Ручное письмо

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ручное письмо

Чернышёв Н.Д. 1
1Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение "средняя Общеобразовательная Школа № 10".
Кирякова Н.В. 1
1Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение "средняя Общеобразовательная Школа № 10".
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что обыкновенное письмо в конверте имеет свою историю.

Как только появился на Земле человек, у него возникла необходимость в общении. А как передать сообщения тем, кто далеко? Тогда человек придумал передавать информацию с помощью дыма костра, сигнальных барабанов и труб. (Приложение Лист 1). Но с развитием человека появилась письменность. Сначала писали на пергаменте, на бересте, затем на бумаге. Совершенствовались и способы передачи почты. Когда-то записки приносили голуби, моряки бросали бутылки с письмами в море, перевозили дилижансы. Потом почту стали перевозить по железной дороге, а затем и самолетами. А сейчас информацию можно передать по факсу или через Интернет.

Объектом исследования являются письма.

Предметом исследования: особенности написания писем, почерк,, способность выражения своих мыслей.

Цель: изучить особенности общения на бумажном носителе.

Задачи:

-изучить исторические фактыручного письма;

- изучить разные способы написания писем

-изучить характеристику почерка, особенности написания личного письма;

-провести анализ писем прадеда для определения стиля, характера написания, способности выражать свои мысли, передачи настроения;

- провести анкетирование среди учащихся 4 класса с целью выявления знаний написания писем вручную;

- провести опрос среди жителей города с целью выявления, какому виду передачи информации отдаётся предпочтение;

- взять интервью у прабабушки;

- составить альбом писем написанных вручную.

Гипотеза: современный способ передачи информации не способствует умению раскрывать свои мысли и полноценно общаться с собеседником.

Методы: поиск и изучение информации, анкетирование учащихся и жителей города, интервью, анализ проделанной работы.

В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы сети Интернет.

Глава 1. Ручное письмо.

Исторические факты ручного письма.

Искусство ручного письма развивалось много тысяч лет.

Письмом1 называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске бересты) (Приложение Лист 2).

А знаете ли вы, что есть настоящий праздник ручного письма? Ежегодно во всем мире принято отмечать «День почерка», который так же называют «Днем ручного письма». Этот праздник напоминает человечеству о таком уникальном явлении как ручная письменность. 23 января – в день празднования, предлагается отложить в сторону свои технологические устройства, чтобы написать собственноручно письма родственникам и друзьям.

В России 24 мая празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX век). 24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. (Приложение Лист 3) В этот день проводятся чтения, выставки, концерты. В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и торжественные крестные ходы. Праздник славянской письменности напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.

В 1986 году в Мурманске прошел праздник под названием «Праздник письменности» - это было начало возрождения в России празднования «Дня славянской письменности и культуры».

Самое большое письмо в мире является пергамент длинной 10 метров и шириной 7 метров отправленный персидским шахом турецкому султану Сулейману. Самое маленькое – 23 мм на 36 мм было обнаружено в 1983году в музее города Стокгольма.

Возможно, сегодня ученикам интересно представить, как писали чернилами и перьевыми ручками. Процесс был не из легких, особенно для первоклашек. В неумелых руках перо скрипело, раздваивалось от сильного нажима, ломалось. После нескольких написанных букв перо снова опускали в чернильницу. Необходимо было, обмакнув перо, набрать нужное количество чернил и не оставить кляксу. Это умение приходило с годами вместе с мозолью на среднем пальце.

Одна из первых чернильниц была обнаружена во время раскопок в древнеримском городе Геркулануме (Приложение Лист 4). Это была глиняная чашечка, на дне которой виднелся темный осадок. Первую чернильницу-непроливайку изобрели английские стеклодувы, при опрокидывании чернила попадали в глубину загиба и не выливались.

