ВВЕДЕНИЕ
Я постигаю с детских лет
Доверчивости обаянье,
Неведенья огромный свет,
Раскованность непониманья.
(Ф. Искандер «Детство»)
Я очень люблю читать. В детстве мне нравились литературные герои моего возраста. Это были Пеппи Длинный чулок А. Линдгрен, Питер Пэн Д.Барри. В начальной школе я зачитывалась приключениями Вольки из «Старика Хоттабыча» Л.Лагина и Алисы Селезневой К. Булычева. А в 6 классе я прочитала «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера, и мне захотелось познакомиться с другими героями этого автора. В настоящее время это мой любимый писатель, ведь в рассказах о детстве Чика ярко представлен глубокий внутренний мир обычных школьников. Мне кажется, что Искандер незаслуженно забыт, так как в старших классах его произведения не изучают. Я решила это исправить, стараясь привлечь внимание учеников к творчеству этого автора в юбилейный для него 2019 год (Ф. Искандеру исполнилось бы 90 лет).
Наше ученическое исследование посвящено изучению некоторых особенностей художественного мира рассказов о детстве Фазиля Искандера. Для этого будут рассмотрены особенности художественного пространства и времени, психологизм детской души, гротеск и гипербола в рассказах.
Актуальность исследования очевидна. В рассказах о детстве поднимаются вечные проблемы добра и зла, смелости и трусости, чести и бесчестия. В наше время большинство подростков думают о комфортной и лишенной трудностей жизни, а чтение произведений Ф. Искандера заставит многих посмотреть на окружающий нас мир по-другому.
Объектом работы являются рассказы Ф. Искандера о Чике: «Защита Чика», «Подвиг Чика», «Чик идет на оплакивание».
Предмет исследования – художественный мир рассказов о детстве Фазиля Искандера в вышеназванных произведениях.
В настоящем исследовании нами предпринята попытка доказать гипотезу: возвращение читателям произведений Ф.Искандера обогатит наш внутренний мир, сделает его чище и совершеннее.
Цель исследования: провести комплексный анализ художественного мира в рассказах о детстве Фазиля Искандера с точки зрения пространства и времени, определить роль психологизма детской души главного героя и роль гиперболы и гротеска в создании комического эффекта.
Задачи исследования:
1. изучить тексты рассказов и найти примеры изображения художественного мира детства главного героя: пространства и времени в рассказах;
2. проанализировать психологизм детской души в ключе нравственного формирования главного героя.
3. выявить роль гиперболы и гротеска в рассказах.
Что касается обзора специальной литературы, посвященной Искандеру, надо подчеркнуть, что единственная на сегодняшний день монография, посвященная писателю, это книга критика Н. Ивановой: «Смех против страха или Фазиль Искандер» (1990), где автор исследует юмористическую стихию Искандера как основную черту прозы автора.
Новизна нашей работы заключается в подробном анализе некоторых художественных особенностей отдельных рассказов о детстве.
В начале работы над исследованием я провела анкетирование в классе. Текст предложенной анкеты состоял из 4 вопросов:
Знаете ли Вы автора литературных произведений Фазиля Искандера?
Какие его произведения Вы читали?
Что запомнилось больше всего?
Хотелось бы Вам больше узнать об этом авторе?
По результатам обработки анкет были сделаны конкретные выводы:
1. Только 1 человек вспомнил автора Ф. Искандера и его «Тринадцатый подвиг Геракла»;
2. 76% опрошенных учеников хотели бы побольше узнать об этом авторе.
Таким образом, актуальность моей работы подтверждена. Большинство одноклассников не знает такого замечательного автора, создавшего рассказы о наших сверстниках. А ведь проблемы, поднятые им, актуальны и сейчас. Фазиль Искандер пытался донести до своего читателя, что детство – самая счастливая пора в жизни человека, когда у подростка появляются первые понятия о добре и зле, истине и лжи, любви и ненависти. Первое знакомство с миром не всегда бывает приятным. Но, несмотря на то, что маленький человек обнаруживает слишком много зла и несправедливости, он не перестает любить жизнь, считая каждый её день настоящим подарком судьбы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Биография Ф.Искандера
Ф азиль Абдулович Искандер – советско-российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Наиболее известные произведения – «Сандро из Чегема», «Детство Чика», «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы». Родился 6 марта 1929 года в городе Сухуми, Абхазия. Отец будущего писателя был иранцем. В 1938 году его депортировали из страны, и Фазиль больше никогда его не видел. Воспитывался матерью – уроженкой Абхазии - и ее родственниками. Фазиль учился в русской школе, которую окончил с золотой медалью. Затем он поступил в Библиотечный институт в Москве, где проучился три года. Впоследствии писатель окончил Литературный институт им. А. М. Горького.
