Творчество и предпринимательство

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творчество и предпринимательство

Берсенев В.А. 1Прилипкин Р.А. 2
1Волгоградский государственный технический университет ИАиС
2Самарский государственный университет путей сообщения
Берсенева Н.Б. 1Прилипкина Е.В. 1
1МБОУ СШ № 6 г. Котово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Известный писатель Антуан де Сент Экзюпери сказал, что все мы родом из детства. Именно в детстве закладывается фундамент нашего будущего личностного роста и жизненного успеха. Стремясь помочь нам в этом, родители, воспитатели, учителя развивают наши творческие способности. Все мы в детстве с увлечением рисовали, лепили, пели и танцевали. Но вступив во взрослую жизнь молодое поколение, сталкивается с суровой реальностью: показателем жизненного успеха является достижение материального благополучия.

В данный момент мы находимся перед важнейшим выбором: выбором будущей профессии. Это заставляет нас задуматься, что является приоритетным: возможность достичь материального успеха, то есть умение зарабатывать деньги или возможность самореализоваться в творчестве? Мы задумались, возможно ли совместить в нашей будущей профессии занятия творческой деятельностью и предпринимательством? В этом и состоит личная актуальность нашего исследования.

Чтобы убедиться в социальной значимости работы, мы провели опрос среди учеников 10-11 классов школы №6. Количество респондентов составило 65 человек. Ребята понимают предпринимательство как деятельность в сфере бизнеса, направленную на получение прибыли, связанную с риском, в основном в сфере торговли. Творческая деятельность, по мнению опрошенных, направлена на создание чего-то нового, полезного, способствует самореализации человека и связана с искусством и наукой. Относительно предпочитаемого вида деятельности мнения учащихся разделились примерно поровну: 51% опрошенных предпочитает предпринимательство, а 49% - творческую деятельность. Для тех, кто предпочитает предпринимательство главной целью является материальный достаток (58% опрошенных), а те, кто выбрал творчество, ориентированы на возможность самореализации (60%).

К сожалению, только 17% учащихся на первое место среди жизненных целей ставят возможность принести обществу пользу. Однако, большинство опрошенных (60%) считают более значимой и важной для общества профессию изобретателя. Нашим респондентам было предложено назвать известных физиков – изобретателей как одних из новаторов технического прогресса. Учащиеся назвали такие фамилии как А.С. Попов, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, Т. Эдисон, Н. Тесла, С. Морзе, А. Белл. Среди названных имен ученых мы попросили выделить тех, кто добился материального успеха. Только 4 % (3 человека) опрошенных назвали единственное имя – Томаса Эдисона. Таким образом, по мнению учащихся, редко кто из ученых практиков в области физики смог добиться продвижения своих творческих идей и получения от их реализации материальной выгоды. Данные опроса подтверждают актуальность нашего исследования. Чтобы ответить на вопрос, возможно ли совмещение предпринимательской и творческой (изобретательской) деятельности, мы решили обратиться к примерам из истории и современности.

Гипотеза исследования: совмещение предпринимательской и творческой деятельности возможно, в редких случаях и при определённых условиях.

Цель исследования: на примере жизни и творчества выдающихся ученых- физиков исследовать условия максимальной самореализации человека как в сфере предпринимательства, так и в сфере творчества, конкретно изобретательства.

Задачи:

Изучить жизненный путь и научную деятельность некоторых ученых – физиков;

Определить условия успешности реализации ученого – изобретателя в сфере предпринимательства, на примере А. Лодыгина, П. Яблочкова и Т. Эдисона;

Сравнить и сопоставить возможности профессионального и личностного роста на основных жизненных этапах известных ученых – физиков;

Оценить успешность внедрения и практическую пользу наиболее известных изобретений данных ученых;

Составить практические рекомендации юным - исследователям в сфере научной и предпринимательской деятельности.

Методы: опрос, анализ, сравнение, описание.

