Образ учителя в литературе XX и XXI веков

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ учителя в литературе XX и XXI веков

Кель Д.А. 1
1МБОУ СОШ ст.Терской Моздокского района РСО-Алания
Толмачева Е.В. 1
1МБОУ СОШ ст.Терской Моздокского района РСО-Алания
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

От врачей и учителей требуют чуда, но если это чудо свершится, никто не удивляется.

Мария Эбнер Эшенбах (австрийская писательница)

Учитель, мугаллим, педагог, гуру, наставник, преподаватель… Пожалуй, трудно найти других представителей человеческого общества, которых возвеличивали бы все известные поэты и писатели, мыслители и ученые… Ведь у них тоже были учителя, благодаря которым, они и стали именно тем, кем мы их знаем. До революции в нашей стране учительская профессия считалась одной из почетных: наставника слушались беспрекословно, к нему обращались за советом не только в воспитании, но и в житейских вопросах. На селе он считался самым образованным человеком: с ним здоровались издалека и считали за честь, если учитель останавливался поговорить…

Когда я была маленькой, то больше всего любила играть в учительницу, рассаживала своих мишек и кукол и объясняла им премудрости. Я была уверенна, что когда вырасту, то обязательно стану учительницей, как и моя мама… Шли годы, я выросла, и, к сожалению, мне все меньше хочется посвятить свою жизнь этой прекрасной профессии… Что же произошло?! По-видимому, причина не только во мне, но и в изменении отношения общества к учителям. Идет время, меняются жизненные приоритеты… Порой мне обидно, когда мои ровесники нехорошо отзываются об учителях. Передачи, в которых их обвиняют в педагогических ошибках, в нашей семье не смотрят, а в последнее время все чаще вечером приходится переключать телевизор. Что влияет на отношение к учителю? Конечно, престиж профессии: в мире, где наибольшую ценность имеют материальные блага, эта профессия должна высоко оплачиваться, учителям нужны и социальные гарантии. Отношение к профессии формируют и средства массовой информации, последнее время, к сожалению, только негативное. А что происходит в русской литературе: поменялось ли отношение к учителю там?

Таким образом, тема нашего исследования – «Образ учителя в литературе XX и XXI веков».

Актуальность исследования определяется необходимостью понять, отражаются ли изменения в обществе (отношение к педагогам) в русской литературе. Выяснить, что влияет на отношение к этой профессии в обществе. В современных средствах массовой информации этот вопрос является едва ли самым главным. В педагогике, методике преподавания он тоже находится под пристальным вниманием ученых, но рассматривается с нравственных аспектов (личностное развитие, взаимоотношения с обществом). Эта тема является объектом изучения известных педагогов А.С. Макаренко, Р. Амонашвилии и других. Казалось бы, все проблемы освещены достаточно, но отношение к учителям разное и у политиков, и у журналистов, и писателей… «Меняется ли образ учителя в русской литературе?» – ответа на этот вопрос мы не нашли, так как целостного анализа, по нашим данным, не проводилось.

Цель исследования выяснить, как изменился образ учителя в произведениях русской литературы XX и XXI веков.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

-отобрать литературу для анализа;

-проанализировать отдельные произведения художественной литературы по данной теме;

-сопоставить образы учителей в литературе XX и XXI веков;

-систематизировать материал анализа в сводную таблицу;

-выявить на основе анализа образов и сюжета художественного произведения читательское отношение к учителю;

-провести социологический вопрос по данной проблеме;

-выразить собственный взгляд на изучаемый вопрос.

Объект исследования − отношение к учителю в обществе.

Предмет исследованияобраз учителя в произведениях художественной литературы XX и XXI веков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы и приемы исследования: метод анализа художественного текста, описательный метод; метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия.

Гипотеза исследования: если весь накопленный человечеством опыт находит отражение в искусстве, то изменения общественного мнения в отношении профессии учителя должны найти отражение в литературе. По сравнению с произведениями русской литературы XX века в произведениях XXI века образ учителя должен измениться: если в XX веке он положительный, то в XXI веке присутствует негативная оценка.

Практическая значимость работы видится в том, что результаты исследования и теоретические выводы могут быть использованы на уроках по изучению творчества писателей, произведения которых отобраны для анализа, для внеклассного чтения.

Так как эта тема является сквозной для русской литературы, материал исследования (таблица в Приложении) пригодится тем, кто сдает экзамен по литературе в форме ЕГЭ.

II.1. Краткий обзор произведений русской литературы об учителе.

