполнены реально осязаемыми образами. Произведения поэта не только раскрывают чувства, мысли, переживания автора, но и отражают ту жизнь, которая стоит за душевным состоянием поэта.

Для того чтобы понять внутреннее содержание стихотворений, мы изучили основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина [3]. Весь жизненный путь поэта мы условно разделили на несколько периодов:

1910 – октябрь1917 года – дореволюционный этап жизни и творчества Есенина.

На данном этапе своего творчества он определяется как талантливый поэт и получает признание у интеллектуальной элиты России как новая восходящая звезда русской литературы.

1918-1921 года – послереволюционный период творчества.

В это время Есенин ощущает поэтический подъем, грезя о светлом будущем своей страны, но, наравне с этим, в его творчестве за кажущимся озорством слышны переживания, боль и отчаянье из-за совершаемых в стране изменений.

1922–1923 года – путешествие за границу с А. Дункан.

Есенин испытывал сильнейший душевный кризис перед поездкой за границу. Он надеялся, что путешествие поможет увидеть ему новую жизнь, осмыслить существующий советский уклад. Несмотря на установившийся порядок, Есенин не может его принять, хотя и пытается это сделать. Он крайне неуверен в своей жизни, его чувства противоречат действиям.

Ноябрь 1923 года – декабрь 1925 года – возвращение поэта из путешествия, окончание жизненного пути.

Самый тяжелый и трагический период в жизни поэта: против него совершено множество провокаций, сфабриковано семь уголовных дел, его травят, унижают, он переживает множество обид. В этот же период Есенин проходит лечение в психиатрической больнице. Но, несмотря на жизненный и духовный кризис, данный период является самым плодотворным в творчестве поэта, написано множество замечательных стихотворений и поэм (цикл «Персидские мотивы», поэмы «Анна Снегина», «Черный человек», «Песнь о великом походе» и т.д.).

Поздний этап творчества поэта (1922-1925гг) был самым плодотворным и насыщен различными средствами выразительности. В данный период времени основными направлениями лирики поэта были следующие темы:

Стихотворения о природе

Стихотворения о животных

Любовная лирика

Элегии

В своих стихотворениях Есенин раскрывал свой внутренний мир, свои переживания и непонимание окружающей действительности. Открытое противоборство с установившимся режимом находило выражение в стихотворениях поэта, чья душа не могла найти себе покоя.

В раннем творчестве поэта природа и животные были неделимы, они воплощали в себе образы русской деревни, русской жизни. Деревья изображались цветущими, полными жизни «Белая береза под моим окном //Принакрылась снегом, точно серебром», а в позднем творчестве мы видим совсем другую картину: «Клен ты мой опавший// Клен заледенелый». То же самое происходит и в стихотворениях о животных.

Элегии 1922-1925 годов также наполнены душевными переживаниями поэта. В 1924-1925 годах поэт предчувствует скорую смерть и обращается в своем творчестве к маме, сестре Шуре, деду и др. Эти стихотворения пронизаны различными средствами художественной выразительности, которые делают их еще ярче, пронзительнее, душевнее, задевают каждую струну человеческой души.

Глава 2.Функционирование анафоры и эпифоры в поэзии С. А. Есенина

2.1. Исследование разновидности и значения анафоры и эпифоры, используемой С. А. Есениным в поздний период своего творчества (1922-1925 г)

В ходе нашей исследовательской работы мы изучили лирику С. А. Есенина на предмет использования стилистических фигур. Нами было исследовано 124 стихотворения и 3 поэмы 1922-1925 годов создания, в которых он употребляет анафору и эпифору. Всего мы обнаружили анафору в 64 стихотворениях и 3 поэмах, которые встречаются 78 раз (приложение 2). Мы разграничили разновидности анафоры, которую использовал С.А. Есенин. Всего поэт использовал 5 видов анафоры:

Звуковая анафора: данная анафора встречается всего 15 раз.

1922–1923 год: в данный период времени анафора встречается всего 5 раз.

Улицы печальные,

Сугробы да мороз.

Сорванцы отчаянные

С лотками папирос.

«Папиросники» 1923

Ноябрь 1923 года – декабрь 1925 года: в данный период творчества поэта звуковая анафора встречается 10 раз.

