Эти коварные числительные

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эти коварные числительные

Коновалова А.Л. 1
1МБОУ СОШ с.Лесогорское Углегорского городского округа Сахалинской области
Мордвинова О.М. 1
1МБОУ СОШ с.Лесогорское Углегорского городского округа Сахалинской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн.

Проблема культуры речи стала в последнее время одной из важнейших проблем общества. Ни для кого не секрет, что наша речь постоянно претерпевает огромные изменения, но, к сожалению, не в лучшую сторону. На уроках, в школе, нас знакомят с литературным языком, при этом объясняют нормы русского языка и правила употребления слов и выражений. В общении мы часто используем язык, свободный от норм. Мы не следим за тем, как и что мы говорим. Почему так происходит? Почему в нашей речи часто встречаются ошибки? Как с этим бороться?

Я учусь в восьмом классе. В седьмом классе на уроках русского языка мы изучали имена числительные. Как оказалось, это очень интересная часть речи! В своей жизни мы часто употребляем числительные. Но именно с числительными связано немало трудностей. На уроках мы узнали, что числительные имеют свою классификацию, и каждая группа обладает своими отличительными особенностями и нормами употребления. Когда мы нарушаем эти нормы, то допускаем грубые ошибки в своей речи. Мне захотелось разобраться в этом подробнее. В результате появилась моя работа - исследование по теме: «Эти коварные числительные».

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш «великий и могучий» русский язык «засоряется», говорящие не стараются в речи соблюдать нормы литературного языка, а среди нарушений наиболее частой является норма верного склонения имён числительных.

 Цель работы:привлечение внимания учеников и педагогов школы на достаточно частые нарушения грамматических норм при склонении ими имён числительных и выработка рекомендаций по их устранению.

Задачи:

Изучить по научным источникам актуальность проблемы употребления имён числительных в устной речи.

Выявить, насколько важна для учащихся проблема правильного употребления числительных.

Провести тестирование учеников 6-11 классов МБОУ СОШ с.Лесогорское, систематизировать наиболее типичные ошибки в употреблении имён числительных.

Выработать рекомендации по правильному употреблению имён числительных для учеников МБОУ СОШ с.Лесогорское.

Предмет исследования:ошибки учеников МБОУ СОШ с.Лесогорское в употреблении имён числительных.

Объект исследования: навыки склонения имён числительных учащихся МБОУ СОШ с.Лесогорское.

Методы исследования:

Изучение теоретического материала.

Анкетирование.

Наблюдение за речью.

Тестирование.

Классификация ошибок.

Анализ результатов

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что правильное склонение имён числительных является проблемой многих школьников, но есть способы её решения.

Глава 1. Изучение проблемы употребления имён числительных

в устной и письменной речи

1.1. Лингвисты о проблеме

Приступая к изучению данной проблемы, я решила узнать, как учёные-лингвисты относятся к проблеме правильного употребления имён числительных в устной речи. Для этого сначала я обратилась к научным трудам учёных. В моём распоряжении не было печатных изданий, поэтому я воспользовалась Интернетом и обнаружила, что эту проблему учёные, занимающиеся чистотой русского языка, называют одной из наиболее частых.

Марина Яковлевна Гловинская, доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела современного русского языка Института русского языка имени В.В.Виноградова в своей статье «Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков», опубликованного в сборнике статей «Язык в движении…» в 2007 году пишет: «Одними из наиболее частых ошибок, которые допускаются в современной русской речи, являются ошибки в формообразовании и употреблении имен числительных… Принято считать, что интенсивность нарушения норм склонения имен числительных усилилась в конце XX в. с появлением «свободного политического дискурса».

Максим Анисимович Кронгауз, советский и российский лингвист, доктор филологических наук,в своих многочисленных интервью о состоянии русского языка говорит, что числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Это процесс давний. Причем, как отмечает лингвист, путаются в склонении длинных числительных даже вполне образованные люди.

1.2. Анкетирование (отношение к проблеме учеников

и педагогов МБОУ СОШ с.Лесогорское)

Чтобы понять, существует ли данная проблема для учеников и педагогов школы, я провела анкетирование. В нём приняло участие 30 человек: 20 учеников 6-11 классов и 10 педагогов МБОУ СОШ с.Лесогорское. Тема анкетирования: «Проблема употребления имён числительных речи». Участникам анкетирования были предложены следующие вопросы:

Согласны ли вы с тем, что существует проблема употребления числительных в речи?

