ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Ткаченко П.А. 1
1Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 251
Плетнева Л.Г. 1
1«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №251» ГО ЗАТО Фокино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

От малого до самого большого
мир, гуманизм и человечность
Вы на краю – расправьте крылья в вечность
На крыльях унесите то, что есть
ВЫ можете в душе любовь прочесть
Гуманность вам подарит вдохновенье
От мира что в умах людей – леченье. Хаустов Сергей

Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого. Гуманизм – это больше чем мировоззрение отдельного человека. Его идеи принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение. Общечеловеческий характер гуманизма определяется его вниманием к тем чертам и способностям человека, которые присущи каждому из нас. Главное среди них – человечность, гуманность. Гуманность означает сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, стремление к сохранению и улучшению среды обитания людей, как и уважение, доброе отношение ко всему живому. Гуманизм включает в себя не только идеи, но и правила жизни, является мировоззрением, которое предлагает личности определенные нормы поведения. Первые идеи гуманизма обнаружились в греко-римской культуре, в эпохи Возрождения и Просвещения, в XIX и ХХ веках. Проблемы гуманизма: уважения к человеку, нравственного выбора, предательства, добра, чести, достоинства, благородства, совести, истинной дружбы — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях. Воспитание лучших человеческих качеств зачастую начинается с хорошей книги, поэтому мы и обратились к проблеме гуманизма в произведениях для подростков, так как только через книгу можно прочувствовать жизнь героя, его душу, можно ему посочувствовать, поплакать, разделить его горе. Это произведения: В. Астафьева, М. Горького, А. Фадеева, Л.Н. Толстого, Д. С. Лихачёва, В. Распутина. Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это обстоятельство делает гуманизм общественным явлением. Эта тема актуальна, так как катаклизмы 20 в. поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее. Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то необходимо изучать и интересоваться такими понятиями, как человечность, самопожертвование, доброта, гуманностью. Каждый человек в большей или меньшей степени человечен. В настоящее время, несмотря на войны, составляющие позор человечества, на катастрофы, на все трудности экономического, социального и другого характера, продолжительность жизни растет, ее качество и комфорт повышаются, люди учатся преодолевать голод и бедность, болезни и социальную несправедливость. Более того, эта тема обладает научной актуальностью и культурной ценностью, так как проблема гуманизма является частью нашей жизни. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Проблема исследования:проблема гуманизма в произведениях для подростков.

Тема исследования: проблема гуманизма в произведениях для подростков.

Объектом являются учащиеся МКОУ СОШ № 251 7 и 11 классов

Предмет: гуманизм в произведениях для подростков.

Цель: рассмотреть проблему гуманизма в произведениях для подростков.

Гипотеза: если мы будем читать гуманистические произведения, то научимся добру, милосердию и гуманизму.

Задачи: познакомиться с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; познакомиться с определением гуманизма и его историей; рассмотреть произведения для подростков, в которых поднята проблема гуманизма; доказать важность произведений о добре и справедливости; определить отношение подростков к произведениям, поднимающим проблемы гуманизма

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности, методы количественного и качественного анализа результатов обследования.

Структура исследования: данное исследование состоит из двух частей, списка использованной литературы и приложения.

Данный вопрос изучен недостаточно хорошо, хотя этот вопрос часто дается в темах ЕГЭ, поэтому при написании данной работы я столкнулась с проблемой нехватки публикаций, книг и газет общего плана. Позиции гуманизма отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, Эразм Роттердамский и многие др.
Во многих произведениях Астафьева и Распутина поднимается проблема нравственного выбора, где главными героями являются дети. Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с ситуацией обмана, герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор, а в рассказе А.П. Платонова «Юшка» главный герой лишал себя многого, чтобы собрать деньги для приемной дочери, за что его можно назвать добрым и гуманным человеком. Говоря о гуманности и человечности людей, нельзя не вспомнить героиню романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которая бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» показал, что чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. Рассказ «Чудесный доктор» А. Куприна показывает, что истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. Рассказ «Чудесный доктор» затрагивает самые сокровенные чувства читателей, учит состраданию, бескорыстию, человечности, неравнодушию к окружающим, силе духа и оптимизму Знаменитая шведская писательница Астрид Лингред в книге «Пеппи Длинный чулок» поднимает проблему воспитания детей с искренностью, любовью, самопожертвованием. Еще одна писательница Элинор Портер в книге «Поллианна» поднимет проблему человечности, сострадания. Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. И таких произведений много, получается, что гуманность - это чрезвычайно редчайший дар, который надо беречь так как, имея его, человек действительно становится Человеком. А без этого невозможно выстроить высоконравственное общество и крепкое государство.

Работая над проектом, я узнала много нового и интересного о гуманизме, я познакомилась с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; с историей возникновения гуманизма, я рассмотрела некоторые произведения произведения для подростков, в которых поднята проблема гуманизма; с помощью анкеты доказала важность произведений о добре и справедливости и определила отношение подростков к произведениям, поднимающим проблемы гуманизма. Поняла, что общечеловеческий характер гуманизма определяется его вниманием к тем чертам и способностям человека, которые присущи каждому из нас. По результатам проведенного исследования, я сделала следующие выводы: респонденты обоих групп дали большое количество названий произведений в которых присутствует гуманизм, более 60% респондентов согласны, что добро необходиму каждому, 70 % респондентов считают, что добро в мире зависит от каждого из нас, от нашего воспитания и добра, 32% считают, что небольшая ложь не вредит делу; большинство респондентов считают, что отвечать добром на зло удел сильных людей, но никак не слабых.

Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы вызвать мотивацию у сверстников к изучению произведений, поднимающих проблемы гуманизма, привить чувство гордости и уважения к литературе, воспитывать любовь и уважение к русскому языку. Практический материал может быть использован педагогами и родителями для совместной работы с детьми, а также самими детьми для самостоятельного изучения.

IПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения[5 ].

ГУМАНИЗМ И ЕГО ОСНОВЫ

Гуманизм – это сложное и многогранное явление. В словарном смысле гуманизм – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.  Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это обстоятельство делает гуманизм общественным явлением. Первые ростки гуманизма обнаружились в греко-римской культуре, особенно в Афинах (V в. до н. э.). В последующем гуманизм различным образом заявлял о себе в эпохи Возрождения и Просвещения, а также в XIX и ХХ веках. Позиции гуманизма отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Валла, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. В традиционном гуманизме различают два основных течения: буржуазный гуманизм ( характер частной собственности) и гуманизм, выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Делались попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии [10 ]. Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов гуманизма невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ. Выделяют следующие виды гуманизма: христианский гуманизм ( мировоззрение терпимости, прощения, заботы о всяком человеке, праведнике и неправеднике), возрожденческий гуманизм (мировоззрение свободного, творческого и активного человека, это стремление к самовыражению чувств, счастью и наслаждению), новоевропейский гуманизм (мировоззрение активно-познающего и активно-покоряющего природу человека, гражданина, активно-преобразующего государственное управление на принципах права), марксистский (пролетарский) гуманизм (мировоззрение трудящихся, стремящихся изменить устройство общества и власть в интересах трудящихся), неоязыческий гуманизм (мировоззрение «сверхчеловека», преодолевающего себя и стремящегося переделать мир (учение Ф. Ницше)[12 ]. Гуманизм – это больше чем мировоззрение отдельного человека. Его идеи принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение. Другая, важнейшая особенность гуманизма состоит в том, что он образует общечеловеческую основу культуры, он не разделяет людей по признакам расы, национальности, религии, пола, социального положения и т.д. Главное– человечность, гуманность. Гуманность означает сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, стремление к сохранению и улучшению среды обитания людей, как и уважение, доброе отношение ко всему живому. Гуманизм включает в себя не только идеи, но и правила жизни, является мировоззрением, которое предлагает личности определенные нормы поведения. Каждый человек в большей или меньшей степени человечен. В настоящее время, несмотря на войны, составляющие позор человечества, на катастрофы, на все трудности экономического, социального и другого характера, продолжительность жизни растет, ее качество и комфорт повышаются, люди учатся преодолевать голод и бедность, болезни и социальную несправедливость; во все большем числе стран признаются и защищаются права человека и его свободы. Если мы признаем, что каждый человек в той или иной мере человечен, то это значит, что он может быть гуманистом. Для этого необходимо совершить внутреннюю самооценку, нужно разглядеть свое хорошее, оценить его по достоинству и, наконец, сделать это хорошее основой своего отношения к себе и окружающим, нужно сделать свою гуманность программой своей жизни, своего творчества и самосовершенствования. Другими словами, нужно поднять естественно присущую тебе гуманность с уровня чувства на уровень сознания и самосознания, с уровня простой склонности – на уровень осмысленного действия. Гуманист – это, прежде всего, доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный и справедливый. Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, как отметил Л. Баткин, впервые применил в 1808 году педагог Ф. Нитхаммер; после труда Г. Фогта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия. Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая своё отличие от университетских учёных, а также связь с древними традициями античных ораторов[12 ]. Совершаемый личностью акт выбора своей человечности означает не просто оценку хорошего в себе, но и принятие определенных обязательств перед самим собой. Среди требований, которые гуманизм предъявляет личности, различают: личностные или смысложизненные (требования жить здоровой и осмысленной жизнью);  нравственные (соблюдать общепринятые нормы морали); гражданские или правовые (следовать правовым нормам общежития, прежде всего, зафиксированным в конституции); эстетические (воспитывать эстетический вкус, умение отличать прекрасное от безобразного);  интеллектуальные (культивировать ценности разума, познания, критического мышления);  экологические (соблюдать экологическую этику, направленную на сбережение и оздоровление окружающей среды). Каждый человек стремится к добру и хочет быть хорошим человеком. Но это очень непросто. «Трудно быть добрым», говорили еще задолго до нашей эры. Умение делать добро себе и другим – одно из самых трудных искусств. Чтобы овладеть им, нужно как минимум знать, как наилучшим образом творить добро, знать, что накопила человеческая мудрость на пути к добру и человечности. Вот почему гуманизм придает большое значение идее просвещения и самообразования. Таким образом, гуманизм обращен к человеку как таковому, он идет сразу к глубине человеческого существа, к таким данным нам от рождения свойствам, которые имеются у всех людей и которые их объединяют в единое мировое сообщество. Это и позволяет ему быть общечеловеческим фактором цивилизации, основой духовного единства, взаимопонимания и сотрудничества всех людей планеты.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА

Проблемы гуманизма: уважения к человеку, нравственного выбора, предательства, добра, чести, достоинства, благородства, совести, истинной дружбы — интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на край гибели. Общечеловеческий характер гуманизма определяется его вниманием к тем чертам и способностям человека, которые присущи каждому из нас. Он не разделяет людей по признакам расы, национальности, религии, пола, социального положения и т.д. Естественность гуманизма объясняется естественностью тех человеческих качеств, которые его порождают и на которые он опирается. Главное среди них – человечность, гуманность. Известно, что гуманизм, выраженный в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество прежде всего через нравственность, мораль и право. Взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества. Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни. Эти проблемы рассматривает гуманизм [15]. Если рассматривать гуманность как качество личности, то прежде всего под этим следует понимать деятельностную сторону поведения человека, отражающую его духовно-нравственные ценности по отношению к другим людям и природе в целом, проявляющиеся в милосердии, человеколюбии, человечности, сострадании и доброте. При этом ведущим нравственным принципом выступает альтруизм - бескорыстное служение другим людям, добровольное решение поступаться своими интересами, что в целом и характеризует гуманистическую направленность личности. Один из самых серьезных гуманистических вопросов, рассматриваемых в литературе о гражданской войне, — это проблема, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоранеными бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или приканчивать? К числу наиболее ярких произведений о гражданской войне относится цикл рассказов И. Бабеля “Конармия”[ 17]. В повести Бориса Лавренева «Сорок первый» этот вопрос, который много раз поднимается во всей мировой литературе, выливаясь порой в спор о безболезненном умерщвлении безнадежно больных, решается в пользу убийства человека окончательно и бесповоротно. В живых из двадцати пяти человек отряда Евсюкова остается меньше половины — остальные отстали в пустыне, и комиссар их собственноручно пристрелил [13 ]. Другая проблема, возникающая в отношениях между людьми, — это вопрос о том, может ли на войне иметь место любовь. Вспомним по этому поводу повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» и рассказ Алексея Толстого «Гадюка». В первом произведении героиня — бывшая рыбачка, красноармейка и большевичка, влюбляется в пленного врага и, оказавшись затем в сложной ситуации, сама его убивает. В «Гадюке» благородная девушка дважды становится случайной жертвой революции и, будучи в госпитале, влюбляется в случайного красноармейца. Война настолько изуродовала ее душу, что убить человека не составляет для нее особого труда [12 ].  Проблемы семьи рассматриваются в произведениях таких авторов как «Война и мир» Л.Н. Толстого, где Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту. В. Астафьев «Последний поклон», где Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. Проблема материнства поднимается М. Горьким в «Сказках об Италии». Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери. А. Фадеев в «Молодой гвардии» говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь. Материнство как подвиг поднимает Л. Улицкая «Дочь Бухары», где Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни [11]. 
Проблему взаимоотношения отцов и детей поднимает А. Алексин в произведении «Безумная Евдокия» Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей. Роль учителя в жизни человека рассматривает в своих произведениях А.И. Куприн «Тапер» Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом. В. Быков «Обелиск» учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. Б. Васильев в произведении «Летят мои кони…», где рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества. Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания) поднимается Д.В. Григоровичем в повести «Гуттаперчевый мальчик». Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной. Эта же проблема рассматривается у А. Приставкина в «Ночевала тучка золотая». Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых. Проблема самопожертвования и любовь к ближнему. Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись. Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город. [12 ]. роблема сострадания и милосердия поднимается у М. Шолохова в рассказе «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком. Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ...», которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окрестные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, что бы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на великого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим человеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки. [18 ]. Проблему нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколении показал А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»: деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь. Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; отношения человека к своему делу Д. С. Лихачёв В «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого [ 21]. Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей. Я. Голованов в книге «Этюды об ученых» рассказывает о судьбе знаменитого русского мореплавателя Василия Головина, который, оставшись сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал знаменитым русским мореплавателем. Проблема человеческого благородства. Б. Васильев  в повести «Летят мои кони...»  рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим нравственным даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей из канализационного колодца, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. К.М. Станюкович в книге «Матросик» повествует об Илье Кушкине, бесконечно добром человеке,  готовом помочь каждому.  Илья пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Не каждый бы поступил так! Кушкин спас экипаж корабля, когда судно терпело бедствие, а сам погиб. [ 13]. Проблема истинных и ложных жизненных ценностей. А.С. Пушкин в повести «Пиковая дама» рассказывает о судьбе Германа, который перепутав истинные и ложные жизненные ценности, страстно жаждет разбогатеть,  завладев тайной трех карточных чисел. Заветные три карты помогли герою выиграть, но лишили надежды на счастье. Он становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, своей возлюбленной и в конце повести сходит с ума [10 ]. Таким образом, совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни, гуманное отношение к человеку, милосердие и сострадание. Эти проблемы рассматривает гуманизм.

ГУМАНИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Гуманность в наши времена стала редким явлением. Кое-кто из людей даже не знает, что это означает [6]. Чтение играет огромную роль в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии подростка. Уделяя время чтению книг, человек прикасается к истории и традициям народа. Книги хранят главное национальное достояние — язык. Его знание способствует приобщению подростков к традициям, создает условия для развития личности. Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это произведения художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы, читаемые детьми и подростками. С другой, педагогической стороны  – это процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Для того, чтобы успешно осуществлять умственное нравственное и эстетическое воспитание детей, в произведениях детской литературы должны сочетаться познавательная ценность, нравственные идеалы и художественная совершенство. Особое значение приобретает проблема положительного героя, который является для юных читателей образцом для подражания. К сожалению, в настоящее время происходит процесс падения читательской культуры среди детей и подростков. Согласно данным исследователей Института социологии Российской Академии Наук за последние десятилетия выросло несколько поколений нечитающих граждан. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты, но и государственные структуры. Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения. Если раньше свободное время подростки проводили за чтением книг, то сейчас они увлечены телепросмотрами и компьютерными играми. С одной стороны появление компьютера в жизни ребенка «обусловлено постоянно меняющимся информационным пространством, ведь в большинстве именно школьники и подростки являются той социальной группой, которые с легкостью осваивают новые информационные технологии» [ 9]. Но, с другой стороны, компьютер и выход в Интернет не должны стать препятствием к чтению книг у детей и подростков. В жизни детей и подростков чтение играет важную роль. 
Подросток – это мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству преимущ. от 12 до 16 лет. Подростковый возраст – это период стремления ребенка к самостоятельности, когда он уже начитает выбирать, когда и что ему есть. Поэтому необходимо подросткам читать и приобщаться к гуманизму. Во многих произведениях Астафьева и Распутина поднимается проблема нравственного выбора, где главными героями являются дети. Рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек. Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик собирал землянику в туесок, а его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, и Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.    Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.      И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.      Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.  Именно о значимости гуманности и милосердия размышляет в своем тексте В.П. Астафьев. Одной из затронутых автором проблем является проблема необходимости развития гуманизма, милосердия и человечности в каждой личности и значения влияния этих качеств на нравственный анализ собственных поступков, проводимый каждым из нас, а также проявления гуманизма в нашей жизни. Юноша, подстреливший свою первую добычу на охоте, не испытывает радости, потому что убил живое существо, хотя в том не было необходимости, о чем говорят слова «и была птица ему вроде бы ни к чему». Лирический герой, размышляя, приходит к выводу, что этот молодой человек уже имеет чувства гуманности и милосердия, которых не имел сам лирический герой в таком юном возрасте, о чем говорит его реплика «боль и раскаяние пришли ко мне уже к седому и эхом отозвались в молодом парне, почти еще мальчишке» [13]. Позиция автора заключается в том, что необходимо развивать в себе нравственные качества, чтобы быть состоявшейся и духовно полноценной личностью, которая не получает удовольствия от убийств. Я разделяю точку зрения автора и считаю, что развитие гуманности, сострадания и милосердия позволит каждому из нас стать добрым человеком и помогать окружающим нас людям. Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.     Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко. Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде [9].  Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.  В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем, которая присылала ему посылки.      Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости[10 ].  Например, в рассказе А.П. Платонова «Юшка» главный герой лишал себя многого, чтобы собрать деньги для приемной дочери, за что его можно назвать добрым и гуманным человеком. Люди, срывающие на нем свою злость и обижавшие его, были злы и жестоки, а раскаяние пришло к ним только после смерти Юшки, то есть слишком поздно, как и герою текста В.П. Астафьева, к которому эта боль раскаяния пришла «к седому». Говоря о гуманности и человечности людей, нельзя не вспомнить героиню романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которая бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду, а не спрашивает о судьбе Мастера, хотя только ради этого принесла себя в жертву. Таким образом, развитие моральных качеств помогает человеку формироваться как личность, в которой нет места жестокости и неоправданной злости. [14 ]. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Автор показал, что чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. Рассказ «Чудесный доктор» был написан А. Куприным в 1897 году. Рассказывает о противопоставлении двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их. Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!..»И после появления этого человека нищая жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло:дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность – и все благодаря доброму чудесному доктору. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Произведения Куприна в этом отношении — настоящий клад! Рассказ «Чудесный доктор» затрагивает самые сокровенные чувства читателей, учит состраданию, бескорыстию, человечности, неравнодушию к окружающим, силе духа и оптимизму [10 ]. М. Горький «Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы». Героиня рассказывает свои легенды в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью. Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит  только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко. В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы  легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами. Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...». Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам. Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь. Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия. Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям [ 21]. Знаменитая шведская писательница Астрид Линдгрен хорошо известна в нашей стране. Они и умерла не так давно – в 2002 году, не дожив 5 лет до своего столетия.. В книге «Пеппи Длинный чулок» автор поднимает проблему воспитания детей с искренностью, любовью, самопожертвованием. Позже произведение Линдгрен «Бритт-Мари изливает душу» получило вторую премию на конкурсе издательства «Рабен и Шёгрен», а сама Астрид получила контракт. Так Астрид Линдгрен стала автором, выступающим с точки зрения ребёнка[7]. Еще одна писательница Элинор Портер в книге «Поллианна» поднимет проблему человечности, сострадания. Эта книга - классика англо-американской детской литературы, впервые была издана в 1912 году и рассказывает о жизни обычной девочки (сироты, которую из "чувства долга" взяла к себе суровая тетка), умевшей видеть во всем лучшую сторону и жить необычной "игрой в радость", которая перевернула жизнь всего городка и открыла сердца многих людей навстречу простым евангельским словам: «Всегда радуйтесь»[8]. Кир Булычев - это один из самых продуктивных авторов русской детской и юношеской фантастики. «Девочка с Земли» - это оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствованный из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где все находит свое место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-неведимка, и три мушкетера. Обращенное к детям это произведение как-бы погружает читателя в смесь разных времен и народов, где ребенок обязан освоиться сообразно своему особому взгляду на мир, любовь к окружающим, пожертвование собой ради других. Алиса Кира Булычева - современная наследница Алисы Льюиса Кэррола - бесстрашной исследовательницы загадок окружающего ее мира, видимого и невидимого невооруженным глазом. Здесь масса явных и замаскированных сказочных персонажей: добрый великан Громозека, три капитана, напоминающие трех богатырей, доктор Верховцев - настоящий сказочник, волшебник, птица Говорун... На загадочной Пустой планете происходят превращения животных - как в сказке. Не менее узнаваемы мешочек с червяками, которые никогда не кончались (бр. Грин - "Горшочек с кашей"), невидимые рыбки и шапка-невидимка. Да и сама Алиса по отношению к происходящему и взрослым вокруг нее - своеобразный парафраз образа Иванушки-дурачка. Выглядя наивной, простодушной, не такой умной, как окружающие, она тем не менее оказывается самой находчивой, обеспечивает победу над врагом. Сюжет приключений Алисы всегда строится по принципу разгадки серии загадок, за которыми стоит некая большая тайна [4 ]. Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Герои книги, - дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, - тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность - вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания. В ней рассказывается о блокаде Ленинграда. Вернее, не совсем о ней, а о ребятах, которые жили в этом городе во время войны: Витьке Стогове, Валерке Спичкине, Эльзе Пожаровой и других... Этим ребятам с "огнеопасными" фамилиями всего по 12 лет, но на их долю выпали тяжёлые испытания. Смерти близких, ранения, голод, бомбёжки... А ведь как хорошо было до войны, когда их группка играла в сражения, ела (скрытно) незрелую черёмуху, сделала бронемашину из педального автомобиля...  В литературе о блокадном Ленинграде почти не писали об отрядах ребят, организованных в системе местной противовоздушной обороны, помогавших сандружинницам откапывать людей в разрушенных домах, оказывать медицинскую помощь раненым и это первое произведение о них, где рассказывается о детях, которые по хлебным карточкам были приравнены к нахлебникам возле скудного стола блокированного города, но которые, обуреваемые желанием помочь взрослым оборонять город, строили баррикады, сбрасывали «зажигалки», выслеживали вражеских сигнальщиков, проверяли светомаскировку и даже работали на заводах, подставляя под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка [ 12]. И таких произведений много, получается, что гуманность - это чрезвычайно редчайший дар, который надо беречь так как, имея его, человек действительно становится Человеком. Синонимом гуманности является человечность, т.е. способность сочувствовать и помогать окружающим. В международном масштабе этот аспект проявился после Чернобыльской катастрофы. Тогда Куба абсолютно бесплатно организовала специальные лагеря для лечения и оздоровление украинских детей, которые пострадали в результате той страшной аварии. Важной в наше время есть пропаганда гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным, так как общество через недостаточную осведомленность об этой болезни просто отворачивается от таких людей. Таким образом, гуманность - это, прежде всего, взаимоуважение и человечное отношение одного к другому. А без этого невозможно выстроить высоконравственное общество и крепкое государство.

II РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено исследование Дороги Жизни, которое проводилось среди учеников 8,9 и 11 классов МКОУ СОШ № 251. Исследование проходило в несколько этапов: теоретическое исследование и исследование проблемы Янтарной комнаты. Исследование проходило в виде анкетирования. В исследовании приняли участие 97 человека. Были разработаны вопросы анкеты (см. приложение № 1), состоящей из 7 вопросов. Была проведена обработка полученных результатов по выявлению проблем Дороги Жизни в XXI веке. В ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы: опроса (викторина), наблюдения, математический (при подсчёте данных), описательный (при анализе полученных данных), графический (при построении таблиц и диаграмм), сравнительный. Нами было опрошено 57 учеников. Всех опрошенных мы разделили на 2 возрастные группы: 7 классы – группа № 1 (21 респондентов), 11 класс– группа № 2 (36 респондентов). На первый вопрос: Какие произведения учат добру, справедливости, чуткости. Респонденты 1 группы ответили следующим образом: «Жизнь среди серых камней» – 3% ; «Данко» – 17%; «Васюткино озеро» – 24%; «Стрекоза и муровей» – 1%; «Колобок» – 6%; «Алые паруса» – 19%; «Сказки» -5%; «Муму» - 2%; «Детство Горького» - 18%;Стивен Кинг «Оно» - 1%; «Старуха Изергиль» - 4% . А респонденты 2 группы ответили следоющим образом : «Мастер и Маргарита» – 7%; «Тихий Дон» – 14%; «Продеи Кафка» – 13%; «Уроки французкого» – 9%; «Маленький принц» – 2%; «Война и мир» – 3%; «Судьба человека» – 4%; «Сказки»- 8% ; «Муму» – 12%; «Капитанская дочка» – 1%; «Юшка» – 2%; «Олеся» – 1%; Произведения Толстого - 4%; Библия – 2%; «Царь-рыба» – 1% ; «Чудесный доктор» – 7%; «Теплый хлеб» – 2%; «Доктор Живаго» – 5%; «Евгений Онегин» – 1%; «Хроники Нарнии» – 2% (см. диаграмму 1. Приложение 2). Таким образом, респонденты обоих групп дали большое количество названий произведений в которых присутствует гуманизм. На второй вопрос : Согласен ли ты с тем, что – добро необходимо каждому ? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) «Да» 77%,Б)»Нет» 19%, В) «Не знаю» 4% . Респонденты 2 группы ответила следующим образом: А) «Да» 89% , Б) «Нет» 11%. По этим результатам можно сделать вывод , что многие респонденты из обоих групп считают , что добро необходимо каждому. На третий вопрос : Добро в мире зависит от каждого из нас ? Респонденты 1 группы ответили следующим образом : А) «Да» - 62% , Б) « Нет» - 29% , В)Не знаю - 9%. А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) «Да» - 81%, Б) «Нет» - 14% , В) «Не знаю» - 5% . Из данных результатов можно сказать, что большинство респондентов считают, что добро в мире зависит от каждого из нас, от нашего воспитания и добра. На 4 вопрос : Небольшая ложь не вредит делу в общем ? Респонденты 1 группы ответили следующим образом А) «Да» 43%, Б) 38%-«Нет». В) «Не знаю» -19%. 2 группа респондентов ответила: А) «Да» 25% , Б) «Нет» 56% , В) «Не знаю» 19%. Большинство респондентов считают, что небольшая ложь не вредит делу. На пятый вопрос : Отвечать на зло добром удел сильных людей ? Респонденты 1 группы ответили: А) «Да» - 67% , Б) «Нет» - 24% , В) «Не знаю» - 9% . А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) «Да» - 61% , Б) «Нет» - 28% , В) «Не знаю» - 8% . Исходя из полученных данных большинство респондентов считают, что отвечать добром на зло удел сильных людей, но никак не слабых. Для расширения кругозора, мы подготовили иллюстрации к произведениям для подростков, в которых отражена проблема гуманизма (см. приложение 3). Также мы приготовили цитаты о гуманизме и составили список наиболее популярных произведений для подростков, как девочек, так и мальчиков (см. приложение 4). Следовательно, изучив проблему гуманизма в произведениях для подростков мы пришли к выводу, что необходимо изучать и интересоваться такими понятиями, как человечность, самопожертвование, добротой, гуманностью. Наши активные действия должны привести к развитию гуманизма, но если мы ничего не предпримем для изменения сегодняшней ситуации, то будущее поколение может ожесточиться. Гуманность - это чрезвычайно редчайший дар, который надо беречь так как, имея его, человек действительно становится Человеком. Наша гипотеза подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над проектом, я узнала много нового и интересного о гуманизме, я познакомилась с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; с историей возникновения гуманизма, я рассмотрела некоторые произведения произведения для подростков, в которых поднята проблема гуманизма; с помощью анкеты доказала важность произведений о добре и справедливости и определила отношение подростков к произведениям, поднимающим проблемы гуманизма. Поняла, что общечеловеческий характер гуманизма определяется его вниманием к тем чертам и способностям человека, которые присущи каждому из нас. Он не разделяет людей по признакам расы, национальности, религии, пола, социального положения. Гуманность означает сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, стремление к сохранению и улучшению среды обитания людей, как и уважение, доброе отношение ко всему живому. Поэтому гуманизм включает в себя не только идеи, но и правила жизни, является мировоззрением, которое предлагает личности определенные нормы поведения. современный гуманизм – это система научных знаний, основными блоками которой являются антропологические, философские, психологические, юридические, экологические и педагогические знания. В настоящее время гуманизм проявляется в выступлениях против войны, всякого рода фанатизма, нетерпимости и т. п. По результатам проведенного исследования, я сделала следующие выводы: респонденты обоих групп дали большое количество названий произведений в которых присутствует гуманизм, более 60% респондентов согласны, что добро необходиму каждому, 70 % респондентов считают, что добро в мире зависит от каждого из нас, от нашего воспитания и добра, 32% считают, что небольшая ложь не вредит делу; большинство респондентов считают, что отвечать добром на зло удел сильных людей, но никак не слабых.

