Модель города-музея

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Модель города-музея

Корналевская  В.Ю. 1
1ГБПОУ ЛО «ТВТ»
Курбатова  Л.Д. 1
1ГБПОУ ЛО «ТВТ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Культурные ценности являются тем фактором, который определяет сущность человека. И, несомненно, что историческое культурное наследие - та основополагающая база, без которой немыслимо существование всего человечества, всей цивилизации.

Сегодня, в век повсеместной информатизации, есть смысл говорить о возникновении общей, межгосударственной культуры (межгосударственного культурного пространства), не ограниченной никакими границами. Но было бы неверным отрицать и те культурные ценности, которые свойственны нашему народу и, которые определяют его самобытность и красоту. Утрата этих ценностей представляет собой невосполнимую потерю не только с культурологической, но и с исторической точки зрения. Кроме того, культурные ценности являются предметом гордости и национального самоуважения нашего народа.

Россия удивительно богата культурно – историческим наследием, представленным, в частности памятниками истории и культуры. В любом, даже самом дальнем уголке страны, всегда имеются уникальные объекты, которые могут вызывать интерес, как среди населения России, так и среди иностранных туристов. Разработка данного направления даст возможность лучше узнавать историю своей страны, воспитывать гордость за нее у подрастающего поколения, а также поднять престиж России на международном уровне, укрепить ее экономику, решить ряд экономических вопросов для жителей маленьких городов и населенных пунктов.

В этом состоит актуальность рассматриваемой темы, исходя из чего, возникает цель проекта: разработка модели города – музея.

Осуществление данной цели направлено на решение следующих задач:

- сохранение и обогащение исторического наследия, находящегося на территории города;

- поддержка исторической памяти поколений;

- накопление и сохранение культурных ценностей;

- экономический рост благосостояния города;

- поднятие престижа России как внутри страны, так и на международном уровне.

История города Шлиссельбурга

Город Шлиссельбург Ленинградской области, расположен на левом берегу Невы у истоков Ладожского озера в 43 км к востоку от г. Санкт – Петербурга. Он был основан в первой половине XIII века из посада Шлиссельбургской крепости. Городом Шлиссельбург стал с 1780 года и представлял собой восточные ворота на водном пути к г.Санкт – Петербургу.

Рядом на Ореховом острове находится крепость, основанная в1323 году новгородским князем Юрием Даниловичем. Небольшой остров в истоке Невы природа создала как будто для того, чтобы сторожить выходы из Ладожского озера. Он всегда занимал ключевое положение на северных рубежах Российского государства. Выгодное местоположение на важном водном торговом пути со странами Запада сделало крепость и город военно-административным центром ижорских земель, за обладание которыми велась ожесточенная борьба со шведами. В 1612 году шведы, не раз подступавшие к Орешку, овладели им и переименовали в Нотебург, но в 1702 году русские войска вернули крепость и Петр I переименовал цитадель в Шлиссельбург, что означает «Ключ – город». В1719 году г. Шлиссельбург вошел в состав Санкт-Петербургской губернии, а с1780 г. Стал уездным городом и торгово- ремесленным центром. В то время каменные крепостные стены, повторяющие очертания острова, украшали девять круглых башен, и лишь одна, Государева, опиралась на квадратное основание. В ней находились единственные ворота в крепость. Внутри крепости со стороны Ладожского озера стоял Секретный замок, который должен был служить последним укрытием, если бы враги прорвались за крепостные стены. Сегодня крепость представляет собой многоугольник с семью внешними башнями самостоятельной трехбашенной цитаделью. Следы древней первоначальной крепости выявлены раскопками и находятся на юго – восточной части острова. Также обнаружены остатки Воротной и Угловой башен. Протяженность крепостных стен составляет около 740 метров, а их средняя высота 12 – 16, у подошвы толщина стен достигает пяти метров. В XIXвеке Шлиссельбургская крепость была разорена, так как перестала быть военным объектом, а с начала XVIII века она использовалась как «государева тюрьма», узниками которой в свое время были: Евдокия Федоровна Лопухина, царевна Мария Алексеевна, князь Дмитрий Михайлович Голицыни многие другие. Дошедшие до нас чертежи Шлисельбургской крепости второй четверти XVIII века свидетельствуют о том, что Петр I стремился не только приспособить крепость к новым условиям боя и защиты, но и сделать ее в дополнение к Петербургу парадной правительственной резиденцией. В 1722 году перед взорами гостей, прибывших на остров для участия в торжественном праздновании 20-летия со дня штурма Нотебурга, предстал величественный ансамбль с парадной площадью и выходящими на нее двухэтажными казармами, церковью, царским дворцом, хоромами Меншикова, различными службами, каналом с мостами и устремленным ввысь 20-метровым шпилем Колокольной (Часовой) башни. Создателями ансамбля были московский архитектор Иван Устинов и главный зодчий Санкт-Петербурга итальянец Доменико Трезини.

