История школьной библиотеки в истории школы

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История школьной библиотеки в истории школы

Нестеров  Л. 1Парамонова М. 1
1МОУ «Ропшинская школа»
Маркина  Г.В. 1
1МОУ «Ропшинская школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Где есть поветрие на чтенье,

В чести там грамота, перо,

Где грамота, там просвещенье,

Где просвещенье – там добро».

П.А.Вяземский.

1.Вступление 

Мы очень любим ходить в нашу школьную библиотеку. В ней редко стоит тишина. Обычно здесь не смолкают наши голоса. Само помещение нашей библиотеки небольшое, но зато очень уютное. Свое знакомство со школьной библиотекой наши ребята начинают с очень красивого праздника «Посвящение в читатели». Когда мы стали постоянными посетителями библиотеки, то обратили внимание на выставку книг под названием «Книги, которые читали Ваши дедушки и бабушки». И сразу возник вопрос «а была ли в их времена школьная библиотека?

Так родилась цель нашей работы:

«Узнать историю школьной библиотеки»

Задачи работы:

Узнать историю появления школьных библиотек в России;

Выяснить, когда появилась школьная библиотека в нашей школе;

Узнать, кто работал в школьной библиотеке;

Рассказать о работе библиотеки в настоящее время;

Свое исследование мы начали с изучения сборника «Ропша-наша маленькая Русь», где наши ребята описывают историю школы и рассказывают об истории появления школьной библиотеки.

2. История школьной библиотеки

2.1. Первые документы

Исследуя документы сборника мы пришли к заключению, что школьная библиотека внесла весомую лепту в развитие школы. В документе «Санитарное описание школ Петербургского уезда 1900-1911 гг. (часть I) говорится о том, что в ропшинском училище была небольшая библиотека, насчитывающая 118 книг. Много это или мало, говорит такой факт, что в настоящее время книгообеспеченность на одного читателя составляет 115 книг.

Официальным документом, подтверждающим её рождение, является инвентарная книга 1950 года. Именно её можно считать свидетельством о рождении библиотеки.

Просматривая пожелтевшие и истрёпанные страницы инвентарной книги, узнаёшь о многом:

- несмотря на то, что прошло всего пять лет после окончания войны, книги, которые библиотека получила в то время, датированы 1946, 1947, 1948 годами. Это говорит о том, что невзирая на разруху и холод, издательство книг в стране продолжалось;

- об изменении в экономической жизни страны странички инвентарной книги говорят скупо – переоценка стоимости книг в период денежной реформы 1960 года;

- Что же читали крестьянские дети?

В этом нам помогла экспозиция школьного музея «История школы». В ней представлены книги духовного содержания для первых учеников нашей школы.

А вот ученики послереволюционного периода читали художественную литературу очень схожую с теми произведениями, что читают современные школьники. Об этом же говорят пожелтевшие странички инвентарной книги 1950 года, где узнаешь знакомые фамилии писателей XIX века: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь. Прошло полвека, а на полках библиотеки рядом с новыми изданиями находятся книги авторов, ставших классикой русской литературы.

Многое нам было непонятно в изучении папки с документами под названием «политическая цензура». Помогла нам в этом разобраться старшая сестра Луки, Нестерова Аня. Вот отрывок из интервью: «Эти документы, очень правдиво раскрывают смысл ниже следующих строк «запрещённая и казённая отечественная литература».

То, что происходило в России и с Россией в XX  веке, всё ещё остается загадкой для историков, в том числе историков русской литературы. Именно над этим вопросом задумывались лучшие писатели Русского Зарубежья. Своими произведениями они подтвердили одну мысль – Россия жива, и она никуда не «эмигрировала», что она способна была выжить в условиях сталинского режима и советского тоталитаризма.»

Как показало изучение сохранившихся циркуляров, в судьбах писателей XX века эти документы приоткрывают одну из её страшных страниц того времени. Это Приказы начальника Ленинградского управления по охране государственных тайн в печати Ленгорисполкома. Вот один из них за №100 ДСБ от 5.11.1984года.

О чём гласит этот приказ: в соответствии с решением компетентных органов об изъятии политически дефектных книг из библиотек общего пользования. Вам необходимо изъять все отдельно – изданные произведения следующих лиц:

Аксёнова Василия Павловича;

Владимова Георгия Николаевича;

Войновича Владимира Николаевича.

Для нас эти фамилии мало о чем говорят, кроме того, почему их нужно изъять. Нам помогло разобратьься в этом вопросе интервью с нашей классной руководительницей Проворной Юлией Аркадьевной. Вот что она рассказала: «Для меня это очень знакомые фамилии любимых писателей нашего поколения. Мы называли эти произведения «Запрещённая и казённая отечественная литература».

С вопросом, а в наши дни тоже есть такая цензура мы поинтересовались у школьного библиотекаря Маркиной Галины Владимировны. «В прошлом остались приказы цензуры, тайны которой хранит до сих пор наша школьная библиотека и её старенькие стеллажи – немые свидетели тех лет. Вашим старшим сверстникам думаю, трудно представить русскую литературу без этих имён».