Поэтому изучив проблему гуманизма в произведениях для подростков, мы пришли к выводу, что необходимо изучать и интересоваться такими понятиями, как человечность, самопожертвование, добротой, гуманностью. Наши активные действия должны привести к развитию гуманизма, но если мы ничего не предпримем для изменения сегодняшней ситуации, то будущее поколение может ожесточиться. Наша гипотеза подтвердилась. И в заключение приведу высказывание французского философа-гуманиста М. Монтеня «Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – М.: Советский писатель, 1982. – 432с.

Астафьев В. Конь с розовой гривой.- Пермь. Роман-газета– 1964 . – С. 24-39.

Был город-фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника / Сост. Д. Колпакова. – Л. : Дет. Лит., 1987. – 206 с.

Булычев К. « Девочка с земли» . – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство. - 1990. – 358с.

Философия: Энциклопедический словарь./Под редакцией А.А. Ивина. — М.: Гардарики.  2004. – 497с.

Философский энциклопедический словарь.  М.: Советская энциклопедия. 1998.- 458с.

Лингрен Астрид « Мио, мой Мио !» , «Братья львиное сердце» , «Рони , дочь разбойника» Москва Астрель. – 2010. - 559с.

Портер Э. «Поллианна» П 60 Поллианна : роман / Элонор Портер ; [пер. с англ. М.Ю. Батищевой]. – М. : Эксмо, 2015. – 325 с.

Распутин В. «Уроки Французкого». – Москва. – 1989. - 289 с.

Смородинова М. В., Ерёмина Е. И. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 269-272.

Справочник школьника. История мировой культуры / Сост. Ф. С. Капица , Т. М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во « Слово». – 457 с.,

Сухачев М. Дети Блокады. – М.: Дет. лит., 1989.—176 с.

Чистов, Г.А. Гуманизм как основополагающий принцип бытия человека. Ч-683 Исторические формы: учебное пособие / Г.А. Чистов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 351 с.

https://childage.ru/dosug/chem-zanyat-rebenka/samyie-luchshie-knigi-dlya-podrostkov.html

http://www.literaturus.ru/2016/07/illjustracii-kon-s-rozovoj-grivoj-kartinki-risunki.html

http://www.kritika24.ru/page.php?id=14918

http://www.litsoul.ru/solits-813-12.html

https://uborshizzza.livejournal.com/3745475.html

https://www.labirint.ru/reviews/goods/347374/

http://lib.ru/TALES/PORTER/pollianna.txt_with-big-pictures.html

https://childage.ru/dosug/chem-zanyat-rebenka/samyie-luchshie-knigi-dlya-podrostkov.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

1.Какие произведения учат добру , справедливости чуткости ?

2.Согласен ли ты с тем , что – добро необходимо каждому ?

А)Да Б)Нет В) Не знаю

3.Добро в мире зависит от каждого из нас ? А)Да Б) Нет В)Не знаю

4.Небольшая ложь не вредит делу в общем ? А)Да Б)Нет В)Не знаю

5.Отвечать на зло добром удел сильных людей ?А)Да Б)Нет В) Не знаю

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диаграмма 1

Какие произведения учат добру, справедливости чуткости.

Диаграмма 2

Согласен ли ты с тем, что – добро необходимо каждому ?

Диаграмма 3

Добро в мире зависит от каждого из нас?

Диаграмма 4

Небольшая ложь не вредит делу в общем?

Диаграмма 5

Отвечать на зло добром удел сильных людей ?

Приложение 3

Иллюстрации к рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». Художник Е. Мешков

Художник Е. Мешков

Художник В. Гальдаев
«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

Вадик и Птаха избивают главного героя. Иллюстрация к рассказу "Уроки французского". Художник В. Гальдяев 

Главный герой и Лидия Михайловна. Иллюстрация к рассказу "Уроки французского". Художник В. Гальдяев 
Главный герой получает посылку от Лидии Михайловны. Иллюстрация к рассказу "Уроки французского". Художник В. Гальдяев 

Главный герой в гостях у Лидии Михайловны. Иллюстрация к рассказу "Уроки французского". Художник В. Гальдяев 

Иллюстрации к рассказу И.А. Куприна «Чудесный доктор». Художник В. Шахов.

Приложение 4

Цитаты о гуманизме

1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель).

2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель).

3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский  писатель и философ).

4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).

5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писатель).

6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель).

7. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря  по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

8. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия  мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).

9. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).

10.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).

11. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

Книги для девочек-подростков

«Книжный вор» Маркуса Зузака повествует о предвоенной Германии. Главная героиня произведения – маленькая девочка Лизель, которая «спасается» от всех ужасов реальной жизни чтением книг, которые она иногда ворует.

Серия книг «Сумерки». Вампирская сага завоевала огромную популярность в сердцах девочек-подростков. Любовь обычной девушки и вампира принесла произведениям С. Майер огромную популярность. Кстати, все серию книг можно подарить девушкам-подросткам на день рождения или какой-нибудь другой праздник. Девчонки будут просто в восторге от такого подарка.

«Академия вампиров». После нашумевшей саги «Сумерки», вампирская тематика стала очень популярна. Произведение Р. Мид является продолжением этой тематики. В книге рассказывается о школе вампиров и их телохранителях.

«Город костей». В книге рассказывается о мире сумеречных охотников и других магических существах. История писательницы К. Клэр насыщена интересными поворотами, динамикой, романтическими историями.

«Таймлес». Произведение К. Гир вновь возвратит читателя к миру магических существ. В центре истории война между вампирами, оборотнями и людьми. Не обойдется здесь и без романтической линии.

В романе «Убить пересмешника», писательницы Харпер Ли повествование идет от лица маленькой девочки Джин Луизы Финч. Это история о любви, о стремительном взрослении главных героев, которые сталкиваются со всей жестокостью и суровостью жизни. Роман будет интересен подросткам, поскольку в нем изображается взрослая жизнь в привычном для них свете – глазами такого же подростка

Книги для мальчиков-подростков

Романы Жюля Верна способны надолго захватить мечтателей и стать определяющими в дальнейшей жизни.