Перо, как инструмент для письма просуществовало длительное время. Использовались в основном гусиные перья, их очищали в раскаленном песке, кончик пера опускали в горячую воду, затем обрезали под углом и затачивали. От того, как подготовят перо для написания, зависело написание текста.

В 1790г. был изобретен грифель и карандаш. В 1884г. создали небольшую практичную ручку с капиллярными протоками, которая стала прообразом нынешней авторучки. Так ушли из повседневной жизни вещи, которые были необходимы долгое время.

1.2. Различия между написанием писем с использованием рукописного письма и с использованием современных технологических устройств.

С давних пор для общения и передачи информации люди использовали бумажные письма. Конечно, раньше у них не было смартфонов и ноутбуков, как у нас. Все было проще. Бумага и перо с чернилами заменяли им эти средства, без которых мы сейчас не можем представить свою жизнь.

Компьютер становится все популярнее, люди постоянно пользуются электронной почтой. Поэтому современный человек реже использует ручки, карандаши, обычную бумагу для выражения мыслей. Не исключено, что через какое-то время мы просто забудем, как писать открытки, письма от руки.

С появлением компьютерной техники человеку современного мира все сложнее становиться выражать свою мысль в письменном виде. Компьютерный набор обезличен, электронные буквы отражают только его механический навык. Стандартное текстовое сообщение в телефоне может просто забыться, потеряться. При этом бумажный документ, написанный уникальным, только вам характерным почерком, останется у близкого человека, как добрая память. Оно вызывает трепетное чувство, когда ты находишь письмо в своем почтовом ящике, неизвестность написанного. Переписка бумажными письмами доставляет удивительные эмоции, учит нас раскрывать свои мысли на бумаге, знакомит нас с прекрасными людьми, которые могут рассказать нам что-то новое о жизни, мире. Также имеются и отрицательные факторы бумажного письма это: долгое ожидание ответа, пропажа писем, коллекционеры (люди, которые не отвечают на письма), не умение ответчика хорошо излагать свои мысли на бумаге, из-за этого текст получается скучным, отрывистым, маленьким.

Виды писем.

В зависимости от содержания различают следующие письма:

-Деловое письмо (расписка, заявление);

-Частное (личное) письмо;

-Благодарственное письмо (родителям, ученикам);

-Проблемное письмо (в газету, письмо-извинение);

-Художественное письмо (письмо литературного героя);

-Поздравительное (с юбилеем). (Приложение Лист 5)

Каждый из нас пишет личные письма, поэтому нам необходимо знать правила написания личных писем. На основе литературы мы составили правила написание писем:

-Начать письмо следует с обращения к адресату;

-Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку;

-Если задержались с ответом, следует извиниться с указанием причины;

-Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом;

-Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказа, что вас волнует, а также поинтересоваться, как у него обстоят дела;

-В заключительной части письма нужно написать о желании поскорей получить ответ, поставить свою подпись.

Особенности почерка

Почерк – это не только красивые или неразборчиво написанные буквы, но еще и показатель характера и психологического состояния человека. Наука о том, что говорит почерк о характере человека, называется графология.

Сегодня ученые говорят о семи характеристиках почерка, которые используются для создания портрета человека. Речь идет о размере букв, наклоне, форме, направлении, силе нажима на пишущий инструмент, характере написания слов, общей оценке почерка (Приложение Лист 6).

Рассмотрим данные характеристики:2

Сила нажима - характерна для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Они общительны, целеустремлены и оптимистичны. Могут быть критичными, склонны к проявлению силы.

Легкий нажим – бывает у чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные на своем внутреннем мире. Ответственные,

но нетерпеливые, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признакам слабовольности.

Наклон букв. Небольшой наклон влево - чаще всего встречается у индивидуалистов. Они отличаются критическим складом ума.

Небольшой наклон вправо - свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Они максималисты и стремятся быть первыми во всем. Влюбчивы и очень ревнивы. Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

Наличие всех признаков – сомневающийся, непоследовательный, неуверенный в себе человек, испытывающий трудности в принятии решения, и часто меняющий его.

