Читательская навигация в современной детско-подростковой литературе

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Читательская навигация в современной детско-подростковой литературе

Затямина Е.А. 1
1МБОУ Салтынская СШ
Киреева М.В. 1
1МБОУ Салтынская СШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого детства я люблю читать. Сначала это были сказки, детские стихотворения, рассказы, повести, читая которые, я окуналась в мир книжных приключений. С возрастом любовь к чтению только приумножилась. Становясь взрослее, я переключилась на более серьезные произведения, которые не только увлекают сюжетом, но и имеют мораль, дают "пищу" для ума, учат чему-то новому. Именно чтение как вид досуга делает окружающий нас мир прекраснее, многограннее и интереснее. Кроме того, я понимаю, что в современном мире человек нечитающий – неуспешный человек. Если мы хотим стать успешными, должны уметь читать, причём читать разную литературу. Преимущественно литературу, которая воспитывает какие-то очень важные нравственные качества. К сожалению, сегодня общение с книгой не является таким массовым явлением, как это было в XX веке. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе; в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Я решила узнать, читают ли современные подростки и что читают. Были опрошены ученики нашей школы с 5-11 классы. Результат опроса виден на диаграмме:

Как мы видим, большая часть подростков читает что-то в соцсетях. На самом деле многие мои сверстники любят читать книги, даже те, кто говорят: «Не люблю читать». Просто они не знают, что читать. Многие читают литературу второго или третьего ряда, массовую. Зачастую не помнят ни автора, ни героев. Качественная литература не доходит до читателей.

А тем не менее книга открывает перед читателем огромный мир, таинственный и манящий, в котором хочется жить и быть успешным. Всегда интересно читать о себе, живущем сейчас, здесь. Интересно, когда поставлены в книге проблемы и даны варианты их разрешения. Чтение должно быть удовольствием.

На рынке сейчас бум литературы, бум литературы детской, подростковой и юношеской. Сориентироваться в этом огромном мире литературы сегодня довольно сложно. У каждого автора, который пишет для детей и подростков, своё имя, своя траектория судьбы и писательской карьеры, свой творческий почерк и художественный метод. Современные детские писатели совершенно не похожи друг на друга. И это здорово, потому что читатели тоже все разные! И, чтобы каждый писатель и каждый читатель нашли друг друга, им надо помочь встретиться. Для этого должен быть своего рода путеводитель по современной детской, подростковой и юношеской литературе. Такой навигатор я решила создать.

Цель:

создать читательскую навигацию в современной детско-юношеской литературе.

Задачи:

1. Познакомиться с творчеством современных авторов, с новинками современной детской, подростковой, юношеской литературы.

2. Изучить, систематизировать по рубрикам произведения современных авторов, новинки современной детской, подростковой, юношеской литературы.

Предмет исследования:

творчество современных авторов, новинки современной детской, подростковой, юношеской литературы.

Новизна. При проведении исследования собран материал по данному вопросу, который может быть применен на практике.

Глава I. Человек и государство в прозе для детей и подростков

То, что знаешь в детстве, – знаешь на всю жизнь,

и что не знаешь в детстве, – не знаешь на всю жизнь.

М. Цветаева

Книга открывает перед читателем огромный мир, таинственный и манящий, в котором хочется жить и быть успешным, что сегодня, как я уже говорила, является немаловажным. Современная детско-подростковая литература не чужда «вечных» проблем, то есть общечеловеческих, интересных и взрослым, и детям разных стран и народов. Мне и моим сверстникам предстоит жить в многополярном мире. Уже сегодня мы можем подготовить себя к этой жизни через осмысление и переживание событий истории своей страны, истории разных народов, через сопереживание героям-подросткам современных книг, соединяя получаемые сведения и поднятые проблемы с содержанием произведений. В истории любой страны есть темы, о которых говорить нужно, но страшно. Одна из таких тем для нашей страны – советская история 30-40 годов, репрессии, лагеря. Для нас, современных подростков, это уже очень далёкое прошлое, сохранившееся только в редких фотографиях прадедов.

