Дорогою Конька-Горбунка

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дорогою Конька-Горбунка

Павлова А.Г. 1
1МБОУ СОШ №2 им.Исаевой А.И.
Сенечак Ю.В. 1Литвинова  Е.Г. 2
1МБОУ СОШ №2 им.Исаевой А.И.
2МБОУ СОШ № 9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я родилась в городе Нефтеюганске. И очень люблю свой северный край. Также я увлекаюсь чтением книг.

Тема моего исследовательского проекта «Дорогою Конька-Горбунка» выбрана неслучайно. В моём городе любят и ценят творчество знаменитого земляка – П.П.Ершова. Вот и я решила узнать про героя одноименной сказки и ее автора подробнее.

На главной площади Нефтеюганска – «Юбилейной», возле центральной городской библиотеки, находятся скульптуры из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»: «Царь», «Жар-птица», «Иван да Марья» и, конечно, сам «Конёк-Горбунок», а 25 августа 2007 года установлен бюст сказочнику Петру Ершову.

Посетив вместе со своим классом внеурочное мероприятие в городской библиотеке, посвященной творчеству П. Ершова, я поняла, как мало мы знаем о нашем знаменитом земляке. И мне стало интересно, а известно ли имя писателя Петра Павловича Ершова - создателя литературной сказки «Конёк – Горбунок», учащимся нашей школы? Ведь творчество этого писателя не изучается в школе.

План исследования

Гипотеза: скульптура и литературное произведение взаимосвязаны между собой 

Цель проекта: изучив историю появления скульптур сказочных персонажей на площади «Юбилейная» в городе Нефтеюганске, мы сможем расширить свои знания в области литературного чтения.

Задачи проекта:

1.Познакомиться с творчеством писателя-земляка П.П.Ершова.

2.Сравнить литературных персонажей со скульптурами, изображающими героев сказки «Конек-Горбунок».

3.Поделиться полученной информацией с одноклассниками, учителями, родителями.

Этапы исследования:

1.Теоретический этап (изучение истории вопроса, источников по заявленной теме).
2. Исследовательский этап (проанализировать хронологию появления

скульптур и бюста писателя П.Ершова в нашем городе, материал, из которого они сделаны, узнать авторов работ).

3.Практический этап (применение полученной информации, фотографирование достопримечательностей, создание буклета)

Практическая значимость проекта:в результате проделанной работы мы создали буклет; материал можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Актуальность: наш город молодой, и информации по нему мало, поэтому данная работа имеет большое воспитательное значение, а также побуждает к изучению литературы и истории родного края.

Методы и приемы исследования:

1.Библиографический анализ литературы и сети Internet;

2.Фотографирование.

3.Опрос-анкетирование.

4.Анализ полученных данных.

5.Брошюрирование.

Вывод: в процессе исследования выявлено, что скульптуры появились в 2007-2009 годах, когда город переживал не самые хорошие времена в своем финансовом и экономическом развитии. Несмотря на это, была создана скульптурная группа, чтобы приобщать население города к творчеству писателя-земляка, «духовно просвещать жителей Сибири», как и хотел Петр Ершов.

Основная часть

Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в Западной Сибири в селе Безруково, в Ишимском уезде Тобольской губернии. В 1960 году деревня Безруково была переименована в Ершово.

Отец будущего писателя-сказочника часто менял места службы и мальчик успел пожить в Казахстане (город Петропавловск), в Омске, в Ханты-Мансийском автономном округе (с.Березово).

В 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения» издатель О. И. Сенковский опубликовал сказку «Конёк-Горбунок». В том же году она вышла и отдельным изданием. Её автору было всего 19 лет. Книга завоевала любовь читателей. Лёгкий, грациозный, яркий, увлекательный сказочный стих пришёлся по душе русским людям. При жизни Ершова его «Конёк-Горбунок» издавался семь раз. К концу XIX в. сказка прочно заняла заслуженное и почётное место на полках русских библиотек. 