Размер букв. Крупный почерк (более 3мм) открытый, эмоциональный и легко находит общий язык с людьми. Мелкий почерк (меньше 3мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Он умеет полностью концентрироваться на деле.Широкий почерк – широкая душа!

Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

Очертания букв. Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромисс. На такого человека можно положиться в трудную минуту.

Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремиться к независимости, не любит когда ему указывают, как и что делать.

Расположение строк на странице. Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек оптимист, а если вниз то – пессимист. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. Нервные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.

Поля. Поля, оставленные слева, указывают на человека с материальными ценностями, узкие - о бережливости, а широкие – о щедрости.

Характер написания слов. Слитный почерк, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

Общая оценка. Почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как.

. Первое правило вежливости.

«Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости»- писал русский историк Ключевский Василий Осипович (Приложение Лист 7).

Каллиграфический почерк (каллиграфия от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк»)3 – способность очень красиво писать от руки. Писать красиво может каждый или нет? При письме перьями большинство людей писали каллиграфическим почерком! Почерк можно исправить в течение жизни. Было бы желание. Есть специальная методика отработки навыков красивого письма. В прошлом в школе даже был такой предмет, который назывался чистописанием. На уроках русского языка в начальных классах учителями практикуются «минутки чистописания». Красивому письмо также способствует Терпение, усидчивость, ежедневные тренировки.

Глава 2. Письма, написанные нами.

2.1. Я пишу пером.

Изучая историю по данной теме, я узнал, что раньше долгое время писали гусиными перьями, и мы решили своими руками подготовить перо для письма (Приложение Лист 8,9,10). Для этого мы попросили гусиное крыло у нашего соседа, который держит гусей. Затем мы попробовали выдернуть перо из крыла, но у нас ничего не получилась, поэтому папа вырезал ножом перья из крыла. Затем перо опустили в горячую воду. Но подготовка оказалось не таким уж легким делом. После того, как опустили перо в горячую воду, оно стало помягче, и мы начали затачивать. Аккуратно заточить не удалось. Не зря раньше берегли хорошо подготовленные перья и даже их дарили в качестве подарка.

Я решил написать текст пером. Обмакивая перо в чернила, я писал, как мои прабабушки и прадедушки. Затем попробовал писать стальным пером, им оказалось писать намного легче. А какая бы казалась простая вещь - писать пером! Но нажим, толщина линии, наклон, количество набранных чернил имеет все свое значение на письмо (Приложение Лист 11).

2.2. Анализ писем моего прадеда

«Здравствуйте дорогая, милая жена Валечка!» - с такой любовью, теплотой, заботой и уважением начинаются письма моего прадеда Чухнина Романа Федоровича к прабабушке Чухниной Валентине Сергеевне. (Приложение Лист 12). Эти письма написаны в различное время и из разных мест: командировки, больницы, из дома. В письмах описаны события, которые происходят с ним. Он рассказывает: как учится, работает, как проходят его дни, вечера, что он читает, какие навыки приобретает. Рассказывает в письмах о событиях, жизни, которые происходят с ним, где находился. В этих письмах описываются те чувства, эмоции которые он испытывает вдалеке от своей семьи: любовь, скука, огорчение, радость, переживание и другие, например: «Очень беспокоюсь Валя, что с вами?». Все письма заканчиваются словами: «Крепко целую всех!» или «Целую тебя много, много раз!».

Анализируя письма моего прадеда за период с 1955г. по 1970 годы, можно сказать, что его почерк на протяжении этих лет меняется. Самые ранние письма написаны чернилами и пером на бумаге. Они написаны аккуратно, почти без помарок, но все-таки виднеются чернильные кляксы. Все письма соответствуют правилам написания: имеют вступление, основную часть и заключение. Все буквы имеют один размер, одинаковый наклон, окончание слов ровное, пробелы между словами равномерные, проставлены знаки препинания.

