Бизнес-план для реализации проекта "Power bank"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бизнес-план для реализации проекта "Power bank"

Королесова Ю.С. 1
1ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова". Экономический лицей
Казарина  Е.Б. 1
1Экономический лицей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В данном проекте рассматривается проблема по созданию бизнес-модели, по которой в будущем будет внедрение вендинговых автоматов с портативными зарядками на рынок. Проект поможет улучшить жизнь людям, так как благодаря его реализации экономится время потребителей: не нужно стоять у розеток и заряжать телефон, можно это делать сразу на ходу! Также из-за удобного расположения вендинговых аппаратов, людям станет комфортнее пользоваться услугами, а еще, благодаря тому, что power bank можно заряжать самостоятельно, за маленькую стоимость его можно использовать многократно. Благодаря аренде устройств, людям, использующим power bank редко, не обязательно его покупать, им дешевле взять его на время за меньшие деньги. Еще одним плюсом моей инновации будет то, что процесс получения зарядного устройства полностью автоматизирован, что гораздо упрощает жизнь.

Я предлагаю создать около 30 точек на выходах из метро с вендинговыми аппаратами, в которых будут находиться power bank с тремя типами зарядок. Суть в том, что человек подходит к автомату регистрируется в мобильном предложении, выбирает точку, тип зарядки, оплачивает и ему присваивается код. Человек вводит код в автомат и за 200 рублей берет на 2 дня аренду зарядного устройства. В случае продления аренды с пользователя списывается с банковской карты еще раз такая же сумма, а в случае не возврата, полная стоимость power bank. Вся прелесть идеи заключается в том, что можно брать устройство в одном месте, а возвращать в другом, более удобном потребителю.

Автоматы для зарядки мобильных телефонов для России пока непривычны, но в скором времени население обязательно оценит удобство этой услуги. Перспективность и рентабельность этого бизнеса очень высока, низкий порог вхождения, отсутствие конкуренции и относительная простота деятельности повышает его привлекательность.

Введение

Исследуемая проблема: создание такой бизнес-модели сети автоматов, который позволил бы реализовать проект с максимальной выгодой как для производителя (иметь максимальную выручку), так и потребителям (по-максимуму экономить время и средства).

Актуальность темы обусловлена тем, что современное общество развивается в мире высоких технологий, и спрос на переносные зарядные устройства увеличивается с каждым днем. Современные гаджеты в процессе эксплуатации имеют свойство постоянно разряжаться. Для возобновления их работоспособности мы подзаряжаем эти устройства от электросети. Потребители все больше задумываются об экономии времени и удобстве пользования зарядными устройствами. Предоставление услуг по выдаче устройств на станциях метро предоставит потребителю шанс на подзарядку мобильного телефона, планшета, плеера – одним словом, любого устройства, которое можно подзарядить через кабель USB, в экстренных ситуациях за небольшую сумму.

Объектом исследования является портативное зарядное устройство и способы предоставления его потребителям.

Предмет исследования - процесс внедрения новой технологии и изменения состояние рынка.

Цель проекта - это создание бизнес-модели и внедрение в рынок уникального продукта для обеспечения наибольшей комфортабельности в получении портативных зарядных устройств. В будущем создать мощную, быстроразвивающуюся сеть вединговых автоматов по выдаче устройств.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие проектные задачи:

Определение размеров рынка данного продукта

Разрешение технического вопроса, касающегося размещения и обслуживанию автоматов

Детальное изучение конкурентов и партнеров

Изучение вопроса, касающегося рекламы данного продукта

Изучение рисков проекта

Подсчет стартового капитала

Идея дальнейшего развития

Предоставить готовую бизнес-модель

Методы исследования. В исследовательской работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.

Обзор литературы

1.1 Выбор и создание power bank на основании книги «Занимательная электроника»

Мобильное зарядное USB-устройство

Power Bank – это накопитель энергии, следственно основная функция – хранение определенного объема, предварительно полученного от сети, электрического заряда для дальнейшей передачи его частично или полностью разрядившегося электронного устройства, по средствам стандартного USB кабеля.

