Великий сын земли русской

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великий сын земли русской

Зотов Н.В. 1Гончаров А.А. 1
1МБОУ СШ № 6 г.Котово
Зотова Л.А. 1Левина Т.В. 1
1МБОУ СШ № 6 г.Котово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Он мыслил небом, думал облаками,

Он глиной плотствовал, растеньем рос,

Камнями костенел, зверел страстями,

Он видел солнцем, грезил сны луной…

И было все – вверху, как и внизу –

Исполнено высоких соответствий.

Максимилиан Волошин

Может ли быть неизвестным, загадочным прославленный и признанный национальным гением Михаил Васильевич Ломоносов? Ему посвящено более десятка книг и сотни статей. Но лишь 200 лет спустя после рождения Ломоносова стал вырисовываться во всей грандиозности его облик «не только великого русского ученого, но и одного из передовых творцов человеческой мысли».

Трудно себе представить, что 100 лет назад этого имени вообще не было. Ломоносов-ученый. Ни одна отечественная, ни одна иностранная энциклопедия не упоминала его среди ученых. Так действительно было до начала 20 века. Когда он вдруг понадобился России.

Целью нашего проекта «Великий сын земли русской» стало создать электронную маршрутную карту, с помощью которой представить масштабность научного наследия М.В. Ломоносова.

Задачи проекта:

доказать значимость личности М.В.Ломоносова как сына Отечества;

представить энциклопедичность его таланта;

показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе;

пробудить желание познавать, расширять свой кругозор.

А что вы знаете о Ломоносове? Предлагаем вам ответить на вопросы словами «да» и «нет».

РАЗМИНКА

1. Первым учебным заведением были Спасские школы (Нет, Славяно – греко – латинская академия).

2. М.В.Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии. (Нет, Прусской)

3. Обоз с рыбой шел в Москву в течение двух месяцев. (Нет, Около 3х недель)

4. Стипендия Ломоносова была 90 копеек. (Да)

5. Учащиеся Славяно-греко-латинской академии не имели каникул (Имели в августе).

6. Правда ли, что жена героя Отечественной войны 1812 года, генерала Н. Н. Раевского – Софья Алексеевна – внучка Ломоносова? (Да, от дочери Ломоносова Елены Михайловны).

7.Ломоносов был женат на русской женщине Елизавете Андреевне. (Нет, на немке – Елизавете Христиане Цильх).

8. В.Г.Плеханов писал, что “Ломоносову чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком” Да (Поморы не знали крепостничества.)

Сегодня мы предлагаем пройти по станциям маршрутной карты открытий великого ученого.

СТАНЦИЯ 1. ЛОМОНОСОВ - ЛИНГВИСТ И ПОЛИГЛОТ

Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого, которые он потом называл «вратами своей учености». «Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей»,- сказал о Ломоносове впоследствии А.С. Пушкин.

Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но практической работой над стихотворными переводами. К тому же, Ломоносов прекрасный переводчик научных мемуаров академиков-иностранцев на русский язык.

Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, он создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую и в наши дни.

А это Русская грамматика, написанная Ломоносовым на немецком языке.

Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица, атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.

Познания великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова в области лингвистики были поистине безграничны. Знал в совершенстве латинский язык, на котором он многие годы вел научную переписку, читал еженедельно лекции и дискутировал в стенах академии, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Он был блестящим полиглотом. Известен документ, датированный 1760 годом и написанный собственноручно Ломоносовым. Те языки, которые он знает в совершенстве, были помечены им крестиком – их насчитывалось одиннадцать. На остальных же языках Ломоносов читал без словаря и мог вполне сносно разговаривать и понимать. Вот этот документ. Я буду перечислять, а вас прошу язык, который имеет метку обозначить, хлопая в ладоши дважды! Итак, португальский, испанский, французский (х), английский (х), ирландский, немецкий (х), голландский, датский, норвежский, шведский, итальянский (х), турецкий, татарский, сербский, пермский, русский (х), польский (х), чешский, болгарский, венгерский (х), монгольский, финский, литовский, ливонский (т.е. латышский и эстонский), чухонский, румынский, еврейский (иврит) (х), греческий (х), словенский (х),

СТАНЦИЯ 2.ЛОМОНОСОВ-ИСТОРИК И ПАТРИОТ

Много времени и внимания отдавал Ломоносов в годы работы в Петербургской Академии наук изучению русской истории.

