ВВЕДЕНИЕ
Мирный труд человека часто нарушался военными событиями, борьбой с иноземными захватчиками. Героико-патриотическая тема нашла яркое воплощение в устных словесных произведениях – былинах и исторических песнях. Русский народ проявлял интерес к историческим событиям, хотел запечатлеть в былинах в гиперболически обобщенной форме отдельные периоды родной истории, воспоминания о прошлом, воспеть героические события, а в идеализированных образах богатырей выразить свои представления о защитниках Руси.
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа, хранились в памяти последующих поколений. В устной традиции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто «песнями» или, как и былины, «старинами». В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая тема и тема народных движений.
Мы должны знать о своей истории, об оценке исторических событий, их восприятии как учеными, так и русским народом. Этим определяется актуальность нашего исследования. Интерес к этой теме появился в пятом классе, когда мы изучали фольклорные произведения и знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Цель исследования – выявить, как изображаются события Отечественной войны 1812 года в исторических песнях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить научную литературу по теме;
- прочитать исторические песни об Отечественной войне 1812 года;
- проанализировать и сравнить их, выявить принципы изображения военачальников;
- обобщить результаты наблюдений и сделать выводы.
Объектом исследования являются исторические песни как жанр русского фольклора, а предметом – события Отечественной войны 1812 года, принципы изображения событий и героев.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ изученной литературы и исторических песен, а также сравнительно-сопоставительный метод. Мы собрали необходимый материал, изучили литературу по теме исследования, прочитали и проанализировали исторические песни, сравнили, подвели итоги и сделали выводы.
Нами выдвигается следующая гипотеза: Отечественная война 1812 года изображается как общенародная, освободительная, а ее участники воспеваются русским народом. К точности изображения и верности оценок народ не стремился. Для него представлялось важным выразить свое отношение к происходящим событиям и его участникам.
В процессе исследования мы опирались на труды современных ученых-фольклористов С.Н. Азбелева, Т.В.Зуевой, В.И. Игнатова, Э.Ф. Шафранской.
Структура исследования. Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка использованной литературы. Во введении определяются актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, выдвигается научная гипотеза. В теоретической части говорится об особенностях исторических песен как самостоятельного жанра фольклора. Практическая часть представляет собой анализ текстов исторических песен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. В заключении подводятся итоги исследования. Работа завершается списком использованной литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН
Исторические песни – устные стихотворные произведения о прошлом, они складываются обычно вскоре после событий, по их следам. Вчерашние крестьяне, становясь солдатами, оказывались в центре исторических событий и становились их активными участниками. Социальные, этические, художественные традиции народа сталкивались с иной действительностью и другим жизненным укладом. Ситуации из своей нелегкой жизни солдаты соотносили с историческими событиями, что и отражалось в исторических песнях. Их не смущало то обстоятельство, что одни и те же сюжеты оказывались соотнесенными с разными событиями. Исторические песни изображают не только события, не только внешнее действие, но и психологию своих персонажей. Песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории и дают ей оценку. Эти песни проникнуты патриотическим пафосом, ненавистью к захватчикам. «Художественный историзм допускал вымысел: с течением времени, а иногда изначально возникала неточная трактовка фактов и лиц. При этом по сравнению с былинами песням историческим была свойственна большая достоверность» [1; 144]. Народ сам отбирал события по степени их значимости, определял и аспект освещения. «В своей совокупности песни исторические передают историю в её движении – так, как это осознавал народ» [1; 144]. Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное – историческое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях, прежде всего, отображалось народное историческое сознание. Они пронизаны патриотизмом, любовью к родным местам, восхищением защитниками Русской земли. А «народная трактовка подвигов во славу Отечества и деяний целого ряда выдающихся людей России в исторических песнях не только дополняет, но и порой корректирует сведения, извлекаемые из официальных документов тех времен» [2; 6].