Иными словами, Power Bank — класс универсальных мобильных зарядных устройств. Мобильность подразумевает, что пред заряженный Power Bank способен заряжать любое совместимое устройство, не прибегая к сети. При этом размеры позволяют без труда носить компактные Power Bank с собой (в кармане, сумочке, рюкзаке)

Power Bank состоит из пластикового или металлического корпуса, в котором помещен один либо несколько аккумуляторов. Прибор заряжается через кабель с адаптером от сети или иным способом. На корпусе устройств типа Power Bank имеются порты для подзарядки техники – полноразмерный, а также micro/mini USB.

Для реализации моего проекта, я должна определиться первоначально с типом зарядки. В этом выборе я основываюсь на основании статьи «POWER BANK.CLUB»

Литий-Ионные аккумуляторы (Li-Ion)

Самый популярный тип батареи используемый в Power Bank — аккумуляторы типоразмера 18650. Такие аккумуляторы обеспечивают необходимое для питания электронных устройств напряжение и большую емкость. Имеет цилиндрическую продолговатую форму. Выходное напряжение – 3,6-3,7V. Типовая емкость: 2000-3000 mAh – самое распространенное значение 2500 mAh. Вес одного аккумулятора составляет 45±5 грамм. Количество циклов зарядки 500-1000 (снижение номинального объема до 80%). Преимущества: высокая энергетическая плотность, низкий коэффициент саморазряда, отсутствие эффекта памяти. Недостатки: подверженность Li-ion аккумулятора выходу из строя при перезаряде или перегреве, низкий вес.

li-ion

Power Bank использующий данный тип батареи напрямую зависит от используемого количества и качества элементов питания и рекомендовал использовать простую формулу – «каждые 5000 mAh весят не менее 100 грамм»

Данный тип аккумулятора хороший, однако то, что он может выйти из строя от перегрева может стать поломкой 50% зарядных устройств, тогда увеличатся издержки и стоимость внешних аккумуляторов придется увеличить.

В результате сравнения мною качеств аккумуляторов я пришла к выводу, что в производстве будут использоваться литий-ионные аккумуляторы. Они немного проигрывают качествам второго аккумулятора, но менее подвержены поломкам. Данный фактор позволит сэкономить на покупке дополнительных единиц товара при поломке старых устройств.

Определение технических характеристик устройств

Для того чтобы определиться с внешним аккумулятором и что от него ожидать необходимо изучить важные технические характеристики устройств: мобильность и эргономика, способы зарядки, емкость, количество USB портов

На основании книги я могу проанализировать емкость:

При выборе емкости устройства типа Power Bank необходимо вначале определить, какие гаджеты будут с его помощью подзаряжаться. Затем следует суммировать емкость их батарей (эта информация указывается производителями на аккумуляторах и дублируется в документах к технике). Выбираемый Power Bank должен иметь емкость больше полученной в результате сложения цифры. В противном случае, подзаряжать гаджеты через это устройство будет нецелесообразно. Большинство приборов типа Power Bank имеют емкость от полутора тысяч до двадцати тысяч mAh, и чем выше этот показатель, тем дольше можно подзаряжать гаджеты без использования стационарной электросети.

Мобильность и эргономика:

Компактность и эргономика приборов играют немаловажную роль. Ведь, например, держать на коленях планшет и при этом следить, чтобы «банка» с аккумуляторами не упала, будет не совсем удобно. Поэтому для мобильности можно выбрать одно из компактных устройств Power Bank, например, в виде браслета: надев его на руку и подключив к нему гаджет, можно наслаждаться работой, ни на что, не отвлекаясь

Способ зарядки аккумулятора:

Большинство устройств типа Power Bank подзаряжаются от обычной розетки 220 В.

Количество USB портов:

Один USB порт на 1А – используется в комплектациях самых простых, легких и компактных моделей Power Bank, обычно объема таких батарей хватает только на подзарядку одного устройства.

Любое USB устройство можно подключать для зарядки к любому порту. Телефон смартфон, плеер, планшет и прочее будет получать ровно столько тока, сколько ему требуется в определенное время. Регулировку напряжения и силы тока осуществляют контроллеры Power Bank и заряжаемого устройства.

Итак, по опросам, которые я проводила среди пользователей внешних аккумуляторов я вычислила, что более 63% потребителей заряжают power bank мобильные телефоны. Таким образом, я решила, что емкость устройства будет - 4000 mAh. Несмотря на то, что существуют разные более удобные формы, я выбрала прямоугольную стандартную форму устройств. Я уже определила, что основные потенциальные потребители моего продукта – это пользователи телефонов, поэтому я выберу один USB порт на 1А.

