Введение.
«…Непроверяемые написания составляют 30-35%
по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о
необходимости и значимости работы с такими словами.»
О.Н. Левушкина
Один из наших любимых предметов в школе – русский язык. В начале сентября мы писали контрольную работу. Анализируя результаты нашей работы, мы отметили, что наибольшее количество ошибок было допущено второклассниками в словах с непроверяемым написанием. Диаграмма №1 демонстрирует, какие ошибки были допущены учащимися 2 «А» класса МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты при выполнении входной контрольной работы.
Диаграмма №1
В русском языке слов с непроверяемым написанием достаточно много. Написание таких слов необходимо запомнить. Не каждый ученик может с лёгкостью запомнить большое количество слов с непроверяемым написанием. К тому же, механическое заучивание – процесс скучный и утомительный и, к сожалению, не всегда даёт желаемый результат.
Нам стало интересно, существуют ли приёмы эффективного запоминания слов с непроверяемым написанием?
Тема исследования: «Как научиться правильно писать словарные слова?»
Цель исследования: изучение приёмов эффективного запоминания слов с непроверяемым написанием.
Задачи:
1) найти информацию, какие существуют приёмы для запоминания слов с непроверяемым написанием;
2) проверить результативность их применения на уроках русского языка в моем классе;
3) сделать выводы по работе и оформить их в виде буклета-памятки.
Гипотеза исследования: предположим, что используя специальные приёмы запоминания слов с непроверяемым написанием, процесс запоминания словарных слов будет более успешен.
Объект исследования: слова с непроверяемым написанием, обязательные для изучения в курсе русского языка 2 класса.
Предмет исследования:приёмы, способствующие запоминанию слов с непроверяемым написанием.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
а) анкетирование учащихся начальной школы;
б) опрос учителей начальной школы;
в) изучение литературы, работа с интернет-ресурсами;
г) анализ полученных данных и обобщение;
е) эксперимент;
ж) изготовление буклета-памятки.
2. Основная часть. Приемы запоминания слов с непроверяемым написанием.
Перед началом работы над темой исследования нам было интересно узнать, много ли в нашем классе ребят, которые испытывают затруднения при запоминании словарных слов. С этой целью мы провели анкетирование, в котором приняли участие 20 учащихся 2 «А» класса МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты.
Второклассники должны были ответить на вопросы:
1. Какие слова называются словарными?
2. Трудно ли Вам даётся запоминание словарных слов?
3. Напишите, какой способ запоминания словарных слов Вы знаете.
4. Какие отметки Вы чаще всего получаете за словарные диктанты?
Результаты анкетирования оказались следующие: 100% второклассников знаю, что такое словарные слова. 11 второклассников, что составляет 55%, испытывают затруднения при запоминании данных слов.
Полученные в результате анкетирования данные позволили нам сделать вывод, что учащиеся не знакомы с интересными и эффективными приёмами запоминания слов с непроверяемым написанием. Ребят использует такие приёмы как орфографическое чтение, одновременное написание и произношение, запись по памяти. Один второклассник пишет трудные слова в воздухе. Для 13 второклассников (65%) процесс заучивания словарных слов является скучным и утомительным. Диаграмма №2 демонстрирует, какие отметки чаще всего получают за словарные слова второклассники.
Диаграмма №2.
Далее мы провели опрос учителей начальных классов с целью ознакомления с приёмами работы над словарными словами. И вот, что нам посоветовали учителя:
орфографическое проговаривание слова;
сочинение небольшого рассказа;
рисование картинки со словарным словом;
подбор однокоренных слов;
подбор ассоциативного образа;
изучение этимологии слова;
составление и разгадывание ребусов, загадок;
использование дидактических игр («Собери слово», «Найди лишнее слово» и т.д.);
составление литературного словаря.
Изучив данные опроса учителей начальных классов, мы убедились, что существуют увлекательные приёмы усвоения правописания слов с непроверяемым написанием. Особо нас заинтересовали такие приёмы, как
- изучение этимологии слова;
- подбор ассоциативного образа;
Следующей нашей задачей было выяснить, что такое этимология слова. С этой целью мы обратились к Интернет-ресурсам.
На сайте Культура письменной речи портала www.gramma.ru нам удалось выяснить, что этимология — это наука, которая объясняет происхождение слов. Тогда нас заинтересовал вопрос, как может история происхождения слова помочь объяснить его написание. По мнению Д.Н. Богоявленского, «учащиеся должны осмыслить не только «как» пишется слово, но и «почему». Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным».Мы изучили историю происхождения некоторых слов, описанную В.В. Волиной в пособии «Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь» и Н.М.Шанским в “Кратком этимологическом словаре русского языка”,и пришли к выводу, этимологический анализ слова позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов и облегчить запоминание их написания.