До начала XXвека Шлиссельбург оставался центром приладожских и приневских земель. Со стороны Ладожского озера город окружен двумя каналами- Новоладожским и Староладожским. Они были созданы искусственно, причем Староладожский канал был прорыт еще при Петре I. Основное назначение каналов- соединить в единую систему реки Волхов и Неву, а также защитить город от штормов со стороны Ладожского озера. У входа в Неву со стороны Ладожского канала до сегодняшнего дня сохранились уникальные инженерные гидротехнические сооружения: четырехкамерный гранитный шлюз 1836 года постройки и Петровский мост на колоннах (1832). Интересен с исторической точки зрения и Малоневский канал (Лейманка) с причудливым Горбатым мостом и расположенный рядом с ним двухкамерный гранитный шлюз (1841), представляющие в совокупности ансамбль эпохи классицизма.

Центральная площадь города называется Красной. На ней расположились памятники XVIIIXIXвв.: Благовещенский собор, Никольская церковь, часовня Казанской Божьей Матери и Гостиный двор. Была в городе и еще одна церковь – Преображенская, но на сегодняшний день она полностью разрушена. Первоначально храмы имели общую объемно – пространственную композицию, единый пропорциональный строй и характер прорисовки деталей. Об этом говорит тот факт, что даже ширина зданий была одинакова – 8 метров.

Царственно стоял этот ансамбль на берегу Невы: вокруг широкого водного пространства возносились Иоанновский собор – в крепости и на острове, кладбищенская Преображенская церковь – на горе и, расположенный на центральной городской площади храмовый комплекс.

Начиная с XVII века, в населении города преобладали лютеране (шведы и финны), а в 1865 году с основанием порохового завода численность лютеран многократно возросла за счет миграции из Эстонии и Финляндии. В связи с этим, в 1990 – 1910 годах в городе был построен костел, который был полностью был уничтожен в 1978 году.

Много уюта и очарования в атмосферу старого Шлиссельбурга внес разбитый близ шлюзов и часовни в 1835 году, на дамбе Ладожского канала, бульвар. Этот бульвар, изобилующий рябиновыми деревьями, составлял для жителей единственное место для прогулок. В конце бульвара внимание прогуливающихся неизменно привлекал павильон с устроенными перед ним солнечными часами.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 г.Шлиссельбург был оккупирован немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 г., замкнув кольцо блокады Ленинграда. При прорыве блокады в январе 1943 подвергся практически полному разрушению и был восстановлен в послевоенное время. В 1944-92 гг. назывался Петрокрепость. В 1992 г. городу возвращено историческое петровское название Шлиссельбург.

Несмотря на то, что Шлиссельбург – достаточно маленький город, и его можно осмотреть примерно за час, но он и по сей день, окутан неповторимой исторической атмосферой, овеян тайнами и легендами, связанными с островом и крепостью, и, несомненно, является жемчужиной в культурно – историческом наследии нашей страны.

Обоснование создания модели города – музея

В настоящее время, в связи со снижением финансирования и объемами работ по поддержанию культурных и исторических памятников, часть из них, согласно оценкам специалистов РАН, находится в различной степени разрушения (около 70% памятников), и если в ближайшее время не принять никаких мер по их спасению, то восстанавливать будет нечего. Среди них и памятники, находящиеся на территории Шлиссельбурга и Шлиссельбургской крепости (Братская могила русских солдат, павших при штурме Нотебурга в 1702году, памятник революционерам, погибшим в 1884-1906гг., обелиск на Братской могиле защитников крепости в 1941-1943 гг., мемориал «Клятва»).Кроме того, городу грозит и потеря историческо – культурной ценности, связанная со строительством новых объектов.

По результатам исследований, проведенных Научно-проектным институтом реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН), можно сделать вывод о том, что если в ближайшие годы не будет принято никаких кардинальных мер, то такие города как Шлиссельбург потеряют свои культурно-исторические объекты, тем самым прервав историческую связь поколений, нарушив историческую архитектурную среду, характерную только для этого города.

