Бизнес-планирование в управлении православным общеобразовательным учреждением

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бизнес-планирование в управлении православным общеобразовательным учреждением

Глухарева В.Д. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Стерхов А.А. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Настоящая научная работа предполагает изучение важнейшей для развития православной гимназии в условиях рыночной экономики концепции бизнес-планирования. Система образования сегодня является не только транслятором научных знаний, духовно-нравственного воспитания, но и должна стать эффективным поставщиком образовательных услуг, качественно не отличающихся от общемирового образовательного пространства. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение в образовательную среду методов бизнес-планирования, овладеть которыми в совершенстве обязан руководитель образовательной организации.

Специфика православного образования заключается в том, что православная гимназия призвана способствовать воспитанию нового человека, живущего в XXI веке, но с традиционными для россиян укладом жизни и стилем мышления, с вековыми духовно-нравственными ценностями, с историческими традициями и нормами. Но при этом следует учитывать, что в современных условиях православное образование не может существовать вопреки объективным законам рыночной экономики. Бизнес-планирование, вводимое руководством православной гимназии, должно включать в себя такие методы, как стратегическое планирование, максимальная приближенность к потребителю образовательных услуг, управление системой обеспечения качества образования, привлечение заинтересованных сторон в рамках социального и коммерческого партнёрства, управление материальными и человеческими ресурсами, развитие конкурентоспособности православного общеобразовательного учреждения.

Особенно важными элементами образовательного менеджмента нам представляются финансовое планирование, организация аналитической, маркетинговой и рекламной деятельности, разработка и реализация кадровой политики на основе компетентностного подхода и экономической мотивации сотрудников, развитие менеджмента качества общеобразовательной организации и программные методы управления.

Степень разработанности проблемы.

Характеризуя состояние изученности проблемы, автор исследования выявил следующие противоречия:

- между наличием ряда научных трудов в обозначенных областях, и неразрешенностью актуальных вопросов, требующих дополнительного исследования, таких, например, как формирование внутришкольной нормативно-правовой базы по реализации бизнес-планирования православной гимназии, специфика управления педагогическим коллективом православного общеобразовательного учреждения в условиях внедрения эффективных контрактов, и некоторых других;

- между использованием одними авторами бизнес-планирования как чисто экономической категории, применяемой в коммерческих организациях, и рекомендациями у других авторов по управлению общеобразовательным учреждением без учёта современных требований к составлению бизнес-плана.

Преодолеть оба вышеуказанных противоречия призвана данная исследовательская работа.

Объект исследования: процесс управления православным образовательным учреждением.

Предмет исследования: бизнес-планирование в процессе управлении православным образовательным учреждением.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему управленческих действий, направленных на практическую реализацию бизнес-планирования в православной гимназии. Для достижения указанной цели автором исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать пути совершенствования организации бизнес-плана гимназии.

2. Разработать механизмы регулирования отношений субъектов бизнес-плана.

3. Составить рекомендации по улучшению функционирования православного общеобразовательного учреждения.

Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных методов познания. В числе общенаучных методов использовались общелогические (анализ, индукция), теоретические (гипотетический, исторический, системный методы, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, описание, измерение).

Характеристика работы.Данное научное исследование носит как теоретический, так и прикладной характер, поскольку призвано не только выявить основные закономерности организации бизнес-планирования в православной гимназии, но и разработать реальные механизмы оптимизации деятельности гимназии путём составления бизнес-плана, представленного в работе. Автор надеется, что его работа внесет свой вклад в освоение бизнес-культуры традиционно консервативной сферой православного общего образования, и поможет всем интересующимся сферой экономики образования в дальнейших исследованиях по указанному направлению.

Характеристика использованных источников и источников вообще по данной теме.

