Введение:
Тема: влияние цвета на психологическое состояние человека
Актуальность исследования: учащиеся проводят в учебном заведении большое количество времени, и нужно сделать так, чтобы пребывание в нем было комфортно
Объект: ученики
Цель: определить отношение учащихся к цвету
Актуальность исследования:
«Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым»
Природа цвета может изучаться с разных позиций
Цвет может оказывать влияние на эмоциональное состояние, настроение и здоровье человека
Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими могут использоваться человеком для своих целей
Субъективное восприятие цвета и различное к нему отношение являются важными темами психологов.
Давно известно, что цвета и оттенки способны влиять на настроение, мировосприятие и даже физиологию человека. Также доказана зависимость выбора цвета от душевного состояния.
Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.
Для художника решающим является воздействие цвета, нежели та его данность, которая изучается физиками или химиками. Действие цвета проходит через глаза. Однако возможно, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем.
Цвет
По существу, большая часть представлений о цвете в эстетике сводится к трактовке знаменитых опытов Ньютона со светом и призмой: цвет — это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.
Здесь учитываются лишь две стороны цвета: с одной стороны — физика, с другой физиология.
Существуют представления, включающие и ньютоновскую трактовку: цвет — это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне).
Цвет является одной из важнейших характеристик большей части произведений искусства. По-видимому, содержание, заложенное в цвете, и призвано обеспечивать тот избыток полезной информации, который вызывает положительные эмоции, обуславливающие эстетическую потребность.
Цвета спектра и основные цвета
Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Скорее всего, Ньютон основывался на аналогии с семью нотами в октаве ( 7 металлов, 7 планет… и т.д.), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной), но большого распространения она не нашла.
У художников-живописцев основными цветами признаются три: красный, синий, жёлтый. Чёрный — отсутствия света и цвета, что аналогично неосвещённой дыре.
Белый цвет — неразделённый солнечный свет. От смешения соседних основных цветов производятся так называемые составные цвета — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Вместе с тремя основными, первичные смешанные составляют «живописный» солнечный спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. При смешивании соседних шести цветов получается 12 цветов.
Это и есть доступная обычному человеческому зрению «октава» цвета.
Мнемоника для цветов спектра и радуги в русском языке
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать (цвета в обратном порядке)
Как однажды Жак-звонарь головою сшиб фонарь (варианты: головой сломал фонарь, городской сломал фонарь)
Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки
Когнитивный Опыт Жизненных Задач Гуманистической Социологии Феноменологизма
Физическое воздействие цвета
При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов.
Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.
Цвета |
Возбуждающие |
Угнетающие |
Успокаивающие |
Красный |
+ |
||
Оранжевый |
+ |
||
Желтый |
+ |
||
Зеленый |
+ |
||
Голубой |
+ |
||
Фиолетовый |
+ |
||
Темно-серый |
+ |
||
Черный |
+ |
||
Психологическое воздействие на человека
Человеческое сознание подразделяет цвета хроматической гаммы на “теплые” и “холодные”. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) действуют на человека стимулирующе, вызывая бодрое настроение, а холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) — успокаивающе. Зеленый цвет в зависимости от преобладания в нем желтого или синего оттенка соответственно относят к теплым или холодным тонам.
Каждый цвет способен оказывать особое психологическое воздействие на человека:
красный и оранжевый — возбуждают, повышают работоспособность;
желтый — ассоциируется с солнечным светом, способствуя хорошему настроению, бодрости;
зеленый — успокаивает и не утомляет, способствует увеличению работоспособности;
голубой и синий — снижают работоспособность, вызывая чувство спокойствия и даже печали;
фиолетовый — вызывает ощущение беспокойства и угнетенности;
коричневый — успокаивает и создает ощущение тепла, способствует спокойному мягкому настроению, но при избытке действует угнетающе;
черный — мрачный, тяжелый, таинственный, ухудшает настроение;
серый — вызывает скуку и апатию;
белый — холодный, спокойный, создает впечатление пустоты.
Степень воздействия цвета зависит от площади окрашенной поверхности: чем больше площадь цвета, тем сильнее его воздействие.
По восприятию цвета подразделяют на “тяжелые” (теплые и темные) и “легкие” (светлые и холодные).
Практическая часть
Исследование №1
Цель: выявить влияние основного цвета в учебном кабинете на психологическое состояние учеников
№ кабинета |
Основной цвет |
Класс |
Положительное отношение |
Отрицательное отношение |
2 |
Желтый |
1 Е |
18 |
1 |
4 |
Зеленый |
3 Ж |
26 |
7 |
5 |
Персиковый |
4 Д |
27 |
3 |
7 |
Теплый розовый |
2 Д |
26 |
4 |
17 |
Персиковый |
2 Б |
25 |
3 |
35 |
Розовый |
3 Е |
14 |
13 |
50 |
Голубой |
8 Г |
25 |
3 |
50 |
Голубой |
9 Б |
15 |
14 |
Вывод:
Каждый человек обладает своим собственным представлением о гармоничности цвета.
В основном детям комфортно находиться в кабинетах школы.
В начальном звене предпочтение отдается теплым оттекам, поэтому таких кабинетов там большинство.
В более старшем возрасте ученики формируют свое собственное отношение к цветам, именно поэтому верным решением будет разнообразить оттенки кабинетов, что мы и наблюдаем в нашей школе.
Исследование №2:
Цель: выявить влияние авторских работ на эмоциональное состояние учеников 9 Б класса
Тема |
Среднее Положительное отношение |
Среднее Нейтральное отношение |
Графика (натюрморты) |
~10 |
~14 |
Живопись (натюрморты ) |
~11,5 |
~12,5 |
Пейзажи |
~14 |
~10 |
Вывод:
Наибольший положительный отклик у учеников вызывают картины с сюжетом, динамикой и цветом (пейзажи), далее идут статичные живописные натюрморты, а после – статичные ахроматические постановки (графика).
Из этого следует, что предпочтения обычных людей отдаются живописным полотнам с динамикой и сюжетом (природа, городские пейзажи).
Также заметно, что именно цвет в таком случае играет решающую роль, именно поэтому хроматические работы у покупателей востребованы больше.
Использованная литература:
1. Иоханнес Иттен «Искусство цвета»
2. М. С. Казакевич «Цветовое воздействие на человека»
3. Н. В. Серов «Эстетика цвета»
4.Википедия