Глава I. Изобретательство как явление творческой деятельности

1. Ученые физики – изобретатели

1.1 Происхождение, детство, юность

Александр Николаевич Лодыгин родился в семье небогатых дворян, а его род относился к категории очень знатных. Несмотря на наличие титула, семья жила довольно скромно и не могла похвастаться большим состоянием. Обучался в Воронежском кадетском корпусе, выпущен юнкером в 71-й пехотный Белевский полк, затем учился в Московском юнкерском пехотном училище.

Яблочков Павел Николаевич родился в культурной, образованной семье обедневшего мелкопоместного дворянина. Любил конструировать, изобрел угломерный прибор и устройство для отсчета пути. Обучался в Саратовской мужской гимназии (сразу со 2 класса), но из-за тяжелого материального положения семьи был увезен домой из 5 класса. Окончил Николаевское инженерное училище, инженер – подпоручик.

Эдисон Томас Алва родился в семье зажиточных землевладельцев, переселенцев из Голландии. Обучался в школе в течение трех месяцев. Родителей попросили забрать ребенка из школы, посчитав его «ограниченным». Мать обучала сына дома. С детства Эдисон помогал продавать матери фрукты и овощи, подрабатывал газетчиком на железнодорожной линии (заработок 8- 10 долларов). Он продолжает увлекаться книгами и химическими опытами, для проведения которых добивается разрешения устроить свою лабораторию в багажном вагоне поезда. Эдисон пользовался любой возможностью увеличить спрос на продаваемые им газеты, например, когда в 1862 году главнокомандующий северной армией потерпел серьёзное поражение, Томас просит телеграфиста передать краткое сообщение о сражении в Порт-Гурон и на все промежуточные станции. В итоге ему удалось увеличить продажи газет на этих станциях в несколько раз.

Выводы: Русские ученые – изобретатели получили классическое образование в учебных заведениях, а Эдисон, не получив полноценного образования, имел ранний опыт трудовой деятельности в сфере торговли, что способствовало развитию его предпринимательских способностей.

1.2 Профессиональная деятельность

А.Н. Лодыгин, выйдя в отставку и переехав в Санкт-Петербург, ищет средства для создания летательной машины с электрическим двигателем (электролёта) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Ведет работу над проектом водолазного аппарата. Российское военное министерство не проявляет интереса к разработкам Лодыгина, и он пишет в Париж и предлагает республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Изобретатель получает положительный ответ и едет во Францию. Но поражение Франции в войне остановило планы Лодыгина.

Вернувшись в Петербург, он вольнослушателем посещал в Технологическом институте занятия по физике, химии, механике. Проводит опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте. А.Н. Лодыгин подает заявку и получает патент на изобретение лампы накаливания (привилегия № 1619 от 11 июля 1874. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах. Он основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава 3-й степени. Почётный инженер-электрик Санкт-Петербургского электротехнического института (1899).

П.Н. Яблочков назначен начальником гальванической команды 5-го сапёрного батальона. После службы в армии устроился на Московско-Курскую железную дорогу начальником службы телеграфа. Являлся членом кружка электриков-изобретателей и любителей электротехники при Московском политехническом музее. Уйдя со службы на телеграфе, открыл в Москве мастерскую физических приборов. Когда финансовые дела мастерской расстроились, уезжает за границу и работает в Париже в мастерской физических приборов академика Л. Бреге. Яблочков завершает разработку конструкцию электрической свечи и получает французский патент № 112024.

Томас А. Эдисон становится издателем первой поездной газеты, проявляет интерес к электричеству.1862. Осваивает телеграфное дело и проводит телеграфную линию между своим домом и домом товарища. Эдисон работает телеграфистом на станции и зарабатывает около 25 долларов. В 18 лет устраивается телеграфистом в компанию «Вестерн Юнион», получив квалификацию оператора первого класса с жалованьем 125 долларов. Эдисон мало заботится об одежде и быте, тратя все деньги на книги и материалы для опытов. Томас неудачно пытался получить патент на прибор для подсчета голосов избирателей и на аппарат для автоматической записи биржевых курсов. В 22 года организовывает общество «Поп, Эдисон и компания», а в 32 основал компанию «Edison General Electric» по изготовлению электрогенераторов, лампочек, кабелей и осветительных приборов.

