ИНТЕРАКТИВНАЯ КНИГА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНТЕРАКТИВНАЯ КНИГА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Симакова  К.В. 1
1МБОУ "Большеокуловская СШ"
Борисова О.Н. 1
1МБОУ "Большеокуловская СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Актуальность темы

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать", – учит

французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро.

Чтение – всегда считалось лучшим учением, а книга – лучшим подарком. Но в современном мире, к сожалению, многие люди забывают о книгах, их легко заменяют телевидение и интернет.  Многие люди, получают информацию из интернета, так как это намного быстрее. А книга всегда была источником знаний. Мы решили провести исследование термина «Интерактивная книга», выяснить значение чтения для человека и по окончанию попробовать создать собственную интерактивную книгу. Наше исследование заинтересовало одноклассников, и это стало нашим общим делом.

Маша, моя подружка сказала: «Моя бабушка говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире, а меня из–под палки читать не заставишь».

«И я читать не очень – то люблю», - заметил Ярослав. Тут все загалдели: « И меня дома ругают, что я мало читаю, а все больше телевизор смотрю или за компьютером сижу», «И меня…. И меня!...», а я подумала и предложила:

«Давайте проверим, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу?», если «Да», то какие книги смогли бы заинтересовать моих одноклассников?

Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что была сделана попытка активизировать интерес учащихся к книге, к художественному чтению и литературному творчеству, создание собственными руками своей интерактивной книги.

Объект исследования: интерактивная книга.

Предмет исследования: приобщение к чтению.

Гипотеза: есть такие виды книг, которые интересны любому читателю.

Цели и задачи:

• пронаблюдать какую роль играют книги в жизни наших ровесников;

• собрать информацию о том, что такое интерактивная книга: виды, возможные разделы; варианты оформления;

• найти мнения известных людей о книге, о чтении;

• создание собственной интерактивной книги и апробация ее среди учащихся нашего класса.

Методы:

• Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

• Проведение анкетирования.(применение метода Интервью)

• Анализ полученных результатов.

• Формулировка выводов.

Продукт работы: интерактивная книга, созданная своими руками

II. Основное содержание.

1. Подготовительная часть.

Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями в России на протяжении 20 лет. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Все это очень сложная интеллектуальная работа.

Неужели чтение влияет на успеваемость?

От взрослых мы всегда слышим: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться». Нас заинтересовал вопрос: «Неужели чтение влияет на успеваемость?»

Нам стало интересно: насколько верно это утверждение, что скорость чтения влияет на успеваемость ученика? Мы решили провести эксперимент: проверить скорость чтения у всех учеников нашего класса,(помогла нам в этом наш учитель - Ольга Николаевна) и убедиться, что быстрое чтение влияет на успеваемость учеников.

Вывод: действительно, быстрочитающие дети учатся на «4» и «5». Они быстрее формулируют свои мысли, понимают задание, анализируют, обобщают, следовательно, быстрее и лучше выполняют его.

Что такое интерактивная книга, чем она может быть полезна для детей?

В интернете мы нашли массу разнообразных определений. Подумав, выбрали самые приемлемые на наш взгляд варианты, которые подходят к теме исследования:

Интерактивная книга-игра, которая составлена так, что позволяет читателю участвовать в формировании сюжета литературного произведения.

 детская книжка-игрушка, которая имеет специальную форму, предусматривающую дополнительные виды деятельности ребёнка, помимо чтения и рассматривания (игру, раскладывание, раскрашивание и пр.).

На эти два фактора мы будем опираться при изготовлении нашей интерактивной книги.

Преимущества

Обучение как игра. С помощью гаджетов мы открываем дополнительные возможности в образовании. Ведь дети лучше всего познают мир в игре. И интерактивная книжка – это большое подспорье в учебе дошкольников и учеников младшей школы.

Целая книга за один «урок». Специальный формат поможет ребенку освоить книгу за раз.

Эксперименты. Электронные книги дают прекрасную возможность экспериментировать.. В бумажных книгах такого, конечно, нет.

Содержание и виды интерактивных книг

Сейчас весь мир становится эклектичным: смешиваются жанры и соединяются разнородные стили. Например, ставятся спектакли, где используется видео в качестве декораций, а актеры со сцены общаются с публикой. Так же и с книгами. Интерактивная книга сегодня – это сочетание различных «приемов»:

Иллюстрация.  Основа интерактивной книги – это все-таки картинка, завязанная на короткий текст. И со всеми этими изображениями происходят чудеса – они могут двигаться силой пальчика ребенка: герои взлетают, прыгают, танцуют, покрываются льдом – все что угодно.

Анимация.  Встроенная анимация – это тоже важная часть электронной книги. Пока диктор читает текст, на экране обязательно что-то происходит.

Обучение.  Анимация может быть не только развлекательной, но и полезной. Например, в электронных книгах традиционно есть режим обучения чтению. Здесь, как в караоке, подсвечиваются слоги.

