Тайны русского алфавита

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны русского алфавита

Чебыкина С.В. 1
1МОУ "СОШ № 5"
Сафонова С.В. 1Калиногорская  О.В. 1
1МОУ "СОШ № 5"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

В нашей школе проводилась игра по языкознанию «Классная буква». Учащиеся должны были показать знания алфавита и составить творческую презентацию буквы русской азбуки. Оказалось, что не все учащиеся школы знают алфавит. При подготовке презентации было найдено много интересных фактов появления алфавита, о значении букв русской азбуки.

Это определило выбор темы моего исследования, в котором необходимо было проверить возникшую гипотезу: расположение букв русского алфавита не случайно и это связано с первоначальным значением букв русской азбуки.

Объектом данного исследования является русская азбука.

Предметом исследования – значение и последовательность букв русской азбуки.

Целью работы стало исследование букв русской азбуки для доказательства, что порядок букв русского алфавита не случаен.

Для достижения цели необходимо было решить ряд задач:

Рассмотреть происхождение азбуки.

Познакомиться с изменениями, произошедшими с алфавитом.

Выявить особенности содержания и последовательности букв алфавита.

Провести опрос взрослых и детей с целью выявления их знаний по данной теме.

Обобщить полученные результаты и применить их для расширения кругозора школьников.

Были применены следующие методы исследования: изучение интернет-источников и справочников; опрос, практическое исследование; сравнение; анализ; обобщение.

 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения внимания к русскому языку, так как в последнее время утеряна ценность слова, самобытность русского языка. Практическая значимость проделанной работы заключается в проведении мероприятий, способствующих повышению интереса к изучению русского языка.

В данной работе была изучена информация о происхождении русской азбуки и проанализировано расположение букв современного алфавита, проведен опрос взрослых и детей с целью выявления знаний алфавита и интереса к родному языку. Сделаны выводы, подтверждающие возникшую гипотезу.

Данная работа может использоваться педагогами нашей школы на уроках и во внеурочной деятельности.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ АЛФАВИТА

Если хочешь познать истину, начни с азбуки

(русская пословица)

История нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн, до сих пор до конца не разгаданных учёными.

По официальной версии, русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита. Его составителями были два священника - братья Константин и Мефодий. Византийский император послал их в Моравию по просьбе князя Ростислава, чтобы они научили местных жителей богослужению на славянском языке (до этого проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на этот язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовал (К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», стр.10)

4 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

Развитие Российского государства вначале XVIII в., возникшие потребности в печатании гражданских книг вызвали необходимость упрощения начертаний букв кирилловской азбуки. В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Петр I.

Вообще, во время нескольких реформ русской орфографии одни буквы исчезали, другие появлялись, некоторые буквы то исчезали, то появлялись вновь. Есть даже «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Её впервые применил известный писатель Н.М. Карамзин в 1797 г. для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных. Этой букве установлен памятник в г. Ульяновске. И только в 1942 году русский алфавит стал официально состоять из 33 букв (21 буква служит для обозначения согласных звуков; 10 – для обозначения гласных; 2 буквы русского алфавита не обозначают звуков).

Итак, мы выяснили, что письменность берет свое начало в глубокой древности. Установлено, что происхождение букв славянских азбук связано с греческим алфавитом. Благодаря времени, Петру I и его реформам «кириллица» усовершенствовалась, и, в конце концов, предстала в виде алфавита, который мы используем сейчас.

ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ БУКВ РУССКОЙ АЗБУКИ

«Аз» да «Буки» - вот и все науки

(русская поговорка)

Современный алфавит составляют буквы, названия которых состоят из сочетаний звуков и не имеют лексического значения.

Для названия букв кириллицы использовались слова с конкретным значением: А — аз — личное местоимение 1-го лица, единственного числа Я. Б — буки — буква, В — веде — i знаю, Г — глаголь — говори, Д — добро, Е — есть, Ж — животе, I 3 — земля, И — иже, К — како, Л — люди, М — мыслете, Н — наш, О — он, П — покой и т. д. Это, наверное, помогало лучше запомнить азбуку.

