«Салют-7» – мифы и реальность

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Салют-7» – мифы и реальность

Непочатых Е.В. 1
1МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина, г.Новочеркасск, Ростовская обл.
Лускова Г.И. 1
1МБОУ СОШ №25, им.П.К. Каледина, г.Новочеркасск, Ростовская обл.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. ВВЕДЕНИЕ

Итак, для начала стоит пояснить, почему я выбрала именно эту тему. Не секрет, что я давно увлекаюсь темой космоса и очень люблю фильмы на эту тему. Пару месяц назад состоялась долгожданная для меня премьера фильма «Салют-7». Разумеется, я была в восторге! Но отзывы специалистов оказались весьма противоречивы, создателей обвиняли в неверном, а зачастую приукрашенном изложении событий. Так же меня удивило, что имена и фамилии реальных персонажей были заменены на вымышленные. Тогда я и решила выяснить, что же произошло на самом деле, а заодно и узнать об этом подвиге более подробно. Ну и, конечно же, мне очень интересны биографии легендарных космонавтов и история самой космической станции «Салют-7».

Для начала немного расскажу о фильме, а затем о том, как все было на самом деле. «Салют-7» — не документальное кино, не реконструкция, а зрелищный блокбастер, вольная фантазия на тему реального космического полета. Авторы жертвовали точностью ради захватывающего действия. Поэтому фамилии космонавтов изменены. Джанибеков стал Федоровым, Савиных — Алехиным. Именно зрелищность, образность, эмоциональность — сильные стороны фильма, за которые прощаешь некоторые неточности.

Авторы основывались на реальных фактах, происходивших в космосе. Станция «Салют-7» действительно потеряла контроль, было оледенение, потом затопление, с которым справлялись подручными средствами: пошли вход даже личные вещи космонавтов. Из-за обилия воды возникла угроза короткого замыкания и пожара.

Часть деталей взяли из других космических экспедиций. Так, пожар возник на орбитальной станции «Мир» в 1997 году. На орбитальной станции «Салют-4» жила муха Нюрка, которую космонавты очень берегли. Была и специальная исследовательская программа с запуском в космос 54 тараканов. Надо сказать, что в советское время, да и сейчас все, что касается космоса, было под грифом секретности, можно было найти только официальную информацию.

Цель моего исследования: узнать максимальное количество материалов об этом происшествии, понять и проанализировать действия космонавтов в такой сложной ситуации.

Задачи: – поиск, изучение и анализ информации о работе космической станции «Салют-7» и чрезвычайном происшествии, описанном в фильмы в научно-популярных источниках и интернет-ресурсах.

– Анализ действий космонавтов в нештатной ситуации и выявление реальных и вымышленных событий, показанных в фильме.

– Провести социологический опрос в социальной сети «Вконтакте» на заданную тему.

– Формирование вывода о том, что на самом деле произошло с космической станцией «Салют-7».

II. «Салют-7»: подробности засекреченного ЧП в космосе

1. История реального подвига

11 февраля 1985 года произошло большое и тогда, естественно, засекреченное ЧП на станции «Салют-7». Космонавты Джанибеков и Савиных получили Звезды Героев за полет, но на самом деле он был чрезвычайным. Так что это было за ЧП?

Была потеряна связь с советской орбитальной стацией «Салют-7». Из-за неполадок с электроникой и цепи коротких замыканий пропал радиосигнал, дистанционное управление с Земли оказалось невозможным, а ручной режим взять было просто некому — ЧП совпало с пересменкой экипажа. Объект самопроизвольно сходил с орбиты. Тем временем информация о ЧП явно не случайно просочилась в западную прессу. «Советская станция летит на головы американцев» — написали газеты в США. И на мысе Канаверал уже готовили грузовой шаттл для перехвата.

Не дать американцам «украсть станцию» и наши космические секреты было не только делом чести — неконтролируемый полет и падение могли и впрямь привести к катастрофе, рухнуть неуправляемая 20-тонная махина могла где угодно — от южной Европы до Японии. Пилотируемых грузовых кораблей «Буранов», чтобы забрать аварийный объект из космоса у Советского Союза еще не было, и было принято, казалось, невозможное решение: станцию не снимать с орбиты, а вернуть на нее.

