Отражение военной действительности в художественной литературе, кинематографе и театральном искусстве.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение военной действительности в художественной литературе, кинематографе и театральном искусстве.

Динкилякер А.Я. 1
1МБОУ СОШ № 66
Ибрагимова Э.В. 1
1МБОУ СОШ № 66
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В нашем мире огромное количество литературных произведений о войне. О ней пишут книги, снимают фильмы, ставят спектакли. Среди произведений, написанных о войне, мне особенно запомнилась книга Бориса Васильева «А зори здесь тихие»[3]. Творчество Бориса Васильева интересно во всём мире. Он не понаслышке знал весь ужас войны, видел, что такое смерть. Его произведение оставило у меня неизгладимое впечатление, оно заставило задуматься о том, что война не должна повториться.

Выбор темы не является случайным. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед будущим. В одном из последних интервью писатель Валентин Григорьевич Распутин, размышляя о судьбах народов, убеждённо сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека».[1] Искусство стремится отражать действительность, поэтому так велика его роль в сохранении исторической памяти.

К счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, прошедших ее дорогами. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Цель нашей исследовательской работы – рассмотреть особенности содержания и идейной направленности повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», фильма с таким же названием режиссёра Станислава Ростоцкого и одноименного спектакля, поставленного труппой Нижнетагильского Драматического театра.

Задачи исследования:

1. Кратко осветить творческий путь Бориса Васильева.

2. проанализировать идейно-художественное своеобразие повести «А зори здесь тихие…»

3. Проанализировать, как воплощена в «жизнь» данная повесть в фильме Станослава Ростоцкого и спектакле, сопоставительный аспект анализа.

Объект: повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…», фильм С. Ростоцкого, одноименный спектакль Нижнетагильского драматического театра.

Гипотеза: предполагаем, что в интерпретациях театральной постановки спектакля «А зори здесь тихие…» и одноименном фильме наблюдается достаточной количество отличий, а также ряд общего с повестью Б. Васильева.

Методы:

- практический анализ художественной литературы, кинематографа и искусства;

- наблюдение;

- анализ художественных образов повести, фильма и спектакля «А зори здесь тихие…»;

- сопоставительный анализ оригинала художественного текста и его интерпретации;

- систематизация и обобщение полученных результатов.

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие»: история создания, образная система, идейно-композиционные особенности.

Писатель и публицист, представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился в Смоленске в 1924 году. Со школьной скамьи добровольцем он ушёл на фронт, участвовал в боях под Смоленском, не раз выходил из окружения. Воевал в воздушно-десантных войсках. После Великой Отечественной войны в 1948 году Борис Львович окончил Военную академию бронетанковых войск, был инженером испытателем боевых машин.

С началом Великой Отечественной войны Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон был направлен подСмоленск, где попал в окружение и батальон вышел из него только в октябре 1941 года. Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Васильев был демобилизован из действующей армии и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. Литературный дебют писателя состоялся в 1955 году, когда была опубликована его пьеса «Офицер», которая была экранизирована в 1971 году, за ней последовали и другие.

А что такое настоящая слава Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева.

Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о «своей» войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о «тихих» подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия – ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг». Так появилась повесть «А зори здесь тихие…» - трагическая история о женщине на войне.

Повесть «А зори здесь тихие», написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни – 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе.[5] После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов.

Популярность повести Васильева обусловлена использованным в ней контрастом. Зенитчики-юноши вряд ли привлекли бы внимание читателей. Появление девушек порождает надежду на интересный сюжет, в котором непременно будет присутствовать любовь. Вспоминая известный афоризм о том, что у войны не женское лицо, автор противопоставляет нежность, игривость и мягкость молодых девушек-зенитчиц жестокости, ненависти и бесчеловечности той обстановки, в которой они оказались.

В популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева.

Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов, а в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Написав несколько страниц своего нового произведения, Васильев понял, что сюжет не отличается новизной. Повесть просто не заметят и не оценят. Тогда автор решил, что главными героями должны стать молодые девушки.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии произведения. Повесть написана человеком, прошедшим всю войну, поэтому повествование правдоподобно и захватывающе, с ярким описанием всех ужасов войны.

Тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью, но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и лаконичны, но дают полное представление о каждой из них. В образах своих героев автор показывает разные типы людей, и это у него получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. Этому он учился не по книжкам – сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.

Бесчеловечность войны и ее противоестественность подчеркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил…» - терзает свою душу Васков. Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут солдат в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы». Девушки-бойцы погибают, и теплота, любовь, таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю.

«А зори здесь тихие…» - значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

Фильм С. Ростоцкого «А зори здесь тихие…»: история создания, авторская интерпретация сюжета и образов, идея режиссера. Выводы.

В 1972 году русский режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Военная драма Станислава Ростоцкого изначально имела довольно большие шансы на успех. История о пяти юных девушках-солдатах не могла не затронуть умы и души зрителей. «А зори здесь тихие» – фильм, вышедший на экраны спустя четверть века после окончания войны – режиссер снял не только потому, что его привлек трагический сюжет повести Бориса Васильева. За год до Победы Ростоцкий Станислав Иосифович оказался на грани жизни и смерти. С поля боя раненого бойца вытащила хрупкая медсестра. В память о женщинах, прошедших фронт и не вернувшихся домой в 1945 году, Ростоцкий снял фильм о судьбах молодых зенитчиц.

Авторы сценария – Борис Васильев, Станислав Ростоцкий.

Режиссер – Станислав Ростоцкий.

Производство киностудии имени М. Горького, 1972 год.

В ролях: Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Ирина Долганова, Екатерина Маркова, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Н. Емельянов, А. Чернов, Георгий Мартынюк, Игорь Костолевский, Борис Ткачев, Владимир Ивашов.

Великий фильм о трагизме великого подвига – и сам этот фильм подвиг Ростоцкого и Васильева и всех принявших участие в реализации ими задуманного.

Съемки проходили в Карелии и павильоне «Мосфильма», причем почти для всех актрис эти роли были дебютными. Сцены военного времени сняты предельно реалистично, но в черно-белом визуальном решении, тогда как сцены современности – в цвете, а воспоминания — в условно-романтическом стиле. Сценарий к фильму «А зори здесь тихие…» написан Ростоцким совместно с Борисом Васильевым, поэтому расхождений в трактовке событий и характеров героев в экранизации повести нет.

Картина сразу стала одним из лидеров проката, в советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы, а в 2002 году по результатам опроса она была признана самой популярной лентой о Великой Отечественной войне. Фильм оценили и на родине режиссер, и за ее пределами. В общей сложности «А зори здесь тихие» посмотрело сто тридцать пять миллионов человек. Картина была отмечена на нескольких международных кинофестивалях. Киноработу Ростоцкого признали одним из пяти лучших фильмов 1972 года.

В фильме роль Васькова блестяще исполнил актёр Московского драматического театра на Малой Бронной Андрей Леонидович Мартынов. Ему удалось вжиться в роль простого солдата, который, несмотря на все ужасы войны, сумел сохранить лучшие человеческие качества. В 1975 году за роль Федота Васкова в этом фильме артист получил Государственную премию.

Роль Лизы Бричкиной была первой для студентки-третьекурсницы института культуры Елены Драпеко. [6] Она принесла ей всенародную известность. Страшной оказалась смерть её героини. До сих пор роль Лизы остается визитной карточкой актрисы. Лиза гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу.

Образ впечатлительной Сони Гурвич воплотила на экране заслуженная артистка России Ирина Долганова. Соня погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. Вроде бы случайна эта «негероическая», нелепая смерть от ножа диверсанта, но на войне любая смерть связана с самопожертвованием, потому и является подвигом.

Роль Риты Осянниковой в фильме «А зори здесь тихие…» сделала неизвестную студентку ВГИКа Ирину Шевчук звездой первой величины. В образе Риты соединились строгость и уверенность в своём желании пойти на фронт, с одной стороны, постоянное беспокойство за сына и стремление его увидеть, с другой стороны.

С оружием в руках гибнет Женя Комелькова, которую сыграла известная уже актриса Ольга Остроумова.

«…Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам…» - вспоминал позже С. Ростоцкий.

Фильм – лидер проката 1973 года, тогда его посмотрело 66 млн зрителей.

Создатели фильма: режиссер С. Ростоцкий, автор повести и сценария Б. Васильев, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов – удостоены Премии Ленинского комсомола 1974 года и Государственной премии СССР 1975 г.

На XXXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италии) в 1972 г. фильм получил Памятный приз фестиваля.

На VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, 1973 г. – Первая премия.

Спектакль В. Пашнина «А зори здесь тихие…». История создания, авторская интерпретация сюжета и образов, идеи. Выводы.

Весной 2004 года Нижнетагильский драматический театр отважился на два антивоенных спектакля: в апреле прошел премьерный показ постановки по пьесе великого немецкого драматурга, режиссера и деятеля театра Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» в сценическом воплощении Валерия Павловича Пашнина, а в дни годовщины Великой победы состоялись дипломные спектакли первых выпускников актерского отделения Нижнетагильского училища искусств по повести Бориса Васильева «А зори здесть тихие…» в постановке Игоря Николаевича Булыгина – известного актера Нижнетагильского театра и уже довольно известного режиссера (спектакли в его постановке «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Ох, уж этот театр» запомнились зрителям).

Руководитель постановки Валерий Пашнин и режиссер спектакля Игорь Булыгин сделали все, чтобы молодые девочки и мальчики почувствовали себя актерами. Это в полной мере удалось. К сожалению, автор сценария этого спектакля неизвестен. Со слов Ольги Павловны Череповой (зам.лит. театра): «На пьесе, которую мы ставили, было написано «Сценический вариант Московского театра на Таганке».Существует такая практика - создание сценических вариантов в процессе репетиций. В таких случаях автор коллективный, фамилия не указывается».

Женское лицо в войне не пристало, а девичье тем более: девочки в белых платьицах и с хрупкими фигурками – разве они могли знать, что в возрасте 18-20 лет шагнут прямо в бессмертие; они, которые не знали счастья первого поцелуя и любви. Конечно же, не знавшие, как наматывать портянки, затягивать ремень и тем более держать винтовку.

На сцене все старались: Мария Харламова в роли Риты Осяниной, Мария Зимина в роли Жени Комельковой, Анна Каратаева в роли Гали Четвертак, Юлия Щербина в роли Сони Гурвич, Вера Белошапкина в роли Лизы Бричкиной, Светлана Пономарева в роли Зои Кирьяновой, Любовь Смирнова в роли хозяйки дома, где стоял зенитный расчет.

С 2010 года в Нижнем Тагиле возобновлен спектакль «А зори здесь тихие…».

Режиссер: Игорь Булыгин.

Художник: Александр Кузнецов.

В спектакле роли исполняли: Васков – Юрий Сысоев,Рита Осянина – Мария Харламова, Женя Комелькова — Ирина Цветкова, Галина Четвертак – Анна Каратаева, Соня Гурвич — Екатерина Сысоева, Лиза Бричкина – студентка II курса АО НТКИ Дайана Гильдерман, Зоя Кирьянова – Таиса Тощакова, Хозяйка – Марианна Булыгина.

В спектакле роль Васькова была прекрасно сыграна актером Нижнетагильского Драматического театра Юрием Сысоевым. Юрий смог показать мужество и желание бороться до конца.

Роль Лизы Бричкиной исполнила еще не совсем опытная студентка II курса Актерского отделения Нижнетагильского колледжа искусств Дайана Гильдерман. Но, несмотря на неопытность, она передала зрителю застенчивость Лизы.

В спектакле Соню Гурвич сыграла актриса Екатерина Сысоева. В изображении актрисы Соня представлена умной и начитанной девушкой, которая готова исполнять все приказы.

Роль Риты досталась актрисе, имевшей опыт. Серьезной, рассудительной и спокойной показала Риту актриса Нижнетагильского Драматического театра Мария Харламова.

После легендарного и бессмертного фильма С. Ростоцкого «А зори здесь тихие…» воплотить литературное произведение в театральную постановку было бы нелёгкой и даже рискованной задачей. Но Игорю Булыгину это удалось. Спектакль получился своеобразным отражением фильма в театральной постановке, но со своей интерпретацией. Одним из сильнейших факторов воздействия на зрителя в данной постановке является музыка. Весь спектакль практически непрерывно пронизывают проникновенные, трогательные, душевные и мелодичные музыкальные темы, взятые из фильма. Искусно подобранные стихи русских композиторов. Такая великолепная, сильная по духу и проникновенная музыка производит, несомненно, сильное впечатление, «заставляет» зрителя на протяжении всего спектакля оставаться негласным соучастником великого подвига женщин-воинов в годы Великой Отечественной войны.