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

«Синий май. Заревая теплынь.» 1925

Лексическая анафора: встречается 35 раз в 32 стихотворениях

1922–1923 год: в данный период времени лексическая анафора встречается 7 раз:

И я сам, опустясь головою,

Заливаю глаза вином,

Чтоб не видеть в лицо роковое,

Чтоб подумать хоть миг об ином.

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут» 1922

Ноябрь 1923 года – декабрь 1925 года: в данный период творчества поэта эта разновидность анафоры встречается 28 раз:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил

«Мы теперь уходим понемногу» 1924

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

« Черный человек»

Синтаксическая анафора: встречается в 19 стихотворениях 22 раза.

1922–1923 год: в этот период творчества синтаксическая анафора используется поэтом 7 раз в 5 стихотворениях:

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь – чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре» 1922

Ноябрь 1923 года – декабрь 1925 года: в этот период жизни синтаксическая анафора встречается 15 раз.

Уже все чуяли грозу.

Уже все знали что‑то.

Знали,

Что не напрасно, знать, везут

Солдаты черепах из стали.

«Воспоминание» 1924

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

«Отговорила роща золотая» 1924

Строфико-синтаксическая анафора: этот вид имеет схожесть с определением строфической анафоры, и частично относится к синтаксической анафоре, однако имеет следующую отличительную особенность: в начале строфы, как правило, ставится предложение, которое повторяется, но с небольшими смысловыми изменениями.

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!

Хладеет кровь, ослабевают силы…

Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!

В последний раз я друга обниму…

«Прощай, Баку! Тебя я не увижу.» 1925

Морфемная анафора:

Наивность милая

Нетронутой души!

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить: «Достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры».

«Письмо деду» 1924

Проанализировав лирику С.А. Есенина на предмет использования им эпифоры мы обнаружили, что поэт в основном использовал грамматическую эпифору, которую многие иногда принимают за рифму. Такая разновидность эпифоры встречается в каждом стихотворении поэта. Но нами была также была обнаружена и лексическая эпифора, которая встречается лишь в 2 стихотворениях.

Шуми, левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми, левкой и резеда.

«Цветы» 1924

Сопоставив частоту использования разновидностей анафоры и эпифоры с основными направлениями творчества поэта, мы обнаружили, что в данный период творчества (1922-1925 года) С.А. Есенин употребляет данные фигуры речи в элегиях и любовной лирике. Такими стихотворениями и поэмами являются «Низкий дом с голубыми ставнями», «Письмо матери», «Батум», «Черный человек» и др. В этих произведениях и анафора, и эпифора играют роль усилителя эмоций и чувств поэта. Каждое из этих стихотворений пронизывает человека до глубины души, и часто это достигается путем повторения в начале строк или главных слов, или звуков, передающих общую атмосферу стихотворения. Так, например, в поэме «Черный человек» Есенин создает атмосферу таинственности и мистичности путем использования лексической анафоры «черный», которая встречается сразу в нескольких строфах. Попеременное повторение в начале строфы отдельных слов на протяжении всей поэмы погружаю читателя в мир душевных переживаний поэта, которые Есенин испытывал в данный период времени.

Таким образом, именно в поздний период своего творчества С.А. Есенин использует в основном анафору как средство усиления выразительности и передачи своих чувств и эмоций.

Заключение

Использование средств художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах способствует привлечению внимания и раскрытию тех мыслей, чувств и эмоций, которые хочет донести автор до читателя. Среди средств художественной выразительности выделяют тропы и фигуры речи.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы. Среди наиболее употребляемых стилистических фигур часто называют анафору и эпифору. Их главная задача состоит в том, чтобы привлечь внимание к волнующим поэта вопросам и проблемам и оказать на слушателя определенное эмоциональное и психологическое воздействие. Одним из поэтов, который часто употреблял данные стилистические фигуры, был С.А. Есенин, поздняя лирика которого была красочной, яркой, выразительной, часто за счет использования анафоры и эпифоры.

Проанализировав литературоведческую и художественную литературу по теме исследования, проведя выборку стихотворений, в которых С.А. Есенин употребляет анафору и эпифору, мы пришли к выводу, что наиболее употребительными в 1922-1925 года были анафора (76 раз), чаще лексическая (35 раз) и синтаксическая (22 раза). Такое частое использование данной фигуры речи говорит о том, что поэт акцентировал внимание на словах и выражениях, которые несли в себе определенную эмоциональную нагрузку. Именно начала строк заставляют читателя и слушателя обращать внимание на те факты и переживания поэта, которые были для него важны.