Подтверждением политического контроля над тем, что писали авторы служит книга, хранящаяся в библиотеке под названием «История советской политической цензуры», где очень популярно рассказывается о «цензуре» над литературным творчеством».

Вот с такими интересными документами нам удалось познакомиться в архиве нашей школьной библиотеки.

2.2. Школьные библиотекари и их воспоминания

Свое исследование мы продолжили уже в школьном архиве, изучая приказы о приеме на работу и увольнении школьных библиотекарей. Нам было интересно, кто и как долго работал в школьной библиотеке. Ведь ее история должна быть одушевлена людьми, которые составляют её «живое лицо».

К сожалению, в архивах школы сохранились документы лишь с 1973 года.

Хронологическая таблица, подтверждённая архивными документами, выглядит так:

- 1972-1973 гг. – Кирьякова Е.Н.

- 1973-1974 гг. – Зеленкова Ирина Николаевна.

- 1974-1977 гг. – Наумова Н.Б.

- 1977-1979 гг. – Плотникова А.И.

- 1979-1981 гг. – Боброва Наталья Валентиновна.

- 1981-1982 гг. – Илюшечкина Анна Григорьевна.

- 1982-1984 гг. – Лазарева Нина Васильевна.

- 1984-1986 гг. – Логинова Альбина Александровна.

- 1986-1989 гг. – Разносчикова Светлана Владимировна.

- 1989-1990 гг. – Лескова Зинаида Дмитриевна.

- 1990-до настоящего времени – Маркина Галина Владимировна.

И первое открытие, что нас ждало –это то, что ни один из школьных библиотекарей, что работал до 1990 года не проработал в библиотеке больше двух лет. И только Галина Владимировна трудится в ней 28 лет. Мы постарались найти объяснение такой печальной статистике у учителей нашей школы, что знали некоторых школьных библиотекарей того времени. Основная причина заключалась в том, что все они по образованию были учителя и стремились, как только освобождалось место, перейти на основную работу.

К сожалению, документов из истории школьной библиотеки сохранилось немного, но они ярко отражают то, что происходило в стране, а значит и жизни общества, частичкой которого являлась и является библиотека. На книжной выставке в небольшой книжке-раскладушке ребятами библиотечного клуба собраны интервью с некоторыми из библиотекарей того времени. У каждой из них была своя история о работе в библиотеке. Как отметила Маркина Галина Владимировна: «эта история близка к тем временам в истории страны, когда работали мои коллеги».

Из воспоминаний Бобровой Натальи Владимировны:

«Именно в это время произошла централизация библиотечной сети, и библиотеки переходили на новые единые таблицы библиотечно-библиографического описания. Это была очень сложная и кропотливая работа.

Это было время, когда издавались воспоминания Л. И. Брежнева - Генерального секретаря ЦК КПСС. Большое внимание уделялось беседам о книгах «Целина». «Малая Земля». «Возрождение».

Из воспоминаний Илюшечкиной Анны Григорьевны:

«Ребятам, читателям библиотеки очень нравились праздник, которые я проводила по творчеству любимых детских писателей. В те годы библиотека получала много периодических изданий, и это в какой-то мере компенсировало нехватку художественной литературы. За активную пропаганду книг я была награждена знаком «Общества книголюбов».

Их воспоминаний Лазаревой Нины Васильевны:

«Условия, в которых пришлось работать хорошими не назовешь. Было очень холодно, поэтому все мероприятия, которые проводились библиотекой, приходилось переносить в классы. Пополнение книжного фонда в те годы шло через библиотечный коллектор, но, учитывая, что остро ощущался дефицит художественной литературы, получить в библиотеке хорошую книгу было очень сложно – распределение дефицитной литературы зависело от денежных поступлений, а они были незначительны».

Из воспоминаний Логиновой Альбины Александровны:

«Большая работа в библиотеке проводилась с учебниками. В те годы поступало большое количество бесплатных учебников, и один раз в четверть проводились рейды по проверке их состояния. Время, когда я работала, было очень политизировано, именно в эти годы проходила «Лениниана», когда большое внимание уделялось пропаганде литературы о жизни и деятельности В.И.Ленина».

Из воспоминаний Разносчиковой Светланы Владимировны:

«Наступил период, когда начали публиковать авторов, произведения которых были запрещены. Учителя литературы – Кипарисова Зоя Павловна и Васина Лилия Мироновна – постоянно обращались в библиотеку с просьбой сделать обзоры новинок, печатающихся в литературно-художественных журналах. Организованная мною агитбригада первое свое выступление посвятила Дню рождения комсомола. Это было очень красивое зрелище: вечером все старшеклассники шли колонной на митинг «Маяковский и революция». Получилось очень романтично.»

Многих из школьных библиотекарей уже нет в живых и поэтому те воспоминания, что сохранились в библиотеке очень дороги нам.

2.3 Библиотека в настоящее время

Обобщить и проанализировать этот материал нам помогли члены творческого объединения «Библиотека-Музей», созданного на базе библиотеки и школьного музея.