Вывод: все ученые в результате своей профессиональной деятельности, совершали научные открытия, изобретали различные технические устройства, создавали компании. Но условия для творческой и предпринимательской деятельности были более благоприятны за границей, но не в России того времени по многим причинам (войны, революции, отсутствие финансовой поддержки).

1.3 Возможность получения материальной выгоды

А.Н. Лодыгин в 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1893 году обратился к нити накала из тугоплавких металлов, применявшейся им в Париже для мощных ламп 100—400 свечей. В 1894 году в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900 году Лодыгин работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные за бесценок в 1906 году «GeneralElectricCompany», в которую позднее влилось предприятие Эдисона. В 1909 году ученому был выдан патент на индукционную печь. За свое изобретение Александр Николаевич получил от Академии наук Ломоносовскую премию 1000 рублей.

Изобретатель переехал в США, где занимался вопросами внедрения электричества в металлургию. Ему стали платить хорошее жалование и материальное положение семьи заметно улучшилось. После завершения русско-японской войны в 1905 году он возвращается на родину с целью применить накопленный опыт на практике. Но российская действительность превзошла все ожидания – закоренелый консерватизм и равнодушие чиновников сковывал любую инициативу.

Передовые методы, применяемые в американской промышленности, здесь оказались никому не интересны. Поэтому изобретатель с всемирно известным именем получил всего лишь должность руководителя подстанции петербургского трамвайного депо.

В 1914 году под руководством Александра Николаевича должны были начаться работы по электрификации Олонецкой и Нижегородской губерний, но начавшаяся Первая мировая спутала все карты. Не добившись серьезных успехов на родном поприще, Лодыгин возвращается в 1916 году в США. Последние годы жизни он посвятил разработке электрических печей. Под его началом были построены установки для производства кремния и фосфора, а также плавки руд. Кроме того, русский изобретатель сконструировал специальные печи для нагрева бандажей, закалки и отжига металлов. В этот период он много болел, что его часто отвлекало от дел.

Изобретательская деятельность Лодыгина не ограничивалась лампой накаливания. Он создал электрический обогреватель, занимался усовершенствованием электропечи для плавки руд, разработал идею закалочных печей, а также респираторов, основанных на электролитическом методе генерации кислорода. Александр Николаевич стал одним из создателей электротехнического отдела Русского технического общества и стоял у истоков периодического издания «Электричество».

В 1871 году изобретатель подготовил проект водолазного скафандра, позволяющего с помощью кислородно-водородной смеси находиться под водой автономно. При этом кислород вырабатывался прямо из воды путем процесса электролиза. Александр Николаевич Лодыгин скончался в Бруклине 16 марта 1923 года.

П.Н. Яблочков после успешной демонстрации физических приборов на выставке в Лондоне, уступил право на использование своих изобретений владельцам французской «Генеральной компании электричества с патентами Яблочкова» где работал руководителем технического отдела. В России основал акционерную компанию «Товарищество электрического освещения и изготовления электрических машин и аппаратов П. Н. Яблочков-изобретатель и Ко», открыл электротехнический завод. Однако деятельность компании была неэффективна по ряду причин. Электрическое освещение в России такого широкого распространения, как за границей, не получило. Причин для этого было много: русско-турецкая война, отвлекавшая много средств и внимания, техническая отсталость России, инертность, а подчас и предвзятость городских властей. Не удалось создать и сильную компанию с привлечением крупного капитала, недостаток средств ощущался всё время. Немаловажную роль сыграла и неопытность в финансово-коммерческих делах самого главы предприятия. К тому же, к 1879 году Т. Эдисон в Америке довел до практического совершенства лампу накаливания, которая полностью вытеснила дуговые лампы.

