Сказки-знания ушедшей цивилизации

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сказки-знания ушедшей цивилизации

Галкина В.В. 1Маслов П.А. 1
1МБОУ г. Химки Лицей N12
Федотова С.Ю. 1
1МБОУ г.Химки Лицей N12 московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

« Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

  (Алексей Николаевич Толстой)

Гипотеза:

По - нашему мнению, сказка это бесценный клад. Это удивительное, волшебное послание наших предков. Рожденная, для того, чтобы сохранить древнейшее знание в надежде, что все это пригодится. Сказка в древнем мире и наше время неотделима от человека. Без сказки трудно представить нашу жизнь

Цель:

Выяснить какая роль сказки в жизни человека. Сопоставить различные мнения ученых о том, что такое сказка, откуда она пришла в культуру народов мира, познакомиться с ранней трактовкой известных сказок. Проанализировать, как сказка влияет на нас. И что за таинственные послания оставили нам наши прадеды.

Задачи:

1.Провести исследования на предмет многогранности знаний, которые дают нам русские народные сказки. Для этого изучить мнения различных авторов, ученых.

2.Изучить различные трактовки известных сказок

3. Провести исследования предполагаемой возможности использования народной сказочной мудрости в наши дни.

4. Провести анализ полученных данных.

5. Сделать выводы.

1.Основная часть.

1.1.Что такое сказка

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

( А.С. Пушкин)

Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке, но ее значение далеко от принятого ныне. Но изначально сказка – это список, перечень или описание. То же, что мы привыкли называть сказкой, наши далекие предки именовали «кощуной». И лишь в 11 веке, после крещения Руси, кощуна потеряла как свой мифологический, сакральный смысл, так и само имя (нынешний смысл слова кощунство – богохульство, осквернение святыни, преступление против религии, веры), получив взамен новое – баснь, которое и продержалось до 19 века, сменившись в свою очередь уже известным нам названием сказки. Сейчас разновидностей сказок много – литературные, фольклорные, бытовые, о животных. Но, наверное, самые захватывающие, интересные, любимые – это волшебные сказки. Те самые, где волк умеет говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу... Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.

По мнению доктора исторических наук, профессора А.В. Пыжикова в сказках отражается забытая цивилизационная культура наших предков, что это такое было и как это может пригодиться нам дальше.

Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. «Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», - говорится в словаре С.И. Ожегова.

1.2.Происхождение Сказки

Существуют различные гипотезы происхождения сказки.

Ученые выделили:

1. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков.

2. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах.

3. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

Сказка, вошедшая с давних времен в жизнь человека, является своеобразной историей и сокровищницей народной мудрости, а также универсальным средством передачи тех представлений об окружающем мире и самом человеке, которые складывались у людей в каждую историческую эпоху. Общеизвестно, что самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. Однако, по сведениям ученых, уже в XI веке сказки входили в репертуар древнерусских профессиональных артистов-плясунов, песенников, рассказчиков и скоморохов, являясь сценарной основой их репертуара.

Обращаясь к семантике слова " сказка ", мы видим, что она раскрывает ее смысловую сущность: сказка рассказывает о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, рассказывает о том, во что трудно поверить. В ней обязательно есть и фантастика, и неправдоподобность: звери говорят человеческим голосом, исполняют желания своих героев. Кто сегодня поверит тому, что из тучи вместо дождя падают блины или тому, что обыкновенные на первый взгляд предметы оказываются волшебными, т.е. способными производить удивительные действия.

Сказка бывает: фольклорная - то есть сказка, написанная народом и многие столетия передававшаяся из уст в уста и литературная сказка - ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров.

1.3. Классификации сказок.

Фольклорист и этнографЭрнаВасильевнаПомеранцеваподразделяетфольклорныесказки:

1. сказки о животных;

2. волшебные сказки;

3. авантюрно-новеллистические сказки;

4. бытовые сказки.