Корабль «Союз», который обычно возит экипажи на станцию, экстренно переделывают в ремонтно-спасательный аппарат. Из кабины убрали все лишнее, чтобы облегчить вес, вместо кресла третьего члена экипажа загрузили дополнительные емкости с водой, топливные баки залили под завязку. Было неизвестно, какие повреждения на станции, получится ли к ней пристыковаться и сколько времени и сил это займет. Единственный, кто был уверен в успехе, — командир экипажа Владимир Джанибеков. Задача, которая стояла перед Джанибековым и борт-инженером Виктором Савиных, была на грани возможного: найти в космосе мертвую станцию, подлететь и состыковаться с ней, что называется, на глазок, ведь точных координат «Салюта» никто не знал, станция не подавала радиосигнал. Началось сближение. Без права на ошибку, чтобы прицелиться поймать станцию в лазерный дальномер. Всего несколько секунд. Затем — снова в режим прямой видимости. Метр за метром. Только на этом расстоянии экипаж понял, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Экипаж решает облететь станцию, но космические корабли летают не так, как истребители, маневрируя, а только прямо, лишь корректируя свою траекторию. В случае ошибки — столкновение и неминуемая гибель. Но у них получилось!

Уникальный случай в истории пилотируемой космонавтики: так, как это сделали Джанибеков с Савиных, не стыковался еще никто и никогда, тем более с неуправляемым объектом. Дальше космонавтам предстояло выровнять давление на станции и корабле. Несмотря на то что «Салют» четыре месяца находился в аварийном дрейфе, герметичность станции была сохранена. Попав из стыковочного отсека внутрь станции, первое, что почувствовали космонавты, — это дичайший холод и кромешную тьму. За время неконтролируемого полета «Салюта» на станции вышли из строя все системы жизнеобеспечения: вся вода замерзла, а титановые трубопроводы просто лопнули. В кратчайшие сроки Джанибекову и Савиных предстояло починить все оборудование и превратить эту железную бочку снова в действующую орбитальную космическую станцию.

Запасов воды и воздуха было всего на пять суток. Как при минусовых температурах, работая даже без элементарных перчаток, им удалось прозвонить все электрические цепи салюта, восстановить электроснабжение, а затем справиться уже с потопом на станции от растаявшего льда, не умереть теперь от переизбытка кислорода и предотвратить пожар?! Как восстанавливали станцию снаружи? Почему на Земле не знали, наградить или наказать экипаж?

На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов. Немного об их биографиях.

2. Владимир Джанибеков

Владимир Джанибеков (см. Приложение №1) родился 13 мая 1942 года в селе Искандер Бостанлыкского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР (ныне посёлок городского типа Бостанлыкского района Ташкентской области Республики Узбекистан) в семье служащего Александра Крысина (потом, женившись, Владимир Александрович взял фамилию супруги Лилии Джанибековой — внучки этнографа Абдулхамида Джанибекова).

По слухам, юный Володя с пятилетнего возраста твердил родителям, что научится летать и станет астролетчиком. В 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище. Не пройдя по конкурсу в военное училище, поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, но через год, выдержав вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков, стал курсантом. По окончании училища в 1965 году, служил лётчиком-инструктором в ВВС СССР. С 1970 года — в отряде космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на КК типа «Союз» и ОС типа «Салют». 30 апреля 1974 года был назначен космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления.

Самый опытный космонавт СССР, совершивший наибольшее число космических полётов — пять, причём все — в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. Это непревзойдённый пока мировой рекорд. Даже летавшие 6 и 7 раз астронавты и космонавты этот рекорд не превзошли, а повторил его один лишь Джеймс Уэзерби, но в шестом полёте, поскольку в первом он не был командиром. На момент полета к «Салюту-7» ему было уже дважды присвоено звание Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета. После сбоя основного оборудования командной радиолинии, сбоя по питанию и выдачи неверных команд из ЦУПа станция «Салют-7» перешла в полностью неуправляемый полёт. Для восстановления контроля над станцией была отправлена экспедиция на модифицированном под эти цели корабле «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных. Подвод корабля к станции был осуществлён при участии наземных и космических средств системы ПРО, что доказало, в том числе, принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами.

