Введение
Язык отражает окружающий человека мир, а также культуру, созданную им, хранит ее и передает из поколения в поколение. Язык формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, менталитет и мировоззрение. Человек рождается ни русским, ни немцем, ни японцем..., а становится им в результате пребывания в соответствующей национальной общности людей.
Педагог и писатель К.Д. Ушинский говорил: « Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем». Пословицы - это крупицы народной мудрости. Каждая из них имеет свой глубокий смысл, свою историю. Как и люди, пословицы бывают разного происхождения. В пословицах хорошо видны традиции, нравы, обычаи народа, в котором они родились. Эта « народная мудрость» создавалась многими поколениями людей, развивалась и совершенствовалась в течение столетий. Многие пословицы дошли до наших дней. Современный человек, который употребляет их в своей речи, демонстрирует, конечно, свой ум и мудрость. Однако использование пословиц в речи людей 21 века - нечастое явление. А ведь пословицы помогают узнать многие истины, которые нужны человеку, чтобы жить правильно и счастливо. Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «пословица — это ценнейший обломок древней философии».
1) Выбор темы исследования:
Среди всех жанров и видов русского народного творчества пословицы занимают особое место, потому что именно они помогают человеку сделать правильный выбор в трудных жизненных ситуациях. В пословицах заключена мудрость народа. Я решила провести исследование, чтобы убедиться, что "пословицы - это кладезь нестареющей мудрости и источник знаний о языке и народе".
2) Актуальность выбранной темы:
Данная тема проекта актуальна, потому что мудрыми людьми всегда восхищались. Мудрость можно обрести как благодаря личному жизненному опыту, так и с помощью книг, фольклора. С помощью пословиц люди передают другим поколения свой жизненный опыт, духовно- нравственные ценности. Использование в речи пословиц делает нашу речь богаче и выразительнее. Применение пословиц в речи уместно как в повседневной жизни, так и на деловом уровне.
3) Цели проекта: создание дидактического материала для уроков русского языка и литературы и внеклассной работы, способствующего активному приобщению школьников к вековой мудрости народов разных стран; обогащению их личного жизненного опыта духовно- нравственными ценностями; расширению активного словарного запаса; развитию творческих способностей.
4) Задачи проекта:
научиться самостоятельно искать необходимую информацию по заданной теме с использованием различных источников;
научиться определять тематику пословиц, видеть их актуальность в конкретных жизненных ситуациях;
развивать воображение с помощью рисунков к пословицам;
формировать умение проводить общественные опросы для изучения конкретной проблемы;
повысить грамотность при свободном письме;
развивать аналитические способности.
5). Предмет исследования: пословицы народов мира на различные темы и их использование на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе.
6) Гипотеза. Я считаю, что изучение пословиц – это увлекательное путешествие по стране Мудрость, раскрывающее духовно- нравственные ценности народа и мотивирующее школьников на примере пословиц обогащать свою речь и знания о языке. Это и стало гипотезой моего проекта.
7) Этапы и методы работы над проектом:
анализ литературы и Интернет-ресурсов по данной теме проекта;
анализ и сравнение пословиц по темам и происхождению;
подбор пословиц для уроков русского языка на определенные темы.
сбор и анализ творческих работ учащихся Лицея с использованием пословиц для вывода исследования.
проведение общественного опроса (анкетирования) по теме проекта и обработка результатов;
апробация дидактического материала по теме: « Пословицы»;
подведение итогов проекта и создание продукта проекта.
Глава I. О пословицах и их связи с жизнью народов.
1.1. Что такое пословица?
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Пословицы кратки, но глубоки по содержанию. Об этом свидетельствуют пословицы о пословицах: « Пословица - всем делам помощница», « Пословица ввек не сломится», « Пословица да присказка беседу красит», « С пословицей – не поспоришь».
Известный учёный – лингвист, автор толкового словаря В.И. Даль писал: « Во внутренней одежде в пословицах наших можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения».
1.2.Духовно-нравственные ценности разных народов, отражённые в пословицах.