Термин «исторические песни» не народный; он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, этнографами, историками. Исторические песни по объему меньше былин (жанра большой формы) и больше лирических песен (жанра малой формы). Кроме того, это стихотворный Эпический характер исторических песен проявляется в повествовательности – рассказе о событиях, которые изображаются объективно, без вмешательства повествователя в их ход. Лирическое начало проникает в исторические песни в более позднее время, примерно в XVI- XVII веках и проявляется в изображении чувств героев и в изображении отношения к событиям и персонажам.
Исторические песни – сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Рассказ о них динамичный, лишен развитых описаний украшенности, постоянных формул, замедлений (ретардаций), троичных повторений (они редки), устойчивых зачинов и концовок. В творческом процессе немалая роль принадлежит вымыслу. Но в исторических песнях он не носит характера фантастики. Не пользуется историческая песня, в отличие от былины, и усиленной гиперболизацией, хотя прибегает к некоторым средствам преувеличения и подчеркивания. Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи – не былинные богатыри и не простые люди бытовых лирических песен и баллад (жена, муж, свекровь, девушка, молодец), а известные исторические деятели: Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов. Важной особенностью исторических песен является то, что в них действует или присутствует при событиях народ, который выражает свое отношение к этим событиям. Исторические песни изображают не только внешнее действие; они значительно подробнее и более глубоко, нежели былины, раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека по сравнению с предшествующими жанрами – характерная особенность исторических песен. Значительны идейно-художественные цели исторических песен. Песни запечатлевают в сознании народа память о важнейших событиях и лицах истории, выражают народное понимание истории и дают оценку событиям и деятельности лиц. В них, наконец, нередки объяснения событий и поведения персонажей. Исследователи отмечают также проявление острой публицистичности, особенно в песнях таких общественно напряженных периодов, как Смутное время. В песнях с большой силой выражены патриотические идеи — гордость за свою Родину, осознание необходимости ее защиты, а также идея народной свободы. В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная. К первой относятся, например, песни о войнах и полководцах, ко второй – песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.
Исторические песни образуют циклы. Назовем некоторые из них: о татаро-монгольском нашествии, об Иване Грозном, о Степане Разине, о Петре Первом, об Емеляне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН О СОБЫТИЯХ 1812 ГОДА
Изображение военных событий в исторических песнях
Исторические песни XIX века воплотили в художественных картинах и образах новое жизненное содержание, охватив, прежде всего, события освободительной войны 1812 года. Историческая справка об этих событиях и полководцах дается в Приложении 1. Произведения об этом периоде составляют отдельный цикл. Отечественная война 1812 года оказала заметное влияние на все русское народное творчество, на солдатские и казачьи бытовые лирические песни. В произведениях подчеркивается справедливый характер войны, определяются силы, которые могут обеспечить победу. Исторические песни запечатлели самые важные события 1812 года: бои под Смоленском, Бородинскую битву, разорение Москвы, переправу через Березину и др. Песни выразили патриотическое чувство крестьян, казаков, солдат; их ненависть к врагам и любовь к народным героям – полководцам Кутузову, Платову. Центральное место в исторических песнях Отечественной войны 1812 года занимает защита Москвы и Бородинское сражение. В песнях с болью рассказывается о разорении Москвы неприятелем. Действия французов в захваченном городе изображаются как варварские. Вынужденное отступление из Москвы, как видно из содержания песни, русские люди тяжело переживали.
Был на горке, на горе,
Видел нову каменну Москву.
Москва славна разорёна до конца.
Разорил Москву.
Неприятель вор-француз.
Не один разорил –
Со всей армией,
Со всей армией,
С конной гвардией
Разорил Москву.
Заряжал француз
Ружья светленькие,
Пушки медненькие.
Он стрелял, палил
В каменну славну Москву.
Потрясалася мать-сырая земля...
В песне «Как на горочке стояла Москва» столицу России народ называет «матушкой Москвой, разоренной с краю до конца», а «разорил Москву неприятель злой, неприятель злой, француз молодой».
Как на горочке было, на горе,
На высокой было, на крутой,
Тут стояла нова слобода,
По прозваньицу матушка Москва,
Разоренная с краю до конца.