В 1922-1925 года С.А. Есенин употребляет данные фигуры речи в основном в элегиях и любовной лирике. Каждое из стихотворений данного периода пронизывает человека до глубины души, и часто это достигается путем повторения в начале строк или главных слов, или звуков, передающих общую атмосферу стихотворения.

В рамках нашей исследовательской работы может быть продолжено изучение стилистических фигур в творчестве С.А. Есенина, а именно инверсии, градации и т.д. Также может быть глубже изучено и проанализировано использование С.А. Есениным анафоры в элегиях 1922-1925 гг.

Данная работа может быть использована учащимися учебных заведений при изучении творчества С.А. Есенина, а также при изучении стилистических фигур в рамках школьной программы (на примере других авторов).

Список литературы

Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. М., "Художественная литература", 1966-1968.

Розенталь Д.Э, Теленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.- 3 изд., испр. и доп. М: Просвещение, 1985, с.18, 310

Список используемых источников информации

3. http://www.museum-esenin.ru Скороходов М. В.Юсов Н. Г.Юшкин Ю. Б. Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александровича Есенина (1895—1925) // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 7. Кн. 3. Утраченное и ненайденное. Неосуществленные замыслы. Есенин в фотографиях. Канва жизни и творчества. Библиография. Указатели. — М.: Наука. — 2002. — С. 267—354

4. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/320 Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры

Приложение

Приложение 1.

Список стихотворений, написанных С.А. Есениным в 1922-1925 года

1922

Прощание с Мариенгофом

* * * ("Все живое особой метой")

* * * ("Да! Теперь решено. Без возврата")

* * * ("Не ругайтесь. Такое дело!")

* * * ("Пой же, пой. На проклятой гитаре")

* * * ("Снова пьют здесь, дерутся и плачут")

* * * ("Сыпь, гармоника. Скука... Скука.")

* * * ("Я обманывать себя не стану")

1923

Папиросники

Страна негодяев

* * * ("Вечер черные брови насопил")

* * * ("Грубым дается радость")

* * * ("Дорогая, сядем рядом")

* * * ("Заметался пожар голубой")

* * * ("Мне грустно на тебя смотреть")

* * * ("Мне осталась одна забава:")

* * * ("Пускай ты выпита другим")

* * * ("Ты прохладой меня не мучай")

* * * ("Ты такая ж простая, как все")

* * * ("Эта улица мне знакома")

* * * ("Я и сам когда-то, Сокол")

* * * ("Я усталым таким еще не был")

1924

Баллада о двадцати шести

Батум

Весна

Возвращение на родину

Заря Востока

Ленин

Ленин (первая редакция)

Метель

На Кавказе

Народная (подражание песенке матери)

Ответ

Памяти Брюсова

Песнь о великом походе

Письмо деду

Письмо к женщине

Письмо к матери

Письмо от матери

Повицкому Льву

Поэма о 36

Поэтам Грузии

Пушкину

Русь бесприютная

Русь советская

Русь уходящая

Свое (форма) ("Цветы на подоконнике")

Стансы

Сукин сын

Цветы

* * * ("Годы молодые с забубенной славой")

* * * ("Издатель славный! В этой книге")

* * * ("Мы теперь уходим понемногу")

* * * ("Низкий дом с голубыми ставнями")

* * * ("Никогда я не был на Босфоре")

* * * ("Отговорила роща золотая")

* * * ("Свет вечерний шафранного края")

* * * ("Ты сказала, что Саади")

* * * ("Улеглась моя былая рана")

* * * ("Шаганэ ты моя, Шаганэ!")

* * * ("Этой грусти теперь не рассыпать")

* * * ("Я спросил сегодня у менялы")

1925

1 мая

Анна Снегина

Воспоминание ("Теперь октябрь не тот")

Капитан земли

Мой путь

Песня

Письмо к сестре

Сказка о пастушонке Пете

Собаке Качалова

Черный человек

* * * ("Ах, как много на свете кошек")

* * * ("Ах, метель такая, просто черт возьми!")