Причем, азбука была разделена на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки условно называют «высшей» частью, а вторую - «низшей». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе определённый духовный смысл. Кроме того буквы высшей части имеют ещё и числовые значения. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения и несут в себе негативный подтекст. Есть буквы, которые находятся в середине между «низшей» и «высшей» частью. Они имеют двойственное значение, их можно отнести и к той, и к другой части.

До сих пор до конца не изучены все значения букв. Так «Аз» часто прочитывается как «я», однако часто имеет значение как «начало». А «Буки» в одних источниках описывается со значением «буквы», а в других источниках – «Бог», «будущее».

В старину при обучении грамоте сначала называли буквы, затем из них образовывали склады (слоги) и только потом — слова. Слово базаръ, например, читалось так: «буки-аз» — «ба», «земля-аз-рцы-ер» — «зар», — «ба-зар». Сейчас же мы произносим просто звуки, которые обозначают буквы этого слова, что гораздо быстрее и удобнее.

Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.

Пройдя столь огромный исторический путь, русская азбука сумела заимствовать из других алфавитов и языков всё самое необходимое. Несмотря на то, что эта азбука имеет греческое происхождение, можно с уверенностью сказать, что она обрела свой особый собственный облик.

ГЛАВА 3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БУКВ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ТАЙНОПИСЬ

Как азбуку не читай – всегда будет мудрость.

М. Н. Задорнов

3.1 Результаты опроса обучающихся школы и взрослых

Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Алфавит кажется нам простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком.

А вот почему буквы в алфавите стоят именно в таком порядке, а не каком-либо другом? Этот вопрос был задан 60 респондентам – обучающимся средних и старших классов [приложение 1, стр. 13 «Опрос для обучающихся»]

25% респондентов даже не захотели задуматься над этим вопросом, 43% считают, что буквы расположены по удобному звучанию для того, чтобы было легче учить алфавит, 25 % ответили, что так захотели создатели алфавита, а почему именно так – это их личное дело. А два человека думают, что в таком порядке появлялись буквы на протяжении некоторого времени. И лишь 5% чувствуют, что это связано с древнерусской азбукой, и все ответы надо искать там.

И хотя для 70 % респондентов выучить родной алфавит – лёгкое дело, неплохо знает его всего 57 % обучающихся, а безупречно рассказать алфавит смогло только 40%. Это и не удивительно, оказалось, что большинство обучающихся толком не представляют себе, зачем им это нужно.

Последний вопрос (Азбука и алфавит – это одно и то же?) был задан, видимо, не конкретно. Азбука – многозначное слово. Поэтому мнения здесь разделились примерно поровну, и получается, что правы и те, и другие: одни считают, что азбука – это учебник, а алфавит – таблица, другие, что это одно и то же, есть обучающие (те 5 %), которые знают, что в азбуке буквы имели значение и свой смысл, а в алфавите они безлики.

Что ж , следуя совету 5% респондентов, снова отправимся в историю.

3.2 Находки учёных

Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. (А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», Владимир: ТОО издательство «ПОКРОВА», 1998 г стр. 14.) Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм.

Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Буквы в азбуке стоят не в случайном порядке. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания. (К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», М. 1995 г. стр. 14) Например: если буквы поставить в ряд примерно по три и придать этому посланию современное звучание, получится примерно так:

Аз Буки Веди Я буквы знаю

Глагол Добро Есте Говори хорошо (правильно).

Живите Зело Земля Трудитесь усердно, земляне,

И Иже Како Люди мыслите Как подобает разумным людям –

Нашъ Онъ Покои Постигайте мироздание!

Рцы Слово Твердо Несите слово убежденно

Укъ Фърътъ Херъ Знание – дар Божий!