С 1954 года Ф. Искандер работал в периодических изданиях Брянска и Курска, а в 1956 году он перебрался в родной Сухуми, где стал редактором абхазского отделения Госиздата. В начале 1990-х годов снова переехал в Москву. Первый рассказ Искандера появился на страницах журнала «Пионер» в 1956 году, а через год вышла в свет его первая книга стихов. Это был сборник «Горные тропы». Его стали печатать в таких журналах, как «Юность», «Литературная Абхазия», «Новый мир». С 1962 года он увлекся прозой. Сюжет многих рассказов писателя разворачивается в абхазском селе Чегем, где прошло детство писателя. Ф. Искандер – лауреат многих премий, в том числе Пушкинской, премии «Триумф». На постоянной основе писатель проживал в Москве. Как общественный деятель он часто выступал в защиту малочисленных народов и являлся старейшиной московской абхазской диаспоры. С 1960 года писатель был женат на Антонине Хлебниковой и имел двух детей (сына и дочь).
Умер 31 июля 2016 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. [2]
2. История создания рассказов о Чике
Рассказы о своем черноморском детстве Искандер начал писать с самого начала своего творческого пути. Они печатались в литературных журналах: «Юность», «Новый мир», выходили в сборниках рассказов и повестей.
При составлении собрания сочинений в четырех томах в начале 1990-х годов писатель свои рассказы о детстве собрал в первом томе этого издания и разделил их на два цикла. Так появился эпос о детстве Чика. Первый цикл назывался «Праздник ожидания праздника» и включал в себя 10 рассказов. Второй цикл назывался «Приключения Чика» и тоже состоял из 10 рассказов. Исследуемые нами рассказы взяты из второго цикла.
Рассказы Фазиля Искандера о детстве объединены в единое целое образом главного героя – рассказчика-Чика. Этот образ во многом автобиографический. Главный герой – подросток лет 12-14 лет. Мальчик с 11 лет не видел своего высланного за границу отца (иранца по происхождению), воспитывался тетей-абхазкой (с ней мы встречаемся в рассказах о Чике). Все приключения Чика разворачиваются в родном для Искандера селе Чегем, перемещаются в город Мухус (название Сухум наоборот). Эти названия автор пронесет через многие произведения («Сандро из Чегема» и другие). Может, Чик – это сам автор в детстве? Он умный, мыслящий и рассуждающий мальчик, зорко и внимательно наблюдающий за миром взрослых.
Единого сюжета здесь нет, но события дополняют друг друга. В одном из интервью грузинскому журналисту на вопрос об изображенной в рассказах действительности Искандер сказал, что в рассказах «сложное сочетание воображения и факта. (…) Мои герои взяты из реальной жизни. Любимая Абхазия дарит жизненные впечатления.» [4]
Большую часть своей жизни Искандер прожил в Москве, но никогда о ней не писал. Произведения автора были как глоток свежего горного воздуха в большом мегаполисе.
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ О ЧИКЕ
Историк древнерусской литературы Д. С. Лихачев раскрывает понятие художественный мир произведения. «Художественный мир объединяет идейную сторону произведения с характером его сюжета, фабулы, интриги», и при анализе литературного произведения «следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который погружает нас произведение ... искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое» [7, с. 87]
В анализируемых рассказах каждое событие в жизни Чика происходит в определенном возрасте (подросток 12-14 лет), в определенном месте (мухусский двор). Приметы времени «раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [1, с. 235] Литературовед Бахтин М.М. - автор термина хронотоп в литературе. Это «художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности». [1, с. 234] В рассказах Ф.Искандера такими местами пересечения времени и пространства являются природа, дом и двор. Это организационные центры основных сюжетных линий рассказов. Именно в этих хронотопах Чик приобретает ценные знания для своего взросления.
В ходе нашего исследования мы постараемся проследить, как художественное время и художественное пространство помогают созданию целостного образа мира героя.