Вопросами управления общеобразовательным учреждением в современных условиях развития образования занимаются такие учёные, как И.А. Бареева, С.М. Васин, Т.Е. Пучкова и др.[1, 6, 15].О месте и роли православной гимназии в современном российском образовании пишет Д.С. Глухарев [8]. О необходимости планирования при управлении общеобразовательной организацией говорят Я.Н. Белик, А.А. Ващенко, О.Н. Миргородская, А.С. Чулков и др. [2, 7, 11, 20]. При этом речь не идёт о бизнес-планировании в системе образования.Проблемам бизнес-планирования работы организации на современном этапе посвятили свои научные работы Л.Н. Борисоглебская, И.А. Липсиц, А.В. Медведев, Е.Р. Орлова, В.А. Морошкин и др.[3-5, 9,10, 12, 14, 16, 18, 19, 21], но указанные авторы не рассматривают данное явление применительно к образовательным учреждениям. Только Р.В. Никонов упоминает о возможности применения бизнес-планирования в качестве инструмента продвижения образовательных услуг [13]. Таким образом, наша исследовательская работа призвана объединить различные научные направления для решения обозначенной проблемы: внедрения бизнес-планирования в управление православным общеобразовательным учреждением и построения эффективно функционирующей модели бизнес-плана православной гимназии с трёхлетней перспективой действия.

Теоретическая и практическая значимость. Настоящая работа представляет собой одну из первых попыток комплексного анализа механизмов, проблем и перспектив совершенствования бизнес-планирования в управлении православным общеобразовательным учреждением, реализуемого на базе православной гимназии г. Сургута (частного общеобразовательного учреждения гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца). Одновременно в ней обобщаются результаты управленческой практики в специфических условиях православного общеобразовательного учреждения. Содержащиеся в работе положения могут послужить основой для дальнейших исследований в сфере управления православной гимназией, а также управленческих действий, направленных на совершенствование бизнес-планирования в православном образовании.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, трёх параграфов, раскрывающих основные проблемы бизнес-планирования в православном общеобразовательном учреждении, заключения, библиографического списка, состоящего из 21 источника и приложения, представляющего собой разработанный бизнес-план православной гимназии на 2018-2020 годы.

Пути совершенствования организации бизнес-плана гимназии

Современные условия рынка диктуют новые требования к составлению бизнес-плана, который начинает прочно входить в финансово-хозяйственную деятельность православного общеобразовательного учреждения. Остаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, где предложение не уступает спросу, за счёт появления многочисленных частных школ, прогимназий, пансионатов альтернативных государственному сектору в общем образовании, позволит составление краткосрочного (на один год) и долгосрочного (на перспективу) бизнес-планов. Данный документ является не просто сметой доходов и расходов православной гимназии, а комплексным исследованием ситуации на рынке образовательных услуг, определяющим вектор прогрессивного движения православного образования к привлекательности и предпочтительности в глазах основного потребителя детей и их родителей. Рассмотрим ключевые разделы, которые необходимо отразить при составлении бизнес-плана ЧОУ гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца на новый учебный год и долгосрочную перспективу.

Во-первых, если представить православное образование как единый целостный проект, реализуемый на базе ЧОУ гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута, следует выделить в качестве отдельной главы своеобразное резюме проекта, где указываются цели, сроки реализации, источники финансирования и совокупность расходной стоимости (то есть классическая доходно-расходная часть), а также предполагаемые выгоды и риски. Здесь мы видим результат поисков путей оптимизации текущих расходов в той части статей, которые позволяют оставить сэкономленные средства на счетах образовательного учреждения; поиск новых источников доходов, включающий в себя привлечение заинтересованных лиц (спонсоров) к развитию духовно-нравственного воспитания в г. Сургуте, расширение дополнительных образовательных услуг и формирование в гимназии социально-гуманитарного профиля для подготовки будущих выпускников к получению высшего образования как в духовных семинариях и академиях, так и в светских вузах гуманитарной направленности; проведение широкомасштабных благотворительных акций в сотрудничестве с социальными партнёрами гимназии, включая приход собора Преображения Господня г. Сургута, активное участие педагогического коллектива в привлечении грантов различного уровня за инновационную деятельность в области педагогической науки. Отдельного изучения требуют выгоды проекта обучения детей в православном общеобразовательном учреждении, не только материальные, но и социальные, такие как воспитание достойного и компетентного гражданина России, от получения которого выгодоприобретателем будет уже не только сам выпускник, но и государство и общество в целом. Риски могут заключаться в сокращении притока поступающих, а, следовательно, сокращении количества учебных часов и штата сотрудников. К иной группе рисков может относиться попадание в православную образовательную среду ребёнка, чуждого по своему духу религиозному воспитанию, и от этого небрежно относящегося как к взглядам окружающих, так и к материальному имуществу гимназии.

