Печорин: герой или антигерой?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Печорин: герой или антигерой?

Латнер Г.О. 1Казакевич М.П. 1
1КГУ "Средняя школа №11" акимата города Рудного Костанайской обл.
Щекотова  И.В. 1
1КГУ "Средняя школа №11" акимата города Рудного Костанайской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С момента выхода в свет и до сегодняшнего времени вокруг романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и его персонажа Печорина ведутся споры в литературных и читательских кругах. Критика называет роман самым загадочным произведением в русской литературе. Сложный, противоречивый характер Печорина дает возможность различной интерпретации образа, как героя, так и антигероя. Лермонтов также называет Печорина героем своего времени. Так кто же Печорин, герой или антигерой? Попытаемся в этом разобраться. Поэтому определена тема исследования: «Печорин: герой или антигерой?»

Цель исследования: сопоставление положительных и отрицательных качеств личности Печорина и определение доминанты.

Объект исследования: проблема героя в литературно - художественном произведении.

Предмет исследования: образ Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Изучить сущность понятий «герой» и «антигерой».

Составить социально-психологический портрет личности Печорина с учетом темперамента, характера, типа телосложения и преобладающих эмоций.

Изучить внутренние мотивации поступков Печорина.

Методы исследования: сравнение; анализ; синтез; индуктивный и дедуктивный методы.

Гипотеза: образу Печорина одновременно соответствуют качества, как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя.

Методологической основой исследования послужили труды В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, Б. М. Эйхенбаума, П. А. Висковатова, Б.Т.Удодова, И. Виноградова, И. Андроникова, В. А. Мануйлова и других.

Критика романа «Герой нашего времени» началась еще при жизни М.Ю. Лермонтова, с момента издания первых глав (роман печатался по частям с 1839 года). Мнения о романе резко разделились. В. Г. Белинский первым увидел в образе Печорина воплощение критического духа своего времени [4]. Критики XIX века персонажа Лермонтова разделяются на два лагеря: одни считали, что Печорин - одаренный человек, личность, искалеченная светским воспитанием, другие полагали, что Печорин безнравственен. Революционные демократы Н.Г. Чернышевский [31] и Н. А. Добролюбов [12], Д.И. Писарев [24], А. И. Герцен [9] вслед за В.Г. Белинским утверждали, что Печорин – человек с сильной душой, твердой волей, истинный герой своего времени (именно своего, а не современного критикам 50-х г. г. XIX века). В 60-е годы XIX века о романе Лермонтова судили с точки зрения его влияния на новое поколение, и в сознании читателя он сузился до пародии и комического персонажа. В начале XX века возрастает интерес к Лермонтову благодаря литературно-критическим работам Д. Мережковского [21]. В XX веке возвращению Лермонтова и его героя способствовала деятельность И. Андроникова, выступившем на Центральном телевиденье [1]. Советская критика полагала, что Печорин - жертва общественности, социальной среды (Б.Т. Удодов [30], Коровин В.И [15], У.Р. Фохт [31], Е.Н. Михайлова [22], И.Виноградов [6] и др.). Анализу подвергаются такие важные социально-психологические проявления личности, как социальная установка, индивидуализация, социальная деятельность, активность, нормативное поведение, социально-психологические качества и тому подобное. В ХХ веке существуют различные точки зрения на трактовку образа Печорина, герой или антигерой, которые отражают лишь восприятие самих критиков и не образуют никакой научной традиции [34; с. 3].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Сущность понятий «герой» и «антигерой»

Роман М.Ю. Лермонтова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в период 1838-40 г.г., т.е. задолго до появления в литературе понятия «антигерой» (слово «антигерой» впервые появилось в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» в 1864 г.). Может, в этом причина позиционирования Печорина как героя? Или Печорин действительно положительный персонаж?