1.1.3 Второстепенные характеристики

Я полагаю, что для увеличения числа потребителей я должна предоставлять хороший товар, поэтому я обращаю особое внимание на все характеристики.

Световая информационная индикация

LED-индикатор – на корпусе зарядного устройства располагаются несколько диодов, обычно пять делений. Каждое горящее деление означает определенный уровень заряда батареи. Например, 100% — 5 делений, 80% — 4, 60% — 3, 40% — 2, 20% — последнее деление, обычно начинает мигать. По мере разрядки деления гаснут. На данном примере, точность показаний равна 20%. Никакой дополнительной информации не предоставляется.

Материал корпуса

Пластиковый корпус – делает Power Bank более легким, позволяет экспериментировать с плавностью формы. Становится возможным легко наносить на корпус сложный текстурный рисунок, делать поверхность матовой или же глянцевой. Недостатки: поверхность может поцарапаться, подверженность перепадам внешней температуры.

1.1.4 Популярные модели устройств типа Power Bank

Модели устройств и основные характеристики.

iPower6 – компактная модель, имеющая форму цилиндра, легко помещается в карман. Емкость устройства составляет 2600 mAh. Укомплектовано оно шестью переходниками под различные стандарты. Сам прибор подзаряжается от электросети. Кроме того, в корпусе имеется встроенный фонарик. Устройство, которое подойдет для моих вединговых автоматов будет сделано, взяв за основу модель iPower6 .

Выбор вендингового аппарата на основании научных статей

Разновидности вендинговых автоматов

Автоматизированная торговля – популярное и современное направление бизнеса. На рынке появляются новые виды торговых автоматов, и спектр оказания услуг вендинговыми аппаратами становится шире. Классифицировать торговые автоматы можно по разным признакам. В зависимости от конструкции вендинг машины могут быть механическими или автоматическими; отличаться по способу установки – навесные торговые автоматы, уличные, автоматы-стойки и др.

Так как я буду поставлять непродовольственные товары, то мне подойдет непродовольственный тип автоматов (уличный).

1.2.2 Универсальный торговый ячеечный автомат

Данный автомат предназначен для продажи любого товара, подходящего под габариты 200 х 480 х 200 (ШхГхВ).

Автомат ELEMENT изготовлен по принципу вендинговых камер хранения. Конструкция автомата в базовой комплектации представляет собой панель управления и два модуля с ячейками. Каждая ячейка автомата закрыта антивандальным стеклом и имеет индивидуальный электромеханический замок.

Базовая комплектация ячеечного торгового автомата включает в себя 32 ячейки.К аппарату добавляются любые платежные системы по желанию клиента.

П реимущества ячеечного автомата ELEMENT :

Увеличенная загрузка уже в базовой комплектации

Возможность добавления любого количества ячеек

Антивандальный корпус

Антивандальные стекла витрины

Надежная защита товара

Возможность установки разной цены для каждой ячейки Рис.-2

Контролировать работу торгового автомата ELEMENT легко и удобно с помощью системы мониторинга VendShop Online. (Рис.2)

Вендинговые автоматы оснащены разъемами для подключения мобильных устройств (телефонов, мультимедийных плееров, ноутбуков). Количество различных зарядок может колебаться от 6-и до 60-и.

Материалы и методы

2.1. КПД внешних аккумуляторов и схем заряда гаджетов (эксперимент)

Производители внешних аккумуляторов никогда не указывают реальное количество энергии, которое может выдать power bank. Всегда указывается лишь ёмкость внутренних аккумуляторов в миллиампер-часах. Внешних аккумулятор, на котором написано 10000 mAh не может зарядить смартфон с аккумулятором 2500 mAh четыре раза

Модель

mAh

Wh аккумулятора

Wh на выходе

КПД

Miller ML-102 V7.1

2580

9,55

8,46

88,6%

Huawei AP006

4800

17,80

16,79

94,3%

Just Mobile PP-268

6000

22,20

17,47

78,7%

Gigabyte OTG G66B1

6600

24,42

21,69

88,8%

Xiaomi NDY-02-AD

10400

37,44

34,58

92,4%

Я измерила количество энергии, которые смогли выдать пять разных внешних аккумуляторов и количество энергии, которое потребовалось пяти разным смартфонам и планшетам, чтобы полностью зарядить аккумулятор.