Для ребят 5-8 классов знакомство с темой «Человек и государство» можно начать с небольшой книжки Е. Ельчина «Сталинский нос». Эта книга американского художника русского происхождения представляет собой сплав иллюстраций-комиксов и текста, минимально данного на каждой странице. Это, с одной стороны, облегчает восприятие читаемого, особенно детьми, привыкшими к комиксам. Недаром книга сначала вышла в Америке и была адресована англоязычным школьникам, которым рассказывалась правда об СССР. По словам автора, книга была написана, чтобы не забывали, что пережили люди России, чтобы не допускали искажения исторической истины. С другой стороны, старшие подростки уже скептически воспринимают данный текст, считая его «детским», хотя он таковым не является. Реалии не только 1930-х, но и начала 1970-х вспыхивают в нашей памяти, потому что страх, о котором пишет Е.Ельчин, жив был и в середине – конце XX столетия, живёт и сейчас.

На эту же тему совсем недавно вышло ещё одно произведение, рассчитанное скорее на старших подростков. Это книга О. Громовой «Сахарный ребёнок». Как и произведение Е.Ельчина, основанное на воспоминаниях его отца, так и роман О.Громовой повествует о реальных людях и событиях, о девочке Элле и её маме, оказавшихся в ссылке в Киргизии как члены семьи «врага народа». Счастливое детство в любящей семье прервалось слишком рано. Элле всего было 5 лет, но впечатлительный и умный ребёнок запомнил практически всё, что произошло в их с матерью жизни на протяжении 10 лет. Суровая «школа жизни», жёсткое и одновременно трепетно-любящее воспитание матери помогли Элле достойно прожить и последующую нелёгкую жизнь.

Роман О.Громовой – предельно реалистическое произведение, которое с полным правом можно назвать социально-психологическим романом. И хотя повествование ведётся от лица ребёнка, перед нами впервые предстаёт образ русской дворянки, выстоявшей в тяжелейших моральных и физических испытаниях. Инвалид детства, мать Эли, не отказывается от тяжёлой работы ни в концлагере, куда она сначала попадает с пятилетней дочкой, ни на поселении. Это не «кисейная барышня» или «тургеневская девушка», это мужественная и сильная женщина, которая в любых ситуациях пытается создать своему ребёнку «нормальное детство», шутит и читает стихи, поёт песни, вселяет уверенность в то, что все испытания рано или поздно закончатся.

Также о тёмных страницах в истории нашей страны рассказывает роман-сказка Ю.Яковлевой «Дети ворона», первая книга из цикла «Ленинградские сказки». Эта книга о страхе и смелости, о равнодушии и надежде, о том, что даже в детстве, когда зависишь во многом от других, от взрослых, можно и нужно оставаться свободным, несмотря на времена. В книге говорится о 1938 г., о детях, чьих родителей арестовали (чёрный ворон забрал, как они узнают от взрослых). Реальность в детском восприятии превращается в страшную сказку. Это только первая книга, а всего Ю.Яковлева планирует выпустить 5 частей, действие последней будет происходить уже в 50-х годах прошлого века.

Глава II. Война: Великая Отечественная и Вторая мировая в прозе для детей и подростков

То, что знаешь в детстве, – знаешь на всю жизнь,

и что не знаешь в детстве, – не знаешь на всю жизнь.

М. Цветаева

Сегодня часто говорят и пишут о потере связей между поколениями, потере «исторической памяти», причем многие уверенно утверждают, что памятьпрошлого …должна оставаться в прошлом».К сожалению, за давностью лет Великая Отечественная война уже не воспринимается многими как какое-то значимое событие. Именно книги во все времена были почти тем единственным, что сохраняло и передавало поколениям информацию, историю, события. Хорошие, правдивые книги делают это лучше, чем устные пересказы, предания. Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. Это:«А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» Бориса Васильева, «Судьба человека» Михаила Шолохова и др. Мне хочется рассказать о других книгах.