В учителей не превратиться

Нам с Вами и на склоне дней,

Коль будем мы у тех учиться,

Кто сам не знал учителей.

Восточная мудрость

Об учителях написано немало художественных произведений, некоторые из них экранизированы. Мне удалось найти 71 произведение (см. Приложение), наибольшее количество написано в советский период времени. Самыми яркими, на мой взгляд, являются «Уроки французского» В. Распутина, «Песчаная учительница» А. Платонова. Я выбрала их для анализа и потому, что они изучаются в школе и поэтому знакомы каждому. Несколько иначе представлен учитель в произведениях литературы последних лет, хотелось бы уточнить, что количество написанных произведений также уменьшилось. Для анализа предлагаю два рассказа: А. Костюнина «Рукавичка» (2006г.), Ю. Мамлеева «Урок» (2002г.). Об образах учителей в этих произведениях мы поговорим в отдельной главе.

Все изменения в обществе находят отражения в искусстве, существенно изменилось и отношение к учителям, значит, их стали иначе изображать в литературе. В пример мне хотелось бы привести экранизированный роман А. Берсеневой «Последняя Ева». Главная героиня – учительница русского языка и литературы, очень интересный и открытый человек, дети ее называют Капитанской дочкой за фамилию Гринева. В конце произведения она становится счастливой женой и мамой, вот только замуж она выходит за своего ученика. Мне это напоминает сюжет передачи «Пусть говорят». Конечно, я прекрасно понимаю, что у каждого учителя есть и должна быть личная жизнь, они вовсе не бесплотные и бесчувственные духи, но личная жизнь учителя не должна пересекаться с личной жизнью учеников.

«Как географ глобус пропил» (1995-2003г.г.) - опять же экранизированный роман А. Иванова. Само название уже обращает на себя внимание: географ пропил глобус. Это произведение об учителе географии с не сложившейся судьбой; в учителя он пошел от безысходности, не имея специального образования. Отправился с детьми в поход, но и там вел себя недостойно…В повести Л. Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» (1987 год) учительница представлена карьеристкой, для которой успехи детей служат лишь средством подъема по карьерной лестнице. «У меня показательный класс, - сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…»

II.2. Образ учителя в литературе XX века.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. Аристотель

Бездушие и жестокость противоестественны для учителя Лидии Михайловны, героини рассказа В. Распутина «Уроки французского». «Это один из лучших моих рассказов, - позднее признавался писатель. - Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». Прообразом учительницы французского языка послужила учительница самого писателя, которую он впоследствии отыскал. Настоящим учителем можно назвать можно только того, кто учит доброте и неравнодушию к окружающим – главная мысль этого произведения.

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», - начинается рассказ «Уроки французского». Так в начальных строках автор определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, становление героя. В голодные послевоенные годы молодая учительница всячески предлагала помощь мальчику из деревни, но он отказывался. Приглашая его на дополнительные уроки французского языка, она угощала его чаем, но гордость не позволяла ему притрагиваться к еде. Лидия Михайловна стала играть с ним на деньги в «пристенок». Став взрослым, он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш». Этот бескорыстный поступок директор оценил как «… преступление. Растление. Совращение». Учительница была уволена и уехала к себе домой. Даже оттуда она отправила своему ученику посылку с крупными яблоками, о которых рассказывала, и макаронами.

Потом Лидия Михайловна так и не вспомнила об этой посылке, а он этот урок запомнил на всю жизнь, в его судьбе она сыграла огромную роль: помогла осознать, что нельзя пройти мимо чужой беды. Французский язык наш герой так не выучил, а вот уроки доброты и милосердия усвоил на всю жизнь. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Главная героиня рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» - Мария Нарышкина. Свой короткий рассказ автор делит на пять небольших частей, и этот прием превращает рассказ в маленькую повесть о трех годах жизни молодой учительницы, посвященных труду на благо других людей. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя М.А. Платонова.

Первая глава посвящена предыстории этой молодой, но необыкновенно сильной духом женщины. У нее было спокойное безоблачное детство и любящий отец-учитель, закончилась ее беззаботная жизнь, когда ее распределили после окончания учительских курсов в село Хошутово, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Наблюдая за безотрадной жизнью крестьян, она понимает, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». Сильный и мужественный характер, целеустремленность и милосердие не позволили ей остаться в стороне: она возглавила борьбу с песками и победила. Но через три года ей пришлось встретиться с кочевниками, чтобы принять и их правду: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Но ее ждет новое испытание, она получает задание еще более сложное – поехать в другое село, чтобы обучить его жителей окультуривать пески. Желание спасти народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да».