Герой - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования [7]. Положительный герой должен обладать такими качествами, как: быть цельной личностью; созидать; иметь достоинство; вести за собой, защищать и помогать исправлять ошибки бороться за добро; дарить радость жизни и уверенность; быть искренним и уметь прощать.

«Герой литературный - действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности» [8]. По определению в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, слово герой имеет несколько значений: 1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2. главное действующее лицо литературного произведения; 3. человек, воплощающий в себе черты эпохи» [24].

Эти определения, взятые за характеристику в целом, наиболее полно отражают внешние признаки образа Печорина как героя; внутренний мир его сложен и противоречив [30].

В «Литературой энциклопедии терминов и понятий» антигерой представлен как «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени «доверенным лицом» автора; условно вычленяется в типологии литературных характеров XIX-XX в. в.» [18]. Википедия дает следующее толкования слова: «Антигерой - условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но, несмотря на это, занимающий центральное место в литературном произведении» [2].

В современном мире читатели и зрители большее предпочтение отдают антигероям. Типичные черты антигероя в современной литературе:

1. «Меньшее зло»: его добро всегда с кулаками, а зло он использует для борьбы с «плохими парнями».

2. «Кодекс чести»: у антигероя есть собственная система ценностей, даже если она отличается от принятой в обществе.

3. «Сделай это неправильно»: на счету антигероя числится хоть один неблаговидный поступок.

4. Особые приметы: внешние приметы антигероя, если они есть, больше характерны для злодеев, чем для рыцарей без страха и упрёка.

5. Профессионал в своём деле.

«Портрет антигероя - это всегда портрет внутреннего мира человека, обречённого на вечный выбор между добром и злом. Это пограничье легко узнать и интересно исследовать. Ведь, по сути, оно и есть реальная жизнь» [23]. Удивительно, как современное определение портрета антигероя «подходит под описание» Печорина. И все же что-то тут не так… Может, оттого, что Печорин – герой своего времени? или образ Печорина глубже и многогранней?

Итак, обозначим смысловые аспекты понятия «литературный герой»:

1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. главное действующее лицо литературного произведения.

3. человек, воплощающий в себе черты эпохи.

Под понятием «антигерой» мы будем понимать «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении».

Для выявления типа образа Печорина нами были проанализированы следующие структурные компоненты: портретная характеристика героя, внутренний монолог (Журнал Печорина), сюжетный аспект и речевая характеристика.

Глава II. Анализ образа Печорина

Интересно, что своего персонажа, Печорина, М.Ю. Лермонтов рассматривал как антигероя, на это прямо указывает его высказывание: в предисловии к роману он заявляет, что Печорин, Герой Нашего Времени - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». В то же время автор называет его героем. Поэтому обратимся к личностной характеристике образа Печорина.

2.1 Личностная характеристика образа Печорина в романе

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Б.М. Эйхенбаум назвал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первым в русской прозе «личным», или «аналитическим» романом: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография («жизнь и приключения»), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри, как процесс» [34].

Итак, попытаемся составить социально-психологический портрет личности Печорина с учетом темперамента, характера, типа телосложения и преобладающих эмоций.

Были получены следующие данные:

Печорин обладает смешанным типом темперамента (холерик + флегматик), с преобладанием свойств холерика.

Характер: по отношению к людям проявляет замкнутость; властолюбие; по отношению к себе самокритичен, самоуверен, самолюбив, эгоистичен.

Печорин имеет телосложение, сходное внешне с атлетическим типом. Однако по классификации типов темперамента ему соответствует пикническое телосложение. Благодаря постоянной работе над собой, над своим характером, Печорин изменял и свой облик: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными» [17; с. 489].

По типологии Э. Кречмера, ему соответствует тип темперамента циклотимик. Этому виду темперамента соответствует следующая характеристика: эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. Имеет пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному синдрому (психозу). [33].

Печорин обладает литературными, исследовательскими способностями.

По характеру интеллекта преобладают следующие типы: личностный, сексуальный, творческий, речевой, физический, социальный.