И кому, как не активным читателям возрождать интерес к книге у своих сверстников. Вот что они нам рассказали: « привитие любви к книге, увлекательному и развивающему чтению, начинается с первоклассников. От того, как его встречает библиотека, во многом зависит его читательская судьба. Вот почему традиционным для них стал праздник «Посвящение в читатели», в проведение которого мы принимаем самое активное участие.

Хозяйка праздника, Королева Книга, вместе со своими подданными – популярными детскими литературными героями, ведет юных читателей в путешествие по своей сказочной книжной стране. Книга – это всегда праздник, поэтому учащиеся начальной школы за четыре года обучения успевают побывать в «Стране вежливых слов», узнать многое о природе и экологической беде в «Живой сказке», понять, что только бережное отношение к учебникам спасет их от рук Кощея Бессмертного, повстречаться со сказочными героями в гостях у Василисы Премудрой, узнать о жизни и творчестве любимых детских писателей.

Наш школьный библиотекарь Галина Владимировна проводит очень увлекательные уроки внеклассного чтения. Их основная цель – научить выбирать книги, познакомить с лучшими книгами, развивать потребность посещать библиотеку. Не менее интересны интегрированные уроки «За страницами учебника», когда читатель на практике обучается разным приемам работы с информацией. На уроке создается такая ситуация, когда у учащихся остаются вопросы по учебному материалу, на которые нет ответа в учебнике. И тогда в библиотеке организуется поиск нужной информации.

Заветные папки «Наше творчество» и «Моя любимая книга» как нельзя лучше соответствуют решению этих задач. Желание поделиться своими размышлениями о любимом герое, любимой книге и просто поразмышлять о школе, о доме говорит о благотворном влиянии такой работы.

Из размышлений о школе:

«Школа – это маленький мир, в котором живут ученики и учителя. Школа воспитывает в нас творчество, ответственность, самостоятельность. Серые будни учебы прерываются праздниками, в которых мы можем проявить свои способности»

« Школа - это целый мир разноцветной мозаики ученических истории, вспышек ярких чувств, фейерверка знаний…»

Многое о работе с читателями нам рассказала педагог-библиотекарь Маркина Галина Владимировна: «Взрослеет читатель и, учитывая его новую возрастную ступеньку, библиотека более глубоко затрагивает вопросы становления личности. В этом помогает цикл бесед «Уроки нравственности» по произведениям Е. Шварца, Ю .Яковлева. Этой же теме посвящена презентация «Экология души в прошлом и настоящим моей малой родины», основанная на материалах книги Д.С. Лихачева «Письма о добром» и творческих работ ребят по истории родного края».

Так сложилось, что очень часто наша школа принимает гостей самых разных рангов. Любые делегации – желанные посетители школьного краеведческого музея. Его основателем был замечательный педагог, родоначальник всей музейной и туристской работы в школе – Смирнов Михаил Андреевич.

Пройдя войну, познав ее ужасы, лишения, потерю родных, победив боль, страдания и смерть, Михаил Андреевич до конца жизни оставался чутким и отзывчивым человеком. Он был уверен, что сила, способная предотвратить пожар войны – это наша память. Активисты библиотеки ярким страницам из его биографии посвятили устный журнал, из материалов которого родилась экскурсия, посвященная этому замечательному педагогу. 25 октября 2018 года к 100-летию со дня рождения Михаила Андреевича активистами творческого объединения был создан фильм «Увлеченный жизнью человек». В его создании мы также принимали участие, брали интервью у его бывших учеников.

Наши старшие товарищи проводят большую исследовательскую работу по изучению неизвестных страничек из богатого прошлого нашей Малой родины. Благодаря этому выпущены шесть сборников исследовательских работ ребят. Эти книги востребованы не только на уроках истории, географии, краеведения, но и полюбились местным жителям. Ведь многие из них стали героями опубликованных материалов.

3. Выводы:

В ходе нашей исследовательской работы нам удалось:

- установить год открытия библиотеки;

-составить хронологическую таблицу работавших в разные годы библиотекарей;

-показать, что библиотека востребована учениками нашей школы;

-она активно участвует школьной жизни и конкурсном движении:

«областном «Библиотекарь года» -победитель 2010 и лауреат в 2015 годах;

«Нравственный подвиг учителя» -трижды лауреат;

Члены творческого объединения принимают самое активное участие в таких конкурсах как: Всероссийский и областной конкурсы «Отечество» , международном конкурсе «Созвездие талантов» и становятся победителями и призерами.

 

Приложения

Приложение №1

Приложение№2

Приложение№3

Приложение№4

Приложение№5

Приложение№6

Список литературы:

Методическая газета «Библиотека в школе» Издательского Дома «Первое сентября»

Газета «Районный вестник». 2010 год

Ропша- наша маленькая Русь. Историко-документальный сборник. СПб, «Первый класс», 2014 год

Архивные документы:

1.Архивы школьного музея. Дело № 24

Просмотров работы: 359