Изучая пословицы народов мира, можно заметить, что люди разных национальностей на протяжении многих веков воплощали в них свою любовь к Отчизне. Они восхищались военной мощью своей страны, красотой ее природы, традициями и обычаями ( "Родина там, где тебе хорошо" (индейская), "Теряющий Родину – теряет всё" (абхазская), "Родина дороже, чем любая страна" (башкирская), "В родном краю как в раю" (мордовская), "Береги Родину как зеницу ока" (русская).
Сравнив пословицы разных народов мира на данную тему, я пришла к выводу, что у всех людей, независимо от места их проживания, образ Родины связан с такими понятиями, как дом, семья, любовь, преданность и отвага. Отношение к родной земле определяет честь и достоинство любого человека.
Неотъемлемой частью жизни каждого здравомыслящего человека, как известно, является труд. Недаром русский народ всегда считал, что труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. И успешность в жизни зависит не только от способностей, таланта, но и от трудолюбия. Недаром народная мудрость гласит: « Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь. Что смолотишь, то и смелешь. Что смелешь, то и съешь». Русские крестьяне всегда много трудились. Ребенок с малых лет приучался к труду и ответственности за результат своего труда. Мальчиков обучали сельским работам с 9-ти лет, до этого они играли в игры, имитирующие домашние и полевые работы взрослых. Девочек же обучали рукоделию, сложной, усидчивой, кропотливой работе. Об уважительном отношении к труду гласят пословицы многих народов: "Земля труд любит" (русская), "Где труд, там и счастье" (русская), "Кто любит труд, того люди чтут" (русская), "Зеркало человека - его труд" (азербайджанская), «Работа сердце веселит" (марийская), "Дерево дорого плодами, а человек делами" (татарская).
Однако в современном обществе есть люди, для которых безделье – норма жизни. Всему виной - чувство лени. В народных пословицах это качество резко осуждается. Приведу примеры пословиц на эту тему: "Ленивый всегда бедный" (португальская), "Ехал бы воевать, да ленив вставать" (русская), «Ленивый и в своей избе промокнет" (русская), "Лентяй- брат нищего" (английская), "Лениться да гулять – добра не видать" (русская).
Таким образом, лень - мать всех пороков, она является главным препятствием для достижения успеха.
Русский народ, живя в нищете под гнётом самодержавия, исстари мечтал о достатке, не случайно в сказках мы часто встречаем образ скатерти- самобранки. Но что такое достаток? Кстати, его понимание у простого русского человека и европейского раньше было различным. Русский трудовой человек знал твёрдо: « труд- отец богатства», а западный человек деньги олицетворял со свободой. Сравнивая пословицы о богатстве, можно прийти к выводу, что если оно приобретено трудом, то при потере его оно сохранит от гибели человека: он станет вновь трудиться и еще может приобрести больше, чем у него было. Однако если он живет и часто не думает ни о чем, кроме своей похоти, такой человек при потере богатства погибает. Крепкое здоровье и настоящее счастье намного ценнее любых денег не только для русского народа: « Богатство без здоровья – ничто» (английская).
Изучая содержание пословиц, я заметила большой интерес народов к теме семьи. Именно в семье человек впервые учится любить ближнего, в ней впервые познает благодать отцовства, ласку материнства, крепкую поддержку братства, веселую нежность сестричества. Семья считалась основой благополучия и душевной гармонии. Из семьи происходит тот добрый мир и гражданская крепость, которыми держатся нации, народы, государства. Об этом свидетельствуют и пословицы разных народов, например: "Семья воюет, а одинокий горюет» (русская), "Семья- ключ к счастью» (азербайджанская),"В дружной семье всё получится» (китайская), "Семья- лицо матери (адыгская),"Семья без любви - дерево без корней» (татарская).
Отношения между старыми и молодыми в крестьянской семье были основаны на взаимном уважении, понимании, послушании и взаимопомощи. «Чти отца и мать и благо ти будет, и долголетен будеши на земле», - гласит русская народная мудрость. Поэтому большое внимание народы уделяли воспитанию детей: "Умел дитя родить, умей и научить" (русская),
"И медведица воспитывает своего медвежонка" (марийская),"Баловство - не воспитание" (грузинская),"Кто воспитывает детей, тот достоин семьи" (адыгская). Пословицы о воспитании являются народным педагогическим наследием. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, современным родителям полезно познакомиться с мудростью предков. Это поможет воспитывать детей в соответствии с культурными традициями русского народа.