Эта женщина, молодая и красивая, жертвует своей личной жизнью ради жителей села. Она преданно служит людям, отдавая личное счастье взамен общественному, поэтому и заслужила такое уважение: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».

Итак, литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – ликвидировал безграмотность в России. Учитель в это время – это в меру строгий наставник. Его отношения с учениками строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях этого периода на первый план выходят нравственные ценности, перед нами мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других.

II.3. Образ учителя в литературе XXI века.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

Иоганн Вольфганг Гёте

Для анализа отобраны два произведения: А. Костюнина «Рукавичка» (2006г.) и Ю.Мамлеева «Урок» (2002г.). В этой главе представляю свою интерпретацию текстов, так как произведения написаны сравнительно недавно, они не являются программными, соответственно критической литературы практически найти не удалось. Ситуация, описанная в рассказе А. Костюнина «Рукавичка», могла бы завершиться совсем иначе, если бы герой получил поддержку у учителя.

Первоклассники были на экскурсии в кабинете домоводства. Рассматривая альбомы с детскими поделками, кто-то из них украл маленькую пушистую рукавичку. Их первая учительница заставила их снять одежду и стала обыскивать вещи и портфель. Пропажа нашлась у Юрки, маленького худенького мальчишки из большой семьи, в которой пил отец. Герой рассказа и не видел никогда подобной красоты, поэтому и взял, не понимая, что делает. Наверное, у него не было своего, личного, ведь он носил одежду за братьями или ту, которую давали односельчане, а ведь это так важно сознавать, что у тебя есть что-то твое. Мне кажется, что Юрка долго бы потом где-нибудь, чтобы никто не видел, разглядывал эту рукавичку и мечтал…Учительница грубо отчитала его и назвала вором. Он стал изгоем. Как бы между делом одноклассники били его, высыпали вещи из портфеля, обзывали… Никто за него никогда не заступался: ни родители, ни учителя, ни братья, ни одноклассники. Вором он остался на целых 8 лет, школа для него стала тюрьмой, хотя Юрка ничего больше не воровал. Представить себе страшно, что чувствовал этот мальчик. После школы он так и не устроился в жизни, как я поняла из текста, нигде не учился, а работы не было. А потом в голодное время в селе стали пропадать продукты, односельчане устроили расправу над ворами, среди них оказался и Юрка. Причастен ли он был к этому, никто не знает, но после этого он повесился.

Представьте на минуту, как ему было тяжело! Каким одиноким он себя чувствовал! Его никто не поддержал дома, отвернулись одноклассники… Каждый день жизни – наказание! А если бы ему объяснили, что он не вор, что человеку свойственно ошибаться, что один проступок не может перечеркнуть всю жизнь… Все бы было иначе. Возможно, он бы и не стал успешным человеком в бизнесе, известным писателем… Но у него была бы своя семья, он бы любил своих близких, хорошо работал. Разве этого мало?

Произведение Ю. Мамлеева для меня оказалось сложным. «Урок» - небольшое произведение, написанное в 2002 году, включенное в сборник «Ранние рассказы»1. Критической литературы мне не удалось найти, поэтому при анализе я опираюсь на свои читательские впечатления. Название вызывает ассоциации с названием произведения В. Распутина «Уроки французского»: кажется, что в нем скрыт глубинный смысл, но на самом деле все просто. В моем понимании, в тексте с таким названием должна идти речь о получении важных сведений для жизни, а не простых знаний. В произведении практически нет действий: идет обычный урок в пятом классе, за ним следует перемена, которой в тексте отводится больше места. Образы рассказа раскрываются не через поступки героев, а через их мысли: «хорошо бы кого-нибудь обласкать», «побить, побить бы кого-нибудь», «почему ум помещается в голове, а не в теле»… Такое впечатление, что они разрозненные, так и есть, так как каждый в классе думает о своем. «Перед классом стройно стоит, как фараон, ослепительно белокожая учительница» - это и все описание, но сравнение делает ее недосягаемой по отношению к окружающим. Это вызывает неприятные ощущения: учитель возвел себя на недосягаемую высоту, а вот ученики описаны безликой массой, здесь нет места индивидуальности. Представляю, насколько некомфортно находиться в классе. Для такого учителя урок – это способ самоутвердиться: «По существу ведь я, — думает она, императрица. И моя корона — мои нежные, чувствительные мысли, а драгоценные камни — моя любовь к себе...»; а для учеников пустое занятие, ведь каждый поглощен только своими мыслями, далекими от учебы: «я ведь очень одинок», «хорошо бы плюнуть»... Часто в этом рассказе используется белый цвет, но если обычно он выступает символом святости, невинности, чистоты, то в этом тексте он несет негативную окраску. «Ослепительно белокожая учительница», «белая учительница», «лампы, как белые луны», «бледное, заискивающее лицо мальчика» - здесь цвет привносит в текст ощущение холодности, пустоты.