Например, первое слово в орфографическом словарике «Пиши правильно» учебника Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык. 2 класс» аллея. Данное слово заимствовано из французского языка от глагола aller – «идти, ходить». Таким образом французский глагол aller является проверочным, так как гласная «а» стоит в сильной позиции, под ударением. Рассмотрим историю происхождения слова столица. В это трудно сейчас поверить, но в старину столом называли место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом или просто столицей. Делаем вывод, что слово стол можно использовать как проверочное для словарного слова столица.
Другие примеры этимологического анализа слов с непроверяемым написанием вы можете найти в Приложении № 2.
Думаю, этот приём очень эффективен, ведь написание слова уже осмысленное.К тому же расширяется кругозор и развивается логическое размышление.
Но, к сожалению, не всегда этимология может помочь объяснить написание слова. Например, ещё одно слово из орфографического словарика «Пиши правильно» учебника Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык. 2 класс» жужжать. Нам удалось, выяснить, что исследователи связывают его происхождение с древнерусским словом «жужа»- жук. Слово является звукоподражательным образованием, связанным с попыткой передать звук, издаваемый жуком при полете. Этимология данного слова не даёт нам возможности запомнить, что оно пишется с удвоенной буквой ж.
Следовательно, надо искать другие приёмы способствующие запоминанию слов с непроверяемым написанием.
На следующем этапе своей исследовательской работы нам предстояло найти ответ на вопрос «Что такое ассоциативный образ?» С этой целью мы решили изучить литературу по данному вопросу.
Из пособий Н.Сычёвой «Словарные слова. 1-2 класс» и А.В.Красницкой «Словарные слова для начальной школы» мы узнали, что для запоминания словарных слов эффективно использовать метод ассоциативного запоминания. Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, размером, составом, вкусом, действием, назначением и т.д.
Надо помнить, что ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т.е. находящуюся под ударением) букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: лИсица – хИтрая, лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, пЕтух - пЕние.
Можно усложнить данный приём: сочинить предложение с использованием словарных слов и слова-образа.
Например,
ШЁл чЁрный Ёжик в жЁлтом плаще. В дЕревне все дома сдЕланы из дЕрева.
Каждому мАгАзину нужна реклАма. РОссИя - моя рОдИна.
Другие примеры словарных слов и ассоциативных образов Вы можете найти в Приложении №3.
Итак, мы узнали, что существуют увлекательные приёмы запоминания словарных слов на основе метода ассоциативных образов.
Первый приём - графические ассоциации. Цель – нарисовать яркий запоминающийся образ и отразить на картинке те буквы, правописание которых сложно запомнить. Например, слово шофёр. В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
Данный приём демонстрируют А.А.Плигин в пособии «Что делать, чтобы ваш ребёнок заполнил словарные слова», А.В.Красницкая в пособии «Словарные слова для начальной школы».
Думаем, запоминанию графического облика слова поможет и использование ребусов. Например, словарное слово, отгаданное посредством ребуса (рис.1), будет ассоциироваться со словом «улитка», а словарное слово, отгаданное посредством ребуса (рис.2), будет ассоциироваться со словом «конь».
Рис.1 Рис. 2
К тому же, в процессе отгадывания ребусов мы сравниваем, сопоставляем, т.е. усваиваем словарные слова в процессе активной мыслительной деятельности.Ребусы Вы можете найти в электронном приложении.
Второй приём – звуковые ассоциации. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «ворона, воробей – вор». Орфограммой является бука «о» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
Третий приём - приём перекрёстного слова. Авторство приписывают И.Ю.Матюгину. Приём основан на подборе ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
Приёмов на самом деле гораздо больше, но именно эти показались нам наиболее интересными и эффективными.
3. Эксперимент.
С целью проверки результативности этих способов запоминания словарных слов в нашем классе, мы решили провести эксперимент.
Этапы эксперимента:
Теоретический (сентябрь), который был связан с чтением литературы по этой теме, с поиском информации в сети Интернет, ознакомлением с опытом учителей.
Диагностический или подготовительный (сентябрь), во время которого была проведена работа по подготовке материалов для применения определенных приёмов запоминания словарных слов. Для этого потребовалось изучать словари (толковый, этимологический, орфографический), подбирать и создавать самостоятельно картинки, ребусы.
На данном этапе мы с классным руководителем выбрали все словарные слова, которые должны изучить в первой четверти. Разделили их на четыре группы.
В первой группе были слова, написание которых можно запомнить с помощью этимологии.