Другой учёный, филолог-фольклористВладимир Яковлевич Пропп, делит сказки на:

1. волшебные сказки;

2. кумулятивные сказки;

3. сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;

4. бытовые или новеллистические сказки;

5. небылицы;

6. докучные сказки.

В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами.

1.4.В поиске скрытого смысла народной сказки

Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже не блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному. Например, в сказке "Репка" сначала все вполне знакомо: "Посадил дед репку...". Дальше - тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка Жучку... Совсем другим оказался конец сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!" Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но "наш" вариант - это была история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дел надо доводить до конца.

Еще толкование этой сказки. Изначально было больше персонажей. В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с матерью. Сказка «Репка» – это философское размышление о человеческом роде и его связях. Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это корни рода, несущие в себе некие знания. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться только в том случае, если не прервется связь между поколениями. Ясно, что только все вместе, предки и потомки, составляют силу. Да и члены ныне живущей, одной семьи не могут существовать друг без друга. Дед – это корни, бабка – традиции, отец – опора, мать – любовь, внучка – продолжение рода, Жучка – охрана, кошка – благоприятная атмосфера в доме, а мышка – благосостояние этого самого дома, достаток. Если хоть одни компонент исчезнет, весь дом (род) разрушится.

А сказка "Колобок"? Как мы толкуем сказку ? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок. Мы думаем, что единственное толкование сказки "Колобок" - осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о... луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" - и она исчезла...

А в сказке "Петушок - Золотой гребешок" говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль - роль солнца. Образ лисы - это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика (в древнерусском фольклоре есть множество закличек-обращений к солнцу), а потом хватает и несёт очень уж далеко: " за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря". А выручает петушка - кот. Кот в этой сказке означает утро.

Герои ещё одной любимой малышами сказки - "Заюшкина избушка", изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса - это зима, а добрый заюшка - лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок - солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.

Толкование сказки "Курочка Ряба" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Сказок про Змея Горыныча множество, на основе одних переделывались другие, менялись персонажи (Иван-Царевич, Иван-дурак, Никита Кожемяка и т.д.), вариантов много, но картина описывается одна и та же:

«Налетела туча чёрная скрыла Ярило-Красное, поднялся ветер сильный, это налетел тучей чёрною Змей Горыныч, Виев сын. Стога разметал, крыши с изб посрывал, людей и скот в полон увёл.
Сколько смельчаков не ездило сражаться, никто не справился. Меч шею рубит, а она опять отрастает».

Современный человек из этого текста ничего не поймёт, воспримет как сказку. Но давайте разберём этот текст как славяне, что нам хотели сказать наши Предки?

Змей – значит круглый как змея.
Горыныч – значит высотой с гору.
Виев сын – именем Бога Вия была названа одна из Земель нашей Солнечной системы – Земля Вия (или Плутон). В древности отмечали и современной наукой доказано, что смерчи чаще возникают, когда Плутон находится близко к Мидгард-Земле. Летом можно часто видеть как маленькие змеевики пыль, листву закручивают.
Многоголовость змея – в разных сказках у чёрной тучи (Змея Горыныча) разное количество голов, бывает 3, 6, 9 и т.д. — это количество хоботов из тучи.
Бой со Змеем Горынычем – оружием победить Горыныча никто не мог. И что делали богатыри? Бросали щит или рукавицу, шапку, всё богатырское кованное. Эти вещи попадали в хобот смерча и разрушали систему восходящего и нисходящего потоков, Змей умирал, а его смерь (разрушение вихря) сопровождалась звуком напоминающим тяжкий вздох: «и испустил свой дух». Т.е. было народное средство борьбы со смерчем.