III. Заключение.

Мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля, - 
Высшим достоинством Человечества 
Станут когда – нибудь учителя!
Р. Рождественский

Каждый день миллионы детей идут в школу, каждый день встречают учителей. Одних из них любят, других – не очень, одних уважают, других – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться душе. Быть учителем с большой буквы очень трудно. Нужно жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о собственном здоровье и думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы, горести и радости.

Трудно стать Учителем, особенно таким, как его изображают писатели XX века А.Платонов, В. Распутин… Учитель у этих писателей – в меру строгий наставник. Его отношения с учениками строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях этого периода на первый план выходят нравственные ценности, перед нами мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других.

«Плохие книги пишутся для всех, хорошие – для немногих»,- так считает А. Иванов, автор книги, по которой был снят одноименный фильм «Как географ глобус пропил». К сожалению, в последнее время в русской литературе преобладают именно плохие книги об учителях, к ним же, как я считаю, относится и сама книга автора цитаты и нашумевший фильм. Книги А.Костюнина «Рукавичка» (2006г.) и Ю. Мамлеева «Урок» (2002г.) рисуют учителя равнодушным человеком, это абсолютно противоположный образу учителя XX века. Трудно поверить, что авторы этих книг стали писателями совсем без влияния учителей. Такое отношение к педагогам характеризует общество в целом: в нем живут люди, неспособные видеть положительные качества других.

Исследование подтвердило гипотезу и показало, что с каждым годом отношение к замечательной профессии учителя меняется, причем в худшую сторону. СМИ и художественные произведения XXI века показывают учителя односторонне, подчеркивая только недостатки. Думаю, что в основу этих невероятных историй заложена обида на школу и желание заработать на этом деньги. На мой взгляд, пока об учителях будут писать плохие книги и снимать фильмы и передачи, порочащие облик педагога, уровень культуры нашего общества будет опускаться все ниже.

IV. Список используемых информационных ресурсов.

Костюнин, А.В. «Рукавичка». [Электронный ресурс] / А.В.Костюнин – Режим доступа: www.litmir.net/br/?b=108427

Мамлеев Ю. Собрание сочинений. Урок. [Текст] / Ю.Мамлеев// Материал с сайта «Русская виртуальная библиотека». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://rvb.ru/mamleev/contents.htm. Дата доступа

Платонов, А.П. «Песчаная учительница». [Электронный ресурс] / А.П.Платонов – Режим доступа: www.e reading.co.uk/book.php?book=45141

Распутин, В.Г. «Уроки французского». [Электронный ресурс] / В.Г.Распутин – Режим доступа: www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306

Приложение 1

Результаты социологического опроса

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.

(Персидское изречение)

В социальной сети «Вконтакте» мною был проведен анонимный опрос на тему «Отношение к профессии учителя». Всего в опросе принимало участие 63 человека, но не каждый отвечал на все предложенные вопросы с выбором ответа:

1) Как поднять престиж профессии?

А) добавить заработную плату – 58,8%

Б) уменьшить нагрузку -17,6%

В) запретить негативные материалы в СМИ о профессии – 23,5%

2) Считаете ли вы сложной профессию учителя?

А) да – 67,6%

Б) нет -17,6%

В) Такая же, как и все -14,7%

3) Какие чувства вы испытываете, когда смотрите передачи, показывающие учителей с негативной стороны?

А) удовлетворение (так им и надо) - 67%

Б) раздражение (так нельзя говорить об учителях) - 14%

В) нейтрально (мне все равно) - 19%

4) Какие качества вы цените в учителях?