Со времени своего существования сказка «Конёк-Горбунок» издавалась огромными тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира.

Исследовательская часть

Анкетирование

В нашем исследовании участвовало 100 человек. Это ученики нашей школы с 1 по 11 класс. Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось в два этапа. Первый этап - в начале работы над проектом и в конце. В анкете было всего два вопроса:

Знаете ли вы, кто такой Павел Петрович Ершов?

Какую сказку он написал?

Результаты анкетирования представлены в Приложении 2,3

Так же после опроса ребятам были предложены буклеты для более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя. Это помогло ответить на вопросы анкеты более точно на втором этапе анкетирования.

Дорогою Конька-Горбунка

Пришло время познакомиться с персонажами сказки, запечатленными в скульптурах и с бюстом самому автору. Изготовленное местным скульптором И.Г.Разуваевым из листовой бронзы с гранитного постамента на нас смотрит круглое, простое, доброе лицо Петра Ершова. Бюст установили 25 августа 2007 года в честь 40-летнего юбилея моего славного города Нефтеюганска. Спустя два года к сказочнику добавили его героев: «Конька-Горбунка», «Жар-птицу»

(скульптор К.А.Гилёв), «Царя» и «Ивана да Марью» (скульптор С.В. Рябова).

Отливали сказочные фигурки из чугуна на заводе в г.Касли Челябинской области, а привезли в город Нефтеюганск 15 октября 2009 года. Так мы узнали про известное всему миру каслинское литье.

Волшебный помощник Ивана - Конек-Горбунок в сказке три вершка ростом (это примерно 13,5 см) и с аршинными ушками (около 71 см), которыми удобно хлопать, да двумя горбами. А что же мы увидели на площади? Фигурка имеет высоту 1,2 м, два горбика и такая же добродушная мордочка! Он смелый, отважный, умеет ценить дружбу. Изучив источники, мы узнали: прообразом Конька-Горбунка был мифологический крылатый конь, который мог взлететь к солнцу. У Конька-Горбунка крылья отпали, но сила сохранилась, которая может доставить на небо! Сказка имеет большое воспитательное значение. Почему волшебный персонаж помогает именно младшему из трех братьев? Иван – бесхитростный, добрый, искренний, доверчивый. Несмотря на своего друга, он не грубит Царю, не жадничает, никому не завидует. Именно эти качества ценил в людях писатель-сказочник.

Заключение

В ходе работы над проектом, мы выполнили поставленные задачи: изучили историю появления скульптур сказочных персонажей на центральной городской площади, расширили свои знания по литературному чтению, узнали о творчестве писателя-земляка П.П.Ершова, научились оформлять буклеты.

Литература

1.Ершов, П.П.Конёк-горбунок. – М.:Детская литература.1986. – 80с.

2.Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – М.:РИПОЛ-КЛАССИК.2000. – 575с.

Интернет-ресурсы

1.http://www.admugansk.ru/

Приложение 1

Начало работы над проектом

Вопросы анкеты:

Знаете ли вы, кто такой Павел Петрович Ершов?

Какую сказку он написал?

Ответы:

Знаете ли вы, кто такой Павел Петрович Ершов?

1 - «да» ответили (20 человек)- 40%

2 - «нет» ответили (30 человек)- 60%

2. Какую сказку он написал?

3 - «Конёк - Горбунок» ответили (14 человек)- 28%

4 - «Ничего не читал» ответили (36 человек)- 72%

Приложение 2

Анкета:

Знаете ли вы, кто такой Павел Петрович Ершов?

1 - «нет» ответили (30 человек)- 30%

2 - «да» ответили (70 человек)- 70%

Какую сказку он написал? (Конёк-горбунок, в 1834г)

3 - «ничего не читал» ответили (39 человек) - 39%

4 - «Конёк - Горбунок» ответили (61 человек) – 61%

Приложение 3

Просмотров работы: 108