Мотивация выбора профессии студентами в системе среднего профессионального образования

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мотивация выбора профессии студентами в системе среднего профессионального образования

Бункайте М.Р. 1Кузнецова А.А. 1
1государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж» (ГБПОУ Архангельской области «АИПК»)
Виноградова Е.С. 1
1государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж» (ГБПОУ Архангельской области «АИПК»)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Перспективы развития Российской Федерации в определенной степени определены его качественным трудовым потенциалом, уровень которого зависит от профессиональных, деловых и личностных качеств специалистов. При этом в формировании трудового потенциала ведущую роль играет система среднего профессионального образования, эффективность которой обусловлена оптимальным сочетанием теоретической подготовки студентов СПО и практических навыков и умений в ходе обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

При этом многие рабочие специальности являются малопривлекательными для молодежи, поскольку некоторые направления подготовки имеют низкий социальный статус в обществе, кроме того студенты считают их непрестижными либо не соответствующими требованиям рынка, также объясняется неконкурентоспособной зарплатой по получаемым профессиям и специальностям.

Поэтому отношение студентов среднего профессионального образования к профессии влияет на их дальнейшее обучение, что сказывается на качестве подготовки, удовлетворенности выбранной профессии, дальнейшем трудоустройстве выпускников.

При этом студенты, не имея собственного профессионального опыта, имитирует модели восприятия профессий, передаваемые, в первую очередь, семьей и обществом [1, с. 4]. Поэтому мотивация выбора профессии студентами в системе среднего профессионального образования являются актуальными.

Цель работы – изучить мотивационные факторы выбора профессии студентами в системе среднего профессионального образования.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие профессиональной мотивацией в системе среднего профессионального образования

- провести исследование мотивации студентов при выборе профессии студентами в системе среднего профессионального образования.

Исследование мотивации студентов при выборе профессии студентами в системе среднего профессионального образования

В современных условиях развития экономики существенной и острой проблемой в среде молодежи становится выбор своего дальнейшего профессионального пути. При этом мотивация становится основной движущей силой в деятельности человека, его поведении в самом процессе формирования будущего профессионала.

По мнению автора Бочкаревой Т.Н. [3] под профессиональной мотивацией в системе среднего профессионального образования понимают совокупность процессов и факторов, побуждающих и направляющих человека к изучению будущей профессиональной деятельности.

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных молодых людей бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей.

Для того чтобы определить какие мотивационные факторы лежат у студентовв системе среднего профессионального образования, был проведен опрос о том, для чего они хотят получить образование, и какие факторы повлияли на выбор профессии.

Для проведения исследования о правильности выбора профессии среди студентов Архангельского индустриально-педагогического колледжа проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов всех специальностей. В выборку попали студенты, имеющие техническое направление образования – 18%, экономическое направление – 19%, педагогическое направление – 27%, социальное направление – 36%.

В анкетировании приняли участие студенты 1-2 курса по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» (17 чел.); 3-4 курсы по специальности «Социальная работа» (25 чел.), 3-4 курсы по специальности «Преподавание в начальных классах» (25 чел.), 2 курс по специальности «Дошкольное образование» (8 чел.); 1-2 курсы по специальности «Гостиничный сервис» (18 чел.).

Всего в опросе приняло участие 93 студента. 80% опрошенных составили девушки, поскольку молодые люди преимущественно обучаются по технической специальности.

Участники анкетирования в возрасте 15-17 лет составило 24% (22 чел.); 18-20 лет – 56% (52 чел.); 21 год и старше – 20% (19 чел.).

Анкетирование, проведенное у студентов, сделать следующие выводы.

На вопрос «Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?» [2, с. 22] 74% опрошенных (69 чел.) ответили, что выбрали специальность сознательно (таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1 – Результаты ответов на вопрос «Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?»

Ответ

Направление получаемого образования

Техническое

Экономическое

Педагогическое

Социальное

Да

12

14

29

14

Нет

5

4

4

11

Рисунок 1 – Графические результаты ответов на вопрос «Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?»

На вопрос «Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?» 45% (42 чел.) ответили, что профессия нужна обществу; 20% (19 чел.) – профессия престижная, современная; 5% отметили, что профессия хорошо оплачивается; 2% отметили хорошие условия труда; остальные 31% - другие факторы (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты ответов на вопрос ««Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?»