Сопоставление пословиц разных народов говорит о том, что духовно-нравственные ценности важны для всех народов, независимо от их национальности и веры.
1.3. Сборники пословиц и их популярность в наше время. Результаты анкетирования.
В 1904 году вышел "Сборник российских пословиц и поговорок", автором которого является И.И.Иллюстров. В этой книге читатель сможет найти знакомые или неизвестные ему пословицы, а также узнает о пословицах- фаворитах, к которым, по мнению автора книги, относятся: "Ученье - свет, а неученье - тьма", "Слово горы ворочает", " В семье любовь да совет, так и нужды нет", "Без беды друга не узнаешь", « Вся семья вместе, так и душа на месте", "Жизнь измеряется не годами, а трудами".
У меня возник вопрос: "А знают ли их обучающиеся моего лицея?" Для этого я решила провести анкетирование среди обучающихся 6-8 классов. Результаты опроса представлены в таблице.
Класс |
Количество опрашиваемых |
Количество названных пословиц |
6-е классы |
12 |
42 |
7 класс |
16 |
67 |
8-е классы |
20 |
93 |
Наиболее часто упоминаемые пословицы:
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" – 16 чел.
"Повторенье – мать ученья"– 13 чел.
"Ученье - свет, а неученье" – тьма – 8 чел.
"Семь раз отмерь, один раз отрежь" – 7 чел.
"Сытый голодного не разумеет" – 4 чел.
"Терпение и труд всё перетрут" – 3 чел.
Можно сделать вывод, чтоучащиеся знают пословицы, но набор их недостаточно разнообразен, поэтому на уроках и во внеурочной деятельности необходимо проводить более активную работу по обогащению речи школьников «жемчужинами» народной мудрости.
Для того чтобы использование пословиц на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе было более творческим, я решила выбрать наиболее интересные для школьников темы пословиц.
Глава II. Эти удивительные пословицы.
2.1. Именные пословицы.
Изучая необъятный мир пословиц, я обнаружила, что существуют именные пословицы. Они бывают мужские и женские и несут как положительный смысл, так и отрицательный. Я составила небольшую таблицу:
№ |
Имя |
Пословица с использованием имени |
А |
Жаль Акулину, да посылать по малину. |
|
Б |
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. |
|
В |
А Васька слушает, да ест. |
|
Г |
Не гордись, Гордей, ты не лучше людей. |
|
Д |
Швец Данило что ни шьёт, то гнило. |
|
Е |
Всякий Еремей дело разумей. |
|
И |
Рад Илья, что опоросилась свинья. |
|
К |
У нашей Катерины и свадьба и крестины. |
|
М |
Прежде Мокей был лакей, а ныне у Мокея два лакея. |
|
Н |
Пришли на Настю беды да напасти. |
|
О |
И стала наша Олена ни пава, ни ворона. |
|
П |
Тужит Пахом, да не знаем по ком (или: о чём) |
|
Р |
Роман все кладет в свой карман. |
|
С |
Швея Софья - на печи засохла. |
|
Т |
Не всяк Тарас подпевать горазд. |
|
У |
Худ мой Устим, да лучше с ним. |
|
Ф |
У лодыря Федорки всегда отговорки. |
|
Ш |
Кланяются не Шуре, а шуриной шубе. |
|
Я |
От Якова недалеко до всякого. |
Из таблицы можно понять, какие имена были распространены на Руси, какие вновь становятся популярными в наше время. Нетрудно заметить, что одни имена использовались как сатирические, другие как утверждающие те или иные нравственные ценности. Из именных пословиц можно определить и род занятий людей прошлого.
2.2. Времена года в пословицах.
