Костюм в романе А.С. Пушкина « Евгений Онегин» как средство характеристики персонажа

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Костюм в романе А.С. Пушкина « Евгений Онегин» как средство характеристики персонажа

Наугольных Н.С. 1
1МОУ Раменская СОШ №5
Урванцева О.М. 1
1МОУ Раменская СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Актуальность, цель, задачи, гипотеза.

А. П. Чехову принадлежит высказывание: «Для того чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, не нужно говорить о её жалком несчастном виде, а следует только всквозь сказать, что она была в рыжей тальме» (Лазарев-Грунский, А. С. Воспоминания. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. – М., 1995. – С. 122).

Читатели, современники писателя, без усилий понимали, что кроется за «рыжей тальмой» и почему «рыжей» оказывалась именно тальма

В ином положении оказываемся мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской художественной литературы XIX века. Всё, что связано с костюмом этого столетия, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначающие старинные костюмы и ткани.

Обращаясь к творчеству А. С. Пушкина мы не видим многого из того, что было важно для писателя и понятно современниками без малейшего усилия.

Иными словами, для первых читателей литературное произведение представлялось как живописное полотно без малейших утрат и повреждений. Теперь же мы, восхищаясь психологической мощью, цельностью характеров, не замечаем многих деталей, при помощи которых писатели достигали художественной выразительности. Костюм литературных героев – малоизучаемая тема. Этим и объясняется актуальность моей работы.

Цель – раскрыть смысл «костюмографии» писателя в единстве с его общими эстетическими установками.

Для достижения данной цели решались задачи:

Через текст романа А.С. Пушкина познакомится с тенденциями моды начала XIX века.

Проанализировать текст произведения, выписать цитаты, в которых упоминается одежда персонажей и занести их в таблицу.

Показать роль костюма в структуре произведения: его «участие» в конфликте в создании политического и социального фона.

Раскрыть взаимосвязь одеждыи внутреннего мира персонажа.

Гипотеза: костюм, одежда персонажа может являться как средством характеристики этого персонажа, так важной художественной деталью и стилистическим приемом; средством выражения авторского отношения к своим героям и действительности в целом; средством связи литературного произведения с внетекстовым миром, со всеми проблемами культурной и литературной жизни того времени.

2.Мотив моды в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Пушкинский роман в стихах и мода... Мода преходяща, а пушкинский роман вечен. Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени. Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем. Именно этим объясняется выбор темы нашего исследования, посвященного моде пушкинских времен.

Об истинном значении этого существительного в пушкинское время можно судить по второму тому Словаря языка Пушкина, изданного в 1956 году:

Этот же словарь сообщает, что существительное мода в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря, известные пушкинисты, приводят из романа «Евгений Онегин». Но еще чаще в романе прилагательное модный в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и др. Наиболее часто слова мода и модный употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди, одет «по последней моде». Это и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегина на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.

3.Женский, мужской костюм в 19 веке

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир.. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести.

Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия.

4.Костюмы пушкинских персонажей в романе «Евгений Онегин»

Пушкин очень скуп в описании костюмов своих героев. Первое упоминание о внешнем виде Онегина очень обобщено – «как dandy лондонский одет». Для поэта важно подчеркнуть щегольство своего героя.

Следующее упоминание о костюме Онегина:

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар.

Герой Пушкина в одежде для прогулки и в «жесткой шляпе-цилиндре с большими полями - боливаре»0. Название шляпы произошло от имени Симона Боливара – руководителя борьбы за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Боливар вошел в моду в конце 10-х годов XIX в., наибольшая популярность приходится на начало 20-х - время написания I главы «Евгений Онегин».

В XIX в. писали: «…Все щеголи того времени носили свои цилиндры не иначе, как с широкими полями, а ля Боливар». Следовательно, Онегин на гребне моды того времени, но не только. Несомненно, и другое знаковое значение боливара – дух свободомыслия, то есть Онегин – человек передовых взглядов во всем.

Следующее упоминание о костюме Онегина – сборы героя на бал. Пушкин вновь подчеркивает щегольство Евгения с легким осуждением пустой траты времени на туалет и зависимости героя от мнения высшего света.