Кто, братцы, Москву разорил?
Разорил Москву неприятель злой,
Неприятель злой, француз молодой.
Выкатал француз пушки медные,
Направлял француз ружья светлые,
Он стрелял-палил в матушку Москву.
Оттого Москва загорелася,
Мать сыра земля потрясалася,
Все божьи церкви развалилися,
Златы маковки покатилися.
В исторических песнях говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях. В песне «Разорена путь-дороженька от Можайска до Москвы» реалистично изображается наступление неисчислимого вражеского войска. Но русские генералы уверены, что не бывать «злодею» в «каменной Москве». Народ убежден, что, несмотря на разрушения, причиненные Москве французами, она сохраняет свою прежнюю красоту в памяти народа.
В песне «Ой да, кормилец наш, славный тихий Дон!» изображается помутившийся Дон, песня аллегорически показывает отношение русского народа к наполеоновской многочисленной армии, напавшей на Россию.
Ой да, помутили Дон
Вот много земелюшек:
Как одна-то, вот одна земля –
Земелька французская,
Вот и, как другая земля –
Земелька астрицкая,
Ну, как третия земля –
Земелька немецкая.
Народ понимал решающее значение битвы под Москвой. Поэтому самой популярной песней из цикла об Отечественной войне является песня о Бородинской битве (известно около двадцати вариантов). По своим поэтическим приемам она очень близка к другим ранее созданным песням, описывающим жестокие битвы. В песне «О разорении Москвы французом», подчеркивается, что русские люди тяжело переживали вынужденное отступление. Москва «славна», «нова каменна» разорена, и виноват в этом несчастье «неприятель вор-француз», который заряжал «пушки медненьки», «ружья светленьки», стрелял, палил в Москву.
В следующем произведении «Ночь темна была» рассказывается, что
«все солдатушки призадумались, призадумавшись, – горько всплакали».
О чем же они всплакали? «Не отцов родных оплакивали, И не жен младых, и не детушек; Как оплакивали мать родимую, Мать родимую, мать кормилицу,
Златоглавую Москву-матушку, Разоренную Бонапартием!»
И солдаты дали клятву
Что дадим, братцы, клятву, кровную,
Клятву кровную, задушевную,
Чтоб не взвидеть нам ни домов своих,
Ни отцов родных, ни младых нам жен,
Малых детушек, роду племени,
Ни самой души красной девицы,
Не побив силы Бонапартовой,
Не отмстив врагу за родну Москву!
Отсечем ему мы возвратный путь,
Постараемся все, ребятушки,
Чтобы сам злодей на штыках погиб,
Чтоб вся рать его здесь костьми легла,
Ни одна б душа иноверная
Не пришла назад в свою сторону!
А народы все матерой земли,
Чтоб поведали, каково идти
Со оружием на святую Русь!
Песня по накалу поднимается до былинного звучания. После тяжелых и кровопролитных боев русским пришлось оставить Москву. С болью и негодованием говорится в песнях о разорении Москвы неприятелем. Когда «вор-француз» «стрелял, палил в каменну славну Москву», то «потрясалася мать-сыра земля». А когда он взрывал кремлевские стены, то «мать-сыра земля расступилася». Разорение Москвы народ связывает с образом Наполеона. Поведение французов в оккупированном городе в песнях обрисованы такими же красками, как и поступки татаро-монгольских завоевателей. Так, например, девушка, взятая в плен французом, во многом напоминает изображенную ранними историческими песнями русскую женщину, томящуюся у татар. Но в тяжелые дни потерь и отступления народ твердо верил в будущую победу:
Не хвались-ка, вор-француз,
Своим славным Парижем!
Как у нас ли во России
Есть получше Парижа,
Есть получше, пославнее, –
Распрекрасна жизнь-Москва.
Борьба за Москву заняла центральное место в народном творчестве о войне 1812 года. Кроме того, песни запечатлели такие крупные события войны, как бои под Смоленском, изгнание французов из России, переправу их через Березину, поход за Вислу, битву под Лейпцигом, взятие Парижа.