Волнует ли лично вас проблема употребления числительных в речи?

Хотели бы вы грамотно, соблюдая нормы русского литературного языка, употреблять имена числительные? (приложение 1)

Я получила следующие результаты:

Таблица 1. Анкетирование "Проблема употребления имён числительных в речи"

Абсолютное большинство опрошенных сказали, что согласны с тем, что существует проблема употребления числительных в устной речи (29 человек – 97%).

Проблема употребления числительных в устной речи волнует 27 человек – 90 %.

Практически все ученики и педагоги хотят грамотно, соблюдая нормы русского литературного языка, употреблять имена числительные (30 человек – 100%).

1.3. Роль педагогов в привитии навыков правильного склонения

имён числительных

Школьные учителя всех предметов заботятся о правильности речи учащихся. Именно педагоги более других на протяжении всех школьных лет влияют на речевую культуру детей

Я обратилась к Солдатовой И.М., учителю русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Лесогорское, с вопросом: «Почему в устной речи имена числительные довольно часто склоняются с ошибками?» Ирина Михайловна пояснила, что в бытовой речи люди стараются не склонять имена числительные. Для этого они используют разные «хитрости», которые помогают обходить трудности. Одной из таких «хитростей» является прибавление к числительному слова «число» («число сто шесть меньше числа двести тринадцать»). Также чтобы не склонять числительные при чтении записи математического выражения употребляют слова «прибавляем», «получаем» («к двадцати пяти прибавляем тридцать шесть и получаем шестьдесят один» вместо «сумма чисел двадцати пяти и тридцати шести равна шестидесяти одному»). Употребление таких уловок не дают опыта верного склонения числительных.

Также Ирина Михайловна сказала, что «тема «Имя числительное изучается только в 6 классе, и на её изучение отводится очень мало времени (около полутора десятка уроков), что, к сожалению, совершенно недостаточно».

Неоценимую помощь здесь могут оказать учителя других предметов, ведь и на уроках физики, химии, географии, истории часто употребляются числительные. Но в первую очередь помощниками учителя русского языка в привитии навыков правильного склонения имён числительных являются учителя математики. Ведь учителя математики каждый урок встречаются со склонением числительных.

Я обратилась за комментариями к учителю математики МБОУ СОШ с.Лесогорское Кузнецовой Альбине Викторовне. В беседе Альбине Викторовна сказала, что она, как и большинство учителей математики, постоянно следит за правильностью речи учащихся: верным употреблением терминов, логичностью и доказательностью рассуждений, правильным склонением числительных. На своих уроках она старается давать ученикам образцы чтения математических предложений, прививает нормы культурного речевого общения. Альбина Викторовна отметила, что несмотря на постоянный контроль за правильным употреблением числительных в речи, учащиеся продолжают делать ошибки при склонении числительных.

Выводы:

1) Проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы.

2) Все опрошенные в ходе анкетирования хотят в своей речи верно употреблять имена числительные.

Глава 2. Типичные ошибки в употреблении имён числительных

и пути решения проблемы

2.1. Типичные ошибки учеников МБОУ СОШ с.Лесогорское

в употреблении имён числительных

Для выявления проблем в употреблении числительных в речи учеников МБОУ СОШ с.Лесогорское я провела тестирование среди 6-11 классов. В тестировании приняло участие 20 учеников. Ребятам я предложила 9 заданий (приложение 2).

Тестирование показало, что употребление в речи имен числительных вызывает у учеников моей школы немало трудностей. 

Анализируя результаты тестирования, я попыталась выяснить, с чем связаны наиболее распространенные ошибки в употреблении числительных.

Самые часто встречающиеся сложности в образовании форм числительных и их употреблении в речи связаны, в основном, с их изменением по падежам и сочетанием с существительными.

«…продано около пятьсот мешков» (правильно: «около пятисот»).

«…с шестистами семидесяти семи процентами» (правильно: «с шестьюстами семьюдесятью восемью процентами»).