Во-вторых, бизнес-план должен содержать подробное описание образовательных услуг, как основных, финансируемых из внешних источников, так и дополнительных, оказание которых обучающемуся является результатом свободного выбора родителей. Виды и стоимость услуг, ожидаемый конечный продукт, полезный для ребёнка, требования к контролю качества, полная нормативно-правовая база, в соответствии с которой оказывается та или иная услуга - всё это должно найти отражение во второй главе бизнес-плана. В современных условиях, когда демографическая яма миновала систему образования, что в сочетании с проводимой Министерством образования и науки РФ политикой очистки образовательного пространства страны от неэффективных вузов и их филиалов, вызывает оправданные опасения родителей о том, поступит ли их ребёнок в вуз, чтобы получить достойное профессиональное образование, православная гимназия должна реагировать на вызовы современности. А значит, дополнительные образовательные услуги должны быть, прежде всего, направлены на формирование личности обучающегося как компетентного специалиста, овладевшего набором универсальных учебных действий. Средства родителей, оплативших предложенные услуги, не должны пропасть напрасно, а напротив, послужат развитию личности их ребёнка. Поскольку созидать компетентностный план личности обучающегося должны опытные, высококвалифицированные специалисты, во второй главе бизнес-плана отдельным пунктом отражается характеристика каждого педагога, участвующего напрямую в процессе оказания дополнительных образовательных услуг. В характеристике указываются столь важные параметры, как уровень образования (включая название вуза, который окончил педагог, чтобы родители смогли оценить его престижность), наличие учёной степени и учёного звания, почётного звания, профессиональных наград, квалификационной категории, стаж работы в должности, победы в конкурсах профессионального мастерства, участие в экспертных комиссиях различного уровня.

В-третьих, в бизнес-плане православной гимназии в обязательном порядке необходима глава, которая обычно игнорируется при прогнозах развития образовательного учреждения на ближайшую перспективу. Речь идёт об анализе рынка образовательных услуг в городе. Чтобы стать достойным выбором обучающихся, гимназия должна оценить своих потенциальных соперников: может ли другая школа предложить поступающим нечто качественно более выгодное? Здесь оценивается объём рынка образовательных услуг в городе, демографические показатели, потенциальная наполняемость школ, ценообразование и уровень цен у конкурентов, знание которых позволит сделать потребителям более выгодное предложение в условиях экономического кризиса. Здесь же находит отражение обоснования уникальных достоинств православного образования.

И наконец, четвёртая глава является маркетинговым планом продвижения уникальной образовательной среды православной гимназии на рынке, где ключевую роль играет грамотно составленная рекламная кампания. В современной экономике прочно вошли в моду такие термины, как «пиар» и «бренд». Православное образование является на фоне однородной массы городских школ несомненным брендом в той же степени, как можно назвать брендом военизированные, культурно-искусствоведческие, элитарно-интеллектуальные гимназии и лицеи. Но для «раскрутки» данного бренда нужна тщательно продуманная пиар-кампания, составлять план которой и реализовывать его может только профессионал. Как показало специально проведённое нами исследование, при опросе 100 случайных респондентов-жителей города Сургута, 28 из них вообще не знали, что в городе существует православное общеобразовательное учреждение, выдающее выпускникам аттестаты государственного образца, ещё 23 опрошенных были уверены, что православная гимназия не общеобразовательная школа, выполняющая те же программы, как и любая другая, а закрытое конфессиональное учреждение, где обучают только будущих духовных лиц - священнослужителей и их будущих жён. Столь высокий процент (41%) людей, не информированных о подлинной сущности православной гимназии г. Сургута, позволяет сделать вывод, что в бизнес-план необходимо заложить средства на рекламную акцию, задействованными в которой будут городские средства массовой информации.

Таким образом, перспективный бизнес-план православной гимназии это финансово-экономический документ, требующий при его составлении глубоких знаний ситуации на рынке образовательных услуг, и профессиональных навыков менеджера от руководства учреждения.

2. Механизмы регулирования отношений субъектов бизнес-плана

Для эффективного регулирования отношений между участниками бизнес-плана православной гимназии уже существует ряд юридических документов, соглашений и договоров. Данная документация окончательно оформила финансовые взаимоотношения между ЧОУ гимназией во имя Святителя Николая Чудотворца и департаментом образования Администрации г. Сургута; между ЧОУ гимназией во имя Святителя Николая Чудотворца как юридическим лицом и педагогическим коллективом гимназии; между ЧОУ гимназией во имя Святителя Николая Чудотворца и обучающимися и их родителями (законными представителями). Рассмотрим более подробно особенности регулирующих механизмов, указанных выше.