Художественное пространство в рассказах
«Чик живет не просто в городе, доме, квартире. Он живет во дворе, и этот двор и есть художественное пространство этого мира.» [3, с. 172] Жизнь всех героев вынесена во двор, проходит на виду. В рассказе «Защита Чика» главный герой оглядывает двор: «Сонька и Ника играли в «классики». Лесик покачивал в коляске своих братьев-двойняшек. (…) Белочка, любимая собака Чика, лежала посреди двора. (…) На верхней лестничной площадке второго этажа сидела бабушка и грелась на солнце. Рядом стоял сумасшедший дядюшка Чика.»
Целая страница посвящена описанию «жизни» во дворе. Здесь ведутся разговоры между жителями даже на большом расстоянии друг от друга. Болельщики, наблюдая за футболом с крыши дома, перекрикиваются с товарищем, находящимся в квартире. Все это описание как отдельный рассказ, привлекающий читателя и помогающий ярко представить картину двора.
В рассказе «Подвиг Чика» в это пространство ворвался злодей-собаколов, от которого убежал Чик, освободив бедных собак. Это кульминация рассказа. Тетушка, Сонька, дядя Риза встают на защиту героя.
Двор имеет свое продолжение. Это сад, в котором главный герой готовится к благородному делу – освобождению пойманных бездомных собак. Сад должен был стать убежищем Чика, но внезапно превратился в общественное место. Сначала сюда пожаловал сумасшедший дядюшка, которого еле-еле выпроводил Чик, а через два дня здесь развернулась целая спасательная операция с тетушкиной кошкой, убежавшей от собаки на дерево. Этому эпизоду также уделено большое внимание в рассказе.
Чик любил наблюдать за всем двором, сидя на любимом дереве – груше. Он видел всех, а его никто не видел. В каждом рассказе Чик бывает на своем любимом месте. Там его личное пространство.
«Здесь несколько виноградных плетей, вытянутых между двумя ветками груши, образовывали пружинистое ложе, на котором можно было сидеть или возлежать в зависимости от того, что тебе сейчас охота. (…) Чик очень любил это место. Оно было во всех отношениях удобное и приятное.»
Груша спасала от врагов и от голода: «(…) плоды чужого инжира были гораздо вкусней.» Над этой загадкой природы Чик удивленно думал. Здесь можно было «от всех отъединиться», отдохнуть от «надоедливых» людей и собраться с мыслями. «Чик любил людей, но иногда они ему здорово надоедали. И тогда Чик замечал, что люди сами же мешают себя любить. (…) Бывало, час сидит на груше или два сидит на груше, а потом слезает и сам чувствует, что люди ему больше не надоедают.» Во дворе дедушки таким деревом была яблоня. Ф. Искандер писал в одном из своих рассказов, что любит деревья. Это «одно из самых благородных созданий природы, позволяющих намекнуть нам на желательную форму нашей души, то есть такую форму, которая позволяет, крепко держась за землю, смело подыматься к небесам».
Все герои двора живут общей жизнью. «В этом дворе перемешаны и языки, целый «котел» языков, малый «вавилончик» [3, с. 173] Здесь живут абхазцы, русские, греки, персы, турки. Тетушка Чика в рассказе «Чик идет на оплакивание» говорит с подругами о смерти тети Циалы то по-русски, то по-абхазски, то по-грузински, а то и по-турецки. А сумасшедший дядя Коля говорит на «затейливом языке из смеси трех языков». Уважение к другой нации входит в условия мирного дворового сосуществования.
«Двор — своего рода оазис взрослых человеческих отношений.» [3, с. 173]. У каждого героя есть отрицательные качества (Богатый Портной скуп, бабушка Чика порой раздражительна, несправедлива), но в целом люди слышат друг друга. И в этом пространстве все дети во главе с лидером Чиком учатся жить в мире взрослых, познают природу человеческих отношений, приобретают ценные знания для своего взросления и дальнейшей жизни.
Таким образом, хронотопы дома и двора у Искандера сливаются в единый хронотоп, характеризующий единство человека и окружающего мира, вселенной. Центром притяжения читателей является процесс самопознания Чика, его поисков миропонимания.