Важное значение для сельскохозяйственной и животноводческой деятельности крестьян всегда имели времена года. Каждое время года отличается своими природными явлениями, знаменует собой определённые работы и праздники. Об этом свидетельствуют и пословицы, например:
«Весной дождь парит, а осенью мочит», «Апрельские лучи землю будят», «Зимой снег глубокий, значит летом хлеб высокий», «Зима лето пугает, да всё равно тает», «Что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь», «Худо лето, когда солнца нету», «Весна и осень – все на дню погод восемь» и другие.
Традиционно осень на Руси – пора земледельческих праздников и жатвенных обрядов. В это время собирали урожай, что обеспечивало счастливую и сытую зиму, достаток и благополучие в семье («Осенью и воробей богат»). Пословицы про осень выражают первостепенные интересы земледельца: здоровье скота, народные приметы на погоду, которая может отразиться на хозяйстве, стремление к достатку и миру. Посредством пословицы, в краткой, сжатой форме, люди проводили аналогии между хорошим урожаем и богатством, подчёркивая при этом важность труда, отмечали сезонные изменения в мире животных и растений.
Малые формы фольклора, в том числе пословицы, отразили важность времён года в жизни человека.
2.3. Географические пословицы.
Существует немало географических пословиц, например, про города нашей необъятной России. Каждая отражает традиции, нравы народа, облик того или иного города. Ведь каждому краю есть, чем похвастаться.
№ |
Пословица |
1. |
Горд и рад, кто оборонял Ленинград. |
2. |
За Москву – мать не страшно и жизнь отдать. |
3. |
В Тулу со своим самоваром не ездят. |
4. |
Казань - осетрами, Сибирь соболями хвалится. |
5. |
Кашира всех рогожей обшила, а Тула в лапти обула. |
6. |
Казань-городок – Москвы уголок. |
7. |
Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет. |
8. |
Славна Москва калачами, Петербург усачами. |
9. |
Ездил черт в Ростов, да напугался крестов. |
10. |
Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал. |
2.4. Исторические пословицы.
Разряд пословиц, отразивших исторические события, затрагивает памятные моменты в истории с древнейших времён. Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне.
Изучение исторических пословиц в деталях представляется сложным делом. Но каждый русский человек, хотя бы немного знакомый с историей России, может догадаться, о чем идет речь в той или иной пословице:
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (в старину монахи тысячами бродили по Руси, переходя из одного монастыря в другой. Их было великое множество, и в каждом – свои обычаи, свой порядок, одним словом, устав, которому монах должен был строго подчиняться).
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» ( Юрьев день – 26 ноября по старому стилю. В конце 16 века за неделю до него и неделю после крестьяне имели право перейти от одного помещика к другому. В 17 веке это право было отменено. Это означало полное закрепощение крестьян).
«Тут словно Мамай воевал» (пословица связана с монголо-татарским нашествием на Русь и опустошением русских городов и сел в результате этого).
Голодный француз и вороне рад (пословица связана с войной 1812 года, когда французы отступали, у них кончилось продовольствие, и они стреляли ворон, чтобы не умереть с голоду).
Добрыня крестит мечом, Путята — огнем (пословица возникла как отклик на введение христианства в древнем Новгороде. Князь Владимир Святославович послал Добрыню и Путяту в Новогород для проведения крещения. Не сумев убедить новгородцев креститься по собственному желанию, они прибегли к военным действиям).
«Лучше грозный царь, чем семибоярщина», «Невелик городок, да семь воевод», «У одной овечки да семь пастухов» (эти три пословицы возникли в начале XVII века. После свержения царя Василия Шуйского образовалось правительство, фактически отдававшее нашу страну в порабощение Польше).
«На одном вече, да не одни речи» (отголоски вечевого образа правления).
«Лежачего не бьют» (пословиц возникла во времена кулачных боев)
2.5. Числа в пословицах.
Математика вокруг нас! Где только не встретишь разные числа! Если приглядеться, они повсюду: в магазине, на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин и даже дома на кухне. Числа встречаются и в пословицах. Немного истории. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, соотнося их с различными частями тела, главным образом пальцами рук и ног. Отсюда возникло число, а вместе с ним возникла математика.