«на пятьсот сорока девяти растениях…» (правильно: «на пятистах сорока девяти растениях…»).

Учащиеся не склоняют или неполно склоняют сложные и составные числительные, что является нарушением литературной нормы, ведь по правилу в составном количественном числительном должны склоняться все образующие его части.

2. Трудности вызвало склонение числительного тысяча, т.к. оно имеет разные формы винительного падежа в составе количественных и в составе порядковых числительных:

«груз весом в тысяча пятьсот тонн» (верно: «в тысячу пятьсот тонн»)

«в тысячу девятьсот семьдесят седьмом году» (верно: «в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году»).

3. При склонении составных порядковых имен числительных учащиеся допускают ошибки, забывая, что в таких числительных склоняется только последнее слово:

«В двухтысячном двенадцатом году» (правильно: «в две тысячи двенадцатом году»).

«К двум тысячам двадцатому году» (правильно: «к две тысячи двадцатому году»).

4. Учащимся оказалось сложно написать правильную форму числительного «полтора»:

«в течение полтора суток» (правильно: «полутора суток»);

«около полтораста тысяч рублей...» (правильно: «около полутораста тысяч рублей). 

5. Проблемой для учащихся оказалось запись сочетаний числительного «полтора» с существительными.

«я беседовал с полутора десятком учеников» (верно: «с полутора десятками»);

«свыше полутора миллиона человек» (верно: «свыше полутора миллионов человек»)

Эта ошибка вызвана тем, что во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительных «полтора» и «полтораста» ставится во множественном числе.

6. Вызвало затруднение у учащихся и задание, в котором необходимо было выбрать из предложенных сочетаний допустимые сочетания собирательных числительных с именами существительными. Среди верных ответов много учеников выбрали неверные словосочетания «трое волков», «трое портних», тогда как собирательные числительные употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных и детей, с существительными, имеющими форму только множественного числа.

7. При тестировании почти все учащиеся затруднились в исправлении ошибок в предложениях, в которых необходимо было заменить местоимение «все» собирательным числительным «оба».

«Такое положение характерно для обоих стран» (верно: «Такое положение характерно для обеих стран»)

Г) Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками» (верно: Маша и Катя пришли нарядные, обе с красивыми бантиками).

8. Учащиеся испытывают трудности при склонении существительных, которые сочетаются со ставными именами числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, неверно записывая не только окончание существительного, но и числительного:

«опросил двадцать двух учеников» (верно: «опросил двадцать два ученика», т. к. в сочетаниях составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительные, в винительном падеже сохраняют форму именительного.

9. В задании, требующем записать словосочетания с использованием даты учащиеся допустили ошибки:

«задолженность по зарплате к пятнадцатому декабрю»(правильно: «к пятнадцатому декабря»)

«письмо датировано двадцать третьим декабрем» (правильно: «двадцать третьим декабря»)

Учащиеся не воспользовались правилом: «В словосочетаниях, обозначающих даты, существительное после числительного должно употребляться в родительном падеже».

2.2. Пути решения проблемы

Как видно из проведённого тестирования, имя числительное, хоть и немногочисленная по количеству слов часть речи (все существующие в ней слова не превышают четырех десятков: один… десять, одиннадцать… девятнадцать, двадцать… сто, двести… девятьсот, тысяча, миллион…), но доставляющая нам в речи немало хлопот.

Между тем, правила склонения числительных не так сложны и не постижимы, как может показаться.

Я задалась вопросом: а как я могу помочь ученикам? Что сделать, чтобы они лучше запомнили правила склонения числительных и применяли их?

В учебниках русского языка, на сайтах, посвященных русскому язык, школьным учителям предлагается несколько приёмов, помогающих решить проблему правильного склонения числительных. Например, широкое использование наглядности, занимательного материала и игр на уроках.

Ян Амос Коменский ещё в 17-ом веке сформулировал «Золотое правило дидактики», суть которого можно выразить в трёх словах: «Всё зримое – глазу!». Опираясь на это правило можно попытаться помочь учащимся научиться правильно склонять имена числительные.