Художественное время в рассказах
Город Мухус, где происходит действие рассказов, - несуществующий город. Пространство и время в рассказах тяготеют к вымышленной топографии, что позволяет автору говорить о неоднозначности и противоречивости жизни людей. «Мухусский двор в рассказах о Чике вместил в себя разных по характерам детей и взрослых. Это не только «место», но и «время» той жизни.» [3, с. 173] Эти понятия взаимосвязаны. В этих местах-моментах происходят самые важные события в жизни Чика и изменения в его взглядах и отношении к жизни, совершается преобразование его внутреннего мира. Чик находится на границе детства и подросткового возраста, когда происходит осмысление, становление личности, понимание собственного «я» героя. В Википедии дается такое определение начальной поры жизни человека: «Детство – это период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.» [2]
Сложное время привело юное поколение, в том числе Чика, к переосмыслению таких понятий, как «я и другие», «я и история моего народа», «я и обычаи и традиции моего народа».
Главный герой делит жителей на богатых и бедных. В рассказе «Подвиг Чика» мы знакомимся с Богатым Портным («говорящее» имя), у которого главный герой крадет старую бельевую веревку для освобождения собак. Здесь же есть и Бедная Портниха, мать Соньки. Радостная девочка, бесстрашно кричала несколько раз всем соседям, что Чик освободил собак. Но Бедная Портниха «выскочила из своей кухоньки» (Использование уменьшительно-ласкательного суффикса передает теплое отношение автора к этой небогатой семье.), стала загонятьСоньку домой, крича: «Мы ничего не знаем! Мы ничего не видели! Она всегда всего боялась и сейчас не знала, чем все это кончится.»
В этом эпизоде между строк можно прочитать об историческом времени в рассказах о Чике. Это фон всех историй про Чика. Фазиль Искандер в то время не имел возможности говорить о проблемах общества прямо и вынужден был «маскироваться» за иронией, подтекстом, иносказательностью, эзоповым языком. Дети жили в нелегкое время, когда отцов без причины отправляли в тюрьму, на поселение и каторжные работы. Отца Ники тоже арестовали за то, что танцевал перед врагом народа. Но Чик, знавший эту историю, заботится о том, чтобы до ушей Ники это не дошло. Все дети двора заботятся друг о друге, помогают. И их не сломили эти трудности, а только закалили для будущей взрослой жизни.
В рассказе «Защита Чика» есть эпизод с походом героя и его любимого дяди Ризы на футбол. Мальчика очень удивило внимание всего стадиона к одной невидимой персоне: «-Куда они смотрят, дядя? - спросил Чик.
- Они считают, что на стадионе есть один болельщик из Тбилиси, вот они все и пытаются его разглядеть. (…) Чика тогда очень удивило это безумие толпы. (…) Чик тогда хорошо почувствовал многостороннюю, как бы уходящую в бесконечность глупость толпы.» Кого же искали в толпе все болельщики? При чтении этого отрывка я тоже задумалась. Может, самого Сталина? Вот где историческое время рассказа. Дядя Риза знает, что и он может стать жертвой этого режима, и просит племянника иметь трезвый взгляд на жизнь – не поддаться лжи и не терять здравого смысла. В этом эпизоде встречается прошлое (старшее поколение) и настоящее (Чик). Герой анализирует ситуацию и удивляется ее глупости. Толпа, по мнению Чика, противопоставлена в рассказе родному двору, народу. Люди толпы упрощенно воспринимают радости жизни. А Чик понимал, «что он сам на это не способен».
Само время («идиллическое время в отчем доме»), кажется, течет в рассказах по-разному. У взрослых быстро, стремительно. А в детской жизни как будто замедляется. Герой Искандера, наоборот, внимательно анализирует поступки взрослых, рассматривает их словно при замедленной съемке. План по спасению собак («Подвиг Чика») в течение целого дня созревал в голове героя. «Так может и вся жизнь пройти!», - думал Чик. В голове «тихо звенит, а в груди что-то теплеет, теплеет. Он не понимал, что это вдохновение.» В рассказе много страниц отведено подготовке к «подвигу». На это ушло 5 дней! Медленно Чик прокручивал в голове действия собаколова, менял свой план. Герой боялся ошибиться. Надежные друзья и здесь пришли на помощь. Любимая груша стала спасительной. Дети живут по законам «высокой человечности и взаимопомощи, не по тем отвратительным законам, которые устанавливает время». [3, с. 174]
Психологизм детской души
…зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
(А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Психологизм в литературе - это «глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения.» [6]
Сюжеты наполнены глубоким психологизмом и служат раскрытию сложного внутреннего мира главного героя, помогают понять душу. В рассказах Чик больше размышляет, анализируя поступки взрослых, чем говорит. Нам интересны внутренние переживания и воззрения главного героя, которые раскрываются во внутренних монологах. Чик, анализируя происходящее, приходит к твердому убеждению, что верным основанием человеческого существования являются добро и милосердие, но не жестокость и насилие.