Очень важно в связи с этим, чтобы г. Шлиссельбурга не коснулся процесс стагнации и на месте исторических памятников не возникли так называемые новоделы, нарушающие традиционный облик города.

Несмотря на то, что в период Великой Отечественной войны Шлиссельбург был практически полностью разрушен, в настоящее время его планировка соответствует исторической и, несомненно, является памятником градостроительства.

Когда мы говорим об исторически – культурных памятниках, о нашем наследии, то говорим о дворцах и усадьбах, об архитектурных композициях. Поэтому с полным основанием можно сказать, что Шлиссельбургская крепость является памятником истории, так как представляет собой сооружения, памятные места, здания, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни нашей страны.

Кроме того, не следует забывать и экономической составляющей. Одной из проблем малых городов является нехватка рабочих мест. В случае г. Шлиссельбурга большая часть населения вынуждена ездить на работу в г. Санкт-Петербург, затрачивая на работу около 4 часов. В результате не только потерянное время, но и дети, находящиеся без присмотра, потраченные нервы, неудовлетворенность и усталость.

Разрешением указанных проблем может стать данный проект города – музея. Его осуществление даст не только разграничение функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в части сохранения памятников истории и культуры, но поможет поднять экономическое положение города, за счет дополнительных вливаний, за счет туристического бизнеса.

К моменту разработки проекта начаты работы по очистке каналов, произведено восстановление Благовещенского собора.

В целях осуществления проекта необходимо: восстановление культурно-исторического ансамбля города и крепости, разработка ряда мероприятий по развитию туристического бизнеса (реклама, финансирование, юридическое обоснование).

Целевая аудитория: экскурсии рассчитаны на людей, интересующихся историей России, на студентов и школьников. Основным критерием общения и заинтересованности является игровой элемент, стилизованный под средневековую крепость и петровские времена.

В состав участников проекта должны войти:

- комитет по охране памятников;

- органы местного и областного самоуправления;

- частные лица;

- программные документы;

- обеспечивающие службы.

Правовое обеспечение проекта должно предусматривать правовой статус, права и обязанности его участников.

В качестве рекламы необходимо использовать: размещение объявлений на транспорте; в Интернете; на щитах, причем как в г.Шлиссельбурге, так и в г. Санкт-Петербурге, а также на трассе «Санкт-Петербург – Мурманск»; реклама в специализированных изданиях (журнал «Пригороды Санкт – Петербурга»); реклама на телевидении; реклама на радио; реклама в газетах; сайт города-музея в Интернете; участие в тематических конференциях, ярмарках и выставках.

Сроки реализации проекта могут составлять от 3 до 5 лет.

В связи с тем, что создание города-музея принесет экономическую выгоду как региону в целом, так и его жителям в частности, а также учитывая культорологическую значимость проекта, можно говорить о том, что степень удовлетворения от реализации проекта будет достаточно высокой.

Бонусы инвесторов складываются из:

- относительно быстрого запуска проекта;

- возможности привлечения инвестиционных ресурсов в данный проект и нахождении новых партнеров, в том числе зарубежных;

- в формировании площадки для предоставления товаров и услуг;

- в формировании положительного имиджа инвестора.

К возможным рискам проекта можно отнести: отказ в финансировании; непредвиденные затраты (в том числе из-за инфляции); рост стоимости реставрационных работ; квалификация кадров.

Финансирование проекта: капитальные затраты могло бы взять на себя правительства г. Санкт-Петербурга (так как музей Орешек находится на балансе города) и Ленинградской области, а также частично местный бюджет, возможно и участие частных лиц, заинтересованных в данном проекте. В связи с тем, что предполагается открытие новых рабочих мест, к софинансированию необходимо привлечь и центр занятости населения.

Обзор аналогичных проектов: к успешным проектам городов – музеев можно отнести их деятельность г.Выборге, г.Санкт – Петербурге, г. Суздале, музее Малые Карелы. Перечисленные города – музеи не только помогают сохранить историческое и культурное наследие нашего народа, но и вносят немалый вклад в экономику своих регионов, заинтересовывая своей деятельностью как российских, так и иностранных туристов и инвесторов.

Тенденции развития: можно усовершенствовать проект, связав его с аналогичными в г.Санкт – Петербурге (совместные экскурсии), проводить различные конференции и семинары на территории крепости и т.д.