Группа №1: Альбом, берёза, воробей, декабрь, деревня, коньки, корова, медведь, народ, одежда, петух, посуда, работа, сентябрь, собака, урожай.
В результате работы над этой группой слов был создан «Этимологический словарик».
Во второй группе были слова, написание которых можно запомнить с помощью графических ассоциаций.
Группа №2: Аллея, арбуз, вдруг, весело, горох, дорога, картина, комната, корзина, лопата, мебель, мороз, овощи, пальто, скоро, топор, сапог, собака, улица, урожай, хоккей, хорошо, яблоко, январь.
В третьей группе были слова, написание которых можно запомнить с помощью приёма перекрестного слова.
Группа №3: Берёза, весело, завтрак, иней, капуста, картина, лягушка, месяц, метро, ноябрь, октябрь, отец, петух, ребята, февраль.
На этом этапе нам удалось вовлечь одноклассников в процесс поиска слов-образов, графических ассоциаций. В результате совместной работы над второй и третьей группами слов были созданы презентации «Ассоциативный словарь 1», «Ассоциативный словарь 2» и «Словарные слова в ребусах». Вы можете ознакомиться с ними в электронном приложении.
В четвёртой группе были слова, написание которых можно запомнить с помощью звуковых ассоциаций.
Группа №4: Ворона (вор), воробей (вор), завтрак (рак), мебель (ель), картина (кар), картофель (кар и ель), квартира (ква), коньки (конь), работа (раб), рисунок (рис), сорока (40).
Практический этап (октябрь - ноябрь), в течение которого мы работали над словарными словами по плану. Работа над каждой группой проходила следующим образом: 1 день – написание диктанта, анализ ошибок, 7 дней – работа над каждым словом из группы используя подобранные приемы и написание текущего диктанта, для проверки усвоения материала, 1 день - написание повторного диктанта, анализ работ).
Обобщающий этап (декабрь), который связан с обработкой полученных данных, анализа результативности эксперимента, формулировкой выводов.
Ежедневно в течение двух месяцев на уроках русского языка мы изучали словарные слова с использованием определенных приёмов.
При изучении слов первой группы для каждого второклассника был распечатан «Этимологический словарик». Ребята работали с ним ежедневно на уроках и дома в течение 7 дней, выполняя разнообразные задания.
При изучении слов второй и третьей группы на уроках были использованы презентации «Ассоциативный словарь 1», «Ассоциативный словарь 2» и «Словарные слова в ребусах» - результат нашей совместной работы. Во время работы над словами этих групп в классе висели распечатанные слайды презентаций. Второклассники имели возможность работать с данными презентациями и дома.
При работе со словарными словами четвёртой группы ребята уже сами составляли картинки-миниатюры.
В начале исследования, в течение работы и в завершении эксперимента мы писали словарные диктанты. Сравнили полученные результаты, и оказалось, что во время итоговых диктантов второклассники допускали гораздо меньше ошибок при написании словарных слов, чем в первый раз и во время текущего контроля. Диаграмма №3 демонстрирует, какие отметки получили учащиеся 2 «А» класса за итоговый словарный диктант.
Диаграмма №3.
По результатам итогового диктанта «5» увеличилось на 15%, «4» – на 5%, а «3» стало меньше на 20%.
Лучше второклассниками были усвоены слова второй и третьей группы. Ребята отмечали, что слова, к которым были придуманы яркие образы, запоминались легко. Диаграммы, отражающие результаты диктантов, представлены в Приложении №4.
Таким образом, гипотеза о том, что используя специальные приёмы запоминания слов с непроверяемым написанием, процесс запоминания словарных слов будет более успешен, нашла своё подтверждение.
Думаем, что в дальнейшем нужно продолжить использовать изученные приёмы запоминания словарных слов. С этой целью мы с классным руководителем изготовили буклет-памятку «Дружите со словарными словами!» для учащихся начальной школы.
Планируем продолжить поиск новых увлекательных приёмов для запоминания словарных слов.
3. Заключение.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Существуют разнообразные приёмы запоминания написания словарных слов. Как показал эксперимент, их применение даёт положительные результаты.
Можно научиться правильно писать слова с непроверяемым написанием, превратив эту работу в увлекательный процесс.
Изучение словарных слов с использованием определенных приёмов расширяет наш кругозор, так как погружает нас не только в мир русского языка, но и в мир литературы, истории, окружающего мира и даже изобразительного искусства.