Книга Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Показана война глазами 10-летнего мальчика. И хотя в повести описывается один год из жизни десятилетнего немецкого мальчика,произведение это совсем не детское. Оно и об одиночестве ребенка в миревзрослых, которые не посвящают его в свои дела и ничего ему не объясняютни в окружающей действительности, ни о нацизме, ни о Холокосте, заботясьлишь о внешнем: быте, учебе, пропитании и одежде. Именно поэтому маленький Бруно, веря в «Великую Германию», не может объяснить, ни почемуГермания лучше других стран, ни где она находится. Он также точно ничегоне знает о Польше, куда приезжает его семья по месту службы отца, искреннеполагая, что Польша находится …в Дании. Любознательный и добрый мальчик скучает по друзьям и приключениям, поэтому отправляется в «исследовательские путешествия» по окрестностям, где и знакомится со своим одногодкой – Шмуэлем. В книге нет захватывающего сюжета, но и заставлять себя читать не приходится. На всем протяжении рассказа держится что-то невыговоренное. Язык прост, легко читается. Но…понимается очень тяжело. Ужасает создавшаяся ситуация. Кошмар и вся дикость событий, происходящих в этой книге, вряд ли оставят кого-нибудь равнодушным. Жестокость войны… Маленький Бруно рассказывает всем нам то, что с ним происходит и как он это переживает. Рассказывает о своем невероятном знакомстве со Шмуэлем, мальчиком с другой стороны стены.  После прочтения очень трудно описать свои эмоции.

В повести Анники Тор «Остров в море» рассказывается история девочки из семьи австрийских евреев, которых приняла и спасла шведская семья. Это взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребёнок.

Если вы читали "Тайну Золотой Долины" В.Клепова, то уже знакомы с Васькой Молокоедовым, Димкой Кожедубовым и Левкой Гомзиным - веселыми и отважными мальчишками из Острогорска, большими любителями приключений. Но едва успела закончиться одна история, как началась другая… Никто из ребят не ожидал, что в Острогорск войдут фашисты. И беда не приходит одна: вместе с соотечественниками друзей угоняют в Германию, где им против воли приходится батрачить на властную и жестокую баронессу фон Фогель. И конечно, у наших мальчишек тут же созревает план побега! Однако вернуться на родину оказывается непросто. Друзьям предстоят по-настоящему суровые испытания, горькие потери и неожиданные встречи. Об этом книга В.Клепова «Четверо из России».

Э.Веркину, молодому современному автору, которому нет и 40, удалось увлечь подростков книгой о настоящих героях - юных участниках партизанского подполья «Облачный полк». В книге перед нами предстают обычные люди: по пояс в грязи и снегу, партизаны конвоируют перепуганных полицаев, выменивают у предателей гранаты за тушенку. Вот Димка, взявший в руки оружие и мечтающий открыть счет убитым фрицам. Вот и дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, боец от Бога. А еще Ковалец, который между боями показывает свой характер в общении с партизанами, не всегда ладит с ними, но во время боя показывает себя настоящим героем... Или Шурик, по кличке Шурый, который мечтает получить свой первый пистолет. В книге показана обыденная жизнь партизан. Она для нас необычная: это сложные условия, это зима, холод, сражения с немцами. Но для них обычная каждодневная жизнь. В книге очень много тяжелых эпизодов, но ребята постоянно вспоминают о том, как они жили в мирное время. «Облачный полк» - это все те люди, которые в разные времена отдавали свои жизни за нашу Родину.

Также о войне можем прочитать книги В.Шефнера «Сестра печали», У. Орлева «Беги, мальчик, беги», В.Драгунского «Он упал на траву» и др.

Во всех этих произведениях сказано о войне честно, доступно, читать их интересно. Герои - наши ровесники.

Глава III. Пора взросления в прозе для детей и подростков

Ты сразу поймешь, что детство закончилось.

Ты не пропустишь этот момент.