Как со стороны формы (использование военной лексики, музыкально-ритмического склада – появление мелодий, близких к строевым маршам, и т. п.), так отчасти и содержания (особенно при разработке образов любимых полководцев) песни об Отечественной войне тесно связаны с военно-историческими песнями XVIII века. Через всю поэзию Отечественной войны более отчетливо проходит мысль о том, что Россию спас от нашествия наполеоновских полчищ народ. В изображении же представителей господствующих классов подчеркивается их растерянность и трусость:
Господа-то все наши дворяне
Они перьпужались, не знают, как быть,
Перьпужались да все разбежались.
В песне «Как повыше было Смоленска города» изгнание из Смоленска отступающей французской армии описано как обыденное явление:
Как пошли-то солдатушки Смоленск город освобождать,
Смоленск город свобождать, французов выгонять,
Ко Смоленску приступили, они ружья зарядили,
Они ружья зарядили, в неприятеля палили,
Много били, истребили, остальных-то полонили,
Полонивши их топили во Берёзоньке реке,
Потопивши отдыхали на зелёном на лугу,
На зелёныем лугу песни пели во кругу.
В результате войны с Наполеоном народ понес тяжелые и невозместимые потери. Песни отражают безысходное горе народа, его потери, как человеческие, так и материальные.
Образы Кутузова и Платова в исторических песнях
Народу не безразлична судьба своей Родины, и кому как не русским полководцам вставать на защиту русской столицы. О русских полководцах также создано немало исторических песен. Наиболее популярными персонажами в устной поэзии об Отечественной войне 1812 года выступают М.И.Кутузов и атаман М.И.Платов. Практически в каждой песне можно найти описание, характер этих личностей, отношение народа к ним. Кутузов в соответствии с характерным для фольклора принципом идеализации изображается как мудрый, опытный и смелый полководец, разгадывающий коварные планы врага. Он уверен в народной победе, знает пути к ней в отличие от царя. В исторической песне «Платов и Кутузов» главным вдохновителем солдат и любимым народом героем является Кутузов. Сабля Кутузова не простая: «не восточная звезда в поле воссияла – у Кутузова в руках сабля воссияла». Здесь возникает ассоциативный ряд: Вифлеемская звезда – Восточная звезда – Христос – спаситель – Кутузов. Таким образом, можно сделать вывод о сабле Кутузова как о «божьем оружии», призванном уничтожать чужеземцев. И народ пел эти песни, потому что верил в своего защитника и спасителя, видел в нем руководителя в борьбе с врагом.
«Во многих песнях Платов и Кутузов выступают совместно, и атаман всегда является помощником фельдмаршала. Платов – ловкий и отважный разведчик, смельчак-партизан, бесстрашный удалой донской атаман. Будучи всегда готовым к подвигу, он своим примером воодушевляет казачьи полки, на боевом коне гордо разъезжает на виду у неприятеля, побеждает всех французов. Он показан властным командиром грозных и гибких боевых соединений, хорошим организатором казачьих масс». В одной из песен «Кутузов и Платов»народ называет Платова «орлом» или «ясным соколом», что в свою очередь в народной традиции олицетворяется по признаку силы, высоты и быстроты полета этой птицы. Казаки же, выражая свою любовь к атаману, говорят, что «наш Платов помереть с нами готов» и называют его «наш герой».
Как один-то, один не спужался –
Вот Кутузов, всем нам командир.
А другой-то вот не устрашился,
Другой Платов вот он наш герой:
Он добра свово коня седлает,
Подпружечки туго подтягал;
На конечка он скоро садилси,
По армеюшке орлом летал…
Очень популярной была песня «Платов у французов». По приказу царя Платов переодетый приезжает к французу, который расспрашивает его о нем же самом. Платов не боится врага, издевается над ним. Дочь француза Арина узнает Платова, но русскому смельчаку удается скрыться. Народ называет неприятеля вороной, старой каргой, Платова – ясным соколом. Содержание песни полностью вымышлено, сюжет не развернут, герои статичны. Некоторые песни о Платове начинаются с лирического зачина:
От своих чистых сердец,
Совьем Платову венец.