3. Виктор Савиных

Виктор Савиных (см. Приложение №1) стал пятидесятым космонавтом Советского Союза и сотым землянином на Орбите. В его биографии много «круглых» дат и удивительных совпадений. Савиных 10 лет служил в отряде космонавтов и столько же раз вылетал на космодром Байконур, участвуя в подготовке к старту.

Родился Виктор Савиных в 7 марта 1940 года в деревеньке Березкины, что в Кировской области. Вырос будущий покоритель космических просторов в семье колхозников. С первых классов радовал родителей отличными оценками, демонстрирую немалую тягу к учебе. Окончив школу в 1957 году, он отправился в Пермь и поступил в железнодорожный техникум. Спустя три года получил специальность «техник-путеец» и полгода трудился на Свердловской железной дороге. Виктора Савиных назначили бригадиром бригады, ремонтировавшей искусственные сооружения на вверенном участке.

В октябре Савиных призвали в ряды Советской Армии. После демобилизации в 1963 году Савиных стал студентом оптико-механического факультета МИИГАиК – Московского вуза, готовившего инженеров-геодезистов и картографов. И тут будущий космонавт отличился: он заслужил Ленинскую стипендию, которую давали лишь тем, у кого оценка «отлично» стояла по всем предметам. После института Савиных приняли на работу в ЦКБ экспериментального машиностроения, где молодой ученый трудился в отделе, который возглавлял академик Борис Раушенбах. Отдел Раушенбаха разрабатывал системы управления космическими кораблями и оптические приборы для кораблей «Союз» и станции «Салют». С 1978 по 1987 годы Савиных в отряде космонавтов. После трех полетов в космос в 1988 году Виктора Петровича выбрали ректором МИИГАиКа. Он написал десятки монографий, статей и ряд учебников о дистанционных исследованиях Земли.

Второй полет, прославивший космонавта и вошедший в скрижали мировой космонавтики, состоялся с июня по ноябрь 1985 года на корабле «Союз Т-13» и станции «Салют-7». Падение станции могло обернуться потерей имиджа космической державы и катастрофой с человеческими жертвами. Джанибеков и Савиных справились с задачей, считавшейся с технической точки зрения сложнейшей в истории мировой космонавтики. За это ему было присвоено звание Героя СССР. Позже им была написана книга «Записки с мертвой станции», повествующая о спасении «Салют-7». В нейопубликованы дневниковые записи, которые он вел на протяжении всего полета на станции "Салют-7", а также страницы стенограммы переговоров с Центром управления полетом, отражающие наиболее сложные периоды, связанные с восстановлением "мертвой" станции.

4. Космическая станция «Салют-7»

Салют-7 — советская орбитальная станция, созданная по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Предназначалась для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости. Вторая и последняя станция второго поколения, последняя станция серии «Салют» (см. Приложение №2).

Создавалась для продолжения работ, начатых на предыдущих станциях серии «Салют». Была модифицирована по сравнению со своей предшественницей, станцией «Салют-6», и рассчитывалась на более длительный период эксплуатации (до 5 лет). Передний стыковочный узел был усилен для приёма тяжёлых кораблей-модулей ТКС, увеличен объём внутреннего обитаемого пространства, улучшены бытовые условия для экипажа станции. Установлены дополнительные солнечные батареи. Для выходов в открытый космос применялись усовершенствованные скафандры «Орлан», которые были рассчитаны на 6,5 часа работы в открытом космосе.

Станция «Салют-7» была выведена на орбиту 19 апреля 1982 года ракетой-носителем «Протон». Продолжительность самых длительных экспедиций на станции «Салют-7»: 211 суток и 237 суток. Из станции «Салют-7» было осуществлено 13 выходов в открытый космос общей продолжительностью 48 часов 33 мин. В ходе первой экспедиции посещения («Союз Т-6») в конце июня—начале июля 1982 года впервые на советском космическом корабле и орбитальной станции работал космонавт из Западной Европы (Франции): Жан-Лу Кретьен вместе с Владимиром Джанибековым, Александром Иванченковым и экипажем первой основной экспедиции проводили биологические, технологические и астрофизические научные эксперименты, несколько сотен килограммов оборудования для которых прибыло на корабле «Прогресс-13». В августе 1982 года в ходе второй экспедиции посещения («Союз Т-7») на станции работала советская женщина-космонавт (вторая в мире) — Светлана Савицкая.

