Читаешь-понимаешь? ! (основы техники чтения)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Читаешь-понимаешь? ! (основы техники чтения)

Ладыгин А.Л. 1
1гимназия "Жуковка"
Сытник С.А. 1
1гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить».

В.А.Сухомлинский

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился работать с текстом.

То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно.

Когда-то Россия занимала одно из первых мест в мире среди развитых стран по уровню чтения населения.

Однако сейчас интерес к книге заметно падает. Многие учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие задачи, грамматическое правило или вопрос при однократном чтении, не могут вычленить главное в тексте.

Почему многие подростки неохотно и мало читают, а написание даже небольших по объему сочинений вызывает затруднения?

Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость школьников. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много и легко. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Отсюда возникает проблемный вопрос: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения или нет?

Обоснование выбора темы проекта.

Я трачу на выполнение домашних заданий много времени, долго читаю параграфы, с трудом запоминаю прочитанное, не успеваю полноценно отдохнуть. Известно, что в нашем классе есть ученики, которые отлично учатся, и я заметил, что все они быстро и выразительно читают вслух. Мне стало интересно: смогу ли я улучшить свою технику чтения ,систематически работая над скоростью и качеством речи. Именно поэтому я выбрал для проектной работы в этом учебном году для проектной работы тему "Читаешь-понимаешь?!". И знаки в конце стоят неслучайно. Действительно радостно, когда читаешь выразительно, осмысленно, а не механически, не вникая в суть в суть прочитанного.

Цель проекта:

Совершенствовать свою технику чтения ,систематически выполняя рекомендованные упражнения, выработать навык осознанного чтения, научиться приемам работы с текстом.

Актуальность выбора определена следующими факторами: обучающиеся российских школ в своем большинстве:

не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать  детали;

не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

не могут учесть точку зрения или знания адресата;

не могут определить замысел и цели автора текста.

Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:

Совершенствование техники чтения.

Формирование умений работы с прочитанным текстом.

Стратегия и методы реализации проектных задач предусматривает, что проектная работа выполняются в два этапа, с определением промежуточных результатов

1этап-изучение теоретического материала по теме и первичные замеры параметров Техники чтения

2 этап - практическое освоение приемов по улучшению качества чтения с контрольными замерами параметров, постепенное формирование информационного банка упражнений для совершенствования собственной техники чтения.

Ожидаемым результатом реализации проекта является:

личный рост качества чтения на 20 %;

рост скорости чтения на 10 %;. Выход на оптимальный уровень чтения – 130-слов в минуту для успешного освоения учебного материала.

положительная динамика мотивации к чтению.

Продукт проектной работы :

методические рекомендации для учителей гимназии «Технология развития и формирования сознательного читателя» с Приложениями

банк средств, методов и приемов развития и формирования сознательного читателя.

пособие с текстами для гимназистов "Учитесь читать!"

Оценка результатов проекта:

Показатели оценки реализации проекта:

качество методических рекомендаций и пособий (внешняя экспертиза: учитель-рецензент Титова М.И. );

личный рост качества чтения на 20 %; ( мониторинг скорости чтения , последний замер 12 апреля- 129 слов)

Дальнейшее развитие проекта:

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию сознательного читателя;

вовлечение в проект гимназистов 5-9 классов

Основная часть

1.Формирование умения чтения как универсального учебного действия

Важность данного проекта обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Также навык смыслового чтения очень важно для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией. На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения .

Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения.

2.Уровни понимания текста

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. 

Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. 

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Одним из путей развития читательской грамотности является обучениюе смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Технологии, методы, формы при работе с текстом

1.«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

2. «Технология критического мышления»

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи:

-активизации познавательной деятельности обучающегося;

-развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

-информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

ИНСЕРТ – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«V» - помечается то, что уже известно.
«-» - помечается то, что противоречит представлению учащегося.
«+» - помечается то, что является для него интересным.
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.
Толстые и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определённо не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).

? тонкие

? толстые

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

Почему вы считаете…

Может…

В чём разница…

Будет…

Предположите, что будет, если…

Мог ли…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…

3.Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

 Слабочитающий ученик будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость

Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

Существуют наиболее эффективные резервы обучения чтению!

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; упражнения должны выполняться короткими порциями, но с большей частотой.

Следует систематически выполнять упражнения следующего вида:

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арсааржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

 

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!

Чтение в темпе скороговорки

Отрабатываются четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ученик переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение называется

“Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ученик кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

“Молния”

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

3. Скорочтение – это умение не только быстро читать, но и умение быстро мыслить. Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного.

Полезно выполнять следующие упражнения:

Упражнения.

1. Сжимайте и разжимайте пальцы обеих рук, с начало медленно и плавно,

без рывков и остановок. Далее увеличивайте темп и переходите на ускоренный, а после этого опять возвращайтесь к медленному. Постепенно уменьшайте интервал между разными скоростями движения пальцев – от 30, 20 до 10 секунд. Время тренировки 2-4 минуты.

2. Прочитывайте только первое и последнее слово в каждой строке текста.

Это упражнение улучшает двигательную способность глаз, приучая их очень быстро пробегать строки, слева направо и справа налево, не пропуская ни одной. Одновременно это хорошая тренировка внимания. Выполняйте упражнение ежедневно в течение 5 минут.

3. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки – на поясе.

Делайте резкие повороты головы вправо и влево, направляя взгляд по ходу движения головы. Сделайте 15-20 поворотов в каждую сторону сначала в быстром, затем в замедленном темпе.