В результате совместной работы православной гимназии и городского департамента образования заключено Соглашение, которое обеспечивает перечисление с лицевого счёта департамента образования для гимназии субсидий в объёме 45 миллионов 772 тысяч 793 рублей на 2018 календарный год. Указанная сумма предполагает следующие направления расходов: заработная плата сотрудников, начисления на выплаты по оплате труда, учебные расходы, предоставление льготным категориям учащихся завтраков и обедов, дополнительное финансовое обеспечение организации питания учащихся, не относящихся к льготным категориям, обеспечение доступа к образовательным ресурсам сети Интернет; потребление теплоэнергии, электроэнергии, техническое обслуживание охранно-пожарной и тревожной сигнализации, услуги вневедомственной охраны, обслуживание камер внутреннего и наружного наблюдения, техническое освидетельствование и перезарядка огнетушителей, испытание на работоспособность и водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода; организация горячего питания детей в летнем лагере с дневным пребыванием, вознаграждения за оказанные услуги в форме заработной платы для работников летнего лагеря, приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, страхование детей от несчастных случаев.

Но соглашение оговаривает возможность уменьшения объёма субсидий в соответствии с фактическими расходами гимназии на осуществление образовательной деятельности, на создание условий для организации образовательного процесса, обеспечение безопасности детей в стенах гимназии и на организацию функционирования православного летнего лагеря с дневным пребыванием детей. Целевое назначение субсидий, зафиксированное документально, не позволяет руководству гимназии использовать денежные средства на иные виды расходов, не предусмотренные соглашением сторон. Например, в соответствии с дополнительным соглашением №2 от 05.02.2016 г. № 10-23-001/16, гимназии запрещается приобретение за счёт полученных от департамента средств иностранной валюты, кроме операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке или поставке импортного высокотехнологичного оборудования, сырья и комплектующих изделий. Департаменту также предоставляется право в одностороннем порядке изменять размер субсидий в следующих случаях:

1) при изменении показателей, принятых при расчёте объёма субсидий; 2) при изменении установленных нормативов расходов; 3) при внесении изменений в нормативные правовые акты, которые являются основополагающими для определения затрат, связанных с осуществлением образовательной деятельности.

Ключевую роль в координации механизмов регулирования бизнес-плана гимназии по линии финансирования со стороны департамента образования играют следующие органы: сам департамент, контрольно-ревизионное управление Администрации города, Контрольно-счётная палата города. Гимназия обязана оказывать всяческое содействие и не имеет права препятствовать текущим проверкам со стороны вышеуказанных структур. Кроме того, сама гимназия ежемесячно, в срок до 5 числа каждого месяца, предоставляет в департамент образования отчётность по расходованию субсидий с обязательным приложением копий платёжных документов, подтверждающих кассовое расходование средств. В срок до 20 июля текущего года руководство гимназии письменно информирует департамент образования о прогнозируемой сумме экономии по субсидиям в текущем финансовом году и обеспечивает в срок до 25 декабря текущего года возврат на лицевой счёт департамента оставшихся сумм субсидий, которые не удалось реализовать в текущем финансовом году.

Остановимся более подробно на 5 формах отчётности православной гимназии перед департаментом образования Администрации г. Сургута:

1) общий Аналитический отчёт о расходовании субсидий на возмещение затрат частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам;

2) аналитический отчёт о расходовании субсидии в части затрат на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, технических средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения, расходных материалов, игр, игрушек, обеспечение доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, на предоставление обучающимся социальной поддержки в вид предоставления завтраков и обедов;

3) аналитический отчёт о расходовании субсидии на возмещение затрат по созданию условий для организации образовательного процесса, обеспечения безопасности учащихся;

4) аналитический отчёт о расходовании субсидии на возмещение затрат на организацию функционирования летнего лагеря с дневным пребыванием детей;

В вышеперечисленных формах отчётности должны быть указаны: полученный объём субсидий, кассовые расходы на начало года и за месяц, фактические расходы на начало года и за месяц, отклонение кассовых расходов от полученного объёма субсидии, процент исполнения и причины отклонения от заложенных параметров бизнес-плана.