Томас А. Эдисон сказал: «Мы сделаем электричество настолько дешёвым, что только богатые будут жечь свечи». Чтобы завоевать рынок, Эдисон установил продажную цену лампочки 40 центов при её себестоимости 110 центов. Четыре года Эдисон увеличивал выпуск лампочек, снижая их себестоимость, однако терпел убытки. Когда себестоимость лампы упала до 22 центов, а их выпуск вырос до 1 млн штук, он за один год покрыл все затраты. В 1892 году компания Эдисона объединилась с другими компаниями в General Electric. Состояние Томаса Эдисона оценивалось в $15 млрд (один из самых богатых людей своего времени). Большую часть вырученных средств он вкладывал в свое дело, тратя на личные потребности совсем немного.

Фанатическая работоспособность, целеустремленность, незашоренность мыслей, огромная эрудиция, не смотря на отсутствие классического образования, смелость и решительность – вот составляющие успеха великого изобретателя. Он считал: «Чтобы изобрести что-то действительно невероятное, порой лучше не знать, что специалисты считают это невозможным».

«Своими успехами я обязан тому, что никогда не держал на рабочем месте часов» – эта фраза Эдисона о том, что только трудом можно добиться значительных результатов. И он знал, о чем говорил – за 60 лет Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Наследие великого усовершенствователя легло в основу компании General Electric.

Вывод: все изобретатели на своем профессиональном пути сталкивались с многочисленными препятствиями. Русские физики, не имея стартового капитала на родине, были вынуждены сотрудничать с иностранными компаниями и продавать свои патенты, а Эдисон целенаправленно развивал собственный бизнес, используя как свои, так и идеи других ученых-изобретателей, расширяя возможности их широкого практического применения, внедрения в бытовую жизнь людей и получения материальной выгоды. Огромную роль при этом сыграли его личные качества: настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.

Заключение

Результаты: в рамках проведения школьных метапредметных декад учебно-исследовательский проект был представлен учащимся 9-11 классов. Созданный стендовый доклад проекта был представлен научному обществу учащихся МБОУ СШ № 6 г. Котово и заслужил положительные отзывы. В дальнейшем данный проект возможно использовать как на уроках физики, технологии, обществознания, истории как наглядный информационный материал, так и во внеурочной деятельности. Данный проект был представлен на конкурсе учебных проектов XVII областного фестиваля презентаций учебных проектов, в номинации «Юные эдисоны» и занял I место.

Выводы: в результате аналитического исследования мы выяснили, что проявление таких личностных качеств как упорство, настойчивость, целеустремленность, раннее приобретение профессионального опыта способствуют максимальной самореализации человека, как в сфере творчества, так и предпринимательства. Большое значение имеют социальные, политические и экономические условия деятельности (отношение властей к нововведениям, возможность получения финансовой поддержки, свобода предпринимательства и др.)

На примере жизни и деятельности Т. Эдисона мы убедились в важности поиска практического применения полученных знаний и сделали вывод о том, что даже отрицательный опыт должен давать стимул к новым действиям по достижению цели. «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают» - сказал Эдисон. Именно его упорство и целеустремленность позволили ему состояться как творцу и предпринимателю. В Эдисоне сочетается изобретательский талант самого высшего полёта, коммерческая хватка (которой так часто не хватает русским гениям) и редко свойственное кому-то трудолюбие. Вы только представьте: опробовать сотни, а то и тысячи вариантов, чтобы найти лучший: на это нужны время, деньги и вера.

Список литературы:

1. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983

2. Адам Харт-Дэвис Наука// «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест».- 2012

3. https://ru.wikipedia.org

4. Онлайн - журнал «Электрознаток»

https://elektroznatok.ru/info/people/aleksandr-nikolaevich-lodygin

5. http://the-biografii.ru

Приложение

Просмотров работы: 198