10 декабря «Союз Т-7» был отстыкован, экипаж вернулся на Землю, а станция продолжила полёт в автоматическом режиме. 11 февраля 1985 года, после полугодового отсутствия на станции людей, связь с ней прервалась. Было принято решение попытаться её спасти. 6 июня 1985 года к станции была направлена экспедиция на переоборудованном под эти цели космическом корабле «Союз Т-13».

5. Спасение космической станции

Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент. Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии — можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.

В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно — в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.

«Вместе нам предстояло шагнуть в неизвестность», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции». «Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям. Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

У советских космонавтов на подготовку было всего три месяца. Шестого июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур под «несчастливым» номером 13.

Проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.

В этот момент космонавты поняли, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Нужно было совершить облет станции. Вручную. Маневр просчитывал Савиных, Земля помогала с координатами.

Восьмое июня 1985 года вошло в историю пилотируемой космонавтики. Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» — его разгерметизация. Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична.

Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем (см. Приложение №3).

Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули ее к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила космонавтам работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному: другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника. Разогреть еду на станции не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем — под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить, о душе — только мечтать.

Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны — пара изо рта не было видно. На время эфира Савиных и Джанибекову пришлось снять теплые полосатые шапочки, взятые из дома. На Земле по-прежнему сообщалось, что полет проходит в штатном режиме.

В этот же день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз. На следующий день включили часть освещения, подключили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лед растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой?

«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году). Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришел «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок!» — Владимир Джанибеков.

«Грузовик» — корабль «Прогресс-24» — пристыковался 23 июня. Привез оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться. Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. При этом снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заел трос.

«Начал откидывать лебедку, она не снимается с фиксатора. Нужно было выдернуть шпильку, которая крепит фиксатор. Шпилька не выдергивается. Подошел Володя, тоже подергал за веревку, которая привязана к фиксатору. Затем эта веревка оборвалась. Земля посоветовала резким откидыванием лебедки срезать шпильку. В бассейне это получалось. Здесь после двух ударов с основной солнечной батареи посыпались элементы. Не помогла и «кочерга». Решили работать без фиксации, раскрыли ручки, но лебедка не вращается. Володя занял мое место, попробовал, но безрезультатно. В это время у нас уплыла «кочерга» и дополнительный поручень. Видимо, пока менялись местами, они расфиксировались. Ситуация сложная. Возвращаться назад нельзя—нужна наращенная батарея. Поняли, что дело не в лебедке — трос приварился к лиркам, в которых он был уложен. Володя отошел подальше к люку с наконечником в руке, а я остался у лебедки. Он резко дергал, а я пытался сдвинуть трос с места. После нескольких рывков трос пошел. Ура!» — Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели Владимиру Джанибекову на экспедицию. 18 сентября к станции причалил «Союз Т-14» с Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту.

26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко вернулись на Землю. Савиных, Васютин и Волков продолжили работу на орбите.

На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать — те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации. Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.

О смелости наших космонавтов спустя три десятка лет страна узнает из остросюжетного фильма «Салют-7». Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко — в роли Джанибекова и Савиных. Об уникальной космической операции расскажут уникальными съемками в режиме невесомости. Этот подвиг забыт не будет!

III. Заключение

Исходя из поставленных целей и задач, можно сделать выводы, о том что на самом деле произошло в космосе, а что было приукрашено ради придания зрелищности и драматизма фильму. Итак, справедливости ради, стоит сказать о том, что же было «преувеличено». С реальной историей, изложенной в книге борт-инженера Виктора Савиных, фильм совпадает только в общих чертах вроде отдельных названий, дат и реплик. «Салют-7» был потерян из-за сбоя в командной радиолинии, а не столкновения с космическим мусором. Станцию никто не думал похищать с орбиты — при всём желании она не поместилась бы в грузовой отсек шаттла.  Кроме того, «Салют-7» — гражданская станция, на которой не должно было быть ничего особо секретного, на нее по программе «Интеркосмос» летали космонавты Франции и Индии. Предыдущую станцию «Салют-6» посещало множество космонавтов других стран от Кубы до Вьетнама. Военными станциями были «Алмазы», которые в целях конспирации обозначались как «Салюты» -2,3,5.