В рассказе «Чик идет на оплакивание» переживания героя выходят на первый план. Автор изображает тот психологический процесс, когда люди преодолевают неприятные им жизненные ситуации. Читая рассказ, мы сочувствуем герою, переживаем вместе с ним. Его мысли и размышления трогают до глубины души. «Чик любил своих чегемских родственников, и он точно знал, что они совсем не черствые. (…) Просто они сдержанные. . Но они добрые. (…) Почему тетушка этого не понимает? Странно! (…)И сейчас Чик не на шутку встревожился. Он решил, что, если он не расплачется над гробом тети Циалы, тетушка окончательно уверится, что чегемцы жестокие и дикие люди. Он не за себя боялся, ему было обидно за чегемцев.» История отношений Чика с мамой и тетей всегда вызывала волнение и недопонимание взрослых с точки зрения ребенка. Во всех рассказах герой сильно переживает и стремится доказать тетушке, что горцы - достойный народ. «Он с новой силой почувствовал груз долга на своих плечах.»
Главного героя-подростка мучают вечные вопросы — жизни и смерти, «конца и начала», на которые он ищет ответ, пытается дать объяснение. Ему приходится решать далеко не детские вопросы. «Остановив наконец взгляд на гробе, засыпанном цветами, Чик оцепенел. Его вдруг осенила леденящая догадка, что именно потому столько цветов набросано сверху, чтобы скрыть то страшное и непонятное, притаившееся под цветами и именуемое смертью. И он, цепенея, подумал: как можно жить, если это страшное и непонятное есть в жизни?» Чик понимает, что жизнь все равно победит, а смерть является лишь частью чего-то большого, всеобъемлющего. Похоронная музыка снова добавила горести в мысли Чика. Герою стало жалко всех: сумасшедшего дядюшку за безнадежную любовь; тетушку «неизвестно за что»; ее мужа за перекрашенные в угоду тете волосы; собаку Белочку, которую мог поймать собаколов; тету Циалу, хромого Лесика, который «всю, всю свою жизнь так и будет подволакивать ногу»; испанских республиканцев; Нику и ее арестованного отца; утонувшего котенка. «Ему стало жалко и себя за то, что он так глупо, так глупо боялся прослыть слюнтяем…(…) Музыка мгновенно устремлялась к месту жалости и омывала именно эту жалость. (…) Но откуда музыка знает обо всех его жалостях и как она успевает мгновенно вместе с Чиком переходить от одной жалости к другой?» Во время поминального обеда Чик внимательно наблюдает за каждым. Он анализирует поведение людей, часто сравнивая людей с животными. У рассказчика оказались «бараньи глаза» в тот момент, когда он ел баранье харчо. Мальчик, похожий на верблюжонка, девочка с кошачьей мордочкой и зубками, - все это говорит о внимательном отношении героя к людям. Он пытается постичь их душу, чтобы сделать свой внутренний мир богаче. Чик вырастет хорошим человеком, обязательно!
Гипербола и гротеск в рассказах
«Смешное обладает одним, может быть скромным,
но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво.
Более того, смешное потому и смешно, что оно правдиво».
(Фазиль Искандер. Начало.)
«Гипербола - преувеличение с целью усиления выразительности. (…) Гротеск - вид комического приема, который сочетает ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, настоящее и будущее, это всегда противоречия.» [2] «В смеховом мире (Ф.Искандера) гипербола и гротеск соседствуют с реалистическим изображением (а оно, в свою очередь, - с пародией). [3, с. 161]
Юмористический стиль повествования присутствует во всех рассказах о Чике. Народный комизм из жизни оказал влияние на художественное повествование рассказов. Героев словно преследует безмерный аппетит и неутолимая жажда: во дворе бесконечно что-то жарится и варится, в саду Чика вечно зреют какие-то фрукты, любимым лакомством дяди Коли был лимонад. Этот веселый мир противостоит мрачной действительности.