Пятая форма отчётности является контролирующим механизмом исполнения в плане предоставления обучающимся завтраков и обедов, и включает в себя информацию о социальной поддержке детей из многодетных и малоимущих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в форме завтраков и обедов), а также дополнительное финансовое обеспечение расходов на организацию питания обучающихся, не относящихся к льготным категориям, в виде предоставления завтраков. Данный отчёт включает в себя следующие параметры: количество детей, количество дней питания, дето-дни питания, фактические расходы и кассовые расходы.

В той части бизнес-плана, которая пополняется за счёт добровольного внесения в фонды гимназии средств родителей (законных представителей) обучающихся, механизмами регулирования являются:

1) в части средств, полученных за оказание дополнительных образовательных услуг, это два локальных акта гимназии Положение и Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг. Согласно первому документу, директор гимназии принимает решение об организации дополнительных платных образовательных услуг на основании изучения спроса населения в дополнительных образовательных услугах; формирует и утверждает дополнительное штатное расписание гимназии с целью обеспечения деятельности групп дополнительных образовательных услуг на платной основе по конкретным направлениям; заключает дополнительные соглашения (договора) и назначает работников гимназии на должности, согласно утвержденному дополнительному штатному расписанию с целью обеспечения деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг; определяет функциональные обязанности и утверждает должностные инструкции работников гимназии, обеспечивающих деятельность групп дополнительных образовательных услуг; издает приказы и распоряжения по организации деятельности групп платных дополнительных образовательных услуг, утверждает калькуляцию стоимости платных дополнительных образовательных услуг по различным направлениям, смету доходов и расходов по каждому виду образовательной услуги. Ответственность за ведение финансовой документации возлагается в данном случае на экономиста и главного бухгалтера православной гимназии, в сферу обязанностей которых по указанному вопросу входят: составление сметы расходов на каждый вид образовательных услуг; составление тарификации педагогических работников, привлеченных к выполнению; обязанностей по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг; контроль за правильностью расходования средств, полученных от дополнительных платных образовательных услуг, идущих на развитие гимназии; оформление материалов для заключения договоров в части стоимости и порядка оплаты; контроль за сроками выполнения договорных обязательств; участие в проведении маркетинговых исследований при оказании платных образовательных и иных услуг и прогнозировании их развития; выполнение работы, связанной с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций; ведение учета экономических показателей, результатов деятельности гимназии по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг, а также учета заключенных договоров; организация учета затрат, составление калькуляций стоимости услуг, формирование внутренней управленческой отчетности; обеспечение в соответствии с налоговым кодексом РФ своевременного перечисления налогов и сборов, страховых взносов в государственные, внебюджетные социальные фонды, средств от доходов, полученных гимназией за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг; осуществление начисления заработной платы работникам гимназии, привлеченным к выполнению обязанностей по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг; осуществление контроля над расходованием фонда оплаты труда; организация работы по ведению учета и контроля, исполнения смет расходов по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг, обязательств, денежных средств, финансовых, расчетных операций, выполнения услуг; обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств, связанных с предоставлением дополнительных платных образовательных услуг; обеспечение контроля за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов; организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, обеспечение исполнения сметы расходов на каждый вид дополнительных платных образовательных услуг; осуществление по поручению директора гимназии бухгалтерских операций по расходованию и учету средств, полученных от дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с нормативными документами; обеспечение сохранности бухгалтерских документов связанных с финансовой деятельностью по обслуживанию дополнительных платных образовательных услуг и сдача их в установленном порядке в архив.

Ответственным за соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций по дополнительным платным образовательным услугам является руководитель гимназии. Контроль за руководителем гимназии в данном случае осуществляется как со стороны Учредителя, так и Федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции по контролю и надзору в области образования.

Согласно договору об оказании платных образовательных услуг, православная гимназия обязуется создать обучающемуся необходимые условия для освоения программ формирования и развития творческих и интеллектуальных способностей, обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям, а также их оснащение, соответствующее обязательным нормам и правилам, предъявляемым к образовательному процессу, сохранять место за обучающимся в системе оказываемых платных дополнительных образовательных услуг в случае пропуска занятий по уважительным причинам, при условии своевременной и в полном объеме оплаты услуг, предусмотренных настоящего договора.