Во время исследовательской работы нам удалось вовлечь и своих одноклассников в процесс поиска увлекательных приёмов запоминания слов с непроверяемым написанием. Мы убедились, что изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и увлекательно.Мы стали получать только положительные оценки за словарные диктанты. В дальнейшем мы будем использовать изученные приёмы запоминания слов с непроверяемым написанием, а также осваивать новые приёмы.
Литература:
1. В.В. Волина Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996
2. В. В. Волина Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: Аист, 1996
3. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. - М.: Просвещение. 1991
4. А.В. Красницкая «Словарные слова для начальной школы». – Минск: Попурри, 2015
5. А.А.Плигин «Что делать, чтобы ваш ребёнок заполнил словарные слова» – М.: Айрис – Пресс, 2004
6. Н.Сычёва Словарные слова. 1-2 класс. - М.: АСТ, 2015
7. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004
Приложение №1
Анкетирование учащихся
Опрос учителей начальных классов
Создание буклета-памятки «Дружите со словарными словами»
Приложение №2
Занимательная этимология.
Слово «альбом» заимствовано из французского языка; восходит к лат. «альбум» – “белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению”. Альбом – альбус - “белый”.
Берёза получила свое название по белому цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а потом – берёза. Берёза - берза, бер - «светлый, ясный, белый».
На первый взгляд, кажется, что воробей - это просто-напросто «вора бей». Однако существует мнение, что слово «воробей» восходит к древней основе вор. Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного вор. Воркует - издает переливчатые звуки. Воробей - вор, ворк = «воркует, издает переливчатые звуки». Есть и другое объяснение происхождения этого слова. Некоторые ученые думают, что от основы вор образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах и заборах сидел.
Происхождение слова «декабрь» связано с латинским «decet» (десять). Связь этих двух слов «декабрь» и «десять» не случайна, поскольку раньше год начинался с марта и, следовательно, декабрь был десятым месяцем.
Деревня - небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место. На котором корчевали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней. Деревня - дерево = «место, очищенное от деревьев». Дерево - деру = «то, что дёргают из земли, очищая её».
Коньки. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки – «маленькие кони».
Корова свое название получила по наличию рогов: от латинского кор - «рог», корна - «рогатая», «имеющая рога». Корова – кор, кор - рог, корна - «рогатое животное».
Слово «медведь» образовалось еще в общеславянском языке и означало «едящий мед, медоед». Употреблялось для замены запретного «настоящего» имени этого зверя. Медведя назвали так потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед. Медведь - мед, ведающий, т.е. «знающий, где есть мед».
Народ – население государства, жители страны. Слово образовалось от «род» со значением «родился, народился». Исторически в нем выделяется приставка на-. У слова народ много родственных слов: родина – место рождения, родители – отец и мать, урожай - то, что уродилось на земле, родной, родня, родственник- близкие по рождению люди, урод. Интересно, что в разных языках это слово имеет своё значение: в русском языке слово урод обозначает не такой как все очень не красивый, а вот в польском языке то же не такой как все, только очень красивый. Народ – «род» с приставкой на- - «те, кто родился, народился».
Одежда – то, чем человек покрывает свое тело: пальто, платье, брюки и др. Слово образовалось от слова «одеть», которое, в свою очередь, - от «деть» в значении «класть, ставить». В слове одежда исторически выделяется приставка о-. Одежда– «деть» с приставкой о- «то, чем покрывают тело».
В некоторых районах России петуха называют певень, певун. Слова «петух», «певень», «певун» русские, и восходят они к глаголу петь. Петуха назвали так за его любовь к пению. Петух - своеобразные поющие часы. Петух - петь, певень - «поющая птица», «любящая петь».
В старину словами «посуда», «посудина» называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности (чашки, кувшины) изготовляли из дерева, придавая им затейливую форму лодки, ладьи, судёнышка. Видимо, сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть словом посуда. Исторически в нем выделяется приставка по -. Посуда – судно, судёнышко с приставкой по - «похожая на лодку, судно».
Работа - нахождение в действии, занятие чем-нибудь, труд. Слово образовалось от слова «раб» – «лишённый чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом». Это слово подчёркивает тяжесть всякой работы, которая раньше выполнялась в основном только руками. Сейчас человеку помогают машины, труд стал более лёгким, он приносит людям радость, удовольствие. Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем. Работа – раб – «подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом».
Слово «сентябрь» образовано от латинского septem — «семь» — ведь год у древних римлян начинался с марта, а сентябрь оказывался на седьмом месте. Мы позаимствовали у римлян названия для многих месяцев, а вот календарь организовали по-иному, поэтому-то заимствованные названия не соответствуют тому месту, которое эти месяцы занимают в нашем календаре. Отметим родство слов сентябрь и семь.