Виды интерактивных книг

Сейчас в электронном формате можно найти многое. Интерактивные книги для дошкольников и младших школьников можно разделить на 3 основные группы.

1. Адаптация известных книг.  Сюда же входит и детская классика, русские и зарубежные сказки. Это Чуковский, Сутеев, Маяковский и т. д. – тот самый необходимый минимум, с которым ребенка знакомят родители. Как правило, разработчики уже берут знакомые всем иллюстрации и героев и просто адаптируют их под формат экрана. Однако классику ребенку рекомендуется прочесть не только в виде интерактивной книги, но и в традиционном варианте.

2. Современные авторы и иллюстраторы.  Сейчас во всем мире наблюдается такой тренд: автор детского произведения выступает также и иллюстратором книги. Или наоборот – художник пишет текст. Это Свен Нурдквист, Ричард Скарри, Доктор Cьюз, Томи Унгерер, Эрик Карл – они одновременно придумывают историю и иллюстрируют ее. Самые лучшие оказываются в электронном варианте. Например, в русском App Store есть популярная книжка «Зеленая шапочка», ее придумал и нарисовал Андрей Гордеев, а озвучивает Николай Дроздов.

3. Специальная разработка под электронный формат.  Это не адаптация, а полноценная разработка интерактивной книжки. Как это происходит? Над книгой работает не только писатель и художник, а целая команда: концепт-мейкеры, дизайнер, иллюстратор, аниматор, гейм-дизайнер, программист, композитор и многие другие. Создается концепция книги, разрабатывается сценарий игр. Детский писатель пишет текст, исходя из особенностей формата: небольшой объем в 12-16 страниц – чтобы дети смогли освоить ее за один раз. Это значит, что на каждой странице находятся «легкие» для восприятия короткие тексты, насыщенные действиями и диалогами. В таких книгах детей привлекает интересная история, игры и анимация, завязанные на сюжете. Например, скоро выходит серия приложений «Приключения Жени и Буковки», которая будет еще и образовательной по своей направленности. Первая книга, написанная Натальей Евдокимовой, посвящена цветам. В отличие от бумажных «развивалок», в «Приключениях Жени и Буковки» есть захватывающая история, на которую нанизаны задачки и игры, закрепляющие материал. Например, можно самим сочетать цвета и красить животных. Это весело и одновременно познавательно!

Преимущества и недостатки интерактивной книги.

О преимуществах интерактивной книги было сказано ранее, а вот на недостатках хотелось бы остановиться поподробнее:

Недостатки

Гаджеты дают не только дополнительные возможности, но и накладывают ограничения.

Количество знаков в тексте. Очень сложно выразить живую эмоцию, когда ты ограничен маленьким экранчиком. Последняя редакция почти любой истории отличается от оригинала тем, что нам приходится убирать все описания, которые погружают ребенка в сюжет. С другой стороны, эту функцию берет на себя анимация: нет смысла описывать действие, которое и так происходит на экране.

Не всегда удачная адаптация классики. Классические произведения воспринимаются несколько странно на экранах различных устройств, потому что изначально они были созданы под бумажные форматы. Это нехватка полей и белого пространства и не всегда удачная анимация.

Чрезмерное увлечение. Как и любые гаджеты, электронные книги могут целиком захватывать ребенка. Поэтому родители должны следить, чтобы такие книги не превратились в «тайм-киллера».

2. Практическая часть

Анкетирование учащихся.

Любят ли в наше время читать…

Нам стало интересно, насколько верно утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.

Для достижения цели были составлены вопросы для небольшого социологического опроса:

1. Любите ли вы читать?

2. Есть ли у Вас дома библиотека?

3. Есть ли у Вас любимая книга, которую Вы перечитывали много раз?

4. Какие книги Вы читаете?

5. Сыграла ли книга какую-то роль в Вашей жизни?

6. Чем Вы заменяете чтение?

Результаты исследования

Затем проанализировал полученные ответы. Мы опросили две возрастные группы.

Одну из групп мы назвали «взрослые» - это наши родители, соседи, знакомые, учителя от 20 лет и старше.

Взрослые:

Вторую группу назвала «дети». Это учащиеся нашей школы.

В анкетировании приняло участие 30 человек.

Результаты исследования:

Интервью с детьми нашего класса

Мальчики нашего класса (12 человек)

Вопрос. Какие разделы интерактивной книги были бы для вас актуальны?

Мальчики: Нам хотелось бы совершать различные путешествия, спортивные странички, ребусы, а еще участвовать в сражениях.

Девочки нашего класса (10 человек)

Вопрос. Какие разделы интерактивной книги были бы для вас актуальны?

Девочки: сказки, загадки, костюмы, необычные приключения и т.д.

