Введение
На уроках литературы в 5-ом, в 6-ом классах мы изучали сказки народов мира.
Когда нам учитель предложил назвать сказки, которые мы знаем, мы перечисляли сказки, но в большей степени те, которые чаще показывают в кинотеатрах и по телевидению. В основном, это была экранизация одноименных зарубежных сказок, больше литературных.
Многие из нас не смогли перечислить хотя бы 3 русские народные сказки, не говоря уже о их пересказе.
Я считаю, что народная сказка остается тем из немногих жанров, которые учат добру, справедливости, ответственности. Читая народные сказки, мы узнаем о тех принципах, тех желаниях, которыми жил наш народ. Нам становится понятен характер своего народа, его душа, его традиции.
А ведь понимать принципы жизни своего народна, его нравственную основу-разве не с этого начинается и собственное нравственное развитие?!
Поэтому, я считаю, что знать сказки своего народа важно и нужно!
На уроках, чтобы способствовать прочтению нами русских народных сказок, учитель предлагал нам много различных творческих заданий: мы писали письмо от лица сказочных героев современным детям, мы инсценировали сказки на современный лад, мы их иллюстрировали, составляли кроссворды. Да нам было интересно. Но этот интерес появлялся в ходе подобной работы во время урока и, конечно, чтобы выполнить задание, мы читали сказку. А когда мы идем в магазин, книга ведь просто лежит на полке, и никто не будет с нами проводить различные игры, в результате которых мы захотим ее прочитать.
Я часто хожу в магазин, где продаются книги, и обратила внимание, что в большей степени мои сверстники останавливаются не возле ярких и красочных книг, на обложках которых изображены люди, животные, природа, а возле тех книг, на обложках которых изображены внешне искаженные образы в юмористическом виде.
Я очень люблю создавать комиксы и мне пришла в голову мысль:
«А если русскую народную сказку представлю в форме комикса, привлечет ли это внимание моих сверстников? Захотят ли они ее прочитать в такой форме?!»
Ответить на этот вопрос и есть цель моей работы.
Для решения этой цели я определили следующие задачи:
-узнать историю создания и развития комикса, через прочтения соответствующей тематики литературы;
-изучив историю развития комиксов, определить, что послужило предпосылками развития комиксов в России;
-познакомиться с видами и жанрами комиксов, чтобы выбрать, в какой из них я буду использовать для создания комикса к русским народным сказкам;
-переложить содержание нескольких русских народных сказок в форму комикса;
-через анкетирование, определить: привлечет ли такая формы к прочтению русской народной сказки
Основная часть
История создания и развития комикса
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках.
Комиксами (от английского слова «comic» — смешной, забавный) называют серию рисунков с текстом, связанных одной историей. В основном это приключения супергероев или же юмористические рассказы, исторические повествования или истории «ужасов».
Многие ошибочное полагают, что комиксы — это нечто новое, сугубо молодежное. Это не так.
История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов (Приложение 1)
Позже в 16-17 веках В Барселоне и Валенсии практически в одно время стали появляться маленькие изображения, зачастую на религиозные мотивы. Издавались они для простого народа.
«Аллилуи» (так тогда называли комиксы) быстро набирали популярность и стали издаваться во Франции, Германии, Бельгии и Нидерландах.
Позже появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества, если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то авторы Эпохи Просвещения начали рисовать сатиру и юмор. Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт (1697 - 1764). Стремясь обличить пороки современного общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединённых общей историей.
Следующий этап в развитии комиксов пришёлся на массовое распространение газет и журналов. Издатели быстро сообразили, что иллюстрации станут наглядным способом комментирования окружающей реальности, и вскоре истории в картинках стали постоянными гостями
большинства уважающих себя изданий. Художники не боялись экспериментировать с форматом и начали создавать целые циклы иллюстраций, объединённых общим сюжетом, причем, начиная со второй
половины XIX века, в подобных циклах сформировались свои герои и
второстепенные персонажи, появляющиеся в издании на регулярной основе.
Первый газетный комикс появился в 1826 году в издании The Glasgow Looking Glass и назывался History of a Coat.