Собака - домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке. Собака – друг человека. И название своё она получила от древнего корня соб- (местоимение «себя, собою»), родственного слову собственный – «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб – «существо», «собственность».
Урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Слово образовалось от «уродилось» (родилось, народилось). Исторически в нем выделяется приставка у-. Урожай – «род» с приставкой у- - « то, что уродилось на земле».
Слово «портфель». Образовано от двух французских слов: potter- «носить», feulle- «лист». Портфель - порт, фель – «то, в чем носят листы бумаги, документы».
Вокзал. Лет триста назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его “Вокс - Холл”, т.е. “Зал госпожи Во”. Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. Наконец, превратившись в вокзал, это слово у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта.
Слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка библио – «книга», текос – «хранилище»: книгохранилище. Библиотека – библио – текос - (книгохранилище).
Слово «трамвай» заимствовано из английского языка, где tram – «вагон», wau – «дорога».
Слово «карандаш» образовано от тюрского кара, что означает «чёрный» и таш – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались белым налётом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду»- кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш. Карандаш – кара - таш «чёрный камень».
Слово «животное» – заимствовано из старославянского языка. Производное от животъ «жизнь». Животное буквально - «то, что живёт» (в отличие от неживой природы). Животное - жизнь.
Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, села, города. В самом центре любого сквера красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа рябиной, а не по-другому? Вишни, яблони и другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло – зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые»,- говорили в народе. По образному выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра. Рябина – рябые – рябь.
Печаль – чувство скорби, грусти, душевной горечи. Это слово образовано с помощью суффикса аль от печа “забота”, пека –“жар, зной”. Печаль буквально значит “то, что жжет”. Печаль – печа - “то, что жжет”.
Город Москва расположен на берегу Москва реки. Этимология слова. Название реки произошло значительно раньше, чем название города, от «моцка» – «небольшой водоём». Слово подчёркивает небольшие размеры Москвы – реки по сравнению с Окой, в которую она впадает, или с Волгой, протекающей рядом. Город Москва - по названию реки. Москва – река – моцка - «небольшая река, водоём».
Слово «синица» - маленькая птичка с серовато-синим оперением, при пении издаёт звуки «синь-синь». Птица получила своё название сначала по характерным для неё звукам (синь-синь), а затем по цвету оперения. Синица – синь.
Слово «индюк» заимствовано из польского языка. Птица получила имя по месту, откуда была завезена в Европу - Индия. Индюк – Индия.
Слово «малина» общеславянское. Большинство ученых предполагает, что название ягода получила по цвету плодов. Не исключено, однако, что в основу названия был положен признак плода, состоящего из малых частей. Малина – мал, малый - “состоящая из малых частей”.
Оказывается слова «гусеница» и «усы» – родственники. По-болгарски «гусеница» – «вусеница», по-украински - просто «усеница». Примерно так же звучало и древнерусское слово, означающее «волосатый червяк», «мохнатая личинка».
Приложение №3
Словарные слова и их ассоциативные образы.
Абзац – крАсная строка – начАло
адрЕс - конвЕрт
Аптека – тАблетка– лекАрства
бЕрёза – бЕлая – грЕбень (берёза кудрявая)
бИблИОтека – кнИги, пОлки
бИлет – кИно – фИльм
бОлото - бегемОт
бОтинки – Обувь
вОскресенье - Отдых
вОсток – кОмпас
гАзета — бумАга
гОрох – стручОк
дЕжурный – вЕник
зАвод — трубА
инЕй — снЕг - замЁрз – лЁд
кАпуста – салАт, зАяц
кАртина - рАма
кОнцерт – нОта – Оркестр
курИца - птИца
лАдонь — пАльцы
леСТница – Ступеньки
лЯгушка - грЯзь
мАлина – крАсная – слАдкая
мЕтро – рЕльсы
мОрковь - кОрень
мОроз – хОлод
нЕделя - сЕмь
нЕльзя – нЕт
нОябрь - Осень
ОбОрона – пОбеда – сОлдат – вОин
Октябрь – Осень
Отец - рОд
пАльто – нАряд – плАток – мАгАзин – мАма
пЕтух - пЕть
пшЕница – хлЕб
рЕбята - дЕти
РОссия – рОдина – нарОд
сОбака - кОсть
тЕлЕфон – бЕсЕда
учЕник – тЕтрадь – пЕнал – учЁба
Приложение №4
Анализ словарных диктантов 1 группы слов.
Анализ словарных диктантов 2 группы слов
Анализ словарных диктантов 3 группы слов
Анализ словарных диктантов 4 группы слов