Ответ

Направление получаемого образования

Техническое

Экономическое

Педагогическое

Социальное

профессия нужна обществу

5

1

19

17

профессия престижная, современная

3

9

7

0

профессия хорошо оплачивается

4

0

1

0

хорошие условия труда

1

0

1

0

другое

5

8

8

8

В целом в профессии студентами нравится больше всего, что она нужна обществу и престижна (рисунок 2).

Рисунок 2 – Графические результаты ответов на вопрос «Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?»

Отвечая на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей специальности?» [2, с. 22] 44% (41 чел.) указали, что на выбор повлияли родители; 29% (27 чел.) – на выбор оказала влияние профориентационная работа колледжа; 18% (17 чел.) – на выбор повлияли друзья и родственники (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты ответов на вопрос ««Кто повлиял на выбор Вашей специальности?»

Ответ

Направление получаемого образования

Техническое

Экономическое

Педагогическое

Социальное

родители

8

5

18

10

профориента-циионная работа колледжа

6

8

7

6

друзья и родственники

3

5

3

6

Таким образом, в целом на выбор студентов повлияли родители (в 48% случаев) и профориентационная работа колледжа (отметили 32% студентов) (рисунок 3).

Рисунок 3 – Графические результаты ответов на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей специальности?»

При ответе на вопрос «Жалеете ли вы о выборе своей профессии?» 35% ответили, что не жалеют; 34% – в целом не жалеют, но хотели бы немного другую специализацию; 8% – жалеют о выборе, но все равно хотели бы заниматься чем-то родственным; 12% жалеют о выборе, но доучатся и планируют получить высшее образование.

На вопрос «Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в колледже?» [2, с. 23] 27% указали, что их отношение к выбранной профессии не изменилось; 25% – их отношение изменилось в лучшую сторону; 25% – что их отношение изменилось в худшую сторону.

Отвечая на вопрос «Хотели бы Вы найти подработку по специальности, получаемой в колледже?» 41% опрошенных студентов не определились с выбором; 27% ответили, что готовы работать по получаемой специальности; 14% ответили, что предпочли работать по специальности, но главное в работе – деньги; остальные 16% ответили, что не имеет значение направление работы, главное – чтобы устраивал заработок.

На вопрос «Насколько важно для Вас при поисках работы, чтобы она совпадала с Вашей будущей специальностью?» 40% ответили, что важно, но не очень; 27% ответили – что очень важно; 20% отметили, что неважно; 11% - не определились с ответом (таблица 4).

Таблица 4 – Результаты ответов на вопрос ««Насколько важно для Вас при поисках работы, чтобы она совпадала с Вашей будущей специальностью?»

Ответ

Направление получаемого образования

Техничес-кое

Экономичес-кое

Педагогичес-кое

Социаль-ное

Очень важно

8

3

10

4

Важно, но не очень

8

9

11

9

Неважно

1

3

8

7

Нет ответа

0

3

2

5

Таким образом, для большинства студентов важно, чтобы работа совпадала с будущей профессией.

На вопрос «Работал ли кто-нибудь из Ваших родственников или близких знакомых по Вашей будущей специальности или в смежных областях?» 46% опрошенных студентов ответили положительно; 51% опрошенных студентов отрицательно ответили (таблица 5).

Таблица 5 – Результаты ответов на вопрос ««Работал ли кто-нибудь из Ваших родственников или близких знакомых по Вашей будущей специальности или в смежных областях?»

Ответ

Направление получаемого образования

Техническое

Экономическое

Педагогическое

Социальное

Да

12

4

19

8

Нет

4

14

13

16

Не знаю

1

0

0

1

При этом 71% студентов, обучающихся по техническому профилю подготовки, ответили, что родственники или близкие знакомые работали по будущей или смежной специальности. Аналогично ответили студенты, обучающиеся по педагогическому направлению.

Однако студенты, обучающиеся по экономическому и социальному направлению, дали противоположный ответ.

При опросе студентов на вопрос «Имели ли Вы самостоятельный заработок в течение учебного года?» получены следующие результаты:

- 42% опрошенных отметили, что не работали в течение года;

- 24% отметили, что имели временную работу или работу по договору;

- 23% имели разовые заработки;

- 12% имели постоянный заработок (рисунок 4).

Таким образом, 58 % студентов имели заработок в течение года, а остальные – не зарабатывали денежные средства.

Рисунок 4 – Графические результаты ответов на вопрос «Имели ли Вы самостоятельный заработок в течение учебного года?»