С.В. Волкова. «Подсказок больше нет»

О жизни наших ровесников сегодня, сейчас, об их проблемах очень много и реалистично пишут многие современные авторы. Как хочется быть взрослым, преодолевать трудности и понимать: через это преодоление – растёшь!

Каретникова Е.А. «Кто живет за стеной?» - молодежная романтическая повесть. Кто он, симпатичный мальчишка из соседнего подъезда? Лжец, от которого не дождешься ни слова правды? Вор, способный стащить самую ценную вещь и смотреть на тебя честными глазами? Или благородный рыцарь, который всегда придет на помощь? Лена разберется сама. Ведь ей так хочется казаться взрослой! Правда, иногда гораздо проще оставаться маленькой девочкой и знать, что в трудную минуту кто-то по-настоящему зрелый и умный сможет выручить из беды. Если бы Лена это знала с самого начала...

 Доцук Д.C. «Я и мое чудовище». Лера из тех, кто без памяти влюблён в море. Но не принцы на кораблях под алыми парусами занимают ее мысли, а загадочное морское чудовище. А еще - страшная тайна старого сундука и внезапно налетевший шторм, который вот-вот разрушит ее семью, казалось, такую крепкую, а на деле самую хрупкую вещь на свете. Но Лера не отчаивается.

Новый остросюжетный роман екатеринбургского писателя О. Раина «Отроки до потопа» можно назвать современным «романом воспитания», так как он — о взрослении героя-подростка, о том, как школьник Сергей Чохов сталкивается с множеством ситуаций, в которых он вынужден делать очень трудный, неудобный, но единственно правильный выбор и нести ответственность за него. Герой учится драться за то, что считает правильным, не молчать, даже если он оказался один против всех, верить в дружбу и любовь. В целом, это живая и позитивная история взросления героя-подростка, обретения им истинных жизненных ценностей.

Э.Веркин «Друг - апрель». Это правдивое и пронзительное повествование о непростой жизни в современной российской глубинке. Главный герой повести подросток Аксён (Иван Аксентьев) живет на маленьком железнодорожном разъезде Ломы в Костромской области. Мимо проносятся поезда, унося вдаль красивую и благополучную жизнь. Семья Аксёна неблагополучная - отца нет; мать пристрастилась к спиртному. Драки, брань, а зачастую и голод – норма жизни этой семьи. Обстоятельства сложились так, что Иван вынужден бросить школу, не получив аттестата за девятый класс. Но он не пропал в жизни – честно отслужил в армии, занялся небольшим бизнесом. Независимо от того, понравится книга или нет, она, несомненно, впечатлит, ошеломит, растревожит душу. Это точно!

Глава IV. Книги о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, равнодушии и отзывчивости, о первой любви

Здесь всё, как в жизни: надежда и разочарование, мечты и реальность, предательство и верность, любовь, без которой люди не были бы людьми.

Сборник повестей и рассказов питерского писателя А. Неклюдова "Звезда по имени Алголь" - это история о первой любви, взрослении, об отношениях подростков друг с другом и миром взрослых, написанная со знанием жизни, с юмором и большим уважением автора к своим героям.

Герои произведения Крюковой Т. «Костя и Ника» - Ромео и Джульетта наших дней. Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередьо любви. О том, что настоящая любовь приходит независимо от возраста и побеждает всё. Даже, казалось бы, невозможное... Героям этой книги пришлось столкнуться с коварством, ложью, тайными интригами и откровенной враждой. А ещё эта книга о том, что рыцари встречаются и в наши дни, и прекрасного принца не обязательно должна украшать корона. Сюжет повести лёг в основу художественного фильма "КостяНика. Время лета".

Ещё один роман Т.Крюковой «Триптих в чёрно-белых тонах» - о любви. Это история современного Пигмалиона. Он - мастер, она - лишь податливая глина в его руках. День за днём из ничего он лепит совершенство. Но однажды всё меняется. Она перестаёт быть послушной марионеткой. Отныне она режиссёр и кукловод в этом театре жизни.