В нем развиты чувство совести, чувство долга.

По психическому складу - интроверт: сосредоточен на своем внутреннем мире.

Испытываемые эмоции являются большей частью отрицательными: грусть («скука»?), злость, ярость, раздражение (страх), страсть - к женщине, к игре и т.д. Это может свидетельствовать о повышенном уровне адреналина (гормона) в течение длительного времени; стрессовом состоянии [25]. Положительные эмоции испытывает лишь к природе (удивление, радость, восхищенье, восторг), например, описание весеннего утра в Пятигорске (гл. «Княжна Мери»), [17; с.503]. Психологический пейзаж также способствует раскрытию внутреннего состояния Печорина, но это отдельная тема.

В качестве алгоритма определения психического состояния Печорина применим данные исследователя-психолога В. И. Куликова (таблица 1)

Таблица 1

Выявление отличительных особенностей представителей типа конституции циклотимик (по В. И. Куликову) в образе Печорина в разное время его жизни

Отличительные особенности представителей типа конституции циклотимик (по В. И. Куликову)

Соответствие/ несоответствие черт циклотимика образу Печорина

На начало романного повествования

Через 5 лет

Веселый, разговорчивый,

увлекается местными новостями;

Нет

Да, с М.М., доктором Вернером

Да. В Тамани пытается понять, что происходит рядом с ним. В Пятигорскев первый же день всеместные новостиузнает от Грушницкого

В гостях у мирского князя интересуется традициями иобычаями горцев; от М.М. подробнее узнает информацию о Казбиче, Азамате и Бэле.

Не наблюдается

Не наблюдается

Не наблюдается

Общительность

Да: «Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки над проходящими мимо оригиналами были злы до неистовства... Я продолжал увеселять публику до захождения солнца «Княжна Мери, запись от 13-го мая» [17; с.513]

Не наблюдается

Склонность к сотрудничеству и компромиссам,

легко приспосабливается

Склонность к управлению, манипуляции

Склонность к управлению, применение методов физического воздействия (подкуп, разжигание страстей, похищение человека)

Добивается любви Бэлы, заключив пари. Добившись, охладевает.

да

Не наблюдается

Отзывчивость, мягкосердечность.

жестокость

Безразличие ко всему

Привлекательность.

Да: «Он был вообще очень недурен: имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским» («М.М.»)[17; с.490]

да

Практичный

да

да

Сексуальность повышена

Да: «Ундина», Вера, княжна Мери, Бэла

нет

Требует комфорта

Да: покупает персидский ковер («Княжна Мери»),

возит с собой дорогие вещи (шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал) («Тамань»)

Да: «Экая чудная колясочка! Видно, не знает наших горок» («М.М.»)[17; с.487], одевается удобно : бархатный сюртучок, перчатки как будтоспециально сшитые по его руке, ослепительно чистое белье [17; с.489] (в дороге!) («М.М.»)

Настроение циклически колеблется

Да: «… Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении. Вечером же она, напротив, слишком раздражает мои нервы: мне делается или слишком грустно, или слишком весело. То и другое утомительно….»[17; c.526]

Да. «… Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие, зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу». – при напоминании о Бэле: «Однако, прощайте, мне пора… я спешу…»[17; с.491]

Таким образом, по своим природным качествам Печорин должен быть веселым, отзывчивым, мягкосердечным, общительным и т.п. Значит, какие-то события в жизни до Кавказа уже заставили его измениться. И княжне Мери он рассказывает о себе, ничуть не рисуясь и не желая понравиться: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились ...» [17; с.531] и т. д. Так бывает в минуты откровенья, как со случайным попутчиком. Но Мери откликнулась на душевное признание, И Печорин тут же использует момент для начала манипуляций: «Сострадание - <…> впустило свои когти в неопытное сердце….» [17; с.531]. Печорин находится в депрессивном состоянии (точнее, в состоянии хронического стресса) в начале повествования, перешедшем в глубокую депрессию через 5 лет.