А героиня многих волшебных сказок Баба Яга? Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) - вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя - "Баба-Яга"? "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать, вкладывая в этот крик все силы". Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. Подобный обряд перепекания мы можем видеть в сказке «Гуси Лебеди».Главная героиня сказки отправляется на поиски своего брата, которого унесли в лесгуси-лебеди. Однако на самом деле девочка отправляется за братом вовсе не в лес, а вцарство мертвых. По пути ей встречается множество символов жизни, способныхзадержать ее в мире живых: это и яблоня, и печь, и хлеб. Однако героиня отказывается

от всего перечисленного. Далее она подходит к молочной реке с кисельными берегами. Именно кисель и молоко являются ритуальными блюдами, которые подают на поминках. Река – это граница двух миров, мира живых и мира мертвых. Назад пути уже нет.

Вскоре появляется самый занимательный персонаж этой сказки – Баба Яга. Она предлагает детям сесть на лопату и сует её в печь. После чего дети вроде как рождаются заново. Так в сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для того, чтобы вернуться назад, в мир живых.

Яга настолько увлекательный персонаж волшебных сказок, что мы решили включить в нашу работу статью ученых-краеведов Ивановской области.

1.5 А что говорят Ивановские краеведы?

« Баба Яга не была отнюдь духом загробного мира, она считается земной женщиной. У нее, согласно ивановским верованиям, была дочь по имени Середа, которая почиталась среди местного населения, как богиня ткацкого дела.

Ивановские краеведы сделали сенсационное открытие, согласно которому баба-Яга является образом, в котором воплощены 3 богини. Она одновременно является богатырицей, ведьмой и искусным всадником.

На самом деле Баба-Яга не была никакой злой старухой-колдуньей, поедающей маленьких детей, она являлась своего рода жрицей, проводившей различные обряды.

Кстати, а вы не замечали созвучия Яга-Йог? С учетом того что русский очень похож на санскрит, есть,о чем задуматься не правда ли? А знали ли вы, что ведьма — это ведающая женщина? То есть женщина которая умела лечить, и спасать. Наверняка вы помните историю где Баба-Яга засовывала детей в печь. Тут есть два смысла, во-первых, печь олицетворяла вход в загробный мир (кстати гуси-лебеди как раз были посланцами этого мира), а во-вторых в печь, издревле, клали недоношенных младенцев и даже детей, греться в золе. Да, вот такой вот древний инкубатор. Даже тогда умели сберечь жизнь.

Удивительно, но всё перевернулось с ног на голову.

Очень много странностей в нашей истории, особенно много стало странностей после принятия христианства и изменения фольклора, праздников и истории древней Руси.

