Введение
Русь былинная… сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. [2] Героические песни – былины – дошли к нам из глубины веков.
Воспевая богатырей, защитников родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом. Известный исследователь былин Круглов отмечал: «Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары».
Начало XXI века ознаменовалось, как это характерно для рубежа веков, лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим!» Вышли в прокат мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Почему-то авторы этих лент решили, что «строить» нужно, разрушая уже веками построенное.
Юмор в мультфильмах притупляет мыслительную деятельность в школьниках, делает их «слепыми», не способными различать истинное положение вещей. Они перестают понимать, где трус, а где храбрец, где глупый, а где умный, а значит, и свои собственные поступки не способны оценить в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности.
Одна журналистка, представившаяся матерью двоих детей, пришла после просмотра мультфильмов к печальному выводу: «Можно не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на «отлично». Они ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых «богатырских» фильмах то, что они учат наших детей насмехаться над тем, что свято. Утверждая простую истину, что ничего святого уже нет».
Эти наблюдения стали причиной обращения к данной теме исследования.
Тема исследования: Образы русских богатырей в былинах и современной мультипликации.
Объект исследования: Былины:«Алеша Попович и Тугарин», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Идолище Поганое»
Мультфильмы:«Алёша Попович и Тугарин змей» (студия "Мельница", режиссер Константин Бронзит, 2004г.), «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (студия "Мельница" "СТВ", режиссер Владимир Торопчин, 2007 г.), «Добрыня Никитич и змей Горыныч» (студия "Мельница" "СТВ", режиссер Илья Максимов, 2006г.)
Предметами исследования стали: образы богатырей былинах и российской мультипликации начала XXI века.
Цель исследования: проанализировать образы богатырей в былинах, их воплощение в современной мультипликации.
Задачи исследования:
проанализировать образы богатырей;
выяснить, какое воздействие на неподготовленных читателей производит просмотр упомянутых мультфильмов
проследить создание образов былинных героев в современной мультипликации;
развивать духовные ценности учащихся;
развивать навыки самостоятельной работы по планированию, исполнению, корректировке и защите проектной работы;
стимулировать творческую активность учащихся;
формировать навыки сотрудничества в групповой работе с учителями, сверстниками, родителями по сбору и обмену информацией;
провести опрос среди сверстников на предмет их видения образа современного богатыря
Гипотеза: предполагаем, что мультфильмы начала XXI века отрицательно влияют на нравственное воспитание школьников; нельзя считать мультипликационные фильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными;
Методы:
-теоретический анализ художественной литературы и мультипликации XXI века (с упоминанием богатырей);
- наблюдение;
- анкетирование;
- изучение результатов деятельности;
- систематизация и обобщение полученных результатов.
Актуальность темы:
Мы всегда помним и чтим своих соотечественников, прославивших Родину в разные исторические этапы ее существования. Рядом с реальными людьми, защищавшими и защищающими нашу Родину, встают образы древнерусских воинов. И в воображении детей это, конечно же, богатыри.
Современные дети узнают о богатырях в основном из мультфильмов. Поэтому мы считаем, что очень важно, какими в этих мультфильмах предстают перед нами богатыри.
1. Общее понятие о былине. Русские былины.
Русский народ, народ – созидатель и труженик, часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа. [5] Каждый русский человек – патриот России. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые пробуждают в нас чувство национальной гордости. Вот почему народ создал множество былин о патриотических подвигах героев национально-освободительной борьбы. Эти былины называют героическими или богатырскими. Былины рассказывают о таких событиях, которые происходили в очень далекое от нас время. Они передавались устно от одного поколения к другому. В то время, когда создавался наш эпос, они имели широкое распространение и были известны во всей Руси.
Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей во славу Родины. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Былины – это не исторический документы. Они никаких дат не называют.
К концу ХIX века былины почти повсеместно исчезли и сохранились, лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера на побережье Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие наиболее художественные тексты былин. Многие из записанных здесь былин сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси, некоторые же созданы в центральных землях – в Ростово-Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.
На север они были занесены первыми русскими поселенцами, шедшими из новгородских земель и осваивавшими северные и северо-восточные окраины государства. Благодаря особенностям исторического развития, экономики и культуры русского Севера былины сохранились здесь лучше, чем в других местах.
Записываться былины стали сравнительно поздно. Первым сборником былин были «Древние российские стихотворения», собранные и записанные Кришею Даниловым в середине XVIII Века в Западной Сибири.
События, совершавшиеся в жизни восточных славян, не могли не породить стремления рассказать о них. Было сложено много преданий, родилось много легенд, повествующих о жизни и быте славян, о подвигах и деяниях полководцев и воинов древней Руси.
Народ сознавал историческую роль деятелей создававшегося древнерусского государства. О наиболее выдающихся из них слагались народом легенды и предания. Но подлинным героем эпических произведений русского народа являлась Русь, Родина.