Вращалась она в пределах нормы, поэтому Джанибеков пристыковался с первой попытки. Стыковка в том виде, в котором она показана в фильме, не исторична и не реалистична. Прежде всего, в реальности станция практически не вращалась. А вращение по тангажу сделало бы стыковку вообще невозможной.

А вот интересный и по-настоящему драматичный этап сближения никак не был показан. Дело в том, что баллистики могли сблизить корабль до расстояния нескольких километров до станции. Штатная система ручной стыковки ВСК-1 (Визир специальный космонавта) могла использоваться с расстояния нескольких сотен метров. А варианта ручного сближения между ними не было. В крайне сжатые сроки инженеры РКК «Энергия» и космонавты ЦПК сумели разработать методику сближения, когда командир корабля измерял дальность военным лазерным дальномером ЛПР-1 и управлял кораблем с дублирующего набора ручек управления, а бортинженер сидел с калькулятором и рассчитывал необходимые маневры. 

Вместо наводнения экипаж, наоборот, столкнулся с нехваткой воды. Слой инея и потоп на станции — часто встречающееся в кино раздувание мухи в слона, чтобы было более драматично. В реальности на станции было немного инея и очень холодно (вязаные шапки — исторический факт). В переговорах действительно есть предложение ЦУПа плюнуть и проверить, замерзнет ли плевок. Замерз за три секунды. Когда станцию отогрели, стало сыро, и космонавты пустили на тряпки всю доступную ткань. Особенно страшно было протирать кабели перед соединением. Но, конечно же, реальное количество воды было меньше нарисованного

В общем, перед нами альтернативно-историческая фантастика, причём даже не твёрдая научно-фантастичсекая — ведь в фильме порой, слегка нарушаются законы физики. К примеру, такого яркого и долгого пожара на станции быть не могло: огонь в невесомости горит слабо и тускло и при отсутствии свободного воздуха быстро гаснет.

А вот результаты моего социологического опроса в социальной сети «Вконтакте» меня очень удивили (см. Приложение №4). Оказывается очень много людей вообще не видели этот фильм, да и крайне мало знают об этом происшествии. А мне хочется продолжить свои исследования и узнать новые факты. И я обязательно расскажу об этом в своих следующих работах, ведь это так интересно!

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Виктор Савиных «Записки с мертвой станции».–«Издательский Дом Системы Алиса», 1999.

Виктор Савиных – биография, фото, личная жизнь. Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/5410-viktor-savinykh.html

«Салют-7» на экранах: правда или ложь, реальность или вымысел. Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/10/07/74107-kuvalda-podvig-i-sigareta

«Салют-7»: подробности засекреченного ЧП в космосе. Режим доступа: http://www.pravda-tv.ru/2017/12/01/282052/salyut-7-podrobnosti-zasekrechennogo-chp-v-kosmose

Википедия –Джанибеков Владимир Александрович. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джанибеков,_Владимир_Александрович

Приложение №1

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков

Экипаж космического корабля «Союз Т-13».

Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных (слева).

Приложение №2

Салют-7

Макет станции «Салют-7» с пристыкованными кораблями «Союз» и «Прогресс» в павильоне ВДНХ. Фото 1985 года.

Приложение №3

Как ловкая кошка, на одних подушечках лап «Союз» медленно подкрадывался к стыковочному узлу. Малейший промах и корабль мог удариться об обшивку станции и повредить стыковочный шлюз или вовсе получить пробоину. Цена ошибки была очень высока.

Круглая крышка люка медленно отъехала в сторону, за ним были полная темнота и холод. Лучи фонариков высветили иллюминаторы, покрытые изнутри толстой коркой льда, иней на приборных панелях, безжизненные светодиоды и тумблеры.

Приложение №4

Результаты социологического опроса в социальной сети в «Вконтакте»

Непочатых Екатерина, 9 «А» класс МБОУ СОШ №25, 2018г.

Просмотров работы: 1618