Авторы не боялись экспериментов. Швейцарский карикатурист Родольф Тёпфер, автор «Приключений Обадайи Олдбака», размещал текстовые подписи под рисунками, немецкий поэт-юморист Вильгельм Буш создал оказавшее огромное влияние на современников и потомков произведение «Макс и Мориц», в котором чёрно-белые иллюстрации сопровождались стихами, а американец Ричард Ф. Аутколт ввёл в широкий обиход использование «облачков» для отображения слов и мыслей персонажей. Созданные Аутколтом серии «Аллея Хогана», «Жёлтый малыш» (Приложение 2) (кстати, именно от этого комикса пошло словосочетание «жёлтая пресса») и «Бастер Браун» считаются первыми традиционными комиксами.
Первые газетные комиксы были чисто юмористическими и сатирическими, но, начиная с двадцатых годов двадцатого века, в прессе по обе стороны Атлантического океана стали появляться приключенческие и детективные истории. «Спирит», «Бак Роджерс», «Флэш Гордон», «Приключения Тинтина» завоевывали себе тысячи поклонников, огромным спросом пользовались и газетные стрипы о приключениях Микки Мауса за авторством Флойда Готтфредсона и Эла Талиаферро. Сложилось даже своеобразное разделение газетных комиксов на ежедневные, выходящие по будням, и воскресные: если ежедневные стрипы печатались в чёрно-белом цвете, но воскресные комиксы были цветными.
До 1929 года комиксы шли исключительно как дополнение к уже существующим газетам и журналам и их нельзя было купить отдельно, но в 1929 году ситуация поменялась - в издательстве Dell вышел первый номер журнала Funnies, в котором перепечатывались лучшие газетные истории из одноимённого ежедневного стрипа. Спустя пять лет издатели принялись печатать в журналах и оригинальные рассказы, а в 1938 году рынок комиксов изменился навсегда с выходом первого номера Action Comics, на обложке которого красовался один из самых культовых комиксных героев всех времён - Супермен.
С его появлением началась эра, которую позже назовут Золотым веком комиксов.
Во время Второй мировой войны самыми популярными жанрами были истории о супергероях и забавных зверушках, причём многие истории носили откровенно патриотический характер, а капитан Америка и многие
другие комиксные герои активно боролись с врагом. Примечательно, что истории о бравых супергероях на войне, пользовались большим спросом в тылу, в то время как солдаты предпочитали более мирные и весёлые комиксы, позволяющие хотя бы на время отвлечься от тягот и ужасов фронтовой жизни.
После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек.
Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах — супергерои и новые миры.
А потом начался Серебряный век комиксов — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до 1972 года, Серебряный век начался с комикса Showcase выпущенного DC Comics в октябре 1956 года[13][14]. В нём компания представила новую версию уже существующего супергероя Флэша.
В 60-х на мировую арену также выходит компания «Марвел». Небезызвестные Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка, Человек-Паук, Халк, Тор, Люди Икс, Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics.
Бронзовый век принято считать с 1973 по 1985 год. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.
Современный век -последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с 1986 года по наше время. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.
В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).
В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов.
Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Таким образом, мы видим, что хронология развития такого жанра, как комиксы, является весьма длинной и продолжительной
Предпосылки развития комиксов в России
Предпосылки к развитию культуры комиксов в России появляются ещё в допетровские времена. Похожий на комикс тип изображения наблюдается в житийных иконах: центральное изображение (средник) содержит образ святого, а в маленьких изображениях по краям (клеймах) представлены по порядку эпизоды его жизни. Первые житийные иконы появляются в России ещё в XIII веке и создаются до сих пор.
К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести и лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия. Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».
Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках.
В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.
В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».
Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти и ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году начали издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.
В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».
В 2009 году издательство «Амфора» выпустило графический роман «Хранители», приурочив его к выходу одноимённого фильма. Несмотря на немалую цену, тираж был раскуплен за несколько месяцев. Был напечатан дополнительный тираж, и он продался так же быстро. Успех этого издания позволил издателям поверить в то, что в России сформировалась платёжеспособная аудитория комиксов.
В следующие пять лет было издано множество знаменитых графических романов XX века; открыто несколько издательств, выпускающих комиксы; начат выпуск комикс-серий об отечественных супергероях издательства Bubble.
В ситуации падения спроса на бумажные книги, графические романы продолжают иметь успех на рынке. Изданы: первый том фантастического комикса «Хакер» Александра Ерёмина; нуар «Азарт» Алексея Пантелеева, Алексея Мамедова и Романа Сурженко, «Полный Пока» и «Чёрное и белое, а также немного голубого и зелёного» Александры Голубевой и т.д.