Народный географический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. [6] Именно поэтому один из его видов – былины сохранились и дошли до наших дней.
Точно указать время сложения отдельных былин очень сложно. Бесспорно, былины создавались как живой и непосредственный отклик на события государственной, политической жизни народа.
Русские былины народ поет, точнее, сказывает величественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонацией главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.
Зачин былины непосредственно переходит к обрисовке героя произведения, чаще всего показывая его необычное поведение или же говоря об его особенно сложном и ответственном поручении, которое ему дается. Такое поручение выгодно только герою богатырю, и это дает возможность выявить особую роль народного героя и подчеркнуть значительность его образа. Характеристика героя, таким образом, намечается уже при самой развязке действия, входящей в зачин былины.
На княжеском пиру все богатыри «пособраны». С ними пирует князь и дает «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается сама былина.
Медленно и плавно развертывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь. «А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» – так образно-гиперболично рисуется поездка богатыря.[1]
Гипербола вообще характерна для былинного стиля, народ давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Основой для гиперболических описаний эпоса является реальная жизнь и представления о качествах человека, о возможностях, открывающимися перед народом, совершающим подвиги, отстаивающим свою свободу и независимость. Богатырю противостоят полчища враговi, наступающих на Русь,– в былине гиперболично говорится, что они необозреваемы глазом. Гиперболично описывается сила богатыря. Гипербола типична для изображения врагов Руси – Тугарина Змеевича, Соловья Разбойника и т.д.
Пользуясь гиперболой, сказители получали возможность отчетливее изобразить народных героев и яснее высказать отношение к врагам родной земли. Сама внешность чужеземного захватчика сразу же характеризует его и показывает отношение к нему народа. Страшен Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры. И это чудовище побеждает богатырь Алеша Попович – есаул с богатырской заставы.
2. Пародийный образ в мультипликации богатырей Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича.
Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Современная киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная поражает своим разнообразием, в том числе и мультфильмами.
В мультфильме Добрыня Никитич числится на службе Князя Киевского, как и полагается богатырям. Он честно и исправно исполняет свои обязанности, неукоснительно выполняя поручения Князя. Добрыня защищает Княжество Киевское, собирает дань с врагов и подчиненных княжеств, и вообще – делает все, чего требует служба богатыря земли Русской. Добрыня Никитич – состоявшийся семьянин – единственный мультипликационный герой такого плана, чья история не заканчивается в конце мультфильма шумной свадьбой. Добрыня уже много лет служит Князю Киевскому, не сомневаясь в обоснованности его поручений. Но очередная просьба Князя вынуждает Добрыню сомневаться в ее честности. Как истинный богатырь, Добрыня Никитич разрешает конфликт, несмотря на все препятствия, сложности и преграды. Добрыня терпеливо относится к своему назойливому
и очень болтливому спутнику Елисею, обучая его премудростям богатырской
науки. Добрыня – это колоритный, яркий и самый заметный персонаж мультфильма.
Текст былины |
Мультфильм |
Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами |
Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарми |
Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово |
Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану |
Похищение племянницы для князя - полная неожиданность |
Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву |
Добрыня спасает Забаву один |
Вместе с Добыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей |
Змей - заклятый враг богатыря |
В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне |
Заканчивается спасением Забавы |
Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы |
Он воплощает в себе наиболее характерные черты собирательного образа богатыря. Он по определению несет в себе спокойствие, уверенность, мощь и разумную отвагу. Добрыня Никитич одновременно умеет быть и серьезным и забавным, он способен удивлять своей непосредственностью и искренностью, он восхищает как самый бесхитростный герой мультфильма. Даже в сложной и неоднозначной ситуации мультфильма, Добрыня Никитич остается все таким же честным и
добрым богатырем, который сумеет найти правду и среди самых хитроумных махинаций и бесчестных ухищрений. В Добрыне Никитиче можно узнать черты всех известных русских богатырей – искренность, доброту, мужество, спокойствие, доблесть и, разумеется, безграничную отвагу.
Сравнение сюжетов двух произведений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Различна цель создания текстов
2.Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма. Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей». Кроме того, в современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком.
3. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине. Кроме того, в фильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами.
В мультфильме Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли. Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю. Князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги. Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.
Какой ещё недостаток появляется у современного героя? Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать.
Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде: вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”
Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.
Мультипликационные былины – это, скорее, «антибылины» и есть.
Авторы фильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. «Идеальный образ» разрушается, на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».
В мультипликационном фильме «Алёша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось немногое: имя и физическая сила. Он вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». Едва родившись, Алеша демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. Как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отшвыривает мелких зверушек. Его простота доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота. И вдруг на полпути спохватывается и начинает расправляться с сонными тугарами, спасая свой богатырский «имидж».
В мультфильме без конца подчеркивается грубая душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни.
Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты, а с другой – образ народного защитника в создании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, «ментами», «братками», которые очень похожи на «новых русских богатырей».
Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильме становятся старики и старухи: то в них стрела вонзится (конечно же, в «то самое место»), и эта комедия положений уже делает своё дело – зрители одобрительно смеются, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют в качестве орудия. Лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, словно страшнее порока у человека и быть не может.
Также на посмешище выставлен и сам жанр былины: звучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вовсе пишет… осел.
Несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть готова к самопожертвованию, как и богатырь готов к самопожертвованию. Героини постоянно спорят с богатырями, требуют внимания к себе, что тоже противоречит былинным образам. В мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» женщины ведут себя более активно. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много. Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба Яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно признают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему точно нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи (вспомним в этой связи стариков, о которых говорили чуть раньше).
Попытаемся проанализировать природу юмора в мультфильме «Алеша Попович Тугарин Змей». Юмор построен на несоответствии: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки, а получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щуплое созданье, правда, говорящее, как в сказках и былинах.
Большую часть диалогов составляют фразы-заимствования из популярных фильмов и рекламных слоганов. Особенно ими изобилует речь коня Юлия. Зрители смеются над «перлами» коня Юлия, тем самым симпатизируя ему, а значит, и разделяют жизненную позицию героя, отнюдь не высоконравственную. Но не нужно быть особым моралистом, чтобы понять, насколько приземлены интересы, пропагандируемые самым забавным персонажем. Смех в эти моменты сближает экранный образ и зрителя, вызывая симпатию ко всему увиденному и услышанному. Несомненно, что зрители теперь целиком и полностью на стороне «задорного циника», а значит, разделяют жизненную позицию героя, отнюдь не высоконравственную.
Как же всё-таки правы были авторы мультфильма, называя его «продуктом». Продукт – часть торгово-рыночных отношений – имеет свойство стареть, выходить из моды, портиться. Только есть опасение за юное поколение, которое с удовольствием потребляет «продукт». Им просто зачастую и сравнивать-то его не с чем: читают мало, интересуются литературой редко.
Кощунственно было бы считать мультфильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» патриотичными, что периодически подчёркивают авторы. Осмеяны образы богатырей, создана пародия на жанр русского героического эпоса. Ни в одной стране мира так ещё не преподносили культурное наследие народа.
Как верно подметили журналисты, отечественные мультипликационные ленты, о которых и идёт речь, сувенирная продукция. Они выдержаны в западной стилистике, выставляют миру Россию, ее историю и литературу. Но какова Россия? Вряд ли нам стоит гордиться фильмами, которые выставляют нацию на посмешище.
Чувство юмора – прекрасное чувство, созидательное, но когда всё и вся приносится в жертву юмору, когда из всех чувств остаётся одно лишь чувство юмора – это тревожная тенденция.
Заключение
Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: самопожертвование, отказ от личной жизни во имя блага своего народа: «Дни, Месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» (Из переложений русских былин.)
Посмотрев три первых мультфильма о трех богатырях, мы сделали вывод, что образы богатырей даны в несколько искаженном виде. Происходит дегероизация богатырей. Их образ снижен, приобретает бытовой оттенок. И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которые мы видим в цикле былин о богатырях, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев с чертами характера, присущими обычным людям.
Таким образом, мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Но нельзя не сказать и о позитивных сторонах мультфильмов. Преданность, верность - эти достоинства восхваляются на всех уровнях, будь то постоянство в браке, преданность другу, готовность служить роду, патриотизм в самом его чистом, высокопарном виде. Многие зрители и комментаторы пишут, что в «богатырях» воспевается храбрость, бескорыстие, душевная доброта.
Нам кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь, на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что у нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать и которыми нужно гордиться!
Список литературы
Былины: книга для внеклассного чтения \ сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985
Героические былины \ сост. В. И. Чичеров. – М.: Детская литература, 1993
Гуси-лебеди: фольклор для детей от колыбельных до былин \ сост., вступ. ст. и коммент. В. И. Калугина. – М.: Правда, 1990
Древнерусская литература: книга для чтения \ сост. Е. Рогачевская. – М.: Школа-Пресс, 1993
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. М.: Яуза, Эксмо,2016
Методы изучения фольклора: сб. = Л., 1983
Прозоров Л. Р. Времена русских богатырей. По страницам былин — вглубь времен. М.: Яуза, Эксмо,2006
Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре \ В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 1999
Пропп В. Я. Поэтика фольклора \ В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 1998
Русские народные сказители \ сост., вступ. ст., вводные тексты и коммент. Т. Г. Ивановой. – М., 1989
Ухов П. Д. Былины \ П. Д. Ухов. – М., 1987
Шарковский Д.М. Богатыри. Иллюстрированный путеводитель. М.: Яуза, Эксмо, 2015
Шевченко Ф. П. В мире былин \ Ф. П. Шевченко. – М., 1986
Интернет-ресурсы:
1. http://muzei-mira.com
2. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia
3. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/
i Былины: книга для внеклассного чтения \ сост. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985