На головушку наденем,
Сами песни запоем ...
Дальше солдаты рассказывают о том, как хорошо они в армии живут, как они обеспечены всем необходимым. После этого наблюдаем переход к сцене боя (Наши начали палить...), а в конце сообщается, что француз с армией валит и расточает угрозы каменной Москве.
Итак, о Платове собиратели записали много песен в казачьей среде. Мужество, храбрость, оптимизм – характерные черты образа Платова.
Образ Наполеона в исторических песнях
Народ выразил свое отношение и к французскому императору, изобразил его как самоуверенного захватчика, посягнувшего на русскую землю и веру. В исторической песне «Француз» Наполеон пишет письмо «царю Белому» и требует квартиры в Москве его солдатам и «белые палатушки» себе самому. Письмо повергает царя в уныние.
На это наш православный царь призадумался,
Его царская персонушка переменилася.
Перед ним стоял генералушка — сам Кутузов.
Уж он речь-то говорил, генералушка,
Словно как в трубу трубил:
«Не пужайся ты, наш батюшка, православный царь!
А мы встретим злодея середи пути,
Середи пути, на своей земли,
А мы столики поставим ему — пушки медныя,
А мы скатерти ему постелим — вольны пули,
На закусочку поставим – каленых картеч;
Угощать его будут – канонерушки,
Провожать его будут – всё казачушки.»
Как видим, Кутузова не пугает этот ультиматум, и он успокаивает испугавшегося царя. Русский народ также понимал, что это решительный и наглый враг, которого непросто остановить.
До вступления французских войск на территорию русского государства в глазах передового русского общества Наполеон имел хорошую репутацию: слыл символом вольнодумства и свободомыслия. Он был моден. Молниеносная карьера, сделанная им, заставляла восхищаться многих молодых людей. Его графические, живописные и скульптурные изображения были обязательной принадлежностью аристократических интерьеров. Даже на время русско-французского военного противостояния эта мода совсем не исчезла, а по окончании войны вновь возродилась. Сходством с Наполеоном гордились. Сходство с Наполеоном многие находили у Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола. Отношение к французскому императору в период войны изменилось у многих. Отношение русского народа выражено в исторических песнях. Он самоуверенный захватчик, который похваляется, покушаясь на самое святое: русскую землю и веру:
Генералы, генералы,
Я возьму вашу Москву.
Я со ваших со церквей
Кресты-главы пособью! [3; 214]
Народ называет Наполеона по-разному: вор-француз, неприятель злой, злодей, вор-француз, грабитель. Такими эпитетами «награждают» Наполеона в песнях. Это захватчик-мародер, покусившийся на чужое, решительный и наглый враг. Уже после войны под влиянием известий о пленении Наполеона и ссылке его на остров Эльбу в 1815 году, в очередной песне народ вложил в уста «разбессчастненького, бесталанненького» императора позднее раскаяние в нашествии на Россию.
Исторические песни, в том числе и об Отечественной войне 1812 года, отличаются конкретностью лиц и событий, динамичностью сюжета, простотой композиции, схематизмом в изображении батальных сцен, отсутствием фантастики и гиперболизации, использованием традиционных формул, военной лексики, малым количеством тропов. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Как правило, эти песни носят лиро-эпический или лирический характер. При изображении Кутузова народ опирался на традиции исторических песен XVIII века, например, песен о другом любимом народом герое, талантливом полководце – Суворове.
Цикл исторических песен об отечественной войне 1812 года имеет свои особенности. В нем уже утрачена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сближению с народной и даже книжной лирикой. Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, причем не всегда достоверный. Изображаются жизненные ситуации, детали и подробности. Характеры героев раскрываются через их поступки, отношение к другим людям, к врагу, а также через речь.
Некоторые песни не имеют сюжетной цельности и состоят из отрывочных эпизодов, слабо связанных между собой.
