Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж русских волшебных сказок?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж русских волшебных сказок?

Мотовилова М.А. 1Щемерева С.А. 1
1МАОУ СОШ №211 ИМЕНИ Л. И. СИДОРЕНКО
Гриджук И.В. 1
1МАОУ СОШ №211 имени Л. И. Сидоренко
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Это самый спорный образ русских

народных сказок и очень трудный

для анализа персонаж

В. Пропп

Сказка – это удивительный жанр. Одним из самых ярких сказочных героев является Баба-Яга. Кто же она и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет маленького читателя по тропинкам сказки? Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается злой старухой?

На уроках литературы нам нередко приходилось давать характеристику этой загадочной старушке. И мы столкнулись с такой проблемой: к положительным или отрицательным персонажам отнести Баба-Яга. В поисках ответа на этот вопрос и родилась тема нашего исследования.

Тема работы: «Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж?

Целью данного исследования является ответить на вопрос: «Положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга?»

Задачи:

Дать понятие слова «Баба-Яга», основываясь на различные словари;

Определить, откуда появился образ Баба-Яга;

Изучить образ Бабы-Яги в русских волшебных сказках;

Изучить мифологию славян для целостного понимания образа Баба-Яги;

Через анкетирование людей разных возрастных категорий узнать, как воспринимают образ Баба-Яги: положительным или отрицательным персонажем.

Основная часть

Понятие образа Баба-Яга

Кто такая сказочная Баба-Яга? Для ответа на данный вопрос мы обратились к различным словарям.

В Толковом словаре С. И. Ожегова говорится: «Баба-Яга, Баба-Яга, ж. в русских сказках: злая старуха-колдунья. Баба-Яга костяная нога».

Большой Энциклопедический словарь сообщает, что «Баба-Яга — персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже помощницы героя».

А Школьный этимологический словарь русского языка поясняется происхождение слова «Баба-Яга» (ведьма) следующим образом: «Искон. Сращение баба «старуха» и яга «злая». Как показывают родственные лит. éngti «притеснять, мучить», англосакс. inca «боль», яга буквально — «злая женщина, мучительница, причиняющая боль».

Проанализировав источники, мы увидели, что исследуемое нами понятие представлено в каждом по-разному. Но нам ближе образ Баба-Яга, данный в «Большом Энциклопедическом словаре». В ходе дальнейшего исследования нам предстоит выяснить, положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга.

Откуда появилась Баба-Яга?

Для ответа на вопрос: «Откуда появился образ Баба-Яга?» мы проанализировали ряд материалов: Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки», Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия» и выяснили, что исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Представим вашему вниманию несколько версий.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги. Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого («Баба» - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии («Баба-Яга» - «наставник йоги»), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - Ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Всего этого нам достаточно для понимание того, что Баба-Яга - это сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

Образ Бабы-Яги в волшебных сказках

Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-Яга, поэтому мы решили рассмотреть образ противоречивой старухи в данном жанре.

Нами был проанализирован образ героини-яги в следующих сказках: Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Баба-Яга и ягоды», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Условием для подбора сказок было обязательное присутствие Бабы-Яги в качестве героя.

Характеристику образа Бабы-Яги мы начали с её портретного анализа. Из сказок мы узнали, что внешне Баба-Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным синим сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета героиня в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы, т.е. внешняя характеристика Бабы-Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя она отрицательный персонаж.

Наше внимание сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Она живет в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках». Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Современного читателя может напугать не столько сам дом, сколько забор, вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами. Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.

Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время странствий Бабы-Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.

При характеристике любого литературного героя необходимо ещё оценить его поступки, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире. Анализ поступков Бабы-Яги мы представили в таблице (Приложение 1)

Проанализировав образ Бабы-Яги в волшебных сказках, мы выяснили:

Внешность героини – это образ отрицательного персонажа;

Её жилище – это избушка на курьих ножках злой старухи, которая крадёт и поедает детей;

Из десяти проанализированных произведений она выступает в четырёх сказках отрицательным персонажем, а в шести положительным.

Но всё это нам пока не даёт пока право ответить на вопрос, поставленный в начале нашего исследования: «Положительным или отрицательным персонажем является Баба-Яга?», так как наше исследование продолжается.

Образ Бабы-Яги в славянской мифологии

Для создания полного образы Бабы-Яги мы решили обратиться к мифологии славянских народов.

Мы узнали, что Йогиня-Матушка – верховное божество славян, вечно прекрасное создание, любящая, покровительница детей-сирот. Она странствовала по Земле то на огненной колеснице, то верхом на коне. Собирала она беспризорных детей по городам и весям. Богиню-покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали, где живут беспризорные дети. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой (потому что сапожки украшены златом), а кто и совсем по-простому – Йогиней-Матушкой.

Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный скит святилище, который находился в самой чаще леса, у подножья Алтайских гор, где начинается река Иртыш (Ирий тишайший). Все это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели представителей из древнейших славянских родов.

В предгорном скиту, где Йогния-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось специальное углубление, которое жрецы Рода называли – Пещь Ра.

Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый – лапата́ (потому что украшен резной лепниной, отсюда слово «лепота»). В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра (пещера, печь), Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата́ задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит.

Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив их живыми в Огненную Печь, и сотворила это Йогина-Матушка. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата́ в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Мудрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода. Впоследствии, когда дети становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род. Но ничего из этого чужеземцы не видели и продолжали распространять сказки о том, что дикие жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Йогиня-Матушка, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда образ красивой молодой Богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами и костяной ногой, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини-Йогини исказили, стали называть её «Баба-Яга костяная нога» и стали пугать Богиней всех детей.

Анкетирование на тему: «Баба-Яга: положительный или отрицательный персонаж?»

Мы провели анкетирование (Приложение 2) для того, чтобы узнать, как воспринимают Бабу-Ягу люди разных возрастных категорий: положительным или отрицательным персонажем.

Количество опрошенных людей

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

Другие ответы («нейтральный», «когда-как» и т.д.)

2 класс (29 человек)

10 ч. / 34 %

18 ч. / 62 %

1 ч. / 3%

6 класс (60 человек)

15 ч. / 25 %

37 ч. / 62 %

8 ч. / 13 %

7 класс (30 человек)

10 ч. / 33 %

20 ч. 67 %

0 ч. / 0 %

Работники нашей школы (10 человек)

3 ч. / 30 %

2 ч. / 20 %

5 ч. / 50 %

Всего: 129 человек

38 ч. / 30 %

77 ч. / 60%

14 ч. / 11 %

Мы опросили 129 человек. 60 % всех опрошенных считают Бабу-Ягу отрицательным персонажем. 30 % - положительным, 11 % человек дали другой ответ.

Заключение

Данное исследование показало нам, что все словари, которые мы исследовали, не дают однозначного понятия образа Бабы-Яги. То определение, которое было нам ближе («Баба-Яга — персонаж русских народных сказок, обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже помощницы героя») мы не подтвердили, так как в ходе исследования выяснили:

Бабу-Ягу можно только «по одёжке» отнести к отрицательным героям. Проанализировав её поступки, мы увидели, что во многих сказках наша героиня выступает положительным персонажам. К Бабе-Яге идут за советом, она дарит героям волшебные предметы, указывает путь. В сказке «Гуси-лебеди» ей служит стая лебедей. А белая лебедь – это священная птица славян. Стали бы они служить чему-то злому? Это очень важный факт, который нам уже не даёт право отнести Бабу-Ягу к отрицательным героям.

Прообразом Бабы-Яги является Йогиня-Матушка - верховное божество славян, вечно прекрасное создание, любящая, покровительница детей-сирот.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что Баба-Яга – это положительный персонаж волшебных сказок.

Практическое применение работы мы видим следующим образом: данный материал можно использовать на уроках литературы для расширения сведений учащихся о Бабе-Яге.

Список используемой литературы

1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю./ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2003.

2. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2001.

4. Школьный этимологический словарь. Шанский Н. М, Боброва Т. А./ 3-е изд., испр. - Москва: Дрофа, 2004.

5. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Художественная литература,1979

6. Большая книга русских народных сказок. М.: Планета детства, 2003.

7. Пропп В. Я.Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000.

8. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./М. Забылин. – М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.

9. Асов А.И. Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей / А.И. Асов. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.

10. Канал «Дети Славы» (Электронный документ: https://www.youtube.com/watch?v=5Yy_zfI52H8).

11. Информационно-аналитическое издание наследников Ярослава Мудрого «Русская Правда»: аналитика, статьи и новости (Электронный документ: http://ruspravda.info/Yoginya-matushka-boginya-pokrovitelnitsa-detey-sirot-497.html)

Приложение 1

Баба-яга: положительный или отрицательный герой русских волшебных сказок?

Название сказки

Положительный или отрицательный персонаж

«Баба-Яга»

Отрицательный, так как хотела съесть девочку.

«Гуси-лебеди»

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.

«Царевна-лягушка»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).

«Василиса Прекрасная»

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами).

«Поди туда – не знаю ку-да, принеси то – не знаю что»

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку.

«Марья Моревна»

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича.

«Заколдованная королевна»

Положительный, так как помогает солдату найти королевну.

«Баба-Яга и ягоды»

Отрицательный, так как жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала. От злости своей и лопнула.

«Перышко Финиста Ясна-Сокола»

Положительный, так как помогла найти Марьюшку.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Приложение 2

Анкета

К каким персонажам вы отнесли бы Бабу-ягу?

Положительным

Отрицательным

Другой ответ

Просмотров работы: 5194