По силе нажима мы можем характеризовать прадеда, как человека уверенного в себе, энергичного, обладающего высокой работоспособностью. Отличается общительностью, целеустремленностью и оптимизмом. Может быть критичен, склонен к проявлению силы.

Наклон букв - вертикальный, это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

Размер букв крупный (более 3мм) - открытый, эмоциональный и легко находит общий язык с людьми.

Очертания букв округлые указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромисс. На такого человека можно положиться в трудную минуту.

Строки на странице расположены прямо, это характерно для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности.

Поля, оставленные слева, указывают на человека с материальными ценностями,

При написании слов буквы не связаны друг с другом, это указывает на развитую интуицию.

Данные характеристики по словам прабабушки соответствуют тем чертам, которые отличали прадеда.

2.3. Результаты тестирования учащихся 4 класса.

Мною было проведено два теста с учениками нашего класса.

В первом тесте необходимо было указать основные правила написания письма: из каких частей состоит письмо, кто такой адресант, что указывается после ФИО, кому мы отправляем деловое письмо (Приложение Лист 13).

Вроде бы простые вопросы, но только 14,8% учеников ответили верно, 29,7% ответили правильно только на один вопрос, 33,3% - на два вопроса, 22,2% - на три вопроса (Приложение Лист 14).

Во втором тесте нужно было расположить в правильном порядке части письма (Приложение Лист 15). Но и в этом тесте верные ответы дали 33,3% ребят.

По результатам тестирования можно сделать вывод, что небольшое количество детей знают, как пишется правильно письмо и как заполняются конверты. Значит, дети практически не пишут письма.

2.4. Результат опроса жителей города.

Разрабатывая тест, мы хотели узнать, какому виду передачи информации и какому виду доставки отдает предпочтение взрослое население, ведь оно воспитывалось на письмах в бумажном виде, которые отправляли по почте (Приложение Лист 16). В опросе участвовалижители города разного возраста и полов. Анализируя данные ответы, можно сказать, что все опрошенные выбирают электронные вид передачи информации, так как это быстро, удобно, точно.

На второй вопрос «Как вы считаете, какое письмо вам интереснее получать?» 87% опрашиваемых выбрали ответ «письмо на бумаге». Опрашиваемые, поясняли свой ответ - интересно, трепетно, приятно, необычно для нынешнего времени. На вопрос: «В каком виде передачи информации сложнее выражать свои мысли?» - 83% ответило «письмо на бумаге», 17% - электронное (Приложение Лист 17). По результатам опроса мы узнали, что взрослое население отдает предпочтение для передачи информации электронным способом, а при письме на бумаге тяжелее выражать, раскрывать свои мысли, поэтому человек постепенно теряет навыки правильного общения и изложения мысли.

2.5. Результат интервью с прабабушкой.

Для того, чтобы узнать, почему моя прабабушка Чухнина Валентина Сергеевна хранила много лет письма, почему они писали письма, я взял у нее интервью. Моя прабабушка очень активный человек, хотя ей 81год. Она положительно относится и принимает все новое. Для быстроты общения друг с другом научилась пользоваться сотовым телефоном. Но ранее написанные письма для нее - это добрая память о прошлых годах. Она рассказала: как они переписывались, с каким нетерпением ждали письма. Для себя я сделал вывод, что не только мне нужно писать СМС, короткие сообщения или письма в электронной почте, но и рукописные письма для того, чтобы мои родные и друзья могли написанное мной письмо сохранить на долгую, добрую память (Приложение Лист 18).

Заключение.

С каждым годом мы все реже пишем от руки. Все чаще печатаем на ноутбуке и смартфоне, диктуем программам или просто записываем на диктофон.

Ручное письмо – это набор человеческих эмоций, настроения, особенность характера человека, стиль его жизни. Оно развивает способность хорошо излагать свои мысли не только на бумаге, но и при разговорной речи.