А) доброта – 28,1%

Б) милосердие – 3,1%

В) профессионализм – 31,3%

Г) любовь к детям - 25%

Д) умение идти в ногу со временем – 12,5%

Так как «Вконтакте» зарегистрированы в основном подростки, то будем считать, что именно они отвечали на вопросы. На вопрос: «Как поднять престиж профессии учитель» мои ровесники большинством голосов выбрали: «повысить заработную плату», причем с большим отрывом, а это доказывает то, что в нашем обществе поменялись приоритеты, главным являются материальные ценности. На вопрос: «Считаете ли вы сложной профессию учителя?». Большинство ответили «да», что вызывает у меня недоумение: если дети считают эту профессию сложной, так почему они еще больше ее усложняют, почему они не могут себя изменить отношение к труду учителя. На вопрос: «Какие качества вы цените в учителях?» в большинстве своем ребята ответили: «Профессионализм». Итак, благодаря опросу мы можем понять, что ученики неопределенно относятся к учителям, но всю сложность профессии они понимают. Также я спросила в «Ответы mail.ru»: «Почему в обществе поменялось отношение к учителю?». На этот вопрос ответило 11 человек: 3 человека были против учителей: «ибо все проблемы в русских школах происходят из-за них»; 3 человека отдалились от сути вопроса: «сейчас везде проблемы, правительство такое». И 3 человека были полностью за учителей и выражали свое сочувствие, ругали маленькие зарплаты за адский труд. Оказалось, что те, кто были против учителей, являлись детьми, а другие 3 человека оказались людьми за 35 лет, причем один человек из них был учителем.

Сделаем вывод: профессия «учитель» ценится у старшего поколения, а молодое поколение, напротив, не ценит и не хочет ценить то, что делает для них учитель.

Приложение 2

Список произведений об учителе в русской литературе

1.Авдеенко Ю.Н. Любовь учителя истории.
2.Айтматов Ч. Первый учитель.
3.Алексеев В.А. Открытый урок; Прекрасная второгодница.
4.Алексеев В.К. Я вам верю: записки воспитателя.
5.Алексин А.Г. Сигнальщики и горнисты; Безумная Евдокия.
6.Астафьев А. Фотография, на которой меня нет.

7.Астафьев В. Людочка .

8.Астафьев В.П. Кража.
9.Баталов В.Я. Шапка – сосна.
10.Белых Г.Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД.
11.Бикчентаев А. Весна, похожая на крик.
12.Бичуя Н.Л. Шпага Славки Беркуты.
13.Близнец В. Женя и Синько.
14.Боборыкин П.Д. В путь-дорогу.
15.Быков В. Обелиск.
16.Васильев И.А. Крестьянский сын .
17.Вигдорова Ф. Дорога в жизнь; Это мой дом.

18.Воронцова Е.А. Нейлоновая туника.                                                                                  
19.Гоголадзе Т. Ребята и девчонки.
20.Гончар О. Бригантина.
21.Горбачев А.М. Сельская учительница.
22.Горская А.Б. Инка плюс Дик = ?
23.Горышин Г. Любовь к литературе.
24.Железников В.К. Чучело.

25.Иванов А. Географ глобус пропил.
26.Исарова Л. Задачи со многими неизвестными; Невыдуманные истории из школьной жизни. Записки старшеклассницы; Война с аксиомой: Спорные истории из школьной жизни.
27.Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла, Школьный вальс, или Энергия стыда.
28.Каверин В.А. Школьный спектакль; Загадка; Разгадка.
29.Каранбаев М. Вот он я - бывалый!
30.Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

31.Киселев В. Девочка и птицелёт; Любовь и картошка.

32.Костюнин А. Рукавичка.
33.Крапивин В.П. Наследники.
34.Кузнецова А.А. Земной поклон.
35.Лиханов А. Благие намерения.

36.Лиханов А. Обман.
37.Малакшинов П.И. Школа в Таряпе.