* * * ("Быть поэтом - это значит то же")

* * * ("В Хороссане есть такие двери")

* * * ("В этом мире я только прохожий")

* * * ("Вечером синим, вечером лунным")

* * * ("Видно, так заведено навеки")

* * * ("Вижу сон. Дорога черная")

* * * ("Воздух прозрачный и синий")

* * * ("Глупое сердце, не бейся!")

* * * ("Голубая да веселая страна")

* * * ("Голубая кофта. Синие глаза")

* * * ("Голубая родина Фирдуси")

* * * ("Гори, звезда моя, не падай")

* * * ("До свиданья, друг мой, до свиданья")

* * * ("Жизнь - обман с чарующей тоскою")

* * * ("Заря окликает другую")

* * * ("Золото холодное луны")

* * * ("Каждый труд благослови, удача!")

* * * ("Какая ночь! Я не могу")

* * * ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый")

* * * ("Кто я? Что я? Только лишь мечтатель")

* * * ("Листья падают, листья падают")

* * * ("Мелколесье. Степь и дали")

* * * ("Может, поздно, может, слишком рано")

* * * ("Море голосов воробьиных")

* * * ("Над окошком месяц. Под окошком ветер")

* * * ("Не вернусь я в отчий дом")

* * * ("Не гляди на меня с упреком")

* * * ("Не криви улыбку, руки теребя")

* * * ("Несказанное, синее, нежное.")

* * * ("Неуютная жидкая лунность")

* * * ("Ну, целуй меня, целуй")

* * * ("Отчего луна так светит тускло")

* * * ("Плачет метель, как цыганская скрипка")

* * * ("Прощай, Баку! Тебя я не увижу")

* * * ("Руки милой - пара лебедей")

* * * ("Свищет ветер, серебряный ветер")

* * * ("Синий май. Заревая теплынь")

* * * ("Синий туман. Снеговое раздолье")

* * * ("Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся")

* * * ("Снежная замять дробится и колется")

* * * ("Снежная замять крутит бойко")

* * * ("Снежная равнина, белая луна")

* * * ("Сочинитель бедный, это ты ли")

* * * ("Спит ковыль. Равнина дорогая")

* * * ("Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело")

* * * ("Тихий ветер. Вечер сине-хмурый")

* * * ("Ты запой мне ту песню, что прежде")

* * * ("Ты меня не любишь, не жалеешь")

* * * ("Цветы мне говорят - прощай")

* * * ("Эх вы, сани! А кони, кони!")

* * * ("Я иду долиной. На затылке кепи")

* * * ("Я красивых таких не видел")

* * * ("Я помню, любимая, помню")

 

Приложение 2.

Выборка стихотворений, в которых С.А. Есенин использует анафору и эпифору

1.Анафора звуковая:

В такой‑то срок, в таком‑то годе

Мы встретимся, быть может, вновь…

Мне страшно, – ведь душа проходит,

Как молодость и как любовь.

« Прощание с Мариенгофом»1922

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники желтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут» 1922

Жаль мне себя немного,

Жалко бездомных собак.

Эта прямая дорога

Меня привела в кабак.

«Грубым дается радость» 1923

Улицы печальные,

Сугробы да мороз.

Сорванцы отчаянные

С лотками папирос.

«Папиросники» 1923

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот – и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

«Мне осталась одна забава» 1923

Любовь моя! Прости, прости.

Ничто не обошел я мимо.

Но мне милее на пути,

Что для меня неповторимо

«Цветы» 1924

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далеких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

«Этой грусти теперь не рассыпать» 1924

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

« Русь советская» 1924

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстояньи.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состояньи.

«Письмо к женщине» 1924

Их могилы пескам

Не занесть.

Не забудет никто

Их расстрел

На 207‑ой

Версте.

« Баллада о двадцати шести» 1924

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

«Синий май. Заревая теплынь.» 1925

Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать.

«Ну, целуй меня, целуй,» 1925

Но на склоне наших лет

В отчий дом ведут дороги.

Повезут глухие дроги

Полутруп, полускелет.

« Не вернусь я в отчий дом,» 1925

Снежная замять дробится и колется,

Сверху озябшая светит луна.

Снова я вижу родную околицу,

Через метель огонек у окна.