Таким образом, мы видим, что и в России хронология развития такого жанра, как комиксы, является весьма длинной и продолжительной
Обоснование выбора
вида и жанра комикса для русской народной сказки
Люди часто сваливают все комиксы в одну кучу, как будто это один жанр. Но это совершенно неправильно, поскольку комикс — это формат изложения историй. А вот уже истории могут быть самых разных жанров: научно-фантастические, юмористические, военные и другие. Популярность жанров время от времени меняется.
Из-за таких скачков художникам и авторам комиксов приходится учиться рисовать в любом жанре, и настоящие профессионалы обычно без труда справляются с этой задачей. Как им это удается? Во-первых, у каждого жанра есть свои правила, зная которые гораздо проще придумать нужную историю. Во-вторых, авторы изучают большое количество схожей по жанру литературы. Если планируется комедийная история, то они читают различные по стилю и типу комедии, если мистика и ужасы, то, соответственно, изучают страшилки.
Так что, начиная рисовать комикс, нужно в первую очередь изучить все особенности выбранного жанра.
Я изучила особенности каждого жанра и зафиксировала их в таблицу «Жанровая особенность комиксов» (Приложение 3)
Окунаясь в мир рисованных историй, порой удивляешься как много сюжетов и стилей их изображения существует в наши дни. На первый взгляд, комиксы кажутся однотипными по изображению, но стоит приглядеться, и ты заметишь, что стили изображения разные. (Приложение 4)
Для рисования комиксов я люблю использовать такие жанры, как подростковый юмор и научная фантастика, так как именно эти жанры являются самыми популярными и востребованными, и применять стиль изображения в своей стилистике рисования, потому что мне это дается легче, чем подражать настоящим пропорциям человека.
Сказки на новый лад
Для своего эксперимента (Вызовет ли желание у моих одноклассников познакомиться с содержанием русской народной сказки, если это содержание будет переложено в форму комикса?) я создала комиксы следующих русских народных сказок (Приложение 4):
Сказка о животных- «Журавль и цапля.»
Бытовая сказка – «Заяц.»
Волшебная сказка- «Правда и Кривда.»
Для рисования комиксов к этим сказкам я использовала жанры, которые являются в первую очередь жанрами взятого мною произведения свою стилистику рисования.
Эксперимент и его результаты
Для того, чтобы проверить появилось ли желание у моих одноклассников познакомиться с содержанием русской народной сказки, если ее содержание будет переложено в форму комикса, я в кабинете
русского языка оформила две выставки. Первая «Читаем русские народные сказки» (выставка книг русских народных сказок) и вторая «Сказки на новый лад» (выставка моих творческих работ). Выставки проходили в разные дни. Два дня я наблюдала за реакцией своих одноклассников.
Во время выставки «Читаем русские народные сказки» к выставочному стенду подошли 15 человек, но никто даже не взял книгу в руки, чтобы хотя-бы пролистать.
Во время второй выставки «Сказки на новый лад» к стенду подошли практически все . И все, кто подошел, как минимум, пролистали сказки. Ребята заинтересовано читали сказки. Они не ожидали, что в такой форме можно было представить русскую народную сказку.
Сегодня моими одноклассниками были прочитаны три русские народные сказки. Прочитаны, благодаря новой современной форме представления.
Это означает, что можно привлечь современных учащихся к прочтению, только нужно привлекать, используя современную форму
Заключение
Своей работой я попыталась понять, можно ли через современные формы передачи содержания привлечь к чтению русских сказок ребят нынешнего времени.
Конечно, я понимаю, что новая форма может утратить тот колорит, который народ пытался передать через художественные средства. Но если к данному вопросу подходить тактично и комментарий к сюжетным рисункам выбирать с учетом народных языковых традиций и форм, то и красота русской речи никогда не затеряется за рисуночным письмом!
