Образ мухи как авторская деталь в поэме Гоголя "Мертвые Души"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ мухи как авторская деталь в поэме Гоголя "Мертвые Души"

Попова М.Г. 1
1МБОУ лицей г. Лобня
Ли Ю.А. 1
1МБОУ лицей г. Лобня
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Николай Васильевич Гоголь по праву считается одним из самых загадочных писателей русской литературы. Многие тайны его жизни и творчества до сих пор не раскрыты исследователями. А поэму «Мертвые души» можно назвать самым загадочным его произведением. Необыкновенный сюжет и реалистичные персонажи соседствуют в ней с постоянным ощущением иррационального, с совершенно особой атмосферой. Но кое-какие загадки «Мертвых душ» мы можем попытаться раскрыть. Я заметила довольно частое упоминание мух в качестве художественной детали в различных описаниях и решила выяснить, что значит встречающийся в поэме образ мухи и несет ли он в себе один особый, целостный смысл. Попробуем разобраться в этом, анализируя содержание произведения.

Цель: определение значения образа мухи в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Задачи исследования:

1.Изучить текст произведения Н.В. Гоголя.

2.Найти все упоминания о мухах.

3.Определить смысл, значение этих упоминаний.

4.Сделать выводы.

Актуальность данной темы: изучение образа в поэме «Мертвые Души» поможет лучше раскрыть идею Н. В. Гоголя, а также заинтересует школьников в проведении самостоятельных анализов любимых произведений.

Практическая значимость: используя метод анализа текста произведения и информации из дополнительных источников, можно определить значение образа мухи в произведении и содержащийся в нем смысл.

Объект исследования: поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Предмет исследования: образ мухи в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

2.Основная часть.

2.1. Ход работы.

«Муха - Двукрылое насекомое, являющееся переносчиком возбудителей ряда заразных болезней. Комнатная муха. Навозная муха», - определение с kartaslov.ru.

Для начала надо разобраться, что такое художественная деталь.

Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже, интерьере, обстановке. (определение ru.wikipedia.org)

Образ мухи в «Мертвых Душах» также является важной художественной деталью, в разных ситуациях указывающей на различные предметы, состояния, мотивы произведения. За счет того, что встречается он в поэме довольно часто, можно проследить основные его мотивы.

Для выполнения анализа я еще раз перечитала поэму Н.В. Гоголя «Мертвые Души» и выделила все моменты, содержащие в себе хоть мимолетные упоминания мух. Затем я выписала их, максимально сохраняя контекст, и дала краткое пояснение каждому упоминанию.

2.2.Упоминания мух.

1.«Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостию старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски где вразбитную, где густыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными эскадронами…»

Здесь Н.В. Гоголь сравнивает с мухами людей , которые носятся по бальному залу без особой нужды и порядка. Эти люди столь же докучливы, сколь противные зудящие насекомые, они так же стремительно, но в то же время бесцельно перебегают в поисках развлечения.

2.«Проснулся на другой лень он уже довольно поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу, другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела неосторожность подсесть близко к носовой ноздре, он потянул впросонках в самый нос, что заставило его крепко чихнуть, – обстоятельство, бывшее причиною его пробуждения…»

В этой сцене Чичиков просыпается от залетевшей в нос мухи. Н.В.Гоголь описывает его ощущения после пробуждения почти так же, как ощущения чиновников, шокированных Чичиковской аферой:

«Положение их в первую минуту было похоже на положение школьника, которому сонному товарищи, вставшие поранее, засунули в нос гусара, то есть бумажку, наполненную табаком. Потянувши впросонках весь табак к себе со всем усердием спящего, он пробуждается, вскакивает, глядит как дурак, выпучив глаза во все стороны, и не может понять, где он, что он, что с ним было…»

Стоит заметить, что мотив сна проглядывается во всей поэме. Жители города N словно находятся в сне, в сне глубоком, до тех пор, пока в город не приехал Чичиков. Он, как эта случайная неосторожная муха, отвлекает, будит жителей. Мотив сна можно сопоставить с главным мотивом произведения – мотивом жизни и смерти. Приезд Чичикова словно возвращает горожан к жизни, а его афера приносит с собой возрождение. Все чиновники всполошились, когда обман раскрылся, а особенное впечатление вся эта ситуация произвела на городского прокурора – он не перенес шока и умер. Парадоксально, что смерть его является скорее воскресением – воскресением его души.