«Снежная замять дробится и колется,» 1925

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

«Снежная равнина, белая луна» 1925

Лексическая анафора

Не ругайтесь. Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова.

«Не ругайтесь. Такое дело!» 1922

Не злодей я и не грабил лесом,

Не расстреливал несчастных по темницам.

Я всего лишь уличный повеса,

Улыбающийся встречным лицам.

«Я обманывать себя не стану» 1922

И я сам, опустясь головою,

Заливаю глаза вином,

Чтоб не видеть в лицо роковое,

Чтоб подумать хоть миг об ином.

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут» 1922

Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

«Сыпь, гармоника. Скука… Скука…» 1922

Льется дней моих розовый купол.

В сердце снов золотых сума.

Много девушек я перещупал,

Много женщин в углах прижимал.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре» 1922

Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

«Заметался пожар голубой» 1923

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

« Ты такая ж простая, как все» 1923

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

« Письмо матери» 1924

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстояньи.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состояньи.

«Письмо к женщине» 1924

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

«Низкий дом с голубыми ставнями» 1924

Любили девушек,

Любили женщин мы

И ели хлеб

Из нищенской сумы.

«Памяти Брюсова» 1924

В стране, где свищет непогода,

Ревел и выл

Октябрь, как зверь,

Октябрь семнадцатого года.

« Воспоминание» 1924

Далеко я,

Далеко заброшен,

Даже ближе

Кажется луна.

Пригоршнями водяных горошин

Плещет черноморская

Волна.

«Батум» 1924

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил

«Мы теперь уходим понемногу» 1924

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

««Мы теперь уходим понемногу» 1924

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

« Пушкину» 1924

Я посетил родимые места,

Ту сельщину,

Где жил мальчишкой,

Где каланчой с березовою вышкой

Взметнулась колокольня без креста.

« Возращение на родину» 1924

Кто с прострелом в груди,

Кто в боку,

Говорят:

«Нам пора в Баку –

Мы посмотрим.»

« Баллада о двадцати шести» 1924

Пой, поэт, песню,

Пой,

Ситец неба такой

Голубой.

Море тоже рокочет.

«« Баллада о двадцати шести» 1924

Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею.

А я, сгубивший молодость свою,

Воспоминаний даже не имею.

«Русь уходящая» 1924

Какой скандал!

Какой большой скандал!

Я очутился в узком промежутке.

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

«Русь уходящая» 1924

Россия‑мать!

Прости меня,

Прости!

Но эту дикость, подлую и злую,

Я на своем недлительном пути

Не приголублю

И не поцелую.

« Русь бесприютная» 1924

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

« Русь уходящая» 1924

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что‑то резкое

В лицо бросали мне.

«Письмо к женщине» 1924

О Дельвиге писал наш Александр,

О черепе выласкивал он

Строки.

Такой прекрасный и такой далекий,

Но все же близкий,

Как цветущий сад!

«Письмо сестре» 1925

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

«Черный человек» 1925

Эх, бывало заломишь шапку,

Да заложишь в оглобли коня,

Да приляжешь на сена охапку, –

Вспоминай лишь, как звали меня.

«Эх вы, сани! А кони, кони!» 1925

Есть музыка, стихи и танцы,

Есть ложь и лесть…

Пускай меня бранят за стансы –

В них правда есть.

« 1 мая» 1925

Привет, сестра!

Привет, привет!

Крестьянин я иль не крестьянин?!

Ну как теперь ухаживает дед

За вишнями у нас, в Рязани?

«Письмо сестре» 1925

Вижу сон. Дорога черная.

Белый конь. Стопа упорная.

И на этом на коне

Едет милая ко мне.

Едет, едет милая,

Только нелюбимая.

«Вижу сон. Дорога черная.» 1925

Много я видел, и много я странствовал,

Много любил я и много страдал,

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

«Снежная замять дробится и колется,» 1925

Молча я комкаю новую шапку,

Не по душе мне соболий мех.

Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,

Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

«Синий туман. Снеговое раздолье» 1925

Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.

«Ты меня не любишь, не жалеешь,» 1925

Года текли.

Года меняют лица –

Другой на них

Ложится свет.

Мечтатель сельский –

Я в столице

Стал первокласснейший поэт.

«Мой путь» 1925

Ужель она?

Ужели не узнала?