Игра актёров, также производит впечатление. Конечно, перед глазами на протяжении всего спектакля стояли кинематографические образы молодых бойцов-девушек: Лизы Бричкиной, Риты Осяниной, Жени Камельковой, Гали Четвертак и, конечно, старшины Фёдора Васькова, сыгранные нашими выдающимися, замечательными актёрами. Спектакль « А зори здесь тихие» по одноименной повести Б. Васильева, в постановке Валерия Пашнина,в исполнении актеров Нижнетагильского Драматического театра заслуживает высокой оценки, так как не только не исказил великого литературного произведения и легендарного фильма о подвиге советских девушек в годы войны, но стал их достойным воплощением в театральном искусстве.

4. Сравнительный анализ произведения в разных видах искусства.

Прочитав произведение Бориса Васильева, посмотрев спектакль и фильм, каждый из нас задумается о том, как обыкновенные девушки в одночасье становятся героями. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них, поэтому и вызывает не только горечь и боль, но и восхищение и гордость.

Фильм снят очень близко к тексту книги. Небольшие расхождения между книгой и кино не являются принципиальными и не влияют на основную линию произведения. Фильм «А зори здесь тихие…» не просто соответствует книге, он помогает лучше понять ее. Сцены войны даны в чёрно-белой гамме, сцены современности (70-е) сняты в цвете. Очень много сцен с воспоминаниями девушек-зенитчиц, также снятых в цвете, при этом используются очень минималистичные декорации. Практически нет музыки, только естественные звуки - пение птиц, шелест листвы. Музыкой сопровождены лишь моменты предельного эмоционального напряжения.

У Васильева книга построена так, что мы все время видим работу мысли Васкова, и мы понимаем истоки его невероятной победы, это фронтовой опыт, охотничьи навыки и самое главное, что он со всей своей землей и вся его родная природа ему подсказывает, помогает, укрывает и т. д. В фильме этого нет. Многие реплики старшины Васкова в фильме и спектакле являлись его размышлениями в книге.

В спектакле прозвучали песни, которые идеально вписались в его концепт. Точно и тонко в спектакле раскрыта история каждой девушки, что ими движет, о чем они мечтают. В каждой есть ужасная боль, раздирающая душу, и прекрасная любовь.  И в тот самый момент, на секунду представив себя на их месте, ты осознаешь весь ужас войны.

В спектакле постановки Нижнетагильского Драматического театра впечатляющие внешние декорации, кругом ящики из-под снарядов, маскировочная ткань, фото женщин военных лет на сцене, когда меняется сцена, очень запоминаются сцендвижения. Своеобразно передается смерть девушек через костюмы – платья пастельных тонов довоенной поры, косички и белые носочки. Что значимо для восприятия спектакля, в антракте звучит музыка военных лет.

Но, как нам кажется, более сложной была задача у молодых актеров «в мужских партиях», ведь играли они возрастные роли: старшине Федоту 32 года, но в исполнении Павла Чукреева мы не видим разницы в возрасте созданного образа и его подлинного (скорее всего) – чуть за 20. Перед нами зрелый мужчина: обаятельный, требовательный, опытный, не обделенный женским вниманием, но не без противоречий, как все люди. Человеческий образ!

Еще более сложно создать характер в эпизодических ролях: наиболее полно это удалось Юрию Сысоеву в роли майора. Каждый выход его вызывал и невольную улыбку – очень ярко молодой актер отразил чванливость командира среднего звена – и уважение, когда он отдавал четкие приказы и указания своему подчиненному. Роль сложилась, и образ состоялся.

Спектакль «А зори здесь тихие…»дал путевку в жизнь новому поколению тагильских лицедеев, и это в целом внушает оптимизм в сохранении и преумножении традиций театра в уральской не столь уж провинциальной провинции (по материалам газеты «Пригородная газета, 2004г., также много материала нам предоставила Елена Боярская – руководитель отдела развития театра).