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории (Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер), отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. В 1751 году он высказал ряд существенных замечаний по поводу готовившейся Миллером к печати "Сибирской истории". Он разрабатывал историческую концепцию, прогрессивность которой заключалась в признании роли народа, просвещения.

В 1754-1758 годах Ломоносов написал большую историческую работу "Древняя Российская история от начала российскою народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года", которая впервые увидела свет после его смерти, в 1766 году.

В этой работе ученым была глубоко раскрыта история Киевской Руси, поставлен вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценена их древняя культура. Ломоносов критиковал труды некоторых иностранных историков, которые пытались исказить русскую историю, доказать ее несамостоятельность.

В 1759 году Ломоносов написал, а в 1760 году издал второй свой исторический труд - "Краткий российский летописец с родословием". В этом труде в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 год.

Обе эти исторические работы Ломоносова заложили основы русской историографии и имели большое значение для воспитания патриотизма русского народа.

В 1762 – 1764гг. мастерская Ломоносова выполнила по его указаниям мозаичную картину «Полтавская баталия». «Полтавская баталия» – яркое патриотическое произведение, где не только даны портреты Петра I, Бориса Петровича Шереметева, Якова Вилимовича Брюса, Михаила Михайловича Голицына, но и передан героизм рядовых русских солдат. Картина размером 4,81м х 6,44м находится в главном здании Академии наук в Санкт- Петербурге. «Полтавская баталия» является замечательным памятником монументальной мозаики, которую начал возрождать в России М.В. Ломоносов.

На победном пиру после Полтавской битвы Пётр I поднял тост. В честь кого?

Ответ. «За учителей в военном искусстве — господ шведов».

СТАНЦИЯ 3. ЛОМОНОСОВ-ХИМИК И МИНЕРОЛОГ.

На вопрос современников, кем же он себя считает, он отвечал - химиком. Химия была его страстью и любимым занятием. До Ломоносова каких-либо целенаправленных исследований по химии в России не проводилось. Именно он создал первую в стране химическую лабораторию в Петербурге. Михаил Васильевич проработал в лаборатории с 1749 по 1757год. Это был самый плодотворный период в его творческой деятельности как химика. Он способствовал созданию многих химических производств в России.

Просим вас выполнить следующее задание: соедините изображения и названия.№1 это?( Возгонка йода), №2 ? (Закон сохранения массы вещества), №3 ? (Смальта) №4 ? (Фарфор).

Загадкой во времена М.В.Ломоносова была и природа комет. Он высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи. Хвосты комет образуются в результате сублимации головы кометы- комы, в которой замерзшая углекислота испаряется под действие солнечного света. Сублима́ция (возго́нка) — переход вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое.

В химической лаборатории М.В.Ломоносов обосновал в 1748-м году закон сохранения массы вещества, который в современной формулировке звучит так: “Вес всех веществ, вступающих в реакцию, равен весу всех продуктов реакции”. Этот закон был им экспериментально подтверждён в 1756-м году на примере обжигания металлов в запаянных сосудах.

Опыты Ломоносова с полною определённостью показали, что образование окалины происходит именно от соединения металла с воздухом при прокаливании. Результат этот чрезвычайно важен: истинное объяснение явлений горения, как соединения горящего или обжигаемого тела с кислородом воздуха, судя по известной нам истории науки, принадлежит Лавуазье, который начал свои классические исследования именно с повторения опытов Бойля и в 1773-м году, через 17 лет после Ломоносова, получил совершенно такой же результат, как и Ломоносов. Опыты Лавуазье повторяются в каждом учебнике химии, об опытах же Ломоносова никто не знает, и даже русские химики не находят нужным упоминать о них; а между тем, Ломоносов был несомненно предшественником Лавуазье.

В химической лаборатории Михаил Васильевич увлекся совершенно необычным для академика делом – цветной мозаикой. В этом занятии переплелись химия (изготовление цветных стекол), оптика, техника и искусство, ибо мозаичные картины у Ломоносова получались настоящие! Но для того, чтобы картина «ожила», ученому приходилось делать сотни опытов по созданию цветных прозрачных и непрозрачных стекол (смальт). Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом. До Ломоносова «золотые рубины» умели делать только древние ассирийцы, их рецепты были давно утеряны.

