Гордость Республики Башкортостан!

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гордость Республики Башкортостан!

Хамитова  Д.Р. 1
1МБОУ СОШ № 7, г. Туймазы
Кубаева  Л.Ф. 1
1МБОУ СОШ № 7, г. Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Химия-это удивительная наука. Она касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг и внутри нас. Поэтому химия нужна каждому.

Невозможно познать химию, не ознакомившись с историей ее развития. Благодаря замечательным энтузиастам удается воссоздать пути становления химии и ее возрастающую роль в прогрессе человечества.

Творцы химии – это люди с удивительными судьбами, с сильными характерами, исключительной целеустремленностью, беззаветным суждением истине, ответственностью перед человечеством за результаты своих исследований.

Изучая химию, я узнала, что Санида Тимерхановна является профессором в области химии, а так же автором учебника «Химия. Неорганическая химия. Основы органической химии : учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений» Она не только являлась преподавателем, но и человеком, который внёс вклад в развитие науки.

Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих земляков, которые внесли большой вклад в развитее образование. Поэтому я поставила перед собой цель – изучить биографию и вклад в науку Саниды Тимерхановной. Она не просто старалась сама обучиться, стать специалистом в своей области, но и обучить окружающих её людей, чтобы жить в современном и образованной обществе, это и является основной развивающего обучения, которое практикует Санида Тимерхановна.

Всем известно, что авторитет человеком зарабатывается годами, поэтому я решила написать исследовательскую работу на тему «Гордость Республике Башкортостана!»

Вообще, изучая деятельность своих земляков, мы проявляем уважение к их труду.

Знание биографии и трудов наших земляков является не самоцелью, а только средством развития. Моя позиция не только изучить, рассказать её вам или просто проинформировать, но и подвигнуть Вас собственному совершенствованию, через изучение истории жизни своего рода, а если глобально, то истории своей страны и истории человечества в целом.

Целью моей работы- это выяснение, описание и анализ интересных фактов из биографии Сатбалдиной Саниды Тимерхановны. Для достижения поставленной цели я в своей работы буду использовать следующие задачи:

1.Собрать сведения о биографии на разных этапах её жизни.

2.Выяснить, что повлияло на становление мировоззрения и отношения к работе.

3. Привести и проанализировать факты из биографии с различных сторон её жизнедеятельности.

4.Дать оценку её жизненной деятельности и определить вклад в историю развития химии как науки.

Методами исследования являются: наблюдение, описание, анализ фактического материала; классификация имеющейся информации; Основные результаты исследования отражают интересные факты о биографии и вкладе в историю химии профессора, кандидата биологических наук С.Т.Сатбаладиной.

Объект исследования:

Объектом моей научной работы станут её жизнь, мировоззрение и профессиональной деятельности.

Предметом исследования является написанный её учебник для изучения химии школьниками.

Исследование определяется годами жизни С.Т.Сатбалдиной.

Основная гипотеза исследования

Достойным человеком не рождаются, а становятся, т.е. воспитываются коллективом, окружающими. В течении всей жизнедеятельности человека формируют основные качества личности человека, работника, гражданина страны.

Практическая значимость состоит в том, что, полученные данные о биографии и о профессиональном пути в науке являются для меня примером. Примером жизни человека, который понял, что смыслом существования человечества является во свеем: в профессиональной деятельности, в социальных отношениях, в семейной жизни.

Глава 1: Биография и профессиональный пусть Саниды Тимерхановны.

I.1.Крастая биографическая справка.

Сатбалдина Санида Тимерхановна родилась в суровые и очень сложные годы Великой Отечественной Войны 9-го февраля 1942 года в с.Ириклы Стерлибашевского района.

В 1949 году после возращения отца со службы в армии семья переехала в Ишимбайский район, где Санида Тимерхановна пошла в начальную школу, а затем и в среднюю.

После войны основная часть страны была разрушена, не хватило еды и денег для того, чтобы прокормить большую семью. С она с подружками подрабатывала на кирпичном заводе, который находился под землёй. Эта работа для девочек подростка была тяжёлой и очень утомила Саниду Тимерхановну. Мама запретила ей подработать на заводе.

Следующая подработка была в строительной летней бригаде, которая состояла из таких же подростков, как и Санида Тимерхановна, которые были не безразличны к потребности пополнения бюджетов своей семьи.

После окончания десятилетнего обучения, она должна была отработать 2 года в Ишимбайской носочно- чулочной фабрике, для того чтобы поступить в высшее учебное заведение. Это было непременное условие для поступления в ВУЗ. В 1961 году, после успешной сдачи экзаменов, Санида Тимерхановна поступила в Башкирский Государственный Университетов в городе Уфе на естественно- географический факультет. Однако, она мечтала о медицинской профессии. Эта мечта стала не выполнимой из-за того, что в мединституте в то время не было общежития.

Санида Тимерхановна говорит: « Я благодарна своей судьбе за то, что во-первых судьба свели меня именно со специалистами очень высокого интеллектуального профессионального – педагогического, общечеловеческого уровня и, во-вторых, эта же судьба устроила меня учиться у них».