В книги замечательной российской писательницы Е.Габовой «Просто про любовь», «Чайка с застывшим взглядом», «Дождь из прошлого века» вошли повести о любви, удивительно точно передающие настроения нас, подростков. Порой в жизни случается так, что невинная забава оборачивается серьёзным испытанием; казалось бы, крепкая дружба рушится, как карточный домик... Герои Е.Габовой - живые люди, и, как всем, им свойственно ошибаться, искать себя, надеяться и верить.

Пономарев. Н.А. «Просто жить». Пятнадцать лет - это много или мало? За свою жизнь Матвей успел познать и безответную любовь, и разочарование в близких людях, и даже побывать на краю гибели. Спасение от одиночества и отчаяния пришло неожиданно, причем там, где он этого не ждал...

Каретникова. Е.А. «Штурман пятого моря». Если полгода преследуют неудачи, если парень, который нравится больше всех на свете, исчезает в самый трудный момент, если сестра твердит, что ты наивная и некрасивая, можно ли не разучиться верить людям? Если все случайности складываются против тебя, если девчонка, которую считаешь самой лучшей, уверена, что ты - предатель, если минута слабости оборачивается месяцами глухой тоски, можно ли вернуться в прежнюю беззаботную жизнь? У героев повести будет время найти ответы на эти вопросы. И каждый из них выберет свой путь. Путь друг к другу.

Только одним своим названием - «Не предавай меня!» - читателя притягивает повесть Т. Михеевой. А после прочтения первой главы станет ясно, что книга будет дочитана до конца. Здесь есть и любовь, и дружба, и зависть, и подлость. Аутсайдер - слово страшное, заставляющее ныть под ложечкой, означающее, что ты один и никому не нужен. О том, что она аутсайдер, Юля Озарёнок узнала случайно, услышав обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога. С этого и начались её несчастья. За свою, в общем-то, недолгую школьную жизнь Юле и её одноклассникам приходится столкнуться с множеством конфликтов, включая «войну» и бойкоты, интриги и сплетни, выяснение отношений. Жизнь подростков насыщена событиями, которые подчас для них намного важнее школьных занятий. Часто за всем этим стоит простое недоразумение, недопонимание, недоговоренность. Только сумев во всем разобраться и расставив все точки над «i», можно с достоинством выйти из любого отчаянного положения. Эту замечательную молодежную романтическую повесть полезно прочитать, на мой взгляд, не только подросткам, но и взрослым.

Новая повесть Т. Михеевой «Когда мы останемся одни» рассказывает о том, как живут, дружат и играют ребята в одном маленьком российском городке. О том, как это бывает в то время, когда деревья кажутся большими, а мир еще подчиняется законам любви, дружбы и справедливости. Иногда тебе кажется, что ты один во всём свете, что все тебя оставили и никому нет дела до твоих проблем. Но так ли это на самом деле? Может, если приглядеться внимательнее, найдётся тот, кому ты нужнее всех, кто любит тебя всем сердцем. И может быть, ты полюбишь его в ответ...

Глава V. Книги об одиночестве подростков

Наверное, нет такого человека, который бы не чувствовал себя одиноким в определённые моменты своей жизни. Ведь одиночество, как состояние Души, присуще человеку на протяжении всей его жизни, более того – оно часто необходимо, чтобы осознать себя и свои поступки, разобраться в сложных и достаточно простых ситуациях, кажущихся в какой-то момент сложными. Одиночество необходимо для душевного взросления и духовного роста, но в подростковом возрасте оно может стать невыносимым, если рядом не окажутся люди, способные на понимание и сострадание, ненавязчиво помогающие подростку преодолеть свои страхи и комплексы, научиться справляться и со своим одиночеством, и с реалиями окружающего мира.

За последние годы в России было издано много книг о подростковом одиночестве, о трудной поре взросления современного ребенка.

