Введение
С первого класса в нашем классе ведутся занятия по экономике. Мы знакомимся с разными экономическими понятиями: «Деньги», « Доходы и расходы», «Покупатель и продавец», «Потребности»… Проигрываем жизненные ситуации.
На одном из занятий мы рассматривали тему «Карманные деньги» (Приложение 1). Выяснилось, что все дети нашего класса получают от родителей и своих родных карманные деньги. Но распоряжаются все по-разному и не всегда разумно. Перед нами встала проблема: как потратить карманные деньги, надо ли давать детям деньги и в каких пределах.
Актуальность: оказывается, данная тема привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, психологов и вызывает много споров.
Объектом нашего исследования являются карманные деньги.
Предметом исследования – изучение опыта расходования карманных денег.
Гипотеза: предполагаем, что большинство детей не умеют с пользой тратить деньги
Цель: выявить разумные способы по расходованию карманных денег.
Задачи:
1. Изучить литературу и интернет-источники по данному вопросу.
2. Провести опрос среди родителей и детей по вопросу расходованию карманных денег
3. Познакомить с результатами исследования родителей и детей.
4. Составить практические советы по рациональному расходованию карманных денег
Методы исследования: анализ литературы, опрос, анкетирование, интервью, эксперимент.
Глава I . Общее представление о « карманных деньгах».
Что такое деньги
Деньги - это специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг1. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому древнему упоминанию о них 4500 лет. Клинописный текст на глиняной таблетке из Двуречья (юг современного Ирака) сообщает о платеже в виде обусловленной меры серебра. Позже во многих древних государствах металл определенного веса или меры стал выполнять функцию денег, что привело к появлению монет.
Что понимается под карманными деньгами
Карманные деньги - "Сумма денег, регулярно выдаваемая на личные или хозяйственные расходы"2.
Карманными деньгами называют деньги, которые вы тратите на мелкие расходы, или деньги, которые родители дают своим детям. (Толковый словарь Д.В.Дмитриева).
В книге Э.Матвеева определение:
Карманные деньги – это деньги, которые родители дают своим детям на мелкие расходы.
Мы будем пользоваться понятием, которое приводит Э.Матвеев.
1.3 Как решается проблема траты карманных денег в России и других государствах .
В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. Например, такой страной является Германия. В законе прописано: сколько выдавать, как часто и с какого возраста (Приложение 2). Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.
Есть ещё одна сторона: выдавая энную сумму на карманные расходы, немцы взимают с нее 20-процентный налог. Так они с самого детства приучают своих детей быть законопослушными налогоплательщиками.
Самые фанатичные в вопросах денежного воспитания — американцы. Здесь, прививая финансовую дисциплину, родители заставляют своих детей брать кредит на учебу и платят им буквально за все: за помытый пол, хорошую оценку или поведение.
Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за ... поцелуи! «В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1—2 лиры ($0,5—1). Дети постарше могут получить 20—50 лир ($11—27).
А дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу.
В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. В нашей стране каждая семья решает по-своему, сколько давать на карманные расходы. Психологи и специалисты по финансам полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который обучит его финансовой грамотности. А этот навык не менее важен для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.
Глава 2. Как с пользой потратить карманные деньги
2.1 Результаты анкетирования среди детей
Изучение траты карманных денег мы начали с нашего класса - это ученики 4 класса. Нами было проведено анкетирование (Приложение 3). Всего приняли участие – 27 человек.
На 1 вопрос были даны ответы: 92% детей получают деньги на карманные расходы и только 8% детей не получают (Приложение 6).
На 2 вопрос – сколько денег выдают, получены данные: большей части детей выдают небольшую сумму - 50 и менее рублей. Именно этой суммы как раз хватает, чтобы купить что-то «вкусненькое». Например, шоколадный батончик, что- то из выпечки и другое (Приложение 7).
На 3 вопрос были даны ответы: 8% детей получают деньги, дают каждый день. 35% детей получают деньги раз в неделю. 22% детей получают деньги раз в месяц. 35% детей деньги дают по запросу (Приложение 8).
Самый распространённый временной отрезок – это давать деньги раз в неделю. Именно такой способ позволяет детям сделать выбор: либо потратить всю сумму за раз или тратить понемногу, но каждый день.
Куда же тратят дети карманные деньги? 26% - детей тратят деньги на игры.
35% - детей тратят деньги на сладости. 39% - детей копят деньги (Приложение 9).
На основе анкетных данных мы приходим к выводу, что большая часть детей предпочитает тратить деньги «впустую», то есть либо проесть, либо купить какую-нибудь безделушку, без которой вполне можно обойтись. Но есть и более перспективные дети, их меньшинство, которые всё-таки предпочитают сохранить данные деньги.
2.2 Результаты анкетирования среди родителей
Среди родителей мы также провели анкетирование (Приложение 4, 5).
Получили данные: (Приложение 10- 12).