Наша гипотеза о том, что современный способ передачи информации не способствует умению раскрывать свои мысли и полноценно общаться с собеседником подтвердилась.С появлением современных технологий так же теряется способность красиво и аккуратно выводить буквы на бумаге. При написании и отправки письма электронным способом мы лишаем собеседника в таких чувствах, как ожидания письма по почте, неизвестность написанного. Пользуясь современными гаджетами при написании, текст получается скучным, отрывистым и маленьким. Как правило, он написан скудным неправильным языком. Поэтому мы пришли к выводу, что общение через бумажные письма современным детям просто необходимо.

В нашем классе к Дню Мам мы все написали письма своим мамам, в которых попытались отразить слова любви к самому близкому человеку. К сожалению, не все дети самостоятельно справились с таким заданием. Трудно было подобрать нужные слова, составить красивый текст. «Но были и очень трогательные письма и грамотно составленные» - как отмечает наш классный руководитель Кирякова Наталия Валентиновна.

Мой опыт написания такого письма показал, что я очень старался выразить свою любовь к маме через письмо (открытку), написать красивым почерком, без ошибок. Но мне было трудно выразить свою мысль и написать ее на бумаге.

Нами была подготовлена памятка «Пишу письмо» (Приложение 19), которая учит, как правильно составить и написать письмо. Нашим ученикам это будет хорошим помощником при написании писем. Письма писать полезно и актуально!

Не упустите возможность написать теплые слова тем, кто вам дорог! (Приложение Лист 20)

Литература.

1.Научно-популярное издание «Энциклопедия для детей и родителей «Куда летит почтовый голубь или история почты». Издательство «Малыш», 2000г.

2.upages.io/moya_istorya…pisma.

3.bbeautyworld.ru/…ruchki-dlya-pismal.

4.knigge.ru/etiket_pisma.html.

5.crimlib.info/…

Приложение Лист 1

Приложение Лист 2

 

Приложение Лист 3

Приложение Лист 4

Фотография древних чернильниц.

Приложение Лист 5

Приложение Лист 6

Основные характеристики, по которым можно составить портрет человека:

- размер букв

- наклон букв

- форма букв

- направление почерка

- интенсивность нажима

- характер написания слов

- общая оценка почерка

Приложение Лист 7

Фотография русского историка Василия Осиповича Ключевского.

Приложение Лист 8

Фотография «Подготовка пера к письму».

Приложение Лист 9

Фотография « Письмо гусиным и стальным пером».

Приложение Лист 10

Приложение Лист 11

Письмо, написанное гусиным пером.

Письмо, написанное стальным пером.

Приложение Лист 12

Фотография « Письмо, написанное 17 января 1970 года»

Приложение Лист 13

Тест0"Письмо"

Пол____ Возраст_______

     
       

1. Текст письма состоит из:

 

а. двух частей

 
 

б. трех частей

 
 

в. четырех частей

 
       

2. Адресант - это

 
 

а. отправитель

 
 

б. получатель

 
 

в. посредник

 
       

3. Подписывая конверт, после ФИО мы указываем:

 

а. город

   
 

б. улицу

   
 

в. дом, квартиру

 
       

4. Деловое письмо мы отправляем

 

а. другу

   
 

б. бабушке

 
 

в. в организацию

Верные ответы:

Трех частей;

Отправитель;

Улица;

В организацию

Приложение Лист 14

Результаты теста «Письмо»

Фотография «Обработки анкет и опроса».

Приложение Лист 15

Тест по теме «Письмо»

(ФИО участника)___________________

Расположи части письма в правильном порядке:

Подпись. Дата.

Вступление.

Приветствие или обращение.

Заключение.

Основная часть.

Ответ_________________

Верные ответы: 3,2,5,4,1

Расположи части письма в правильном порядке.

 

Приложение Лист 16

Фото «Опрос жителей города»

1.Какому виду передачи информации вы отдаете предпочтение?

- электронному;

- письму на бумаге.