С какой целью Печорин вел журнал? Мы можем рассматривать журнал Печорина как историю болезни, наблюдению за течением которой посвящено целое исследование. В журнале отмечаются не только и не столько события, сколько реакция на них Григория Александровича, попытка самоанализа и рефлексии. Уже одно то, что Печорин ведет журнал искренне и беспристрастно, заслуживает уважения, т.к. это является фиксацией результатов психологического эксперимента над собственной личностью: «Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия»

Дифференцируя «внутреннее» и «внешнее» в образе Печорина, предположим, что состояние «скука» - понятие «внешнее» (социальное); депрессивное состояние; и депрессия – «внутреннее» (индивидуальное).

В этом свете каждая из встреч Печорина с другими персонажами – это этапы одного эксперимента. В окружающих Печорин находит признаки болезни, преследующей его, и каждый раз болезнь принимает новые формы в виде человеческих пороков. Предметом его исследования становятся носители человеческих пороков: Азамат (алчность и продажность, зависть), Грушницкий (тщеславие, зависть), княжна Мери (лицемерие, притворство, равнодушие); ундина (хитрость, жестокость) и т.д. Печорин узнает эти пороки в других, потому что находит и у себя: «У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так.»… (гл «Бэла»), [17; с.480]. Но кроме пороков в каждом персонаже присутствуют и добродетели, положительные качества.

Мы согласны с утверждением, что творчество М.Ю. Лермонтова целесообразно рассматривать как религиозно-философскую систему [14]. В этом свете трактовка поступков и их мотиваций персонажей приобретает новый ракурс. В христианстве самым страшным пороком является скука. Печорин сам считает себя носителем этого порока, таким же его видели и окружающие. Так личная проблема переносится плоскость социальную.

2.2 Манипулятор или актуализатор?

Всегда ли на протяжении романного времени мы видим Печорина скучающим? Рассмотрим, как изменяется настроение и мироощущение Печорина во времени.

Как отмечают исследователи, расположение глав в романе и порядок действий отличаются. Мы согласны с точкой зрения С. Таска на внутреннюю хронологию романа: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» (начало), «Фаталист», «Бэла» (продолжение), «Максим Максимыч» и предисловие к «Журналу Печорина» [28; с. 175].

В главе «Тамань» мы видим Печорина полного сил и здоровья, едущего в действующий отряд по казенной надобности. Высказывание Печорина: «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России» [17; c.494] передает его отношение непосредственно к этому месту, где ему пришлось несколько неприятных моментов, но не его собственное эмоциональное состояние. Несмотря на сильную усталость, (т.к. находился в дороге и три ночи не спал), он готов к приключениям и авантюрам, его захватывает атмосфера таинственности. Поэтому, в погоне за новыми ощущениями, он снова не ложится спать и наблюдает, пытаясь понять смысл происходящего: куда и зачем пошел слепой мальчик, с кем встретился, о чем говорили. Чувство опасности лишь подстегивало его любопытство. Б.М.Эйхенбаум в работе «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» приводит продолжение фразы «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну». В журнальном тексте, напечатанном в 3-й книжке «Отечественных записок» 1839 года (и в рукописи), эта фраза имеет продолжение: «а право я ни в чем не виноват: любопытство вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям» [34].

Последующие двое суток Печорину пришлось увидеть много странных и непонятных вещей, и, в конце концов, его чуть не утопила восемнадцатилетняя девушка, и обокрал слепой. Печорин испытывает подъем сил, настоящую увлеченность своим расследованием и пресекает преступную деятельность «честных контрабандистов». Таким образом, Печорин здесь – герой. Сам он нисколько не считает свой поступок геройским, напротив, испытывает сожаление при мысли, что стал причиной несчастий бедных людей. Действительно, герой совершает благородные поступки во имя высоких целей, в то время как мотивация деятельности Печорина была иной.