Во-первых, по совету авторов статей, я попыталась заинтересовать учеников школы в изучении имён числительных. Для этого около школьной библиотеки разместила стенд «Эти удивительные имена числительные» (приложение 3)

Во-вторых, я предложила ученикам школы буклет «Склонение имён числительных», в котором в виде таблиц даны правила склонения имён числительных и ссылки на интернет-порталы и сайты, на которых размещена информация о склонении имён числительных (приложение 4). Также выпустила и раздала ученикам школы памятку «Узелки на память (ответы на вопросы о числительных и не только)» (приложение 5). Данные памятки я распечатала и раздала ученикам МБОУ СОШ с.Лесогорское. Надеюсь, это поможет ребятам правильно в устной и письменной речи склонять имена числительные.

Выводы:

1) Большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных.

2) Применение наглядных пособий (стендов, памяток, буклетов), занимательного и игрового материала на уроках поможет решить проблему правильного склонения числительных.

Заключение

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее:

1) проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы;

2) все опрошенные в ходе анкетирования хотят правильно склонять имена числительные;

3) большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных;

4) применение наглядных пособий (стендов, памяток, буклетов), занимательного и игрового материала на уроках поможет решить проблему правильного склонения числительных.

Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что соблюдение грамматических и речевых норм в употреблении имён числительных способствует сохранению «живого великорусского языка». Если привыкнуть очень внимательно относиться к именам числительным, то вскоре они станут для нас друзьями, а не врагами.

Итак, я считаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Правильное склонение имён числительных – проблема многих школьников, но способы её решения существуют, только нужно прилагать усилия, чтобы не допускать ошибок. Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех будет обеспечен.

Список литературы

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н.М.Шанского. Ч.П. Словообразование. Морфология. – М., 1981.

Гловинская М.Я. Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков // Язык в движении: К 70-летию Л.П. Крысина. М., 2007.

Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. М., 1980.

Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. 2-е изд., М., 2001.

Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.

Интернет-сайты

http://rus.1september.ru/article.php?ID=199900301

http://bookish.link/russkiy-yazyik/imya-chislitelnoe-72149.html

http://new.gramota.ru/spravka/letters?id=61

http://www.bitclass.ru/rus/theory/Морфология/Числительное

http://mirznanii.com/a/52517/chislitelnye-v-shkole

Приложение 1

Анкета

«ПРОБЛЕМА УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В УСТНОЙ РЕЧИ»

1. Согласны ли вы с тем, что существует проблема употребления числительных в устной речи?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

2. Волнует ли лично вас проблема употребления числительных в устной речи?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

3. Хотели бы вы грамотно, соблюдая нормы русского литературного языка, употреблять имена числительные?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

Спасибо за ответы!

Приложение 2

Тест

«Склонение имён числительных»

Задание

Ответ

1. Спишите, заменяя цифры именем числительным:

А) альбом с 678 иллюстрациями

Б) продано около 500 мешков

В) на 549 растениях

А) альбом с шестьюстами семьюдесятью восемью иллюстрациями

Б) продано около пятисот мешков

В) на пятистах сорока девяти растениях…

2. Спишите, заменяя цифры именами числительными:

А) груз весом в 1500 тонн.

Б) в 1977 году

А) груз весом в тысячу пятьсот тонн

Б) в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году

3. Спишите, заменяя цифры именами числительными:

А) в 2012 году

Б) к 2020 году

А) в две тысячи двенадцатом году

Б) к две тысячи двадцатом году

4. Раскройте скобки, в правильной форме употребляя числительные, результат запишите:

А) в течение (полтора) суток

Б) около (полтораста) тысяч рублей

А) в течение полутора суток

Б) около полутораста тысяч

5. Спишите, дописывая окончания:

А) Я беседовал с полутора десятк____ учеников

Б) В демонстрации участвовало свыше полутора миллион___ человек

А) Я беседовал с полутора десятками учеников.

Б) В демонстрации участвовало свыше полутора миллионов человек

6. Выпишите допустимое(-ые) в речи сочетание(-ия) слов:

трое волков

трое медвежат

трое портних

трое друзей

трое медвежат

трое друзей

7. Найдите предложение(-я) с ошибкой(-ами) и, исправляя ошибку(и), выпиши его(их).

А) У нее пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.

Б) Такое положение характерно для обоих стран.

В) Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.

Г) Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.

Б) Такое положение характерно для обеих стран.

Г) Маша и Катя пришли нарядные, обе с красивыми бантиками.

8. Спишите предложение, заменяя число именем числительным:

Учитель опросил 22 ученик___

Учитель опросил двадцать два ученика

9. Спишите, заменяя цифры именами числительными и раскрывая скобки:

А) работу выполнить к 17 (декабрь)

Б) соглашение подписано (25 декабрь)

А) работу выполнить к семнадцатому декабря

Б) соглашение подписано двадцать пятым декабря

Спасибо за ответы!

Приложение 3

Ученики школы у стенда «Эти удивительные имена числительные»

Интернет

вам в помощь!

ГРАМОТА.РУ – самый известный справочно-информационный портал о русском языке. Разработчики собрали на нем всевозможные словари: от орфографических до антропонимических. На ГРАМОТЕ.РУ вы найдете богатый теоретический материал по русскому языку, а что еще важнее – практические задания (упражнения и диктанты). Так что каждый может проверить уровень языка и «закрасить» пробелы в своих знаниях. А если вы сомневаетесь в написании того или иного слова, можете задать соответствующий вопрос и получить квалифицированный ответ от сотрудников «ГРАМОТЫ».

Культура письменной речи - неофициальный портал, на котором собраны типичные ошибки, совершаемые нами в русской устной и письменной речи. На сайте много также нормативного и методического материала. Поэтому он будет полезен ученикам, готовящимся сдавать экзамены.

Веб-издание правил русского языка – справочный сайт, на котором вы не найдете никаких словарей, тестов и форм «вопрос – ответ». Только орфографические и пунктуационные правила русского языка. Но! Они отлично структурированы по морфемному принципу, кратки и снабжены примерами.

Текстология – сайт о русском языке и литературе. На сайте так же представлены все основные языковые правила, словари; есть форум и справочная служба, помогающие разбираться в сложных случаях.

Best-language – сайт-сборник правил по русскому языку. В нем собраны все основные правила (плюс разделы фонетика, лексика и морфология). Сайт поможет вам повысить грамотность и успешно сдать экзамены.

 

Моё величество

Обозначает количество.

Сколько? Два или пятнадцать,

Девять, десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Смотря чего, нам же не знать.

Люблю я также и порядок,

Для меня он очень сладок.

Который? Первый, второй,

Сто тридцать седьмой.

Часть речи я изумительная,

А называюсь –

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ!

 

Приложение 4

МБОУ СОШ С. ЛЕСОГОРСКОЕ

УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор:

КОНОВАЛОВА

Алена Леонидовна,

ученица 8 класса

с.Лесогорское

2018 г.

ЗАПОМНИ!

Числительные от 11 до 19

Числительные от 50 до 80

Числительные от 500 до 900

Числительные 200, 300, 400

И. одиннадцать груш

И. пятьдесят груш

И. пятьсот груш

И. двести груш

Р. одиннадцати груш

Р. пятидесяти груш

Р. пятисот груш

Р. двухсот груш

Д. одиннадцати грушам

Д. пятидесяти грушам

Д. пятистам грушам

Д. двумстам грушам

В. одиннадцать груш

В. пятьдесят груш

В. пятьсот груш

В. двести груш

Т. одиннадцатью грушами

Т. пятьюдесятью грушами

Т. пятьюстами грушами

Т. двумястами грушами

П. об одиннадцати грушах

П. о пятидесяти грушах

П. о пятистах грушах

П. о двухстах грушах

 

Числительное 40

Числительные 90, 100

Числительные

полтора иполтораста

Составные количественные числительные

(склоняются все слова)

И. сорок груш

И. девяносто груш

И. полтораста груш

И. семьсот шестьдесят пять рублей

Р. сорока груш

Р. девяноста груш

Р. полутораста груш

Р. семисот шестидесяти пяти рублей

Д. сорока грушам

Д. девяноста грушам

Д. полутораста грушам

Д. семистам шестидесяти пяти рублям

В. сорок груш

В. девяносто груш

В. полтораста груш

В. семьсот шестьдесят пять рублей

Т. сорока грушами

Т. девяноста грушами

Т. полутораста грушами

Т. семьюстами шестьюдесятью пятью рублями

П. о сорока грушах

П. о девяноста грушах

П. о полутораста грушах

П. о семистах шестидесяти пяти рублях

     