Используемые источники
1.ВИКИПЕДИЯ - «Комикс» [Электронный документ] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81
2. Издательская группа «ACT» - «История комиксов» [Электронный документ] https://ast.ru/news/nnn-m09-y18-istoriya-komiksov/
3. Интернет-пользователь @warchild - «Краткая история создания комиксов» [Электронный документ] https://golos.io/vp-painting/@vp-painting/kratkaya-istoriya-sozdaniya-komiksov
4. «Дилетант» - «История комиксов: рождение супергероев» [Электронный документ] https://diletant.media/articles/26254609/
5 Интернет-пользователь Disma - «Жанры комиксов: список и правила жанров» [Электронный документ] https://disima.ru/sozdanie-komiksa/zhanry-komiksov/
6. Блог Романа Чусовского - «Виды комиксов» [Электронный документ] http://webcomics.su/vidy-komiksov/
Приложение 1
Первые супергерои
Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США
Приложение 2
Комикс «Желтый малыш»
Приложение 3
Жанровая особенность комиксов
Жанр комикса |
Особенность жанра |
Научная Фантастика |
научная достоверность; действие должно разворачиваться в будущем, либо в альтернативном настоящем; главный герой может путешествовать во времени и параллельных мирах, общаться с представителями других цивилизаций; в основе сюжета лежит технология или научное допущение, которое меняет известные законы природы (например, способность передвигаться со скоростью, превышающей скорость света); конфликт строится вокруг научных, политических или социальных проблем; |
Ужастики и кошмары |
наличие какой-либо тайны или мистической силы; трагизм, выраженный в большом количестве смертей; обращение к рациональным и иррациональным страхам читателей; соблюдение фактов о вампирах, оборотнях, ведьмах, или зомби, указанных в фольклорных произведениях; соблюдение правила: чудищ в 2 раза больше, чем патронов в ружье персонажа; яркое и интересное изображение того, как герои борются за свою жизнь (читатели изначально знают, что в конце концов главный герой победит, поэтому захватывающее описание борьбы — единственный способ сделать комикс удачным). |
Военная тематика |
персонажи и детали максимально приближены к военному быту; приемы ведения боя должны соответствовать выбранной эпохе; сюжет может быть построен на реальных и вымышленных событиях; возможно наличие напарника для пояснения ему своих поступков главного героя |
Подростковый юмор |
наличие молодого персонажа со своим видением мира; все события из жизни (на реальных событиях); должен давать читателям отдохнуть без тонкостей сюжета; можно добавлять персонажей на краткий промежуток времени |
Криминал |
совершение чего- то противозаконного; наличие жестокости и насилия; соответствие персонажей и событий выбранной эпохе; обстановка обыденная; наличие стереотипных мотивов совершения преступлений; полнота фактов |
Романтика |
яркие эмоциональные переживания; соответствие персонажей и деталей выбранной эпохе; возможно наличие эро-сцен; оптимистичный финал |
Вестерн |
действия в 19 веке на Диком западе; типичный сюжет-столкновение устаревшего уклада жизни с новаторским; типичный одинокий ковбой; характерна засушливая погода без дождя; обстановка и одежда персонажей соответствует времени; часто наличие черного юмора. |
Приложение 4
Виды комиксов по стилю изображения
Комиксы-серия рисунков с текстом юмористического или приключенческого характера (пример:комиксы от Сары Андерсен) |
Традиционные комиксы- такие комиксы обычно очень популярные, красочные, глянцевые, имеют реалистичную анатомию, а не комическую. |
Графические романы-представляет собой объемный роман, в котором сюжет передается через рисунок, а текст играет воспомогательную роль. (пример: графический роман «священная болезнь» автора Пьер-Франсуа Бошар) |
Веб-комиксы-комикс, опубликованный в сети. (пример:веб-комикс «заговор и зелье» интернет пользователя yaroww |
Манга и манхуя-это рисованные истории от таких национальностей, как японцы(манга) и китайцы(манхуя). Читаются справа налево |
Манхва-то же, что и манга с манхуя, но корейского происхождения. Читается уже слева-направо, |
Фотокомиксы-тут вместо рисованных изображений используются фотографии. (примеры разбросаны по сети без названия и автора) |
Фотожабы- разновидность монтажа, известного определенной группе людей изображения, и придание ему комичного виды, зачастую кардинально отличающегося от оригинала. |
Лубки-вид графики, отличающийся простотой стиля и развернутым повествованием происходящего. Я бы не обратил на него особого внимания если бы в Википедии не говорилось, что «Лубок» – это древний русский комикс. Это меня конечно позабавило. |
Zombie Strip- Комиксы, авторы которых ушли из жизни, а историю продолжают либо родственники, либо фанаты, либо специально нанятые издательством люди. |
Приложение 5
Русские сказки на новый лад
(комиксы на русские народные сказки)
Комиксы на сказки «Журавль и цапля», «Заяц», «Кривда и Правда» размещены на страничке вк. https://vk.com/wall-174093349_2