Историческая песня воспроизвела «...те переломные моменты истории, которые важны ее создателям» [4; 179]. Жанр прекратил свое существование в первой половине XIX века, но оставил глубокий след в художественной культуре России. Некоторые песни (например, «Солдатушки, бравы ребятушки!») любимы и популярны и сегодня, с удовольствием исполняются солдатами срочной службы, казачьими хорами и составляют сокровищницу русского народного искусства. В.Г. Белинский подчеркивал, что 1812 год пробудил спящие силы России, возбудил сознание и гордость народа.
Таким образом, ценность проанализированных исторических песен в том, что в них отразился рост национального сознания русских людей, народный взгляд на изображаемые события и была дана народная оценка важнейших событий Отечественной войны 1812 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторические песни – это, как сказал один из фольклористов, устная поэтическая летопись народа, его эмоциональный рассказ об истории страны и ее героях. Изображение защиты родной земли, стремление прославить победы русской армии, воссоздать образы солдат и военачальников – все это характерно и для устного творчествав в целом, и для жанра исторической песни в особенности. В фольклорных произведениях нашла яркое воплощение тема Отечественной войны 1812 года, жизни и подвигов ее военачальников и солдат. Наиболее важные и значимые сражения, солдатская доля – основные темы исторических песен. Эти произведения бытовали в устной форме в народной среде и создавались чаще всего очевидцами событий. В них выразилось народное понимание истории, народная оценка происходивших событий, народное отношение к Кутузову и Платову как к защитникам страны. Их образы обобщены, не наделены индивидуальными качествами. Для народа-творца важно было выразить свое любовное отношение к полководцам, подчеркнуть их тревогу за судьбу Родины, близость к солдатам. Исторические песни, продолжая испытывать влияние народной лирики, становятся более эмоциональными. В них получают развитие сопоставления описаний явлений природы с переживаниями и действиями человека. Кутузов в исторических песнях – командир с большим военным и жизненным опытом, талантливый военачальник, ведущий армию к определенной цели, по-отечески относившийся к солдатам. Песни подчеркивают ведущую роль Кутузова и солдат в войнах с неприятелем, именно они защищают и спасают Россию. Царь в таких песнях обычно упоминается редко. Образ Платова также занимает значительное место в исторических песнях данного цикла. Он изображается как бесстрашный удалой донской атаман. Будучи всегда готовым к подвигу, он является примером для подражания.
Отечественная война 1812 года оказала заметное влияние на все русское народное творчество. Особенно сильному влиянию подвергалась солдатская и казачья бытовая лирическая песня и вообще весь песенный репертуар российской армии. Историческая песня прекратила свое существование в первой половине XIX века, но оставила глубокий след в русской культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М., 2002.
Исторические песни /Сост., вступ., ст., подготовка текстов и коммент. С.Н. Абзелев. – М., 2001. (Б-ка русского фольклора; Т. 7).
Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М., 1986.
Игнатов В.И. Русские исторические песни. – М., 1970.
Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008.
Приложение 1. Историческая справка
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747–1813) – русский полководец,генерал-фельдмаршализ родаГоленищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.
Матве́й Ива́нович Пла́тов (прозвище Вихрь-атаман) –атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века.
Бороди́нское сраже́ние (во французской истории – битва у Москвы-реки, фр. Bataille de la Moskova) – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии М. И. Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.
Западная историография признаёт Бородинское сражение победой Наполеона, хотя и с оговорками.
Бородинское сражение важно тем, что русские войска не пропустили французов к Москве.
Совет в ФИлях – военный совет, который в соответствии с Воинским уставом был созван 1 (13) сентября 1812 года во время Отечественной войныглавнокомандующимМ. И. Кутузовымв деревнеФИлик западу от Москвы. На рассмотрение был вынесен вопрос о том, пытаться ли после не выявившего победителя Бородинского сражения дать сражение под Москвой либо оставить город без боя. На этом совете было принято решение об оставлении и сожжении Москвы.