Имена числительные во многих языках указывают, что у первобытного человека орудием счета были преимущественно пальцы. Не случайно в древнерусской нумерации единицы называются "перстами", десятки - "составами", а все остальные числа - «сочинениями". Кисть же руки - "пять" у многих народов.
Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что её началом всех начал. Единица – это символ славы и могущества, действия и честолюбия. Немало пословиц есть с этой цифрой: "Одно сегодня лучше двух завтра", "Одно дерево срубишь – десять посади", "Одно око, да видит далёко".
По мнению древних греков, число два – символ любви и непостоянства - всё время находится в поисках равновесия между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой. Вот примеры пословиц с числом два: "Из двух зол выбирают меньшее", "Старый друг лучше новых двух", "Ум хорошо, а два лучше".
Большим уважением в древности пользовалась семёрка ( "Семи смертям не бывать, а одной не миновать", «Семь бед – один ответ", «Семь раз отмерь, один – отрежь") Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней. Когда-то число «семь» употреблялось в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и Солнце, и Луну. Все непонятные явления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединилось и с семью планетами. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя. Семь считалось священным числом. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
Пословицы процифрыпомогают при обучении счету, так как они просты по своей структуре, ритмичны и часто имеют рифму.
Глава III. Использование пословиц на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе
3.1. Изучение орфографии и пунктуации с помощью пословиц.
Видные русские педагоги и методисты обращали своё внимание на необходимость введения пословиц и поговорок в речь детей. Достаточно много пословиц включено Л.Н.Толстым в «Книгу для чтения», К.Д. Ушинским - в «Родное слово». В современных школьных учебниках русского языка и сборниках диктантов есть немало пословиц и поговорок, однако с большинством из них работа ведётся недостаточно продуктивная. А ведь многие великие русские писатели занимались собиранием пословиц и поговорок, на примерах мудрых народных выражений учились образности, меткости, «сочности» языка. Пословицы и поговорки называют «жемчужинами народной мудрости», «золотыми зернами».
Используя пословицы творчески, учитель может превратить сухой научный материал, данный в учебнике, в доступный, интересный, а урок сделать насыщеннее, увлекательнее. Изучив огромное количество пословиц с точки зрения орфографии и пунктуации, я пришла к выводу, что к каждой теме, изучаемой в курсе русского языка на протяжении школьной жизни, есть большое количество примеров в виде пословиц. Продемонстрирую это на шести наиболее трудных орфограммах.
1) Тема: «Безударные окончания Е-И в именах существительных единственного числа»: «В поговорке – мудрость» (Азерб.), «Делу время – потехе час» (Рус.), "Живи и учись до старости» ( Кит.), «Азбука – к мудрости ступенька» ( Русск.)
2) Тема: « О- Е» после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»: «Лицо – зеркало души» (Абхаз.), «Пальцем хлеба не отрежешь" (Белорус.), «С пословицей не поспоришь» (Азерб.)
Тема: « Н-НН в разных частях речи»:"драгоценный камень и в пыли светится" (Мар.), «У хозяйственного человека всякий инструмент есть» (Кор.), «Выпущенная стрела не возвращается» ( Турец.)
4)Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»: « Труд для человека- здоровье и жизнь» (Болгар.), « Учить - ум точить» (Рус.), «Родина – золотая колыбель» (Башк.), «Находчивость – половина счастья» (Абх.)
5)Тема: «Обособленное определение»: «Человек, забывший свою родину,- заблудившийся человек «(Удм.), «Слово- ключ, открывающий сердца» (Сов.), «Камень, обросший мхом, трудно раскачать» ( Лат.)
6) Тема: «Обособленное обстоятельство»: «Сделав зло, не ожидай хорошего» (Абаз.), « С умным водясь, умным станешь» (Чуваш.), «Сделав доброе, не раскаивайся» (Русск.)
На уроках русского языка и литературы мы обращаемся к интерпретации пословиц, пишем творческие работы. Это очень помогает постичь их глубокий смысл и приобрести жизненный опыт, а без него мудрым никогда не стать.
