Дохристианская письменность на Руси

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дохристианская письменность на Руси

Силин  А.М. 1
1МБОУ СОШ № 2 им.А.И.Исаевой
Сенечак Ю.В. 1Литвинова Е.Г. 2
1МБОУ СОШ № 2 им.А.И.Исаевой
2МБОУ СОШ № 9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всем известно, что письменность на Руси появилось с принятием христианства на Руси. А какая же письменность была на Руси до принятия христианства. Об этом мало кому известно. Поэтому я решил подробнее изучить эту тему.

Цель: изучение истории создания старославянской письменности.

Задачи:

Изучить исторические корни возникновения старославянского языка.

Выяснить, является ли старославянский язык первым языком на Руси.

Гипотеза: старославянский язык Кирилла и Мефодия не является первым языком на Руси.

Основная часть

Глава 1. История старославянского языка

Старославянский язык — самый первый славянский литературный язык, основанный на диалекте славян, живших в IX веке в окрестностях города Солунь.

Письменность создана в середине IX века братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. В IX—XI веках являлся литературным языком большинства славянских народов и оказал влияние на формирование многих молодых тогда славянских языков.

В качестве алфавита для старославянского языка были использованы глаголица и кириллица. С самого начала старославянский был языком книжно-литературным и никогда не использовался в качестве средства бытового общения.

За свою деятельность Кирилл и Мефодий были причислены русской православной церковью к лику святых. Создание славянского алфавита имело огромное значение для культурного и научного развития нашего народа. Кирилл и Мефодий совершили большое дело. Распространению письменности на Руси способствовало принятие христианства. При монастырях и церквях переводили и переписывали священные книги, открывали первые школы.

Уровень грамотности на Руси в XI–XII веке был довольно высок. Причем грамотны были даже простые люди. Об уровне грамотности того времени можно судить по берестяным грамотам, найденным археологами в Новгороде. Это были личные переписки, договоры и письма господ своим слугам. А раз господа писали письма слугам, значит, слуги умели читать!

Старославянский язык относится к группе италийских мертвых языков.

На основе кириллицы возникла не только русская письменность, но и письменность других славянских народов – сербов и болгар.

Кириллица была значительно проще глаголицы по написанию букв, и именно поэтому получила более широкое распространение. Впоследствии кириллица полностью вытеснила глаголицу.

Древнерусский язык не был единым, а включал множество разных диалектов и представлял собой результат их конвергенции, которой способствовало объединение восточных славян в составе Киевской Руси. К XI—XII вв. в древнерусском языке выделяются диалектные зоны: юго-западная (киевские и галицко-волынские говоры), западная (смоленские и полоцкие говоры), юго-восточная (рязанские и курско-черниговские говоры), северо-западная (новгородские и псковские говоры), северо-восточная (ростово-суздальские говоры). Иногда выделяется северная зона (ярославские и костромские говоры), образовавшаяся в результате «наложения» на северо-западные диалекты северо-восточных (а также юго-восточных и юго-западных диалектов).

В рукописях времени появления языка называется «славянским» или «словенским» (словѣньскъ). В V главе «Жития Мефодия» византийский император Михаил III говорит, обращаясь к Кириллу и Мефодию: «Вы бо еста селунянина, да селуняне вьси чисто словѣньскы бесѣдують» (Ведь вы солуняне, a солуняне все хорошо говорят по-славянски). В XV главе говорится о том, что Мефодий перевёл книги на славянский язык: «прѣложи въ бързѣ вься книгы от грьчьска языка въ словѣньскъ» (перевёл все книги с языка греческого на славянский), а в XVII главе, что ученики Мефодия после его смерти отслужили службу, в том числе и на славянском языке: «служьбу цьркъвьную латиньскы, грьчьскы и словѣньскы сътрѣбиша» (отслужили ученики его церковную службу по-латыни, по-гречески и по-славянски)

На данный момент вопрос существования у древних славян письменности до миссии Кирилла и Мефодия является предметом научных дискуссий. Ряд исследователей (В. А. Истрин, Л. П. Якубинский, С. П. Обнорский, Б. А. Ларин, П. Я. Черных, А. С. Львов) высказывали предположение о наличии письменности у славян до деятельности христианских миссионеров. О возможности её существования действительно косвенно свидетельствуют упоминание о ней в ряде исторических источников: в хронике Титмара Мерзебургского, «житиях Мефодия и Константина», записях Ибн Фадлана и Мубарак-шаха Марварруди, «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима, книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди, русско-византийских договорах 911 и 945 годов. Однако, самих литературных памятников дохристианской письменности до сих пор не обнаружено.

Предполагают, что «древнерусский» язык, существовавший примерно в VI—XIV вв., был общим языком для всех восточных славян, многочисленных славянских племён, составлявших так называемую древнерусскую народность — предков белорусов, русских, украинцев. В истории древнерусского языка выделяют два периода: дописьменный — до X—XI веков, и письменный — с XI века. В XI—XIV веках, в связи с разделением Древнерусского государства на феодальные княжества, монголо-татарским нашествием, образованием новых государств на древнерусских землях, происходит распад древнерусского языка, усиливаются диалектные различия. относятся к XI в.; древнейшая надпись на сосуде, найденном при раскопках Гнёздовских курганов возле Смоленска, относится к X в.

Глава 2. Существует ли дохристианский на самом деле?

В русских исследованиях до середины 40-х годов ХХ века, а в большинстве иностранных работ и до сих пор существование письменности у славян в докирилловский период отвергается.