Почему? ________________________________________________

2.Как вы считаете, какое письмо вам интереснее получать?

-электронное;

-письмо на бумаге.

Почему? ________________________________________________

3.В каком виде передачи информации сложнее выражать свои мысли?

-электронное;

-письмо на бумаге.

Приложение Лист 17

Диаграмма «Опрос жителей города»

Приложение Лист 18

Интервью с прабабушкой Валентиной Сергеевной Чухниной

- Бабушка, много писем ты сохранила, написанных тебе прадедом?

- Сохранила большинство писем. Это память! В то время было ценностью получить письмо от близкого человека. Их хранили, как «зеницу ока», перечитывали, хвалились о получении письма, поэтому я хранила полученные письма от любимого мне человека, твоего прадеда. Правда, не все письма сохранились до сегодняшнего времени - многие утерялись.

2) - Бабушка, расскажи каким способом вы раньше общались, живя вдали друг от друга?

- В советское время молодежь разъезжалась из родного гнезда по всей стране, и поэтому письмо было самое распространенное и доступное средство для общения между моими сестрами, подругами, а затем и семьей в те времена. Мы писали и получали письма друг от друга, ждали ответа с нетерпением, заглядывая в почтовый ящик. Их читали и старались быстро отправить обратно ответ, потому что мы знали, что от нас ждут скорого ответа. В них мы рассказывали про свою жизнь, что происходило у нас в городе, обсуждали написанное ранее в письмах. На все праздники мы друг другу писали поздравительные открытки, которые с радостью потом читали и ставили на самое видное место в комнате. В редких случаях, когда надо было передать очень быстро какую-либо информацию отправляли телеграммы или заказывали на телеграфе связь по телефону и только таким образом можно было услышать голос близкого, родного человека две - три минуты. Но такой вид общения был редким и непродолжительным.

3) - Какому способу общения ты отдаешь предпочтение сегодня?

- Сегодня в нашем мире существует большой выбор передачи информации: это и письмо, и экспресс-доставка писем и посылок, и сотовый телефон. Общаться можно по компьютеру, есть различные программы на смартфоне, которые включаешь и видишь собеседника. Я общаюсь со всеми по сотовому телефону. Когда они появились, сразу же поняла, что этим надо научится пользоваться, ведь это удобно, быстро, можно услышать голос родного человека, узнать, как у него дела, поздравить с Днем рождения и обсудить многое другое.

4) - Бабушка, если сравнить времена, когда общение было ограничено только письмами, долгим обращением их и современное, когда процесс оборота информации очень быстр и разнообразен, какому ты времени отдаешь предпочтение и почему?

- Конечно же, современному! Как я уже говорила, в современном мире я могу набрать номер телефона и позвонить любому мне дорогому человеку и поговорить. Узнать у него очень быстро любую информацию. Хотя есть и своя прелесть в получении написанных писем. Ведь они остаются на долгую память, которые можно перечитывать, переживая снова и снова те времена. Вот ты, мой правнук, а письма, написанные более полвека назад прадедом, ты можешь прочитать сейчас. Из этих писем узнать, как мы жили, что делали, какие чувства к друг другу испытывали, поэтому необходимо писать рукописные письма хотя бы изредка и сохранить их, как добрую память о нас (написавших эти письма) для своих потомков.

Приложение Лист 19

Памятка «Пишу письмо»:

-Начать письмо следует с обращения к адресату;

-Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку;

-Если задержались с ответом, следует извиниться с указанием причины;

-Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом;

-Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказа, что вас волнует, а также поинтересоваться, как у него обстоят дела;

-В заключительной части письма нужно написать о желании поскорей получить ответ, поставить свою подпись.

Приложение Лист 20

1 С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», 2016г.

2https://crimlib.info/… Е.Ф.Буринский «Судебная экспертиза документов», 1903г

3 https://ru.wikipedia.org/wiki

Просмотров работы: 1481