Теперь посмотрим, сколько энергии требуется смартфонам и планшетам, чтобы полностью зарядить аккумулятор. Перед экспериментом аккумулятор устройства полностью разряжался, затем подключалась зарядка, а через минуту включалось устройство.

Табл.-3

Портативные устройства разряжались током 950 mA. По результатам измерений КПД внешних аккумуляторов составил от 78.7 до 94.3%. (Табл.3) Устройствам для зарядки требуется на 29.2-43.1% больше энергии, чем энергия их аккумулятора. Для большинства устройств это превышение составляет 37-38% и только iPad имеет более совершенную схему зарядки с высоким КПД, дающую превышение 29.2%. (Табл-4)

Модель

mAh

Wh аккумулятора

Wh на входе

Превышение

ASUS Zenfone 5

2110

7,81

10,73

37,4%

HTC Desire Eye

2400

8,88

12,71

43,1%

Huawei Ascend P7

2500

9,25

12,57

35,9%

Samsung Galaxy Note 8.0

4600

17,02

23,54

38,3%

Apple iPad Air

 

32,40

41,87

29,2%

Табл.-4
Таким образом, если заряжать самый неэкономный в плане зарядки смартфон HTC Desire Eye (аккумулятор 2400 mAh) от внешнего аккумулятора Just Mobile PP-268 (аккумулятор 6000 mAh), имеющего самый низкий КПД из протестированных, внешнего аккумулятора хватит лишь на 1.3 полных зарядки, а совсем не на 2.5 зарядки (6000/2400).
В среднем можно считать, что КПД всей электроники при зарядке смартфона или планшета от повербанка составляет около 65%.

Поэтому при приблизительных расчётах, сколько раз тот или иной гаджет получится зарядить от повербанка, нужно ёмкость аккумуляторов гаджета умножить на 1.5 и разделить ёмкость аккумуляторов повербанка на получившееся число.

Так как у нашего зарядного устройство будет мощность 4000mAh, а в мобильном устройстве стоит аккумулятор 2000 mAh (примерно), по 4000/(2000x1.5)=1,3. Повербанка хватит ровно на 1 полную зарядку и 30% еще.

2.2 Проведение социологический опросов

2.2.1 Опрос для определения возрастов потребителей

Данный опрос предназначен для определения возрастной категории потребителей, которые используют внешние аккумуляторы.

Опрос проводился в 3 торговых центрах: тц «Мега» в г.Химки, тц «Капитолий» г. Москва, «Щука» г. Москва. Репрезентативность выборки составила 114 человек.

Помощь в проведении анкетирования оказывали школьники аэрокосмического лицея №13 города Химки. При проведении опроса были затронуты практически все возрастные группы, от 15 лет и старше.

В анкетировании приняли участие 43,9 % (50 чел.) мужчин и 56,1 % (64чел.) женщин. Таким образом, среди всех опрошенных я могу определить возрастную категорию потенциальных потребителей. Наибольший процент, использующих портативные зарядки, составляет «молодежь» (19-35лет) - 53%, далее идет категория «взрослые» (36+) - 33%, а самый маленький процент потребителей – это «подростки» (15-18) – 14%

Благодаря исследованию я узнала на какую возрастную категорию необходимо полагаться. Это знание позволит предугадать желания покупателей и возможные функции, которые желают видеть в устройствах.

2.2.2 Опрос по модели из книги «Спроси маму»

Данный опрос предназначен для определения некоторых моментов, необходимых для грамотного производства зарядных устройств.

Опрос состоял из 5 вопросов в онлайн-форме, число принявших участие составляет 163 человека.

В результате опроса я могу судить о таких вещах, как:

1) Частота использования повербанка; 2) Средняя стоимость 1 зарядки; 3) Недостатки

Я получила достаточно необходимых знаний, чтобы рассчитать размеры рынка, учитывая проходимость станций метро.

3.1 Поиск конкурентов и партнеров

3.1.1 Поиск конкурентов (мониторинг рынка)

Для определения конкурентов мною был проведен мониторинг рынка, а также я посетила торговые центры и салоны сотовой связи с целью узнать, сколько стоят услуги подзарядки и есть ли они вообще.

Почти в любом стартапе есть конкуренты, и мой проект – не исключение. Наш первый и основной конкурент – организация «ShootNjoy», предоставляющая услуги аренды и проката внешних аккумуляторов для телефонов в Москве.