Интересно, что в этой главе противостояние – на равных. Попытка манипулировать присутствует с обеих сторон: Печорин пробует применить подозрительность (когда манипулятор начинает высказывать сомнения, заставляя человека оправдываться), насмешку и иронию (когда манипулятор насмехается над человеком, чтобы вывести его из равновесия), запугивание (обещая сообщить коменданту), ундина в ответ применяет технику ложной влюбленности…

Вероятно, привлекательными и вызывающими своеобразную романтизацию были такие качества, как: сила, смелость, жестокость.

И. Анненский считает, что у М.Ю. Лермонтова «красота, как одна из форм жизни, являлась прежде всего вызовом. В «Тамани» вызов особенно ярок. В сущности, там нет ничего, кроме этого вызова» [28; с.165]. В таком случае ответом на вызов была жажда познания жизни и активная деятельность.

В начале главы «Княжна Мери» Печорин по-прежнему деятелен и приезжает в Пятигорск в прекрасном расположении духа. «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике <…>. Весело жить на такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине…» Красота, гармония и спокойствие в природе, равновесие в душе. Усилием воли Печорин заставляет себя продолжить эксперимент: «Однако пора…». Заставляет себя окунуться в «страсти, желания, сожаления»…

Надо отметить, что о дуэли с Грушницким и последующих событиях мы узнаем из записей журнала Печорина, которые были сделаны спустя полтора месяца в крепости N. «Скучно! <…>. Перечитываю последнюю страницу: смешно! Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий, и теперь чувствую, что мне еще долго жить» [17; с.550]. Таким образом, Печорин и здесь не совсем точно дифференцировал свои ощущения. Под словом «скука» мы здесь понимаем: «разочарование», «опустошенность». В словах «чувствую, что мне еще долго жить» звучит горькая ирония, т. к. жизнь кажется теперь ему бессмысленной, как, впрочем, и смерть.

Что стало причиной такой перемены – от ощущения полноты жизни до отрицания ее смысла? Страсть, любовь к Вере. Жизнь Печорина разделилась на две части: до и после отъезда Веры.

Вера была «сдерживающим фактором», после ее отъезда Печорин еще по инерции продолжает двигаться, но происходит это как-то «автоматически». Чем больше проходит времени с тех событий, тем ощутимее изменения в личности Печорина. С одной стороны он все больше замыкается (хотя внешне это почти никак не выражается); рискует собственной жизнью (в сцене поимки пьяного казака; один идет на охоту на дикого кабана - суицидальное поведение?), находит в других людях признаки своего недуга и предсказывает гибель Вуличу. Значит, он продолжает свои психологические наблюдения, но диагноз уже вынесен. Он понимает, что самостоятельно не может справиться с болезнью, и ждать помощи не от кого.

Печорин в сцене поимки пьяного казака-преступника действует как герой. Хотя основным мотивом было получение результата в эксперименте над собственной личностью.

Печорин продолжает вести наблюдения и заносить их в журнал, стараясь быть объективным. Но мысли, что пришли в ночь перед дуэлью, продолжали кружиться и в последующее время: «Если моя звезда наконец мне изменит?..»...[17; с.549] «…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца…» [17; с. 350]. Постепенно журнал заменил ему собеседника и запечатлел реальность такой, какой видел ее герой. Налицо сужение круга общения …. А его жертва также никому не принесла счастья – ни Вере, ни княжне, ни самому герою. Но читателей всё же удалось убедить в прекрасных порывах, благородстве и соответствии статусу героя [28; с.167].

Таким образом, продолжающаяся социальная дезадаптация проявляется в снижении нравственности. Печорин не брезгует грубыми методами: разжиганием страстей (алчность, зависть), подкупом, физическим насилием (кража из родительского дома и удержание в крепости Бэлы), т.е. ведет себя как антигерой.