2) в части средств, полученных в качестве добровольных пожертвований со стороны родителей на образовательные нужды православной гимназии, механизмом регулирования является двусторонний договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося. Данный документ предусматривает возможность исключительно добровольных ежемесячных взносов в пользу гимназии в размере 2000 (двух тысяч) рублей в месяц, если финансовое состояние семьи это позволяет. На практике подобные пожертвования в течение учебного года вносят лишь 46-48% семей обучающихся, что ограничивает возможности составления бизнес-плана в пользу расширения финансирования образовательных потребностей и внеклассных мероприятий для детей гимназии.

Таким образом, при составлении бизнес-плана разработаны нормативно-правовые механизмы регулирования отношений между его участниками, которые представляют собой систему соглашений и договоров между муниципальными органами власти и православной гимназией, между гимназией и родителями (законными представителями) обучающихся.

Рекомендации по улучшению функционирования православного образования

Перед православным образованием в сочетании с современным экономическим подходом к управлению православной гимназией открываются большие перспективы. Поэтому именно сейчас в православной гимназии нужен эффективный менеджмент, способный привести к созданию образовательной среды качественно нового уровня, гораздо более оптимального для ведения образовательного процесса среди православной молодёжи, нежели в муниципальной школе.

В условиях неуклонного демографического роста в ХМАО - Югре в целом и в Сургуте в частности, православная гимназия находит всё больше семей, которые желают обучать в ней своих детей, понимая, что опора на традиционные ценности может вырастить из ребёнка высоко развитую в духовном и интеллектуальном плане, конкурентоспособную личность, умеющую адекватно ответить на вызовы постиндустриального общества. Один из ключевых источников пополнения человеческого капитала – образование и социализация детей. Выпускники православной гимназии – один из наиболее социально-активных слоёв российского общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий, поскольку в стенах своей школы с детства приучены осознавать ценность человеческой жизни, Божьего мира, государства и социума. Гимназии необходимо развивать и транслировать в школах города традиции духовно-нравственного воспитания, привлекать своих обучающихся к как можно большему участию в социально значимых акциях, которые позволят, например, собирать средства для помощи нуждающимся, а значит, помогут детям овладеть компетенциями составления той части бизнес-плана гимназии, суммы которой будут заложены на благотворительность.

Необходимо налаживать плодотворное сотрудничество с другими православными гимназиями Ханты-Мансийского автономного округа с целью обмена положительным опытом ведения финансово-хозяйственной и учебно-воспитательной работы.

Необходимо в дальнейшем развивать образовательную и воспитательную среду не только для детей, но и для их родителей. Так, в ЧОУ гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца действует Воскресная школа. Используя её положительный опыт и накопившиеся традиции, следует построить системную работу по функционированию ежегодных православных курсов для взрослых - не только для родителей обучающихся, их дедушек и бабушек, но и для всех, кого привлекает православное мировоззрение и образ жизни, но кто пока недостаточно знает о том, что такое православная вера. Кроме того, на базе гимназии следует начать подготовительные меры по открытию православного детского сада, который, учитывая потребности населения города, несомненно, станет рентабельным предприятием, не приносящим убытка.

Много внимания следует уделить профессиональной подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, для чего в бизнес-план необходимо закладывать оплату педагогам разработанных ими авторских курсов подготовки с использованием технических средств обучения и современных достижений педагогической науки, а также непрерывное переобучение педагогов в соответствии с усложняющимися требованиями к единому государственному экзамену. Необходимо увеличить количество часов на такие предметы, как математика и обществознание, для чего в бизнес-план будет заложены дополнительные средства на оплату часов педагогам по указанным предметам. Особый акцент на них обусловлен тем, что математика является объективно одним из самых сложных предметов для школьников, но в то же время сдаваемым в обязательном порядке, а обществознание по количеству выбравших его обучающихся традиционно занимает первое место после обязательных предметов, а значит, требует индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Чтобы получаемое детьми в православной гимназии образование было качественным и отвечало современным российским и международным требованиям, а также обеспечивало успешное поступление выпускников в колледжи и вузы, руководству гимназии следует вести продуманную кадровую политику. Одной крепкой веры и желания работать, как это было в конце 1990-х годов, в момент основания гимназии, для современного православного педагога явно недостаточно. Он должен быть компетентным специалистом, не только не уступающим в профессионализме, но и являющимся на голову выше светского педагога, поскольку является носителем и транслятором традиционных духовных ценностей, которые могут сформировать обучающегося как настоящего социально ответственного гражданина нашей страны. В бизнес-план ежегодно необходимо закладывать средства не только на элементарное повышение квалификации учителя в соответствии с требованиями ФГОС, но и на более высокий уровень профессионализации – профессиональную переподготовку, получение качественно нового образования (например, педагог со средним профессиональным образованием должен стремиться к получению высшего, учитель с дипломом бакалавра – дорасти до магистра, и т. д.).