4. Голова неподвижна, двигаются только глаза. В вытянутой перед собой

руке держите карандаш. По широкой амплитуде многократно двигайте руку вправо-влево, вверх-вниз. Глазами неотрывно следите за карандашом. Выполняйте это упражнение в медленном, потом в более быстром темпе, а затем вновь в медленном.

5. Вычерчивайте в своей тетради непрерывную цепочку спиралей,

увеличивая темп движения карандаша по направлению к центру каждой спирали. Начинайте тренировку на круглых спиралях, затем переходите на вытянутые. После заполнения страницы пройдите по цепочке зафиксированных вами спиралей тот же самый путь, но уже без карандаша, только глазами. Меняйте ритм движения глазами – от медленного в начале каждой спирали – до быстрого при приближению к ее центру.

6. Читайте книгу вслух. Меняя темп чтения через каждые 7-10 строчек от

крайне медленного до предельно быстрого. Длительность упражнения 5-7 минут.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную.

Практическая часть

Анализ результатов диагностики сформированности навыка чтения

у учащихся 6-11 классов

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Наверное, все видели на стенде портреты лучших учеников гимназии, отличников. Я решил начать свое исследование с выявления их техники чтения. Есть ли прямая зависимость между скоростью чтения и качеством учебы? Вот результаты:

Вывод: Вывод: Все ученики прочитали текст очень быстро, выразительно, соблюдая правила орфоэпии, особенно Джапаридзе Иван, ученик 11 кл

Дальше я замерил скорость чтения у учеников , имеющих большое количество "троек":

Вывод: Все ученики .имеющие итоговые удовлетворительные оценки, показали низкую технику чтения, допускали много ошибок, искажая слова, читали невыразительно, не ставили логические ударения, так как не всегда понимали смысл прочитанного.

Затем мне стало интересно выяснить качество чтения у моих родных и знакомых, людей разного возраста ,образования и социального положения.

С помощью очень удобной программы я начал в октябре работу над совершенствованием своей техники чтения. Я стал систематически читать вслух, увеличивая скорость чтения, работая над всеми параметрами: выразительностью, правильным дыханием, громкостью. Результаты заносил в таблицу.

Вывод: Хотя скорость чтения увеличилась незначительно, меньше ожидаемого со 126 до 129 слова, но другие параметры стали заметно лучше (выразительность повысилась, количество ошибок уменьшилось )

Как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Я стал изучать теоретический материал по теме, стал выполнять рекомендованные упражнения и скоро заметил положительный результат. С октября по апрель качество моего чтение улучшилось на 20 процентов, с скорость на 10 процентов.(129 слов в минуту)

Но я работал в основном над скоростью и выразительностью чтения. А ведь очень важно уметь понимать прочитанное, механическое воспроизведение текста бессмысленно.

Я стал работать и над этим вопросом. Существует много способов осмысленного чтения.

- Работа с текстом до чтения( заголовок, первая строчка, иллюстрации)

-Работа с текстом во время чтения(выделение ключевых слов, знаки на полях)

- Работа с текстом после прочтения(анализ, таблицы, схемы)

Ребята из разных классов помогали мне формулировать вопросы к текстам, для пособия по технике чтения.

"тонкие" (требующие односложного ответа

"толстые" (требующие развернутого ответа)

В ходе работы над проектом возник вопрос: Существует ли в учебных заведениях других стран нечто подобное нашей проверки техники чтения?

Я попросил Макса Опенгейма выяснить этот вопрос в той школе, где он сейчас обучается. Оказалось, что ничего подобного у них нет. Более того, ученики практически не читают вслух, только "про себя".А если им приходится прочесть текст, то делают это достаточно быстро, но крайне невыразительно. Зато в этой школе много работают над качеством монологической речи, придумывая устно выступления на разные темы, учат ораторскому мастерству.

В Германии (в городе Ганновере) есть нечто похожее на нашу технику чтения в начальной школе. Дети вместе читают вслух текст, по команде учителя все останавливаются, продолжая читать молча, а один ученик читает громко и выразительно на оценку, потом опять все вместе в одном темпе, затем кто-то другой.

Но никто скорость не замеряет и критериев техники чтения нет. Однако и там вслух выразительно многие старшеклассники читают плохо.

Заключение

В ходе работы над проектом

- Я познакомился с эффективными апробированными методиками, влияющими на технику чтения и реально улучшил свои показатели техники чтения.

- Использовал в работе по совершенствованию качества чтения следующие упражнения:

направленные на развитие четкости произношения;

вырабатывающие внимание к слову и его частям;

развивающие оперативное поле чтения и память;

-Выполнял задания, направленные на формирование умения работать с текстом,

и научился :

-читать выразительно, без ошибок, со скоростью 129 слов в минуту

-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

-находить аргументы, подтверждающие вывод;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы

-интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Заключение:

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, о том ,что существующая в Российских школах практика работы над техникой чтения, систематические замеры параметров, наблюдение за динамикой дает положительные результаты. К 7 классу 87 процентов учеников нашей гимназии имеет хорошую технику чтения.

Используя рекомендованные упражнения, можно совершенствовать навык чтения вслух, значительно увеличить скорость чтения, что позволит улучшить общие показатели в учебе.

Список использованной литературы:

Андреев О. А., Хромов Л. Н. "Учитесь быстро читать". М., Просвещение 1991

Ланцова Т. А. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках на уровне основного общего образования Молодой ученый. — 2015 №10

Национальная программа поддержки и развития чтения // Электронный источник. Режим доступа: http://www.library.ru/

 Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. :Баласс, 2012

Снитко Т.В. Школа быстрого чтения. Минск-Харвест,2007.

Просмотров работы: 41