Недавно ребята 6-х классов нашей школы писали мини- сочинения по некоторым пословицам. Дети привели жизненные и литературные примеры к ним. Наиболее интересные и необычные из них я решила продемонстрировать на данном этапе своего проекта.
Образцы творческих работ учащихся Лицея с использованием пословиц:
1. Пословица: «Друг познается в беде».
Жили-были два мальчика, учились они в 8 «Г» классе. Одного звали Никита, второго - Миша. С Никитой все дружили, а с Мишей никто.
Однажды учительница объявила о предстоящей контрольной работе. Никита сказал всем друзьям: «Я подготовлюсь, можете ничего не делать!». Пришел Никита домой. Весь день он играл в компьютер, а вечером, уставший и обо всем забывший, лег спать.
На следующее утро является Никита на урок - ничего не знает и не помнит. А Миша и другие ребята не стали надеяться на одноклассника , сами подготовились хорошо и всё написали. Весь класс получил оценки «5» и «4», а Никита- «2». Вот и говорят: «Не спеши языком, торопись делом» или «Друг познается в беде».
2. Пословица: «Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую».
Однажды летом в одной абхазской деревне бабушка сказала своему внуку: «Сходи принеси ягод из леса». Она хотела испечь пирог. Внук пришёл в лес, но ему было лень собирать их. Когда он вернулся домой, то сказал: «Ягод не было!». А бабушка ответила: «Ну, тогда и не будет пирога! А всё потому, внучек, что как ты бьешь в ладоши, так я и танцую!».
3. Пословица: «Повторение- мать учения».
Школьница Саша делала уроки на понедельник. Ей задали выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина. Она прочитала его много раз, и через 30 минут уже выучила. Перед уроком она все помнила, но решила повторить стих еще раз. Ведь «повторение-мать учения».
4. Пословица: « Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь».
Таня очень не любила учить устные уроки, в том числе и биологию.
И вот она сидит на диване и думает: «Что же мне выбрать: погулять с Машей или все-таки прочитать биологию?». К ее же несчастью, она выбрала первый вариант. С Машей они погуляли замечательно: походили вместе по магазинам, обсудили проблемы нынешнего поколения, статьи разных журналов и парней из своих классов. В конце прогулки они решили зайти к Маше, посидеть у нее часок.
Пришла Таня домой поздно. Так и не выучила она биологию.
На следующий день у Тани по биологии был тест на проверку домашнего задания. За него она получила двойку, потому что совсем не выучила
материал к уроку.
«Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь»- вывод этого небольшого рассказа.
3.3. Дидактическая игра: "Мудрое лото" [см. приложение № 2]
Цель игры: расширить знания учащихся о пословицах, обогатить их речь, пополнить словарный запас, развитие логического мышления, воспитание интереса к культурному наследию русского народа.
Ход игры: 3 команды (по 2-3 человека) получают карточки с половинками 20 пословиц. Необходимо так соединить части, чтобы получилась верная пословица. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее всех.
3.4 Межпредметная игра для 7-8 классов « Увлекательное путешествие на фирменном поезде « Пословица». Сценарий игры [см. приложение №3]
Цели: развитие у учащихся интеллекта и мышления, воспитание культуры речи и интереса к разным наукам, формирование умений применять полученные знания на разных уроках.
Правила игры: участники игры делятся на 2 команды (по 5-7 человек). Роль проводника- филолога выполняет учитель. Жюри: старшеклассники. В кабинете парты (станции) располагаются в ряд друг за другом, но в разных концах помещения, чтобы команды самостоятельно выполняли задания. После выполнения заданий на каждой станции учащиеся отдают бланк с ответами жюри. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Возраст участников: 7-8 классы.
Заключение.
Итак, я могу смело утверждать: во-первых, мудрость пословиц с годами не устаревает, во-вторых, нравственные ценности у разных народов мира общие.
Изучение пословиц – это приобщение к богатству культурных ценностей народов, выработанных человечеством на протяжении многих веков. В пословицах заключена вся мудрость народов. Пренебрегать ею – опасно.
Пословицы - это подсказка правильного поступка в любой жизненной ситуации.