Отвечая на вопрос о соответствии получаемой квалификации требованиям рынка 37% указали, что соответствует, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии; 31% указали, что знаний хватит, чтобы устроиться на работу; 12% указали, что полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности. Лишь 3% опрошенных указали на несоответствие требованиям рынка.

При ответе на вопрос «Что для Вас главное в будущей профессии?» 45% ответили, что главное в профессии – удовольствие от работы; 30% заработная плата; 13% условия труда; 9% отметили самосовершенствование, 3% возможность работы в коллективе.

При этом в профессии для студентов, обучающихся по техническому направлению, важна заработная плата – ответили 48% опрошенных, удовольствие от работы – ответили 24% опрошенных. Аналогично ответили студенты, обучающиеся по экономическому профилю. 44% опрошенных ответили, что важна зарплата, 33% студентов – что важно удовольствие от выбранной профессии.

Студенты, осуществляющие подготовку по социальному направлению, отметили, в профессии важно получение удовольствия от работы (46%), только на втором месте уровень оплаты труда – так ответили 25% опрошенных.

Студенты, обучающихся по педагогическому направлению, отметили важность в профессии таких факторов, как удовольствие от выбранной профессии – ответили 67% опрошенных.

Заключение

Таким образом, результаты подтверждают, что учебно-профессиональная мотивация студентов к овладению специальностью, рабочей профессией в колледже находится на надлежащем уровне, но по специальностям педагогического, экономического профиля мотивация очень высокая. При этом главной проблемой остается занятость студентов в отраслях, не связанных с получаемой профессией, поскольку одним из главных мотивов является уровень оплаты труда. Поэтому для ее решения необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по повышению уровня оплаты труда для выпускников на региональном (муниципальном) уровне.

Список использованных источников и литературы

1. Работающие студенты: соотношение профессии и занятия: аналитический отчет по материалам социологического исследования / Под ред. А.А. Сусоколова. – Москва: ООО Исследовательский центр «Амалфея», 2004. – 48 с.

2. Исследование мотивации выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентами КГСТ: исследовательская творческая работа / О.А. Трофимчук, Е.В. Фролова. – Челябинск: Проект для одаренных детей «Алые Паруса», 2013. – 40 с.

3. Долгушина Татьяна Николаевна, Юревич Светлана Николаевна Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 3 – 4 (16). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-komponent-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 05.11.2018).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Уважаемый студент, ответь, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

С уважением автор.

1. Пол

Женский

Мужской

2. Возраст

15-17 лет

18-20 лет

21и более лет

3. Курс

1

2

3

4

4. Специальность ____________________________________________________________________

5. Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?

Да

Нет

6. Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?

Эта профессия нужна обществу 

Эта профессия престижная, современная

Эта профессия хорошо оплачивается

Хорошие условия труда

Другое

7. Кто повлиял на выбор Вашей специальности?

родители

друзья и родственники

профориентация образовательной организации

8. Жалеете ли вы о выборе своей профессии?

Нет, я нисколько не жалею

В целом не жалею, но хотелось бы немного другую специализацию

Жалею, но все равно хотелось бы заниматься чем-то родственным

Жалею, это совершенно не моё

Жалею, но доучусь и буду получать высшее образование

9. Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в колледже?

Кардинально в лучшую сторону

Да, некоторые вещи оказались лучше, чем я ожидал

Нет, не изменилось

Да, некоторые вещи оказались хуже моих ожиданий

Да, в худшую сторону

Да, я просто разочарован

10. Хотели бы Вы найти подработку по специальности, получаемой в колледже?

Да, я хотел бы работать только по специальности, получаемой в колледже.

Предпочел бы работу по специальности, но главное все же деньги.

Мне все равно, если заработок меня устраивает.

Затрудняюсь ответить.

11. Насколько важно для Вас при поисках работы, чтобы она совпадала с Вашей будущей специальностью?»

Очень важно

Важно, но не очень.

Неважно.

Нет ответа

12. Работал ли кто-нибудь из Ваших родственников или близких знакомых по Вашей будущей специальности или в смежных областях?

Да

Нет

Не знаю

13. Имели ли Вы самостоятельный заработок в течение учебного года?

Да, имел постоянный заработок

Да, имел временную работу, работу по договору

Разовый заработок

Нет, не имел

14. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?

Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности

Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу

Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии

Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу

Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области

Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка

15. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)

Условия труда

Зарплата

Удовольствие от работы

Возможность быть в коллективе

Самосовершенствование

16. Престижно ли учиться в колледже?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Благодарим за участие в анкетировании!

Просмотров работы: 1037