Цы Червь Шта Дерзайте, вникайте, чтобы

Еръ Юсъ Ять Сущего свет постичь!

В ходе данного исследования были найдены и изучены несколько способов прочтения азбуки [приложение 2, стр. 14 «Тайнопись азбуки»].

Всё это подтверждает тот факт, что именно в таком расположении букв славянской азбуки есть очень глубокий смысл. Сама азбука составлена как специальный текст, и дана как средство письменности для перевода на славянский и сохранения Священного Писания [приложение 3, стр. 15 «Азбучное акростишие «аз есмь всему миру светъ»].

3.3 Мои находки

Русская азбука – это целая книга. Первоначально она состояла из 49 букв, но если их расшифровать и поставить по три в ряд – получится текст - послание детям, начинающим обучение, а если буквы славянской азбуки поставить по семь в ряд – опять получается послание, но уже и для взрослых. Таким образом, азбука читается по всем строкам горизонтали и по всем столбцам вертикали. Даже по диагоналям можно прочесть славянскую азбуку, там получатся вывод, что всё идёт от Бога и развивается по космическим законам [приложение 2, стр. 14 «Тайнопись азбуки»].

Простые числа 3 и 7 – волшебные, магические для русского народа (достаточно вспомнить русские народные сказки). Послания именно так и строятся – по 3 и по 7 букв. Есть ещё один способ прочтения азбуки, он не рассмотрен в данной работе, так вот там уже видим послание потомкам.

Если убрать из первой таблицы буквы, которые не содержаться в современном алфавите, оставшимся буквам придать современный вид и вставить появившиеся немного позже буквы: э и ё, получится наш современный русский алфавит.

 

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

 

З

И

 

Й

 

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

 

Ф

Х

 

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

 

э

ю

я

     
             

И

зучив азбуку с самых «азов» мы можем прийти к выводу, что Константин оставил своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования найдено подтверждение гипотезе: расположение букв русского алфавита не случайно и это связано с первоначальным значением букв русской азбуки.

По материалам исследования были сделаны следующие выводы:

Прародительницей русского алфавита является древнерусская кириллица, распространившаяся после крещения Киевской Руси (988 г.).

За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё». Но в целом расположение букв оставалось неизменным.

Расположение букв русского алфавита не случайно и это связано с тем, что буквы старославянской азбуки имели конкретные значения, в которых был заключён особый смысл. Кроме того, буквам были присвоены числа, которые, за редким исключением, располагались в порядке возрастания.

К сожалению (по словам учителей русского языка), современные программы изучения русского языка в школах не уделяют должного внимания интереснейшей истории возникновения и развития нашей азбуки. Поэтому данное исследование может быть использовано при углублённом изучении русского языка на кружке или внеклассных занятиях. Одним из творческих заданий может быть сочинение акростихов на тему «Алфавит» [приложение 4, стр. 17 «Акрофонические стихи для запоминания алфавита»]

Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, значит, историю нашей страны и тогда становимся более образованными. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - А.С. Пушкин. Так будем же образованными, умными и продолжим дальше изучать наш родной русский язык, его историю.

Во время поиска и обработки информации по заданной теме, выяснилось, что с Кириллицей связано много поговорок и пословиц, а так же она объясняет (как бы удивительно это ни звучало), откуда пришёл ряд суеверий. Это может стать темой для дальнейших исследований в области языкознания.

Русская азбука - это начало начал великого русского языка. Может быть, его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времен пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», Владимир: ТОО издательство «ПОКРОВА», 1998 г.

2. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», М. 1995 г.