Одно из самых известных мест силы Ивановской области находится в Фурмановском районе между селами Михайловское, Ильинское и Введенское, в излучине левого берега реки Шачи. Это так называемая Волотова гора, именуемая учеными Михайловским курганом. Местные жители неохотно отвечают на вопросы о ней, считают курган местом таинственным и «нечистым». По уже стершейся из памяти людей легенде здесь похоронен «некий богатырь Волот». Однако знающим людям понятно, что волот-это не имя собственное, а название древней расы могучих и мудрых великанов, потомков Велеса, владевших Землей еще до человека. Курган из области Ивановской. Он имеет правильную геометрическую форму четырехугольника длиной 50 метров, высотой 2,5 метра и шириной 32 метра. С двух сторон он покрыт кустарником и невысокими деревьями, третья сторона холма омывается рекой Шачей, четвертая имеет как бы небольшой вытянутый «лоб», больше всего напоминающий засыпанный землей и заросший «вход» внутрь кургана. Многое говорит о его искусственном происхождении. На вершине кургана с южной стороны находится мемориальная доска, повествующая о том, что памятник археологии 9-11 веков Михайловский курган «Волотова гора» охраняется государством. Данная таблица появилась на кургане в 60-е годы прошлого века, после его исследования в 1959 году научным сотрудником Ивановского областного краеведческого музея Е.Е. Ерофеевой. И хотя этот объект изучен пока лишь поверхностно, можно с уверенностью говорить о его славянском происхождении, что подтверждают проведенные в 1974 году исследованиями Е.М. Молодцовой в районе села Ильинского. На его юго-восточной окраине, на левом берегу реки Шачи, недалеко от кургана, экспедиция обнаружила славянское селище, датируемое 11-14 веками. Традиционно Волотова гора обросла легендами о закопанных в ней несметных сокровищах. О попытках их поиска здесь свидетельствуют многочисленные рытвины. Однако все любители легкой поживы не только ничего не нашли-впоследствии им еще и сильно не везло в дальнейшей жизни. По ночам на Волотовой горе некоторые видели язычки пламени-то ли свечи кто-то жег, то ли газ какой-то выходил. За версию газа говорит еще и периодически появляющийся здесь неприятный запах. На кургане трудно увидеть какую-то живность, здесь не поют птицы. Окружающий его овраг завален буреломом. Такое ощущение, что там давно не ступала нога человека : первозданные заросли кипрея, земляники и ландышей. В этих местах часто пропадает мобильная связь, начинают «врать» различные приборы, самопроизвольно включается и выключается цифровая техника, меняется чувство реальности. Фурмановский краевед Лев Ульев, много лет исследующий Волотову гору с единомышленниками, приводит свою версию возникновения ее названия : «Когда мы плавали по Шаче, то останавливались на ночевку у кургана. В низине, да еще в речной петле туман подолгу держится над руслом. Тогда мы выяснили, что если развести костер рядом с курганом, то стоящий на его вершине человек в тумане и дыму, подсвеченными огнем, предстает перед наблюдателями, находящимися поодаль, действительно великаном-былинным волотом.» Краевед убежден : рядом с Волотовой горой расположен еще целый ряд археологических памятников, в свое время составлявших единый обрядовый комплекс : «На левом берегу Шачи мы обнаружили, кроме Волотовой горы, еще один курган. Это так называемая Лысая гора. На правом берегу найдена Бабья гора, имеющая форму трехгранной пирамиды, и объект, который мы называем Мокошь-на месте исчезнувшей в прошлом веке деревни Мокошкино. Мы считаем, что ее назвали в честь богини Макоши. Все пространство предполагаемого ритуального комплекса напоминает огромный стадион. Возвышение Мокошь довлеет над остальными элементами. Лев Ульев считает, что именно здесь располагалось главное капище. Бабья гора и Мокошь находятся на яру-крутом и обрывистом берегу. Под обрывом, на низменности, Шача образует крутую «русалочью» петлю. В реку на этом участке впадает ручей, разделяющий Бабью гору и Мокошь, и река Шухомка, создающая водовороты и встречное течение. Ручей, называемый Мертвым, действительно имеет затхлый, гнилостный запах, его берегов избегает всякая живность. Мелкая речка Шухомка, напротив, вполне чистая и пристойно пахнущая. По уверениям местных историков-любителей, эти объекты олицетворяют источники с живой и мертвой водой. Сам же комплекс, по их мнению, тысячелетиями использовался для обрядов инициации юных членов общины, введения их в более зрелую возрастную группу. При этом краеведы предполагают, что, например, Бабья гора могла быть местом обитания Бабы Яги, точнее жрицы, исполняющей в священных обрядах инициации Ее функцию перерождения и воскрешения. Лев Ульев уверен, что дух Бабы Яги до сих пор витает в этих краях : «Если мужчина проведет ночь на Бабьей горе и там встретит рассвет, он получит необычайную силу. А женщина должна побывать там на закате, чтобы решить свои женские проблемы». Следы почитания древнего сакрального центра, посвященного Макоши (и, без сомнений, Маре), сохраняются здесь и по сей день. На ветвях деревьев вокруг курганов можно увидеть привязанные, в качестве пожертвования, разноцветные ленточки.» (Автор: Евгений Вуковой)

1.6.Обряды инициации отраженные в волшебных сказках

Ряд ученых (в частности, В.Я.Пропп, один из выдающихся русских фольклористов, французский исследователь П. Сентив) видят в волшебных сказках напоминание о ритуалах инициации, обряда перехода от детства к взрослости. Кстати, именно отсутствие в нашей современной культуре подобного обряда некоторые психологи считают причиной кризисных состояний и даже суицидальных порывов в подростковом возрасте, ведь инициация – не что иное, как переход в иное, взрослое состояние посредством ритуального «умирания» в первоначальном детском статусе. И помочь преодолеть подобный кризис тоже может помочь волшебная сказка.

