Почему пословица недаром молвится

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему пословица недаром молвится

Гараева К.С. 1Тарасова Д.А. 1
1МБОШИ 17
Семенова С.И. 1Гареева Л.А. 1
1МБОШИ 17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства вложено в них на целые книги.

А.М. Горький

С самого детства мы слышим от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Мал золотник, да дорог», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это народная мудрость. Пословицы и поговорки.

В этом учебном году наш класс участвовал в викторине по русскому языку «Знатоки пословиц». Выполняя задания викторины, большинство ребят не смогли объяснить смысл пословиц. Мы пришли к выводу, что мало их знаем, затрудняемся в объяснении их значения.

Мы задумались, а откуда люди узнают пословицы и зачем они нужны в жизни? Какой смысл содержат пословицы? Какая польза от пословиц в нашей жизни? Так возникла тема исследования: «Почему пословица недаром молвится?»

Мы считаем эту тему актуальной. В пословицах и поговорках заложен богатый опыт и мудрость народа. Ведь и в наше время, в нашей жизни мы можем опираться на них.

Мы поставили перед собой цель: выяснить роль пословиц в жизни человека.

И определилизадачи:

Изучить понятия «пословицы и поговорки», определить их сходство и различие;

Познакомиться с историей появления пословиц и поговорок;

Узнать, какие бывают пословицы и поговорки;

Проанализировать использование пословиц и поговорок в нашем окружении;

Поделиться накопленным опытом на классных часах с учащимися начальной школы.

Объект исследования: пословицы и поговорки.

Предмет исследования: значение пословиц и поговорок в жизни человека.

Гипотеза: мы предположили, что пословицы и поговорки могут помочь современным людям в решении многих жизненных ситуаций, сделать правильный выбор и просто учат жизни.

Методы исследования:

Изучение литературы о пословицах и поговорках;

Наблюдение;

Анкетирование;

Беседа с библиотекарем;

Анализ анкет.

ОБзор литературы и интернет—источников

Что такое пословицы и поговорки

Из источников литературы мы узнали толкование слова пословицы.

Ее называют народной мудростью, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа. Пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся частью народной речи, благодаря постоянному употреблению в похожих по смыслу ситуациях.

Пословицы — это «мудрость многих, остроумие каждого». Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе [6]. Пословица всегда поучительна, но её поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чём-либо, в ней всегда есть «вывод», что полезно помнить и принять к сведению.

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое определение: «Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм».

Есть пословицы веселые и грустные, потешные и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица — это свод народной премудрости…, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах…».

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил меткость пословиц: «Пословица — недаром молвится»; «Старая пословица не в бровь, а в глаз»; их мудрость: «Глупая речь не пословица»; их правдивость: «Пословица правду всем говорит». В пословице видели доброго советчика: «Пословица — всем делам помощница»; отмечали живучесть и долголетие пословиц: «Пословица век не сломится»; их особый склад: «Глупая речь не пословица»; их связь с речью: «Красна речь пословицей».

В нашей речи встречаются и такие выражения: «надоел как горькая редька», «легок на помине», «ни к селу ни к городу», «благим матом», «как снег на голову», «за семь вёрст киселя хлебать», «баклуши бить». Это поговорки. Поговорки — это незаконченные образные выражения, сравнения, которые метко определяют какое-либо жизненное явление. Отличие пословиц и поговорок сам народ видит в том, что поговорка — это украшение речи — цветок, тогда как, пословица — суждение полное, завершенное, целое — ягодка: «Поговорка — цветок, пословица — ягодка» (Русская народная пословица). Это поэтическое сравнение говорит о том, что народ видел близость пословиц и поговорок.

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

И. Снегирёв, исследователь первой половины XIX века, отмечал, что «некоторые поговорки произошли от пословиц и, наоборот». Например, пословица: «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка: «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда. Это выражение есть типичная поговорка. Но это выражение может принять вид законченного и завершённого суждения.

В поговорках больше, чем в пословицах, национального, общенародного значения и смысла.

Таким образом, познакомившись со значением слов «пословицы и поговорки», мы сделали вывод о том, что пословицы и поговорки — это произведения устного творчества народа, которые представляют собой краткие и точные народные изречения. Пословица учит, а поговорка подмечает. В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

Как произошли пословицы и поговорки

Из Интернета мы узнали историю происхождения пословиц и поговорок.

Пословицы — это жанр устного народного творчества (передавались из уст в уста). Но это не всегда означает, что образные изречения придумывались «всем миром». Чаще бывает так, что кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и так далее, пока вся округа не начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.

Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Издавна они являются спутниками и сопровождают нас в жизни.

В дошедших до нас древних пословицах отразились языческие верования и мировоззрения народа. «Кукушка кукует: горе вещует» — эта пословица восходит к древнейшим языческим представлениям о том, что птичий крик может предвещать беду для человека.

Собирать пословицы люди начали уже в XVII столетии, в XVIII веке их впервые подготовили к печати В.Н. Татищев, А.И. Богданов, М.В. Ломоносов. Самым известным собирателем XIX века был и остается до сих пор известный ученый—филолог В.И. Даль (Приложение 1). Его сборник «Пословицы русского народа», вышедший в 1862 году не потеряла актуальности до сегодняшнего дня.

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Эти обобщения легко запоминались и оставались в памяти народа.

Многие пословицы и поговорки пережили столетия. В ХIХ веке учёные обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица «Пусто, словно Мамай прошел», указывает на время нахождения Руси под игом.

Некоторые пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везёт», «По моему прошению, по щучьему велению» и другие.

Другие пословицы возникли из церковных книг. Например: «Бог дал, Бог взял».

Некоторые пословицы имеют литературное происхождение. Русские писатели составляли пословицы и поговорки по образцу народных, например: «У разбитого корыта» (А.С. Пушкин); «Как белка в колесе», «А Васька слушает, да ест», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (И.А. Крылов) и многие другие.

Каждый народ слагал пословицы на родном языке. Очень часто пословицы, созданные на разных языках, выражают одну и ту же мысль, хотя звучат при этом по-разному. Например, русская народная пословица «Век живи — век учись» на языках народа мира звучат так: «Полезней накапливать знание, чем золото» (монгольская); «Сила науки — в её связи с жизнью» (американская); «У кого сильнее мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями — тот победит тысячи» (киргизская).

Основным источником народных пословиц и поговорок является жизненный опыт народа. Люди, которые в свое время складывали пословицы, были безграмотными, у них не было никакого иного способа сохранить свои наблюдения и жизненный опыт, как передавать его из поколения в поколение из уст в уста. Все существующие пословицы отражают характер своего народа. Мы все слышим пословицы с раннего детства, к ним привыкаем. Но никто из нас не заучивает их специально наизусть. Благодаря своей легкой форме и особому ритму при произношении, такой вид жанра автоматически откладывается в нашей голове и запоминается, расширяет кругозор.

Широкому распространению и долголетию пословиц помогало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, в новых жизненных условиях приобретала смысл переносный. Например, пословица «Изломанного лука двое боятся», еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный образ народа. Это как заповеди народа, правила жизни каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.

Таким образом, познакомившись с историей происхождения пословиц и поговорок, мы пришли к выводу, что менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оставалось то, что имело значение для следующих поколений.

Какие бывают пословицы и поговорки

О важности народных пословиц и поговорок говорили многие писатели и поэты:

А. С. Пушкин: «…Что за роскошь, что за смысл. Какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото! А не даётся в руки, нет!» [2]

Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь говорил о пословицах: «В них всё есть — издёвка, насмешка, попрёк, словом — всё шевелящее и задирающее за живое».

На классный час «Азбука народной мудрости» мы пригласили учителя русского языка и литературы Пермякову Ольгу Владимировну (Приложение 2).

Из беседы с ней мы узнали, что у каждой пословицы и поговорки есть своя задача:

Пословицы предупреждают:

Ты все пела — это дело, так пойди же попляши;

Что посеешь — то и пожнёшь;

Поспешишь — людей насмешишь.

Пословицы подытоживают народный опыт:

Один ум хорошо, а два лучше;

Жизнь прожить — не поле перейти;

Не ошибается тот, кто ничего не делает;

Везде хорошо, где нас нет;

Поживем — увидим.

Пословицы высмеивают:

Всяк кулик своё болото хвалит.

Пословицы комментируют внешний вид:

Встречают по одёжке — провожают по уму.

Пословицы дают советы:

Не буди лихо, пока оно тихо;

Готовь сани летом, а телегу зимой;

Век живи — век учись.

Пословицы учат мудрости:

Кто сплетничает с вами, тот будет судачить и сплетничать и о вас;

Весенний день год кормит;

Пей, гуляй — а работу знай;

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Автор первого толкового словаря русского языка Владимир Даль в своем сборнике «Пословицы русского народа» сгруппировал пословицы и поговорки по темам:

о судьбе;

о счастье;

о богатстве и бедности;

о любви;

о чтении;

о труде;

об уме, учении и т. д.

