Влияние цвета на психологическое состояние человека

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Голуб  Т.В. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №195
Вебер  Л.В. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №195
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Тема: влияние цвета на психологическое состояние человека

Актуальность исследования: учащиеся проводят в учебном заведении большое количество времени, и нужно сделать так, чтобы пребывание в нем было комфортно

Объект: ученики

Цель: определить отношение учащихся к цвету

Актуальность исследования:

«Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым»

Природа цвета может изучаться с разных позиций

Цвет может оказывать влияние на эмоциональное состояние, настроение и здоровье человека

Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими могут использоваться человеком для своих целей

Субъективное восприятие цвета и различное к нему отношение являются важными темами психологов.

Давно известно, что цвета и оттенки способны влиять на настроение, мировосприятие и даже физиологию человека. Также доказана зависимость выбора цвета от душевного состояния.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологическихпсихологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Для художника решающим является воздействие цвета, нежели та его данность, которая изучается физиками или химиками. Действие цвета проходит через глаза. Однако возможно, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем.

Цвет

По существу, большая часть представлений о цвете в эстетике сводится к трактовке знаменитых опытов Ньютона со светом и призмой: цвет — это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.

Здесь учитываются лишь две стороны цвета: с одной стороны — физика, с другой физиология.

Существуют представления, включающие и ньютоновскую трактовку: цвет — это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне).

Цвет является одной из важнейших характеристик большей части произведений искусства. По-видимому, содержание, заложенное в цвете, и призвано обеспечивать тот избыток полезной информации, который вызывает положительные эмоции, обуславливающие эстетическую потребность.

Цвета спектра и основные цвета

Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон.  Скорее всего, Ньютон основывался на аналогии с семью нотами в октаве ( 7 металлов, 7 планет… и т.д.), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной), но большого распространения она не нашла.

У художников-живописцев основными цветами признаются три: красный, синий, жёлтый. Чёрный — отсутствия света и цвета, что аналогично неосвещённой дыре.

Белый цвет — неразделённый солнечный свет. От смешения соседних основных цветов производятся так называемые составные цвета — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Вместе с тремя основными, первичные смешанные составляют «живописный» солнечный спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. При смешивании соседних шести цветов получается 12 цветов.

Это и есть доступная обычному человеческому зрению «октава» цвета.

Мнемоника для цветов спектра и радуги в русском языке

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать (цвета в обратном порядке)

Как однажды Жак-звонарь головою сшиб фонарь (варианты: головой сломал фонарь, городской сломал фонарь)

Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки

Когнитивный Опыт Жизненных Задач Гуманистической Социологии Феноменологизма

Физическое воздействие цвета

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов.

Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Цвета

Возбуждающие

Угнетающие

Успокаивающие

Красный

+

   

Оранжевый

+

   

Желтый

+

   

Зеленый

   

+

Голубой

   

+

Фиолетовый

 

+

 

Темно-серый

 

+

 

Черный

 

+

 
       

Психологическое воздействие на человека

Человеческое сознание подразделяет цвета хроматической гаммы на “теплые” и “холодные”. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) действуют на человека стимулирующе, вызывая бодрое настроение, а холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) — успокаивающе. Зеленый цвет в зависимости от преобладания в нем желтого или синего оттенка соответственно относят к теплым или холодным тонам.

Каждый цвет способен оказывать особое психологическое воздействие на человека:
красный и оранжевый — возбуждают, повышают работоспособность;
желтый — ассоциируется с солнечным светом, способствуя хорошему настроению, бодрости;
зеленый — успокаивает и не утомляет, способствует увеличению работоспособности;
голубой и синий — снижают работоспособность, вызывая чувство спокойствия и даже печали;
фиолетовый — вызывает ощущение беспокойства и угнетенности;
коричневый — успокаивает и создает ощущение тепла, способствует спокойному мягкому настроению, но при избытке действует угнетающе;
черный — мрачный, тяжелый, таинственный, ухудшает настроение;
серый — вызывает скуку и апатию;
белый — холодный, спокойный, создает впечатление пустоты.

Степень воздействия цвета зависит от площади окрашенной поверхности: чем больше площадь цвета, тем сильнее его воздействие.

По восприятию цвета подразделяют на “тяжелые” (теплые и темные) и “легкие” (светлые и холодные).

Практическая часть

Исследование №1

Цель: выявить влияние основного цвета в учебном кабинете на психологическое состояние учеников

№ кабинета

Основной цвет

Класс

Положительное отношение

Отрицательное отношение

2

Желтый

1 Е

18

1

4

Зеленый

3 Ж

26

7

5

Персиковый

4 Д

27

3

7

Теплый розовый

2 Д

26

4

17

Персиковый

2 Б

25

3

35

Розовый

3 Е

14

13

50

Голубой

8 Г

25

3

50

Голубой

9 Б

15

14

Вывод:

Каждый человек обладает своим собственным представлением о гармоничности цвета.

В основном детям комфортно находиться в кабинетах школы.

В начальном звене предпочтение отдается теплым оттекам, поэтому таких кабинетов там большинство.

В более старшем возрасте ученики формируют свое собственное отношение к цветам, именно поэтому верным решением будет разнообразить оттенки кабинетов, что мы и наблюдаем в нашей школе.

Исследование №2:

Цель: выявить влияние авторских работ на эмоциональное состояние учеников 9 Б класса

Тема

Среднее Положительное отношение

Среднее Нейтральное отношение

Графика (натюрморты)

~10

~14

Живопись (натюрморты )

~11,5

~12,5

Пейзажи

~14

~10

Вывод:

Наибольший положительный отклик у учеников вызывают картины с сюжетом, динамикой и цветом (пейзажи), далее идут статичные живописные натюрморты, а после – статичные ахроматические постановки (графика).

Из этого следует, что предпочтения обычных людей отдаются живописным полотнам с динамикой и сюжетом (природа, городские пейзажи).

Также заметно, что именно цвет в таком случае играет решающую роль, именно поэтому хроматические работы у покупателей востребованы больше.

Использованная литература:

1. Иоханнес Иттен «Искусство цвета»

2. М. С. Казакевич «Цветовое воздействие на человека»

3. Н. В. Серов «Эстетика цвета»

4.Википедия

Просмотров работы: 172