Пословицы делают нашу речь остроумной и живой. Они помогают в определённой речевой ситуации чётко, кратко , лаконично сформулировать мысль, сделать умозаключение, дать оценку поступкам людей. Тем самым пословицы заменяют пространные нравоучительные суждения, часто монотонные, а потому и неэффективные. Меткое и образное слово в пословицах обладает большой степенью эмоционального воздействия.
К сожалению, в современной жизни мы испытываем огромное давление потока низкокачественной, порой пошлой речи, которая способствует превратному представлению молодёжи о ценностях жизни, подмене возвышенного низменным. Активное же изучение пословиц , я убеждена, может этому противостоять.
Работая над проектом, я сделала для себя важное открытие: с помощью пословиц можно увлекательно изучить всю грамматику русского языка. Итак, хочешь мудрым стать - должен много ты пословиц знать!
Список литературы:
1.Бутвкевич В.В. Факультативные занятия « Моё Отечество» в 1-4 классах: пособие для учителейучреждений общ. Сред. Образования с бел. И рус.яз. обучения/ В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачёва.- Минск: Пачатковая школа, 2014.- 296 с.
2.Внеклассная работа по русскому языку.6 класс./Сост. Т.Н.Скороходова.- Волгоград: ИТД « Корифей»,2007.-96с.
3.Занимательные материалы по русскому языку. 8 класс./ Сост. Колчанова С.С.- Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.- 112с.
4.Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс./ Сост. Г.В. Цветкова.- Волгоград : ИТД « Корифей», 2006.- 96с.
5.Леонов С.А., Мазуревская Р.П. Пословицы, поговорки и афоризмы на уроках литературы: Пособие для учителей / Науч. Ред. С.А. Леонов; Под общ. Ред. В.М. Сидоровой.- М.: АПК и ППРО, 2007.- 44с.
6.Материал для упражнений по орфографии и пунктуации (пословицы и поговорки разных народов) / сост. Н.Н. Ушаков, 1961.
7. Пословицы и поговорки русского народа / сост. Н.И. Шейко. – М.: Вече, 2006.
8.Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 169 с.
9. Сборник российских пословиц и поговорок / сост. И.Иллюстров, 1904.
10. Wiktionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiktionary.org
11. Пословицы и поговорки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pogovorki-poslovicy.ru
12. Пословицы по темам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poslovitza.ru/poslovizi_po_temam.html
13. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок. - https://www.litmir.me/bd/?b=198419&p=1
Приложение
Приложение №1
Рисунки для мини- сочинений по пословицам
Приложение №2
« Мудрое лото»
Не говори «гоп"… |
…люби и саночки возить. |
Близок локоть, ... |
...да не укусишь. |
Волков бояться - ... |
...вместе веселей. |
Береги платье снову, ... |
.. .а работать не забывай. |
Всякая дорога... |
.. .а честь смолоду. |
Где гроза, ... |
.. .в лес не ходить. |
Гулять гуляй,... |
...там и солнце. |
Любишь кататься… |
…а телегу зимой |
Старый друг... |
...не поле перейти. |
Долог день до вечера, ... |
...своё болото хвалит. |
Жизнь прожить - ... |
...лучше новых двух. |
За правое дело... |
...в хороших руках. |
Каждый кулик... |
...коли делать нечего. |
Инструмент хорош... |
...стой смело. |
Готовь сани летом… |
…пока не перепрыгнешь. |
Каков корабль,... |
...холодной воды боится. |
Корень учения горек, ... |
...рад своей воронушке. |
Ошпаренный кот... |
...торопись делом. |
На чужой сторонушке... |
...да плод его сладок. |
Трудно найти, ... |
.. .легко потерять. |
Не спеши языком, ... |
...таково и плаванье. |
Приложение №3
Схема маршрута фирменного поезда «Пословица»
Слова проводника- филолога: Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке. А что такое язык? «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» - это одно из самых известных определений. Языком владеют только люди. Одним из помощников в изучении языка являются « жемчужины» народной мудрости – пословицы.
Приложение №3-А
В) Без коня нет и кава(лл,л)ериста.
Г) Между друзьями ра(сс,с) чёты творятся быстро.