Темы пословиц охватывают все стороны жизни людей.

Таким образом, выяснив, что у каждой пословицы и поговорки есть своя задача, мы пришли к выводу, что пословицы учат мудрости, дают советы и охватывают все стороны жизни.

Практическая часть

Анализ анкетирования учащихся четвертых классов

Мы решили выяснить, используют ли в своей речи пословицы современные школьники, и провели анкетирование среди учащихся нашего класса «Пословицы и поговорки в нашей жизни» (Приложение 3).

Мы выяснили, знают ли пословицы ребята нашего класса. Среди 26 учащихся четвертых классов нашей школы, принявших участие в нашем опросе, 14 человек ответили положительно и смогли привести примеры пословиц.

12 человек ответили, что не только знают, но и употребляют их в своей речи.

Они указали, что пословицы слышали от родителей (19 человек), от бабушек и дедушек (16 человек), от учителя (11 человек).

Мы узнали, что все 26 человек встречались с пословицами на страницах школьных учебников.

Но, к сожалению, никто из ребят не указал, что слышал пословицы от своих сверстников.

5 человек объяснили правильно смысл предложенных пословиц.

На вопрос: «Для чего служат пословицы в нашей жизни?» 24 человека ответили, что они дают полезные советы в жизни, и 8 человек указали, что пословицы украшают нашу речь.

Результаты анкетирования помогли нам сделать следующие выводы:

Больше половины опрошенных ребят знают пословицы и поговорки, смогли вспомнить и привести их примеры.

В своей речи, к сожалению, не все наши сверстники используют пословицы и поговорки;

Многие ребята слышат пословицы и поговорки от родных, от учителя; все опрошенные встречаются с ними на страницах учебников, но никто не слышит их от своих сверстников.

Большинство детей не смогли объяснить смысл предложенных пословиц.

Однако большинство опрошенных понимают роль пословиц и поговорок в нашей жизни.

Мы считаем, что главная проблема заключается в том, что современные дети мало интересуются пословицами, не могут объяснить их смысл. А ведь это богатство народной мудрости!

Знакомство с библиотечным фондом пословиц школьной библиотеки

Чтобы познакомиться со сборниками и книгами с пословицами и узнать, интересуются ли ученики нашей школы пословицами и поговорками, мы сходили в школьную библиотеку.

Библиотекарь Ищик Галина Викторовна познакомила нас со сборниками пословиц и поговорок и рассказала нам о большом значении пословиц для человека (Приложение 2). Из беседы с ней мы узнали, что изучение пословиц помогает познакомиться с культурой, историческими событиями страны и жизнью её людей. Пословицы обогащают нашу речь. Не каждый вспомнит то или иное стихотворение, поведает басню, но каждый в своей речи найдёт место пословице. Пословицы прививают любовь к добрым делам и родине, рассказывают о том, как правильно вести себя, напоминают о важности здоровья. Применяя пословицы, мы можем украсить разговор. Но, к сожалению, книги с пословицами и поговорками не пользуются спросом у учеников нашей школы.

Таким образом, мы сделали вывод: пословицы и поговорки можно найти на страницах многих книг и сборников, но они не входят в круг чтения современных школьников.

Учимся объяснять пословицы

Мы решили, чтобы предостеречь себя от ошибок в жизни, надо прислушиваться к советам пословиц. Для этого надо знать и понимать их смысл (знания, которые вложены в пословицу нашими предками). Для того, чтобы понять пословицу, надо:

Внимательно прочитать пословицу;

Определить тему пословицы (о добре, труде…);

Уяснить прямой смысл пословицы, то есть тот факт, о котором говорится. Например, в пословице «Без труда не вытащить рыбки из пруда», прямой смысл: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды;

Уяснить переносное значение пословицы, которое позволяет употреблять её в жизни. В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение.

Мы составили памятку «Как объяснить смысл пословицы» (Приложение 4) и поместили её в «Уголок пословиц», который организовали в нашем классе. В нем находится выставка рисунков к пословицам (Приложение 2).

Таким образом, мы считаем, что понять пословицу — это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

Изучение пословиц и поговорок на страницах учебника «Литературное чтение»

Мы решили выяснить, с какими пословицами и поговорками встречаемся на уроках литературного чтения.