Повесть И.Краевой «Баба Яга пишет» - не столько книга для детей, сколько книга о детстве. Автор правдиво и глубоко рассказывает о том, с чем каждому из нас приходилось сталкиваться в эту, казалось бы, райскую пору: первые радости и первое горе, первая жестокость и первая любовь, первое знакомство с далекими краями и первая встреча со смертью. Осознание того, что есть беда и что есть счастье?

Ещё её повести по этой проблеме: «Моё письмо Аджею», «Письмо Аджея бабушке через много-много лет», «Письмо Аджея маме Оленьке через 15 лет», «Письмо автору» и др.

К этой теме примыкает и недавно вышедшая в свет книга М.Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках». В книге - три повести о жизни подростков, о жизни современной провинции, о чувствах детей и взрослых, о том, что в жизни является самым главным…

Произведение А. Жвалевского и Е.Пастернак «Пока я на краю» более жёсткое, так как посвящено актуальнейшей на сегодняшний момент проблеме детско-подросткового суицида. Главная героиня повести – Алла Данилова – находится в том психологическом состоянии, когда её все раздражает, жить не хочется и смысла в этой жизни не видно.

Повесть И. Манаховой «Двенадцать зрителей» для современного подростка – и читателя, и нечитателя - состоит из небольших глав-рассказов различных людей о пропавшей пятнадцатилетней девочке Ане Берс. Писательница очень точно показывает, как равнодушие окружающих постепенно «добивает» главную героиню, ведет ее к «закономерному» в такой ситуации концу: дома она никому не нужна, подруга и друг предали, в секции тенниса все её ненавидят за успехи.

В рассказе Л. Романовой «Мы приговариваем тебя к смерти» также показано тотальное одиночество подростков в современном мире. О смерти идет речь и в другом произведении о взрослении подростка – в повести С. Волковой «Подсказок больше нет».

Проблема одиночества подростков, умение понять другого, сопереживать ему, почувствовать боль ближнего – вот что поднято в этих произведениях.

Глава VI. Современная зарубежная проза для подростков и юношества

Книга Тимоте де Фомбеля «Тоби Лолнесс» - хорошая, добрая детская пародия на взрослый современный мир.

Книга Роальда Даля «Черепаха» несёт добро, даёт надежду.

Книга Гэри Шмитта «Пока нормально» рассказывает о серьёзных вещах, о настоящих проблемах.

Книга Грина Джона «Виноваты звезды»повествует о чувствах двух подростков, их решимости не отказываться от своей любви, даже если на земле она будет недолговечной. И о взрослых, которым тяжело смотреть, как уходят дети.

Романы французского писателя Тимоте де Фомбеля «Ванго» и испанского писателя Мариаса Фернандо «Где кончается небо» показывают Европу 30-х годов XX века, политические режимы Италии, Франции, Швейцарии, Германии и СССР.

Заключение

Завершился первый этап создания читательского навигатора по современной детско-подростковой литературе. Естественно, это список тем и произведений не окончательный. Книг для подростков очень много. Как я уже отмечала, важно, чтобы авторы «встретились» со своими читателями на территории литературы. Я думаю, моя работа этому поспособствует. Кто-то найдёт для себя и своего автора, и своё произведение, и полюбит книги так, как люблю их я. Как сказал А.Блок, книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Интернет - ресурсы

1) Библиогид. Авторская команда — отдел рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки. С 2002 года, один из самых авторитетных ресурсов. http://bibliogid.ru/

2) Папмамбук - обзоры, конкурсы, критика, публицистика, педагогика чтения: http://www.papmambook.ru/

3)Международная электронная детская библиотека (вне заявленных рамок - это не русскоязычный, но полезный ресурс): http://ru.childrenslibrary.org/

4) Веб-ландия - каталог сайтов для детей, раздел "Литература": http://web-landia.ru/23-literature

5) Блог "Музей детской книги": http://kid-book-museum.livejournal.com/

6) Блоги 60-ти современных писателей

Просмотров работы: 339