17% - дают детям деньги раз в неделю. 83% - дают деньги по запросу детей.
Большая часть родителей не устанавливает сроки, выдают деньги по запросу детей. 50% осуществляют контроль. 50% не осуществляют контроль.
Мы приходим к выводу, что половина родителей не осуществляют контроль, а следовательно, не учат планировать расходы и даже не интересуются, куда тратятся деньги.
В литературе мы нашли, какую лучше давать ребёнку сумму: от 100 до 200 рублей. Эту сумму ребёнок будет гарантированно получать независимо от поведения и оценок3.
2.3 Мой Бизнес план
Из литературы и интернет источников я нашёл информацию, как тратить деньги. Смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления.
Необходимые — это, например, траты на проезд, питание в школе, оплата иных школьных потребностей, от которых не отказаться.
Дополнительные — траты на стыке необходимости и удовольствия. Это может быть пирожное в дополнение к школьному супу и второму. Красивая авторучка вместо более дешёвой стандартной. Покупка нового пенала вместо старого износившегося. Сбережения — это тоже крайне важный пункт.
Для себя я составил «бизнес – план». Мне выдают по 200 рублей в месяц. Определяю, какую сумму я буду откладывать. Например, буду откладывать по 150 рублей, то за один год у меня накопится 1800 рублей. На них я смогу купить подарки маме и сестре, сделать сюрприз, так как они не знают о моих намерениях.
2. 4 Практические советы для детей и родителей
Из всего сказанного и изученной литературы мы составили советы:
Выдавайте ребенку карманные деньги.
На примере сбережений можно объяснить малышу, как достичь мечты и как можно ускорить это достижение, если начать экономить. «Если ты будешь откладывать по 10 рублей каждый день, то через 50 дней сможешь купить себе куклу. А если будешь откладывать по 20 рублей, например, экономя на пирожном, то купишь её уже через 25 дней».
Лучший способ финансового воспитания – личный пример родителей.
Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета.
Помогите ребенку выбрать интересную финансовую цель и накопить на нее.
Детям лучше давать фиксированную сумму ежедневно или еженедельно независимо от поведения и оценок.
Не выдавайте детям деньги за работу по дому или хорошие оценки. Этот способ считается не эффективным.
Приучайте детей вести дневник, куда ребёнок записывает расходы.
Заключение
В своей работе мы изучили проблему траты карманных денег. Изучили опыт других стран. Провели анкетирование среди детей и родителей. Наша гипотеза подтвердилась, так как большинство детей не умеют тратить деньги с умом. Детям необходимо выдавать карманные деньги, так как они учатся рационально тратить деньги, что поможет им в будущем. Именно родители, должны воспитать в детях разумную привычку экономного расходования денег. Для родителей и детей составили практические советы. Наша работа будет полезна как родителям, так и детям.
Список литературы
Толковый словарь Русского Языка", Дмитриев Д. В. (ред.), 2003.
«Карманные деньги: когда и сколько»- Журнал «Дарья №15 20017 год, с12
Матвеев Э.В. «Дима и Совенок. Полезная сказка о финансах» Издательство "Пермь" , 2016 г.
https://dic.academic.ru/dic. nsf/dmitriev/970/деньги
http://www.o-germanii.com/2013/10/karmannie-dengi.html
Приложение 1
Карманные деньги
Приложение 2
Таблица расходования денежных средств в Германии
Возраст |
Сумма в Евро |
За период |
Эквивалент в рублях |
До 5 лет |
От 0,5 до 1 евро |
в неделю |
От 20 до 40 рублей |
От 6 до 7 лет |
От 1,5 до 2 евро |
в неделю |
От 60 до 80 рублей |
От 8 до 9 |
От 2- до 2,5 |
в неделю |
От 80 до 100 |
От 10-до 11 |
13-16 |
ежемесячно |
От 520 до 640 |
Приложение 3
Анкета для детей.
1)Дают ли вам родители деньги на карманные расходы.
а) Да б) Нет
2)Сколько: ___________________________________
3)Как часто:
а) каждый день б) раз в неделю в) раз в месяц г) по запросу детей
4)На что расходуете карманные деньги.
а) игры б) сладости в) копите г) ___________________
5)Как распорядились, если получили 100 рублей:
Приложение 4
Анкета для родителей.
1)Даёте ли вы детям деньги на карманные расходы.
а) да б) нет
2)Сколько: _______________________________________________
3)Как часто:
а)каждый день б)раз в неделю в)раз в месяц г)по запросу детей
4) Осуществляют контроль
а) да б) нет
5) Считаете ли вы, что детям необходимо давать деньги на карманные расходы.
а) если да, то почему__________________________________________
б)если нет, то почему__________________________________________
Приложение 5
Фото «Обработка анкет»
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/
2 https://finlit.online/osnovyi-biznesa/karmannyie-dengi-8631.html
3 «Карманные деньги: когда и сколько»- Журнал «Дарья №15 20017 год, с12