Сравню плюсы и минусы обеих организаций.

Во-первых, нашим преимуществом является круглосуточный режим работы. Клиенты могут воспользоваться прокатом power bank в любое время суток, в отличие от компании «ShootNjoy» с режимом работы с 11.00 до 20.00. Во-вторых, стоимость аренды power bank из «Go Power» составляет 200 рублей, что на 60 процентов ниже стоимости арендной платы наших конкурентов. Наконец, компания «Go Power» имеет больше пунктов проката, которые находятся прямо на станциях метро, и клиенту не придется долго искать продукт. Конкуренты пытаются решить эту проблему с помощью введения услуги доставки стоимостью 300 р. После детального исследования были обнаружены следующие конкуренты: ShootNjoy (прямые), Розетки в торговых центрах, платная услуга по заряду телефона в таких магазинах, как Евросеть, М.Видео ( косвенные)

3.1.2 Поиск партнеров

При поиске партнеров я руководствовалась тем, что исследовала, куда ходят заряжать мобильные телефоны люди, где большое скопление народа.

Потенциальными партнерами данного проекта могут стать кофейни, а также производители мобильных аксессуаров: xiaomi.

Маркетинг

Грамотная маркетинговая стратегия бизнеса по предоставлению услуг вендинговых автоматов – второй по важности момент после выбора расположения. Наибольший эффект мне даст наружная реклама непосредственно возле аппарата.
Баннеры должны располагаться возле входа, объявления с указателями расположения возле каждой кассы. На улице возле здания, в котором находится аппарат, необходимо обеспечить максимальное количество рекламных материалов в виде баннеров, растяжек и плакатов на витрине. Размещает информацию о точках доступа к подзарядке в самых оживленных местах города.
При малейшей возможности я буду расширять сеть точек зарядки мобильных устройств. Создам сайт компании и мобильное приложение, предоставляющее возможность увидеть на карте города адреса, по которым расположены автоматы. Предполагается реклама услуг на информационных ресурсах города.

Мы планируем распространять рекламу в метро wi-fi, также бесплатная реклама в газетах. В будущем у нас будут скидки для постоянных клиентов, бонусы для людей, которые поделились информацией о нас в соц.сетях. Также будет рассмотрено супер-предложение. За фото в Instagram с хештегом #GоPower скидка 50%

3 . Результаты и их обсуждение

3.1 Бизнес-модель

Рис.-3

3.2 Размеры рынка

PAM (Potential Available Market) – потенциальный объём рынка - 7500

TAM (Total Addressable Market) – общийобъёмцелевогорынка - 3750

SAM (Served/Serviceable Available Market) – доступныйобъёмрынка - 1613

SOM (Serviceable & Obtainable Market) – реальнодостижимыйобъёмрынка - 675

3.3 Риски

Для населения России услуги подзарядки мобильных телефонов являются новинкой, которая пока не вызывает особого доверия. Многие приспособились выходить из ситуации с разрядкой батареи собственными силами – зарядное устройство всегда имеется при себе, запасной телефон и прочее. Даже в мегаполисах, где услуга вендинговых автоматов предоставляется несколько лет, большая часть потенциальных клиентов использует эти аппараты очень редко. Выход – максимум рекламы, указывающей, что поблизости есть автоматы, и демонстрирующей их преимущества.

Воровство мобильных также является существенным риском. К сожалению, эта проблема чрезвычайно актуальна для России. Аппараты с закрывающимися ячейками также не смогут обеспечить полную безопасность мобильных устройств.

Финансы

1 )Первоначальный стартовый капитал составляет – 1 776 000. Он расходуется на покупку автоматов, создание внешних аккумуляторов, рекламу в метро и аренду мест (если не будет партнеров) (Рис. 4) Рис.-4

2 )Ежемесячные расходы составляют – 143 790.

Первые 3 месяца идет расчет на то, что 1 устройство берется в сутки 1 раз. Исходя из этого с учетом всех издержек получается свободный денежный оборот в 358 318. (Рис.-5) Рис.-5

3 )После трех месяцев работы автомата предполагается увеличить число взятых устройств, тогда возрастет прибыль, но еще вычитаем некоторый процент – поломки зарядок увеличатся. Выходит, чистая прибыль – 1 006 318 (Рис-6)

4)Из свободного денежного потока вычитается стоимость рекламы. Так как не известно точное время запуска проекта в жизнь, я учла в первоначальных расходах только приблизительные расходы на рекламу, причем довольно низкие. Так как мы вводим уникальный продукт, то стоимость рекламы будет превышать доход довольно продолжительное время.