Вывод: интервью показало, что интерактивная книга может быть интересной и полезной для ребят нашего класса. Нужно попытаться учесть мнение и мальчиков и девочек при составлении маршрута передвижения по интерактивной книги. Мы посчитали, что тема книги «В гостях у сказки» будет актуальной и для мальчиков и для девочек. Так и назвали нашу книгу! Далее мы распределили всю работу на несколько этапов (нашими помощниками были родители! )

1 этап работы: составление эскиза книги, продумывание названия станций.

Мы решили – это будет сказка. Ведь мы сами очень любим сказки.

В жаркой дискуссии мы пришли к выводу, что в нашей книги будет 7 станций:

«Новогодняя ночь», «Сказки Пушкина», «Дальние берега», «Жили - были», «Мешок сказок», «Волшебный книжный шкаф», «Рефлексия».

На каждой станции ребят ждут увлекательные задания, кроссворды, ребусы. Все предметы в книге будут активны. С ними можно поиграть, их можно потрогать руками. Маша предложила еще оформить всю книгу как интерактивную игру с фишками и кубиком, т.е. игроки, выполняя задание, будут продвигаться по станциям книги.

2 этап работы: изготовление самой книги.

За основу мы взяли большую коробку из- под пиццы, нам понадобились фломастеры, клей, цветная бумага и картон, ножницы и много – много фантазии!!!

3 этап работы: Нам показалось, что ребятам нашего класса понравятся не только написанные известными писателями произведения, но и авторские наработки. Карина очень любит придумывать сюжеты для веселых историй, и я предложила ей создать авторскую сказку «Волшебный пластилин», и поместить ее на одной из станций нашей книги. (Вот ребята удивятся!!!)

4 этап работы: Апробация готовой книги нами (Маша и Карина), выявление возможных недостатков.

5 этап работы: апробация книги на ребятах нашего класса и составление перспектив нашей дальнейшей деятельности по созданию интерактивных книг.

Когда мы предложили нашу книгу ребятам класса, безучастным не оставался никто, нам даже пришлось составить очередность чтения нашей интерактивной книги, интерес к ней был значительным. Из группы продленного дня нашим родителям пришлось долго ждать, пока все ребята доберутся до последней станции книги.

Выводы:

Проанализировав всю собранную информацию, мы вместе со своим учителем пришли к выводу, что интерес к чтению несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями – просмотром телепередач, игре на компьютере, прослушиванием музыкальных произведение, играми. Но новый вид книги – интерактивная книга может быть весьма интересным для современных детей, что позволит повысить интерес к чтению, вернет желание читать и получать информацию посредством книг, а не интернета.

III. Заключение.

В результате проведенного исследования, к сожалению, мы вынуждены признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.

Нам очень понравилось самим, своими руками, делать интерактивные книги, создавая базу для чтения нашим одноклассникам. На классном часе мы решили, создать творческие группы из одноклассников, создать еще несколько интерактивных книг, познакомить с ними ребят из других классов нашей школы.

В процессе исследования мы узнали, что такое интерактивная книга, как создаются интерактивные книги, и создали свою собственную книгу. Начиная исследование, мы думали, что книгу создать легко, но поняли, что это большой труд, усердие, а главное желание. Но мы совсем справилась, и наши одноклассники с огромным удовольствием читают и играют в нашу интерактивную книгу.

IV. Список литературы.

1. В мире мудрых мыслей .составитель Степанов А.Н.,- М, 2011

2..Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия.Литература.,М.,2002

3. Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык.,М.,2002

4. Повесть временных лет. Из похвалы князю Ярославу и книгам.- М.,2000

5. Журнал «Книжное обозрение»,- М.,2005, №39

6. Поварин С.И. Как читать книги. – М.: Книга, 1978.

7. Чирва А. Книга в твоих руках . Книга для учащихся – М.,

Приложение

Анкета для родителей.

1 .Нравится ли вашему ребенку читать книги?

2. Сколько времени он проводит за книгой?

3 Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

Какие книги он предпочитает?

Дарите ли своему ребенку книги?

6. Есть ли у вас на это счет какие-то убеждения?

7. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

Считаете ли вы себя активным читателем?

Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Социологический опрос.

Любите ли вы читать?

Да

Нет

При выборе источника чтения чему Вы отдадите предпочтение?

Книге

Журналу

Страницам сайтов в Интернете

Какие жанры литературы Вы предпочитаете?

Рассказы

Фантастику

Детектив

другие

Анкетирование учащихся

- Что ты больше любишь

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых;

в) смотреть телевизор.

- Как ведут себя родители во время твоего чтения?

а) хвалят тебя;

б) ругают.

- Читают ли в вашей семье книги вслух?

а) читают;

б) не читают.

- Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

а) да;

б)нет.

Анкета для учеников.

Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

Нравится ли тебе читать книги?

Какие книги ты читаешь с удовольствием?

Нравится ли тебе получать книги в подарок

Какую книгу ты теперь читаешь?

Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?

У вас дома много книг?

Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Просмотров работы: 411