В «Защите Чика» тетушка Чика предстает перед нами «в своей классической позе со стаканом крепкого чая в руке». В середине рассказа тетушка все еще пьет чай. И спустя много страниц рассказа, в самом конце, мы снова читаем про чай: «Главное (думал Чик), что тетушка, ни о чем не зная, могла спокойно пить чай на своей веранде.» Сосед Костя, которого разбудили футбольные болельщики, тут же просит покушать. Толстый мальчик с третьего этажа съел виноград, брошенный ему Чиком, и попросил грушу. Мальчик нечаянно рассердил Чика. Но «Чик чувствовал, что не может не бросить ему кисть винограда (еще). Он подумал, что когда человеку уже сделал что-то хорошее, трудно не сделать ему еще раз что-то хорошее. Это потому так получается, думал Чик, что если ты ему откажешься делать что-то хорошее, то пропадет то хорошее, что ты ему сделал раньше. А тебе не хочется, чтобы оно пропадало.» Гиперболическое изображение постоянной еды соседствует с жизненными ситуациями, влияет на них и размышления главного героя.
В этом же рассказе учитель русского языка Акакий Македонович(сразу вспоминается Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели Н.В.Гоголя), «или как его называли, Закидонович» сразу вызывает улыбку. Ученики тайно смеются над его «грамматическими» стихами, поведением учителя. Гротескна встреча Акакия Македоновича и сумасшедшего дяди. «Чик надеялся на характер Акакия Македоновича. Ему было важнее всего самому говорить, а не слушать, что ему говорят.» Учитель не понял, что дядя сумасшедший.
В рассказе «Подвиг Чика» автор использует гиперболу в эпизоде с защитой Чика от собаколова. «Тетушка решила не искать больше предмет, при помощи которого можно было выцарапать глаза собаколову, а заменить его сумасшедшим дядюшкой Чика.»
Рассказ «Чик идет на оплакивание» является самым гротескным – аномальным, неестественным, странным. Образ тетушки Чика рассмотрим подробнее. С самого начала рассказа мы понимаем, что столкнется комическое и трагическое. «Тетушка сидела на обычном своем месте у окна веранды. Но сейчас она не попивала чай, хозяйственно озирая двор, как это бывало всегда, а, глядя в зеркало, старательно выщипывала брови. Чик понял, что она собирается идти в гости. Она выщипывала брови, когда собиралась идти в гости или в кино. Бедные тетушкины брови! (…) Чик, - сказала тетушка, (…)- умерла моя дорогая Циала… Мы с тобой должны пойти на оплакивание.» Чик слегка недолюбливал тету Циалу, но в такой ситуации «было ее жалко, но не сильно. Он вслушался в свою жалость и подумал, что со слезами, пожалуй, тут будет туговато. (…) Я тоже должен плакать? - спросил он у тетушки. Тетушка продолжала выщипывать брови, требовательно вглядываясь в свое лицо. (для нее сейчас это было самым главным) (…) Ты должен постоять у гроба, как мальчик из приличной семьи, - сказала тетушка, - продолжая глядеть в зеркало, - а плакать тебя никто не обязывает…»
Гротеск в описании тетушки Чика мы видим на протяжении всего рассказа. По дороге «Тетушкины каблуки легко и даже бодро стучали по тротуару. (…) По бодрому, невозмутимому стуку ее каблучков Чик был уверен, что сама она ничуть не сомневается в том, что слезы у нее польются, когда это будет надо.» В конце рассказа мы услышим те самые каблучки: «Каблучки ее бодро застучали по тротуару. Чик задумался.»
Лирическое (серьезное) отступление о традициях деревенских жителей, родственников Чика, превращается в смешное: «Когда они к нам приезжают, - говаривали чегемцы, кивая на городских, - мы режем козу или курицу. Ставим на стол вино. А когда мы к ним приезжаем, они нас чаем угощают. Да что мы, больные, что ли, чтобы чай хлестать? (…) Просто смешно.
Чик любил смех, «любил понять, почему смешное смешно. Он «всегда проверял остроты, которые слышал или вычитывал из книг. Как сливки в молоке, так и смешное в человеческом языке самое вкусное. Так считал Чик.» Простой смех детей (смешные детские проказы) в рассказе соседствует с анализом смешных ситуаций в мыслях главного героя. Так, разговоры о хорошей погоде во время похорон Чика удивляли. Не раз он возвращался к этой теме, удивляясь взрослым: «Можно было подумать, что после смерти некоторых людей начинается наводнение».