5 )В этих таблицах показан примерный доход каждый месяц с учетом инфляции. Также показано время, когда все окупится 4 - 5 месяцев. (Рис-7)

3.5. Чем обусловлено положение автоматов?

Начиная поиск места для вендингового автомата, я учитывала несколько самых важных параметров:

Возможность подключения к электроэнергии; Большой поток людей; Наличие системы видеонаблюдения.

Если говорить конкретнее, я сначала рассматривала вокзалы, крупные автостанции и аэропорты. Пассажиры очень часто сажают аккумуляторы, развлекаясь в дороге играми или слушая музыку. Возможность подзарядить телефон, чтобы сообщить близким или встречающим о своем прибытии будет использоваться с большим энтузиазмом.

Проанализировав все возможные варианты, наиболее удачный вариант – это расположение автоматов у метро.

3.6 Документы и лицензии

Оформлять лицензию и сертификаты на оказание услуг по зарядке телефонов не нужно. Мне, как начинающему предпринимателю, следует зарегистрировать в налоговой ИП. Для этого направления не предусмотрен ЕНВД, налоги оплачиваются в рамках общего режима или по упрощенной системе, если чистый годовой доход фирмы не превышает 45 000 000 рублей, а у моей фирмы он будет меньше.

3.7 Результаты

Я проанализировала свою работу и выявила результаты:

1. Определила размер рынка

2. Продумала разрешение технического вопроса, касающегося выбора зарядного устройства

3. Выявила конкурентов и потенциальных партнеров

4. Продумала рекламу продукта

5. Сопоставила риски и прибыль от проекта

6. Просчитала издержки производства

7. Провела эксперимент, проверяющий качество наших услуг

8. Предоставила готовую бизнес-модель

Выводы

Не секрет, что прибыль предприятия считается наиважнейшим смыслом его создания и дальнейшего существования. Поэтому актуальной является необходимость грамотного подсчета всех необходимых факторов производства и составление бизнес-плана и бизнес-модели.

В своей работе я грамотно обосновала выбор зарядного устройства на основании знаний, полученных из литературы, выбор места расположения автоматов. Проведя социологические опросы и эксперимент, я четко обозначила границы производства и нашла свой размер рынка.

В процессе изучения проблемы работы, связанной с построением бизнес-модели, мною были приложены способы, помогающие составлению общей картины предприятия и составлена наглядная бизнес-модель. В ходе исследования были рассмотрены задачи, связанные с определением размеров рынка, конкурентов и партнеров, стартового капитала и других.

Как готовый продукт представляю наглядную бизнес-модель и расчет примерной стоимости данного проекта.

Список литературы

Рене Моборн. Стратегия голубого океана.Как начти или создать рынок, свободный от других игроков/ Рене Моборн – 4-е изд., перераб. И доп. – В. Чан Ким, 2017. – 235 с.

Роб Фитцпатрик. Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все вокруг врут?/ Роб Фитцпатрик – 1-е изд., перераб. И доп. - Роб Фитцпатрик, 2016. – 23 с.

Андрей Кашкаров. Занимательная электроника. Нешаблонная энциклопедия полезных схем/ Андрей Кашкаров – 2-е изд., перераб. И доп. – А. Остревальдер, 2015. – 163 с.

Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора/ Александр Остервальдер – 2-е изд., перераб. И доп. – А. Паблишер, 2018. – 110 с.

Александр Баранник. Торговые автоматы: вендинг без секретов/Александр Баранник – 5-е изд., перераб. и доп. – А. Паблишер., 2004. – 166 с.

Powerbank.club, статья URL: http://www.power-bank.club/faq/about-powerbank/

Статья «Систематизация информации о рынке современных внешних аккумуляторов», Юрий Юрьев URL: https://www.ixbt.com/live/preview/sistematizaciya-informacii-o-rynke-sovremennyh-vneshnih-akkumulyatorov.html

Энциклопедия практической электроники [Электронный ресурс] - Дэвид Рутледж 2002 год URL: http://stoom.ru/content/view/38/140/

Просмотров работы: 4717