Пятеро зенитчиц во главе со старшиной Васковым. Тыловые будни обороны северных рубежей. И всех девушек, по одной, настигает гибель от десантников-фашистов. Пашнин и Булыгин заставили зрителей поверить в ящики из-под снарядов как в "деревья", «топь», «землянку» спящих гитлеровцев, которую тяжело раненый Васков забросал гранатами, а оставшихся в живых фашистов, теряя сознание, довел до расположения наших частей. В аскетическом режиме условностей сцены, в захватывающем сюжете, в системе повторов тем, воспоминаний, смертей, в ритмах речи Васкова (Ю. Сысоева), проза Б.Васильева обрела качество поэзии. Юрий Сысоев в роли Васкова вызвал, пожалуй, самый мощный поток похвал в прессе и в устных отзывах. 

Найденный Булыгиным образ поражал своей предельной простотой, выразительностью, сочетанием натуральности и театральной символики. Два часа без перерыва зрители смотрели на сцену и удивлялись ее трансформации самыми простыми, лаконичными средствами. Немного воображения и обычные ящики превращают сценическую площадку в лесную поляну, в блиндаж, в походную баню.

Рассказ Булыгина о жестокой войне был удивительно нежным и даже в чем-то интимным. На наших глазах одна за другой погибали милые девушки в солдатских гимнастерках трудным августом 1942 года, и режиссер, избегая сантиментов, показывал противоестественность того, что заставило этих милых девчат браться не за свое дело и совершать подвиги. Продолжая линию «Павших и живых», Булыгин и его актеры развенчивали миф о войне как о «Великом деянии». «Несчастна страна, которая нуждается в героях», - сказал однажды Б.Брехт. По существу, ту же мысль о бессмысленности многих жертв проводили в спектакле и нижнетагильские актеры в "Зорях", вступая в подспудный спор с дешевым казенным оптимизмом, заявлявшим якобы от лица подданных: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой».

Мы взяли интервью у некоторых актеров, игравших главные роли в спектакле в 2010 году. Один из вопросов, который нас интересовал, был: «Как Вы считаете, в чем сходства отличие постановки от книги? Вот некоторые ответы:

Ю. Сысоев (исполнитель роли Васкова): «Ни в чём. Пересобрали произведение для театра».

А. Каратаева (играла роль Галины Четвертак): «Этот спектакль был курсовой работой. 4 курс НТКИ. Идея пришла, скорее всего, от большого количества девочек на курсе. Выпуск спектакля 2004. Позже играли и другие исполнители, в том числе и актрисы театра. Инсценировка, к сожалению, не знаю, чья. Это было очень давно и по малолетству как-то не всему придаешь значения. Если говорить о различии спектакля и книги – то в сюжетном, персонажном плане – различий нет. Биографии, имена как в книге. В эмоциональном плане – каждый судит по-своему. Знаете, как бывает, после прочтения книги невозможно смотреть экранизацию. Тут такое личностное восприятие, у кого как. Не могу сказать со стороны - не видела спектакль глазами зрителя».

Посмотрев спектакль, вы можете наглядно посмотреть на жизнь пятерых девчонок, отдавших жизнь за Родину, можете вместе с актерами прожить эмоции, которые хотел передать Васильев.

В ходе работы над проектом мы делились нашими находками, мыслями, идеями с одноклассниками, чем заинтересовали их к прочтению книги «А зори здесь тихие…» и просмотру фильма. На классном часе мы просмотрели фильм, наши одноклассники прочитали повесть, и мы вместе обсудили это произведение. К сожалению, спектакль нам посмотреть не удалось. Поразило то, что пять красивых, молодых, прекрасных во всех отношениях девушек смогли остановиться превосходящих по силе диверсантов. Это произведение оказало на нас сильное эмоциональное воздействие. Оно учит патриотизму, героизму и вызывает огромную любовь к нашей Родине, и к тем, кто ее защищал. Работая над сценарием спектакля, нам очень захотелось его посмотреть. Итоговым продуктом нашей исследовательской деятельности стало видеообращение к сотрудникам театра с просьбой вернуть спектакль в репертуар театра.