Чик «наделен способностью видеть и понимать двуплановость «говорения» и «думания» взрослых.» [3, с. 182]. Это создает комический эффект. Герой видит внутренний смысл в словах. Тетушка может говорить одно, а думать в это время совсем другое. В таких ситуациях Чик это замечает и снова размышляет: «Бедный князь, я еще к вам подойду, - бросила она ему мимоходом совсем новым дляЧика голосом, показывая, что ее уже душат слезы и ей бы только донести их до той, кому они предназначены. Когда ж она успела, удивился Чик и с ужасом подумал, что тетушка уже ко всему готова…»
За поминальным столом детей и взрослых так и разбирает от смеха. Начинаются игра и веселье, побеждающие смерть. И взрослые, пришедшие попрощаться с покойной, тоже втягиваются в эту совершенно не приличествующую событиям атмосферу застольных историй: «По голосу тетушки Чик понял, что смерть подруги освежила в ней любовь к своему мужу. (…) Теперь она несколько дней будет ласково жужжать, жужжать, жужжать вокруг него, а потом соскучится и ужужжит в сторону новых развлечений». «Бодрые каблучки» и задумчивость Чика завершают рассказ. Последние слова рассказа остаются за мыслями ребенка. Каблучки тети, раздражавшие мальчика вначале, призывают к жизни, побеждающей смерть. Все обязательно будет хорошо. Детская наивность и любовь к жизни вселяют надежду на лучшее, ведь «Чик всегда считал, что жизнь прекрасна». Смех здесь целителен и спасителен, ибо без него жизнь попросту остановилась бы.
Все анализируемые рассказы заканчиваются хорошо. Побеждает добро, несмотря на трудные, сложные события в жизни. Дети учатся жить в мире взрослых, сталкиваясь с несправедливостью, злом, но они помогают друг другу, стараются сделать эту жизнь лучше, веселее. И это у них получается!!!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами были сформулированы конкретные выводы:
Двор в качестве пространства является основным центром действия рассмотренных рассказов, дает возможность автору достоверно передать происходящее в духовном мире своего героя.
Время в рассказе взаимосвязано с пространством, показан процесс взросления героя, который, кроме радости, первого осознания мира, помогает понять внутренний мир человека.
С помощью психологизма детской души изображено глубокое постижение законов и правил окружающей действительности. Мысли подростка лучше слов передают его переживания и попытки понять мир взрослых, выбрать правильные нравственные ориентиры в процессе становления.
Гипербола и гротеск в рассказах, создавая комический эффект, призваны соединить детство с его наивностью и сложные вопросы мира взрослых.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования её материалов на уроках литературы в старших классах, тематических мероприятиях, посвященных творчеству Фазиля Искандера. А небольшие рассказы могут служить аргументами к сочинению на ОГЭ и ЕГЭ.
Результатом нашего исследования стала викторина-презентация (Приложение 1) по рассказам Ф.Искандера о Чике. На уроке внеклассного чтения мы проанализировали эти произведения, что привело к положительным результатам повторного анкетирования (все мои одноклассники открыли для себя нового автора). А в 11 классе при написании сочинения (часть С ЕГЭ) был проанализирован рассказ Ф.Искандера «Скорбь». Хотелось бы побольше таких текстов на выпускных экзаменах… Отрывок сочинения приведен в Приложении 2.
В дальнейшем я хочу познакомиться со «взрослой» прозой Ф.Искандера, постараться понять ее, чтобы взять самое важное для своей взрослой жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. Цитируется по: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Bahtin_M.M._Voprosy_literatury_i_estetiki_1975.pdf
2. ВИКИПЕДИЯ, статьи «детство», «гипербола», «гротеск»,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Детство, Гипербола, Гротеск.
Иванова Н. Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М., 1990.
ИСКАНДЕР Ф.А.: «Мои герои взяты из реальной жизни», интервью с писателем от 6-го Марта 2009, цитируется по www.faziliskander.com).
Искандер Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1991.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТАЛ. www.litdic.ru/psixologizm
ЛИХАЧЕВ Д. С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, №8, 1968. С. 74-87. Цитируется по www.psujourn.narod.ru/lib/lih_inworld.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Викторина-презентация (для урока)
Фото с урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
С очинение по Искандеру в 11 классе