1.7.Воспитание членов общины - отражение в сказках.

Важной особенностью народной духовной жизни является - соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму и жадности. Всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились...". В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Именно к волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных народных сказках следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими далекими предками. Тех самых «кощун», обучающих, воспитывающих, закладывающих в ребенке базу тех качеств, которые считались необходимыми и правильными. И знания, и качества эти были очень разными для будущих мужчин и женщин, хотя и общего, конечно, немало. И сейчас, присмотревшись, несложно заметить, что одни сказки предназначены больше для девочек, а другие – для мальчиков. Хотя эти различия, как и намеки на знания несколько пострадали за те века, когда кощуны превращались в басни, выводя на первый план не мифологическую, сакральную, а развлекательно-художественную составляющую. Но даже в этих, дошедших до нас сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время трудностей пройдет, зло будет наказано. Наивно? Может быть. Но, может быть, именно умные волшебные сказки помогут нам детям сделать этот мир лучше и добрее.

1.8. А зачем нам сегодня сказка?

Сегодня народные сказки – необходимый элемент воспитания ребенка , они доступным языком рассказывает ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, воспитывают ребенка, развивают его внутренний мир, дает знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Впсихологииестьнаправлениесказкотерапия.

Основная ее идея состоит в том, что человек отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть можно примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Мы можем в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Учится сочувствию, становится более внимательными и усидчивыми… Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь.  Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. 

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки.  Постарайтесь читать сказки со счастливым концом. "Терпенье и труд все перетрут" - читайте и вместе обсуждайте "Золушку". Мы уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - и "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом слушателя. При чтении сказки не пугайтесь, если кто-то из одноклассников или родных симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.

Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках.

1.9. Когда жизнь становится сказкой

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.

Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".

В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Выводы

Русскаянароднаясказкаэтосокровищенародноймудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

В сказках отражен опыт воспитания подрастающего поколения. Что актуально по сей день.

3. Впсихологииестьнаправлениесказкотерапия.

Основная ее идея состоит в том, что человек отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. 

4.Прочитав труды исследователей сказок мы узнали о древнем трактовании смысла этих произведений. Сказки сегодня понимаются не так , как нашими предками. Утеряв знания о древней культуре славян мы не видим первоначального смысла. Но, как это не удивительно, сказки при этом остаются поучительными и интересными.

5.Мы не включили в данный реферат более подробный материал по ритуалу инициации. С которым мы познакомились во время исследования . Мы сознательно сокращаем эту информацию. Так же не вставляем в этот реферат интересные концепции о сказках современных учёных: С.В.Жарниковой, А.А.Шевцова, А.В.Пыжикова, А.В.Платова и др. Которые видят в сказках забытую цивилизационную культуру наших предков. Возрождение которой поможет выйти из тупика. Мы решили показать исследования этих ученых в другой работе, которая будет продолжением данной.

Сказки нужны нам, как прививки для души…

Список используемой литературы:

1)Что мы знаем о сказке - семейный сайт nсuxolog.ru

1)В. Я .Пропп "Морфология русской народной сказки"

3)https://www.liveinternet.ru/users/4061666/post244474713/

"уряд женского возрастного посвящения"

4)https://slavyane.northernfable.ru/obryad-iniciacii/

5)https://vrns.ru/history/752

6)Николай Левашов

"Сказ о Финисте Ясном Соколе

Прошлое и настоящее"

7)А.Н.Афанасьев"Русские народные сказки"

8)  https://altay-magia.ru/volotova-gora-put-k-svyatilishhu-babyi-yagi/

Просмотров работы: 204