Все персонажи в романе стремятся к достижению собственных целей и пытаются воздействовать на окружающих, и это соответствует тому, что происходит в реальной жизни. Главным вопросом при этом является: с какой целью происходит это воздействие, разрушения или созидания? С какой целью Печорин воздействует на других?

Печорин попытался измениться сам и сделать отношения более честными, открытыми, доброжелательными. В этом проявляется его сущность как героя (таблица 2).

Таблица 2

Выявление отличительных особенностей манипулятора и актуализатора (по Э. Шостому) в образе Печорина в разное время его жизни

Манипулятор

(по Э. Шостому)[20]

В романе

Актуализатор (по Э. Шостому)[20]

В романе

1.Ложь (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он «ломает комедию» и разыгрывает роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств.

Все персонажи пытаются манипулировать в большей или меньшей степени. Печорин отвечает тем же: «Я люблю врагов, хоть и не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь <…>. Вдруг, одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью» [17; с. 536]

1.Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). -Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему обычно присуща чистосердечность, выразительность. Он по-настоящему бывает самим собой.

Печорин испытывает неприязнь к Грушницкому и т.д.

Уважение к доктору Вернеру,

Разочарование, презрение, злость, ярость – к молодым людям, пожелавшим его унизить («водяное общество») и др. Скорбь, возможно, чувство вины вызвала смерть Бэлы

2.Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

Депрессия,

главы «Фаталист», «Максим Максимыч», «Бэла»

2. Осознание (полнота жизни, интерес)

Гл. «Тамань», «Княжна Мери»

3. Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако при этом держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы)

Отношения с Верой;

Попытки «влюбить в себя» княжну Мери («Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы»[17; с. 527]).

Подготовка к дуэли и дуэль

Втягивание М.М. в авантюру с Бэлой

3.Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он хозяин своей жизни субъект, а не объект

Во всех эпизодах

4.Манипулятор не принимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг себя не людей, а только «вещи», которые можно и нужно использовать. Люди для манипулятора – это прежде всего объекты для различных безнаказанных манипуляций.

События гл. «Бэла» описаны так, как их воспринимает М.М.: Печорин выглядит жестоким манипулятором

4.Актуализатор относится к себе как к неповторимой личности, и потому всегда ощущает других людей такими же неповторимыми личностями

.Ведет журнал, где раскрывается как личность. События гл. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» описаны Печориным - характеры выведены ярко и четко.

5. Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым.

Записи в журнале от 14 июня:

«Иногда я себя презираю… не оттого ли я презираю и других?..»[17; с.544].

5. Доверие (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас.

Вера в то, что любовь существует, но неверие в возможность самому быть счастливым: «Страсти не то иное, как идея при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться…»

[17;с.529]

Таким образом, одних ситуациях Печорин проявляет себя как манипулятор, в других – как актуализатор. Его психологическая ошибка заключалась в осуждении себя…

«Все герои романа, за исключением Веры, сначала не испытывают никаких чувств, кроме равнодушия или приятельства. В конце романа все герои, кроме Веры, ненавидят Печорина или порывают с ним» [28; с.183]. Это связано, прежде всего, с его личными установками, с его представлениями о себе самом и мире. Желая изменить мир к лучшему, он стремится бороться с пороками, и проигрывает: «А что такое счастие? Насыщенная гордость»[17; с.529]. Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью. Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.

К. Г. Юнг говорил: «То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это, несомненно, большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?» [5]. Печорин нашел в себе силы увидеть свою теневую сторону, и осуждал себя за то, что считал «злом» - в этом его и подвиг, и заблуждение…

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: образу Печорина одновременно соответствуют качества как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы привело к следующим выводам:

Изучив сущность понятий «герой» и «антигерой», мы обозначили смысловые аспекты понятий. «Литературный герой» - это: 1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. главное действующее лицо литературного произведения. 3. человек, воплощающий в себе черты эпохи. Под понятием «антигерой» мы будем понимать «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении».