3. «Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу смотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! «Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! «Эхе-хе», – думаешь себе…»

Здесь Н.В.Гоголь использует муху как средство сравнения, причем не в самую лучшую сторону. Он упоминает о незначительном размере этого насекомого для того, чтобы обозначить изменения в характере, поведении, моральном и даже физическом облике человека в различных ситуациях и с разными людьми. При людях ниже его по социальному статусу человек позволяет себе куда больше грубостей, вольностей, самоличного командования, чем при тех кто выше. Как только высший по статусу человек попадает в поле его зрения, этот чиновник начинает заискивать и раболепить, тем самым даже внешне как-то съеживаясь, теряя гордую осанку и уверенную походку, уменьшаясь до размеров мухи в глазах других.

4.«– Кто такой этот Плюшкин? – спросил Чичиков.

– Мошенник, – отвечал Собакевич. – Такой скряга, какого вообразитъ трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.

– Вправду! – подхватил с участием Чичиков. – И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?

– Как мухи мрут.

– Неужели как мухи! А позвольте спросить, как далеко живет он от вас?»

Используется фразеологизм «умирать как мухи» (т.е. умирать быстро и в больших количествах), чтобы обратить внимание на ужасные условия и уровень жизни Плюшкина и всей его деревни. Также можно заметить, что с мухами тут Собакевич сравнивает именно крестьян, и ясно, что они не представляют для него никакой значимости.

5.«– Да, конечно, мертвые, – сказал Собакевич, как бы одумавшись и припомнив, что они в самом деле были уже мертвые, а потом прибавил: – Впрочем, и то сказать что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди.»

В этом отрывке Н.ВГоголь хотел выразить незначительность крепостных людей в глазах помещика, сравнивая их с мухами. Для нас мухи – это обычные насекомые, на которых мы не обращаем внимания, которые не представляют собой никакой ценности, лишь размножаются и умирают.

6.«Ему хотелось заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, люди умирали, как мухи, но не хотелось, чтобы Собакевич знал про это. Когда бричка была уже на конце деревни, он подозвал к себе первого мужика, который, попавши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.»

Образ вновь используется во фразеологизме для характеристики Плюшкина – у него люди умирали как мухи, что характеризует его отношение к ним.

7.«Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный с боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов…»

Мухи используются здесь для того, чтобы указать на древность настойки : с тех пор, как ее налили, целых три насекомых успели в ней утонуть, и при этом на нее настолько не обращали внимания, что лишь накрыли конвертом и оставили стоять. Мухи в настойке передают мотив запустения, омертвения, забытия.

8.«Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку, придумывая: нельзя ли отделить от нее еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще останется много чистого пробела.»

В чернильнице тоже множество мух – чернила не меняли уже больше года, но, как видно, Плюшкина не смущает ни количество в них мух, ни качество мутной жидкости. Он настолько «бережлив», что даже сожалеет о лишних пробелах, куда ему думать о мертвых насекомых в чернилах. Вся его жизнь окружена «мертвыми» вещами.

9.«Утопающий, говорят, хватается и за маленькую щепку, и у него нет в это время рассудка подумать, что на щепке может разве прокатиться верхом муха, а в нем весу чуть не четыре пуда, если даже не целых пять; но не приходит ему в то время соображение в голову, и он хватается за щепку. Так и господа наши ухватились наконец и за Ноздрева. Полицеймейстер в ту же минуту написал к нему записочку пожаловать на вечер, и квартальный, в ботфортах, с привлекательным румянцем на щеках, побежал в ту же минуту, придерживая шпагу, вприскочку на квартиру Ноздрева...»