38.Мамлеев Ю. Урок.
39.Мусатов А.И. Клава Назарова.
40.Нагибин Ю. Зимний дуб.
41.Никонов Н. Три рассказа Татьяны Сергеевны: Урок, Воробышек, Лекарство.
42.Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.
43.Пашнев Э. Белая ворона!
44.Петухов А.В. Без отца .
45.Платонов А. Ещё мама; Песчаная учительница.
46.Поликарпова Т. Две берёзы на холме.
47.Полонский Г. Доживём до понедельника
48.Поляков Ю.М. Работа над ошибками
49.Прилежаева М.А. Зелёная ветка моя; Юность Маши Строговой
50.Распутин В. "Уроки французского" Рубан П.С. Пока бьётся сердце
51.Рытхэу Ю. Любовь Ивановна
52.Сабинина Л. Родео Лиды Карякиной
53.Садовников Г.М. Большая перемена: Кинороман
54.Северина Г.И. Легенда об учителе
55.Симонова Л.С. Круг
56.Соловейчик С.Л. Ватага "Семь ветров"; Учение с увлечением; Час ученичества
57.Соломко Н.З. Если бы я был учителем; Белая лошадь - горе не моё
58.Сотник Ю.В. Эликсир Купрума Эса
59.Стрелкова И. Чёт и нечет
60.Тендряков В. Весенние перевёртыши; Ночь после выпуска; Чудотворная; Шестьдесят свечей
61.Терентьева Н.П. Рассказы// Нева.-1997.-N10.-С.123-134. Надежда Петровна Терентьева живёт в посёлке Сиверское Ленинградской области, работает учителем в школе
62.Томин Ю.Г. А, Б, В, Г, Д и другие
63.Толстая Н.Н. Рассказы// Звезда.-1998.-N1.-С.6-16.

64.Фраерман Р.И. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
65.Фролова М.Ф. Современная девочка
66.Чехов А.П. Человек в футляре.
67.Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства
68.Шамаев К. Тайна старого учителя
69.Щербакова Г. Вам и не снилось
70.Эргле З. Между нами, девочками, говоря
71.Яковлев Ю.Я. Зимородок

Приложение 3

Сводная таблица с результатами исследования

«Образ учителя в русской литературе XX и XXI веков»

Автор, название произведения, год издания

Портрет учителя

Речевая характеристика

Поступки

Черты характера

А.Платонов «Песчаная учительница»

«Молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами»

Говорит убедительно и уверенно, речь выдает грамотного человека

Победила пустыню, уладила конфликт с кочевниками, сплотила народ, спасла крестьян, благодаря ей в селении появилось топливо

Доброта, патриотизм, сострадание, смелость, «молодая злость», самоотверженность, бескорыстие

В.Распутин «Уроки французского»

Лет двадцать пять, правильное, живое лицо, с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами, черная короткая стрижка, тугая, редкая улыбка. Глаза у нее «косили и смотрели словно бы мимо».

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне»

Правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка и совсем черные, коротко остриженные волосы.

Не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»

«В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии».

Спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным.

«Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».

Пожертвовала своей работой ради ученика.

Доброта, сердечность, тактичность, бескорыстие

 

Директор Василий Андреевич

Спрашивает провинившегося, что бы он ни творил: разбил окно, подрался или курил в уборной: "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?" Обрывает ответ ученика: "Ты мне на вопрос отвечай, на вопрос. Как был задан вопрос?"

Увидев, что учительница играет с учеником в «пристенок» обвиняет ее во всех грехах. «Ну, знаете... - Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще...»

Самолюбие, сухость, душевная черствость, отсутствие понимания и любви к детям

А.Костюнин

«Рукавичка», 2006

Учительница домоводства – к нам не заходит – вбегает Причёска сбита набок. На лице красные пятна. Брезгливо перебрала нехитрый скарб.

Улыбаясь, она раздавала дружественные подзатыльники малышне, по неопытности попавшей ей в кильватер.

Шумно выгоняет из класса ученика

-Нет, ты выйдешь! — истошно приказывала Гиря.

Обвиняет детей в краже рукавички

Вспыльчивость

неуравновешенность, отсутствие такта

 

Классный руководитель Алла Ивановна

Не просит, а отдает отрывистые команды

Проводит унизительный для детей обыск их вещей и даже заставляет их раздеться, увидев крестик на шее у девочки требует: «Не смей больше носить его в школу»

Беспринципность, черствость, отсутствие любви к детям

Ю.Мамлеев

«Урок», 2002

Учительница Анна Анатольевна Ослепительно белокожая

Стоит стройно, как фараон, думает изнеженно – странно. Повторяет правило. Неожиданно она вспотела.

«Белая учительница» подходит к доске и пишет, наслаждаясь своими оголенными руками

Брезгливо берет дневник и ручку у ученика и при этом думает, что подписывает не дневник, а смертный приговор и это доставляет ей удовольствие.

Самолюбование, проводит урок и восхищается собой, гипертрофированный нарциссизм – «по существу ведь я императрица, а драгоценные камни – моя любовь к себе»

1Мамлеев Ю. Собрание сочинений. Урок. [Текст] / Ю.Мамлеев// Материал с сайта «Русская виртуальная библиотека». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://rvb.ru/mamleev/contents.htm. Дата доступа 29.06.13

Просмотров работы: 14008