В героях Крапивина мальчишки узнают себя и своих друзей, будут с интересом следить за их судьбой и приключениями.

Им по душе придется и Толкин с его знаменитым «Властелином Колец». «Гарри Поттер». Несомненно, серия книг о мальчике, который выжил, еще долго останется на пике популярности. Великолепная сказка о добре и зле, написанная Дж. Роулинг, не оставит равнодушными большинство подростков. Книга будет понятна любой аудитории. По данным опросов и продаж «Гарри Поттер» — самая читаемая и самая продаваемая книга для подростков.

«Хроники Нарнии». Магическая история К. Льюиса, в который заключен глубокий смысл. Каждый читатель видит в ней что – то свое. В ней заключены высокие нравственные ценности, мораль. Книга учит отличать добро и зло и придется по вкусу читателям-подросткам.

«Властелин колец». Несмотря на то, что книга была издана в прошлом веке, она до сих пор остается одной из самых популярных среди подростков. Великолепная история о добре и зле, о дружбе и предательстве, о любви и ненависти. В ее основу лег эпос многих народов. Серия произведений о хобиттах британского писателя Джона Рональда Руэла Толкина придется по вкусу любителям фантастики. Приключения героев романов Толкина настолько захватывающие, что понравятся даже взрослым, а уж о подростках обоих полов всех возрастов и говорить нечего.

Кроме того, подросткам придутся по вкусу произведения Р. Брэдбери. «Голодные игры». Это великолепное произведение С. Коллинз бьет все рекорды популярности среди подростков и молодежи. В центре произведения история девушки Китнисс, от действий которой зависит судьба всех дистриктов – городов, населенных рабочими. Только она способна наконец – то свергнуть диктаторское правительство и наконец – то позволить простым людям вздохнуть свободно. В цикл входит 3 части. Книга награждена премиями «лучший роман 2008 года» и «Лучшая книга для подростков». «Дивергент». Автором серии книг является Вероника Рот. В центре произведения город Чикаго. Совсем недавно отгремела огромная война, которая едва не стала причиной гибели человечества. В мире установлен четкий порядок, который был создан для предотвращения новых катастроф. Человек, который не вписывается в него – «дивиргент», является опасностью для всего человечества.

«Маленькая хозяйка большого дома». История Дж. Лондона, повествующая о сильнейшей любви. В произведении показана вся глубина чувств и тонкости отношений.

«Два капитана». В книге В. Каверина юный читатель найдет для себя много познавательной информации, получит нравственные уроки и примеры мужества. Динамичное произведение придется по нраву многим мальчикам.

«Сто лет одиночества» Габриеля Гарсии Маркеса пользуется огромной популярностью не только у подростков, но и у взрослой категории читателей. Роман написан в стиле «магического реализма», в нем практически отсутствуют диалоги между главными героями. Повествование пространственно и развернуто, а особенная стилистика жанра вовлекает читателя в особую атмосферу чтения.

КНИГИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Керстин Гир «Хроники Нарнии».

К. Льюис «Властелин колец»

Дж.Р.Толкиена «Маленькая хозяйка большого дома»,

Джек Лондон «Два капитана»,

Вениамин Каверин Серия книг о хобиттах Дж. Р. Толкиена «Убить пересмешника»,

Харпер Ли «Сто лет одиночества»

Габриэль Гарсия Маркес «Гордость и предубеждение»,

Джейн Остин «Три мушкетера»,

Александр Дюма Виконт дэ Бражелон,

Александр Дюма «20 лет спустя»,

Александр Дюма «Мастер и Маргарита»,

Михаил Булгаков «Идиот»,

Ф.М. Достоевский «Драма на охоте»,

А.П. Чехов «Дубровский», А.С. Пушкин «Пиковая дама», А.С. Пушкин «Капитанская дочь», А.С.

Пушкин «Джейн Эйр»,

Шарлотта Бронте «Всадник без головы»,

Майн Рид «Человек-невидимка»,

Герберт Уэльс «Марсианские хроники»,

Бредбери Рэй «Вино из одуванчиков»,

Бредбери Рэй «Уличный кот по имени Боб»,

Джеймс Боуэн «Крестики-нолики»,

Мэлори Блэкмен «Чудо»,

Р.Дж. Пласио «Загадочное ночное убийство собаки»,

Марк Хаддон «Хорошо быть тихоней»,

Стивен Чбоски «Виноваты звезды»,

Джон Грин «Над пропастью во ржи»,

Дж. Д. Сэлинджер «Поступь хаоса»,

Патрик Несс «Я захватываю замок»,

Доди Смит «Изгои», С.Э. Хинтон «Пикник на обочине»,

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»,

Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике»,

Аркадий и Борис Стругацкие «Солярис»,

Станислав Лем «Приключения Алисы»,

Кир Булычев «Путешествие Алисы»,

Кир Булычев «Меч генерала Бандулы»,

Кир Булычев «Река Хронос»,

Кир Булычев «Азазель»,

Борис Акунин «Алмазная колесница»,

Борис Акунин «Шпионский роман»,

Просмотров работы: 300