Простые порядковые числительные

Составные порядковые числительные (склоняется только последнее слово)

И. пятнадцатое сентября

И. две тысячи девятьсот пятьдесят пятый год

Р. пятнадцатого сентября

Р. две тысячи девятьсот пятьдесят пятого года

Д. пятнадцатому сентября

Д. две тысячи девятьсот пятьдесят пятому году

В. пятнадцатое сентября

В. две тысячи девятьсот пятьдесят пятый год

Т. пятнадцатым сентября

Т. две тысячи девятьсот пятьдесят пятым годом

П. о пятнадцатом сентября

П. о две тысячи девятьсот пятьдесят пятом годе

 

Приложение 5

Узелки на память

Ответы на вопросы о числительных и не только

1. «Пятисот» или «пятиста»? Только «пятисот», «шестисот», «трехсот», «восьмисот» и т.д. Вообще ни одно из этих числительных на - ста не оканчивается.

2. «Двухтысячепервый» или «две тысячи первый»? Правильно только «две тысячи первый». В сложных порядковых числительных изменяется только последняя часть.

3. «Пять и три десятых процентА» или «пять и три десятых процентОВ»? Правильно «процентА», потому что дробь управляет существительным.

4. «В тысяче километрОВ» или «в тысяче километрАХ»? Верны оба варианта. Дело в том, что слово «тысяча» в этом смысле уникально: оно может и управлять существительным (в тысяче чего? километров), и согласовываться с ним (в чем? в тысяче километрах). Кроме того, и сама «тысяча» может принимать разные формы. Помните Пастернака: «На меня направлен сумрак ночи тысячьЮ биноклей на оси…»? Можно сказать и «тысячей», и «тысячью».

5. Если из шахты спасены 32 шахтера, то как сказать: «Спасли тридцать двух?», «Спасли тридцати двух?» Правильно: «Спасли тридцать два шахтера». Тут надо помнить об особом статусе составных числительных, которые заканчиваются на «два», «три», «четыре». В винительном падеже они  имеют формы «два», «три», «четыре». Например, «задержали двадцать четыре туриста», «выпустили тридцать три ученика».

6. Можно ли сказать «с девяностами рублями»? Нет, нельзя. Числительные «сорок», «девяносто», «сто» имеют только две формы. «Сорок», «девяносто», «сто» в именительном и винительном падежах и «сорока», «девяноста», «ста» — во всех остальных. Поэтому правильно — «с девяноста рублями».

7. Как пишется «850-летие»? Неужели в одно слово? Да, действительно в одно слово — «восьмисотпятидесятилетие». Другие аналогичные слова будут писаться так же, например «двухтысячепятисотлетие».

8. «Двое друзей» или «два друга»? Сейчас вы снова скажете, что лингвисты слишком либеральны, сами ничего не знают и разрешают все подряд. Да, можно и так, и так. Правда, справедливости ради надо отметить, что такие вольности допустимы не всегда: сочетание «трое профессоров» вряд ли возможно. Грамматически разницы тут нет — это вопрос стиля. Цитируем Розенталя: «В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов»)».

А вот с существительными женского рода собирательные числительные вообще не употребляются. Нельзя сказать «двое портних» или «трое учительниц».

9. Как быть, если надо сказать «22 суток»? Никак, нормативного варианта тут нет. Единственный выход — искать какой-то описательный оборот, например «в течение 22 суток». То же самое рекомендуется делать с выражением «полтора суток», которое существует в литературном языке, но грамматически небезупречно. Рекомендуется подыскивать обороты: «в течение полутора суток», «полтора дня».

10. «Двухцветный» или «двуцветный»? И снова возможны оба варианта! Но, правда, есть нюансы, на которые указывает Д.Э. Розенталь: он отмечает, что параллельное употребление таких слов возможно, но все же в большей части этих слов есть тяготение к одному варианту. В терминах преобладают образования с элементом «дву-», а в обиходных, повседневных слова — образования с элементом «двух-».

Просмотров работы: 2339