Прогноз развития: в связи с дальнейшим развитием туризма в мире и интересом к истории России, данный проект имеет высокую вероятность спроса и дальнейшего роста.

В настоящее время в нашем регионе данный сегмент развит недостаточно, не смотря на исторические и экономические предпосылки. В связи с этим, данный проект является актуальным, и его реализация дает возможность решения названных выше задач, имеющих важность как для города и региона, так и для России.

Рис. 1 Взаимосвязь модели города – музея с культурно-исторической средой города

Модель города – музея может быть представлена тремя блоками:

Рассмотрим подробно данные блоки.

Церковный Шлиссельбург.

Цели: понимание православия, как веры, свойственной русскому народу; толерантное отношение к людям другой веры; пересмотр моральных и духовных ценностей; знакомство с церковной архитектурой и иконописью.

Освоение данного блока подразумевает: присутствие на службах, совершаемых в церкви и соборе города, осмотр церковного наследия; проведение обрядов крещения, венчания, отпевания; беседа с батюшкой; посещение воскресной школы, действующей при церкви; лекции о значении православия в жизни русского народа и толерантности по отношению к людям другой веры.

Средневековый Шлиссельбург.

Цели: приобщение к истории нашего народа; знакомство с языком Древней Руси и ее нравами.

Освоение данного блока подразумевает: участие в жизни средневековой крепости (жизнь на острове в течение определенного времени в одеждах и по традициям XI-XIII веков); участие в битвах за крепость Орешек с выходом в Ладожское озеро на судах, стилизованных под прошлые века.

Шлиссельбург времен Петра I.

Цели: знакомство с историей нашей страны; погружение в атмосферу древнего города.

Освоение данного блока подразумевает: прогулки на весельных лодках по каналам; «общение» с историческими персонажами (участие в игровых исторических действах); экскурсия по городу; прогулка по бульвару; загадывание желаний у солнечных часов и Петровского моста; городской и виртуальный компьютерный музеи.

К перечисленным блокам можно добавить и блок, повествующий о современном Шлиссельбурге, где провести связь поколений, живших на этой земле раньше и людей, населяющих город сегодня.

Заключение

Таким образом, реализацию предлагаемого проекта можно разбить на три этапа:

1.Первый этап – подготовительный. Он включает в себя создание рабочей группы, регистрацию юридического лица, поиск инвесторов, планирование деятельности, заключение договоров, разработка рекламной компании, бизнес – плана, заключение договоров, комплектование штата сотрудников, начало реализации проекта.

2.Второй этап – развитие проекта. Он включает в себя расширение перечня услуг, развитие партнерской сети, дальнейшее развитие.

3.Третий этап – функционирование проекта. Он включает в себя продолжение расширения перечня услуг, осуществление деятельности по созданию положительного имиджа, привлечение новых партнеров и инвесторов.

Для успешной реализации необходимо создание следующих условий:

- обеспечение финансирования;

- маркетинговое обеспечение;

- инфраструктурное обеспечение;

- кадровое обеспечение.

При соблюдении данных условий проект будет не только успешно функционировать, но и обеспечит сохранность исторических и культурных памятников и экономическую стабильность в регионе.

Список литературы

1. Брюшкова Л.П. Коллекции геологических музеев как часть культурного наследия. - М., 2013. - 336 с.

2. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов. //Музей в современной культуре. - Спб, 2013. - 111 с.

3. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий. // Музей и современность. - М., 2014 (Сб.науч.тр. НИИ культуры).

4. Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 2015. № 5.

5. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура - общество. - М.,2015. - С.7. (Сб.науч.тр./Музей революции).

6. Дукельский В.Ю. Терминология музейного предмета. // Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. - М.,2013. - 198 с.

7. Жигульский З. Музеи мира: Введение в музееведение. - М., 2013. - 199 с.

8. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб., 2014. - 312 с.

9. Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее// От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 70 лет. Сб. науч. статей. - М., 2015. - 452 с..

10. Коссова И.М. Кафедра музейного дела и ее роль в подготовке музейных кадров, в кн.: Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков (Государственный исторический музей. Труды. Вып. 127). - М., 2013. - 177 с.

11. Краткий словарь музейных терминов. - М.,2014. - 397 с.

12. Кодекс профессиональной этики. - Париж, 2014. - 311 с.

Просмотров работы: 49