Ну и пускай,

Пускай себе пройдет…

И без меня ей

Горечи немало –

Недаром лег

Страдальчески так рот.

«Мой путь» 1925

Синтаксическая анафора:

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

«Я обманывать себя не стану» 1922

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь – чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре» 1922

Ах постой. Я ее не ругаю.

Ах, постой. Я ее не кляну.

Дай тебе про себя я сыграю

Под басовую эту струну.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре» 1922

Так чего ж мне ее ревновать.

Так чего ж мне болеть такому.

Наша жизнь – простыня да кровать.

Наша жизнь – поцелуй да в омут.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре» 1922

Грубым дается радость,

Нежным дается печаль.

Мне ничего не надо,

Мне никого не жаль.

«Грубым дается радость» 1923

Были годы тяжелых бедствий,

Годы буйных, безумных сил.

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь.

«Эта улица мне знакома» 1923

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

«Заметался пожар голубой» 1923

Уже все чуяли грозу.

Уже все знали что‑то.

Знали,

Что не напрасно, знать, везут

Солдаты черепах из стали.

«Воспоминание» 1924

Не она ли это?

Не она ли?

Ну да разве в жизни

Разберешь?

Если вот сейчас ее

Догнали

И умчали

Брюки клеш.

«Батум» 1924

Это все, что зовем мы родиной,

Это все, отчего на ней

Пьют и плачут в одно с непогодиной,

Дожидаясь улыбчивых дней.

«Этой грусти теперь не рассыпать» 1924

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

«Отговорила роща золотая» 1924

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Не тот.

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

« Возращение на родину» 1924

Кольцов,

И наш Некрасов в них,

В них я,

В них даже Троцкий,

Ленин и Бухарин.

Не потому ль мой грустью

Веет стих,

Глядя на их

Невымытые хари

« Русь бесприютная» 1924

Мне страх не нравится,

Что ты поэт,

Что ты сдружился

С славою плохою.

Гораздо лучше б

С малых лет

Ходил ты в поле за сохою.

« Письмо от матери» 1924

Забудь про деньги ты,

Забудь про все.

Какая гибель?!

Ты ли это, ты ли?

Ведь не корова я,

Не лошадь, не осел,

Чтобы меня

Из стойла выводили!

« Ответ» 1924

Милая, ты ли? та ли?

Эти уста не устали.

Эти уста, как в струях,

Жизнь утолят в поцелуях.

Милая, ты ли? та ли?

Розы ль мне то нашептали?

«Море голосов воробьиных.» 1925

Я – беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни – сердцем подпевать,

Только бы струилась легкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать.

«Я иду долиной. На затылке кепи,» 1925

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять и живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

«В этом мире я только прохожий, 1925

Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей, –

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

«Синий туман. Снеговое раздолье» 1925

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы –

На этих липах снег да иней.

«Какая ночь! Я не могу.» 1925

Но, всегда ища себе родную

И томясь в неласковом плену,

Я тебя нисколько не ревную,

Я тебя нисколько не кляну

«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,» 1925

Что случилось? Что со мною сталось?

Каждый день я у других колен.

Каждый день к себе теряю жалость,

Не смиряясь с горечью измен.

«Может, поздно, может, слишком рано» 1925

Морфемная анафора:

Наивность милая

Нетронутой души!

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить: «Достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры».

«Письмо деду» 1924

Сочинитель бедный, это ты ли

Сочиняешь песни о луне?

Уж давно глаза мои остыли

На любви, на картах и вине.

«Сочинитель бедный, это ты ли»1925

Строфико-синтаксическая анафора:

Прощай, Баку! Тебя я не увижу.

Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.

И сердце под рукой теперь больней и ближе,

И чувствую сильней простое слово: друг.

Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!

Хладеет кровь, ослабевают силы.

Но донесу, как счастье, до могилы

И волны Каспия, и балаханский май.

Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!

В последний раз я друга обниму…

Чтоб голова его, как роза золотая,

Кивала нежно мне в сиреневом дыму.

«Прощай, Баку! Тебя я не увижу.» 1925

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос…

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней…

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

«Я помню, любимая, помню»1925

Эпифора:

Лексическая:

Шуми, левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми, левкой и резеда.

«Цветы» 1924

Просмотров работы: 10351