Заключение

Одно произведение и столько разных исполнений. У этих людей абсолютно разная жизнь, разные взгляды, и каждый смог прочувствовать произведение и героев по-своему. Актеры по-разному вжились в роль, и никто не ошибся, каждый актер, исполнявший роль героя из произведения «А зори здесь тихие…», передал свои чувства, свои отношения; ведь война в той или иной мере коснулась каждого из нас, и не важно, что кто-то родился задолго после этого страшного события. Все мы знаем про нее и чтим героев Великой Отечественной Войны. Каждый смог передать чувство мужества в таком нежном человеке, как девушка. Просмотрев или прочитав каждое из произведений, можно ощутить разные и в то же время схожие чувства героев и самой атмосферы войны. Таким образом, можно сказать, что во взглядах на войну нет однозначного мнения, каждый смог увидеть войну в произведении «А зори здесь тихие…» с различными чувствами и эмоциями, но каждый смог передать тот ужас и страх, что царили в то ужасное время.

В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.[10] На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.
Самая сложная доля в плане воспроизведения книги, событий войны досталась актерам спектакля. Не было дублей, нужно было играть здесь и сейчас, нужно было настолько прочувствовать момент, чтобы полностью погрузиться в историю не только самому, но и погрузить зрителя. Также препятствием было то, что девушки, получившие роли главных героинь, были довольно далеки от этой жестокой и ужасной войны, не видели и не могли видеть тот произвол, мрак и варварство, с которыми встретились пятеро зенитчиц. Но помимо этого, важно было полностью оборудовать сцену, создать атмосферу этой опасности, одновременно с девичьей невинностью, храбростью и горечью войны. Да и вообще ставить спектакль уже после выхода фильма (причем очень грамотного и удачного) дело рисковое. Но режиссер блестяще справился со своей задачей, написав сценарий, подобрав актеров, подготовив обстановку и зрителя, чтобы в итоге получить картину, наполненную смыслом в каждом мгновении, показывающую бездушие событий, грань жизни и смерти, героизм и самопожертвование, преданность и любовь к родине, горечь утраты и память. А также то, что война не выбирает и может разрушить все. Даже самое хрупкое.
Произведение "А зори здесь тихие..." доказывает читателю и зрителю, что фронтовики - это те же люди, они не превращаются в животноподобных существ, которые борются лишь за выживание и кров. В разных интерпретациях этого произведения мы видим переживания героев, любовь, товарищество. Эти герои не просто существовали, они жили. Они не прятались и не убегали от врага, они были горды, мужественны и бесстрашны перед самой смертью. Еще одно составляющее души этих персонажей – семья. Семья для этих людей не просто слово, для них это что-то возвышенное, священное. На примере повести «А зори здесь тихие...» мы видим, что русских людей не сломила война, и они остались людьми.

Героями во время войны становились обыкновенные люди, а история в некоторых случаях даже не смогла сохранить их имен. Но в книге, возможно, под вымышленными именами, описываются подвиги, чаще всего совершенные на самом деле. Нам остается только читать, вспоминать те страшные дни, чтобы быть благодарными тем, кто своей кровью спас мир от фашизма.

Книги, фильмы и спектакли о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая и заново просматривая их, "можно превосходным образом воспитать в себе человек.

Эта тема будет вечна в русской литературе и искусстве, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.

Список литературы:

Агеносов. В. В. Русская литература XX века: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. В. Агеносов. - М.: Дрофа, 1998.

Бочаров, А. Человек и война / А. Бочаров. - М. : \ Пресс, 2000.

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие... / Б. JI. Василии М. : Фактория, 2004.

Голубков, М. М. Русская литература XX в. : учеб. пособие для вузов / М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

Духан, Я. С. Великая Отечественная Война в произведениях 70-80-х годов / Я. С. Духан. - Л.: Знание, 1982.

Крупина, Н. Л. «Литература в школе» - научно-методический журнал / Н. Л. Крупина. - М.: Алмаз-пресс, 2000.

Леонов, Б. А. Эпос героизма / Б. А. Леонов. - М. : Молодая гвардия, 1997.

Русская литература XX века : учеб. пособие для вузов в 2 т. / Л. Ф. Алексеева, А. П. Ауэр, И. А. Беляева [и др.]; под ред. Л. П. Кременцова. - М.: Академия, 2002.

Сильников, М. Во славу павших, во имя живущих М. Сильников. -М.: Молодая гвардия, 1985.

Шнейберг, Л. Я. От Горького до Солженицына : пос. для поступающих в вузы / Л. Я. Шнейберг, И. В. Кондаков. Высшая школа.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 1567