Муху здесь Гоголь использует как размер и объем, сравнивая маленькое летающее насекомое с человеком. Но даже если люди умирают как мухи, спастись как мухи они не могут. Для спасения человека нужно что-то больше, чем щепка.

10.«В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте, видит из окна проходящих плетущихся людей, толкующих об своих гривнах и с каким-то глупым любопытством поднимающих глаза, чтобы, взглянув на него, опять продолжать свою дорогу, что еще более растравляет нерасположение духа бедного неедущего путешественника. Все, что ни есть, все, что ни видит он: и лавчонка против его окон, и голова старухи, живущей в супротивном доме, подходящей к окну с коротенькими занавесками, – все ему гадко, однако же он не отходит от окна. Стоит, то позабываясь, то обращая вновь какое-то притупленное внимание на все, что перед ним движется и не движется, и душит с досады какую-нибудь муху, которая в это время жужжит и бьется об стекло под его пальцем.»

С одной стороны, в этом отрывке муха представлена обычным надоедливым и мешающимся жужжащим насекомым, которого иногда так хочется раздавить. Но если присмотреться, Гоголь одним предложением передает звук, движение и неподвижность одновременно, момент перехода от жизни к смерти и безразлично жестокое отношение к смерти – «Душит с досады…»

11.« И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные и по ту сторону и по другую, помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади, везущий зеленый ящик с свинцовым горохом и подписью: такой-то артиллерийской батареи, зеленые, желтые и свежеразрытые черные полосы, мелькающие по степям, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»

Н.В. Гоголь описывает русскую дорогу. «Как мухи» выступает здесь сравнением не только с целью указать на размер (вороны кажутся маленькими, как мухи), но и показать их большое количество. Образ мухи дает нам эффект масштаба и передает расстояние и объем огромного мира, бескрайней, но бесприютной Руси.

12. ««Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», – и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там, или нет…»

В данном случае муха является обычным насекомым, но сочетание «такая тишина, что слышно, как муха летит» является фразеологизмом – тишина полная, непоколебимая.

13. «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутину муха, и подымут вдруг клики: «Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это все, что ни описано здесь, это все наше – хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе. Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?»»

Сравнение вновь проводится с мухой-насекомым: она попалась, запуталась в паутину, пропала, и никто не может ее спасти – она остается на растерзание паукам. Также попалась «патриотам» на растерзание книга, что говорит о горькой правде быта земли русской, и никто не может защитить ее.

2.3.Анализ результатов.

Если подвести итог, описания мух делятся на категории:

1. Мухи – насекомые : 2,5,7,8,10,13

2. Мухи как люди – мелочные, незначительные и недостойные персоны, ничего из себя не представляющие: 1,3

3. Мухи упоминаются во фразеологизмах:4,6,12

4.Мухи как средство выражения размера или веса:9, 11

Мотивы, переданные с помощью образа мухи:

-мотив запустения (7,8)

-мотив пробуждения (мотив сна, переходящий в мотив жизни/смерти) (2)

-мотив смерти (4,5,6,7,8,10)

-мотив назойливости, незначительности, раболепия (1,3)

3.Заключение.

Как видно, одного общего мотива у появления в поэме мух нет. Однако, с помощью использования такого, казалось бы, незначительного образа, Н.В.Гоголю удалось указать на все важные детали и провести аналогию с уже указанными ранее мотивами, такими как мотив жизни/смерти, мотив запустения, омертвения и мотив незначительности. Наиболее часто встречается мотив смерти, что связано с основным мотивом всей поэмы «Мертвые Души».

Вывод:

Образ мухи – важная художественная деталь поэмы «Мертвы Души». Его значение каждый раз индивидуально, среди самых распространенных мотивов – мотив жизни/смерти, запустения, назойливости.

4. Список используемых источников информации:

1.https://kartaslov.ru/

2. https://ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)

Просмотров работы: 5118