Сопоставив типичные особенности темперамента и соответствие/ несоответствие их образу Печорина на начало повествования и через пять лет, мы пришли к выводу, что состояние, называемое самим персонажем «скукой» является депрессивным состоянием на начало повествования и депрессией через пять лет. Скука считается социальным человеческим пороком, депрессия – болезнь.

Изучив внутренние мотивации поступков Печорина, мы проследили изменения не только во внешности, но ив действиях. При этом ключевой фигурой для понимания смысла является образ Веры. После ее отъезда действия Печорина приобретают более агрессивный характер, наблюдается социальная дезадаптация.

Образ Печорина был соизмерен с психологическими исследованиями, прежде всего, Э. Шостома, что позволило ответить на вопрос, является манипулятором или актуализатором. Образу Печорина одновременно соответствуют качества как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя, что подтверждает выдвинутую гипотезу

Список использованной литературы

И. Андроников. – Лермонтов «Герой нашего времени», 1972 г. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=s1CUMxG-Qss

Антигерой. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антигерой

Бахтин М. Эпос и роман: о методологии исследования романа //Вопросы литературы. - 1970. - №1. - C.119-120.

Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени// Белинский В.Г. О русских классиках. – М.: Худож. лит., 1978. – 525 с.

Блог В. Перова Саморазвитие и самосовершенствование Карл Густав Юнг и его тень. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://nperov.ru/soznanie/karl-gustav-yung-i-ego-ten/

Виноградов И. «Философский роман Лермонтова». - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/128-vinogradov-i-filosofskij-roman-lermontova

Герой - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://literary_criticism.academic.ru/69/

Геройлитературный. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://litterms.ru/g/62

Герцен А.И. Лишние люди и желчевики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/kolokol-1857-1860/article-230.htm

Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». - Л.: Наука, 1975. - С.203

Депрессия. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/depression#h2_2

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml

Кирьянова А. Психологическая смерть. - [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://kiryanova.com/2017/12/01/психологическая-смерть

Киселёва И. А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://famous-scientists.ru/list/12290

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973 – С.227.

Критика о романе «Герой нашего времени» Лермонтова: отзывы современников. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.literaturus.ru/2015/10/kritika-geroj-nashego-vremeni-otzyvy-sovremennikov.html

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // М.Ю. Лермонтов. Избранные сочинения / Ред. Кол.: Беленький Г., Николаев П. и др.; Сост.,вступ статья и примеч. В. Коровина. – М.: Худож.лит., 1987. - 623 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос.акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - С.35

Мануйлов В.А.: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»». Комментарий. - М.-Л., Просвещение,1966. - 276 с.

Меджидова С.М Типологическая модель Э. Шострома: Манипуляторы – Актуализаторы. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://psychology.az/shostrom.php

Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0090-1.shtml

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. - М.: Гослитиздат, 1957.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: От 57000слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

Писарев Д.И. Базаров. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

Причины и последствия повышения адреналина в крови. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://ogormonah.ru/gormony/povyishenie-adrenalina-v-krovi.html#i-2

Психология. - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/724/Психология

Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 класса общеобразоват. шк. / В.В. Бадиков, Т.П. Чаплышкина, Л.С. Рыгалова и др. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Изд-во «Мектеп», - 328 с.

Русская литература XIXвека. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.literature-xix.ru/lermontov/gerojj-nashego-vremeni/

Русская литература XIXвека. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.literature-xix.ru/lermontov/gerojj-nashego-vremeni/

Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 191с.

Фохт У.Р. М.Ю. Лермонтов. Логика творчества. - М.: Наука, 1975.

Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // М. Ю. Лермонтов в русской критике: Сб. статей. / Вступ. статья и примеч. Д. Зонова. — М.: Гос. изд-во Худож. лит., 1955. — С. 225-233

Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику М., 1993 - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://yurpsy.com/files/biblio/chekin/01.htm

Эйхенбаум Б. М.Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162.

Просмотров работы: 6170