На третьем курсе Санида Тимерхановна стала увлекаться биохимией. Рефераты, курсовые и дипломные работы способствовали, тому, что профессор Василий Григорьевич Конарев предложил ей поступить к нему в аспирантуру. В это время она одно место претендовало 15 человек. Аспирантуру Санида Тимерхановна завершила уже в Ленинграде во Всесоюзном институте растениеводства. После судьба напрвила по ути разработки проблем педагогики, методологии, философии, социологии, психологии, диалектики.

I.2.Этапы жизненного пути, научная деятельность.

Первым местом работы стал Башкирский Филиал академии Наук, где Санида Тимерхановна проработала в течении одного года. В дальнейшем она перешла в Башкирский Государственный Университет по профессии преподаватель биохимии. Через три года Санида Тимерхановна, из-за необходимости улучшить жилищные условия, перешла в Башкирский Государственный Педагогический Институт. В дальнейшем вся её трудовая и научная деятельность связана с этим учебным заведением. В БГПИ она получила звание старшего преподавателя, затем доцента, а после профессора. Последние 25 лет работала заведующей кафедрой химии и параллельно руководила научно – образовательной лаборатории « Восхождение», в которой повышали квалификацию учителя Башкортостана и сопредельных областей по системе развивающего обучения в форме учебной деятельности.

Теперь Санида Тимерхановна профессор, кандидат биологических наук, заслуженный учитель РБ, лауреат звания «Соросовский профессор», отличник народного образования.

I.3.Основные труды С.Т.Сатбалдиной.

По системе развивающего обучения был разработан Сатбалдиной Санидой Тимерхановной учебник химии для 8-ых классов, который был издан 1988 году. После в 1993 году был издан учебник 9-го класса. Эти учебники по данной системе были внедрены в учебные заведения города Уфы, а после в городах Башкортостана.

У неё имеются 159 научных и научно- методических трудов. Из них 12 монографий, одна из низ коллективная, где 53 страницы написаны Сатбалдиной С.Т. Учебников написано всего 20.

Глава 2: Исследования в области развивающего обучения химии.

Санида Тимерхановна всю свою жизнь посвятила внедрению развивающего обучения по предмету химия в образовательные заведения и преподавала не просто предмет, а методику преподавания химии.

Учебную деятельность в начальном звене принимают как инструмент превышения ученика из объекта воздействия учителя, а субъект собственной деятельности. То есть в субъекта учения, что способствует целенаправленному развитию учащихся. Назревает вопрос: « Что такое субъект учения?» Субъект учения- это ученик, который способен находить самостоятельно способы решения тех учебных задач, которые стоят перед ним. Быть субъектом учения- значит самостоятельно изменяться, уметь самостоятельно развиваться.

Я изучила учебник Саниды Тимерхановны. И я узнала, что этот учебник дает познать химию на 3 и 4 уровне знаний.

Учебник Саниды Тимерхановны помогает овладеть третьим и четвертым уровням знаний. В процессе осознания нужно схематически изобразить содержимое и способ его усвоения. И вы в конце необходимо оценить свои знания, то есть осуществить само оценку. Правильно оценивать свои знания можно научиться ,когда свою оценку сопоставляется с той оценкой, которую поставил твой одноклассник.

И так, делая вывод, можно сказать, что в развивающем обучении ученик является субъектом. И это обучение создает условия, в котором ученик будет получать знания сам себя совершенствовать, а преподаватель будет ему только помогать и ставить на правильный путь. А в традиционном обучении ученик является объектом ,а знания насаживаются.

Заключение

Проведя исследование по теме « Гордость Республики Башкортостан!»- я узнала много интересных фактов о достижения из жизни моей бабушки С.Т. Сатбалдиной. Для меня, наверное, самое главное это её вклад в науку. В научной биохимической области ей удалось, разрабатывая новые сравнительные иммунохимические методы, открыть и внедрить способы выявления специфических биохимических видов критериев для бобовый растений, которые широко использовались и, вероятно, используются растениеводами и в настоящее время при систематизации и классификации таксонов.

Во время работы я попыталась описать, проанализировать, сделать выводы по теме. Проверить гипотезу исследования о том, что достижения личности неразрывно связанны с коллективом. Эта гипотеза подтвердилась при детальном рассмотрении жизнедеятельности Саниды Тимерхановны со стороны производственных, общественных этапах жизненной деятельности.

Издавна, в сундуках хранили всё ценное и дорогое, в моем случае -это история моей землячки, о которой я расскажу свои детям, ведь кто хранит память о других, оставит память о себе.

Список литературы:

« Основные установочные положения школы развивающего обучения. Калининград, 1996 год. ( это фрагмент из « Проекта школы развивающего обучения», Ю.А.Конаржевский.);

Сатбвлдина С.Т., Р.А.Лидин « Химия 8-9 класс», Просвещения, 2000 год;

Л.Ю.Алтбкерова, « Занимательная химия», Аст-Пресс, 1999 год.

Просмотров работы: 168