В современной России одной из проблем является активность семей в образовании детей. Российские родители стали менее активнее заниматься с детьми видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыками, необходимыми для успешного обучения в школе, так как растёт их занятость на работе. Зарабатывание денег в условиях экономического кризиса отнимает время на воспитание собственных детей. Православная гимназия развивает плодотворное сотрудничество с родителями, основанное на общности веры, ценностных идеалов, взглядов на мир и будущее детей. В гимназии уже немало прецедентов, когда бывшие выпускники, сами ставшие родителями, приводят своих детей в первый класс именно родного православного образовательного учреждения. И эту традицию также нужно активно развивать.

И наконец, мы видим в качестве одной из основ успешного менеджмента по привлечению новых обучающихся и создания для них максимально комфортных условий расширение площадей. Благодаря поддержке спонсоров и заинтересованности сотрудничества с Русской Православной Церковью муниципальных властей города Сургута, составлен проект строительства на земельном участке так называемого «хозяйственного двора», принадлежащего приходу собора Преображения Господня, и расположенного восточнее здания ЧОУ гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца, нового корпуса гимназии, куда будут перенесены начальные классы, где запланирован большой актовый зал и спортивный зал, что создаст комфортабельные условия для развития детей начального звена.

Внедрение бизнес-планирования принесет в деятельность гимназии следующие эффекты:

- экономические – гимназия, благодаря четкому плану привлечения и использования материальных средств сможет более полноценно войти в образовательное пространство города как конкурентно способное образовательное учреждение с хорошей материальной базой и высоко квалифицированными педагогами. Привлечение спонсорских средств, заложенное в бизнес-план, с одной стороны, способствует повышению уровня финансирования гимназии, а сама работа по составлению расходной части бизнес-плана приведёт к рациональному распределению средств и повысит уровень экономии денежных средств, обеспечив, таким образом, двойную выгоду для бюджета гимназии.

- социальные – средства, полученные из внебюджетных источников, например, от спонсоров, можно будет расходовать на выплаты социального характера коллектива педагогов и учащихся гимназии, в том числе, на помощь детям из малоимущих семей, что будет способствовать повышению социальной стабильности в педагогическом и семейном сообществах, привязанных к православно-ориентированному образованию города;

- психологические – улучшение морально-психологического климата в православной образовательной среде благодаря комфортному пребыванию в ней обучающихся (кабинеты, максимально отвечающие современным требованиям, удобная для занятий и отдыха мебель, оборудованные рекреационные зоны на этажах гимназии);

- образовательные (учебно-воспитательные) – это главный продукт деятельности православной гимназии, которая стремиться к воспитанию нового образованного человека, живущего в XXI веке, но с традиционными для россиян укладом жизни и стилем мышления, с вековыми духовно-нравственными ценностями, с историческими традициями и нормами. Также объектом воспитания являются в гимназии не только дети, а также их родители и весь управленческий и педагогический состав. Учитывая то, что дети в православной гимназии применяют на практике приобретённую в гимназии базу духовно-нравственного развития: участвуют в социально значимых акциях, благотворительных, экологических и патриотических мероприятиях города, становятся полезными гражданами страны.

Всё вышеперечисленное позволяет судить о необходимости бизнес-планирования в работе ЧОУ гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, наиболее важными аспектами совершенствования организации бизнес-плана православной гимназии нам представляются поиски путей оптимизации текущих расходов в той части статей, которые позволяют оставить сэкономленные средства на счетах образовательного учреждения; поиск новых источников доходов, включающий в себя активную рекламную кампанию с целью привлечения заинтересованных лиц (спонсоров) к развитию духовно-нравственного воспитания в г. Сургуте; расширение дополнительных образовательных услуг и формирование в гимназии социально-гуманитарного профиля для подготовки будущих выпускников к получению высшего образования как в духовных семинариях и академиях, так и в светских вузах гуманитарной направленности; проведение широкомасштабных благотворительных акций в сотрудничестве с социальными партнёрами гимназии, включая приход храма Преображения Господня г. Сургута; активное участие педагогического коллектива в привлечении грантов различного уровня за инновационную деятельность в области педагогической науки.