Ломоносов проводит пробы образцов руд, ищет составы для получения фарфора, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Он изобрёл фарфоровую массу, в 1744 в Петербурге был открыт фарфоровый завод, где вскоре его друг и соратник Д.И. Виноградов получил твердый фарфор, изготовленный из отечественного сырья.

СТАНЦИЯ 4.ЛОМОНОСОВ-ФИЗИК И АСТРОНОМ

Ломоносов на десятилетия опередил западноевропейских учёных, но часто его разработки оставались незамеченными европейской наукой, которая не придавала особого значения развитию точных знаний в «варварской стране», которой они считали Россию.Физические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью.

Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц-корпускул – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Значит, должна существовать самая низкая температура в природе, которую он назвал «полюс холода», а мы её сейчас называем «Абсолютный ноль температур».

Наблюдая за беспорядочным движением пылинок в луче света в затемнённой комнате, он смог объяснить броуновское движение. Например: капельки жира в молоке непрерывно движутся под ударами молекул, которые не видны в микроскоп. Он также первым сформулировал основные положения молекулярно-кинетической теории газов, открытие которых обычно связывают с именем Д. Бернулли.

Не ограничиваясь одними лишь теоретическими изысканиями, Ломоносов, совместно с российским физиком Георгом Рихманом ставит множество экспериментов. В ходе работ был разработан первый электроизмерительный прибор. А так же "громовая машина", ставшая прообразом современного громоотвода или молниеотвод, тем самым он спас деревянную Россию от пожаров. И особенно это касалось церквей, т.к. они обычно строились на самом высоком месте, чтобы видны были издалека, а молния, как известно, ударяет в самые высокие предметы.

В 1742-1743 годах он изучал северное сияние и высказал правильную догадку о его электрической природе, оценил его высоту. Учёный пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.

Внимание! Черный ящик. Угадайте, что находится в черном ящике. Предмет непосредственно связан с именем М. Ломоносова. В настоящее время различают три его основных типа: рефрактор, рефлектор и зеркально-линзовый. О чем идет речь? (правильно, телескоп).

«Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим оптотехником» С.И. Вавилов

Он сконструировал и пустил в дело несколько научных приборов и оптических инструментов. Он также изобрел специальную «зрительную трубу» для наблюдений, назвав ее «ночезрительной трубой», что было очень ценно для изучения звездного неба. По своей схеме он изготовил телескоп-рефлектор и, испытав его, пришёл к выводу, что «изобретение произошло в действие с желаемым успехом». Эта схема телескопа носит название Ломоносова – Гершеля.

Он первым обнаружил, что Венера похожа на нашу Землю, открыв у неё атмосферу во время наблюдения редкого астрономического явления- прохождения Венеры по диску Солнца 6 июня 1761 года. Он правильно истолковал замеченное помутнение солнечного диска при входе и выходе Венеры с него как результат наличия атмосферы у планеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо ХVIII столетия. Звездой первой величины явилась слава Михаила Ломоносова». Б. Шергин

Литература:

1. Ишлинский, А.Ю. М.В.Ломоносов – великий русский учёный [Текст]/А.Ю. Ишлинский, Г.Е.Павлова.- М.: Педагогика, 1986.- 128 с., ил.- ( Б-чка Детской энциклопедии «Учёные – школьнику»).

2. Осипова, А.И. Примеры славных дел [Текст]/А.И.Осипова// Читаем, учимся, играем. – 2001. -№4.- С.4-14

3. Родина [Текст]: российский исторический журнал.- М.: ООО «Компания «Родина-Пресс», 2011.-№9. (о М.В. Ломоносове)

4. Родионова, И.Н. Подвижник просвещения [Текст]/И.Н.Родионова// Читаем, учимся, играем.- 2011.-№8.- С.12-17

5. Самин, Д.К. 100 великих учёных [Текст]/ Д.К. Самин.-М.: Вече, 2000.-С.120-126 (о М.В.Ломоносове)

Просмотров работы: 109