Современная наука ведёт отсчёт славянской письменности от Кирилла и Мефодия, а её первые сохранившиеся памятники относит к X—XI векам. Как указывает археолог А. А. Медынцева, «при полном отсутствии или фрагментарности эпиграфического материала того времени эти общие (и правильные) положения создают условия для возникновения романтических, но совершенно не выдерживающих критики гипотез об „оригинальном“ письме на Руси дохристианского периода. В качестве такого письма предлагались и оригинальные „черты и резы“ — знаки на археологических предметах, причерноморские знаки, особое „докирилловское“ письмо и такие откровенные подделки, как „Велесова“ книга. Несостоятельность и скороспелость таких гипотез подрывают доверие не только к существованию оригинальной письменности, но и вообще к возможности использования письменности на Руси в дохристианскую эпоху»

Вероятно, имеются в виду «неустроенные» письмена, упомянутые Черноризцем Храбром, исправленные и дополненные Кириллом. В пользу этого стоит упомянуть алфавиты из сборника Manuel typographique de Fornier, tome II, где помещены некий славянский алфавит («servien»), а также другая его версия, «исправленная» св. Кириллом. (Приложение)

В «Житиях Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», написанных в средние века на основе ранних церковных документов, рассказывается о путешествии в 860-х годах Константина в Херсонес (Крым), где будущий создатель славянской азбуки готовился к церковному диспуту в Хазарском каганате и обнаруженных им книгах: «В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги»

Арабский писатель Ибн ан-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» (987—988 гг.) сообщает: «Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю, были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому».

Надпись Ибн ан-Надима была представлена в Санкт-Петербурге в научном докладе арабиста Христиана Даниловича Френа в 1835 году. Графически надпись стилизована под арабское письмо, и расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было сделано из берёзовой коры. (Приложение 2)

Киевское письмо — рекомендательное письмо, выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева, для предъявления в других иудейских общинах. Древнейший аутентичный документ, вышедший с территории Киевской Руси.Датируется предположительно X веком. Письмо написано на иврите и подписано рунической надписью, до сих пор однозначно не расшифрованной.

Письменность, которую сегодня называют кириллицей, существовала на Руси задолго до появления Кирилла и Мефодия. Среди 600 берестяных грамот, найденных в древнем Новгороде, оказалась грамота, с вырезанной на ней азбукой.
Глава 3. Свидетельства и археологические находки о существовании дохристианской письменности

Утверждения арабского путешественника Ахмета ибн–Фодлана о том, что в 921г. он видел обряд погребения одного руса. Он писал: «Сначала они развели костёр и сожгли в нём тело, а затем построили нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку тополя, написали на ней имя этого мужа и имя царя руссов и удалились».

Утверждение арабского писателя Эль Массуди (умер в 956г.), в сочинении «Золотые луга», об обнаружении в одном из «русских храмов» пророчество, начертанное на камне. (Приложение 2)

Древнейшим восточнославянским текстом считается гнёздовская надпись на глиняном кувшине (корчаге), обнаруженном в 1949 году при раскопке кургана возле села Гнёздово под Смоленском. Надпись-слово ГОРОУХЩА, обозначающее то ли сосуд для хранения горчицы, то ли имя владельца, выполнено кириллицей и датируется по набору погребального инвентаря (костяные гребни, меч, обломки овальной фибулы) второй четвертью — серединой X века

Сообщение епископа Мрезебургского Титмара (976- 1018 г.г.), который сообщает, что в языческом храме города Ретры на славянских идолах были начертаны особыми знаками их имена.

В 1912 году при археологических раскопках церкви Богородицы Десятинной в Киеве была найдена свинцовая печать, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в форме простого двузубца, окружённого частично сохранившейся греческой или кириллической надписью. Исследователи пришли к выводу, что надпись на печати означает имя Святослав (князь, правивший в 945—972 годах). В обоих случаях это образец использования славянами-язычниками письменности, уже существовавшей у славян-христиан.

На русском мече, найденном в Киевском уезде и датируемом серединой X века, сохранились надписи. С одной стороны клинка — кириллическая надпись «Слав», полностью не сохранившаяся по причине сломанного меча, представляла собой имя кузнеца-изготовителя. С другой стороны — нерасшифрованные символы.

Заключение

Существование дохристианской письменности не является принципиально невозможным.

Поскольку схожие по начертанию с «рунической» системы письменности отмечались в различных соседствующих с ареалом расселения славян и различными культурами (болгарские руны, венгерские руны, хазарские руны).

Язык и письменность являются чуть ли не главными культурообразующими факторами.

При явном наличии торгового и культурного взаимодействия между ними априорное отрицание возможности существования некой «дохристианской» письменности у славян было бы некорректно.

На сегодняшний день общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны, или носят спорный характер.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что в дохристианскую эпоху у славян была письменность несколько типов. Она была не приспособлена для передачи точной речи и носила слоговой или рунический характер. Также славяне использовали простейшее письмо типа «черты и резы».

Эта работа – только начало сложной и в то же время интересной работы по исследованию древних языков. Она будет полезна не только учащимся, но и преподавателям истории, русского языка, МХК.

Литература

Истрин, В.А. Возникновение и развитие письма, М.:Наука,1965. – 600с.

Рыбаков, Б. А. Язычество древней Руси, Издательство "Наука&quot,1987.

Селищев,А.М.Старославянский язык. В -2х частях. М.: УЧПЕДГИЗ,1951-1952.

Чудинов, В. А. Загадки славянской письменности. М.:Траадиция,2012. – 432с.

Интернет-ресурсы

http://kladina.narod.ru

http://diplomba.ru

http://gifakt.ru

http://gramoty.ru

https://s30630429213.mirtesen.ru

https://www.politforums.net

Приложение 1

Русские письмена

Приложение 2

Грамота с вырезанной на ней азбукой

Просмотров работы: 2910