5.Особенности женского платья

А каков костюм героини – Татьяны Лариной? Пушкин почти ничего не упоминает о ее гардеробе до замужества. И не случайно в Татьяне нет ни капли кокетства, свой внешний вид ее не волнует, она погружена в мир своих грез, навеянных романами Ричардсона и Руссо. Этим она отличается от своих сверстниц, от родной сестры. «Вести города» и моды – это темы их разговоров, не ее. И имени это оценил Онегин, отдав предпочтение ей, а не веселой простодушной Ольге.

Став великосветской дамой, женой заслуженного генерала, обласканного двором, Татьяна уже не пренебрегает модой. Но в ней «все тихо, просто», нет ничего того, «что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется».

На светском рауте, где Татьяну после долгих странствий встретил Онегин, и где она поразила его превращением из деревенской барышни в даму высшего свете с безупречным обликом и манерами.

Интересно использование Пушкиным деталей костюма как ступеней превращения матери Татьяны из модной барышни в обыкновенную сельскую барыньку:

Мы можем только предполагать, что мать Татьяны в сельской глуши либо уже опустилась настолько, что пренебрегала приличиями, либо считала себя достаточно пожилой женщиной, чтобы не носить корсет.

Еще одно замечание: носить шлафор (халат) и чепец (особенно во второй половине дня) считалось позволительным только для очень пожилых женщин. По современным меркам мать Татьяны нельзя отнести к женщине пожилого возраста, ведь ей всего около сорока лет . Но Онегин о ней говорит:

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка.

Не шлафор ли на вате и чепец сделали ее старушкой?

6.Роль описания одежды в характеристике героев.

Костюм способен выразить психологическую характеристику литературного героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца. Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. С другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

«Корсет носила очень узкий…» (2 глава 33 строфа)

Будучи последовательницей модных трендов своего времени, княжна Алина, чтобы подчеркнуть свое изящество и желание быть в курсе последних событий, затягивала свой корсет как можно уже, показывая тем самым некую степень кокетства.

«…И обновила наконец

На вате шлафор и чепец.» (2 глава 33 строфа)

Смена модной на тот момент времени одежды на более комфортную, без лишних изысков, показывает читателю перемены в душевном состоянии княжны Алины, которая перестала быть светской кокеткой, остепенилась.

«Плащи бросают два врага.» (4 глава 29 строфа)

Плащи служили барьером, переступить который противники не имели права. Также автор вводит это описание с целью более точно показать напряжение за несколько минут до начала дуэли.

«С семьей Панфила Харликова

Приехал и мосье Трике,

Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и в рыжем парике.» (5 глава 27 строфа)

Чтобы в очередной раз показать несерьезность и легкомысленность мосье Трике, автор специально заостряет внимание на его рыжем парике, ярким пятном выделявшемся на фоне более сдержанных причесок остальных персонажей. Ко всему прочему, к моменту действий, описанных в романе, парики, бывшие модными в конце предыдущего века, давно успели выйти из моды; люди, все еще носившие парики, были либо ретроградами, либо просто несведущими в моде окружавшего их в данный момент времени.

Костюм может выражать и социальные характеристики героя. По костюму читатель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» немногочисленные описания одежды служат в качестве дополнительной характеристики его персонажей, также они помогают лучше понять эпоху, во время которой происходило действие произведения.

Например, одежда персонажей может указывать на социальный статус своего владельца:

«Бренчат кавалергарда шпоры; летают ножки милых дам…» (1 глава 28 строфа)

Кавалергарды, военнослужащие одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии царской армии, чтобы подчеркнуть свое высокое положение носили шпоры, как знак отличия, всюду, даже на бал.

«Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо» (Гл. 8, XXX)

Боа было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу. Этим предметом туалета Пушкин подтверждает изменения, происшедшие в Татьяне.

Таким образом, предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма героини знаменуют новый этап в ее жизни и, соответственно, в организации романа.

«Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?»

Берет – один из самых распространенных головных уборов в 20-е годы, но цвет его... Малиновый цвет (он же пурпурный) всегда считался королевским. Надевая на Татьяну малиновый берет, Пушкин показывает ее царственное, благородное поведение в светском обществе, он возвышает ее над окружающими.

«И горожанка молодая,

В деревне лето провождая,

Когда стремглав верхом она

Несется по полям одна,

Коня пред ним остановляет,

Ремянный повод натянув,

И, флер от шляпы отвернув,

Глазами беглыми читает

Простую надпись — и слеза

Туманит нежные глаза.» ( 6 глава 41 строфа)

Шляпы с флером (шарф из прозрачной ткани), обычно носились состоятельными, обычно незамужними, молодыми девушками, чаще всего во время верховой прогулки.

«Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет…» (7 глава 51 строфа)

Жилет, пришедший в Россию из-за границы относительно незадолго до действий, описанных в романе, носился аристократией, причем людьми, желавшими подчеркнуть свой статус в обществе.

«В очках, в изорванном кафтане, С чулком в руке, седой калмык.» (7 глава 39 строфа)

В XVIII веке модно было иметь слугой мальчика-калмыка. Ко времени приезда Лариных мода эта давно устарела, состарился и слуга. Он одновременно выполнял и функцию швейцара - открывал дверь гостям. В ожидании гостей слуга занимался домашним рукоделием, например вязал чулок.

«Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.» ( 5 глава 2 строфа)

Ямщики, проводившие почти весь день на улице, в сидячем положении , были вынуждены одеваться тепло. Ямщик, показанный в данном фрагменте текста явно не был бедным, потому что позволял себе не просто одеваться по погоде, а надевать на себя имеющий не только практическое но и декоративное применение пояс (кушак).

Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению.
В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.
В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:

Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна...

(Гл. 7, XLV)

Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

Взбивают кудри ей по моде...

(Гл. 7, XLVI)

Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

А сам в халате ел и пил...

(Гл. 2, XXXIV)

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке...

(Гл. 3, XX)

Костюм персонажей может указывать читателю на увлечения персонажей произведения:

«Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.» (1 глава 21 строфа)

Лорнет, складные очки в оправе с ручкой, носился почти всеми представителями дворянства, современного действиям, описанным в «Евгении Онегине», общества почти везде: на балы, в театр, в гости и тд. То, что Онегин смотрел на актеров и остальных зрителей через лорнет, тем более, слегка скосясь, показывало читателю его скепческое отношение к происходящему, то также его желание следовать моде.

«Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком.» (5 глава 26 строфа)

Картузы в начале девятнадцатого века только начали входить в обиход и, в основном, использовались в течение путешествий. Буянов, приехавший вместе с остальными гостями в картузе тем самым был показан. Как человек, любящий путешествия и смелый в выборе головного убора.

7.Роль описанной одежды для создания фона эпохи

Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по вещным деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Так, читая о чепце княжны Елены, можно сделать вывод, что ее молодость, вернее, примерно 25-летний возраст, приходится на самый конец XVIII века, так как именно в это время в моду вошли разнообразные чепцы.

Конечно же, нельзя обойти мимо влияния иностранных модных течений на одежду передовой молодежи, современной действию, описанному в романе.

«Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…» (1 глава 26 строфа)

В этих строчках автор показывает читателю иностранное происхождение предметов одежды, которые часто можно было увидеть на представителях дворянства начала девятнадцатого века.

«Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар.» (1 глава 9 строфа)

Головной убор - шляпа в виде цилиндра с широкими полями, названная по имени Боливара Симона (1783-1830) - вождя национально-освободительного движения в Латинской Америке.

«Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.» (1 глава 9 строфа)

Карманные часы с боем, названные именем их создателя механика Бреге, завоевали всеобщее признание в Париже в начале девятнадцатого века.


Распространялась моды в 19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было очень мало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовых образцов.

8.Заключение

В великих произведения литературы нет ничего случайного. Все в них имеет смысловую нагрузку: пейзаж, предметы быта, костюмы героев.

Будучи созданными словом, вещи изменяются, преобразуются в мире литературы, становятся символом или просто значимой деталью обстановки, в которой действует литературный персонаж, знаком исторической общественной и духовной атмосферы.

Из мира вещей, окружающих человека, костюм в наибольшей степени с ним сливается, в художественном произведении как бы прирастает к герою, создавая его облик. Неслучайно литературные герои вспоминаются читателям в характерных своих костюмах.

Когда писатели подробно описывают платье своего героя, они делают это совсем не для того, чтобы блеснуть исторической эрудицией или тонкостью наблюдения. На самом деле они доверяют костюму важную семантическую информацию.

Костюм дополняет характеристику героя или может полностью ее заменить, передает множество оттенков смыслов, указывает на социальное положение героя, на его психологический облик, приверженность этикету или сознательное нарушение его.

Так и выявляется облик литературного героя – человека разных эпох, следующего правилам поведения и пренебрегающего ими, человека традиционных представлений о жизни и разрушителя традиций.

9.Список литературы

Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 45.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин. – М., 2015.

Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 45.

Просмотров работы: 9424