Православная гимназия должна обеспечить охват детей также и дошкольным образованием, необходимо расширить предложение услуг дополнительного образования, непрерывно повышать качество педагогического коллектива. Особое внимание следует уделить профессиональной подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, для чего в бизнес-план необходимо закладывать оплату педагогам разработанных ими авторских курсов подготовки.

Если светская школа, по сути, утратила монополию на образование и социализацию детей, так как система образования не успевает модернизироваться, чтобы адекватно реагировать на технологические, культурные и социальные изменения, на современные потребности родителей и детей, то у православного общеобразовательного учреждения есть все шансы данную монополию вернуть благодаря духовному единству всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей и детей. Базовыми целями должны стать: обеспечение эффективной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада православного образования в инновационное развитие Российской Федерации, ответ на вызовы изменившейся социально-культурной и техногенной среды. А для реализации всех указанных компонентов развития необходим бизнес-план, разработанный и представленный нами в приложении к настоящему исследованию.

Таким образом, поставленная цель исследования выполнена, научный продукт прикладного характера, оптимальный для реализации в православном общеобразовательном учреждении, разработан и внедрён, задачи исследования решены в полном объёме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бареева, И.А. Разработка модели эффективного менеджмента общеобразовательного учреждения на основе рационального распределения управленческих воздействий / И.А. Бареева. автореф. дисс. ... канд. экономических наук: 08.00.05. / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2013.

Белик, Я.Н. Новые подходы к планированию в образовательном учреждении / Я.Н. Белик, О.Н. Одинаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. №6. – С. 54-55.

Бизнес-планирование: Учебник для вузов / Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 816 с.

Борисоглебская, Л.Н. Оценка рисков в бизнес-планировании при помощи бальной системы / Л.Н. Борисоглебская, Е.И. Масалов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. №4. С. 20-24.

Васин, С.М. Повышение эффективности управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой: моногр. / С. М. Васин, Л. А. Гамидуллаева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – 218 с.

Васин, С.М. О необходимости рассмотрения управления школой как социально-экономической системой / С.М. Васин, И.А. Бареева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. №14-1. С. 32-36.

Ващенко, А.А. Модель развития частного образования в современных российских условиях / А.А. Ващенко, А.Л. Кузеванова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. №1 (22). С. 136-142.

Глухарев, Д.С. Православная гимназия в образовательном пространстве современного общества / Д.С. Глухарев // Образование и наука. Выпуск второй: Сборник научных статей педагогов гимназии [Сост. и отв. редактор А.А. Стерхов]. – Сургут-Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. – С. 9-18.

Липсиц, И.А. Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012. – 112 с.

Медведев, А.В. Концепция оптимизационно-имитационного бизнес-планирования / А.В. Медведев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №.1-2. С. 198-201.

Миргородская, О.Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса, образования / О.Н. Миргородская, В.В. Ванюшкина // Концепт. 2015. №16. С.1-8.

Морошкин, В. А.  Бизнес-планирование: учебное   пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. – М.:   ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.

Никонов, Р.В. Бизнес-планирование как инструмент продвижения образовательных услуг образовательного учреждения / Р.В. Никонов // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №1. – С. 69-72.

Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.

Пучкова, Т.Е. Директор школы как инновационный менеджер образовательного учреждения (кадровый аспект) / Т.Е. Пучкова // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №3. – С.82-84.

Сахаров, Г.В. Механизм реализации стратегических решений в бизнес-планировании / Г.В. Сахаров, В.В. Чирятьев // Московское научное обозрение. – 2012. – №4-1. – С. 33-35.

Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 488 с.

Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2012. – 310 с.

Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. – 102 с.

Чулков, А.С. Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт / А.С. Чулков // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – №2. – С. 18-25.

Шиндина, Ю.А. Бизнес-планирование и стратегическое планирование: три уровня взаимосвязей / Ю.А. Шиндина // Проблемы современной экономики. – 2015. – №28-2. – С. 175-179.

Просмотров работы: 106