С этой целью мы изучили учебники литературного чтения с 1 по 4 класс и сделали выводы:

Авторы наших учебников литературного чтения Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. — с первого по четвёртый класс в учебниках встречается 95 пословиц. От класса к классу количество пословиц и поговорок неодинаково. Так, в первом классе изучается 26 пословиц, во втором — 65, в третьем — 4, в четвертом их вообще нет. Наибольшее количество пословиц и поговорок изучают во втором классе;

В учебниках можно встретить пословицы на разные темы: о дружбе, о труде, об учении, о родителях, о человеке и его характере, о взаимоотношениях людей, о временах года, о ценностях, о Родине;

Работая с пословицами на страницах учебников, мы выполняем разные задания:

Обсудите с другом смысл пословиц;

Придумайте небольшой рассказ на тему одной из пословиц;

Какая из пословиц подходит к сказке?

Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа;

Доскажи пословицы;

Выучи наизусть понравившиеся пословицы. Запиши их в рабочую тетрадь;

Распредели пословицы по группам;

К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу? И другие.

Все эти задания помогают понять смысл пословицы или поговорки, применять их в нужном месте, в нужной ситуации и использовать в разговорной речи.

Отражение смысла пословиц в наших жизненных ситуациях

Мы предложили ребятам нашего класса написать рассказы — истории из жизни, в которых раскрывается смысл некоторых пословиц. Эти рассказы помогли нам правильно понять смысл пословиц и подтвердить гипотезу: пословицы и поговорки помогают в решении жизненных ситуаций, учат жизни (Приложение 5). В своих рассказах ребята описали истории из жизни, которые произошли с ними или с их друзьями. Каждый рассказ заканчивается пословицей и подтверждает её смысл, доказывает, что «Пословица недаром молвится».

Составленные рассказы получились очень интересными, поучительными. Мы решили заинтересовать учащихся других классов, показать им чему учат пословицы. Для этого мы выступили перед учащимися начальной школы, представили им свои рассказы и увлекли их этим занятием. (Приложение 2). Мы думаем, они тоже будут прислушиваться к советам пословиц.

Таким образом, проделанная нами работа помогла нам понять смысл многих пословиц и познакомить с ними сверстников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая по теме исследования, мы открыли для себя многообразный мир пословиц и поговорок. Они актуальны. Тематика их разнообразна. Мудрость пословиц касается всех сторон жизни. Они дают оценку происходящему. В пословицах народ запечатлел свои традиции, обычаи, историю.

Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что мы добились поставленной цели и решили намеченные задачи.

Мы расширили знания о пословицах и поговорках, об истории их возникновения. Чтобы понять и объяснить смысл пословиц, мы составили памятку, которая помогла нам описать жизненные истории и доказать народную мудрость.

Мы собрали пословицы и поговорки, которые слышим у себя дома (Приложение 6).

Наша работа имеет практическую значимость. Её можно использовать на классных часах, уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения в школе.

В будущем мы хотим продолжить изучение пословиц и поговорок и изучить подробнее некоторые тематические группы.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

Пословицы и поговорки — это произведения устного народного творчества; пословица учит, а поговорка подмечает;

В жизни остаются те пословицы, которые имеют значение для следующих поколений;

Современные дети встречаются с пословицами на страницах учебников, книг, слышат от взрослых, но редко используют в своей речи и не всегда могут объяснить их смысл;

Для человека важно не заучить пословицу, а понимать её смысл и учиться на её советах.

Гипотеза о том, что пословицы и поговорки помогают нам в решении жизненных ситуаций, помогают сделать правильный выбор и просто учат жизни, подтвердилась.

Пословицы и поговорки проверены временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится —

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте помнить их, друзья!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки, Москва, Художественная литература, 1988;

Даль В. И. «Пословицы русского народа», т. 1, Москва 1879 г.;

Даль В. И. Толковый словарь русского языка, Москва, Эксмо, 2010;

Зимин В. И., С. Д. Ашурова, В. Н. Шанский, З.И. Шаталова Русские пословицы и поговорки Учебный словарь. Москва, Школа—Пресс, 1994;

Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997;

Снегирёв И., «Русские народные пословицы и притчи», М., 1848,стр.30;

http://kid-game.ru;

http://www.langlit.ru/2013/11/blog-post_27.html;

http://potomy.ru/human/1284.html;

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru;

http://времясоветов.рф/?page_id=1127;

http://dok.opredelim.com/docs/index—48414.html;

http://www.kakprosto.ru/kak-100287-chto-takoe-poslovicy-i- pog.

Просмотров работы: 876