3. http://www.imperiyanews.ru/details/3cc7c2b0-407f-42c1-9438-98ac5d25ee86

4. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-istoriya-vozniknoveniya-russkoy-azbuki-1123322.html

5. http://azbukivedi-istoria.ru/board/zagadki_istorii/tajna_slavjanskoj_azbuki/3-1-0-180

Приложение 1

ОПРОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хорошо ли Вы знаете русский алфавит? ____________________________

Легко ли запомнить алфавит? _____________________________________

Почему, по-вашему, буквы в алфавите стоят именно в таком порядке, а не каком-либо другом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего нужно знать алфавит? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Азбука и алфавит – это одно и то же? Поясните свой ответ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Приложение 2

ТАЙНОПИСЬ АЗБУКИ

Если буквы в квадрате расположить 7 на 7, то можно прочитать следующее послание. (Оно переведено и осовременено)

По строкам горизонтали:

– Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую.

– Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога.

– Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой.

– Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала.

– Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство.

– Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода.

– Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности.

По столбцам вертикали:

– Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук,

стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица

разума во вселенной.

– Бог создает вокруг людей твердую границу и

направляет их к самосовершенствованию.

– Знание Земли и размышление о нем призывают

покой на дух нашего рода (народа).

– Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? – В Правде!)

– Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени.

– Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе.

– Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени.

И даже по диагоналям:

-Я много размышляю и основание моего творчества всевышний

источник всегда.

- Определение понятия общины в мерах окружающего пространства и Космоса

Всего 16 поучительных фраз.

Приложение 3

АЗБУЧНОЕ АКРОСТИШИЕ «АЗ ЕСМЬ ВСЕМУ МИРУ СВЕТЪ»

Кирилл: «устроил письмена, и беседу составль евангельску», т. е. «составил» стихотворное изложение основных событий Нового Завета - азбучное акростишие

«Аз есмь всему миру Светъ».

Опубликованная в «Букваре» первопечатника Ивана Федорова, стихотворная азбука «Азъ есмь всему миру Светъ», долгое время была на Руси пособием при обучении детей.

Аз есмь всему миру Светъ.

Богъ есмь прежде всех векъ.
Вижу всю тайну человеческую.
Глаголю же вамъ Сыномъ Человеческимъ:
Добро есть верующим въ имя Мое.
Есть гневъ Мой на грешники.
Жизнь есмь всему миру.
Зло законо преступникомъ.
Земля подножiе ногамъ Моимъ.
Иже есть престолъ Мой на небесехъ.
Iнаго несть бога разве Мене.
Како съвещаша на Мя золъ съвет,
Людiе мои законопреступнiи.
Мыслиша на Мя злая за благая,
На Кресте пропяша Мя,
Оцта и желчи напоиша Мя,
Праведнаго Сына Божiя.
Разделиша ризы Моя себе,
Студно грехъ съдевающе,
Терновъ венецъ възложиша на Мя.
Умы Пилат руце, рече: чистъ есмь от крове Праведнаго Сего.
Фарисеи ж возопиша: возми, возми, распни Его...
Хотя же спасенiя вашего, вся претерпехъ
От неправедныхъ беззаконникъ,
Царски вамъ подписуя свобожденiе,
Чисты васъ приводя Своему Отцу,
Шатанiя бесовскаго свобождая васъ.
Щедротами Своего человеко любiя.

Приложение 4

АКРОФОНИЧЕСКИЕ СТИХИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ АЛФАВИТА

В своём стихотворении В.Я. Брюсова использованы буквы старого (дореволюционного) алфавита.

ИЮЛЬСКАЯ НОЧЬ

Мы тоже попробовали свои силы. Вот, что у нас получилось:

Шуточные стихи для запоминания современного алфавита

Соавтор – Сафонова С. В. (мама)

Анне Бабушка Вязала

Гетры Двухметровые.

ЕщЁ Жилетку Заказала

И Кружева Лиловые.

Медленно, Не Очень Просто

Работается Спицами.

Тут Уменья Фунт Хороший

Ценится, Чекинится.

Шерстяные, Щегольские

обЪекты вЫшли стилЬные.

Эксперементно Юморные

Ярко-ямбовидные.

Просмотров работы: 100